Зюганов Г. А. Глобализация и судьба человечества. М. 2002 Применительно к происходящим сегодня процессам правильнее говорить не о «глобализации вообще»




Скачать 445.92 Kb.
страница1/2
Дата10.05.2016
Размер445.92 Kb.
  1   2


Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М. 2002

Применительно к происходящим сегодня процессам правильнее говорить не о «глобализации вообще», а о современном этапе глобализации – глобализме.

Понятие «глобализация» относится к понятию «глобализм» примерно так же, как «империя» к «империализму». Империи существовали уже несколько тысяч лет назад, а империализм как особая стадия капитализма возник лишь на рубеже Х1Х-ХХ веков. Так и глобализация сопутствует всей истории, а глобализм как ещё одна новая стадия капитализма стал реальностью на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Процессы глобализации т.е. экономической, политической и культурной интеграции человечества начались очень давно. Протекали они отнюдь не плавно и бесконфликтно, а в острых социально-экономических противоречиях.

Глобализация есть процесс развития интегрированного мирового хозяйства, в котором экономика отдельных стран составляет лишь звено единого мирового целого. Этот процесс основывается на развивающемся и углубляющемся международном разделении труда. Исторически его начало восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации.

Следующим, вторым этапом глобализации стало развитие мирового рынка на базе капиталистического способа производства в условиях свободной конкуренции. Огромную роль здесь сыграли великие географические открытия. Этот процесс сопровождался завоевательными войнами, взаимопроникновением культур и образованием колониальных империй: британской, испанской, португальской, голландской и др. Характеристику этого этапа дали К.Маркс и Ф.Энгельс в «Коммунистическом манифесте». Они писали: крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продукции гонит буржуазию по всему земному шару. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная однородность и ограниченность становятся всё более невозможными.

Третий этап глобализации проходил уже на базе монополистического капитализма, который был определён В.И.Лениным как империализм. Его основные признаки: перерастание конкуренции в монополию, сращивание промышленных монополий с банковскими и образование финансового капитала, экспорт капитала и образование международных монополий, завершение территориального раздела мира и начало борьбы за его передел.

Нынешний этап глобализации – четвёртый. Его особенности состоят в следующем (всего 4 особенности):



  1. В технологическом плане современный этап глобализации характеризуется тем, что экстенсивное распространение хозяйственной деятельности человека по поверхности земли практически завершено. Одновременно всё более решительно идёт освоение Мирового Океана и ближнего космоса. Созданная человеком «вторая природа» - производственная, энергетическая, транспортная, коммуникационная, жилищная и т.п. по задействованным в ней потокам вещества и энергии становятся соизмеримой с таковыми в геосфере. Превращение разумной жизни в геологический фактор и становление ноосферы – предвидение В.И.Вернадского, всё более зримо осуществляется в наше время.

  2. В экономическом плане неуклонно углубляется мировое разделение труда. Производственные взаимосвязи и технологические цепочки всё чаще перешагивают национальные границы, опутывая весь земной шар. Параллельно идёт процесс концентрации и интернационализации собственности на средства производства. Идёт становление глобальной экономики.

  3. В политической сфере. Экономическая интеграция побуждает переходить ко всё более тесным межгосударственным взаимоотношениям, снятию барьеров на пути движения товаров, капиталов, рабочей силы. Наглядный пример – интеграция стран Западной Европы.

  4. В культурной сфере. Неуклонно усиливаются взаимодействие и взаимообогащение культур. Идёт становление единого всемирного культурного пространства.

Современная эпоха отличается тем, что экстенсивные формы глобализации явно приблизились к своему логическому завершению. Развитие «вширь» практически закончилось, наступает эпоха развития «вглубь». Глобализация переходит в свою интенсивную фазу. Это проявляется:

  1. Возникают и множатся глобальные проблемы – решение которых уже не под силу отдельным государствам и их региональным объединениям, а требует совместных усилий всего человечества. Это проблемы сохранения окружающей среды, обеспечение продовольствием растущего населения земли, поиск новых источников энергии, сохранение мира и выживание человечества в ядерную эпоху и т.д.

  2. Происходит гигантское ускорение интеграционных процессов. Главным ускорителем стала «информационная революция». Компьютеризация повысила связность современного мира. Невиданно возросла оперативность принятия управленческих решений. Возникла техническая возможность глобального управления.

Таким образом, с одной стороны, возникает объективная потребность во всемирном Центре политического и экономического регулирования, а с другой – формируются материальные возможности возникновения и функционирования такого Центра.

Назрел качественный перелом в развитии человеческой цивилизации. Для него уже практически всё готово:



  1. Человечество отныне может развиваться только как целое, иначе оно просто не справится со своими проблемами.

  2. Человечество в принципе уже может сознательно и планомерно управлять этим развитием.

Глобализация приняла свои реальные черты тогда, когда стало интенсивно формироваться единое информационно-финансовое пространство. Это 90-е годы ХХ века. В этом смысле можно сказать, что собственно глобализация – это явление новейшего времени, которое ещё находится в процессе становления и развития.

Новейшая технологическая революция.

Все основные успехи глобализма связаны с научно-технической революцией. Мировая история знает 4 «глобальные технологические революции»:


  1. Появление домашних животных и переход от собирательства к кочевой культуре.

  2. Появление земледелия, переход к оседлому образу жизни, появление городов.

  3. Промышленная, индустриальная революция. Она продолжалась до середины ХХ века по мере освоения новых источников энергии.

  4. Информационная революция. Создание мирового информационного пространства является одним из основных условий глобализации. Информация как ресурс характеризуется своей неисчерпаемостью.

Сегодня новые «правила игры» в глобальном мире формируются под влиянием гигантских возможностей, которые открывают новые технологии во всех важнейших областях человеческой деятельности: промышленности, сельском хозяйстве, финансах, военной стратегии, геополитике, религии, в образовании и культуре. Финансовая деятельность т.е. управление денежными потоками за последние годы превратилась в основной двигатель глобализации. Произошло это потому, что развитие электронных средств коммуникации предоставило возможность практически мгновенно перемещать гигантские капиталы с одного конца планеты на другой. Такие перекатывающиеся по всему миру в погоне за максимальной прибылью финансовые волны, грозят смыть государственные границы и суверенитеты.

Получив невиданную ранее мобильность, денежные потоки перестали быть жестко связанными с реальным сектором экономики, с материальным производством. Сейчас даже по оптимистичным подсчётам в этих сферах удерживается не более 8-10% финансовых средств. Остальные 90% задействованы в области «торговли воздухом» т.е. чистой спекуляции, не имеющей ни малейшего отношения к производству товаров и услуг.



Превращение финансов в самодавлеющую систему, господство спекулятивного капитала – важнейшая характеристика современной глобализации.

Существенной характеристикой нового глобального мира стало постоянное сокращение числа людей, занятых производительным трудом. Это не случайно. Когда деньги воспроизводят себя сами, минуя товарную стадию, привлекательность вложений в материальное производство уменьшается.

Кроме того, новые технологии позволяют резко повысить эффективность труда при сокращении числа работающих, а следовательно – фонда заработной платы. В результате человечество уже в ближайшие годы столкнётся с проблемой: куда девать «ненужные» рабочие руки? Специалисты считают, что при сохранении нынешних тенденций в ХХ1 веке для функционирования мировой экономики будет достаточно 20% трудоспособного населения и, как пишет американский писатель Джемери Рифкин, автор книги «Конец занятости», у тех 80% которые останутся не у дел будут колоссальные проблемы. Статистика показывает: в мировом масштабе армия безработных «пролетариев», лишённых возможности зарабатывать на жизнь постоянно растёт. При этом от людей невозможно скрыть, что их труд стал не нужен не потому, что они ленивы и мало квалифицированы, а потому, что архитекторы «нового мирового порядка» избрали такую модель глобализации, при которой предусмотрено удовлетворение потребностей и соблюдение прав лишь малой части человечества – «золотого миллиарда». А остальным отведена роль людей второго сорта.

О наступлении информационной, постиндустриальной эпохи заговорили в научных кругах в 60-е годы ХХ века. Тогда практически одновременно в Японии и США был введён в научный оборот и сам термин «информационное общество». Бурный всплеск интереса к этой сфере произошёл после выхода в свет в 1973 г. книги известного американского социолога Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество». В 80-е годы Э.Тоффлер в книге «Третья волна» сформулировал своеобразную концепцию исторического процесса. Он выделил 3 волны: 1 – аграрная до ХУ111 в., 2 – индустриальная (до середины ХХ в.) и 3 – информационная (начиная с 50-х годов ХХ в.) Тоффлер первым подробно описал революционные изменения, происходящие в современном мире в «техносфере», «социосфере», «биосфере» и «психосфере», показал взаимоотношения между ними.

Известный американский учёный, специалист по вопросам международных отношений, занимавший в 1987-88 годах пост президента Американской ассоциации политологов, Кеннет Уолтц называет глобализацию «причудливым продуктом 90-х годов, изготовленным в Америке».

Истоки глобализации следует искать в послевоенном кризисе капиталистического мира, в неспособности классических либеральных демократий обеспечить стабильность своего господства и удовлетворить аппетиты транснациональной элиты. Вызов, брошенный капитализму(«цивилизации») странами «второго» и «третьего» мира, («варварами» и «дикарями») спровоцировал появление ряда идеологических концепций, авторы которых попытались осмыслить новые социально-политические реалии и сформулировать эффективную модель «обновлённого капитализма».

В 1957 г., опиаясь на более ранние идеи известного английского историка и социолога Арнольда Тойнби, П.Дракер предложил концепцию «социального постмодернизма». Все эти теории, концепции и доктрины имеют в конечном итоге главную цель: преодоление того системного кризиса, в котором оказался Запад перед лицом «советской угрозы» (англосаксы перед русской угрозой) и национально-освободительного движения в странах «третьего» мира («дикарей» в колониях). Неудивительно, что именно в это время, в момент бурных социально-политических перемен и интеллектуальных брожжений возник Бильдербергский клуб, один из важнейших командных центров современной глобализации. В состав этой организации. Существующей с 1954 г. (голландский городок Остербек, отель «Бильдерберг») вошли представители всех слоёв западной элиты6 влиятельные политики, крупные финансисты, высокопоставленные и другие. Целью клуба было провозглашено «улучшение отношений западноевропейских стран с США».

Активное участие в этой организации в процессе объединения Европы свидетельствует о том, что процесс глобализации с самого начала носил управляемый характер. Это следует особо подчеркнуть, ибо рукотворный характер современного глобализма коренным образом отличает нынешнюю эпоху от всех предшествующих.

Рубежным этапом в формировании идей глобализации можно считать конец 60-х начало 70-х годов ХХ века (1968 г. – события в Чехословакии, студенческие волнения во Франции, 1971 г. – доллар превращается в мировую резервную валюту, отвязанную от золота, разрешение эмиграции евреев из СССР).

В 1974 г. И. Валлерстайн, опираясь на исследования школы французского историка Ф. Броделя. окончательно сформулировал свою концепцию мир-системного анализа, ставшего краеугольным камнем современной глобализации. Благодаря этой теории. Вызревшая в умах западной элиты идея о «новом апартеиде» - разделении мира на высокоразвитую западную (прежде всего англо-американскую) «метрополию» и вечно нищие сырьевые «окраины» - получила своё квазинаучное обоснование. Наконец, в 1967 г. на 1У Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) было впервые откровенно заявлено главное требование архитекторов («вольных каменщиков») «нового мирового порядка» - принципиально изменить всю конструкцию современного мироустройства.

В ответ на мировой энергетический кризис в 1973 г. по инициативе президента банка «Чейз Манхэттен» Д. Рокфеллера, бывшего госсекретаря США Г. Киссинджера, политолога З. Бжезинского и президента итальянской фирмы ФИАТ Дж. Аньели была создана Трехсторонняя комиссия, которая объединила политиков и представителей деловых кругов не только США и Западной Европы, но и Японии. Таким образом была создана мощная база для стратегической консолидации тех стран, чьё население должно было составить пресловутый «золотой миллиард» - новых хозяев мира.

Таким образом, каждый этап кризиса мировой капиталистической системы завершался созданием новых «неформальных» организаций западной элиты, предназначенных для глобального переустройства современного миропорядка. Это позволяет сделать важный вывод, что процессы современной глобализации, помимо объективных причин, лежащих в их основании, во многом носят рукотворный характер. А это значит, тот вариант мироустройства, который нам предлагают адепты «нового мирового порядка» не является исключительно результатом объективного развития исторического процесса.

Римский клуб – подделка под «здравый смысл».

Основным препятствием этим новым мироустроительным инициативам было общественное мнение в самих западных странах, никак не желавших расставаться с идеалами и ценностями традиционной демократии и классического гуманизма.

В помощь Бильдербергскому клубу и Трёхсторонней комиссии был создан Римский клуб. Именно он принялся за «перестройку» сознания граждан индустриальных стран, прежде всего европейцев, у которых ещё были сильны национальные корни. Римский клуб был образован в апреле 1968 г. в Риме, где по инициативе крупного итальянского предпринимателя, вице-президента фирмы «Оливетти» Аурелио Печчеи собрались учёные, бизнесмены и общественные деятели из 10 стран. Он был основан как международная неправительственная и некоммерческая организация, официально поставившая перед собой задачу системного анализа особенностей развития человечества в эпоху НТР. Одним из отличительных признаков Римского клуба являлась его подчёркнутая внешняя деидеологизированность. Главной заслугой Римского клуба его участники считают то, что им удалось внедрить в общественное сознание представление о мире как о единой системе для существования и развития которой необходимо общими усилиями справиться с рядом проблем, не поддающихся локальным усилиям.

Серия докладов Римскому клубу наглядно отражает историю внедрения в общественное сознание идеологии современной «глобализации по-американски».

Одним из важнейших с точки зрения обоснования неизбежности западного варианта глобализации был опубликованный в 1980 г. доклад «маршруты, ведущие в будущее: к более эффективным обществам», подготовленный директором Международного института управления Б. Гаврилишиным (США). Автор предлагал обсудить модель будущего мирового порядка, которая будет основана на сосуществовании различных культур, религий, образов жизни, а также – на едином коллегиальном руководстве планетой. За три года до этого был издан доклад Римскому клубу под названием «Цели для человечества», (1977 г.) который был подготовлен под руководством профессора философии и политологии из США Э.Ласло. В этом документе Клуб заявил о своей главной цели – изменении системы идеалов и ценностей всего мирового сообщества. В докладе была предложена амбициозная концепция «нового гуманизма», выдвигалась идея о первостепенном значении личных человеческих качеств, которые обеспечивают «революцию сознания» и последующее за ней преображение общества.

Рабочая группа под руководством профессора Ласло проанализировала «атлас целей» различных регионов, стран, религиозных конфессий. Опросив большое число представителей самых разных сфер и направлений человеческой деятельности, Ласло предложил человечеству четыре глобальные цели:


  1. Международная безопасность, прекращение гонки вооружений, исключение войн и конфликтов, отказ от насилия.

  2. Решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе, ликвидация голода, создание мировой системы, удовлетворяющей потребности в продовольствии.

  3. Глобальный контроль за использованием энергетических и сырьевых ресурсов, разработка рационального и экологически безопасного энергопотребления.

  4. Глобальное развитие, ориентированное на качественный рост.

Трёхэтажная цивилизация.

Среди духовных нового глобального мироустройства выделяют имена социолога И. Валлерстайна, К. Поппера, Ф. Фукуямы, «серого кардинала американской внешней политики З. Бжезинского («учителя и наставника» К. Райс).

Геополитический аспект глобализации обстоятельно разработан Збигневом Бжезинским, одним из главных идеологов американского внешнеполитического курса второй половины ХХ века, наставником нынешнего помощника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс. Бжезинский утверждает, что кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всестороннюю гегемонию (господство) «последней сверхдержавы» - США. Ближайшим этапом перестройки мира должно стать создание сети международных связей вне рамок традиционной системы национальных государств. Эта сеть, сотканная межнациональными корпорациями. Создаст неофициальную мировую систему для всеохватывающего сотрудничества в глобальных масштабах. Под давлением транснациональных корпораций создаётся новая международно-правовая база для легального утверждения повсеместного господства олигархических финансовых групп, для их вмешательства во внутренние дела суверенных государств, препятствующих установлению такого господства.

Пока в мире существуют влиятельные силы (в том числе Россия), противящиеся такому сценарию развития, подавляющая военная и политическая мощь США необходима для того, чтобы эффективно блокировать любые попытки противостояния новому мироустройству. Этот этап строительства Нового Мирового Порядка (НМП) будет продолжаться, по мнению Бжезинского ещё несколько десятилетий, после чего будет создана реально функционирующая система глобального сотрудничества, которая постепенно возьмёт на себя роль международного «регента» (шерифа), несущего ответственность за стабильность во всём мире. Такая глобальная система в конце концов узаконит роль Америки (США) как первой, единственной и последней истинно мировой сверхдержавы.

Ж. Аттали, бывший финансовый советник президента Франции и первый руководитель Европейского банка реконструкции и развития, создал историософскую теорию глобализации, которую он изложил в частности в книге «Линии горизонта». Согласно этой теории, человеческая история представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, различающихся между собой фундаментальными ценностями. Положенными в основу человеческого бытия. На этом основании он выделяет эпоху, когда господствующим было религиозное сознание, связанное с культом Священного. Затем – эпоха завоеваний с её культом Силы и личности Монарха, Вождя как олицетворения этой силы. И, наконец, эпоха торговли, Торговый строй с его культом денег в качестве универсальной ценности. Т.е. Торговый Строй является высшей и конечной формой развития человечества. Именно он, опираясь на достижения науки и техники, новейшие технологии, сумеет наконец объединить всё человечество в рамках единого глобального общества, не признающего национальных, государственных и религиозных различий. Новый человек, рождённый Торговым строем будет свободен от «ограничивающих влияний» - национальных корней, культурных традиций, государственных и политических противоречий и от постоянных семейных связей. Поэтому Аттали называет эту новую цивилизацию – цивилизацией кочевников, не связанных друг с другом ничем, кроме универсальных финансовых связей.

Идеологическим прикрытием повсеместного насаждения НМП (нового мирового порядка) является модная концепция «конца истории» американского профессора Френсиса Фукуямы, согласно которой нынешняя цивилизация Запада в форме либеральной демократии с её ценностями эгоистического индивидуализма, «свободного рынка» и «универсальных прав человека» является конечной стадией развития человечества.

Итак, в основании философии глобализации творцов нового мирового порядка положены следующие главные идеи:


  1. «Мир-системный» подход Валлерстайна, представляющий человеческое сообщество как систему взаимодействующих регионов «ядра», «периферии» и «буферной зоны».

  2. Модель «открытого общества» Карла Поппера, как социальный механизм постоянной модернизации, а точнее – вестернизации.

  3. Гегемония США («по-бжезински») как основание нового геополитического передела мира.

  4. Торговый Строй Ж. Аттали как цивилизация денег, превращающихся из средства платежа в абсолютную, универсальную ценность.

  5. Теория Френсиса Фукуямы – что этот строй и есть венец истории, конец истории по-американски.

В конечном счёте эта «философия глобализации» сводится к тому, чтобы любой ценой удержать (законсервировать) развитие в прежних качественных рамках, в западных канонах. Остановить общественное развитие и «прикончить» историю. Подразумевается одновременное освобождение от влияния природы и общественной истории, приводящее якобы к абсолютному освобождению отдельной личности, отдельного человека. Глобализация в такой философии альтернативы не имеет. Противоречия же сторонников и противников глобализации – плод недоразумения. Просто спорщики говорят о разных сторонах одного и того же предмета: одни – о достижениях прогресса, а другие – о его издержках. Поэтому им нужно не спорить, а объединиться. Пусть одни двигают вперёд научно-техническое и экономическое развитие, а другие заботятся о минимизации его побочных отрицательных последствий. Те же, кто этого не понимает – просто ретрограды и враги прогресса.

Изъяны методологии.



  1. Вульгарный позитивизм. Нравственность, сплошь и рядом клеймится как «идеология» от которой авторы различных теорий глобализации торжественно отрекаются. Но исповедуя чистый прагматизм и технократизм они в действительности исповедуют определенную идеологию.

  2. Методология глобализма «нового мирового порядка» основана на принципе крайнего индивидуализма. В изображении теоретиков глобализации человечество предстаёт как конгломерат автономных индивидов, лишённых не только представлений о каких-либо нормах этики, но и национальных и религиозных характеристик. Народы и культуры, этносы и цивилизации сознательно выводятся за скобки исследователей, поскольку всё это для глобализаторов является лишь досадной помехой. Немецкий учёный Э. Гэртнэр верно заметил: «Народы как действующая сила представляют собой для Римского клуба, для Киссинджера и для Трёхсторонней комиссии только источник опасности, угрожающий их мировой системе». Цель – поставить под сомнение суверенитет народов над территорией и ресурсами. Глобализаторы стремятся изменить само представление о праве владения. Ведь они намереваются поставить под свой контроль ресурсы всего мира.

  3. Вера в возможность равовесия капиталистической системы хозяйствования. До сего времени стабильность Запада обеспечивалась широкомасштабным перераспределением ресурсов и отходов, для чего использовались «емкости», «третьего мира». Поскольку народы больше не соглашаются на это добровольно, на наших глазах происходит отказ от демократии и обоснование диктатуры – всё это под лукавым лозунгом «сохранения международной стабильности и мира». Так, один из докладов Римскому клубу Э. Ласло прямо говорит о «глобальной системе» управляемой «благотворительной диктатурой технократической элиты».

Идея замены демократии на диктатуру элиты является символом веры идеологов глобализации. Ещё в 1970 г. один из главных архитекторов глобального мира Збигнев Бжезинский в своей работе «Между двумя эпохами. Американская роль в технотронную эру» сформулировал две принципиальные идеи:

  1. О необходимости замены нынешней западной демократии господством элиты.

  2. О создании наднациональной власти путём объединения элит, ведущих государства мира.

Фактически З. Бжезинский публично объявил, что западная демократия становится тормозом для глобалистов на пути установления «нового мирового порядка». При этом З. Бжезинский выражался предельно откровенно: «Освобождённая от сдерживающего влияния традиционных либеральных ценностей элита не будет колебаться для достижения своих политических целей, применяя новые достижения современных технологий для воздействия на поведение общества и удержание его под строгим надзором и контролем». Таким образом он обосновывал «технотронный тоталитаризм». Яснее всего методологическая порочность и аморальность идеологии глобализма видны в концепции «золотого миллиарда» - новой расы господ, которую составит население ведущих капиталистических стран. Причём независимо от нравственного, культурного и умственного развития.

Ж. Аттали пишет: «В грядущем новом мировом порядке – будут победители и побеждённые (т.е. новый мировой порядок – это игра с нулевой суммой). Число побеждённых, конечно превышает число победителей. Они будут стремиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скорее всего, такого шанса не предоставят. Они окажутся в загоне и будут задыхаться от отравленной атмосферы, а на них никто не станет обращать внимания. Из-за простого безразличия. Все ужасы ХХ столетия поблекнут по сравнению с этой картиной».

Чтобы подготовить людей к этой новой форме апартеида целенаправленно внедряется двойной стандарт: человечество разделяется на «избранных» и «отверженных» (этот принцип присутствует в протестантизме и особенно в кальвинизме). Новая раса господ – «золотой миллиард» сплачивается и создаёт соответствующие институты для предупреждения угрозы «революции бедных».

Многие эксперты предупреждают. Что в неолиберализме 90-х годов ХХ века произошло соединение «четырёх родовых признаков фашизма»:



  1. Отказ от демократии, «неспособной справиться с глобальными проблемами».

  2. Отказ от свободного рынка в отношении с «чужими», ориентация на административно-командные рычаги глобального, всемирного «генерального плана».

  3. Потребность в создании особой высшей расы – «золотого миллиарда».

  4. Замена естественного языка неолиберальным «новоязом» с полностью искажённым смыслом ключевых понятий в нём. («улыбающийся, доброжелательный англосаксонский экономический фашизм»).

Мир в тисках империалистической глобализации. Новое как хорошо забытое старое. «Добреет» ли капитал?

Прежде всего ещё Ленин различал дикий и цивилизованный капитализм. На современном этапе дикий капитализм – это капитализм чубайсов и гайдаров. Цивилизованный капитализм – например социально ориентированный скандинавский.

Кризис конца 20-х – начала 30-х годов породил две стратегии действий по спасению капитализма:


  1. «Новый курс» (точнее «новая сделка») – США, Рузвельт.

  2. «Новый порядок» - Германия, Гитлер.

Фактически это были два варианта глобализации. Второй был зачёркнут в основном ценой гигантских жертв СССР. Но после исчезновения СССР эта фашистская альтернатива вновь набирает силу.

Ещё в 1916 г. в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» Ленин выделил 5 главных признаков империализма:



  1. Концентрация производства и рост монополий.

  2. Сращивание банковского капитала с промышленным и образование финансового капитала.

  3. Вывоз капитала, приходящий на смену вывозу товаров.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница