Является изучение совокупности вопросов, связанных с организацией системы внутреннего контроля в коммерческих банках




Скачать 357.22 Kb.
Дата09.05.2016
Размер357.22 Kb.

Тема № 2. Организация внутреннего контроля в банках


Цель

Целью подготовки студентов по теме является изучение совокупности вопросов, связанных с организацией системы внутреннего контроля в коммерческих банках.



Задачи

Ознакомить студентов с:

  • нормативными документами, регулирующими порядок организации системы внутреннего контроля в банках;

  • принципами создания системы внутреннего контроля в банках;

  • целями и задачами системы внутреннего контроля в банках.

Обучить студентов:

  • порядку создания службы внутреннего контроля в банках;

  • основным функциям и задачам службы внутреннего контроля;

  • основным способам осуществления проверок службой внутреннего контроля.

Оглавление


Тема № 2. Организация внутреннего контроля в банках 1

Оглавление 1

2.1. Система внутреннего контроля в банках 1

2.2. Организация внутреннего контроля в банках 3

Выводы 13

Вопросы для самопроверки 13

Библиография 14




2.1. Система внутреннего контроля в банках


В системе банковского управления контроль подразделяется на внешний, осуществляемый извне, и внутренний, реализуемый самими банками в процессе управления.

Необходимость внешнего контроля обусловливается наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков, который предполагает применение специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности, включая контроль за соблюдением этих правил.

Внешний контроль осуществляется, как правило, лишь в форме последующего контроля.

Особое место в системе внутреннего контроля принадлежит внутреннему аудиту банка. Внутренний аудит является важнейшей составной частью системы контроля в банках.

Одной из самых известных организаций банковского надзора является комитет (местонахождение его постоянного Секретариата находится в г. Базеле, Швейцария). В состав комитета входят представители двенадцати развитых стран мира (членами комитета являются высшие должностные лица центральных банков).

Первоначально деятельность Базельского комитета была направлена на реализацию системы «раннего предупреждения» в практике банковского надзора. Впоследствии комитет стал заниматься разработкой практических рекомендаций по совершенствованию мер эффективного надзора за банками. Позднее комитет стал разрабатывать стандарты банковской деятельности. Большое внимание Базельским комитетом уделяется вопросам организации внутреннего контроля в банках.



Одной из известных международных практик в области построения внутреннего контроля является модель COSO , разработанная в США. Согласно данной модели выделяют следующие элементы внутреннего контроля:

  1. Среда внутреннего контроля;

  2. Выявление рисков и целей контроля;

  3. Информация и информирование;

  4. Процедуры внутреннего контроля;

  5. Мониторинг и корректировка.

Среда внутреннего контроля включает:

  • Повышение осведомленности сотрудников об управлении рисками в системе контроля;

  • Система внутреннего контроля – часть корпоративной культуры;

  • Организационная структура способствует снижению рисков.

Выявление рисков и целей контроля:

  • Своевременное выявление рисков;

  • Непрерывный процесс оценки рисков;

  • Распределение полномочий по управлению рисками и установление четких целей контроля.

Информация и информирование:

  • Основные риски можно контролировать посредством утверждения ключевых показателей деятельности;

  • Система управленческой информации обеспечивает получение своевременной, достоверной и адекватной информации по рискам;

  • Контрольная информация передается заранее определенным получателям из числа руководства.

Процедуры внутреннего контроля включают:

  • Процедуры, обеспечивающие полный и точный учет операций;

  • Лимиты на проведение операций снижают уровень принимаемых рисков;

  • Эффективный надзор за процедурами внутреннего контроля;

  • Процедуры, обеспечивающие соблюдение требований законодательных и нормативных актов;

  • Процедуры, обеспечивающие надежность обработки данных и целостность информации.

Мониторинг и корректировка:

  • Процесс непрерывного контроля встроен в операции;

  • Выявление изменений внешних и внутренних условий деятельности, требующих соответствующих изменений в процедурах внутреннего контроля;

  • Формальные процедуры выявления недостатков и осуществления корректировок.

Таким образом, учитывая данные элементы, модель внутреннего контроля включает:

  • Внутренняя среда – формирует корпоративную культуру организации, которая оказывает влияние на сознание сотрудников;

  • Выявление, оценка и выбор метода управления риском – все организации сталкиваются с различными внешними и внутренними рисками, которые должны оцениваться как на уровне всей организации, так и на уровне каждого вида деятельности и процесса;

  • Процедуры контроля – процедуры, которые способствуют выполнению директив руководства организации;

  • Передача информации – любая релевантная информация должна идентифицироваться и распространяться внутри организации в той форме и в те сроки, которые необходимы для поддержания всех элементов системы контроля;

  • Мониторинг – система внутреннего контроля должна постоянно отслеживаться на предмет оценки качества ее работы.

Акцент на управление рисками способствует достижению более высоких показателей деятельности.

Основная цель управления рисками заключается в обеспечении доверия со стороны заинтересованных сторон.

Уровень контроля может быть измерен посредством уровня риска в коммерческом банке. Общепринятой формулой является:

Присущий риск - Контроль = Остаточный риск

Уровень остаточного риска сравнивается с оптимальным уровнем. Уровень остаточного риска выше оптимального является неприемлемым. Уровень остаточного риска ниже оптимального соответствует избыточному контролю.

Суждения об оптимальности уровня остаточного риска субъективны. На основании результатов оценки уровня остаточного риска ответственное лицо может решить либо скорректировать цели, либо изменить систему контроля, либо продолжать двигаться вперед.

В 2000г. и 2001г. Базельским комитетом были разработаны рекомендации «Внутренний аудит в кредитных организациях и отношения надзорных органов с внутренними и внешними аудиторами» и «Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов», которые используются банковским сообществом развитых стран при организации системы внутреннего контроля и работы служб внутреннего контроля в кредитных организациях.


2.2. Организация внутреннего контроля в банках


Вопросы организации внутреннего контроля в кредитных организациях регулируются Федеральными законами, нормативными документами ЦБ РФ, нормативными документами Федеральной службы по финансовым рынкам.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 2 декабря 1990г. «О банках и банковской деятельности» кредитная организация «обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций». Также в статье 10 данного закона определена необходимость отражения в уставе кредитной организации сведений о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 10 июля 2002г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» «Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила организации внутреннего контроля».

В настоящее время в коммерческих банках действует Положение ЦБ РФ № 242-П от 16 декабря 2003г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». В данном положении:



  • Даны определения внутреннего контроля; системы внутреннего контроля; системы органов внутреннего контроля;

  • Определены основные направления, цели и задачи внутреннего контроля;

  • Определены принципы организации и функции службы внутреннего контроля;

  • Нормативно закреплены критерии оценки эффективности внутреннего контроля.

Внутренний контроль – деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленная на достижение следующих целей:

  • Обеспечение эффективной и результативной финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций, эффективного управления активами и пассивами, а также банковскими рисками.

Управление банковскими включает:

  • выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности;

  • постоянное наблюдение за банковскими рисками;

  • принятие мер по поддержанию определенного уровня банковских рисков.

  • Обеспечение достоверности полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской отчетности, а также информационной безопасности;

  • Обеспечение соблюдения нормативных и правовых актов, учредительных и внутрибанковских документов;

  • Обеспечение исключения кредитных организаций в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации доходов, полученных преступным путем.

Система внутреннего контроля – совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, учредительными и внутренними документами кредитной организации.

Система органов внутреннего контроля – определенная учредительными и внутренними документами кредитной организации совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения:


  1. Эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которым понимается:

    • выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;

    • постоянное наблюдение за банковскими рисками;

    • принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков.

  2. Достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности (защищенности интересов (целей) кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений).

  3. Соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

  4. Исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

В кредитных организациях банковской группы внутренний контроль осуществляется в соответствии с правилами, установленными Положением № 242-П для кредитной организации.

В целях управления банковскими рисками на консолидированной основе в целом по банковской группе организация внутреннего контроля в банковской группе предусматривает единство подходов к организации внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в банковскую группу.



Система органов внутреннего контроля

В соответствии со статьями 10 и 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях, а организационная структура кредитной организации в части распределения полномочий между членами совета директоров (наблюдательного совета) коллегиального исполнительного органа, определения полномочий единоличного исполнительного органа, полномочий, подотчетности и ответственности всех подразделений кредитной организации, служащих должна соответствовать характеру и масштабам проводимых операций.



Внутренний контроль должны осуществлять в соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами кредитной организации:

  1. органы управления кредитной организации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";

  2. ревизионная комиссия (ревизор);

  3. главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;

  4. руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации;

  5. подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, включая рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (письмо ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т);

  6. Ответственный сотрудник (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программ его осуществления и иных внутренних организационных мер в указанных целях, а также за организацию представления в уполномоченный орган по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сведений в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и нормативными документами Банка России;

  7. Иные структурные подразделения и ответственные сотрудники кредитной организации, к которым, в зависимости от характера и масштаба деятельности кредитной организации, могут относиться:

  • контролер профессионального участника рынка ценных бумаг – ответственный сотрудник или структурное подразделение, осуществляющее проверку соответствия деятельности кредитной организации, как профессионального участника рынка ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

  • ответственный сотрудник по правовым вопросам – сотрудник или структурное подразделение, отвечающее за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

Особенности организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг определяются иными нормативными правовыми актами.

Структурные подразделения (ответственные сотрудники), (за исключением ответственного сотрудника (структурного подразделения) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), могут быть включены в состав службы внутреннего контроля. В этом случае указанные структурные подразделения (ответственные сотрудники) не имеют права осуществлять функции службы внутреннего контроля по направлениям своей непосредственной деятельности, т.е. проверять работу контролера (подразделения внутреннего контроля) профессионального участника рынка ценных бумаг, ответственного сотрудника (структурного подразделения) по правовым вопросам.


Система внутреннего контроля


Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:

  • контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;

  • контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;

  • контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

  • контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;

  • осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации.

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков.

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками кредитная организация осуществляет на постоянной основе в порядке, установленном внутренними документами.

Оценка банковских рисков предусматривает выявление и анализ внутренних (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и внешних (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.) факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации.

Внутренними документами кредитной организации должен быть предусмотрен порядок информирования соответствующих руководителей о факторах, влияющих на повышение банковских рисков.

Оценка банковских рисков в кредитной организации должна проводиться на консолидированной основе с учетом всех организаций, являющихся по отношению к ней дочерними или зависимыми.

Контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок состоит в следующем:

Порядок распределения полномочий между подразделениями и служащими при совершении банковских операций и других сделок устанавливается внутренними документами кредитной организации и должен включать в том числе такие формы (способы) контроля, как:



  1. проверки, осуществляемые органами управления путем запроса отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений, разъяснений руководителей соответствующих подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;

  2. контроль, осуществляемый руководителями подразделений посредством проверки отчетов о работе подчиненных им служащих (на ежедневной или еженедельной или ежемесячной основе);

  3. материальный (физический) контроль, осуществляемый путем проверок ограничений доступа к материальным ценностям, пересчета материальных ценностей (денежной наличности, ценных бумаг в документарной форме и т.п.), разделения ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещений для хранения материальных ценностей;

  4. проверка соблюдения установленных лимитов на осуществление банковских операций и других сделок путем получения соответствующих отчетов и сверки с данными первичных документов;

  5. система согласования (утверждения) операций и сделок и распределения полномочий при совершении банковских операций и других сделок, превышающих установленные лимиты, предусматривающая своевременное информирование соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений) о таких операциях и сделках или сложившейся ситуации и их надлежащее отражение в бухгалтерском учете и отчетности;

  6. проверка соблюдения порядка совершения (процедур) банковских операций и других сделок, выверка счетов, информирование соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений) о выявленных нарушениях, ошибках и недостатках.

Кредитная организация должна обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов (противоречие между имущественными и иными интересами кредитной организации и ее служащих или клиентов, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для кредитной организации или ее клиентов и условия его возникновения, совершение преступлений и осуществление иных противоправных действий при совершении банковских операций и других сделок, а также предоставление одному и тому же подразделению или служащему права):

  • cовершать банковские операции и другие сделки и осуществлять их регистрацию и отражение в учете;

  • санкционировать выплату денежных средств и осуществлять (совершать) их фактическую выплату;

  • проводить операции по счетам клиентов кредитной организации и счетам, отражающим собственную финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации;

  • предоставлять консультационные и информационные услуги клиентам кредитной организации и совершать операции с теми же клиентами;

  • оценивать достоверность и полноту документов, представляемых при выдаче кредита, и осуществлять мониторинг финансового состояния заемщика;

  • совершать действия в любых других областях, где может возникнуть конфликт интересов.

Контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности.

Информация по направлениям деятельности кредитной организации должна быть своевременной, надежной, доступной и правильно оформленной. Информация состоит из сведений о деятельности кредитной организации и ее результатах, данных о соблюдении установленных требований нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации, а также из сведений о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Форма представления информации должна быть определена с учетом потребностей конкретного получателя (органы управления, подразделения, служащие кредитной организации).

Внутренний контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами состоит из общего контроля и программного контроля.

Общий контроль автоматизированных информационных систем предусматривает контроль компьютерных систем (контроль за главным компьютером, системой клиент-сервер и рабочими местами конечных пользователей и т.д.), проводимый с целью обеспечения бесперебойной и непрерывной работы.

Общий контроль состоит из осуществляемых кредитной организацией процедур резервирования (копирования) данных и процедур восстановления функций автоматизированных информационных систем, осуществления поддержки в течение времени использования автоматизированных информационных систем, включая определение правил приобретения, разработки и обслуживания (сопровождения) программного обеспечения, порядка осуществления контроля за безопасностью физического доступа.

Программный контроль осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных и т.п.).

Кредитная организация устанавливает правила управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от использования конфиденциальной информации в личных целях.

Мониторинг системы внутреннего контроля.


Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется на постоянной основе. Во внутренних документах кредитной организации должен быть определен порядок осуществления мониторинга системы внутреннего контроля (методики, правила, периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга и т.д.). Кредитная организация принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, в том числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации.

Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля.

Периодичность осуществления наблюдения за различными видами деятельности кредитной организации определяется исходя из связанных с ними банковских рисков, частоты и характера изменений, происходящих в направлениях деятельности кредитной организации.

Результаты рассмотрения документируются и доводятся до сведения соответствующих руководителей кредитной организации (ее подразделений).

Кредитная организация должна иметь разработанные планы действий на случай непредвиденных обстоятельств с использованием дублирующих (резервных) автоматизированных систем или устройств, включая восстановление критических для деятельности кредитной организации систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг. Внутренними документами должен быть определен порядок проверки этих планов в части их выполнимости в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств, а также перечень непредвиденных обстоятельств, в отношении которых разрабатываются планы действий.

Кредитная организация должна принять внутренние документы по основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля.



Внутренние документы (правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы в формах, принятых в международной банковской практике) могут приниматься кредитной организацией и по иным вопросам совершения банковских операций и других сделок. Сочетание вопросов в принимаемых кредитной организацией внутренних документах определяется ею самостоятельно с учетом условий деятельности, включая в том числе объем и характер операций, виды и уровень банковских рисков, иные обстоятельства.

Служба внутреннего контроля


Служба внутреннего контроля кредитной организации создается для осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления кредитной организации в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации.

Внутренний документ, регулирующий деятельность службы внутреннего контроля должен определять:

  • цели и сферу деятельности службы внутреннего контроля;

  • принципы (стандарты) и методы деятельности службы внутреннего контроля;

  • статус службы внутреннего контроля в организационной структуре кредитной организации, ее задачи, полномочия, права и обязанности, а также взаимоотношения с другими подразделениями кредитной организации, в том числе осуществляющими контрольные функции;

  • подчиненность и подотчетность руководителя службы внутреннего контроля;

  • обязанность руководителя службы внутреннего контроля информировать о выявляемых при проведении проверок нарушениях (недостатках) по вопросам, определяемым кредитной организацией, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный и коллегиальный исполнительный орган и руководителя структурного подразделения кредитной организации, в котором проводилась проверка;

  • обязанность руководителя и служащих службы внутреннего контроля информировать органы управления кредитной организации о всех случаях, которые препятствуют осуществлению службой внутреннего контроля своих функций;

  • порядок участия службы внутреннего контроля в разработке внутренних документов кредитной организации;

  • ответственность руководителя службы внутреннего контроля в случаях неинформирования или несвоевременного информирования по вопросам, определяемым кредитной организацией, совета директоров (наблюдательного совета), единоличного и коллегиального исполнительного органа.

Положение о службе внутреннего контроля утверждается советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации в соответствии со статьями 48 и 65 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статьей 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции:

  • проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля;

  • проверка полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками);

  • проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;

  • проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности;

  • проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России;

  • проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества кредитной организации;

  • оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций;

  • проверка соответствия внутренних документов кредитной организации нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг);

  • проверка процессов и процедур внутреннего контроля;

  • проверка систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения;

  • оценка работы службы управления персоналом кредитной организации;

  • другие вопросы, предусмотренные внутренними документами кредитной организации.

Кредитная организация обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций.

Постоянство деятельности службы внутреннего контроля означает, что служба внутреннего контроля кредитной организации должна действовать на постоянной основе.

Кредитная организация должна установить численный состав, структуру и техническую обеспеченность службы внутреннего контроля в соответствии с масштабами деятельности, характером совершаемых банковских операций и сделок.

Служба внутреннего контроля должна состоять из служащих, входящих в штат кредитной организации.

В кредитной организации, входящей в состав банковской группы, допускается передача отдельных функций службы внутреннего контроля службе внутреннего контроля другой кредитной организации, входящей в банковскую группу. Основанием для принятия решения о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля является отсутствие у кредитной организации специалистов по подлежащим контролю видам деятельности и невозможность или нецелесообразность найма таких специалистов на постоянной основе с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации. Перечень передаваемых функций, порядок взаимодействия и ответственность при осуществлении функций службы внутреннего контроля должны быть согласованы между кредитными организациями в письменной форме. При этом ответственность за эффективность осуществления переданных функций несет кредитная организация, принявшая решение о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля.

Сведения о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в состав банковской группы, содержащие перечень передаваемых функций, порядок взаимодействия и ответственность при осуществлении функций службы внутреннего контроля, представляются в территориальные учреждения Банка России по месту обслуживания каждой из указанных кредитных организаций, входящих в состав банковской группы, в составе Справки о внутреннем контроле в кредитной организации.


Независимость службы внутреннего контроля.


Кредитная организация обеспечивает независимость службы внутреннего контроля в соответствии с порядком, в котором должно быть установлено, что служба внутреннего контроля:

  • действует под непосредственным контролем совета директоров (наблюдательного совета);

  • не осуществляет деятельность, подвергаемую проверкам, за исключением случаев, предусмотренных Положением № 242-П;

  • по собственной инициативе докладывает совету директоров (наблюдательному совету) о вопросах, возникающих в ходе осуществления службой внутреннего контроля своих функций, и предложениях по их решению, а также раскрывает эту информацию единоличному и коллегиальному исполнительному органу кредитной организации;

  • подлежит независимой проверке аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом), если такая проверка предусмотрена уставом кредитной организации.

Во внутренних документах кредитной организации должно быть предусмотрено:

  • порядок утверждения положения о службе внутреннего контроля, годовых и текущих планов проверок, отчетов о выполнении планов проверок в соответствии со статьями 48 и 65 Федерального закона "Об акционерных обществах" и со статьей 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью";

  • подотчетность руководителя службы внутреннего контроля совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации;

  • подчиненность руководителя подразделения внутреннего контроля филиала кредитной организации (при наличии подразделения внутреннего контроля в филиале) или служащего филиала кредитной организации, выполняющего функции представителя службы внутреннего контроля кредитной организации в соответствующем филиале, руководителю службы внутреннего контроля кредитной организации;

  • право руководителя службы внутреннего контроля взаимодействовать с соответствующими руководителями кредитной организации (ее подразделений) для оперативного решения вопросов и порядок такого взаимодействия;

  • невозможность функционального подчинения руководителю (его заместителям) службы внутреннего контроля иных подразделений кредитной организации, а также совмещения служащими службы внутреннего контроля (включая руководителя и его заместителей) своей деятельности с деятельностью в других подразделениях кредитной организации;

  • участие службы внутреннего контроля в разработке внутренних документов кредитной организации.

Служба внутреннего контроля не вправе участвовать в совершении банковских операций и других сделок.

Руководитель и служащие службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми кредитная организация принимает банковские риски, либо визировать такие документы.



Беспристрастность службы внутреннего контроля.

Кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля.

Руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций.

Кредитная организация вправе устанавливать порядок перемещения (периодичность, обоснованность) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля на другие должности в кредитной организации в случае изменения характера и масштабов деятельности, появления новых видов или направлений деятельности и т.п.

Руководителем службы внутреннего контроля рекомендуется не назначать лицо, работающее по совместительству.

Профессиональная компетентность руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля.

Руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля должны владеть достаточными знаниями о банковской деятельности и методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей.

Кредитная организация укомплектовывает службу внутреннего контроля служащими, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки.

Кредитной организации рекомендуется устанавливать для руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля требования о наличии опыта руководства структурным подразделением кредитной организации, связанным с совершением банковских операций и других сделок.

Обучение (переподготовку) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля рекомендуется осуществлять на регулярной основе.

Создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций.

Служба внутреннего контроля обязана осуществлять проверки по всем направлениям деятельности кредитной организации. Объектом проверок является любое подразделение и служащий кредитной организации.

Основные способы (методы) осуществления проверок службой внутреннего контроля, которые следует использовать кредитной организации состоят в следующем:

Службой внутреннего контроля осуществляется контроль за эффективностью принятых подразделениями и органами управления по результатам проверок мер, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков, или документирование принятия руководством подразделения и органами управления решения о приемлемости выявленных рисков для кредитной организации.

Если, по мнению руководителя службы внутреннего контроля, руководство подразделения и органы управления взяли на себя риск, являющийся неприемлемым для кредитной организации, или принятые меры контроля неадекватны уровню риска, то руководитель службы внутреннего контроля обязан проинформировать совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации.

Кредитная организация должна установить порядок:



  • контроля (включая проведение повторных проверок) за принятием мер по устранению выявленных службой внутреннего контроля нарушений;

  • представления не реже одного раза в полгода службой внутреннего контроля информации о принятых мерах по выполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений совету директоров (наблюдательному совету), единоличному исполнительному органу (его заместителям) и (или) коллегиальному исполнительному органу.

Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля.

Для оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации Банком России кредитная организация представляет в территориальное учреждение Банка России Справку о внутреннем контроле в кредитной организации по форме и в сроки, предусмотренные Указанием Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".

В целях оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации территориальные учреждения Банка России в случае необходимости вправе запрашивать у кредитной организации дополнительную информацию по вопросам организации системы внутреннего контроля.

Кредитная организация в течение трех рабочих дней уведомляет территориальное учреждение Банка России о существенных изменениях в системе внутреннего контроля, в том числе о внесении изменений в положение о службе внутреннего контроля, о назначении на должность и освобождении от должности руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля.



При проведении проверок кредитных организаций может осуществляться проверка как системы внутреннего контроля в целом, так и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения:

  • соблюдения внутренних методик, программ, правил, порядков и процедур, а также установленных лимитов;

  • достоверности, полноты и объективности систем учета и отчетности, сбора, обработки и хранения иных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • надежности установленных и применяемых кредитной организацией отдельных способов (методов) контроля.

Основные вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля, по которым кредитная организация должна принять внутренние документы:

  1. Учет (учетная политика);

  2. Управление банковскими рисками;

  3. Кредитная и депозитная политика;

  4. Порядок осуществления кредитования связанных лиц;

  5. Открытие (закрытие) и ведение счетов и вкладов;

  6. Процентная политика;

  7. Осуществление расчетов (наличных, безналичных);

  8. Совершение операций с валютными ценностями;

  9. Осуществление валютного контроля;

  10. Совершение операций с ценными бумагами;

  11. Выдача банковских гарантий;

  12. Совершение кассовых операций, инкассация денежных средств и других ценностей;

  13. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

  14. Политика информационной безопасности.

Основные способы (методы) осуществления проверок службой внутреннего контроля:


Основными способами (методами) осуществления проверок службой внутреннего контроля являются:

  • финансовая проверка, цель которой состоит в оценке надежности учета и отчетности;

  • проверка соблюдения законодательства Российской Федерации (банковского, о рынке ценных бумаг, по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о налогах и сборах, др.) и иных актов регулирующих и надзорных органов, внутренних документов кредитной организации и установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур, целью которой является оценка качества и соответствия созданных в кредитной организации систем обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных актов;

  • операционная проверка, цель которой заключается в оценке качества и соответствия систем, процессов и процедур, анализе организационных структур и их достаточности для выполнения возложенных функций;

  • проверка качества управления, цель которой состоит в оценке качества подходов органов управления, подразделений и служащих кредитной организации к банковским рискам и методам контроля за ними в рамках поставленных целей кредитной организации.

Руководитель и служащие службы внутреннего контроля имеют право:

  • входить в помещения проверяемого подразделения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях, с соблюдением процедур доступа, определенных внутренними документами кредитной организации;

  • получать документы и копии с документов и иной информации, а также любых сведений, имеющихся в информационных системах кредитной организации, необходимых для осуществления контроля, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и требований кредитной организации по работе со сведениями ограниченного распространения;

  • привлекать при осуществлении проверок служащих кредитной организации и требовать от них обеспечения доступа к документам, иной информации, необходимой для проведения проверок.

План проведения проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля, должен включать график осуществления проверок и составляться исходя из принятой органами управления кредитной организации методологии оценки управления банковскими рисками, учитывающей изменения в системе внутреннего контроля и новые направления деятельности кредитной организации. При составлении графика осуществления проверок должна учитываться установленная в кредитной организации периодичность проведения проверок по направлениям деятельности структурных подразделений и кредитной организации в целом.

Планы работы службы внутреннего контроля разрабатываются службой внутреннего контроля, должны утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Планы работы службы внутреннего контроля могут согласовываться с единоличным или коллегиальным исполнительным органом.

Отчеты о выполнении планов проверок представляются службой внутреннего контроля не реже двух раз в год совету директоров (наблюдательному совету).

Программа проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля, предусматривает разработку отдельной программы проверки каждого направления (вопроса) деятельности кредитной организации.

Программа проверки должна содержать цели проверки и определять ключевые банковские риски и механизмы обеспечения полноты и эффективности контроля в проверяемом направлении банковской деятельности.

В рабочих документах проверок службы внутреннего контроля отражаются этапы проверки и выполненные проверочные процедуры, данные о рассмотренных документах и иной полученной в ходе проверки информации.

Отчеты и предложения по результатам проверок представляются службой внутреннего контроля совету директоров (наблюдательному совету), единоличному (его заместителям) или коллегиальному исполнительному органу, руководителям проверяемых структурных подразделений кредитной организации (филиала).

Отчеты должны содержать описание целей проверки, выполненных работ, выявленных нарушений, ошибок и недостатков в деятельности кредитной организации, которые могут создать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков или оказать влияние на финансовую устойчивость кредитной организации, и рекомендации службы внутреннего контроля по улучшению работы и устранению нарушений, ошибок и недостатков.


Выводы


В настоящее время развитию внутреннего контроля в банках уделяется большое внимание. Банком России определены основные вопросы осуществления внутреннего контроля в банках. Однако, коммерческие банки формально подходят к построению системы внутреннего контроля и организации службы внутреннего контроля.

Существенным недостатком организации внутреннего контроля в банках является излишняя направленность на контрольные процедуры, носящие последующий характер, а не на управление и предотвращение рисков банковской деятельности.

В некоторых банках реализована система внутреннего контроля, соответствующая современному уровню развития банковского бизнеса.

Одной из проблем создания эффективной системы внутреннего контроля в банках является нехватка профессиональных кадров в этом вопросе.



Поэтому, данная тема является очень важной и необходимой для изучения студентами.

Вопросы для самопроверки


  1. На достижение каких целей направлено создание внутреннего контроля в банке?

  2. В каком учредительном документе должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях?

  3. Какие органы банка должны осуществлять внутренний контроль?

  4. Каковы направления функционирования системы внутреннего контроля в банке?

  5. С какой целью в банках должна создаваться служба внутреннего контроля (СВК)? Кем утверждается Положение о СВК, основные вопросы, которые должно содержать данное Положение?

  6. Охарактеризуйте принципы, заложенные в основу организации СВК.

  7. Каковы основные функции СВК?

  8. Каковы основные способы осуществления проверок СВК?

  9. Перед кем подотчетна СВК в банке, какую отчетность и в какие сроки данная служба должна представлять?

  10. Входят ли сведения о СВК в состав критериев финансовой устойчивости банка, которые определяют возможность его вступления в систему страхования вкладов?

Библиография


  1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

  2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995г.

  3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998г.

  4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001г.

  5. Письмо Банка России «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов» № 59-Т от 13.05.2002г.

  6. Письмо Банка России «О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях» № 47-Т от 24.03.2005г.

  7. Письмо Банка России «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 99-Т от 13.07.2005г.

  8. Положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» № 242-П от 16.12.2003г.

  9. Указание Банка России «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» № 1379-У от 16.01.2004г.

  10. Указание Банка России «О типичных банковских рисках» № 70-Т от 23.06.2004г.

  11. Письмо Банка России «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» № 76-Т от 24.05.2005г.








База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница