Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация




страница1/10
Дата05.05.2016
Размер1.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

image92





image93



ОПД.Ф.01


Общая экономическая теория. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективность и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономиче-

ском анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности замещения.



Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект.

Понятие предприятия, классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.



Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гис-

терезис; денежное обращение (М.Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и "длинные волны"; теория экономического роста и экономического цикла; "золотое правило накопления".



Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.

История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).



Аннотация

Практика реформирования экономики, осуществление эффективного перехода к рыночным связям и отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства предъявляют высокие требования к экономическим знаниям участников этого процесса. Поэтому роль экономической науки в современных условиях существенно возрастает. В значительной мере курс общей экономической теории в исходной основе формирует эти знания.

Центральной проблемой предлагаемой рабочей программы является рассмотрение закономерностей функционирования рыночной экономики, анализ рыночного механизма, сегментов и инфраструктуры различных рынков, действующих в целостной экономике. Становление цивилизованных рыночных связей усиливает мотивационные импульсы затрат труда, капитала и инвестиций. Это обеспечивает в конечном итоге формирование демократически равных и равновесных связей всех агентов производства и общества в целом.

В то же время, рыночныемеханизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Ужев период свободной конкуренции и первоначального накопления капитала значительная доля производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя некоторые проблемы внутреннего регулирования экономики и межгосударственной интеграции экономических процессов перешагивающих межнациональные границы. С этой целью в рыночной экономике должны широко использоваться встроенные стабилизаторы и регуляторы обеспечения совместимости эффективного спроса, занятости, финансового регулирования и т.д.

Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом в развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие.

Данная дисциплина относится к блоку общеопрофессиональных дисциплин, определена ГОС и является неотъемлемой составляющей учебного плана специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).

Изучение курса экономической теории позволит студентам не только получить общее представление об основных законах и категориях экономической теории, но и даст возможность лучше ориентироваться в конкретных ситуациях перехода экономики на рыночную основу.

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных.



1 Цели и задачи дисциплины

Экономическая теория изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, так же отношения между людьми, организациями и государством, возникающие во время протекания этих процессов.

Основной целью дисциплины является формирование экономического мышления у студентов, определение факторов, способов, путей и средств разрешения экономических проблем.

Изучаемый курс поможет студентам:



  • объяснить основные экономические события в стране и за рубежом;

  • суметь собрать, обобщить и проанализировать информацию, необходимую для ориентации в главных текущих проблемах экономики, особенно тех, которые связаны с рынком труда и защитой интересов потребителей;

  • понять сущность и эффективность решений правительства в области фискальной, денежно-кредитной, социальной, инвестиционной политики.

Главной задачей курса является формирование у студентов современного типа экономического мышления и поведения на основе выработки представлении о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, о логике и эффектности главных экономических процессов, принципах предприятия, оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики.
2 Начальные требования к освоению дисциплины

Овладение основами экономических теорий опирается на знания, полученные при изучении дисциплин гуманитарного, общественного цикла и др. В свою очередь, эта дисциплина обеспечивает методологическую основу восприятия студентами ряда экономических, социальных, гуманитарных, общетехнических, математических, юридических и других дисциплин, особенно с учетом их экологической направленности, объективной обоснованности процессов международного экономического характера.

Программа курса предполагает:



  • знание истории страны;

  • знание всеобщей истории;

  • знание основ математического анализа;

  • умение работать со статистическим материалом;

  • чтение специальной экономической литературы;

  • умение логически мыслить и анализировать информацию;

  • знание основ библиографии;

  • умение оперативно работать с периодическими экономическими изданиями;

  • цивилизованное владение русским языком.

3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен



знать

уметь

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций;

  • систематизировать и обобщать информацию, реферировать;

  • использовать информационные технологии для выполнения курсовой работы;

владеть

  • специальной экономической терминологией и лексикой специальности;

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

иметь представление

  • о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

  • о многообразии экономических процессов в современном мире, их связи с другими процессами, происходящими в обществе;

  • о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития страны.

4 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

часов

Распределение

по курсам

Общая трудоемкость дисциплины

312

2

Лекции

20

Практические занятия

14

Всего самостоятельная работа

278

в том числе:




курсовая работа

1 работа

Вид итогового контроля

экзамен






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница