Введение првдмет философии науки




страница1/30
Дата10.05.2016
Размер5.8 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

ВВЕДЕНИЕ

ПРВДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологи­ческий прогресс XX в., приведший в развитых странах Запада и Во­стока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производ­ства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.

Наука оказывает огромное влияние на формирование личности. Через систему образования, которое ориентировано прежде всего на усвоение научных знаний, она создает особыйй тип человеческого со­знания. Мировоззренческие образы природы, общества, человечес­кой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под вли­янием представлений научной картины мира, с которыми мы знакомимся в процессе обучения математике, естественным и соци­ально-гуманитарным наукам. Но этим не исчерпывается воздействие науки на сознание людей. Образцы научного рассуждения активно влияют на логику нашего мышления, утверждая особый тип аргумен­тации и обоснования знаний. Это обстоятельство было выявлено пси­хологами и культурологами при сравнительном анализе сознания лю­дей, воспитанных в разных культурных традициях.

Так, в 30-е гг. XX в. в исследованиях известного психолога А. Р. Лурия, которые проводились в рамках научной экспедиции в Среднюю Азию, было установлено, что большинство представителей традицио­налистских групп, незнакомых с наукой, испытывали большие за­труднения при решении задач, требующих формального рассуждения по схеме силлогизма. Например, спрашивалось: «Берлин — город Гер-


Введение 6

мании, в Германии нет верблюдов, есть ли в Берлине верблюды?» Со­гласно правилам логики, правильный ответ должен быть отрицатель­ным («нет»). Но большинство испытуемых — жителей кишлаков отве­чали: «Наверное, есть». Обосновывали они свой ответ тем, что если Берлин большой город, то в него мог прийти туркмен или таджик с верблюдом. В их сознании доминировала логика ситуативного прак­тического рассуждения, которое предполагает постоянный контроль со стороны обыденного опыта и не выходит за рамки этого опыта. По­казательно, что молодые люди в тех же кишлаках, которые прошли курс школьного обучения элементарной математике и началам естес­твенных наук, относительно легко решали подобные задачи.

Позднее по методике А.Р. Лурия американские психологи М. Коул и С. Скрибнер провели исследования традиционалистских групп в Либерии и получили подобные результаты1. Мы чаще всего даже не представляем, что и опосредованно, через предметный мир, овещест­вляющий научные знания, и непосредственно, через усвоение этих знаний, наука особым способом развивает наше мышление.

Разумеется, отсюда не следует, что познавательная деятельность человека сводится к науке. Мы познаем мир в разных формах. Суще­ствует не только научное, но и обыденное познание, философское, художественное (высшим воплощением которого является искус­ство), а также религиозно-мифологическое освоение мира. Наука, как особый вид познавательной деятельности, взаимодействует с дру­гими формами этой деятельности. Это взаимодействие проявляется и в самом процессе научных открытий, и в процедурах их включения в культуру, и, наконец, во влиянии науки на все другие формы челове­ческого познания.

По мере своего развития научное знание дифференцируется. Фор­мируются новые научные дисциплины, которые оказывают воздей­ствие на ранее сложившиеся науки, возникают интегративные связи между науками и междисциплинарные исследования.

Новое знание является результатом как внутридисциплинарных, так и междисциплинарных взаимодействий. Философия науки изуча­ет их общие характеристики. Она ставит своей целью выявить особен­ности научного познания, его структуру, проанализировать познава­тельные процедуры и методы, обеспечивающие порождение нового знания.

Рассматривая науку как деятельность, направленную на производ­ство нового знания, важно принять во внимание историческую измен-


Предмет философии науки 7

чивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать исто­ризм науки. В процессе ее развития не только происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представле­ния о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной де­ятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и коопера­ции научного труда и т.п.

Даже беглое сравнение современной науки и науки предшествую­щих эпох обнаруживает разительные перемены. Ученый классичес­кой эпохи (от XVII до начала XX в.), допустим, И. Ньютон или Дж. Максвелл, вряд ли бы принял идеи и методы квантово-механического описания, поскольку он считал недопустимым включать в тео­ретическое описание и объяснение ссылки на наблюдателя и средства наблюдения. Такие ссылки воспринимались бы в классическую эпоху как отказ от идеала объективности. Но Н. Бор и В. Гейзенберг — одни из творцов квантовой механики, — напротив, доказывали, что имен­но такой способ теоретического описания микромира гарантирует объективность знания о новой реальности. Иная эпоха — иные идеа­лы научности.

В наше время изменился и сам характер научной деятельности по сравнению с исследованиями классической эпохи. На место науки уз­ких сообществ ученых пришла современная «большая наука» с ее по­чти производственным применением сложных и дорогостоящих при­борных комплексов (типа крупных телескопов, современных систем разделения химических элементов, ускорителей элементарных час­тиц), с резким увеличением количества людей, занятых в научной де­ятельности и обслуживающих ее; с крупными объединениями специ­алистов разного профиля, целенаправленным государственным финансированием научных программ и т.п.

Меняются от эпохи к эпохе и функции науки в жизни общества, ее место в культуре и взаимодействие с другими областями культурного творчества. Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззрен­ческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, осно­ванного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как не­что само собой разумеющееся.

8

Введение



Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяю­щееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культур­но-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию — становится производительной силой общества. В XX в. наука начинает все активнее проникать в различные сферы управле­ния социальными процессами, выступая основой квалифицирован­ных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соеди­няясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу2. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.

Но если меняются сами стратегии научной деятельности и ее соци­альные функции, то возникают новые вопросы. Будет ли и дальше ме­няться облик науки и ее функции в жизни общества? Всегда ли научная рациональность занимала приоритетное место в шкале ценностей или это характерно только для определенного типа культуры и определен­ных цивилизаций? Возможна ли утрата наукой своего прежнего ценно­стного статуса и своих прежних социальных функций? И наконец, ка­кие изменения можно ожидать в системе самой научной деятельности и в ее взаимодействии с другими сферами культуры на очередном цивилизационном переломе, в связи с поисками человечеством путей вы­хода из современных глобальных кризисов?

Все эти вопросы выступают как формулировки проблем, обсужда­емых в современной философии науки. Учет этой проблематики по­зволяет уточнить понимание ее предмета. Предметом философии на­уки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их раз­витии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирова­ния нового научного знания и каковы механизмы воздействия социо­культурных факторов на этот процесс.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного позна­ния, философия науки должна опираться на материал истории раз­личных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем истори-

Предмет философии науки 9

ческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Философия науки всегда обращалась к анализу структуры и дина­мики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявле­ние общих закономерностей их развития.

Долгое время в философии науки в качестве образца для исследо­вания структуры и динамики познания выбиралась математика. Од­нако здесь отсутствует ярко выраженный слой эмпирических знаний, и поэтому, анализируя математические тексты, трудно выявить те осо­бенности строения и функционирования теорий, которые относятся к их связям с опытом. Вот почему философия науки, особенно с кон­ца XIX в., все больше ориентируется на анализ естественнонаучного знания, которое содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис.

Представления и модели динамики науки, выработанные на этом историческом материале, могут потребовать корректировки при пере­носе их на другие науки. Но развитие познания именно так и проис­ходит: представления, выработанные и апробированные на одном ма­териале, затем переносятся на другую область и видоизменяются, если будет обнаружено их несоответствие новому материалу.

Часто можно встретить утверждение, что представления о разви­тии знаний, полученные при анализе естественных наук, нельзя пере­носить на область социального познания.

Основанием для таких запретов служит проведенное еще в XIX в. различение наук о природе и наук о духе. Но при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что познание в социально-гуманитарных науках, с одной стороны, и науках о природе, с другой, имеет не только специфические, но и общие черты именно потому, что это на­учное познание. Их различие коренится в специфике предметной об­ласти. В социально-гуманитарных науках предмет включает в себя человека, его сознание и часто выступает как текст, имеющий чело­веческий смысл. Фиксация такого предмета и его изучение требуют особых методов и познавательных процедур. Однако при всей слож­ности предмета социально-гуманитарных наук установка на объек­тивное его изучение и поиск законов и закономерностей являются обязательными характеристиками научного подхода. Это обстоя­тельство не всегда принимается во внимание сторонниками «абсо­лютной специфики» социально-гуманитарного знания. Его противо-

Введение

поставление естественным наукам производится подчас некоррект­но. Социально-гуманитарное знание трактуется предельно расшири­тельно: в него включают философские эссе, публицистику, художес­твенную критику, художественную литературу и т.п. Но корректная постановка проблемы должна быть иной. Она требует четкого разли­чения понятий «социально-гуманитарное знание» и «научное соци­ально-гуманитарное знание». Первое включает в себя результаты на­учного исследования, но не сводится к ним, поскольку предполагает также иные, вненаучные формы творчества. Второе же ограничивает­ся только рамками научного исследования, которое в данном случае имеет, разумеется, свою специфику. Конечно, само это исследование не изолировано от иных сфер культуры, взаимодействует с ними, но это не основание для отождествления науки с иными, хотя и близко соприкасающимися с ней формами человеческого творчества.

Если исходить из сопоставления наук об обществе и человеке, с одной стороны, и наук о природе, с другой, то нужно признать нали­чие в их познавательных процедурах как общего, так и специфичес­кого содержания. Методологические схемы, развитые в одной облас­ти, могут схватывать некоторые общие черты строения и динамики познания в другой области, и тогда методология вполне может разви­вать свои концепции так, как это делается в любой другой сфере на­учного познания, в том числе и социально-гуманитарных науках. Она может переносить модели, разработанные в одной сфере позна­ния, на другую и затем корректировать их, адаптируя к специфике нового предмета.

При этом следует учитывать по меньшей мере два обстоятельства. Во-первых, философско-методологический анализ науки независимо оттого, ориентирован ли он на естествознание или на социально-гу­манитарные науки, сам принадлежит к сфере социально-историчес­кого познания. Даже тогда, когда философ и методолог имеют дело со специализированными текстами естествознания, предмет исследова­ния — это не физические поля, не элементарные частицы, не процес­сы развития организмов, а научное знание, его динамика, методы ис­следовательской деятельности, взятые в их историческом развитии. Понятно, что научное знание и его динамика являются не природ­ным, а социальным процессом, феноменом человеческой культуры, а поэтому его изучение выступает особым видом наук о духе.

Во-вторых, необходимо учитывать, что жесткая демаркация между науками о природе и науками о духе имела свои основания для науки

Предмет философии науки П_

в XIX в., но она во многом утрачивает силу применительно к науке по­следней трети XX в. Об этом будет сказано более подробно в дальней­шем изложении. Но предварительно зафиксируем, что в естествозна­нии наших дней все большую роль начинают играть исследования сложных развивающихся систем, которые обладают «синергетическими характеристиками» и включают в качестве своих компонентов человека и его деятельность. Методология исследования таких объек­тов сближает естественнонаучное познание и гуманитарное позна­ние, стирая жесткие границы между ними.

Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она высту­пает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии и на­уки прослеживается на протяжении всей истории. В древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав отдель­ные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных на­ук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, фи­лософия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой — она активно влия­ет в качестве мировоззренчески-методологической основы на про­цессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру.

Тематика философских проблем науки разрабатывалась в большинстве философских систем и особенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте), что создало предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой области философ­ского знания.

Такое оформление произошло на относительно поздних этапах развития науки и философии, в середине XIX в. (труды У. Уэвелла, Дж.Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера). В этот же период был приме­нен термин «философия науки». Он впервые был предложен немец­ким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу не удалось, а его работы вызвали множество критиче­ских замечаний (в том числе и со стороны марксистов: Ф. Энгельс да­же написал книгу «Анти-Дюринг»), но сам термин оказался продук­тивным. В последующем многие философы науки использовали этот термин, не связывая его с работами Дюринга.

В XX в. философия науки превратилась в специализированную об­ласть исследований, требующую не только собственно философских

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница