Закон самарской области об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности




страница1/3
Дата26.04.2016
Размер0.8 Mb.
  1   2   3
12 декабря 2007 года N 154-ГД


ЗАКОН

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ
Принят

Самарской Губернской Думой

27 ноября 2007 года
(в ред. Закона Самарской области

от 21.07.2008 N 93-ГД)
Статья 1
Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008 - 2015 годы.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
И.о. Губернатора Самарской области

А.П.НЕФЕДОВ

г. Самара

12 декабря 2007 года

N 154-ГД
Приложение

к Закону

Самарской области

"Об утверждении областной целевой

программы развития инновационной

деятельности в Самарской области

на 2008 - 2015 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Закона Самарской области

от 21.07.2008 N 93-ГД)
(далее - Программа)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа развития инновационной

ПРОГРАММЫ деятельности в Самарской области на 2008 - 2015 годы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области

ЗАКАЗЧИК

ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - министерство экономического развития, инвестиций

ИСПОЛНИТЕЛЬ и торговли Самарской области

ПРОГРАММЫ
ИСПОЛНИТЕЛИ - министерство экономического развития, инвестиций и

ПРОГРАММЫ торговли Самарской области, министерство

промышленности и энергетики Самарской области,

министерство нефтехимической и газовой промышленности

Самарской области, министерство образования и науки

Самарской области, некоммерческая организация

"Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области"

(далее - ИИФ) (по согласованию), государственное

учреждение "Агентство инновационного развития"

(далее - ГУ "АИР") (по согласованию), некоммерческое

партнерство "Региональный центр инноваций и трансфера

технологий" (далее - НП "РЦИТТ") (по согласованию)
ОСНОВНЫЕ - министерство экономического развития, инвестиций и

РАЗРАБОТЧИКИ торговли Самарской области, министерство образования и

ПРОГРАММЫ науки Самарской области, министерство промышленности и

энергетики Самарской области, советник Губернатора

Самарской области по инновационной политике, вузы и

иные научные организации (Самарский государственный

экономический университет, Самарский государственный

аэрокосмический университет, Самарский государственный

технический университет, Самарский государственный

медицинский университет, Самарский научный центр

Российской академии наук, Самарский филиал Физического

института им. П.Н. Лебедева Российской академии наук)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - цели Программы:

ПРОГРАММЫ - сохранение и развитие конкурентоспособности региона

в прогнозируемой перспективе за счет существенного

увеличения производимой продукции (работ, услуг)

с высокой добавленной стоимостью;

- обеспечение разработки, внедрения прорывных

технологий;

- формирование новых полюсов конкурентоспособности;

- развитие научно-технологической базы территориально-

производственных кластеров;

- переход области на инновационный путь развития

экономики.

Основные задачи Программы:

- формирование механизмов взаимодействия между

участниками инновационного процесса, включая

взаимодействие между инфраструктурными организациями;

- создание институциональных и правовых условий для

развития организаций, осуществляющих инновационную

деятельность;

- активизация системы формирования качественных хорошо

проработанных инновационных проектов, перспективных и

реализуемых с точки зрения инвесторов;

- привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную

сферу;

- обеспечение условий для формирования новых

технологических платформ в экономике региона;

- содействие ускоренному развитию конкурентоспособного

сектора исследований и разработок;

- формирование и развитие системы подготовки,

переподготовки и повышения квалификации специалистов

в сфере инновационной деятельности;

- повышение уровня инновационного образования менеджеров

высшего и среднего звена, формирование значимой группы

менеджеров, способных инициировать, подготавливать и

успешно реализовывать инновационные проекты
СРОКИ - 2008 - 2015 годы

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ
ОБЪЕМЫ И - 2 345 млн. рублей - за счет средств областного бюджета,

ИСТОЧНИКИ в том числе по годам:

ФИНАНСИРОВАНИЯ 2008 - 233 млн. рублей;

ПРОГРАММЫ 2009 - 272 млн. рублей;

2010 - 309 млн. рублей;

2010 - 2015 - 1 531 млн. рублей.

Предполагается привлечение средств федерального бюджета

и внебюджетных источников финансирования.

Программа устанавливает исключительно расходные

обязательства Самарской области.

Мероприятия Программы, финансирование которых

предполагается осуществить за счет иных, помимо

областного бюджета, источников, не являются расходными

обязательствами Самарской области.

Объемы финансирования и перечень проектов и мероприятий

Программы, намеченных для финансирования на последующие

годы, ежегодно уточняются
ОЖИДАЕМЫЕ - создание в Самарской области эффективно действующей

РЕЗУЛЬТАТЫ региональной инновационной инфраструктуры,

РЕАЛИЗАЦИИ обеспечивающей формирование "цепочки" потребителей

ПРОГРАММЫ результатов инновационной деятельности на каждом ее

этапе:

идея - опытный образец (технология) - инвестиционный

проект - внедрение;

- повышение конкурентоспособности продукции (работ,

услуг) организаций Самарской области за счет

использования передовых наукоемких технологий;

- развитие научно-технологической базы промышленных

предприятий;

- укрепление материально-технологической базы

исследований научных организаций, вузов;

- повышение экономической эффективности инвестиций

в инновационные проекты за счет создания условий

качественной подготовки, отбора и сопровождения

проектов;

- обеспечение экономики Самарской области

квалифицированными специалистами в сфере создания и

управления инновационным бизнесом:

к 2015 году не менее 600 человек, вовлечь не менее

4 образовательных учреждений в учебный процесс,

связанный с подготовкой специалистов в сфере

инновационной деятельности;

- привлечение не менее 2,0 млрд. рублей из внебюджетных

источников на реализацию инновационных проектов

в интересах развития региона;

- увеличение количества инновационных проектов,

получивших бюджетную поддержку, до 120 к 2015 году;

- увеличение объема научно-технических работ не менее чем

на 10 процентов ежегодно

СИСТЕМА - общее руководство и контроль за ходом реализации

ОРГАНИЗАЦИИ Программы осуществляет государственный заказчик -

КОНТРОЛЯ Правительство Самарской области;

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ текущий контроль за ходом реализации Программы

ПРОГРАММЫ осуществляет головной исполнитель - министерство

экономического развития, инвестиций и торговли

Самарской области
1. Содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения программно-целевым методом
В целях обеспечения динамичного устойчивого роста экономики Самарской области принципиально важным является переход к инновационному типу ее развития, формированию экономики, основанной на знаниях. Конкурентоспособность Самарской области на рынке определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики, достижение которой является необходимой предпосылкой модернизации экономики и, в конечном счете, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.

Самарская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг.

За период с 2000 по 2006 год значительно увеличился объем отгруженных инновационных товаров, выполненных работ и услуг инновационно-активными организациями - область занимает первое место в Приволжском федеральном округе по выпуску инновационной продукции. В 2006 году крупными и средними промышленными предприятиями отгружено инновационной продукции на 109,2 млрд. рублей.

По уровню инновационной активности промышленных предприятий, внутренним затратам на исследования и разработки в процентах к валовому региональному продукту, численности персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тысяч занятых в экономике Самарская область значительно превышает среднероссийские показатели в течение ряда лет.

Дальнейшее развитие инновационной деятельности в Самарской области имеет в своей основе постоянно совершенствующуюся нормативную правовую базу: Закон Самарской области от 09.11.2005 N 198-ГД "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области", Закон Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области", Закон Самарской области от 11.02.2004 N 10-ГД "Об основах промышленной политики в Самарской области", постановление Правительства Самарской области "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года".

Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года в качестве одного из приоритетных направлений устойчивого развития области определена инновационно-внедренческая деятельность и поставлен ряд целей, которые направлены на форсированное развитие инновационной деятельности в Самарской области: формирование и развитие инновационно-внедренческого кластера как структуры региональной инновационной системы; восстановление, эффективное использование и усиление имеющегося инновационного потенциала.

Программа явится одним из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.

Среди проблем, требующих программного решения на областном уровне, целесообразно выделить следующие:

наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) к коммерческим технологиям;

отсутствие проектов, проработка которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию;

отсутствие квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов;

низкая согласованность в деятельности инфраструктурных организаций инновационной сферы;

недостаточное развитие малого инновационного бизнеса - высокие стартовые и текущие расходы, увеличивающие период окупаемости проекта (срок кредитования и т.д.), административные и психологические барьеры;

рост технологической отсталости основных отраслей экономики региона.

Отбор этих проблем для программной разработки и их решения на областном уровне определяется необходимостью обеспечения инновационного развития российской экономики, наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках Программы, в том числе апробированных в рамках предыдущих областных целевых программ и обеспечивающих распространение прогрессивных научно-технических достижений.

Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Требуется масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов становится катализатором развития тех или иных направлений.

В Программе должны быть учтены последние тенденции в развитии науки и инноваций, новые приоритетные задачи государственной научно-технической и инновационной политики на современном этапе, опыт и качественные результаты реализации предыдущих областных целевых программ.

Для целей Программы в документе используются следующие понятия:

инновационный цикл - период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования (цепочка: "фундаментальные исследования - прикладные исследования - конструкторские разработки - технологическое освоение - маркетинг - производство");

прорывные технологии - технологии, разработка и использование которых обеспечивает существенное (на порядок и более) повышение функциональных, экономических и технико-эксплуатационных параметров технических систем (изделий), либо создание принципиально новых систем (изделий), обладающих ранее не достижимыми возможностями;

малое инновационное предприятие (далее - МИЛ) - осуществляющее инновационную деятельность предприятие, удовлетворяющее критериям Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";

инфраструктурные организации - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности, обслуживающие и обеспечивающие ее (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);

полюс конкурентоспособности - совокупность промышленных предприятий, университетов, исследовательских центров, лабораторий, МИП, инфраструктурных организаций, специализирующихся на разработке и выпуске конкурентоспособной высокотехнологичной, наукоемкой инновационной продукции (работ, услуг), обеспечивающей высокие конкурентные позиции региона на внутреннем и внешнем рынках.

Мероприятия Программы направлены на повышение результативности научных и конструкторских работ, масштабное внедрение их в реальном секторе экономики Самарской области и Российской Федерации. В рамках усиления инвестиционной и инновационной составляющей бюджетной политики Программа призвана занять важное место среди тех областных целевых программ, которые обеспечивают инновационный путь развития экономики России, изменяющий качественный характер экономического роста страны.
2. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Цель Программы состоит в формировании новых полюсов конкурентоспособности, развитии научно-технологической базы территориально-производственных кластеров, развитии конкурентоспособности экономики региона в прогнозируемой перспективе за счет разработки и внедрения инновационных технологий, обеспечивающих существенное увеличение производимой продукции (работ, услуг) с высокой добавленной стоимостью, обеспечении разработки и внедрения прорывных технологий и перехода области на инновационный путь развития экономики.

Целью Программы является развитие региональной инновационной системы, которая рассматривается как рынок инноваций, где есть спрос на инновации и их предложение. Спрос предъявляется бизнесом, предложение обеспечивается наукой и тесно связано с системой образования.

Формирование региональной инновационной системы требует решения следующих основных задач:

формирование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая взаимодействие между инфраструктурными организациями;

создание институциональных и правовых условий для развития организаций, осуществляющих инновационную деятельность;

активизация системы формирования качественных хорошо проработанных инновационных проектов, перспективных и реализуемых с точки зрения инвесторов;

привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу;

обеспечение условий для формирования новых технологических платформ в экономике региона;

содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок;

формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности;

повышение уровня инновационного образования менеджеров высшего и среднего звена, формирование значимой группы менеджеров, способных инициировать, подготавливать и успешно реализовывать инновационные проекты.

Сроки реализации Программы - с 2008 по 2015 год.

Для достижения указанных задач предусматривается решение следующих вопросов:

создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

обеспечение активного развития деятельности организаций, работающих в сфере коммерциализации технологий, на основе самоокупаемости;

обеспечение эффективного государственно-частного партнерства;

запуск основных элементов инновационной инфраструктуры.

Система программных мероприятий приведена в приложении к Программе.
3. Система программных мероприятий
3.1. Развитие системы инфраструктурного

обеспечения инновационной деятельности
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница