Задачами дисциплины являются: формирование знаний о возникновении и этапах развитии банковской системы в России




страница1/4
Дата23.04.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4
1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)



Целью изучения дисциплины «Банковские системы России и зарубежных стран» является овладение студентами знаний о возникновении и развитии российской банковской системы, а также банковских системах зарубежных стран как основы дальнейшей профессиональной подготовки для работы в кредитных и финансовых организациях.

Основными задачами дисциплины являются:

- формирование знаний о возникновении и этапах развитии банковской системы в России;

- изучение банковских реформ, проводившихся в России;



- раскрытие характеристик банковских систем зарубежных стран, включая структурные особенности данных систем, характеристику деятельности центральных банков и прочих организаций, входящих в рассматриваемые банковские системы.




    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Обучающийся должен знать


  • терминологию, относящуюся к банковским системам,

  • подходы к обобщению и анализу информации о банковских системах

  • этапы развития российской банковской системы и банковских систем зарубежных стран в рамках исторического процесса

  • место и роль банковской системы в социально-экономических процессах

  • основные показатели статистики, характеризующие состояние банковских систем; методики расчета основных показателей статистики, характеризующих состояние банковских систем; методы сбора и анализа данных, необходимых для расчета соответствующих показателей

  • отечественные и зарубежные источники информации по банковским системам, технологии сбора информации и подготовки аналитического отчета

Обучающийся должен уметь

  • формулировать характерные особенности банковских систем различных стран

  • ориентироваться в ключевых событиях развития банковских систем

  • анализировать современное состояние и проблемы развития банковских систем

  • использовать источники статистической информации о банковских системах, анализировать данные, необходимые для расчета показателей, характеризующих состояние банковских систем

  • использовать отечественные и зарубежные источники информации о банковских системах для формирования информационных обзоров и аналитических отчетов, формировать информационные обзоры и составлять аналитические отчеты о развитии банковских систем

Обучающийся должен владеть

  • основными понятиями в сфере организации банковских систем, современными методами сбора информации

  • навыками сравнительного анализа отечественной и зарубежных банковских систем в динамике исторических процессов

  • навыками анализа и прогнозирования возможного развитие процессов развития банковских систем в будущем

  • навыками анализа и интерпретации статистической информации о банковских системах, а также выявления тенденций развития банковских систем

  • основами методологии экономического исследования банковских систем, навыками подготовки информационного обеспечения аналитического отчета, научным стилем изложения материала

У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9)




    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

  1. Экономическая теория

  2. История

  3. Деньги, кредит, банки

  4. Экономическая история




  1. Банковское дело

  2. Организация банковского регулирования и надзора

  3. Банковские продукты

  4. Банковский менеджмент




  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и обучающегося; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя обучающиеся рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы обучающихся осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».


    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Очная форма обучения
















Лекции







1-10

10

-

Модуль 1 «Формирование и развитие банковской системы в России»

М, П




1-2

2

-

Тема 1 «Возникновение банков в России и их реформирование до середины XIXв.»

Общая характеристика особенностей банковской деятельности в России до середины XIX в.

Возникновение и развитие первых банков в России.

Специфика российских банковских реформ, проводившихся до середины XIX в.

Особенности работы государственных банков в конце XVIIIв. – первой половине XIXв.

Возникновение первых городских общественных банков в России.




М, П

ОК-1, ОК-9

3-6

4

-

Тема 2 « Развитие банковской системы Российской империи в условиях капитализма»

Общая характеристика развития банковской системы в капиталистический период

Банковская реформа 1860г.

Деятельность Государственного банка Российской империи.

Возникновение и развитие акционерных коммерческих банков в условиях капитализма.

Особенности деятельности акционерных и государственных земельных банков в России.

Деятельность городских общественных банков в условиях капитализма в России.


М, П

ОК-1, ОК-9

7-8

2

-

Тема 3 «Развитие российской банковской системы в советский период»

Национализация банков после Октябрьской революции 1917г., особенности работы Народного банка РСФСР.

Банковская система в период НЭПа.

Кредитная реформа 1930-1932 гг. и ее значение.

Специфика работы банковской системы во время Великой Отечественной войны.

Реорганизация банков долгосрочных вложений во второй половине 1950г. и особенности работы банковской системы до 1987г.




М, П

ОК-1, ОК-9

9-10

2




Тема 4 «Развитие российской банковской системы в постсоветский период»

Банковская реформа 1987-1991 гг. и переход к двухуровневой банковской системе.

Особенности развития банковской системы РФ в 1992-1997 гг.

Причины и последствия банковского кризиса 1998г., деятельность АРКО.

Тенденции развития банковской системы РФ после 1998г.





ОК-1, ОК-9

11-18

8

-

Модуль 2 «Банковские системы зарубежных стран»

М, П




11-12

2




Тема 5 «Банковская система США»

Формирование банковской системы США

Современная структура банковской системы США, ее элементы

Особенности работы ФРС

Регулирование банковской деятельности в США



М, П

ОК-1, ОК-9

13-14

2

-

Тема 6 «Банковская система Великобритании»

Формирование банковской системы Великобритании

Современная структура банковской системы Великобритании, ее элементы

Особенности работы Банка Англии

Регулирование банковской деятельности в Великобритании


М, П

ОК-1, ОК-9

15-16

2

-

Тема 7 «Банковская система Германии»

Формирование банковской системы Германии

Современная структура банковской системы Германии, ее элементы

Особенности работы Дойче Бундесбанка

Регулирование банковской деятельности в Германии


М, П

ОК-1, ОК-9

17-18

2




Тема 8 «Банковская система Японии»

Формирование банковской системы Японии

Современная структура банковской системы Японии, ее элементы

Особенности работы Банка Японии.




М, П

ОК-1, ОК-9

























-

Практические занятия /семинары







1-10

10

10

Модуль 1 «Формирование и развитие банковской системы в России»







1-2

2

2

Тема 1 «Возникновение банков в России и их реформирование до середины XIXв.»

Практическое занятие

Деловая игра «Тенденции и проблемы банковского кредитования дворян и купечества во второй половине XVIII в. – первой половине XIX в.»

М, П, Д, Э, И

ОК-1, ОК-9, ПК-9

3-6

4

4

Тема 2 « Развитие банковской системы Российской империи в условиях капитализма»

Практическое занятие

Деловая игра «Банковская реформа 1860г. и ее значение для дальнейшего развития банковской системы Российской империи»

Практическое занятие

Деловая игра «Ипотечное кредитование в условиях капитализма»


М, П, Д, Э, И

ОК-1, ОК-9, ПК-9

7-8

2

2

Тема 3 «Развитие российской банковской системы в советский период»

Практическое занятие

Деловая игра «Этапы и проблемы развития банковской системы в СССР»

М, П, Д, Э, И

ОК-1, ОК-9, ПК-9

9-10

2

2

Тема 4 «Развитие российской банковской системы в постсоветский период»

Практическое занятие

Деловая игра «Банковская реформа 1987 – 1991 гг. и ее влияние на последующее развитие российской банковской системы»


М, П, Д, Э, И

ОК-1, ОК-9,

ПК-8, ПК-9



11-18

8

4

Модуль 2 «Банковские системы зарубежных стран»







11-12

2

2

Тема 5 «Банковская система США»

Практическое занятие

Деловая игра «Специфические особенности развития и современного состояния банковской системы США»


М, П, Д, Э, И

ОК-1, ОК-9,

ПК-8, ПК-9



13-14

2

2

Тема 6 «Банковская система Великобритании»

Практическое занятие

Деловая игра «Особенности развития банковской системы Великобритании»


М, П, Д, Э, И

ОК-1, ОК-9, ПК-9

15-16

2

-

Тема 7 «Банковская система Германии»

Формирование банковской системы Германии

Современная структура банковской системы Германии, ее элементы

Особенности работы Дойче Бундесбанка

Регулирование банковской деятельности в Германии


М, П, Д

ОК-1, ОК-9, ПК-9

17-18

2

-

Тема 8 «Банковская система Японии»

Формирование банковской системы Японии

Современная структура банковской системы Японии, ее элементы

Особенности работы Банка Японии.




М, П, Д

ОК-1, ОК-9, ПК-9

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения (5 лет)





Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Лекции










2

-

Модуль 1 «Формирование и развитие банковской системы в России»

Общая характеристика особенностей банковской деятельности в России до середины XIX в.

Общая характеристика развития банковской системы в капиталистический период.

Национализация банков после Октябрьской революции 1917г., особенности работы Народного банка РСФСР.

Банковская система в период НЭПа.


М, П

ОК-1, ОК-9










Модуль 2 «Банковские системы зарубежных стран»










2

-

Тема «Банковская система США»

Формирование банковской системы США.

Современная структура банковской системы США, ее элементы.

Особенности работы ФРС.

Регулирование банковской деятельности в США.


М, П

ОК-1, ОК-9










Практические занятия /семинары










2

2

Модуль 1 «Формирование и развитие банковской системы в России»

Деловая игра «Этапы и проблемы развития банковской системы в СССР»

М, П, Д, Э, И

ОК-1, ОК-9, ПК-9




2

2

Модуль 2 «Банковские системы зарубежных стран»

Деловая игра «Специфические особенности развития и современного состояния банковской системы США»

М, П, Д, Э, И

ОК-1, ОК-9,

ПК-8, ПК-9


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница