Закон от 29. 12. 2006 №255-фз «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»




Скачать 269.78 Kb.
Дата27.04.2016
Размер269.78 Kb.
Ответы на часто задаваемые вопросы о назначении,

исчислении и выплаты пособий в 2011 году




Вопрос: Как следует исчислять пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, если страховой случай наступил после внесения изменений в Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»?
Ответ: Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в редакции федеральных законов от 08.12.2010 №343-ФЗ, от 25.02.2011 №21-ФЗ) и  Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2007 №375 (в редакции постановлений Правительства РФ  от 19.10.2009 №839, от 01.03.2011  №120)

 Согласно части 1 статьи 14 Закона №255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих  году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности у другого страхователя (других страхователей).

Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам  и (или в отпуске по уходу за ребенком, Законом №255-ФЗ  «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»(далее- Закон №255-ФЗ) предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению женщины при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Федеральным законом от 08.12.2010 №343-ФЗ (далее - Закон №343-ФЗ) предусмотрена возможность перерасчета пособий застрахованным лицам за период с 01.01.2011 по страховым случаям, наступившим в 2010 году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, если размер пособия,  исчисленный в соответствии с настоящим Законом, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона  №255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 (статья 3 Закона №343-ФЗ).




Вопрос: Как изменился порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 01.01.2011?
Ответ: После изменений, внесенных в Закон №343-ФЗ Федеральным законом от 25.02.2011 №21-ФЗ,  застрахованным лицам предоставлено право выбора порядка исчисления пособий по материнству, наиболее выгодного для застрахованного лица.

Таким образом, если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком  наступает в период с 01.01.2011 по 31.12.2012,то застрахованное лицо вправе выбрать  по нормам какого законодательства ему будут исчислять указанные пособия – по действовавшим в 2010 году (в том числе исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу  наступления страхового случая с исключением из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм) либо по действующим в текущем 2011 году (в том числе исходя из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, без исключения из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм).

 Действие положений, предоставляющих застрахованным лицам право выбора порядка исчисления пособий в связи с материнством, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Вопрос: Порядок и особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Ответ: средний заработок при исчислении пособий включаются все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных работнику в расчетном периоде, на которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» начислены страховые взносы (ст.2 Закона №255-ФЗ).

 

 С 01.01.2011 средний дневной заработок застрахованного лица определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (часть 3 статьи 14 Закона №255-ФЗ). Таким образом, число календарных дней, приходящихся на период за который учитывается заработная плата, не будет иметь значения  при исчислении пособий.



В соответствии с пунктом 1.1 статьи 14 Закона №255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если  средний  заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный год ниже минимального размера оплаты труда, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда(МРОТ).

Если застрахованное лицо на дату наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя  из которого исчисляются пособия, в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Если на день наступления страхового случая застрахованное лицо   занято у нескольких страхователей, у которых было занято и в двух предшествующих календарных годах, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по каждому месту работы  (службы, иной деятельности).

Если на день наступления страхового случая застрахованное лицо   занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других работодателей (другого страхователя), то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по одному месту работы (службы, иной деятельности).

Если на день наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих же, так и у других страхователей  (другого страхователя), то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются  либо  по каждому месту работы (службы, иной деятельности) либо по одному месту работы  (службы, иной деятельности)

 При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается по одному месту работы по выбору застрахованного лица.



Вопрос: Какой введен порядок выдачи справки о сумме заработка в случае увольнения работника?
Ответ: В соответствии с п.3 части 3 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ (в редакции Закона №343-ФЗ)  установлена обязанность  работодателей (страхователей) выдавать работнику (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших году

прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий год. В справке указывается сумма выплат работнику, на которую начислялись взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

 Приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 №4н (зарегистрирован в Минюсте России  01.03.2011 №19974) утверждена форма указанной справки и определен порядок ее выдачи с 01.01.2011. В частности, установлено, что справка выдается  работнику в день прекращения работы. При невозможности вручения справки работнику направляется уведомление о необходимости ее получения либо о даче согласия на отправление справки по почте. Сведения, содержащиеся в справке, заполняются на основании бухгалтерского учета и отчетности работодателя.

В соответствии с частью 2.1 статьи 15 Закона № 255-ФЗ, если у застрахованного лица на день обращения за пособием отсутствует справка о сумме заработка  необходимая  для назначения пособия в соответствии с частями 5,6 статьи 13 Закона №255-ФЗ, то пособие назначается на основании представленных работником и имеющихся у страхователя сведений и документов.

При представлении указанной справки по заявлению застрахованного лица производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

При представлении работником справок о сумме заработка от других работодателей, у которых он был занят в расчетном периоде, работодатель, назначающий и выплачивающий пособие, должен сделать его перерасчет с учетом заработка, указанного в таких справках.

Согласно части 7.2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ в случае, если  застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие с места (мест) работы у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь назначающий и выплачивающий пособие по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФР) о представлении  сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в систем обязательного пенсионного страхования.

В том случае, если ПФР не сможет представить запрашиваемые сведения в связи с их отсутствием, то расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком должен производиться на основании имеющихся данных у страхователя,  назначающего и выплачивающего пособие, который должен сделать его перерасчет с учетом заработка, указанного в таких справках.

При предоставлении указанной справки производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню  представления справки (справок) о сумме заработка.

При представлении работником справок о заработной плате о сумме заработка от других работодателей, у которых он был занят в расчетном периоде (2 года, предшествующих году наступления страхового случая) страхователь назначающий и выплачивающий пособие производит перерасчет пособия.


Вопрос: Какой порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком?
Ответ: Статьей 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) предусмотрены определенные ограничения в части продолжительности периода выплаты пособия по временной нетрудоспособности  в связи с уходом за больным ребенком в зависимости от его возраста (до 7 лет и от 7 до 15 лет).

 В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет выплачивается застрахованному лицу за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.

В случае,  если заболевание ребенка включено в Перечень заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 № 84н, то продолжительность выплаты пособия по уходу за больным ребенком до 7 лет увеличивается до 90 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается при амбулаторном лечении ребенка – за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка.

При стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.
Вопрос: Как исчислить пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, когда у застрахованного лица в расчетном периоде отсутствует заработок, а также в случае, когда средний заработок, рассчитанный за этот период, ниже минимального размера оплаты труда?
Ответ: В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»  (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) (далее - Закон № 255-ФЗ) в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в вышеуказанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Следует отметить, что при этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Аналогичная норма закреплена пунктом 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 120) (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 15 Положения в случаях, указанных в пункте 11(1) данного Положения, для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

При этом следует обратить внимание, что при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ в указанных случаях средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (пункт 23 Положения).


Вопрос: Какие периоды прохождения военной службы должны учитываться в страховом стаже при исчислении пособий по временной нетрудоспособности?
Ответ: В соответствии со статьей 16 Закона №255-ФЗ и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России  от 06.02.2007 № 91(далее - Правила)  в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно пункту 1.1 части 1 Закона №255-ФЗ в страховой стаж засчитываются периоды военной службы и иные периоды, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон от 12.02.1993 №4468-1).

 

Период работы по призыву (ранее-действительную срочную военную службу) в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств,  Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации,  внутренних и железнодорожных войсках, Федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной  службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, включается в страховой стаж при исчислении пособия по временной нетрудоспособности.



При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона №255-ФЗ страховой стаж исчисляется в календарных годах, соответственно год военной службы по призыву приравнивается к одному году страхового стажа.

В соответствии с пунктом 19.1 Правил периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом от 12.02.1993 №4468-1,подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Обращаем внимание, что Законом №255-ФЗ и Правилами не предусмотрена возможность учета в двойном исчислении  периода военной и иной службы, предусмотренной Законом от 12.02.1993 №4468, в составе страхового стажа для расчета пособий. В военном билете  и в трудовой книжке  период военной и иной вышеуказанной службы указывается также в календарном исчислении, то есть «день за день».

 Следует  иметь в виду, что Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не регулирует порядок исчисления страхового стажа для расчета пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


Вопрос: В каких случаях территориальным органом Фонда производится возмещение средств для выплаты пособий по временной нетрудоспособности и пособий в связи с материнством?
Ответ: В соответствии с частью 4 ст.13 Закона №255-ФЗ и пунктом 82 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1012, в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями:

- по временной нетрудоспособности,

- по беременности и родам,

- ежемесячного пособия по уходу за ребенком

- единовременным пособием при рождении ребенка

 либо в случае:

 невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

В этих случаях выплата указанных пособий осуществляется  в порядке, определенном абзацем 1 настоящего пункта, то есть территориальным органом Фонда.

 Для осуществления выплаты пособий в указанных случаях в территориальный орган Фонда  страхователем (застрахованным) представляются следующие документы:

- для  пособия по беременности и родам - заявление о выплате пособия, листок нетрудоспособности по беременности и родам, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка, трудовые договоры);

- для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родители) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Представить указанные документы в территориальный орган Фонда вправе как само застрахованное лицо, так и его работодатель. При этом, если обращение за пособиями производится застрахованным лицом, то работодатель в любом случае должен своевременно предоставить работнику указанные документы, если они находятся у него, а также приказ о предоставлении работнику отпуска по уходу за ребенком и справку, подтверждающую недостаточность денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Выплата пособий территориальным органом Фонда в данном случае осуществляется через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.
Вопрос: Как определяется средний заработок при исчислении пособий по временной нетрудоспособности бывшим военнослужащим?
Ответ: По отношению к военнослужащим Фонд не является страховщиком, в связи с чем страховые взносы за период прохождения военной службы, иной приравненной к ней службы, в отношении указанных лиц в бюджет Фонда не поступают.

В связи с этим  частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2006            № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

С учетом положений статьи 18 Закона № 76-ФЗ пунктом 14 части 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами в Фонд суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.05.1998   №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ) военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998
№ 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее – Закон    № 52-ФЗ) страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями (федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба) договоры обязательного государственного страхования.

Исходя из изложенного, на основании части 2 статьи 14 Закона   №255-ФЗ суммы денежного довольствия не входят в состав среднего заработка при исчислении пособия по временной нетрудоспособности.


Вопрос: Какими нормами законодательства регламентирован порядок оформления четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за детьми – инвалидами и инвалидами с детства?
Ответ: В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации  одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляется четыре дополнительно оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между собой по их усмотрению.

Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней определен разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 №3/02 – 18/05-2256 (в редакции от 15.04.2000), согласно которому дополнительные выходные дни предоставленные, но неиспользованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в этом же календарном  месяце.

Исчисление среднего дневного заработка для оплаты каждого дополнительного выходного дня работающему родителю для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

 При этом действующим законодательством не предусмотрено ограничение среднего дневного заработка, сохраняемого за работником на дни ухода за ребенком-инвалидом, каким-либо предельным размером.

Неиспользованные дополнительные выходные дни  одного календарного месяца не могут быть предоставлены в другом месяце. Следовательно, их нельзя суммировать из месяца в месяц для использования в виде дополнительного отпуска.

Согласно части 17 статьи 37 Федерального закона №213-ФЗ с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Основанием для предоставления выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства является приказ (распоряжение) работодателя.


Вопрос: Применяется ли районный коэффициент к минимальному размеру оплаты труда при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»?
Ответ: Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»  (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) (далее - Закон № 255-ФЗ) в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде для исчисления пособий не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется соответствующее пособие, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Аналогичная норма закреплена пунктом 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 120) (далее – Положение). При этом согласно указанному пункту Положения в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районный коэффициент к заработной плате, исчисленный застрахованному лицу исходя из МРОТ размер соответствующего пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Таким образом, при исчислении пособий в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона № 255-ФЗ и пунктом 11(1) Положения районный коэффициент применяется уже к исчисленному размеру пособия.
Вопрос: Страховой случай наступил в 2011 году (отпуск по беременности и родам). Работница выбрала новый порядок исчисления пособия, действующий с 2011 года. В 2007 году застрахованная женщина находилась в отпуске по беременности и родам, в 2008-2010 годах – в отпуске по уходу за ребенком до тех лет. Возможна ли замена 2009-2010 годов на 2005 и 2006 года?
Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона 29.12.2006              № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»  (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) (далее - Закон № 255-ФЗ) в случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

При этом в Законе № 255-ФЗ не указано, что календарные годы (календарный год), в которых (в котором) застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком могут быть заменены только на непосредственно предшествующие им календарные годы (календарный год).

Учитывая изложенное, при наступлении страхового случая в 2011 году, если застрахованное лицо в 2007 году находилось в отпуске по беременности и родам, а в 2008-2010 годах в отпуске по уходу за ребенком, то по заявлению застрахованного лица 2009-2010 года могут быть заменены на 2005 и 2006 годы, при условии, что в результате такой замены размер пособия увеличится.
Вопрос: Страховой случай наступил в декабре 2010 года и окончился в 2011 году. За какое количество дней выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (за первые два или три календарных дня)?
Ответ: С 1 января 2011 года согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) пособие вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма)  выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. В 2010 году  работодатель при заболевании или травме работника выплачивал пособие за счет собственных средств за первые два дня  временной нетрудоспособности.

Учитывая изложенное, если страховой случай наступил в 2010 году, когда действовала норма по выплате пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя за первые два дня временной нетрудоспособности, то за счет средств работодателя оплачиваются первые 2 дня временной нетрудоспособности заболевшего работника, несмотря на то, что страховой случай окончился в 2011 году, и пособие будет фактически выплачиваться в этом году.


Вопрос: Ограничиваются ли пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2011 году максимальным размером?
Ответ: Ограничение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством каким-либо максимальным размером Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) (далее – Закон № 255-ФЗ) не предусмотрено.

В Законе № 255-ФЗ, в отличие от редакции данного Закона, действовавшей в 2010 году, отсутствует также норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на день наступления страхового случая, на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - норма об ограничении  среднего заработка застрахованного лица, средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая, на 12).

Вместе с тем, в соответствии с частью 31 статьи 14 Закона № 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются названные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009             № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»  (далее – Закон № 212-ФЗ) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» за период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, за период до 1 января 2011 года в средний заработок для исчисления пособий включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд в соответствии с Законом № 212-ФЗ в 2010 году, и не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, установленную в 2010 году (415 000 рублей).


Вопрос: Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по нормам Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции, действующей с 1 января 2011 года, по страховым случаям, наступившим до 1 января 2011 года и продолжающимся в 2011 году. Какой период в данном случае необходимо брать в качестве расчетного – 2008 и 2009 гг. или 2009 и 2010 гг.?
Ответ: Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 343-ФЗ) предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по нормам Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ) (далее – Закон № 255-ФЗ в новой редакции) по страховым случаям, наступившим в 2010 году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона № 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Таким образом, если страховой случай наступил в 2010 году, а окончился в 2011 году, то при перерасчете пособия за период с 1 января 2011 года в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 343-ФЗ, расчетным периодом будут являться два календарных года, предшествующие году наступления страхового случая – 2008 и 2009 годы.
Вопрос: Каким образом осуществляется расчет пособия по временной нетрудоспособности работнику, проработавшему в организации менее двух лет, в случае отсутствия сведений о среднем заработке этого работника на предыдущих местах работы?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006     № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

На основании пункта 3 части 2 статьи 41 Закона № 255-ФЗ страхователи обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2011 № 4н (зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2011 № 19974).

Согласно части 21 статьи 15 Закона № 255-ФЗ в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием по временной нетрудоспособности справки о сумме заработка, данное пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов.

После представления застрахованным лицом справки о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.



Учитывая изложенное, в случае отсутствия у застрахованного лица справки о сумме заработка страхователь обязан назначить и выплатить данному лицу пособие по временной нетрудоспособности на основании имеющихся у него данных, а после предоставления справки о сумме заработка произвести перерасчет ранее назначенного пособия с учетом суммы заработка, указанного в этой справке.

Следует также учитывать, что в соответствии с частью 72 статьи 13 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.01.2011 № 21н (зарегистрирован в Минюсте России 24.02.2011 № 19932).


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница