Закон Ленинградской области от 28 июня 2013 г. N 45-оз "о концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года"




страница1/13
Дата26.04.2016
Размер2.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Закон Ленинградской области
от 28 июня 2013 г. N 45-оз
"О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года"
(Принят Законодательным собранием Ленинградской области 6 июня 2013 года)

Статья 1
Утвердить Концепцию социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года (прилагается).
Статья 2
Признать утратившим силу областной закон от 22 сентября 2011 года N 72-оз "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года".
Статья 3
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор Ленинградской области

А. Дрозденко

Санкт-Петербург

28 июня 2013 года

N 45-оз
Приложение


Концепция
социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года
(утв.
областным законом от 28 июня 2013 г. N 45-оз)
Список сокращений и обозначений
АСИ - Агентство стратегических инициатив

АПК - агропромышленный комплекс

ВВП - валовой внутренний продукт

ВПН - всероссийская перепись населения

ВПП - взлетно-посадочная полоса

ВРП - валовой региональный продукт

ВТО - Всемирная Торговая Организация

ВСМ - высокоскоростная магистраль

ВУЗ - высшее учебное заведение

ГИС - геоинформационная система

ГРС - газораспределительная станция

ГУ - государственное учреждение

ГУК - государственное учреждение культуры

ЖДПП - железнодорожный пункт пропуска

ЕС - Европейский Союз

КРП - контрольно-распределительный пункт

ЛПК - лесопромышленный комплекс

МАПП - международный автомобильный пункт пропуска

МСБ - малый и средний бизнес

МСУ - местное самоуправление

МОТ - Международная организация труда

МТК - международный транспортный коридор

МФЦ - многофункциональные центры

НПА - нормативный правовой акт

ОМС - обязательное медицинское страхование

ПДК - предельно допустимая концентрация

ПСД - проектно-сметная документация

РФ - Российская Федерация

СЗФО - Северо-Западный федеральный округ

СНГ - Содружество Независимых Государств

ССУЗ - среднее специальное учебное заведение

ТБО - твердые бытовые отходы

ТТК - территориальный транспортный комплекс

TTC - территориальная транспортная система

ФАП - фельдшерско-акушерский пункт ;

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

ФГТ - федеральные государственные требования

ФМС - Федеральная миграционная служба

ЦКП - центр коллективного пользования

ЦРБ - центральная районная больница
1. Текущий уровень социально-экономического развития Ленинградской области
1.1. Ленинградская область: краткая экономико-географическая справка
Географическое положение
Ленинградская область расположена на северо-западе России. Общая площадь региона составляет 83,9 тыс. кв. км. Область граничит с Финляндией и Эстонией, а также с пятью субъектами Российской Федерации - Республикой Карелией, Вологодской, Новгородской, Псковской областями, городом федерального значения Санкт-Петербургом.
Административно-территориальное деление
Ленинградская область включает в себя один городской округ и 17 муниципальных районов, в состав которых входят 61 городское поселение и 142 сельских поселения. Общее количество муниципальных образований - 221. На территории Ленинградской области расположено 2 945 населенных пунктов, в том числе 63 городских и 2 882 сельских.

Крупнейшие города Ленинградской области в 2011 г.: Гатчина (93 тыс. человек); Выборг (80,1 тыс. человек); Сосновый Бор (67,0 тыс. человек); Всеволожск (59,8 тыс. человек), Тихвин (58,8 тыс. человек), Кириши (52,4 тыс. человек).


Население
Численность населения Ленинградской области на 1 декабря 2012 г. составила 1 749,4 тыс. человек(1). Из них: городское население - 1 140,7 тыс. человек, сельское - 608,7 тыс. человек(2).

В Ленинградской области проживают представители более 80 национальностей. Основная этническая группа - русские. В Ленинградской области проживают и коренные малочисленные народы - вепсы, водь, ижорцы (ижоры).


Рельеф
Самая высокая точка над уровнем моря, находящаяся на территории Ленинградской области, - Вепсовская возвышенность, ее высота составляет около 300 м. На территории области расположены 1,8 тыс. озер, в том числе частично расположены Ладожское и Онежское озера. Общая протяженность всех рек - 50 тыс. км, крупные реки - Нева, Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва, Сясь, Луга.
Природные ресурсы
Более 50% территории Ленинградской области занимают леса, заповедники и парки. Площадь особо охраняемых территорий составляет около 6% общей площади Ленинградской области. Благодаря запасам лесных ресурсов область занимает одно из первых мест в Северо-Западном федеральном округе по лесозаготовкам, деревообработке и лесному экспорту.

В области разведано 26 наименований полезных ископаемых. На балансе числятся 139 месторождений, из которых эксплуатируются только 90. Наиболее значительные месторождения полезных ископаемых:

1) Кингисеппское месторождение фосфатных руд (225 357 тыс. тонн);

2) Ленинградское месторождение горючих сланцев (152 573 тыс. тонн);

3) Радынский бокситовый рудник (2 135 тыс. тонн, добыча прекращена);

4) Железно-марганцевые конкреции в акватории Финского залива (руда - 2 411 тыс. тонн, марганец - 188 576 тыс. тонн);

5) Пикалёвское месторождение флюсовых известняков (300 000 тыс. тонн);

6) Сланцевское месторождение известняков (более 9 000 тыс. тонн, с месторождением "Боровня" - более 45 000 тыс. тонн), месторождения алмазоносных трубок (промышленная добыча не ведется).


Экономика
Ленинградская область является одним из лидеров по экономическому развитию в Северо-Западном федеральном округе. Основу экономики области составляет промышленность, на ее долю приходится около 25% в структуре ВРП. В Ленинградской области представлены: машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическое производство, нефтехимия, лесопереработка, целлюлозно-бумажное производство, алюминиевая промышленность, промышленность строительных материалов и др. Ключевыми предприятиями, расположенными в Ленинградской области, являются ЗАО "Форд Мотор Компани", ЗАО "Филип Моррис Ижора", ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез", ООО "Нокиан Шина", Gestamp Automocion, Caterpillar, "ТСЗ "Титран-Экспресс", "ММ-Ефимовский" и др.

На территории Ленинградской области расположен высокоразвитый агропромышленный комплекс. Доля производства АПК области составляет 36% от общего объема сельхозпроизводства всех регионов Северо-Западного федерального округа, или 7% от ВРП региона. Основная специализация: молочно-мясное животноводство, птицеводство, картофелеводство и овощеводство. На территории региона осуществляют деятельность более 270 предприятий и 6 070 фермерских хозяйств.


Транспорт
Ленинградская область является крупнейшим транспортно-логистическим узлом Северо-Западного федерального округа. Доля транспорта и связи в структуре ВРП превышает 15%. На территории региона располагаются крупные порты Балтии (Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Выборг).

Протяженность железных дорог на территории региона превышает 2,4 тыс. км, основные направления движения поездов - прилежащие регионы РФ, а также страны ЕС (Финляндия, Эстония). На территории региона проложено свыше 22,5 тыс. км автомобильных дорог, из них 5 дорог федерального значения (федеральные трассы "Россия", "Скандинавия", "Кола", "Псков", "Нарва") и 11 основных магистралей регионального значения.

Протяженность судоходных путей превышает 2 054 км. Судоходство осуществляется по рекам Нева, Свирь, Волхов и др. На территории региона также расположены участки Волго-Балтийского и Беломоро-Балтийского каналов.

Активно развивается магистральный трубопроводный транспорт. Протяженность магистральных газопроводов в границах области превышает 2,2 тыс. км; протяженность магистральных нефтепроводов в границах области превышает 600 км. Трубопроводная система замыкается на систему портов.


Преимущества геоэкономического положения
Важными факторами, влияющими на развитие региона, являются его приграничное положение (граница с ЕС), выгодное приморское положение (Балтийское море), наличие действующих и строящихся морских портов; транспортный узел, расположенный в створе панъевропейского транспортного коридора и международного транспортного коридора "Север-Юг"; мультимодальность перевозок: пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных и телекоммуникационных трасс.
1.2. Основные особенности развития Ленинградской области в 2000-х и в начале 2010-х годов
За последние 10 лет Ленинградской области удалось добиться высоких показателей экономического роста, инвестировать значительные средства в развитие социальной и инженерной инфраструктуры, привлечь на территорию региона новые производства (табл. 1).
Таблица 1. Показатели социально-экономического развития с 2000 по 2011 год (средние значения)


N
п/п

Показатель

Российская Федерация

Северо-Западный федеральный округ

Ленинградская область

Санкт-Петербург

1

Рост экономики (ВВП и ВРП), %

5,3

6

8,6

7,7

2

Индекс промышленного производства

4,4

6,2

10,2

6,7

3

Рост реальных доходов, %

9,2

8,7

10,2

10,6

4

Рост численности населения, %

-2,7

-4,9

2,3

3,3

По показателям экономического развития Ленинградская область в настоящий момент занимает одно из лидирующих мест в Северо-Западном федеральном округе и Российской Федерации (в 2011 году по объему инвестиций в основной капитал Ленинградская область заняла 1-е место в Северо-Западном федеральном округе и 8-е место среди российских регионов, по объему ВРП заняла 2-е место в Северо-Западном федеральном округе и 19-е место в Российской Федерации)(3). При этом в период с 2000 по 2011 год региону удалось показать темпы роста, превышающие среднероссийские показатели.

В начале 2000-х гг. сложилась благоприятная внешняя конъюнктура цен на энергоресурсы в мировой экономике, что обеспечило динамичный рост всей экономики Российской Федерации.

Так, в динамике 2000 - 2011 гг. цены на нефть выросли с 175 долл/т в 2000 г. до 755 долл/т в 2011 г., а цены на газ с 85,9 долл/тыс. куб. м до 351 долл/тыс. куб. м.


Таблица 2. Динамика основных индикаторов экономического развития Российской Федерации по годам


N
п/п

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1

Индекс физического объема ВВП (к предыдущему году), %

110

105,1

104,7

107,3

107,2

106,4

108,2

108,5

105,2

92,2

104,5

104,3

2

Цены на нефть (долл/т)

175

151

154

174

226

330

412

470

663

407

545

755

3

Цены на газ (долл/тыс. куб. м)

85,9

101

85,7

106

109

151

213

234

354

249

273

351

На территории региона реализуется ряд проектов, связанных с развитием системы трубопроводов, а также развитием инфраструктуры глубокой переработки нефтепродуктов, что определило углубление специализации региона в данных отраслях.


Таблица 3. Инфраструктурные проекты в секторе нефтепереработки


N
п/п

Проект

Срок реализации (годы)

Объем инвестиций (млрд. руб.)

Эффект

1

Расширение нефтехимического завода в Волховском муниципальном районе (ООО "Волховнефтехим")

2005-2015

11,8

1 млн. тонн в год топлива с высоким октановым числом (полное развитие); 300 рабочих мест

2

Строительство завода по глубокой переработке нефти (гидрокрекинг) в г. Кириши

2008-2012

Около 90

4,86 млн. тонн сырья; 800 рабочих мест

3

Строительство Балтийской трубопроводной системы (ОАО "АК "Транснефть". БТС-2)

2007-2012

Более 30

50 млн. тонн нефти в год;

129 рабочих мест


Произошло динамичное развитие портовой инфраструктуры и транспортно-логистического комплекса.

Рост внешнеторговых перевозок Российской Федерации содействует развитию портового комплекса региона.
Рисунок 1. Порты и транспортно-логистическая система Ленинградской области
Источник: Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" на основе открытых источников
На территории региона в едином комплексе с Большим портом Санкт-Петербурга сформировалась крупнейшая портовая система России, представленная портами Приморска, Усть-Луги, Высоцка и Выборга. Общий объем переваленных грузов в 2012 г. составил более 136 млн. тонн (объем переработки грузов в портах области вырос с 2000 по 2011 год в 45 раз), что составило порядка 24% от объема перевалки грузов в морских портах России(4).
Таблица 4. Инфраструктурные проекты в сфере ТЛК и развития портов


N
п/п

Проект

Срок реализации (годы)

Объем инвестиций (млрд. руб.)

Эффект

1

Комплексное развитие Морского торгового порта Усть-Луга и прилегающей территории (ОАО "Компания Усть-Луга")

1999-2018

101,1 (по состоянию на01.01.2012 г.)

Крупнейший порт Российской Федерации и региона Балтийского моря с грузооборотом в 180 млн. тонн

2

Строительство угольного терминала в поселке Усть-Луга (ОАО "Ростерминалуголь")

2001-2010

3,5

Грузооборот 12 млн. тонн в год;

495 рабочих мест



3

Комплексная реконструкция железных дорог и строительство объектов железнодорожного транспорта (ОАО "РЖД")

2008-2014

Более 70

Строительство путей с электрификацией, реконструкция существующих линий; 490 рабочих мест

4

Увеличение мощности БТС-1 (ОАО "Морской торговый порт "Приморск")

2002-2006

40

Крупнейший нефтеналивной порт РФ с грузооборотом в 75 млн. тонн

По территории области проходят международные транспортные коридоры и Балтийская трубопроводная система нефте- и газопроводов (рис. 1). Объем грузовых перевозок на территории области с 2000 по 2011 год вырос в 3,5 раза и составил в 2011 году 166,2 млн. тонн. Все новые проекты локализованы вблизи международных транспортных коридоров и границы.

Развитие ТЛК Ленинградской области связано и с наличием границы со странами ЕС (Финляндия, Эстония). На территории области располагаются два ЖДПП, четыре МАПП, транзит через которые в 2011 г. составил 2 млн. 859 тыс. легковых автомобилей и туристских автобусов.

На территории региона реализовано несколько крупных инвестиционных проектов промышленного девелопмента.

Были сформированы индустриальные зоны для приема инвестиционных проектов, ориентированных как на доступ ко второму по размеру рынку в стране - рынку Санкт-Петербурга, так и на использование логистических преимуществ транспортного узла Ленинградской области.

В 2000-х гг. на территории Ленинградской области было реализовано большое количество проектов федерального значения. Большую часть средств, привлеченных на территорию области, составили инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, такие как порты, строительство ЛАЭС-2 и др. (табл. 5).


Таблица 5. Крупные промышленные проекты на территории Ленинградской области


N
п/п

Проект

Срок реализации (годы)

Объем инвестиций (млрд. руб.)

Эффект

1

Строительство фабрики по производству сигарет (ЗАО "Филип Моррис Ижора" США)

2000-2006

18,9

70 млрд. сигарет в год; 1 100 рабочих мест

2

Строительство завода по производству легковых автомобилей и дальнейшее расширение (ЗАО "Форд Мотор Компани")

2002-2010

7,5

125 тыс. автомобилей в год; 3 135 рабочих мест

3

Строительство завода по производству шин (ЗАО "НокианТайерс" Финляндия)

2005-2014

Более 30

Выход на проектную мощность 17 млн. шин в год; более 1 300 рабочих мест

4

Строительство предприятия по производству железнодорожных вагонов и тележек (ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод")

2006-2012

Более 30

13 000 вагонов и 65 000 колесных пар в год; 3 500 рабочих мест

5

Строительство лесопильного завода (ООО "Свирь Тимбер" Швеция)

2006

1,7

200 тыс. куб м пиломатериалов, 150 тыс. куб. м технологической щепы в год; 135 рабочих мест

6

Строительство замещающих мощностей на ЛАЭС (ЛАЭС-2) в г. Сосновый Бор (ОАО "Концерн Росэнергоатом")

2008-2016

255

4400 МВт; 5 500 рабочих мест

7

Комплексная реконструкция железных дорог и строительство объектов железнодорожного транспорта (ОАО "РЖД")

2008-2014

Более 70

Строительство путей с электрификацией, реконструкция существующих линий; 490 рабочих мест

8

Создание предприятия по комплексной лесопереработке (1-я очередь) (ООО "Майер-МелнхофХольц Ефимовский")

2009

3,7

338 тыс. куб. м пиломатериалов в год; 470 рабочих мест

Произошло усиление агломерационных процессов на территориях вблизи границ Санкт-Петербурга путем интенсивного строительства жилья.

Область и город фактически образуют единый рынок труда, доказательством чему служит интенсивная маятниковая миграция. Ежедневный отток на работу из Ленинградской области в Санкт-Петербург составляет около 200 тыс. человек, из Санкт-Петербурга в область - около 50 тыс. человек. Почти половина населения (46%) Ленинградской области проживает в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом, и формирует Санкт-Петербургскую агломерацию.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница