Занятость и безработица




Скачать 76.76 Kb.
Дата11.05.2016
Размер76.76 Kb.
Урок по теме:

Занятость и безработица

Класс – 11

Предмет – обществознание, экономика

Тип урока – комбинированный (интегрированный)

Цели урока:

Образовательные

- формирование у учащихся представления об экономических понятиях занятость и безработица;

- раскрыть причины безработицы, ее виды и политику государственного регулирования занятости населения.

- уяснение учащимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные.



Развивающие:

-развивать навыки работы в группах, навыки аналитического мышления, экономическую грамотность

-уметь решать экономические задачи: рассчитать уровень безработицы, занятости, определять виды безработицы.

Воспитательные:

-формирование культуры общения, взаимоуважения.



Педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

1 мин.

Отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

Сообщение дежурного

Проверка домашнего задания.

8 мин.

Фронтальный опрос:

Слайд 2

-Какую тему мы изучаем?

-Что продается на рынке труда?

-Почему спрос на услуги труда на рынке труда не первичный, а производный?


-Кто является продавцом и покупателем на рынке труда?

-Вставьте пропущенные слова.



Слайд 3,4
- Почему кривая предложения на рынке труда имеет изогнутый вид?

Слайд 5

-Проанализируйте взаимосвязь между товарными рынками и занятостью.



Слайд 6.



Отвечают на вопросы:
Рынок труда.
Услуги труда.
Т.к. спрос на РТ отражает спрос на продукцию, произведенную данным трудом. Растет спрос на продукцию, растет спрос на услуги труда, производимую данную продукцию.

(привести примеры)

Стр.128 учебника по Экономике.
Продавцом – наемные рабочие, покупателем – работодатели.

Вставляют слова (слайд 3), проверяют (слайд 4).

Время работника ограниченный ресурс, ему приходится выбирать между работой и отдыхом. Когда работники заняты полный рабочий день, и им предлагают дополнительный заработок, не все согласятся, некоторые откажут работодателю. Поэтому даже при росте ставки заработной платы, предложение труда не вырастет, а может даже сократиться.

Если ситуация на рынке определяется кривой «Спрос – 1», то занятость составит 9 условных работников

(фигурки, изображенные ниже оси «Объем продаж»). Но если спрос на товар возрастет (кривая спроса сдвинется вправо – вверх до положения «Спрос – 2»), то станет возможно продать больше товаров. Для их выпуска потребуется и больше работников. В итоге получат работу ещё 4 условных работника, и общая занятость возрастет до 13 человек. Для остальных же 9 условных работников, дела не будет. То дополнительное количество товаров, которое может быть произведено с использованием их времени и навыков, рынком не востребовано. А значит, их трудовые возможности обществу не нужны. Эти люди становятся безработными.


Вызов.

5 мин.

Мотивация учащихся на урок. Определение темы урока, формулировка целей.

Прием «корзина идей»

Первичное усвоение знаний

-О каком явлении идет речь?

Итак, тема сегодняшнего урока «Занятость и безработица».



Слайд 7.

-Формулировка целей урока (см.выше).

-А что это такое занятость, безработица?

Какие фразы, ассоциации связаны с этими понятиями?
-Составьте определения со словами занятость и безработица.
-Сравните, чем похожи и чем отличаются?
Сравните с термином, предлагаемым автором учебника.

Слайд 8,9.


О безработице.
Запись темы урока в тетрадь.
Формулируют цели урока вместе с учителем.

Идет сбрасывание в «корзину». Работа в группах

Наиболее часто встречаемые словосочетания: социальное явление, рост числа безработных, желающих найти работу, безработица, какая бывает, причины, сокращения и увольнения и т.д.

Составляют.

Сравнивают, чем похожи, а чем отличаются термины.
Сравнивают.


Осмысление

20 мин.


Составление кластера со словом – безработица на протяжении всего этапа осмысления.

Определение критериев безработицы.

Проблемные вопросы:

А всякий ли неработающий безработный?

Слайд 10
-Как вы думаете, кого можно считать безработным?

Слайд 11
Показатели уровня безработицы

Рассмотрим показатели, существующие для измерения уровня безработицы.



Слайд 12

Решение задачи.

Слайд 13

В стране Лимонии в декабре было 1 млн. ч безработных и 9 млн. ч занятых. Определите численность рабочей силы в стране Лимонии, уровень безработицы и уровень занятости?


Проверить правильность решения задачи.

Слайд 14
Можно ли полностью ликвидировать безработицу?

Слайд 15
Чтобы полностью ответить на данный вопрос нужно определить причины возникновения безработицы?

Слайд16
Эти причины порождают разные виды безработицы.

Виды безработицы. Слайд 17 - Просмотр анимации.

Просмотрите анимацию «Виды безработицы», во время просмотра простым карандашом продолжите составление кластера - виды безработицы.


Какие виды вы выделили?

Проверьте их правильность.



Слайд 18


Нет.
В ходе обсуждения выделяются три признака безработицы. Начало составления кластера в тетради.

Записывают в тетрадь

Уровень безработицы = безработные / рабочая сила * 100%.
Уровень занятости = занятые / рабочая сила * 100%.

Продолжение составление кластера

Решение задачи в тетради.

(двое учащийся решают задачу у доски – один на определение уровня занятости, второй на определение уровня безработицы).

Проанализируйте своё решение. Поднимите руки те у кого задача не вызвала затруднений.

Проверяют.

Нет.


Заслушиваем разные мнения. В ходе обсуждения выделяются причины возникновения безработицы.

Продолжение составление кластера.

Просматривают анимацию, продолжают составление кластера в тетради, выделяя виды безработицы

Проверяют, при необходимости исправляют.


Первичное закрепление на стадии осмысления

Какие виды безработицы порождают названные причины?

Слайд 19

Определите вид безработицы.


Ответы учащихся



Прием Инсерт или «пометки на полях»

Слайд 20

Учащимся предлагается с помощью данного приема поработать с учебником самостоятельно и познакомиться с государственной политикой в области занятости.



Учащиеся работают с текстом учебника по обществознанию стр.111, затем идет обсуждение итогов их работы, выделяются два направления государственной политики в области занятости – активная и пассивная. Завершается составление кластера.

Рефлексия.

10 мин.

Какой у вас получился кластер?

5-минутное эссе на тему «Безработица»


Возвращение к «корзине идей…»
Выставление оценок за работу на уроке учащимся.

1 учащийся рисует кластер на доске. Затем на экран выводится кластер, (см. приложение), учащиеся сравнивают, при необходимости исправляют.
Остальные учащихся в это время пишут эссе (выборочно 1-2 зачитываются).

Подведение итогов. Выбрасывание не нужного из «корзины», если есть.



Домашнее задание.

1 мин.

Учебник «Обществознание»

Пар.9, стр. 107 – 115.

Учебник «Экономика»

Пар. 31,32.


Составление синквейна со словом «Безработица».

Слайд 22

Учитель приводит свой пример синквейна.



Слайд 21

Записывают домашнее задание в дневник.













Литература:

  • Липсиц И.В. Учебник «Экономика» Базовый курс: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Вита-Пресс», 2002.

  • Савицкая Е.В., Серегина С.Ф.Уроки экономики в школе: в 1кн. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.

  • Боголюбов Л.Н. Учебник «Обществознание» Базовый уровень. М.: «Просвещение», 2009.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница