Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"




Скачать 103.78 Kb.
Дата07.05.2016
Размер103.78 Kb.





Тема №3.

Конкурентная среда региональных рынков.
Конкуренция (согласно закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивать возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. С практической точки зрения конкурентный рынок это рыночная структура, вписывающая в одну из систем - совершенной конкуренции, монополистической конкуренции олигополии.

Противоположная конкуренции ситуация на рынке называется монополией. В действующем законодательстве РФ отсутствует легальное определение этого понятия. Однако законодатель употребляет схожий с ним термин "монополист". Например, под монополистом в ст. 1 ФЗ от 1 декабря 1995 г №191 "О государственной поддержке массовой информации и книгоиздания РФ" понимается предприятие (организация), признанная таковым в соответствии с антимонопольным законодательством. По всей видимости, имеется в виду хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и выше.

Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших результатов. Наиболее полное удовлетворение нужд потребителей, борьба за расширение доли на рынке, удешевление продукции и повышение ее качества - таково основное содержание конкуренции. Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках и тем самым препятствует злоупотреблению этой властью.

Таким образом, на конкуренцию в рыночной экономике возлагается выполнение весьма значительных функций регулирования, мотивации, распределения и контроля. Поэтому для достижения общественно значимых результатов государство призвано стимулировать и развивать конкурентные отношения или политику конкуренции.

В этой связи государственная конкурентная политика объединила две составляющие задач - задачи демонополизации экономики и антимонопольная политика.

Работы по демонополизации экономики осуществляются в соответствии с Государственной программой демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ (основные направления и первоочередные меры) утвержденной Постановлением Правительства РФ от 09.03.94 г. №191, с уточнением приоритетов по периодам: 1997-1998гг.; 1999-2005 гг.

Приоритеты работ по демонополизации включает:


  1. Создание системы эффективного государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

  2. Демонополизация отраслевых хозяйственных комплексов;

  3. Демонополизация и предупреждение создания новых монопольных структур в процессе приватизации и перераспределения собственности;

  4. Снижение экономических и административных барьеров для свободного перемещения услуг и капиталов на рынках РФ;

  5. Снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров на рынках новых конкурирующих структур;

  6. Пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации сфер экономики.

Разработка региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках приняла массовый характер. За период 1994-1995 гг. программы были разработаны в 59 территориальных управлениях (74% от общей численности), из них 51 утверждены и реализуются 86% от числа программ) и на 1995-1996 гг. программы приняты в 18 территориальных управлениях (23%), из них 16 утверждены (89%).

У качестве объектов демонополизации на региональном уровне выбирались социально-значимые рынки, ориентированные на потребителей локального и регионального уровней. Мероприятия по демонополизации и развитию конкуренции были проведены в 1996 г. на 458 региональных рынках более чем по 75 позициям номенклатуры товаров.

В рамках ГАК были разработаны методические рекомендации по разработке программ демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках отраслевых продуктов. В рамках этой методики основными задачами региональных работ по демонополизации являются:


  • деконцентрация производства;

  • формирование в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности новых экономических структур - хозяйствующих субъектов, конкурентоспособных и сопоставимых по своим экономическим размерам с действующими на рассматриваемом рынке;

  • разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений предприятий, препятствующих развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках;

  • снижение и ликвидация экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на региональные рынки новых хозяйствующих субъектов;

  • изменение монопольной структуры региональных рынков по выделенным приоритетным группам или проведение мероприятий с аналогичным эффектом.

В 1994 и 1996 гг. в Иркутской области также были разработаны и реализованы программы демонополизации Иркутской области.

Демонополизация Иркутской области, согласно программе проводилась путем:



  1. Разделения монопольных хозяйствующих субъектов.

  2. Развития конкурирующей среды за счет увеличения объемов производства.

  3. Расширения границ товарного рынка за счет А) привлечения импорта товара; Б) стимулирования экспорта.

В качестве приоритетов политики демонополизации приняты следующие направления - продукты питания, жилищное строительство, транспортно-дорожные услуги.

Однако по прошествии определенного времени, опыт демонополизации показал, что эффективность и результативность по демонополизации зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Падение объемов производства и потребления препятствует нормальному функционированию механизмов саморегуляции, в том числе конкурентных стимулов. В условиях сокращающегося спроса, роста инфляции и сужения географических границ рынка результаты демонополизации во многом были отрицательными.

Кроме этого в области рассмотрения демонополизации вошли в основном рынки локальные (региональные) и не вошли межрегиональные рынки.

В основу разработки программ демонополизации товарных рынков положен анализ рынка на предмет выявления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Данная методика была принята в 1994 г. была нацелена на установление товарных рынков, на которых действуют хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенных товаров составляет в пределах 35-65%. Именно эти рынки были квалифицированы как монополизированными и они были рассмотрены на предмет де концентрации. Хозяйствующие субъекты, которые имели на рынке определенного товара данную долю были квалифицированы как ХС, занимающие доминирующее положение на товарном рынке и были включены в реестры предприятий- монополистов. Такие реестры являются официальным фактом признания высокой доли рыночной власти для включенных в список предприятий. Данный реестр составляется в двух видах - как Федеральный реестр РФ объединений и предприятий и региональный реестр. Разница в них заключается в принадлежности определенным географическим границам. Однако, здесь возможны большие сложности с определением географических границ, поскольку данные границы зависят не только от спроса и предложения, но и, например, от возможности его быстрой доставки до конечного потребителя.

В силу этого, например, такие предприятия, как Братский и Усть-Илимский лесоперерабатывающие комплексы были исключены из Реестра, так как на рынке в целом доля их продукции составляет менее 35%.

Анализ реестра предприятий (объединений) имеющих на рынке долю более 35% является содержанием статистического обзора, проводимой 2 раза в год.

Так, например, на 1.01.96 г. в реестр было включено 41 предприятие, что составляло 10% от общего количества крупных и средних предприятий области. В республиканский реестр входят 5 крупных предприятий, такие как "Саянскхимпром" (поливинилхлоридная смола), "Усольехимпром" (карбид кальция), Ангарский электромеханический завод (щиты станций управления) и т.д. В региональный реестр включено 36 предприятий, из них наибольшая доля в 78% приходится на предприятия пищевой промышленности.

Для Иркутской области характерна высокая концентрация производства, т.е. сосредоточение его на крупных предприятиях. Отраслями с наиболее высокой концентрацией производства в области является электроэнергетика, топливная и химическая промышленность. Например, в акционерном обществе "Иркутскэнерго" сосредоточено 99% объема производства по отрасли электроэнергетики, а топливной промышленности акционерные общества "Востсибуголь" и Ангарская нефтехимическая компания в сумме дают почти 100% произведенной продукции (99,9%). Коэффициент концентрации (доля в общем объеме производства области) этих трех крупнейших производителей промышленной продукции составляет 50%, а восьми самых крупных предприятий - монополистов 59%. 84% всей отгруженной продукции предприятиями монополистами приходится на акционерных общества "Иркутскэнерго", "Ангарская нефтехимическая компания", "Иркутский алюминиевый завод". Основную долю прибыли (более 70%) получили эти же три монополиста три. Производство почти всех видов монопольной продукции является рентабельным. Наибольшая рентабельность 88% достигнута по производству масла растительного, добыче угля 34%, мазута флотского 34% и др. Убыточным является только производство крупы.

В отношении этих монополистов проводилась программа регулирования цен и иные контрольные функции. Однако общего положительного эффекта такая политика не дала по причине, во-первых, данные предприятия с долей более 35% имели иногда нормальное поведение на рынке, а регулирования становилось сдерживающим фактором их развития. Во-вторых, не все рынки были изучены и рассмотрены на предмет доминирования, а нарушение конкурентного поведения можно было наблюдать всюду и везде за счет этих нерассмотренных рынков.

По состоянию на 1997 г. в Региональный реестр включено 4382 хозяйствующих субъектов (ХС). По укрупненным товарным группам качественное соотношение составляет:



  • различные виды услуг - 40%

  • товары народного потребления - 5%

  • продукты питания - 28%

  • продукция производственно-технического назначения 27%.

Дальнейшим ходом реализации политики развития конкуренции стало более детальный анализ поведения на рынке ХС и в этой связи потребовалась методика оценки конкурентной среды на товарных рынках, которая и была принята в 1997 г. Данная методика предполагала проведение расчетно-аналитической работы по определению:

  • продуктовых границ рынка;

  • субъектов товарного рынка;

  • географических границ рынка;

  • объема товарного ресурса рынка;

  • доли хозяйствующего субъекта на рынке;

  • количественных показателей структуры товарного рынка;

  • качественных показателей структуры товарного рынка;

  • рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

Количественной характеристикой объема товарных ресурсов рынка является общий объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и натуральных показателях. Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка валяется:

  • численность продавцов, действующих на данном рынке;

  • доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

  • показатели рыночной концентрации.

К показателям рыночной концентрации относятся:

  • коэффициент рыночной концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке.

  • Индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гишмана (HHI). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля - Гиршмана выделяются 3 типа рынков: 1 тип высококонцентриванный рынок при 70% 2 тип - умеренно концентриванные рынки: 45%

3 тип - низкоконцентриванные рынки: CR-3<45%, HHI < 1000.


  • Индекс Линда. Рассчитывается для определения степени неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара.

Качественные показатели, характеризующие структуру товарного рынка, определяются как: наличие барьеров входа на рынок, степень их непреодолимости; открытость рынка для межрегиональной и межнациональной торговли. Далее определяется рыночный потенциал под которым понимается возможность ХС оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и напрямую не связан с его долей на рынке.

Свидетельством наличия рыночного потенциала может являться монопольно высокая цена на его товар; постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли; сокращение выпуска продукции в сочетании с ростом цен, происходящее при отсутствии убытков; свидетельство непрекращающейся ценовой дискриминации, т.е. установление грязных цен для разных групп покупателей или в различных регионах, не оправданное разницей в затратах; превышение фактических издержек уровня, достижимого при наиболее эффективном росте масштабов производства;

Уровень торговых издержек, превышающий экономически обоснованный; уровень технологического прогресса, значительно опережающий среднеотраслевой показатели; условия использования прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков и др.); появление в структуре затрат таких статей расходов, как например оплата услуг по содержанию в органах исполнительной и законодательной власти организованной поддержки интересов ХС, чрезмерные представительские расходы и др.

Итоговая оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках определяется в зависимости от уровня концентрации товарных рынков. Для высококонцентриванных товарных рынков: необходимы следующие мероприятия:



  • разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией;

  • контроль за рыночным поведением ХС, включенных в Реестр ХС, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%;

  • действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности ХС, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

  • действия по снижению барьеров входа и выхода на товарные рынки;

  • увеличение числа хозяйствующих субъектов, путем разделения ХС, практикующих антиконкурентные действия;

  • запреты на слияние ХС и создание объединений юридических лиц;

  • пресечение недобросовестной конкуренции.

Для умеренно концентрированных рынков:

  • наблюдение за динамикой показателей концентрации;

  • контроль за деятельностью ХС, включенных в Реестр ХС, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%;

  • действия, направленные на ограничение рыночного потенциала ХС, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

  • пресечение недобросовестной конкуренции.

Для низкоконцентриванных рынков:

  • наблюдение за состоянием концентрации производства и товарного рынка;

  • пресечение недобросовестной конкуренции.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница