Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета. Четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ




Скачать 95.53 Kb.
Дата26.04.2016
Размер95.53 Kb.

Тема 3. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета.



Четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

В России основная тенденция последних лет в регулировании нормативно-правовой базы бухгалтерского учета заключается в максимально возможном приближении учета к международной практике. К настоящему времени в нашей стране формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана достаточно стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (табл. 1.1).

Табл. 1.1.

Система регулирования бухгалтерского учета в России

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I - законодательный

Федеральные законы,

Постановления, указы



Федеральное Собрание

Президент РФ

Правительство РФ


II - нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ)

Министерство финансов РФ

Центральный банк РФ



III - методический

Нормативные акты (приказы, инструкции), методические указания по ведению бухгалтерского учета

Министерство финансов РФ

Федеральные органы испол - нительной власти



IV - организационный

(микроуровень)



Организационно-распорядительная документация (утвержденный рабочий план счетов, учетная политика организации, рабочие документы организации, приказы, распоряжения и т.п.)

Предприятия, консультационные фирмы

Приведенная в таблице система оказывает прямое воздействие на принципы и технику бухгалтерского учета. На практике существует еще и система косвенного регулирования учета, основу которой составляют законы и другие нормативные документы, отражающие налоговый аспект учета.


В качестве примеров, документов, входящих в систему регулирования бухгалтерского учета, можно привести:

I уровень – законодательный. Документы первого уровня закрепляют обязанность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения учета.

К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты:



  • Федеральные законы, утвержденные ими кодексы (ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и др.);

  • Законодательные акты Государственной думы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства, регламентирующие прямо и косвенно постановку бухгалтерского учета;

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;

  • Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ;

  • Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ;

  • Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ.

Среди вышеперечисленных документов первого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета следует назвать кодексы.

Например, в Гражданском кодексе РФ :



  • закреплены нормативные правила регистрации, реорганизации и ликвидации предприятия;

  • закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации – наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета.

Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.


В Трудовом кодексе РФ установлены законодательные основы отношений работодателей и работников в сфере труда и его оплаты.
Кодекс об административных правонарушениях основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ. Данный документ определяет административную ответственность за несоблюдение законодательства РФ.
II уровень – нормативный.

Документы второго уровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В ПБУ перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, они раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов, раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д.. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета.



Перечень действующих в настоящее время ПБУ представлен в таблице:


 Номер ПБУ

Наименование ПБУ

Без номера

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ред. от 26.03.07

ПБУ 1/08

Учетная политика организации ПБУ 1/08 ред.от 06.10.08

ПБУ 2/2008

Учет договоров строительного подряда ПБУ 2/2008

ПБУ 3/2006

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ПБУ 3/2006

ПБУ 7/98

События после отчетной даты ПБУ 7/98 ред. от 20.12.07

ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 ред. от 18.09.06

ПБУ 9/99

Доходы организации ПБУ 9/99 ред. от 27.11.06

ПБУ 10/99

Расходы организации ПБУ 10/99 ред. от 27.11.06

ПБУ 3/2006

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ПБУ 3/2006 ред. от 25.12.07

ПБУ 11/08

Информация о связанных сторонах ПБУ 11/08 ред. от 26.05.08

ПБУ 12/2000

Информация по сегментам ПБУ 12/2000 ред. от 18.09.06

ПБУ 13/2000

Учет государственной помощи ПБУ 13/2000 ред. от 18.09.06

ПБУ 14/07

Учет нематериальных активов ПБУ 14/07 ред. от 23.01.08

ПБУ 5/01

Учет материально - производственных запасов ПБУ 5/01 ред. от 26.03.07

ПБУ 6/01

Учет основных средств ПБУ 6/01 ред. от 27.11.06

ПБУ 8/01

Условные факты хозяйственной деятельности ПБУ 8/01 ред. от 20.12.07

ПБУ 15/08

Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию ПБУ 15/08 ред. от 06.10.08 (New!)

ПБУ 16/02

Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02 ред. от 18.09.06

ПБУ 17/02

Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы ПБУ 17/02 ред. от 18.09.06

ПБУ 18/02

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций ПБУ 18/02  ред. от 11.02.08

ПБУ 19/02

Учет финансовых вложений ПБУ 19/02 ред. от 27.11.06

ПБУ 20/03

Информация об участии в совместной деятельности ПБУ 20/03 ред. от 18.09.06

ПБУ 21/08

Изменения оценочных значений ПБУ 21/08 ред. от 06.10.08 (New!)

ПБУ 22/2010

Исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

III уровень – методический.

К документам третьего уровня относятся : методические рекомендации, инструкции, письма и др. нормативные документы разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются в федеральных и отраслевых органах управления. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в бухгалтерском учете различных фактов хозяйственной деятельности.

К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.
IV уровень – организационный.

К документам четвертого уровня относятся документы по ведению бухгалтерского учета разработанные и утвержденные непосредственно в конкретной организации. Эти документы являются внутренним рабочим стандартом хозяйствующего субъекта.

К таким документам относятся:

- приказ об учетной политике предприятия;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- положение об оплате труда и его стимулировании;

- должностные инструкции;

- инструкции по инвентаризации и т.д.

Все принятые хозяйствующим субъектом документы не могут быть самостоятельно изменены, они должны быть разработаны на основе действующего законодательства.

В соответствии со ст. 5 гл.I Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета состоит в том, что :


1.Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2.Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; (в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей. (пп. "г" введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро. (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
3.Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В соответствии со ст. 4 гл.I Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сфера действия Федерального закона распространяется:

1. На все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества (Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 319-О).

3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.



Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. (п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ).


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница