Занятость молодежи в условиях дисбаланса рынка труда: региональный аспект л. Т. Елеев1, Р. К. Сабанов2




Скачать 137.87 Kb.
Дата05.05.2016
Размер137.87 Kb.
ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДИСБАЛАНСА
РЫНКА ТРУДА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Л.Т. Елеев1, Р.К. Сабанов2

1Кабардино-Балкарский государственный университет,
г. Нальчик


ktiisr@mail.ru
2Центр занятости населения Баксанского района,

г. Баксан

baksanbux@yandex.ru
За последние годы социальная политика России стала более осязаемой в характере и условиях трудовой деятельности человека, ибо развитие населения и реализация его жизненных устремлений основаны на продуктивном труде всех работающих. Это краеугольный камень социальной политики любого государства, фундамент реализации притязаний на условия жизнедеятельности каждого индивидуума. В нормативно-правовых актах российского государства установлены гарантии права на труд, основные принципы политики в области занятости, порядок регулирования и организации труда , принципы компенсационных выплат при потере работы. В них также достаточно полно представлены права и гарантии государства гражданам, нуждающимся в поддержке на рынке труда, значительное внимание уделяется адаптации, психологической поддержке и трудоустройству молодежи[2].

Несомненно, такой подход оправдан, так как молодежь была и остается наиболее активной и динамичной соци­альной группой, реализующей себя в различных сферах жизни общества. Она в большей степени, чем другие группы населения, нацелена на повышение своего социального статуса. Молодежь можно рассматривать, с одной стороны, как наиболее адаптирующуюся, а с другой - инновационную часть социума. В тоже время молодежь является самой уязвимой и восприимчивой к различным социальным изменениям возрастной группой. Молодые люди, вступающие на рынок, испытывает проблемы в трудоустройстве и адаптации к новой социальной среде. В большей степени это обусловлено тем, что профессиональные учебные заведения недостаточно активно готовят выпускников к будущей трудовой деятельности, ориентируясь больше на передачу учащимся определенного объема знаний. Выпускники же, получив профессиональные знания, выходят на рынок труда психологически и социально неподготовленными к его жестким условиям. Они не имеют практических знаний и навыков к тому, что их ждет и с чем им придется столкнуться при поиске работы. Молодежь недостаточно информирована о реальной ситуации на рынке труда, требованиях работодателей, не умеют грамотно преподнести себя, не знают, как правильно искать работу, не владеют правилами поведения на рынке труда.

Зачастую завышенная самооценка, отсутствие навыков делового общения с работодателем мешают трудоустройству. Невозможность быстро осуществить свои замыслы, серьезная конкуренция на рынке труда, порождают разочарование и неуверенность в себе. Вследствие этого у молодых людей нередко формируется пассивная позиция, что проявляется в отношении к поиску работы и выполнению трудовых обязанностей.

Одним словом молодые люди находятся в состоянии формирования мировоззрения, в связи с чем любые события, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на их ценностный мир, стратегии поведения в различных областях жизнедеятельности [4. с. 171]. Именно поэтому важна государственная поддержка и развития потенциала молодежи. К сожалению, долгое времени на эту тему много говорилось на всех уровнях, но мало что делалось для ее системного и эффективного решения. Анализ состояния занятости молодежи в Кабардино-Балкарской Республике показывает, что здесь принимаются меры по реализации государственной молодежной политики в сфере труда, направленной на обеспечение правовых, экономических и организационных условий для самореализации личности молодого человека. Одним из направлений в реализации региональной молодежной политики в сфере занятости является республиканская программа содействия занятости населения, где определены направления политики занятости и заложены меры по оптимизации регионального рынка труда. В них находят отражения вопросы, связанные с профессиональной ориентацией, адаптацией и трудоустройством молодёжи.

Органы государственной службы занятости республики осуществляют реализацию мероприятий, заложенных в программе. Только за последние два года за предоставлением государственных услуг к ним обратились 63,6 тыс. человек, из которых 36,8 проц. составляют молодые люди в возрасте 14-29 лет.

Приведение разбалансированного рынка труда в соответствие с законом спроса и предложения – сложная социально-экономическая задача и зависит от многих факторов. Одним из направлений решения этой проблемы, как мы полагаем, мог бы быть использование в профориентационной работе комплексного и системного подхода на основе формирования и функционирования социального партнерства. Суть его заключается в преодолении разобщенности различных ведомств, в той или иной степени причастных к формированию осознанного выбора профессии современной молодежи в рамках совершенствования профориентационной работы на всех уровнях, в том числе и на муниципальном. Ибо в условиях повышения роли муниципальных образований в социально-экономическом развитии территории должны измениться функции школой и педагога с учетом как образовательных потребностей и возможностей молодежи, так и запросов рынка труда. Молодежи необходима помощь в реализации принципов «хочу - могу - надо», а это в свою очередь требует комплексного и системного подхода всех заинтересованных сторон.

Социальное партнерство, в широком смысле, следует понимать как совместную коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в различных социально планируемых акциях.

Принципиальное значение имеет действие основных принципов социального партнерства: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, оставляющих содержание коллективных договоров и отношений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств и др.

Субъектами социального партнерства по профориентационной работе с молодежью на муниципальном уровни могут выступать: департамент образования, центр занятости, объединение работодателей, сообщество попечительских советов образовательных учреждений и отраслевой профсоюз.

Нам представляется, что в содержательном плане социально-партнерские отношения должны содержать следующие компоненты: консультация, переговоры и согласования идей участников социального партнерства и результат - разработка корпоративных социальных программ. Интересами субъектов социального партнерства может быть решение следующих проблем: оптимизация баланса между спросом и предложением на рынке труда, налаживание тесной связи между профильным обучением и профориентацией молодежи в образовательных учреждениях, профориентационной работы органов службы занятости населения и работодателями. Процесс взаимодействия субъектов социального партнерства и решение корпоративных проблем, естественно, следует регулировать законодательно– нормативными документами, государственной социальной политикой, а также региональной политикой занятости (4.с.42).

Что касается органов службы занятости населения то ими для молодежи осуществляются:

- профориентационные уроки на темы: «Выбор профессии, самоопределение в сфере деятельности », «Сделай свой выбор»;

- оказание профориентационных услуг участникам ярмарок образовательных услуг, вакансий рабочих и учебных мест с целью ознакомления с особенностями рынка труда, рейтингом востребованных профессий;

- проведение круглых столов на темы: «Безработица – как социально-экономическая проблема», «Рынок труда и его потребности», где выпускники информируются о ситуации на рынке труда, о пользовании эффективными методами и приемами, способствующими трудоустройству;

- оказание профинформационных услуг по формированию трудовой мотивации,

Издаются справочно-информационные материалы по обучению навыкам поведения на рынке труда, памятки и буклеты профориентационной направленности.

Повышению эффективности работы по адаптации молодежи на рынке труда значительной мере способствуют мобильные центры занятости, оборудованные современной компьютерной техникой рабочие места, позволяют оказывать следующие виды информационных услуг:

- у психолога – профконсультанта пройти тестирование по вопросам профориентации, тренинг по развитию коммуникативных навыков, направленный на социальную адаптацию людей ищущих работу;

- у юриста получит консультацию по правовым вопросам, квалифицированную помощь в организации предпринимательской деятельности;

- у специалиста по трудоустройству ознакомится с банком вакансий, заполнить резюме, с учетом образования, профессии и стажа работы рассмотреть возможные варианты трудовой занятости;

- у специалиста по профобучению узнать, по каким специальностям можно пройти обучение, как повысить квалификацию, стать более конкурентоспособным на рынке труда.

По программе выездных мероприятий в рамках профориентационной акции «Кем быть» с использованием Мобильных центров занятости населения за последние три года проведено 290 выездов. По вопросу выбора профессии на рабочих местах центра, с использованием профориентационного ресурса «ПРОФИ+», компьютерное тестирование прошли и получили квалифицированную помощь специалистов более 9тыс. молодых людей [8. с. 11]. Такая работа Мобильных центов особенно полезна для молодежи, проживающей в отдаленных населенных пунктах.

Для получения молодыми специалистами необходимых трудовых навыков, повышения их конкурентоспособности и адаптации на рынке труда, органами службы занятости проводятся мероприятия по организации временной занятости безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Участие во временных работах позволяет выпускникам получить профессиональные знания, умения и навыки непосредственно на рабочем месте и возможность трудоустройства на постоянное место работы.

На основании договоров, заключаемых с работодателями, органы службы занятости ежегодно предоставляют возможность приобрести первый профессиональный опыт, получить профессиональные навыки и временное рабочее место 200 молодым людям [6. с. 17].

Учитывая, возросший спрос на рабочие профессии, а по отдельным из них ощущается большой дефицит, органы занятости ведут работу по профессиональному обучению безработной молодежи рабочим профессиям . Обучение ведется по 31 профессии, специальности и видам деятельности. Наибольшее количество обучаются по профессиям (специальностям): водитель автомобиля, машинист автокрана, оператор котельной, каменщик, тракторист, стропальщик, электрогазосварщик, электромонтер, пользователь ПК, частный охранник и другие. Как правило, безработные граждане, прошедшие обучение, находят себе работу.

Важным направлением работы органов службы занятости населения с молодежью является информационная работа. Спектр оказываемых услуг широк и они взаимосвязаны между собой.

Можно выделить следующие основные направления:

сотрудничество со средствами массовой информации;

ярмарки вакансий рабочих и учебных мест;

информирование клиентов, как в центре занятости, так и вне центра непосредственно специалистами службы занятости (в том числе индивидуальные и групповые консультации);

интернет-ресурс;

размещение информации на стендах центров занятости населения и других организаций;

издание брошюр, буклетов, памяток, как раздаточный материал;

профориентация.

Практическую работу по этим направлениям специалисты органов занятости осуществляют на основе соблюдения основных требовании к социальной информации: точность, достоверность, репрезентативность и оперативность.

Информация о положении на рынке труда является общедоступной, предоставляется и распространяется свободно и основывается на аналитических, статистических, социально-экономических материалах. При участии граждан работники центров подробно информирует получателей государственной услуги об основных тенденциях развития рынка труда, в том числе: уровне безработицы; спросе и предложении на рынке труда; естественном и механическом движении рабочей силы и рабочих мест; социально-экономическом развитии в разрезе муниципальных образований, организаций, по отраслям и видам экономической деятельности, по профессиям, специальностям, квалификации, полу, возрасту, уровню доходов, и другим параметрам и критериям.

Полезной формой информирования населения стало проведения ярмарок вакансии рабочих мест. Здесь соискатель рабочего места имеет возможность непосредственно получить информацию от работодателя об условиях и оплате труда. Только в 2013году было организовано 30 таких мероприятии, участниками которых стали 4,0 тыс. граждан, ищущих работу.(8. С.2)

Не смотря на проводимую работу в республике имеются серьезные проблемы, связанные с несоответствием объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда.

По расчетам Министерства экономического развития КБР в 2014 году только промышленности республики требуется около 100 слесарей, а учреждения начального профессионального образования планируют выпустить их всего 14 человек. Строительному комплексу необходимо 300 арматурщиков и бетонщиков. Выпуск таких квалифицированных рабочих вообще не предусмотрен, хотя эти учебные заведения в текущем году подготовят 165 поваров и кондитеров, 137 закройщиков, портных и художников по костюмам. Совершенно не умоляя значимость этих профессий, считаем, при этом, первостепенное внимание следует уделять подготовке квалифицированных специалистов по рабочим профессиям. Одним словом, есть необходимость внесения существенных корректив в республиканские программы в части формирования сбалансированного регионального рынка труда. В этих целях предусмотрев меры по оптимизации деятельности образовательных учреждений начального и среднего уровня, укрепления их кадрового и материально-технического обеспечения, а также расширения перечня промышленных предприятий инновационной направленности для подготовки на их базе специалистов рабочих профессий, оказав им необходимую финансовую и иную поддержку. При этом следует шире использовать опыт промышленных предприятий ЗАО «Кавказкабель», ОАО «Телемеханика», ОАО «Гидрометалург», имеющие лицензии на право подготовки рабочих кадров.

К сожалению, ориентация на способность рынка труда к саморегулированию привела к формированию здесь серьезных проблем, связанных, в первую очередь, с его разбалансированностью по профессионально-квалификационным, возрастным, гендерным, территориальным и другим признакам. В связи с этим, следует более активно включить механизм государственного регулирования рынка труда, совершенствование практики координации деятельности органов государственной власти, профессиональных союзов и бизнеса по формированию сбалансированного рынка труда в республике. Необходимо принятие практических мер по восстановлению и развитию, на принципиально новой основе систему начального профессионального образования. А органам занятости больше уделять внимание опережающему профессиональному обучению рабочих на промышленных предприятиях, осуществляющих модернизацию производства.

Известно, что занятость населения, в том числе молодежи находится в прямой зависимости от состояния социально-экономического развития региона. Сравнительный анализ показывает, что республика по ряду основных показателей отстает от других регионов Российской Федерации. Так, по результатам мониторинга социально-экономического состояния субъектов РФ, проводимого Министерством регионального развития России по сводному индексу социально-экономического развития, за последние три, республика имеет отрицательную динамку: в 2010г.-31место,2011г.-72 место,2012г.-76место,2013г.-80место среди субъектов РФ. Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения в 2013г. составил 11тысяч рублей, это самый низкий показатель среди регионов. Уровень общей безработицы в республике оценивается в 40тыс. человек, что составляет 9.8процента экономически активного населения. По данным баланса трудовых ресурсов, число граждан трудоспособного возраста не занятых в экономике в 2013 составило 200тыс.человек или 39 процентов трудоспособного населения. Значительная часть экономически активного населения в поисках работы выезжают за приделы республики. За 2005- 2012 годы отрицательное сальдо миграции составила 43,9 тыс.человек, из них около 70 процентов составляют молодые люди [5]. В структуре численности безработных молодежь в возрасте 20-29 лет - 46,7 процентов, женщин – 70 процентов, жителей сельской местности-67 процентов, свыше 45 процентов имеют высшее, среднее и начальное профессиональное образование [7, с. 48]

Высокий уровень безработицы, невостребованность приобретенной профессии на рынке труда зачастую вынуждает граждан, особенно молодежь, искать себе применение в теневом секторе экономики, который по существу формирует свой «черный» рынок труда, где складывается своя цена рабочей силы, своя трудовая этика. По данным Госкомстата КБР численность охваченных неформальной занятостью в республике имеет динамику роста.

Так если в 2011 году неформальной занятостью здесь было охвачено 128 тыс. человек, что составляет 36,4процента,(в РФ-19,5 процента) численности занятого населения, то в 2012 году эти показатели составили 140 тыс.человек или 40,1 процента. (в РФ 18,2 процента) При этом для 89,3 процента граждан такая занятость является основной и единственной [7, с.46]. Известно, что нелегальная занятость серьезно деформирует социально-трудовые отношения. Так, оплата труда зачастую не соответствует реальному трудовому вкладу, вводится ненормированный рабочий день, не предусматриваются социальные гарантии и др. И как следствие вытеснение законодательного права резко снижает уровень гарантий для работника и не дает ему легально защищать свои интересы. Характеризуя нелегальную занятость, как негативный социально-экономические феномен, следует отметить, что та часть молодежи, которая занята в теневой экономике, находится вне общественно-полезного труда и проходит адаптацию на рынке труда своеобразно, с вытекающими последствиями для личности и общества. Более того расширение теневой экономики, масштабов имущественной стратификации (в КБР на долю 20 % населения приходится около40 процентов всех денежных доходов [7, с.77] вызывает у части молодежи сомнения в социальной справедливости проводимых в России преобразований. Поэтому должно прийти твердое понимание того, что теневая мораль не может быть основой социально-экономического развития России.

С начала 2014 года в республике наметились позитивные изменения. Реализуются и проектируются крупные инвестиционные проекты:«Строительство завода по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения» на 2,5 тыс. рабочих мест, «Строительство птицекомплекса» на 1,8 тыс.рабочих мест, «Строительство завода гипсовых вяжущих» на 0,5 тыс.рабочих мест, «Восстановление производственных мощностей «Тырнаузского горно-обогатительного комбината» на 1 тыс.рабочих мест, «Строительство международного аэропортового комплекса» на 0,7 тыс.мест. Реализация этих и других значимых проектов, по нашему мнению, будет способствовать оживлению социально-экономической ситуации и повышению уровня занятости молодежи.

Снижению уровня безработицы, социальной защищенности молодежи и ее адаптации в общественно полезной деятельности на наш взгляд, могло бы способствовать:



  • создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу в интересах более полного удовлетворения потребности населения в оплачиваемой работе;

  • обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в распределении занятых по отраслям и профессиям, в первую очередь, легкой промышленности, в сфере туризма, высокотехнологического производства сельскохозяйственной продукции и строительных материалов;

  • приведение в соответствие объемов и профилей подготовки специалистов с требованиями реальной практики, с учетом перспектив развития экономики;

  • повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе развития системы непрерывного профессионального образования, в соответствии требованиям рынка труда;

  • разработка механизма обеспечения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней;

  • возрождение школьной профессиональной ориентации молодежи, повышение их мотивации к трудовой деятельности на основе социального партнерства всех заинтересованных субъектов;

  • расширение предпринимательства и фермерства.


Список литературы


  1. Конституция Российской Федерации. - М.,2011.

  2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями). – М., 2012.

  3. .Елеев Л.Т.Служба занятости: практика реализации прав и гарантии молодежи на рынке труда //Формирование гражданского общества и права человека Кабардино-Балкарской Республике. – Нальчик,2011.

  4. Елеев Л.Т, Чернова О.Е. Социальное партнерство в профориентационной работе с молодежью // ХХI век: Итоги и новые горизонты социальной работы. Материалы 1 - ой Всероссийской конференции, часть IV, – М., 2006.

  5. Кабардино-Балкарская правда 28.01.2014 года

  6. Информационный бюллетень Госкомзанятости КБР за 2010-2013 годы

  7. Социальное положение и уровень жизни населения в Кабардино-Балкарии. (Статсборник.) - Нальчик,2013.

  8. Структурный отчет Госкомзанятости КБР за 2010-2013 годы.

  9. Стратегия развития Кабардино – Балкарской республики до 2030 года. / Под ред. П.М. Иванова.-Нальчик,2011





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница