Занятие по антикоррупционной подготовке №1 «Самое главное при всяком государственном устройстве – поста­вить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было нажи­ваться»




Скачать 283.24 Kb.
Дата06.05.2016
Размер283.24 Kb.
Занятие по антикоррупционной подготовке № 1

«Самое главное при всяком государственном устройстве – поста­вить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было нажи­ваться». Философ древности Аристотель (384-322г до н.э.)

Тема коррупции - одна из самых актуальных тем в современной общест­вен­ной, экономической и политической жизни России. Коррупция в немалой степени ограничивает свободное действие экономиче­ских законов и снижает престиж страны в глазах мирового сообщества, явля­ется одним из главных препятствий на пути выгодных для нее зарубежных инвестиций. Особенно опасна коррупция в органах государственной власти. Как показы­вает практика, коррупция разрушает всю систему государствен­ного управле­ния, способствует падению авторитета государственной власти и престижа государственной службы. Коррупция препятствует развитию экономики и способствует росту организованной преступности, особенно в сфере эконо­мики.


Сделано уже немало шагов как со стороны государства, так и со сто­роны представителей гражданского сектора: совершенствуется законодатель­ство, реализуются государственная и региональные программы борьбы с корруп­цией, принимаются многие другие меры. Но, к сожалению, на сего­дняшний день эта проблема по-прежнему остается актуальной.

Как показывает практика, зачастую граждане сами выступают инициа­торами коррупционных сделок. Низовая коррупция возникает почти везде, где ря­довой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться в госу­дарст­венные органы: жилищно-коммунальная сфера, правоохранительные органы, налоговые комитеты, таможенные органы и другие. «Нечистые на руку» от­дельные представители данных структур служат «питательной сре­дой» для низовой коррупции: выдача разрешений на занятие различными ви­дами дея­тельности; разрешение на строительство и наделение земельными участками; контрольные проверки со стороны государственных служб (по­жарной, сан­эпидемстанции и т.п.).

Для того, чтобы достичь максимального эффекта, необходимо бороться не столько с коррупцией как таковой, как с причинами ее возникновения. Борьба с коррупцией не должна пониматься, как только борьба с отдельными коррупционерами и взяточниками. Работа должна быть направлена на созда­ние такой общественной среды, которая сводила бы к минимуму саму возможность коррупционных проявлений в обществе. Именно поэтому необходимо формиро­вание нетерпимости ко всем проявлениям коррупции в обществе и информи­рование граждан о возможностях и преимуществах за­конных путей получе­ния государственных услуг. При выработке наиболее эффективных и действенных методов борьбы с коррупцией необходимо учи­тывать анализ международного опыта, а также возможность примене­ния вы­бранных международных схем в российских условиях.

Коррупция, по мнению людей, доста­точно широко распространена, при чем на всех уровнях власти (центральные органы власти, местные органы власти, «бытовая» коррупция). Очень часто о повсеместном распространении коррупции люди судят исходя из сложивше­гося имиджа некоторых госорга­нов, а не потому, что им самим пришлось столкнуться с этой проблемой. Наиболее коррумпированными граждане на­зывают те государственные ор­ганы, с которыми чаще всего сталкиваются при решении личных или про­фессиональных вопросов.

Коррупция в нашей стране «взаимноактивная», то есть предложения возни­кают как со стороны желающего решить вопрос, так и со стороны должност­ного лица. Она не всегда воспринимается людьми как негативное явление, атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе на данный мо­мент нет. Очень часто люди рассматривают материальное вознаграждение должност­ного лица лишь как способ наиболее быстро и иногда более дешево решить свои насущные проблемы, и столкнувшись с фактом коррупции - став свидете­лем вымогательства со стороны должностного лица или его зло­упот­ребления своим служебным положением - далеко не каждый человек обра­тится по этому поводу в правоохранительные органы. Трудность борьбы с коррупцией заключается еще и в том, что подобного рода взгляды закладываются и формируются в наших гражданах с детства, так сказать «впитываются с молоком матери». Сама система взаимодействия общества несовершенна, и очень часто кор­рупция - это наиболее короткий, легкий путь. Есть поговорка «знать и со­блюдать - дешевле», которая у нас не рабо­тает: зачастую заплатить за нару­шение правил дорожного движения дешевле «на месте» нежели идти закон­ным путем. Очень часто причина возникнове­ния коррупции кроится в невоз­можности человека обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье за счет той заработной платы, которую он получает на занимаемой должно­сти. Часто люди в силу своей правовой не­грамотности, незнания законов не могут, а иногда просто боятся самостоя­тельно отстаивать свои права, в том числе в тех случаях, когда сталкиваются с таким явлением, как коррупция. Существующая система «телефонов дове­рия» не достаточно эффективна. Граждане, позвонившие по этим телефонам, услышав, что нужно назвать фа­милию и прочие личные данные, вешают трубку, т.к. боятся, что последствия их обращения негативно скажутся на них и их семьях.

Нельзя рассматривать коррупцию как явление, присущее только лишь сфере государственного управления. И в системе государственной службы, и в биз­нес-структурах, и в неправительственных организациях существуют оп­реде­ленные нормы и правила, и работают люди, желание которых обойти имею­щиеся «препятствия» на пути к собственной цели очень часто сильнее их мо­ральных принципов и устоев. Везде, где присутствует человеческий фактор, есть возможность для коррупции. Но в то же время надо помнить, что есть такие сферы жизнедеятельности (например, здравоохранение, обра­зование), в которых полностью исключить человеческий фактор не воз­можно.


Статьи и информационные материалы, которые бы являлись инструмен­том формирования атмосферы нетерпимости к коррупции в обще­стве, пропаган­дой необходимости построения взаимоотношений гражданина и государст­венного служащего в соответствии с определенными законом нормами, на принципах открытости и прозрачности, в средствах массовой информации встречаются крайне и крайне редко. Информация, имеющаяся в СМИ, пред­ставлена в обобщенном виде, при ее подаче не учитываются осо­бенности различных целевых групп. Представители СМИ самым непосредст­венным образом борются с проявле­ниями коррупции. В настоящее время корреспондентов приглашают на все «громкие» судебные дела, спорные су­дебные разбирательства. Присутствие представителей СМИ служит неким гарантом того, что процесс будет «за­конным» и справедливым в силу осве­щенности дела. Вместе с тем, большин­ство статей и материалов носит ин­формационно-статистический характер, описывает количество и состав фак­тов коррупционных действий со стороны представителей государственных органов. Также регулярно освещаются в печатных и электронных изданиях различ­ного рода проводимые мероприятия, направленные на обсуждение проблем коррупции. Практически отсутствуют статьи, в которых бы были описаны «правила» поведения в случаях столкновения с фактами коррупции как для рядовых граждан в случае «искусственного затягивания» решения вопроса госчиновником, так и, наоборот, для представителей власти, под­вергшихся давлению со стороны взяткодателей. Достаточно редко встреча­ются и статьи, которые бы ставили своей целью анализ причин возникнове­ния и причин распространения такого негативного явления, как коррупция в обществе, ре­комендации по «профилактике» этого явления.

Полное искоренение коррупции в настоящее время представляется очень за­труднительным и маловероятным, как и полное искоренение таких проблем, как алкоголизм, наркомания, преступность и т.д. Однако необхо­димо стре­миться к снижению уровня коррупции. Ведь, как показывает прак­тика, еди­ничные действия, направленные на борьбу с коррупцией, не прино­сят же­лаемого эффекта. Необходимо изменить отношение к проблеме, соз­дать ре­альные инструменты, которые позволяют гражданам защитить свои права и действовать в соответствии с нормами закона.


Актуальность борьбы с коррупцией характерна, что называется, для всех времен и народов. В чем же состоит живучесть коррупции? Почему и для России она не стала исключением?

Ответы на эти и другие вопросы, связанные с распространением кор­рупции, на наш взгляд, следует искать в ее социальной сути. Действительно, корруп­ция явление - социальное. То есть присущее только коллективам лю­дей и природу ее живучести следует искать именно в системе социальных отноше­ний – как одной из форм удовлетворения потребностей человека.

То, что коррупция позволяет удовлетворять конкретные интересы человека, думаем, не может вызывать серьезных возражений. Для обоснования данного факта обратимся к следующим элементарным логическим связям.


Во-первых, проявлением коррупционности выступает просьба конкрет­ного лица к другому лицу решить, или содействовать решению, определен­ный во­прос, обязательно связанный с жизнью, развитием человека (в про­тивном случае исключается объективная основа для межчеловеческого взаи­модейст­вия), реализовывать который сам обращающийся с просьбой или не в состоя­нии или ему это сделать было бы гораздо сложнее без помощи того, к кому он обращается.

Во-вторых, только при натуральном хозяйствовании существовала ре­альная независимость человека, в плане отсутствия необходимости просить себе по­добного сделать что-то, что он не мог сам сделать. С разделением труда, ко­лоссальной и все продолжающейся дифференциацией населения каждый из нас, с одной стороны, стал неотъемлемой частью многообразного целого (общества), с другой – полностью зависимым от себе подобных.

В-третьих, разделение труда в обществе сформировалось таким обра­зом, что у части социальных субъектов (например, у руководителей, госчи­новников и т.д.) в руках оказались средства удовлетворения интересов чело­века, которые не принадлежат им лично, но они могут распоряжаться ими по-своему ус­мотрению. Это обстоятельство – объективное. Поскольку пока не возможно обойтись без социальных структур, личностей, которые конкретно должны распоряжаться жизненными благами.

В-четвертых, сколько живут общества, столько и существуют про­блемы не­совершенства механизмов перераспределения материальных благ, другие ус­ловия для жизнедеятельности. Отсюда и объективно сохраняется необходи­мость для более упрощенного (рационального) решения жизненных запро­сов, в том числе коррупционного – в обход установленных обществом поряд­ков, тем более, если они более громоздки, нежели, те, которые называ­ются «коррупционными».

В-пятых, не приходится исключать и такую объективную для живуче­сти коррупции основу, как уровень воспитания, уровень культуры, уровень соз­нания человека. Дело в том, что каждый из нас условия социального бы­тия познает в процессе социализации. Поэтому мы не можем сразу усвоить всю суть социальной гармонии и руководствоваться ею в своей жизнедея­тельно­сти. Более того, как это часто происходит в жизни, далеко не все члены об­щества знают, как себя вести правильно. Поэтому, скажем, и не все люди мо­гут отрицательно оценивать факты дачи взяток за оказание опреде­ленных ус­луг и т.д.

В-шестых, важно иметь в виду, что коррупция как способ удовлетворе­ния интересов, давно превратилась в определенного рода индустрию – форму обогащения. Хорошо известно, что именно коррупция лежит в основе обра­зования и функционирования многочисленных мафиозных образований (на­пример, Коза-Ностра на о.Сицилия). В этих условиях мы уже не можем гово­рить о таких высоких понятиях, как культура, гармония, справедливость и т.д. Здесь проявляются антиподы этих категорий.

Перечисленные факторы живучести коррупции (наверное, еще не все) сами по себе определяют способы борьбы с нею. Хотя, как мы замечали, ка­ждый из этих факторов – «вечный», тем не менее, формы и размеры проявле­ния коррупции общество в состоянии держать под контролем. Главное, надо сле­дить за процессом и грамотно выстраивать механизмы борьбы с этим, как принято считать, социальным злом.

В этой связи хотелось бы обратиться к античной ретроспективе и взглянуть на некоторые примеры борьбы с этим явлением в Древней Греции VI-IV вв. до н.э. Как известно, именно в Древней Греции получили наиболь­шее развитие ме­ханизмы борьбы с проявлениями коррупции. Их историче­ское название – демократия. То есть такая система, где в основе социальной гармонии (отно­сительной, конечно) находилось личное участие граждан Афин и всей Ат­тики в управлении своим полисом – государством. Действи­тельно, каждый гражданин имел право, и даже был обязан, напрямую влиять на политиче­скую жизнь Греции посредством личного участия в народных собраниях, го­лосовании, внесении законов, избрании магистратов и т.д. При такой обстановке дел, разумеется, было сложнее кому-то из политиков, ис­полнительных лиц заниматься протекцией в пользу конкретных субъектов. Хотя такое тоже имело место. То есть первым и самым главным обстоятель­ством противодействия узкокорыстным целям была активная гражданская позиция греков, их непосредственное участие в управлении обществом. Сле­дующим немаловажным фактором недопущения злоупотреблений явля­лась постановка работы должностных лиц. Во-первых, существовало жесткое правило, предполагавшее избрание магистратов только на один год. Исклю­чением были переизбрания на повторные сроки Перикла и некоторых других греческих деятелей, которые отличились особыми заслугами перед отечест­вом. К примеру, привели Грецию к победе в войне с персами и др. В осталь­ных случаях такое правило строго соблюдалось. Во-вторых, греческие маги­страты больше всего боялись отчетов, которые они должны были держать на собраниях по окончании сроков избрания. По­скольку здесь они могли быть уличены в каких-либо, даже незначительных, недостатках и подвергнуты остракизму – изгнанию на 10 лет из Греции. В-третьих, отчеты должностных лиц тщательно проверялись комиссиями. Ре­зультаты проверки сообщались только собранию. История свидетельствует, что практически не было маги­стратов, работа которых не подвергалась бы жесткой критике. Не случайно, например, что такой участи не избежал и ле­гендарный полководец Греко-персидской войны, как Фемистокл, который подвергся остракизму и был из­гнан из Афин.

На сегодняшний день проблема коррупции является одним из злободнев­ных вопросов, актуальных не только для России, но и для боль­шинства стран мира. Коррупция не признаёт национальных границ. Она имеет повсеместное распространение. В современном обществе проводится множество различных исследований, мо­ниторингов, ранжирований стран по уровню коррумпированности. Наиболее значимые из них – Индекс Воспри­ятия Коррупции, Индекс Плательщиков Взятки, Международный Обзор Жертв Преступности, Индекс Непрозрачно­сти, Система Оценки Государст­венной Чистоты, Индекс Глобализации и многие другие. Среди большого ко­личества исследований по коррупции наиболее предпоч­тительными для со­ставления общего представления о состоянии коррупции в мире и выявления коррупционных факторов являются исследования между­народной организа­ции Трансперенси Интернэшнл.

Для начала, определимся с понятием «коррупции», с точки зрения опре­деле­ния ее международными организациями. Давнее и ёмкое определе­ние, ис­пользуемое в Справочном документе ООН о международной борьбе с кор­рупцией, таково: «Коррупция - это злоупотребление государственной вла­стью для получения выгоды в личных целях». Рабочее определение меж­дисциплинарной группы по коррупции Совета Европы ещё более ши­роко: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое пове­дение лиц, которым поручено выполнение определённых обязанностей в го­судар­ственном или частном секторе и которое ведёт к нарушению обязанно­стей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, част­ного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других». Анало­гичная идея заложена в руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции: 1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными ли­цами; 2) зло­употребления служебным положением для получения неоправ­данных лич­ных выгод в результате неофициального использования офици­ального ста­туса; 3) конфликт интересов между общественным долгом и лич­ной коры­стью.


Далее мы покажем отношение к коррупции и опыту борьбы с ней на примере таких стран, как Сингапур, Малайзия, Китай, США, Финляндия, Эс­тония.

Сингапур


Сегодня Сингапур стоит в ряду самых «чистых» в коррупционном отно­ше­нии государств. Власти Сингапура действительно смогли создать эф­фектив­ный механизм борьбы с коррупцией, который реально действует и даёт ре­зультаты. Борьба с коррупцией здесь ведётся непрерывно. Об этом свиде­тельствует наличие постоянно действующего специализированного ор­гана по борьбе с коррупцией – Бюро по расследованию случаев коррупции, которое основано в 1952 году. Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди госу­дарственных чиновников и сообщает о них соответствующим ор­ганам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Также бюро изучает методы работы потенциально подверженных коррупции госу­дарственных органов с целью обнаружения возможных «слабостей» в сис­теме управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и зло­употреблениям, Бюро рекомендует принятие соответствую­щих мер главам этих отделов. Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить усло­вия, создающие как сти­мул, так и возможность склонения личности к совер­шению коррумпирован­ных действий». Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, например: оплата труда государственных служащих согласно формуле, привязан­ной к средней заработной плате ус­пешно работающих в частном сек­торе лиц; строгие меры предпринима­ются по отношению к обеим сторонам: и тем, кто дает взятки, и тем, кто их берет; контролируемая ежегодная от­четность государственных должностных лиц об их иму­ществе, активах и долгах; большая строгость в делах о коррупции именно в отноше­нии высокопоставленных чи­новников для поддержания мо­рального авторитета неподкуп­ных политических лидеров; жесткое обеспече­ние режима конфиденциальности для секретной информации и защита ин­формато­ров, сообщающих о случаях коррупции; ротация чиновников, не­предвиденные проверки «по методу случайных чисел»; ликвидация излиш­них административных барьеров для развития эконо­мики; каждые 3-5 лет – мониторинг, анализ и пересмотр антикоррупционных мер.

Госслужба Сингапура действует на основе меритократии (системы лич­ных заслуг), нейтральности, подотчетности обществу, честности и антикор­рупци­онной дисциплины. Она чутко реагирует на жалобы населения – в каж­дом Министерстве существует Отдел улучшения качества работы. Одна из целей улучшения качества работы – не заставлять посетителей ждать обслу­живания более 15-20 минут. А для того, чтобы «заполучить» наиболее спо­собных и талантливых госслу­жащих, была сделана ставка на выявление пер­спективных учащихся, поощ­рение их учебы, предоставление стипендий для поступления в университеты, направление наиболее способных для обучения за границу. Постепенно на государственной службе Сингапура сконцентри­ровались самые талантливые и профессиональные люди. Что также важно, Сингапуру удалось осуществить контроль за неудовлетво­рительной денеж­ной политикой за счет жестких правил, таких, как: строгие ограничения рас­ходов на избирательные кампании; разрешение осуществ­лять пожертвования только в пользу политических партий, а не отдельных министров или членов парламента, поскольку нельзя позволить таким обра­зом покупать влияние с целью изменения политики правительства. Высока роль СМИ в деле кон­троля за фактами коррупции и в создании обще­ственного мнения в этом во­просе. Борьба с коррупцией является одним из ключевых факторов экономи­ческого успеха Сингапура. Опыт Сингапура в борьбе с коррупцией демонст­рирует возможность преодоления коррупции, если присутствует сильная по­литиче­ская воля, реализуемая на практическом уровне, и есть понимание и под­держка со стороны всего общества.



Малайзия
За свою недолгую историю (страна обрела независимость в 1957 году) Ма­лайзия из аграрной превратилась в высоко развитую страну с постоянно по­вышающимся уровнем благосостояния населения. В Малайзии существует Малазийская Антикоррупционная Академия (МАСА), первый подобного рода институт в Азиатско-Тихоокеанском ре­гионе, который является ветвью Малазийского антикоррупционного Агент­ства и действует с декабря 2005 года. МАСА является региональным центром по повышению антикоррупци­онного потенциала по борьбе с коррупцией по­средством продвижения наи­лучших практик в расследовании, мониторинге и правоприменении. Успехи Малайзии в деле борьбы с коррупцией во многом связаны с тем, что дейст­вующее Антикоррупционное агентство, а также его подразделение - Анти­коррупционная Акаде­мия - основные усилия сосредоточили на пре­вентивных мерах. Антикоррупционная Академия имеет собствен­ный преподавательский состав и штат сотрудников по обеспечению деятельности для проведения обучающих программ, а также четыре Департамента: Акаде­мический, Иссле­довательский, по развитию и Центр международного обуче­ния. В Малайзии практически побеждена административная коррупция, чему спо­собствовало проведение комплексной политики по трем направлениям: внедрение стан­дартов государственных услуг; строгое соблюдение этических норм госу­дарственными служащими; повышение заработной платы государственных служащих. На постоянной основе проводятся исследования и соцопросы пу­тем «хожде­ния в народные массы», что способствует формированию нега­тивного отно­шения населения к коррупции.

Китай
Довольно часто обсуждаемые коррупционные скандалы в КНР создают впе­чатление активной и результативной борьбы с этим проявлением пре­ступной деятельности государственных служащих. Тем не менее, достаточно сложно представить, каким образом руководству страны удалось выработать эффективную систему противостояния корруп­ции в государстве, управляе­мой в настоящее время коммунистической пар­тией, и имеющем тысячелет­нюю традицию существования привилегирован­ной бюрократии при том, что речь идет о государстве, где проживает одна пятая человечества. В настоя­щее время в Китае существует два вида обозначения коррупции и, соот­ветственно, два уровня ее восприятия:

Уголовно-правовое значение. Коррупция-взяточничество. Обознача­ется терминами «тань’у» (хищение, казнокрадство) и «хуэйлу» (взяточниче­ство, подкуп). Чаще всего, коррупцию, таким образом, обозначают в норма­тивных документах, именно так она обозначена в Уголовном кодексе КНР, где рас­сматривается как уголовно-наказуемое деяние.

Политико-нравственное значение. Коррупция-разложение. Обозна­чается словом «фубай» (разложение, загнивание). Считается, что этот термин при­шел в китайский политический лексикон из работ классиков марксизма-ле­нинизма, где он служил для обозначения явлений, присущих западным ка­пи­талистическим режимам. Сейчас это понятие распространяется практиче­ски на все антиобщественные и корыстные действия чиновников всех уров­ней, которые используют свое служебное положение для приобретения чрез­мер­ных привилегий, выгод и льгот.

Рассматривая китайскую коррупцию, следует признать, что данное явле­ние принадлежит к так называемой «азиатской модели» коррупции, где это при­вычное и общественно-приемлемое культурное и экономическое яв­ление, связанное с функционированием государства. В Китае ситуация усу­губляется тем, что это государство имеет тысячелетнюю тради­цию сущест­вования чинов­ничьего аппарата как особой привилегированной, структу­ри­рованной, самовоспроиз­водящейся группы, принад­лежать к которой было и ос­тается крайне престижно. Соответственно, и коррупция в Китае имеет не менее продолжительную тра­дицию, что позволяет рассматривать ее как не­отъемлемую часть функциони­рования всего китайского государственного механизма. Исследователи гово­рят о циклической модели китайской корруп­ции. Проходит партийный съезд, на котором коррупция объявляется самым страшным врагом государства, по­сле этого ее уровень немного снижается, затем возрастает еще больше. Про­ходит следующий съезд и происходит тоже самое.



Интересен опыт борьбы с коррупцией в Китае под названием «страте­гия войны». Её начало датируется декабрем 1951 года, когда на всей терри­тории Китая начинается программа под названием «три анти-» (анти-корруп­ция, анти-бюрократизм, анти-расточительство). В тот период тысячи людей при­говариваются к смертной казни за вступление в коррупционные отноше­ния. Учреждаются специальные народные суды, которые рассматривают ис­клю­чительно дела о коррупции. Правительство требует от каждого человека со­общать о ставших ему известных случаях коррупции. Официально кампа­ния заканчивается в июне 1952 года. Результаты акции кажутся поразитель­ными. Число зарегистрированных случаев коррупции падает с 500000 в 1950 году до 290000 в среднем за период с 1951 до 1965 года.

Преимущества «стратегии войны»:

  • Проблема коррупции формулируется и ставится на повестку дня. Пер­вый шаг в успешной борьбе против коррупции – признание существо­ва­ния самой коррупции как существенной проблемы. Очевидно, что в общест­вах, в которых тема коррупции административно или культурно табуирована, борьба с коррупцией вряд ли представляется возможной. Такая позиция бо­лее конструктивна, чем игнорирование проблемы.

  • Быстрое получение результата. «Стратегия войны» быстро дает види­мый результат. Репрессивные меры по сути своей публичны, так как их результат затрагивает большое число людей, легко поддается измере­нию, легко может быть использован в целях политической рекламы, быстро дости­гает общественности и надолго запоминается.

Недостатки «стратегии войны»:

  • «Стратегия войны» носит карательный характер, который выража­ется в ужесточении государственного контроля, а это может быть одной из причин расцвета коррупции в развивающихся странах.

  • Объект данного метода борьбы - коррупционер, а не коррупция. Можно провести аналогию борьбы Геракла с гидрой, у которой посто­янно нарастают новые головы, что обуславливает циклический харак­тер искоре­нения коррупции.

  • Применение «стратегии войны» тре­бует соблюде­ния условий, кото­рые порой оказываются несовместимыми с принципами демократии, не впи­сываются в инсти­туциональные рамки, заложенные конституцией демокра­тического го­сударства. Для эффективности этой стратегии необходимо под­час идти на нарушение прав человека при осуществлении следственных меро­приятий, а также при вынесении приговора (например, право человека на жизнь). В связи с этим возможности эффективного применения дан­ной стратегии подчас целиком зависят от институциональных рамок, устанавли­ваемых Конституцией. Как и любая карательная политика, она требует по­стоянного обоснования, мобилизации общественного мнения в свою под­держку.

  • Чрезмерная строгость уголовного преследования коррупционера обо­стрит и без того существенную проблему латентности коррупционных преступлений. Но самым опасным следствием стратегии войны явля­ется об­разование устойчивых коррупционных сетей (китайский пример здесь более чем поучителен). Самоорганизация коррупции может зна­чительно осложнить дальнейшую борьбу с ней.

После Культурной Революции, которая началась в 1966 году, корруп­ция опять привлекает всеобщее внимание. В 1982 году Центральный Комитет партии начинает новую компанию против коррупции. Её проведение было затруднено тем, что, по сравнению с предыдущим периодом обострения резко возросла теневая коррупция. Это связано, прежде всего, с тем, что чи­новники выработали «антитела» на кампании против коррупции и сформиро­вали устойчивые коалиции, в рамках которых «покрывали» друг друга. Госу­дарство противодействовало этому реорганизацией контролирующих орга­нов и принятием специальных законов, дополняющих уголовный кодекс и предусматривающих более суровые наказания за вступление в коррупцион­ные отношения. Результаты этой кампании были гораздо более скромными. Основным объяснением этому служит предположение о том, что чиновники, предвидя визит контролирующих органов, формировали «наступательные и оборонительные союзы». Центральный дисциплинарный комитет КНР начал сталкиваться с серьезными проблемами в выявлении коррупционных прак­тик. Связано это было с тем, что в них вовлечены высокопоставленные чи­новники, предоставляющие поддержку своим подчиненным. Подчас сообще­ние о коррупционной практике, посылаемое одним из чиновников наверх, перехватывалось его начальником либо коалицией его сослуживцев-корруп­ционеров.
Интересен уже исторический факт, что в 2007 г. Центральная комиссия по проверке дисциплины при ЦК КПК выпустила указ, который предусмат­ривал «снисходительность» в отношении тех чиновников, которые добро­вольно сознаются в коррупции. Результат превзошел все ожидания: всего за один месяц 1790 человек пришли с повинной, вернув государству 10,2 млн. долл. США.

Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти. Также в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией был усилен кон­троль за провинциальным звеном партийного и государственного аппа­рата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провин­циаль­ных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необхо­димости следовать линии центра. Особо следует подчеркнуть, что была про­изведена смена руководителей комиссий по проверке дисциплины в провин­циях, ко­торые ранее возглавлялись в большинстве случаев ставленниками секретарей провинциальных и городских комитетов партии.



США
Самой решительной политикой в борьбе с коррупцией с помощью зако­нода­тельных средств отличаются США. На международном уровне при­знается, что уголовное законодательство этой страны содержит более широ­кое поня­тие уголовно наказуемой коррупции, чем в странах Европы, которые уделяют проблеме коррупции не меньше внимания.

Американское уголовное законодательство отличается особой структу­рой. Оно состоит из федерального уголовного законодательства и уголовных ко­дексов отдельных штатов. И штаты, и федеральное законодательство в це­лом предусматривают ответственность за одни и те же виды должностных пре­ступлений в области коррупции. Основная часть федеральных уголовно-пра­вовых норм, относящихся в той или иной мере к коррупции, содержится в разделе 18 Свода законов США.

В США понятие коррупции должностных лиц включает ряд противо­правных дея­ний, предусмотренных в основном в четырёх главах раздела 18 Свода Законов: 1) глава 11 «Взяточниче­ство, нечестные доходы и злоупот­ребление своим положением публичными должностными лицами»; 2) глава 93 «Должностные лица и служащие по найму»; 3) глава 41 «Вымога­тельство и угрозы»; 4) глава 29 «Выборы и политическая деятельность».

В число федеральных должностных преступлений включаются и дейст­вия служащих банков, которые могут причинить ущерб федеральной банков­ской системе. Должностные лица, директора или работники по найму какого-либо банка, входящего в Федеральную резервную систему или застрахован­ного Федеральной страховой корпорацией, Национальной сельскохозяйст­венной кредитной корпорацией, предлагающие инспектору банка кредит или чаевые, совершают преступление, наказуемое штрафом до 5000 долларов или (и) ли­шением свободы на срок до одного года. Такое же наказание ждёт и самих инспекторов банка, если они принимают кредит или чаевые.

Своеобразным видом должностного злоупотребления является подкуп с це­лью использовать влияние при назначении на государственную долж­ность. В данном случае речь идёт не о взятке в собственном смысле, возна­граждение принимается или даётся за одно лишь обещание использовать в будущем своё влияние. Субъектом этого преступления может быть не только частное лицо, но и фирма, корпорация. Ответственность наступает и для тех, кто пла­тит, и для тех, кто предлагает или обещает заплатить за будущую поддержку или оказание влияния при назначении на должность.

К злоупотреблениям служебным положением федеральное законодатель­ство относит: занятия государственных служащих, несовмести­мые с основными должно­стными обязанностями; деятельность чиновников, направленная на обогащение за счёт государст­венных средств, использова­ния информации и спекуляции.

Федеральное законодательство предусматривает ограничение деловой актив­ности бывших государственных должностных лиц после ухода из орга­нов го­сударственной власти. Если действующий чиновник «лично и сущест­венно» участвовал в качестве правительственного должностного лица в раз­решении конкретных проблем, он не имеет права после выхода в отставку представ­лять чьи-либо интересы для разрешения органами исполнительной власти та­ких же проблем в будущем, и этот запрет является постоянным и распро­страняется на действия перед любым ведомством. В течение одного года по­сле выхода в отставку бывший госслужащий высокого ранга не имеет права представлять чьи-либо интересы по любым вопросам перед тем же ве­домством, в котором он служил.

Должностные преступления, связанные с выбо­рами и политической дея­тельностью, на­шли отражение в американском законодатель­стве не слу­чайно. Политические избиратель­ные кампании в США считаются самыми до­рогостоящими.


Ответственность наступает и для тех, кто в пе­риод проведения политиче­ской кампании обе­щает работу по найму или иную выгоду за уча­стие в политической деятель­ности, выступление «за» или «против» канди­дата или политической партии.

Помимо вышеизложенных положений Свода законов США на предупре­жде­ние и пресечение коррупции направлены специальные законы, содержащие этические и дисциплинарные нормы, в частности, Принципы этического по­ведения правительственных чиновников и служащих 1990 года, Закон «Об этике в правительственных учреждениях» 1978 года.

Правоохранительным органам, и в частности полиции, доверяется за­щита безопасности и прав всех граждан. Поэтому профилактика коррупции в этой сфере приобретает особую важность. Кроме того, в США принят и су­щест­вует в качестве общего стандарта поведения во всех без исключения по­ли­цейских подразделениях этический кодекс для полицейского. Подобная по­литика даёт результаты.

В США расследованием уголовных дел в отношении высших должност­ных лиц занимается независимый прокурор, назначаемый специ­альным подразде­лением окружного федерального суда в Вашингтоне. Более того, комитеты конгресса США имеют право расследования фактов правона­рушения, совер­шаемых президентом и высшими должностными лицами.

Основную роль в расследовании коррупции в федеральных органах госу­дар­ственной власти играет Федеральное Бюро расследований. Юрис­дикция ФБР по этому виду преступлений распространяется на назначаемых и вы­борных должностных лиц не только на федеральном, но также на штатном и местном уровнях управления, когда совершаемые ими действия представ­ляют собой нарушение федеральных законов.

Как уже отмечалось во вступительной части, США принимает законода­тель­ные инициативы не только в отношении коррупции, сущест­вующей в рамках национальных границ, но и в связи с практикой междуна­родной коррупции. США стали первой страной, принявшей закон «О зару­бежной коррупцион­ной практике» (1977г.), который запрещает подкуп ино­странных чиновников. Именно благодаря этому акту и постоянному лобби­рованию со стороны США принятия аналогичного законодательства в других странах (чтобы ней­трализовать факт неконкурентноспособности американ­ских компаний на ми­ровом рынке), в декабре 1997 года была принята, а в феврале 1999-го всту­пила в силу Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных государст­венных чиновников при совершении международных сделок. Конвенция обя­зывает подписавшие страны принять внутренние за­коны, предусматриваю­щие уголовную ответственность за подкуп иностран­ных чиновников.

Необходимо подчеркнуть, что борьба с коррупцией стала одним из при­ори­тетных направлений работы ФБР после терактов 11 сентября 2001 г.
Финляндия
В настоящее время в Финляндии ежегодно рассматривается три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же – взяткодательстве. Наи­боль­ший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38 – положительные изме­нения очевидны.

Интересен тот факт, что в Уголовном кодексе Финляндии само слово «корруп­ция» не упоминается. Вместо этого го­ворится о взяточничестве чи­новников, за которое преду­сматривается наказание от штрафа до тюремного заключе­ния до четырех лет, в зависимо­сти от серьезности правонару­шения.

В Финляндии фактически никогда не создавалось специального закона о кор­рупции или специальных органов для контроля за ней. Коррупция рас­смат­ривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Так, коррупция всегда подпадала под действие Конституции, Уголовного кодекса, законода­тельства о гражданской службе, административных инструкций и других подзаконных актов.

Контроль за соблюдением антикоррупционных норм и принятие мер, в слу­чае их нарушения, осуществляют традиционные судебные и правоохрани­тельные органы. Особую роль играют канцлер юстиции и омбудсман парла­мента (уполномоченный по конституционным и другим правам человека), которые назначаются президентом республики, но полностью независимы (в том числе, и друг от друга) в своей деятельности и имеют в распоряжении все инструменты и права, необходимые для проведения расследований и принятия мер.

Для рассмотрения обвинений против высших должностных лиц особой кате­гории (членов правительства, канцлера юстиции, членов Верховного или Административного суда) существует специальный институт – Государст­венный суд, который созывается по мере необходимости, но действует на ос­новании установленных Конституцией страны правил. Этот суд может также рассматривать обвинения против Президента страны. Государственный суд возглавляется президентом Верховного суда, состоит из председателя адми­нистративного суда, надворного суда и пяти депутатов парламента, избирае­мых самим парламентом. Фактически это «суд импичмента», который может принимать решения об отстранении от должности лиц указанной категории.

Следует особо отметить, что случаи кор­рупции становятся широко из­вестными благодаря выступлениям средств массо­вой информации, которые действительно играют в Финляндии роль эффективного инструмента граж­данского контроля. Власти этой страны всегда прислушива­ются к голосу СМИ и, как правило, реа­гируют на их выступления.

В борьбе с коррупцией Финляндия активно использует международно-право­вые инструменты, сотрудничает с основными организациями в этой об­ласти, приводит свое законодательство и практику в соответствие с между­народ­ными нормами и стандартами.

Что же главное в финском опыте борьбы с коррупцией? Было бы преуве­ли­чением говорить о какой-то специфической «финской модели» борьбы с кор­рупцией. Естественно, имеется ряд законодательно-правовых особенностей, которые могли бы быть использованы и у нас. Главное все же – в финском опыте борьбы с коррупцией, в формировании условий, которые не создавали бы питательной почвы для коррупции и которые, если бы не ис­ключали ее, то, во всяком случае, минимизировали это явление.



Эстония
На постсоветском пространстве лидером по борьбе с коррупцией явля­ется Эстония, которая далеко опередила даже самых близких соседей, таких, как Литва и Латвия. Реформы в этой стране начались с того, что ценой высо­чай­шего напряжения был достигнут сбалансированный бюджет. Необходимо отметить, что бюджетная политика Эстонии обеспечивает стабильность кроны и экономический рост, низкие процентные ставки, контролируемую инфляцию и приток внешних инвестиций, а также заслуживает своей взве­шенностью и осторожностью признание в Европе. При составлении бюджета эстонцы считаются с демографической ситуацией – низкой рождаемостью и стареющим обществом. Объективные цифры показывают, что в дальнейшем налогоплательщиков в Эстонии будет становиться все меньше, а тех, кто ждет государственной поддержки, все больше.

С целью создания режима наибольшего благо­приятствования были вве­дены соответ­ствующие таможенные пошлины для отече­ственных производи­телей. Усилия были на­правлены на создание некоррумпированной и незави­симой полиции. В 1994 году в Эстонии была введена 26 процентная «плоская шкала» подоходного налога. Подобная нало­говая система предполагает ис­пользование единообразной налоговой ставки для част­ного и корпоративного налогообложения. Небывалый экономический рост последовал сразу же. В отличие от налоговой системы, основанной на прогрессирующей ставке на­лога, плоский налог не наказывал людей за то, что они работали и получали больше. Очень скоро примеру Эстонии последовали Литва и Латвия.

Следующим шагом стала в 1996 году программа всеобщей компьютери­зации школ. За четыре года программа была успешно реализо­вана. Сейчас во всех школах Эстонии бесплатный и скоростной Интернет. Стремительно разви­лась и система Интернет-платежей, при этом для их по­пуляризации в народе применялись различные льготные схемы, создавались альтернативные спо­собы оформления различных документов через Интернет. Естественно, в го­сударственных организациях исчезли очереди, за целый день приходят всего 5–6 посетителей. Вся работа проводится через компью­терную сеть.

Все решения правительства обязательно публикуются в СМИ в течение трех дней. Из-за этого чиновникам приходится постоянно быть готовыми к тому, чтобы аргументировать каждое решение перед прессой и общественно­стью. Кроме того, вся деятельность государственных органов стала доступна каж­дому жителю страны через электронные информационные системы.

Парламентом была принята Концепция развития гражданского обще­ства Эс­тонии в целях объединения усилий власти и общества и исключения отноше­ний, способствующих возникновению коррупции. В 2003 году была образо­вана Комиссия рийгикогу (парламента) по применению закона о борьбе с коррупцией. Комиссия является хранителем деклараций экономиче­ских ин­тересов (доходов) высших должностных лиц страны, включая членов парла­мента, президента страны, членов правительства, судей и так далее. Эта спецкомиссия проверяет достоверность данных, представленных должност­ными лицами деклараций экономических интересов. Комиссия информирует как парламент, так и общественность о результативности применения закона о борьбе с коррупцией, проверяет подозрения в коррупции. При выявлении признаков преступления или административного на рушения комиссия пере­дает материалы следствию.

Помимо всеобщей компьютеризации - исключения человеческого фак­тора как возможности для возникновения коррупции - в Эстонии создана специ­альная полиция со штатом из следователей и полицейских, которые за­нима­ются выявлением преступлений, связанных с коррупцией. Также в на­чале 1999 года в Эстонии был принят закон о борьбе с корруп­цией. Кроме того, существует телефон прямой связи, по которому можно со­общить о факте взятки или злоупотребления чиновником своим положением.

Можно сказать, что сплошная компьютеризация образования и быта граждан позволила коренным образом изменить жизнь эстонского общества. Совре­менные информационные технологии помогли снять бюрократические пре­поны и упростить процесс общения граждан и государства. Система «Элек­тронного правительства» стала одной из визитных карточек Эстонии, приме­ром того, как далеко продвинулась эта страна в сфере информацион­ных тех­нологий.

Анализ социальной и исторической сути проявления коррупции показы­вает, что наряду с «вечными» причинами, которые обуславливают живучесть этого явления, имеются не менее известные, также «вечные», спо­собы кон­троля над ним. Наиболее существенными из них остаются:


гражданская активность населения; прозрачность деятельности управляющих структур и должностных лиц; совершенность механизмов влияния на каче­ство работы исполнитель­ных органов и конкретных чиновников; правовая грамотность и гражданская культура; доступность и справедливость в реали­зации социальных запросов; жесткая работа контролирующих органов, от имени населения следя­щих за реализацией принципа социальной гармонии; системная работа СМИ, регулярный мониторинг общественного мне­ния и др.

Подводя итоги, отметим, что ситуация меняется. «Готового рецепта» того, как справиться с коррупцией, нет. Но есть множество успешных приме­ров, методов, «находок», которые уже внедрены и работают. Россия все­гда отличалась тем, что вбирала все самое лучшее из опыта других стран, не стеснялась учиться у других, при этом, не забывая о своем особенном мента­литете, гуманизме и уважении к личности. Это имеет непосредственное от­ношение и к эффективной практике борьбы с коррупцией.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница