Взаимосвязь между интеллектуальным капиталом и стоимостью компании




страница1/4
Дата04.05.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики
Кафедра финансового менеджмента

Допускаю к защите

Заведующий кафедрой


к.э.н.

доцент кафедры финансового менеджмента

Шакина Елена Анатольевна
«______» __________________20____

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ И СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ

Студент группы № Э-09-1

Панина Мария Павловна

________________________

подпись
Научный руководитель

к.э.н.,


доцент кафедры финансового менеджмента

Быкова Анна Андреевна

________________________

подпись
Пермь, 2013 г.


Оглавление


Глава 1. Теоретический обзор основных аспектов интеллектуального капитала 9

Глава 2. Оценка взаимосвязи между интеллектуальным капиталом и стоимостью компании 25

2.1. Формулировка и описание модели исследования 25

Заключение 56

Список использованной литературы 59


Введение



Мы живем в эпоху перемен, когда многое из того, что еще недавно казалось неопровержимым и единственно верным, подвергается сомнению, а то и вовсе заменяется новыми, более совершенными, современными подходами и понятиями. Долгое время важнейшими ресурсами фирмы было принято считать ее материальные ресурсы, а именно физические активы и капитал, которые традиционно играли важнейшую роль в создании конкурентного преимущества и стоимости компании. Однако уже в течение нескольких последних десятилетий динамически изменяющаяся среда диктует предпринимателям необходимость делать акцент и на нематериальных активах для получения преимуществ над конкурентами. Современные тенденции на рынке и в жизни в целом таковы, что главная ценность (и главное оружие) сегодня – это информация и знания. Информация сегодня имеет большее значение, нежели природные ресурсы, огромные здания, солидный счет в банке. Такие предприятия, как Microsoft и Toyota заняли лидерское положение на рынке не за счет своих денежных средств или материальных активов, а за счет эффективного использования своего интеллектуального капитала (Стюарт, 2007). Таким образом, в современных условиях становится практически невозможно создать ценность для собственников компании и достичь высоких результатов на рынке, игнорируя эту тенденцию. Только использование стратегий, отвечающих сегодняшним требованиям рынка, может обеспечить желаемый результат и эффективное использование всех имеющихся ресурсов и способностей компании. Поскольку, на сегодняшний день, нефинансовые показатели более точно, нежели финансовые и бухгалтерские инструменты, предсказывают будущие финансовые результаты компании, необходимость четкого понимания структуры нематериальных активов компании и их роли в создании ценности предприятия является как нельзя более актуальной для предпринимателя и инвестора (Гаранина, 2009).

Цель данной работы состоит в определении характера взаимосвязи между интеллектуальным капиталом компании и ее стоимостью. В рамках достижения поставленной цели будет решено несколько задач. Во-первых, будет определено понятие интеллектуального капитала компании, его место и роль в создании стоимости компании. Во-вторых, рассмотрены основные эмпирические методы оценки величины интеллектуального капитала, их плюсы и минусы, в-третьих, в рамках практической части работы будет оценен интеллектуальный капитал компаний Великобритании при помощи модели Calculated Intangible Value, и, наконец, выявлены отрасли народного хозяйства, в которых интеллектуальный капитал оказывает большее влияние на стоимость компании.

Изучению и разработке теории интеллектуального капитала посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов. Становление и оформление основ теории происходило на основе трудов неоклассиков, таких, как Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Л. Туроу, У. Боуэн., которые в свою очередь опирались на работы известных ученых классической школы политической экономии, а именно У. Пети, А. Смита, Д. Рикадро, К. Маркса. Классики определяли развитие созидательных способностей людей как главный источник создания богатства для страны. Первым понятие интеллектуального капитала ввел Дж. Гэлбрейт в 1969 г. Затем в 1991 г. Т. Стюарт несколько расширил это понятие и ввел его в широкий научный оборот. В своей статье "Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активом Америки" он определяет интеллектуальный капитал как сумму всех знаний и умений работников предприятия, способную принести компании конкурентное преимущество на рынке: «...патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал» (Stewart, 1991). Помимо Гэлбрейта и Стюарта изучением интеллектуального капитала и проблемы его измерения занимались такие зарубежные ученые, как У. Хадсон, Р. Кроуфорд, М. Мэлоун, Л. Эдвинсон, А. Брукинг, К. Свейби, Н. Бонтис, С. Алберт, К. Бредли, С. Сударсанам, А. Пулик, Дж. Сварт, Дж. Даум, П. Салливан и др. Большинство из них придерживалось схожих взглядов по этому вопросу. Так, например Л. Эдвинссон определял категорию интеллектуального капитала как знание, которое может быть конвертировано в стоимость (Эдвинссон, 2005). С. Алберт и К. Бредли отождествляли интеллектуальный капитал с «процессом превращения знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям» (Albert, Bradley, 1996). Дж. Даум в своей работе «Нематериальные активы» писал, что интеллектуальный капитал – это структурированное знание и способности, основанные на связях и обладающие потенциалом развития и создания стоимости (Daum, 2002). Помимо зарубежных авторов, свой вклад в развитие теории интеллектуального капитала внесли также отечественные ученые. Среди них можно отметить В. В. Наумова, В. Л. Макарова, С. М. Климова, В. Л. Иноземцева, Б. Б. Леонтьева, А. И. Колганова и других. Так, Б. Б. Леонтьев в своей книге «Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе» определяет интеллектуальный капитал как стоимость суммы имеющихся у компании интеллектуальных активов, в том числе интеллектуальную собственность, природные и приобретенные навыки и умения сотрудников, базы знаний и полезные отношения с другими субъектами (Леонтьев, 2002). В то время как, например, В. Л. Иноземцев под интеллектуальным капиталом понимает некий «коллективный мозг, аккумулирующий научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и информационную структуру, информационные сети и имидж фирмы» (Иноземцев, 1995, с. 340). Однако, несмотря на обилие научных работ, посвященных интеллектуальному капиталу, интерес к этой теме не ослабевает, а лишь усиливается со временем.

Вопрос взаимосвязи интеллектуального капитала и стоимости компании исследовали такие ученые-экономисты, как Л. Эдвинссон, М. Мэлоун, Д. Бэлл, Э. Брукинг, Т. Стюарт, А. Пулик и другие. Эдвинссон и Мэлоун в своей статье Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Brainpower” определяли интеллектуальный капитал как знание, которое может быть обращено в стоимость. Ученые также предложили ряд количественных методов оценки интеллектуального капитала, однако, например, в контексте российской экономики эти методы едва ли могут быть использованы на практике. Российские ученые так же занимаются разработкой данной проблемы, в том числе с учетом российской специфики. Среди них можно отметить Т.А. Гаранину, А.В. Бухвалова, Д.Л. Волкова, В.В. Наумова, В.Л. Макарова, В.Л. Иноземцева и других.

В последние десятилетия интерес к роли нематериальных активов в создании стоимости компании значительно вырос. Все больше исследований показывают, что сегодня нематериальные активы влияют на стоимость компании и ее акций сильнее, нежели материальные. Более того, необходимость значительных инвестиций в материальные активы компании как таковая все чаще оспаривается, когда исследователи, например К. Дэниэл и С. Титман (2006) доказывают отсутствие значимой корреляции между будущими доходами компании и информацией об ее существующих материальных активах. Здесь следует вспомнить, что в финансовой теории стоимость любого актива зависит от денежных потоков, которые он будет генерировать в будущем. В то же время, исследовательские работы других экономистов свидетельствуют о необходимости инвестиций в нематериальные активы. Например, Б. Лев и Т. Сугианнис (Lev, Sougiannis, 1996, p.107-138) демонстрируют важность вложений в НИОКР для доходности акций компании. Кроме того, М. Е. Барт и др. (Barth et al., 2003) в своей работе выявили строгую корреляционную зависимость между стоимостью бренда и стоимостью акций компании, в то время как Б. Х. Холл и др. (Hall et al., 2006) выявили положительную взаимосвязь между числом патентов, которыми владеет компания, и ее рыночной стоимостью.

Современные экономисты разрабатывают новые подходы к оценке нематериальных активов и определению их роли в процессе создания стоимости компании. Вероятно, одним из наиболее популярных способов решения проблемы сокрытия истинной стоимости нематериальных активов в финансовой отчетности на сегодняшний день является объединение бухгалтерской информации прошлых периодов и прогнозов будущих результатов деятельности компании в процессе измерения.

Тем не менее, эмпирические исследования интеллектуального капитала и его влияния на различные показатели по-прежнему довольно разрознены. Ощущается серьезный недостаток фундаментальных работ, обобщающих существующие знания о нематериальных активах и их влиянии на разнообразные показатели. А также работ, сравнивающих методы оценки и измерения интеллектуального капитала и выявляющих их состоятельность и применимость на практике. Существующие подходы к измерению не позволяют использовать один универсальный метод измерения или оценки для разных целей.

Наиболее важным вкладом в решение данной проблемы можно назвать несколько моделей, разработанных за последние 20 лет А. Пуликом (2000) (VAIC), Т. Стюартом (1997) (CIV), Б. Левом (2001, 2003) (IDE) и К. Коррадо, Ч. Халтеном и Д. Сичелом (Corrado et al., 2004) (CHS). Хотя нельзя утверждать, что какая-либо из этих моделей на сегодняшний день является общепринятой, можно с уверенностью говорить об относительной популярности этих методов среди исследователей. Очевидно, что каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, однако их популярность в научной среде и частота использования в исследованиях в большей степени связаны с доступностью данных, необходимых для их реализации, которые могут быть легко получены с официальных сайтов компаний. Кроме того, использование известных методов при проведении исследования позволяет сопоставлять результаты эмпирических оценок разных исследователей на разных выборках и в долгосрочной перспективе вносит неоценимый вклад в создание общего свода знаний о природе интеллектуального капитала и его взаимосвязи с другими экономическими и бухгалтерскими величинами.



Объектом настоящего исследования является интеллектуальный капитал компаний Великобритании. Предметом исследования является характер взаимосвязи между интеллектуальным капиталом компании и ее стоимостью. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, сформулированы цель и задачи исследования, а также кратко описана степень научной разработанности темы. Первая глава раскрывает понятие интеллектуального капитала, его роль в создании стоимости фирмы, а также основные методы его измерения. Вторая глава носит практический характер и представляет собой анализ собранных данных, оценку интеллектуального капитала компаний с помощью выбранного метода измерения, а также выявление отраслей, в которых интеллектуальный капитал оказывает большее влияние на стоимость компании, при помощи регрессионного анализа. Источником информации для написания данной работы послужила базовая учебная литература, статьи и обзоры в различных изданиях, посвященных тематике исследования, а так же справочная литература и прочие актуальные источники информации.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница