Задачами дисциплины являются: формирование теоретических знаний в области современных банковских технологий




страница1/4
Дата23.04.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3   4

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ФГОС)



Целью изучения дисциплины «Новые банковские технологии» является изучение и формирование у обучающихся знаний в области новых прогрессивных направлений в развитии банковских технологий, используемых зарубежными и российскими коммерческими банками

Основными задачами дисциплины являются:

- формирование теоретических знаний в области современных банковских технологий;

- изучение специальной банковской терминологии, посвященной новым технологиям, применяемым в банковском деле;

- основных принципов построения и организации банковского обслуживания клиентов на основе систем удаленного доступа;

- формирование у обучающихся практических навыков, необходимых для применения новых технологий банковского обслуживания клиентов;

- умение анализировать и объективно оценивать современное состояние деятельности коммерческих банков по применению новых прогрессивных технологий, являющихся важным элементом в завоевании конкурентных преимуществ на рынке банковских услуг и улучшении качества банковского обслуживания.




    1. Требования к уровню усвоения дисциплины




    1. Требования к уровню усвоения дисциплины



Обучающийся должен знать


- основные тенденции развития современных банковских технологий;

- основные цели и направления автоматизации банковской деятельности;

- функции автоматизированных банковских систем;

- критерии выбора автоматизированных банковских систем;

- современное состояние рынка автоматизированных банковских систем;

- виды оборудования для автоматизации операций с наличными деньгами;

- понятие платежной карты и ее виды;

- правовые основы расчетов пластиковыми картами;

- структуру платежной системы на основе пластиковых карт;

- международные и российские платежные системы;

- цикл операций при обслуживании карточек;

- магнитные карты и особенности расчетов с использованием магнитных карт;

- микропроцессорные карты и особенности расчетов с их использованием;

- эквайринговую деятельность банков;

- виды карточных банковских программ;

-этапы развития российского рынка пластиковых карт;

- зарплатные карточки – особенность российского рынка пластиковых карт;

- банкомат как элемент электронной системы платежей;

- проблемы развития российского рынка пластиковых карт;

- программы автоматизированного ввода платежных документов в банке;

- национальные системы межбанковских расчетов;

- всемирная межбанковская система SWIFT;

- системы электронных валовых расчетов в режиме реального времени;

- система расчетов БЭСП;

- внутрирегиональные электронные расчеты;

- межрегиональные электронные расчеты;

- перспективы создания и развития платежной системы России;

- понятие дистанционного банковского обслуживания и его виды;

- факторы, влияющие на развитие дистанционного банковского обслуживания;

- принципы дистанционного банковского обслуживания;

- правовые основы функционирования дистанционного банковского обслуживания;

- система «Клиент-банк», принцип действия, функциональные возможности;

- телефонный банкинг, принцип действия, виды и функции;

- банковские услуги в Интернете,

- программа «Интернет-Клиент», принцип действия, функциональные возможности;

- современные тенденции развития банковских электронных услуг




Обучающийся должен уметь

- давать оценку развития национальной платежной системы страны и отдельного региона;

- оценивать современный уровень автоматизации банковской деятельности и применения новых видов банковского оборудования и технологий банковского обслуживания;

- определять и оценивать доходы и расходы банка при развитии новых банковских технологий;

-охарактеризовать и дать объективную оценку современного состояния развития дистанционного банковского обслуживания, используемого зарубежными и российскими банками.


Обучающийся должен владеть

- знаниями о тенденциях развития новых банковских технологий, применяемых в зарубежной и российской практике;



- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями в области развития автоматизированных банковских систем;

- знаниями об опыте развития расчетов с помощью пластиковых карт в зарубежных странах и о тенденциях развития российского рынка платежных карт и новых карточных продуктах;

- основами применяемых на практике в банковской деятельности новых технологий и видов оборудования для обработки наличных денег и автоматизированного ввода платежных документов в банках;

- основами формирования и развития национальной платежной системы в РФ и развития электронных межбанковских расчетов;

-навыками научного исследования эффективности деятельности банка в области применения современных технологий дистанционного банковского обслуживания.


У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)




-способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

-способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);

- способность принимать организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);

- владеть навыками публичной и научной речи (ОК-6).


    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Современные теории денег, кредита, и финансовых рынков.

Эволюция денежной и кредитной систем России

Основы финансового бизнеса.

Валютные отношения в глобальной экономике.

Деятельность Центрального банка РФ.

Система риск-менеджмента в банках





Теория и практика финансовой устойчивости кредитной организации

Кредитование как банковский бизнес-процесс

Стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности российских коммерческих банков

Банковский аудит

Подготовка и защита магистерской диссертации

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».


    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) –семестр 2 – очная форма

      1. Лекции


Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Очная форма обучения
















Лекции







24-

29


4

2

Модуль 1 «Основы автоматизации банковского бизнеса»







24-25

2




Тема «Основные цели и направления развития новых технологий в банковской деятельности»

Предмет и задачи курса, его структура и последовательность изучения материала. Взаимосвязь дисциплины «Новые банковские технологии» с другими дисциплинами.

Цели изучения дисциплины и методы изложения материала. Роль и место дисциплины «Новые банковские технологии» в формировании специалистов по специальности «Экономика», специализации «Банки и банковская деятельность».

Основные цели и направления автоматизации банковской деятельности.

Автоматизированные банковские системы (операционный день банка), их виды и назначение. Функции автоматизированных банковских систем. Критерии выбора автоматизированных банковских систем. Анализ современного состояния рынка автоматизированных банковских систем.

Автоматизация внутрибанковской деятельности. Автоматизация расчетов с внешними контрагентами. Экспертно-аналитические программы для эффективного управления коммерческим банком. Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей.




М, Д,ПБ, ПГ

ОК-1

ОК-2


ОК-3


26-27,

28-29



2

2

Тема «Автоматизация банковских операций с наличными деньгами»

Современное состояние и тенденции развития налично-денежного обращения

Виды оборудования для операций с наличными деньгами.

Классификация оборудования банков. Детекторы валют. Счетчики банкнот. Монетосчетные машины. Упаковщики банкнот, ленточные и вакуумные. Средства автоматизации работы кассира банка. Электронные кассиры. Инноматы. Автоматические пункты обмены валюты.




П,Д,ПБ,ПГ

ОК-1

ОК-2 ОК-3




30-

35


6

2

Модуль 2 «Новые банковские технологии в организации безналичных расчетов»







30,31

2




Тема «Основы организации расчетов пластиковыми картами».

Пластиковая карта – как инструмент безналичных расчетов, преимущество расчетов пластиковыми картами при совершенствовании организации денежного оборота.

Платежная системы и ее элементы История появления и развития пластиковых карт и платежных систем. Классификация пластиковых карт. Международные и российские платежные системы.

Правовые основы расчетов пластиковыми картами. Процесс получения карточки (кредитной и дебетной) и лимиты пользователя. Цикл операций при обслуживании карточки.



П,Д,ПБ,ПГ

ОК-1

ОК-2 ОК-3




32,33

2

2

Тема «Организация расчетов пластиковыми картами».

Организация расчетов пластиковыми картами. Магнитные карты и особенности расчетов с использованием магнитных карт. Микропроцессорные карты, особенности расчетов с их использованием.

Доходность кредитных карт. Доходность кредитных карт.

Виды карточных программ. Этапы и задачи создания карточной программы банка.

Банкомат как элемент электронной системы платежей (функции работы, устройство, принципы работы, последовательность действий). Терминальные устройства и их назначение.

Процессинговый центр, его функции в платежной системе. Авторизации и ее виды. On-line режим. Off-line режим. Обработка транзакций. Маршрутизация транзакций в On-line системах. Off-line системы.

Зарплатные карты – особенность российского рынка пластиковых карт. Маркетинг пластиковых карт. Обеспечение безопасности при расчетах пластиковыми картами. Проблемы и перспективы развития расчетов пластиковыми картами


Д,П, ПГ,ПБ

ОК-1

ОК-2 ОК-3




34,34

2




Тема «Автоматизация безналичных расчетов»

Автоматизированный ввод платежных документов. Национальные системы межбанковских расчетов. Всемирная межбанковская система SWIFT. Системы банковских телекоммуникаций. Электронные системы межбанковских расчетов. Системы электронных валовых расчетов в режиме реального времени. Внутрирегиональные электронные расчеты. Межрегиональные электронные расчеты. Перспективы развития платежной системы России.




М,П,ПБ,ПГ

ОК-1

ОК-2 ОК-3




36-

41


6

2

Модуль 3. Дистанционное банковское обслуживание как направление развития банковского бизнеса»







36-37

2




Тема Тема «Теоретические основы организации и развития дистанционного банковского обслуживания»

Факторы, влияющие на развитие дистанционного банковского обслуживания. Принципы дистанционного банковского обслуживания.

Преимущества дистанционного банковского обслуживания. Юридические аспекты и правовая база дистанционного банковского обслуживания.

Риски, возникающие при дистанционном банковском обслуживании.




М,П, Д,И,ПБ

ОК-1

ОК-2 ОК-3




38-39,

40-41



4

2

Тема. «Основные виды дистанционного банковского обслуживания и направления его развития»

Виды дистанционного банковского обслуживания. Система «Клиент-банк» и «Интернет-клиент», основные функции и принцип действия.

Телефонный банкинг в России, принципы организации, преимущества и недостатки.

Виртуальные банки. Банковские услуги в Интернете. Современные тенденции развития банковских электронных услуг. Обеспечение безопасности электронных систем.

Call-центры, их виды и роль в развитии дистанционного банковского обслуживания.

Риски при дистанционном банковском обслуживании и пути их минимизации.




П, Д,ПБ, ПГ,

ОК-1

ОК-2 ОК-3












Практические занятия, семинары










24-29

4

2

Модуль 1 «Основы автоматизации банковского бизнеса»







24,25

2




Семинар. Тема «Основные цели и направления развития новых технологий в банковской деятельности»
Рассмотрение и обсуждение вопросов:

  1. История автоматизации банков России.

  2. Анализ современного состояния рынка автоматизированных банковских систем

  3. Особенности отечественных систем автоматизации банковских технологий

  4. Системы автоматизации банковской деятельности за рубежом

  5. Характеристики популярных АБС в России.

  6. Роль АБС в развитии ритейловых операций.

  7. Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей.



Д,И,Э,ПБ


ОК-1

ОК-2 ОК-3




26-27,

28-29


2

2

Практическое занятие.

Тема «Автоматизация операций с наличными деньгами»

В начале занятия обсуждаются вопросы:

-Современное состояние и тенденции развития налично-денежного обращения

- Роль ЦБРФ в организации и контроле наличной денежной массы

Вторая часть занятия проводится в виде лабораторной работы, которая включает изучение таких вопросов по материалам Интернет-сайтов, как:

- Виды оборудования для автоматизации операций с наличными деньгами

- Электронные кассиры в банке. Инноматы.

- Автоматические пункты обмена валюты, принцип действия, функции, операции


П,Д,ПБ,ПГ

ОК-1

ОК-2 ОК-3




30-

35


6

2

Модуль 2 «Новые банковские технологии в организации безналичных расчетов»







30,

31,


32,

33


4




Семинар. Тема «Организация расчетов с помощью пластиковых карт»

Рассмотрение и обсуждение вопросов:

1.История развития расчетов пластиковыми картами.

2.Пластиковая карта как современный инструмент безналичных расчетов

3.Банковские пластиковых карты, их виды и классификация.

4.Платежная система и ее элементы. Технология расчетов пластиковыми картами в платежной системе.

5.Карточные продукты, эмитируемые региональными коммерческими банками.

6.Доходы и расходы банка по дебетным и кредитным картам.

7.Кобрендинговые карты – как новый вид карточных продуктов.

С использованием Интернет-ресурсов и других источников проводится анализ современного состояния рынка банковских пластиковых карт.





Д,ПГ,ПБ,И,Э

ОК1,

ОК-2 ОК-3

ОК-6


34-35

2

2

Практическое занятие. Тема «Автоматизация безналичных расчетов»

В информационной сети Интернет по материалам сайтов анализируются и обсуждаются следующие вопросы:

1.Национальные и всемирные платежные системы.

2.Всемирная межбанковская система SWIFT.

3.Россвифт, концепция развития до2015 года.

3.Системы электронных валовых расчетов в режиме реального времени.

4.Внутрирегиональные электронные расчеты. 5.Межрегиональные электронные расчеты

6.БЭСП - система банковских электронных срочных платежей Банка России.

Студенты знакомятся с программами автоматизированного ввода платежных документов на примере систем автоматизированного ввода платежных документов Cognitive Forms ВПД, Bi-print и самостоятельно обрабатывают платежные документы путем сканирования и распознавания


П,Д,П,ПГ


ОК-1

ОК-2 ОК-3

ОК-6


36-41

6

4

Модуль 3. «Дистанционное банковское обслуживание как направление развития банковского бизнеса»







36-37

2




Семинар. «Основы организации и развития дистанционного банковского обслуживания»

Рассматриваются и обсуждаются вопросы

1.Основные предпосылки и факторы, влияющие на развитие дистанционного банковского обслуживания.

2.История развития систем удаленного банковского обслуживания за рубежом.

3.Принципы организации дистанционного банковского обслуживания.

4.Классификация видов дистанционного банковского обслуживания

5.Юридические аспекты и правовая база дистанционного банковского обслуживания.

6.Риски, возникающие при дистанционном банковском обслуживании.




П, Д,И,ПБ

ОК-1

ОК-2 ОК-3

ОК-5

38,


39,

40,


41

4

4

Практическое занятие «Современное состояние развития дистанционного банковского обслуживания».

С использованием информационных ресурсов сети Интернет анализируется информация о современном состоянии и развитии основных видов дистанционного банковского обслуживания, рассматриваются примеры использования российскими и зарубежными банками модели дистанционного банковского обслуживания клиентов и в итоге обсуждаются следующие вопросы:

1.Правовые основы дистанционного банковского обслуживания.

2.Система «Клиент-банк» и «Интернет-клиент», основные функции и принципы действия.

3.Телефонный банкинг в России, принципы организации, преимущества и недостатки.

4.Виртуальные банки. Банковские услуги в Интернете. Современные тенденции развития банковских электронных услуг. Обеспечение безопасности электронных систем.

5.Call-центры, их виды и роль в развитии дистанционного банковского обслуживания.

6.Пути минимизации рисков и обеспечения безопасности при дистанционном банковском обслуживании.

Д,П,И,ПБ,ПГ


ОК-1


ОК-2 ОК-3

ОК-6

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница