Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержа­ние оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др




Скачать 188.16 Kb.
Дата29.04.2016
Размер188.16 Kb.
Транспортная логистика


- Понятие транспортировки. Изменение местонахождения то­варно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производ­ства материальных услуг.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения — сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику. .

Задачи транспортной логистики. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспорти­рования грузов является сферой транспортной логистики

Транспортная логистика решает следующие задачи:


  • создание транспортных систем;

  • совместное планирование транспортных процессов на раз­личных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

Выбор вида транспорта

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержа­ние оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Ос­новой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях раз­личных видов транспорта,

Существуют следующие виды транспорта:

- железнодорожный;

- морской;

- внутренний водный (речной);

- автомобильный;

- воздушный;

- трубопроводный.

Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в таблице.

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспор­та:

время доставки,

частота отправлений груза,

надежность соблюдения графика доставки,

способность перевозить разные грузы,

способность доставить груз в любую точку территории,

стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принима­ют во внимание:



  • надежность соблюдения графика доставки;

  • время доставки;

  • стоимость перевозки.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования

Вид

транспорта



Особенности транспорта

Сфера применения

Достоинства

Недостатки

Недостатки

1

2

3

4

Железнодо­рожный

Высокая провозная и пропускная способность; регулярность и невы­сокая себестоимость перевозок

Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла

Практически не ограничена

Морской

Обеспечивает массовые межконти­нентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неогра­ниченную пропускную способность

Зависимость от естественно-географических и навигаци­онных условий, создание портового хозяйства

Практически не ограничена

Речной

Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перево­зок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства

То же, что в морском транс­порте; неравномерность глу­бин, сезонность работы, не­большая скорость перевозки

Практически не ограничена

Автомобиль­ный

Большая маневренность и под­вижность; высокая скорость дос­тавки груза; небольшие капитало­вложения в освоение малого гру­зооборота на короткие расстояния

Низкая производительность труда; низкий уровень экс­плуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети

На короткие рас­стояния (до 300 км)

Воздушный

Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования

Высокая себестоимость пере­возки

Практически не ограничена



По характеру продукции транспорт отличается от других от­раслей материального производства. Во-первых, продукция не имеет вещественной формы, но в то же время она материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства: происходит износ подвижного состава и средств обслуживания, используется труд работников транспорта и т.д.

Поскольку транспортная продукция не имеет формы вещи, то вторая особенность заключается в том, что ее нельзя накопить на складе. Эта особенность имеет большое практическое значение. Если на предприятиях и фирмах создание определенных запасов продукции способствует удовлетворению производства по мере необходимости, то транспорт должен иметь резервы пропускной и проводной способности в перевозках при любых условиях.

Третья особенность заключается в том, что транспортная про­дукция — это дополнительные транспортные издержки, которые связаны с перемещением промышленной продукции. Их отно­сят к издержкам обращения, что подчеркивает двойственный характер этих издержек. С одной стороны, они необходимы, по­скольку перевозки являются продолженным процессом производ­ства, а с другой — следует учитывать, что транспорт нового про­дукта не создает. Поэтому необходимо использовать его так, что­бы транспортные расходы были наименьшими при прочих рав­ных условиях, чтобы для перевозки использовался тот вид транс­порта, который наиболее эффективен для данного вида продук­ции и расстояния.

Продукция транспорта продается и покупается, то есть вы­ступает в виде товара, а следовательно, имеет потребительную стоимость и стоимость, Потребительной стоимостью транспорт­ной продукции является ее способность удовлетворять потреб­ности в перевозках различных видов грузов. Потребительская стоимость транспортной продукции может быть выражена дос­тавкой ее потребителю точно в срок (в определенный день и час) и в определенном количестве. Во многих зарубежных фирмах ут­верждают, что возможность организации доставки точно в срок ценится ими больше, чем товарный знак компании-поставщика. Стоимость продукции, или стоимость перевозки, определяется суммой необходимых затрат транспортных предприятий или фирм или перевозок грузов. Покупая транспортную продукцию, потребители оплачивают эти затраты в форме тарифов и фрахто­вых ставок, которые являются одновременно денежным выражением стоимости транспортной продукции.

Важно не только рассчитывать отдельные показатели логистической системы, но и обеспечивать Максимально высокий уро­вень качества обслуживания клиентуры.
Наиболее удобна транспортная классификация, применяемая на морском транспорте. По этой классификации все грузы делят на три группы; массовые, генеральные (штуч­ные) и особорежимные.


К первой группе относят насыпные, навалочные, наливные и лесные грузы, которые имеют определенную массу. Насыпные и навалочные грузы имеют определенную массу. К насыпным от­носят в основном зерно и семена всех видов сельскохозяйствен­ных культур; к навалочным — уголь песок, гравий, камень. Эти грузы предъявляют к перевозке преимущественно большими партиями, обеспечивающими полную загрузку вагонов, судов и автомобилей. К наливным относят жидкие грузы, которые пере­возят в специальном подвижном составе (цистернах, танкерах, бензовозах). К лесным грузам относят лес, пиломатериалы, фа­неру и другие изделия из древесины.

Вторая группа - общие (генеральные), или штучные, грузы — перевозят упакованными в разнообразную тару или без упаковки. По числу наименований это самая многочисленная категорий грузов. В зависимости от вида упаковки различают грузы мешковые, киповые, катно-бочковые, ящиковые, контейнерные и пакетные. В мешках перевозят грузы, не требующие защиты от механических повреждений; в кипы и тюки упаковывают есте­ственные и искусственные волокна и изделия из них (в тюки обычно упаковывают непрессованный материал, а волокнистые вещества - хлопок, джут и т.п. — прессуют в кипы). К катно-бочковым относят грузы, перевозимые в бочках, барабанах и рулонах. В металлических бочках перевозят топливо, смазку, и в деревянных — сухие Химические и пищевые продукты. Метал­лические барабаны предназначены для транспортировки хими­ческих продуктов и других веществ. В ящики пакуют многие грузы промышленности. Типоразмеры ящичных "грузов очень разнообразны и регламентированы ГОСТом на тару и упаковку. К штучным грузам без тары относят металл в болванках, слит­ках, чушках, кирпич и т.п.

Штучные грузы делят на негабаритные, тяжеловесные и лег­ковесные. Тяжеловесными считают на водном транспорте грузы,
имеющие массу одного места более 1 т (на железнодорожном —
более 0,5 т, На автомобильном — более 30 т),


А легковесными грузы, плотность которых менее 0,5 т/м3 (вата, спички, тряпье и
др.). Негабаритными (длинномерными) называют грузы, которые по своим размерам выходят за пределы габарита подвижного состава.


К третьей группе относят особорежимные грузы, т.е. грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специаль­ных правил. К ним относят опасные и скоропортящиеся грузы, а также живой скот и сырые животные продукты.

Порядок перевозки, перегрузки и хранения опасных и скоро­портящихся грузов регламентируется тарифными руководствами и действующими правилами и инструкциями, издаваемыми транс­портными министерствами и ведомствами. Опасные грузы пере­возят в таре, соответствующей стандартам и ведомственным тех­ническим условиям.

Большое значение для транспортной характеристики груза имеют его линейные размеры, показатели объема и массы. Учет их при выборе типа подвижного состава позволяет правильно ре­шать задачу полного использования вместимости транспортных средств.

К линейным размерам относятся: длина, ширина, высота, диаметр d. В некоторых государствах, кроме метрических единиц, используют фут (304,8 мм), регистровую тонну (2,83 м3) и др.

Перевозимый груз состоит из собственно груза и тары. Пол­ная масса груза и тары называется массой брутто, чистая мас­сой нетто. На железной дороге в массу брутто входит и масса подвижного состава.

Общее количество грузов, которое можно разместить на под­вижном составе, устанавливают по их плотности ,и удельному объему. Удельный объем — это объем, который занимает 1 т гру­за на подвижном составе, например, свинец в слитках — 0,2 м3/т. Плотность (объемная масса) груза в эксплуатационной практике является вспомогательной величиной; она выражается в кило­граммах (или тоннах) на кубический метр,

В практике Часто объемной массой насыпных и навалочных грузов называют насыпную массу груза, т.е. массу единицы объ­ема груза, способа его хранения и укладки. Стандартная насып­ная масса .определяется взвешиванием груза, насыпанного в мерный ящик размером 1000 х 1000 х 1000 мм.
Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, одинаковую для всех ви­дов транспорта.
Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, над­писи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанав­ливающие порядок их учета и меры по сохранности при транс­портировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была ясно видна и сохранялась до конца перевозки. Различают марки­ровку товарную, отправительскую, специальную и транспортную.

Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТа и другие необходимые сведения о товаре.

Отправительская маркировка содержит номер места (в чис­лителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправите­ля и получателя, пункт отправления и назначения.

Специальная (предупредительная) маркировка указывает спо­соб хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузо­вых операций. На опасные грузы наносят дополнительную мар­кировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов. Существуют специальные маркировочные знаки.
Транспортно-экспедиторские операции организациями выпол­няются согласно договора. Договор на экспедиторское обслуживание заключается в письменной форме.

Современным методом организации доставки товаров явля­ется построение и использование провайдерами логистики ин­термодальных систем (транспортных коридоров). Это связано с тем, что большинство грузов идет в смешанном сообщении с уча­стием различных видов транспорта. Для того, чтобы успешно организовать и осуществить их движение по варианту «от двери до двери», требуется наличие специальной компании, которая взя­ла бы на себя вопросы общей организации всего процесса дос­тавки, обеспечила выписку сквозной документации, котировку сквозной ставки тарифа. Подобные компании, оказывающие кли­ентуре указанный спектр услуг в рамках осуществления достав­ки товаров, получили название операторов смешанных перевозок.
Грузы, следующие в смешанном сообщении, в практике раз­витых стран, в основном перевозятся по интегрированным транспортно-технрлогическим системам, при которых работа всех ви­дов транспорта жестко взаимосвязана, погрузочно-разгрузочные работы практически автоматизированы, в организации процесса доставки широко используется вычислительная техника. Подоб­ные интегрированные системы получили свое первоначальное развитие на Североамериканском континенте, где стали назы­ваться «интермодальными системами», а перевозки по назван­ным системам — «интермодальными перевозками».

Компании — провайдеры логистики, осуществляющие дос­тавку товаров по интегрированным транспортно-технологическим системам, получили название операторов, интермодальных пе­ревозок или интермодальных систем.

Ни международное регулирование, ни внутренние законода­тельные акты стран мира не дают указания на то, какая кон­кретная организация может или должна быть оператором ин­термодальных перевозок. В практике мирового хозяйства чаще всего операторами инремодальных перевозок (транспортных ко­ридоров) являются экспедиторские компании, реже — морские компании или объединения компаний (морские консорциумы), еще реже — железнодорожные предприятия. Но в любом случае эту роль исполняют компании, связанные с доставкой товаров, с организацией и осуществлением перевозок.

Основным юридическим документом, регулирующим меж­дународные смешанные перевозки, в том числе и по интегриро­ванным транспортно-технологаческим системам, является «Кон­венция ООН о международных смешанных перевозках» 1980 г. Она создала правовую базу для организации и осуществления международных смешанных перевозок, в том числе и на новой интегрированной технологической основе (интермодальные пе­ревозки). Что касается внутренних смешанных перевозок, то это прерогатива национального законодательства стран. В России эти перевозки регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ, Уставом железных дорог РФ, Уставом внутреннего водного транспорта РФ, Уставом автомобильного транспорта РФ и Гра­жданским кодексом РФ.
Основные документы, регламентирующие правила перевозок, и транспортная документация
Законодательные документы, регламентирующие условия и правила транспортных перевозок, определяют обязанности, права и ответственность, транспортных организаций, предприятий, учреждений и граждан, пользующихся транспортом, регламен­тируют порядок составления и выполнения плана и основные условия перевозок грузов, багажа и почты, а также взаимоотно­шения транспортных организаций между собой и потребителя­ми продукции.

В уставах содержатся все важнейшие, требования к хозяйству, предназначенному для выполнения грузовых и коммерческие операций и для обслуживания пассажиров. Они содержат требо­вания, направленные на улучшение использования подвижного состава и обеспечение сохранности перевозимых грузов.

В уставах изложены основные положения о перевозках гру­зов, пассажиров и багажа, конкретные условия (подготовка отдельных видов грузов и подвижного состава к перевозке, спосо­бы погрузки и крепления грузов, обслуживание в пути и др.), а порядок выполнения коммерческих операций изложен в Правилах перевозок грузов.

При перевозке. грузов заключается договор перевозки, пред­ставляющий собой соглашение, по которому перевозчик прини­мает на себя обязательство, перевезти обусловленный груз своими средствами от места отправления до места назначения в уста­новленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

На различных видах транспорта договор на перевозку грузов имеет различное содержание и свои особенности.

Так, договором перевозки на железнодорожном транспорте является накладная, которая оформляется отправителем груза. Оформленная накладная принимает форму и силу договора пе­ревозки, заключаемого между отправителем и железной дорогой.

В линейном судоходстве, а также в каботаже договором мор­ской перевозки является коносамент, который одновременно слу­жит распиской перевозчика в получении груза.

В заграничном плавании, при нелинейных формах судоход­ства, договор морской перевозки оформляется чартером.



Когда договор морской перевозки оформляется чартером, ко­носамент служит подтверждением (распиской) приема груза. При перевозках грузов в прямом водном и прямом смешанном железнодррожно-водном сообщениях договор .морской перевозки оформляется накладной (дорожной ведомостью). Накладными также оформляется буксировка плотов и других плавучих объек­тов, а также нефтеналивных грузов в Каспийском бассейне.
На внутреннем водном транспорте перед открытием навига­ции заключают с грузоотправителем навигационные договоры на перевозку и буксировку плотов.

Навигационными договорами обусловливаются: объем пере­возки грузов или буксировки плотов, которые должны строго со­ответствовать объему перевозок.

Для автотранспортных организаций установлен типовой до­говор на перевозку грузов.

При перевозке груза на каждом виде транспорта используется транспортная документация. Так, Уставом железных дорог опре­делено, что отправитель, предъявляя груз к перевозке, предостав­ляет станции отправления на каждую отправку накладную, кото­рая является основным перевозочным документом.

Комплект состоит из четырех документов: накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитан­ции о приеме груза. Поэтому при предъявлении груза к пере­возке отправитель должен заполнить все четыре документа от­четливо (без подчисток и помарок).

В накладной на лицевой стороне отправитель указывает стан­цию и дорогу назначения, наименование отправителя и получа­теля, почтовые адреса, число мест, род упаковки, техническую норму загрузки вагона и данные о вагоне (при погрузке средст­вами отправителя), массу груза.

Эти же данные заносят в дорожную ведомость, корешок дорож­ной ведомости и квитанцию о приеме груза.

На оборотной стороне накладной ставят календарные штем­пели о времени приема груза к перевозке; выгрузки груза же­лезной дорогой или подачи под выгрузку средствами получате­ля; оформление выдачи груза. В графе «Груз размещен и закре­плен согласно главным техническим условиям правильно» отпра­витель подтверждает правильность погрузки и крепления грузов. Кроме того, заполняют особые заявления и отметки отправителя, железной дороги, отметки о выдаче груза.

В перечисленных документах указывают и другие сведения, которые требует каждый из документов.

После оформления транспортной документации отправитель получает квитанцию о приеме груза к перевозке. Квитанция — важный юридический документ, свидетельствующий о приеме железной дорогой груза от отправителя. С грузом до станции назначения следуют накладная и дорожная ведомость. В дорож ной ведомости получатель расписывается в получении груза, а по накладной получает груз.

Корешок дорожной ведомости остается на станции отправ­ления и служит основным документом для учета и отчетности о выполнении плана перевозок.

Вагонный лист — один из трех перевозочных документов (кроме накладной и дорожной ведомости). Составляют его на каждый загруженный вагон. Если накладная — это договор, пе­ревозки, а дорожная ведомость — документ, сопровождающий груз в пути следования, то вагонный лист необходим для оценки работы железнодорожного транспорта.

Для перевозки груза в прямом смещенном сообщении используется накладная (Приложение 5), а для оценки выполне­ния перевозок — учетная карточка (Приложение 6). Если обна­ружены неисправности вагона или признаки порчи, поврежде­ния, недостачи грузов, составляют коммерческий акт (Приложе­ние 7) или акт общей формы (Приложение 8).

Документация при перевозке морским транспортом. При пе­ревозке морем в межпортовом сообщении первичным докумен­том является погрузочный ордер. В прямом водном или смешан­ном сообщений вместо погрузочного ордера отправитель запол­няет накладную.

Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком грузоот­правителю при перевозке грузов Морским путем. Коносаменты бывают именные, составленные на имя определенного получате­ля, ордерные, предъявительные по предъявлению коносамента.

Документация при перевозке речным транспортом. Одновре­менно с предъявлением груза к перевозке или плота (судна) к бук­сировке грузоотправитель обязан передать порту (пристани) от­правления накладную.

Накладная — основной документ, сопровождающий перевозимый груз или буксируемый плот (судно) на всем пути следо­вания до места назначения.

Существуют различные формы накладных; для пе­ревозки сухогрузов; для перевозки грузов в универсальных кон­тейнерах; для буксировки плотов и судов; для смешанного со­общения и для перевозки нефтепродуктов.

Документация при перевозке грузов автомобильным транспор­том. Водителю грузового автомобиля при выпуске автомобиля на линию выдается путевой лист, который является основным пер­вичным документом учета работы. Он выдается водителю, как правило, только на один день, смену и должен быть возвращен по окончании работы.

Перевозки грузов товарного характера должны производиться при обязательном оформлении товарно-транспортного докумен­та — накладной. Товарно-транспортная накладная служит основа­нием для расчетов заказчика с автотранспортной организацией.

Документом для перевозки грузов на воздушном транспорте является авианакладная.


Транспортные тарифы

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организация­ми, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тари­фы включают в себя:



  • плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

  • сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой
    грузов;

  • правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должны обеспечивать:

  • транспортному предприятию — возмещение эксплуатацион­ных расходов и возможность получения прибыли;

  • покупателю транспортных услуг — возможность покрытия
    транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

На железнодорожном, транспорте для определения стоимос­ти перевозки грузов используют общие, исключительные, льгот­ные и местные тарифы.



Общие тарифы — это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исклю­чительными тарифами называются тарифы, которые устанавлива­ются с отклонением от общих тарифов в виде специальных над­бавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке гру­зов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за пере­возку грузов и ставки различных сборов, действующие в преде­лах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

  • сдельные на перевозку грузов;

  • на повременное пользование грузовыми автомобилями;

  • за перегон подвижного состава;

  • договорные и др.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказыва­ют влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объёмный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница