Знакомство с системным подходом к анализу средств массовой информации




Скачать 324.56 Kb.
Дата09.05.2016
Размер324.56 Kb.

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Цель: познакомить студентов с основными подсистемами СМИ - технической, экономической, редакционной, информационной, аудиторной.

Задачи:

- знакомство с системным подходом к анализу средств массовой информации;

- изучение предметно-тематической универсализацией и специализацией СМИ;

- выявление оснований классификации средств массовой информации в зависимости от технических, аудиторных и информационных характеристик;

- анализ тенденции развития системы СМИ в условиях общественной трансформации





    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать из чего складывается система СМИ и как она работает


Студент должен уметь исследовать редакционно-творческие и коммуникативные факторы формирования и функционирования системы СМИ; анализировать тенденции развития системы СМИ в условиях общественной трансформации

Студент должен иметь представление об основных подсистемах СМИ

У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): (ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41), (ПК-44-45), (ПК-50-54), (ПК-56).

Социально-личностными:

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

-понимание социальной значимости своей будущей профессии; высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- готовность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

-ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомлённость в области важнейших инновационных практик в сфере масс-медиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК-3);

- понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представлении об основных организационных формах медиаиндустрии, ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре (ПК-7);

-знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекция, видов планирования в СМИ (ПК-9);

- знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленного круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19);

-осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-21);

-оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мульмедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41);



Проектно-аналитическая деятельность:

-осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);

-участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект. (ПК-45);

Социально-организаторская деятельность:

-привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контексте СМИ. (ПК-50);

-работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов.(ПК-51);

- работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) (ПК-52);

-принимать участие в организации социально- значимых информационно-коммуникативных акциях (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и.т.п.) (ПК-53);

-участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов в разных форматах (ПК-54);



-участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач (ПК-56).




    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Введение в специальность. Основы теории журналистики. Основы теории коммуникации.

Основы журналистской деятельности. Новостная журналистика




  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».


    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

      Неделя

      Кол. час

      в том числе в интерактивной форме, час.

      Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

      Методы

      Реализуемые компетенции










      Очная форма обучения
















      Лекции







      1-14

      18

      8

      Модуль 1 «Система СМИ: среда и факторы, влияющее на нее»







      1-3

      2




      Тема «Средства массовой информации как системный объект»

      Система СМИ и ее среда. Целостность системы СМИ. Дифференциация и интеграция СМИ и системные факторы, на эти процессы. Основные подсистемы в СМИ: техническая, экономическая, редакционная, информационная, аудиторная; их характеристика. Функции и структура системы СМИ и характер их взаимодействия. Организация СМИ как организованность системы и как организационный процесс.



      М

      (ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)

      4-5

      2




      Тема «Влияние аудиторного фактора на систему СМИ»
      Особенности различных аудиторных групп, их потребностей как фактор формирования системы СМИ. СМИ, адресуемые различным аудиторным группам: общероссийским, межрегиональным, региональным, этническим, отраслевым, профессиональным, конфессиональным, возрастным, мужчинам и женщинам и др. Краевые и областные СМИ. Городская, районная и многотиражная пресса. Возрастание роли аудиторного фактора в системе СМИ России.

      М

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)

      7-6

      2




      Тема «Предметно-тематическая универсализация и специализация СМИ»
      Основные типы универсальных по тематике изданий и телерадиопрограмм. Усиление тенденций к универсализации средств массовой информации: позитивные и негативные аспекты. Структура специализированных изданий и телерадиопрограмм. СМИ, освещающие вопросы политики, экономики, культуры, техники и другие темы.

      М, П

      (ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)

      8-9

      2




      Тема «Функции как фактор дифференциации СМИ
      Функциональная и типологическая структура СМИ: характер взаимозависимости. Актуализация функций СМИ и отражение этого процесса в их структуре. Влияние информационных функций на трансформацию структуры СМИ. Аналитические функции и структура СМИ. Аналитические программы телевидения и радиовещания. Качественные газеты в структуре периодики. Аналитические журналы, тенденции их развития. Культурно-просветительские СМИ. Развитие структуры развлекательных СМИ. Организационные функции журналистики и их влияние на структуру СМИ.

      М, П

      (ПК-44-45), (ПК-50-54), (ПК-56)

      10-11

      4




      Тема «Редакционно-творческие и коммуникативные факторы формирования и функционирования системы СМИ»

      Влияние типа деятельности на характер редакционных организаций: духовной (наука, литература, искусство); духовно-практической (образование, управление, воспитание); практической (техника, производство и др.). Массовые публицистические издания и программы. Литературные, художественные, литературно-художественные, художественно-публицистические издания и программы. Научные, научно-практические, научно-технические, научно-производственные, научно-популярные, научно-методические и научно-образовательные СМИ. Технические, производственно-технические издания и программы. Производственные, торговые, рекламные и другие СМИ. Образовательные (учебные, учебно-методические и другие издания и программы). Официально-документальные, инструктивные и другие СМИ.



      М, П

      (ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)

      12-14

      2




      Тема «Информационный рынок как фактор трансформации системы СМИ»

      Система средств массовой информации в условиях информационного рынка. Особенности дифференциации СМИ по формам собственности. Государственные СМИ. Влияние частной, государственно-капиталистической собственности, собственности финансово-промышленных групп на систему СМИ. Иностранный капитал в российских СМИ. Дифференциация СМИ по характеру инвестиций. Инвестиционные и рекламные СМИ. Влияние платежеспособного спроса аудитории на структуру средств массовой информации (подписка, розница, абонентная плата и др.).Процессы концентрации и монополизации в системе СМИ.



      М, П

      (ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)

      15-18







      Модуль 2 «Типоформирующие факторы СМИ»







      15-18

      4




      Тема «Типология средств массовой информации»

      Типология как метод сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Тип издания, телерадиопрограммы как разновидность, модель, характерная для определенной группы СМИ. Типоформирующие факторы СМИ: характер аудитории, характер передаваемой информации, целевое назначение издания, телерадиопрограммы, технологические, экономические, организационные и другие факторы. Эволюция типологической модели СМИ в процессе реформирования общества. Особенности инструментальной модели СМИ и модели СМИ как «четвертой власти».Дифференциация структуры СМИ по характеру аудитории. Предметно-тематическая специализация изданий и программ. Целевое назначение изданий и его влияние на типологическую структуру СМИ. Целевое назначение и концепция СМИ. Периодичность, объем, время выхода и другие типологические признаки изданий. Организационные факторы СМИ. Организационно-правовые факторы (ЗАО, ОАО, ТОО и др.). Организационно-политические факторы (СМИ различных органов власти, партий, движений, общественных организаций). СМИ научных организаций, творческих союзов, обществ, образовательных учреждений. СМИ различных органов управления экономикой (министерств, ведомств, корпораций и др.).



      М, П

      (ПК-44-45), (ПК-50-54), (ПК-56)




      18




      Практические занятия /семинары







      1-10







      Модуль 1 «СМИ как системный объект»







      1-5

      2

      2

      Тема «Влияние информационных и коммуникационных технологий на систему СМИ.

      Состояние и характер развития технологий в процессе перехода к информационному обществу и их влияние на деятельность печати, телевидения, радиовещания, информационных агентств и других СМИ. Характеристика Интернета как новой информационной среды и нового СМИ. Сетевые СМИ и тенденции их развития. Особенности распространения в России спутникового и кабельного телевидения. Видео, аудио, CD-ROM в структуре массовых коммуникаций.



      Д

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)

      6-8

      4

      2

      Тема «Газеты и журналы»
      Газета как тип издания. Еженедельник и ежедневная газета: общее и особенное. Основные тенденции развития современной газетной периодики. Общеполитические и специализированные газеты. Вечерние и утренние газеты. Журнал как тип издания. Типология журнальной периодики и характер развития типологической структуры в современных условиях. Журналы общественно-политические, литературно-художест-венные, технические, производственные и др.

      И

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)

      9-12

      6

      2

      Тема «Телевидение и радиовещание»
      Телевидение как системный объект. Дифференциация телевидения: по способу трансляции (эфирное, спутниковое, кабельное, кассетное); по типу деятельности (программопроизводящее, вещательное); по характеру аудитории (общероссийское, межгосударственное, региональное, местное); по предметно-тематическому признаку (общие и специализированные по тематике программы); по способу финансирования (бюджетное, госкапиталистическое, финансово-промышленными группами, отдельными компаниями, спонсирование и др.); по формам собственности (государственная, государственно-кооперативная, частная, смешанная, принадлежащая зарубежному капиталу). Организация структуры телевидения: Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ), Ассоциация спутникового телевидения (АСТ), ТВ-фонд, межрегиональные телеассоциации [Национальная ассоциация телекомпаний (НАТ), Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ), Независимая вещательная система (НВС), Сеть телевизионных станций (СТС) и др.].Развитие общероссийского и регионального телевидения. Аудитория общероссийских и местных телеканалов. Перспективы развития многопрограммного телевидения. Радиовещание в структуре СМИ. Трансформация системы государственного радиовещания. Развитие системы коммерческих радиостанций. Дифференциация типологической структуры радиопрограмм по характеру аудиторий, функциональным характеристикам и тематической специализации.

      Э

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)

      13-19







      Модуль 2 «Информационные агентства и книгоиздание: роль в современном обществе»







      13-15

      2

      2

      Тема «Информационные агентства и другие формы информационного обслуживания СМИ

      Информационные агентства в системе СМИ. Типы информационных агентств и специфика их продукции. Система информационных агентств РФ. Информационные агентства ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вести»; их типологические и профильные характеристики. Специализированные информационные агентства на рынке информации. Региональные агентства и характер их развития. Рекламные агентства, PR-агентства, пресс-службы и пресс-центры в массовом информационном процессе.



      Д

      (ПК-44-45), (ПК-50-54), (ПК-56)

      16-17

      2




      Тема «Книгоиздание»

      Роль книги в структуре современных коммуникаций. Трансформация книгоиздания России в процессе становления рыночных отношений. Влияние низкой платежеспособности населения на характер книгоиздания. Плюрализм форм собственности в современном издательском деле. Развитие различных организационно-правовых форм (ОАО, ЗАО, ТОО и др.). Государственная собственность на крупные полиграфические предприятия и ее влияние на современное книгоиздание. Влияние новых информационных технологий на современный издательский процесс. Проблемы обновления материально-технической базы. Роль электронной книги в книгоиздании. Основные тенденции выпуска книжной продукции по тематическим разделам и целевому назначению.



      Д,И,Э

      (ПК-44-45), (ПК-50-54), (ПК-56)

      18-19

      2




      Тенденции развития системы СМИ в условиях общественной трансформации

      Процессы становления открытого общества и их воздействие на систему СМИ. Экономическое и политическое реформирование общества и тенденции структурной трансформации СМИ. Формирование институтов гражданского общества и характер их воздействия на структуру СМИ. Развитие современных информационных технологий и перспективы преобразования системы СМИ.



      Д,И,Э

      (ПК-44-45), (ПК-50-54), (ПК-56)










      Заочная форма обучения (5г 00м)










      6




      Лекции










      2




      Тема «Средства массовой информации как системный объект»

      Система СМИ и ее среда. Целостность системы СМИ. Дифференциация и интеграция СМИ и системные факторы, воздействующие на эти процессы. Основные подсистемы в СМИ: техническая, экономическая, редакционная, информационная, аудиторная; их характеристика. Функции и структура системы СМИ и характер их взаимодействия. Организация СМИ как организованность системы и как организационный процесс.



      М, П

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      2




      Тема «Влияние аудиторного фактора на систему СМИ»
      Особенности различных аудиторных групп, их потребностей как фактор формирования системы СМИ. СМИ, адресуемые различным аудиторным группам: общероссийским, межрегиональным, региональным, этническим, отраслевым, профессиональным, конфессиональным, возрастным, мужчинам и женщинам и др. Краевые и областные СМИ. Городская, районная и многотиражная пресса. Возрастание роли аудиторного фактора в системе СМИ России.

      М, П

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      2




      Тема «Предметно-тематическая универсализация и специализация СМИ»
      Основные типы универсальных по тематике изданий и телерадиопрограмм. Усиление тенденций к универсализации средств массовой информации: позитивные и негативные аспекты. Структура специализированных изданий и телерадиопрограмм. СМИ, освещающие вопросы политики, экономики, культуры, техники и другие темы.

      М, П

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      4




      Практические занятия /семинары










      2




      Тема «Газеты и журналы»
      Газета как тип издания. Еженедельник и ежедневная газета: общее и особенное. Основные тенденции развития современной газетной периодики. Общеполитические и специализированные газеты. Вечерние и утренние газеты. Журнал как тип издания. Типология журнальной периодики и характер развития типологической структуры в современных условиях. Журналы общественно-политические, литературно-художест-венные, технические, производственные и др.

      Д

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      2




      Тема «Телевидение и радиовещание»
      Телевидение как системный объект. Дифференциация телевидения: по способу трансляции (эфирное, спутниковое, кабельное, кассетное); по типу деятельности (программопроизводящее, вещательное); по характеру аудитории (общероссийское, межгосударственное, региональное, местное); по предметно-тематическому признаку (общие и специализированные по тематике программы); по способу финансирования (бюджетное, госкапиталистическое, финансово-промышленными группами, отдельными компаниями, спонсирование и др.); по формам собственности (государственная, государственно-кооперативная, частная, смешанная, принадлежащая зарубежному капиталу). Организация структуры телевидения: Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ), Ассоциация спутникового телевидения (АСТ), ТВ-фонд, межрегиональные телеассоциации [Национальная ассоциация телекомпаний (НАТ), Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ), Независимая вещательная система (НВС), Сеть телевизионных станций (СТС) и др.].Развитие общероссийского и регионального телевидения. Аудитория общероссийских и местных телеканалов. Перспективы развития многопрограммного телевидения. Радиовещание в структуре СМИ. Трансформация системы государственного радиовещания. Развитие системы коммерческих радиостанций. Дифференциация типологической структуры радиопрограмм по характеру аудиторий, функциональным характеристикам и тематической специализации.

      Д,И

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)










      Заочная форма обучения (3г 06м)










      4




      Лекции










      2




      Тема «Средства массовой информации как системный объект»

      Система СМИ и ее среда. Целостность системы СМИ. Дифференциация и интеграция СМИ и системные факторы, воздействующие на эти процессы. Основные подсистемы в СМИ: техническая, экономическая, редакционная, информационная, аудиторная; их характеристика. Функции и структура системы СМИ и характер их взаимодействия. Организация СМИ как организованность системы и как организационный процесс.



      М, П

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      2




      Тема «Влияние аудиторного фактора на систему СМИ»
      Особенности различных аудиторных групп, их потребностей как фактор формирования системы СМИ. СМИ, адресуемые различным аудиторным группам: общероссийским, межрегиональным, региональным, этническим, отраслевым, профессиональным, конфессиональным, возрастным, мужчинам и женщинам и др. Краевые и областные СМИ. Городская, районная и многотиражная пресса. Возрастание роли аудиторного фактора в системе СМИ России.

      М, П

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      4




      Практические занятия /семинары










      2




      Тема «Газеты и журналы»
      Газета как тип издания. Еженедельник и ежедневная газета: общее и особенное. Основные тенденции развития современной газетной периодики. Общеполитические и специализированные газеты. Вечерние и утренние газеты. Журнал как тип издания. Типология журнальной периодики и характер развития типологической структуры в современных условиях. Журналы общественно-политические, литературно-художест-венные, технические, производственные и др.

      Д

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      2




      Тема «Телевидение и радиовещание»
      Телевидение как системный объект. Дифференциация телевидения: по способу трансляции (эфирное, спутниковое, кабельное, кассетное); по типу деятельности (программопроизводящее, вещательное); по характеру аудитории (общероссийское, межгосударственное, региональное, местное); по предметно-тематическому признаку (общие и специализированные по тематике программы); по способу финансирования (бюджетное, госкапиталистическое, финансово-промышленными группами, отдельными компаниями, спонсирование и др.); по формам собственности (государственная, государственно-кооперативная, частная, смешанная, принадлежащая зарубежному капиталу). Организация структуры телевидения: Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ), Ассоциация спутникового телевидения (АСТ), ТВ-фонд, межрегиональные телеассоциации [Национальная ассоциация телекомпаний (НАТ), Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ), Независимая вещательная система (НВС), Сеть телевизионных станций (СТС) и др.].Развитие общероссийского и регионального телевидения. Аудитория общероссийских и местных телеканалов. Перспективы развития многопрограммного телевидения. Радиовещание в структуре СМИ. Трансформация системы государственного радиовещания. Развитие системы коммерческих радиостанций. Дифференциация типологической структуры радиопрограмм по характеру аудиторий, функциональным характеристикам и тематической специализации.

      Д,И

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)










      Заочная форма обучения (2г 06м)










      4




      Лекции









      2




      Тема «Средства массовой информации как системный объект»

      Система СМИ и ее среда. Целостность системы СМИ. Дифференциация и интеграция СМИ и системные факторы, воздействующие на эти процессы. Основные подсистемы в СМИ: техническая, экономическая, редакционная, информационная, аудиторная; их характеристика. Функции и структура системы СМИ и характер их взаимодействия. Организация СМИ как организованность системы и как организационный процесс.



      М, П

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      2




      Тема «Влияние аудиторного фактора на систему СМИ»
      Особенности различных аудиторных групп, их потребностей как фактор формирования системы СМИ. СМИ, адресуемые различным аудиторным группам: общероссийским, межрегиональным, региональным, этническим, отраслевым, профессиональным, конфессиональным, возрастным, мужчинам и женщинам и др. Краевые и областные СМИ. Городская, районная и многотиражная пресса. Возрастание роли аудиторного фактора в системе СМИ России.

      М, П

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      4




      Практические занятия /семинары










      2




      Тема «Газеты и журналы»
      Газета как тип издания. Еженедельник и ежедневная газета: общее и особенное. Основные тенденции развития современной газетной периодики. Общеполитические и специализированные газеты. Вечерние и утренние газеты. Журнал как тип издания. Типология журнальной периодики и характер развития типологической структуры в современных условиях. Журналы общественно-политические, литературно-художест-венные, технические, производственные и др.

      Д

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)




      2




      Тема «Телевидение и радиовещание»
      Телевидение как системный объект. Дифференциация телевидения: по способу трансляции (эфирное, спутниковое, кабельное, кассетное); по типу деятельности (программопроизводящее, вещательное); по характеру аудитории (общероссийское, межгосударственное, региональное, местное); по предметно-тематическому признаку (общие и специализированные по тематике программы); по способу финансирования (бюджетное, госкапиталистическое, финансово-промышленными группами, отдельными компаниями, спонсирование и др.); по формам собственности (государственная, государственно-кооперативная, частная, смешанная, принадлежащая зарубежному капиталу). Организация структуры телевидения: Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ), Ассоциация спутникового телевидения (АСТ), ТВ-фонд, межрегиональные телеассоциации [Национальная ассоциация телекомпаний (НАТ), Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ), Независимая вещательная система (НВС), Сеть телевизионных станций (СТС) и др.].Развитие общероссийского и регионального телевидения. Аудитория общероссийских и местных телеканалов. Перспективы развития многопрограммного телевидения. Радиовещание в структуре СМИ. Трансформация системы государственного радиовещания. Развитие системы коммерческих радиостанций. Дифференциация типологической структуры радиопрограмм по характеру аудиторий, функциональным характеристикам и тематической специализации.

      Д,И

      ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-41)

    2. Самостоятельная работа студента

Для того чтобы правильно заполнить этот раздел, необходимо открыть учебный план очной формы обучения в электронном виде и из закладок курсы («1 курс», «2 курс», «3 курс», «4 курс», «5 «курс») выписать распределение часов самостоятельной работы по данной дисциплине между семестрами (курсами).

Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.

Реализуемые компетенции

10-19




Темы контрольных работ

1. Каково основное требование к СМИ как целостному образованию?

2. Почему СМИ называют системным образованием?

3. Охарактеризуйте систему СМИ.

4. Достаточно ли оптимальна структура СМИ в переходный период?

5. Кто осуществляет функции организации и регулирования СМИ?

6. Что такое «организация СМИ»?

7. Как влияет аудиторный фактор на современные российские СМИ?

8. Как влияет функциональный фактор на современные СМИ?

9. Влияет ли рекламный фактор на преобразования в СМИ?

10. Как влияет техническая сфера СМИ на их трансформацию в современных условиях?

11. Что такое тип СМИ?

12. В чем специфика информационного агентства?

13. На чем основывается дифференциация СМИ по характеру аудитории?

14. Что такое типология СМИ?

15. Назовите основные типообразующие факторы СМИ.

16. Какие типы информационных агентств вы знаете?

17. Каковы основные типы изданий в сфере научных коммуникаций?

18. На каком диапазоне частот работают негосударственные радиостанции?

19. Какие страны мира входят в ведущую тройку по числу подключений Интернета на 1000 жителей?

20. Можно ли классифицировать информационные агентства по их экономическим особенностям?

21. Какие музыкальные форматы западного радиоэфира используются в отечественном вещании?

22. Какие коммуникации осуществляются в сфере духовной деятельности?

23. Почему значительная часть изданий России печатается за рубежом?

24. Назовите ведущие страны мира по количеству телевизоров на 1000 жителей.

25. Что такое издательский дом?

26. С какими СМИ массовая аудитория в настоящее время мало взаимодействует?

27. Какая дифференциация по характеру информации происходит в СМИ?



28. Назовите четверку наиболее популярных радиостанций.

ОК-6), (ОК-9), (ОК-11), (ПК-3), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-19),(ПК-21), (ПК-44-45), (ПК-50-54), (ПК-56)-41)



    1. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).



Наименование основных форм

Краткое описание и примеры, использования в модулях темах, место проведения

Часы



Использование информационных ресурсов и баз данных

Применение поисковых систем и баз данных в работе журналиста

2




  1. Средства обучения

    1. Информационно-методические



Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке

Основная литература:

1.

Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник.- М., 2002.

15

2.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2001.

15

3.

От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / под ред. Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 256 с.

20

4.

Информационная политика / под ред. В. Д. Попова. – М.: Изд-во РАГС, 2003.

10

5.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник. – М.: Аспект-Пресс, 2003.

25

6.

Свитич Л.Г. Профессия журналист. – М.:Аспект-Пресс 2003.

10

7.

Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. – М.: Пульс, 2002.

10

Дополнительная литература:

1.

Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: моногр. – М.: РИП-Холдинг, 2001. – 336 с.

2

2.

Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект-Пресс, 2003.

2

3.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 301 с.

2

4.

Коханова Л. А. Ноосферная журналистика. – М.: Начала-Пресс, 2001.

5

5.

Реснянская Л. Л. Общественный диалог и политическая культура общества: учеб. пособие. – М.: Пульс, 2003, – 44 с.

3

6.

Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. – М.: Пульс, 2003.

3




    1. Материально-технические

№ ауд.

Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия

Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.




Персональный компьютер с выходом в Интернет.

Обучающее, самостоятельная работа




  1. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов



Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену

1.


Вопросы к экзамену
1. Средства массовой информации как системный объект.

2. Целостность системы СМИ как единый интегральный результат ее функционирования.

3. Основные компоненты системы СМИ и характер их взаимодействия с ее средой.

4. Системные факторы трансформации СМИ.

5. Влияние аудиторного фактора на систему СМИ.

6. Предметно-тематическая универсализация и специализация СМИ.

7. Актуализация функций как фактор трансформации СМИ.

8. Редакционные факторы формирования и функционирования системы СМИ.

9. Влияние информационных и коммуникационных технологий на систему СМИ.

10. Информационный рынок как фактор трансформации системы СМИ.

11. Организация системы СМИ.

12. Типология как метод сравнительного изучения существенных признаков СМИ.

13. Общероссийские и межрегиональные СМИ в переходный период.

14. Пресса этнических общностей.

15. Краевые и областные СМИ.

16. Городская, районная и многотиражная пресса.

17. Деловая пресса в структуре СМИ. Печать отраслевых и профессиональных групп.

18. Типологические особенности изданий, телерадиопрограмм для женщин.

19. Типологические особенности изданий, телерадиопрограмм для мужчин.

20. Издания, телерадиопрограммы для родителей и для семьи.

21. Молодежная пресса: характер трансформации в условиях реформирования общества.

22. Детские издания и телерадиопрограммы.

23. Религиозные издания, телерадиопрограммы на современном этапе.

24. Политическая журналистика в структуре СМИ.

25. Художественные издания и телерадиопрограммы в структуре СМИ.

26. Типология научной прессы.

27. Рекламные СМИ в условиях становления рынка.

28. Информационные издания и телерадиопрограммы в типологической структуре СМИ.

29. Аналитические издания и телерадиопрограммы в типологической структуре СМИ.

30. Развлекательные СМИ: тенденции развития.






  1. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______




Следующие записи относятся к п.п.

Автор

Зав. кафедрой





Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница