Вторая Министерская Конференция




Скачать 271.91 Kb.
Дата10.05.2016
Размер271.91 Kb.

Вторая Министерская Конференция


«О путях доставки наркотиков из Афганистана»
(«Париж 2 – Москва 1»)

Министерский Сегмент


(Москва, 28 июня 2006 года)


Выводы и рекомендации




1. Участники Министерского Сегмента приняли к сведению следующие выводы:


    1. В мае 2003 года в Париже участники Министерской Конференции о путях доствки наркотиков из Центральной Азии в Европу согласились с необходимостью укрепления и улучшения координации действий по охране границ и правоохранительной деятельности, а также с согласованным стратегическим подходом: Парижский Пакт. Этот подход был затем одобрен Саммитом Группы Восьми в Эвиане (июнь 2003 года) и Советом Безопасности ООН на консультациях по Афганистану (17 июня 2003 года).




    1. Летом 2003 года был запущен консультативный механизм, сотоящий из двух элементов и работающий на экспертном и политическом уровнях. Экспертные «Круглые Столы» определяют приоритетные меры для более успешного пограничного контроля, способы противодействия незаконному обороту и новые формы регионального и международного сотрудничества. Группа Политического Уровня затем рассматривает эти новые предложения. После утверждения новые меры осуществляются соответствующими Правительствами в тесном сотрудничестве с УНП ООН и всеми партнерами по Парижскому Пакту. За последние три года мероприятия в рамках Парижского Пакта охватили все три основных маршрута незаконной транспортировки наркотиков из Афганистана в Европу, а именно Южный маршрут через Пакистан, Иран и далее морским и воздушным транспортом, Западный маршрут через Иран, Турцию и Балканы, и Северный маршрут через Центральную Азию и Россию.




    1. Процесс Парижского Пакта способствовал выявлению ряда потребностей транзитных стран, в т.ч. стимулирование рабочих контактов в области противодействия незаконному обороту наркотиков; содействие национальным межведомственным координирующим органам; создание национальных органов по сбору информации о наркотиках и национальных механизмов по контролю наркотиков для законных медицинских целей, а также по контролю химических прекурсоров; улучшение качества работы национальных судебных лабораторий; развитие современных программ повышения квалификации и иных инициатив по повышению эффективности работы правоохранительных органов в целях противодействия незаконному обороту наркотиков; организация региональных встреч для содействия сотрудничеству в области котроля над наркотиками соседних стран; выработка современных подходов к профилактике злоупотребления наркотиками.




    1. Твердая политическая приверженность Президента Карзая бороться с угрозой преступности для его страны и усилия по повышению уничтожения посевов опийного мака Администрацией Афганистана приносят положительные результаты. Вместе с тем, многое зависит от уровня приверженности и практических действий на провинциальном уровне.




    1. В 2005 году 87 % всего незаконного опия было произведено в Афганистане. Опийный мак культивируется на 104,000 га, и производство составляет 4,000 тонн в год или приблизительно 400 тонн в героиновом эквиваленте – ошеломляющее количество, превосходящее потенциальное мировое потребление.




    1. Кроме того, в Афганистане процветает незаконная опийная экономика. Ее оценочная стоимость составляет 2.7 млрд долларов США, что составляет 52 % легальной экономики страны. Как и в прошлые годы, «львиная доля» (2.14 млрд долларов США) достается наркотрафикантам, в то же время общий суммарный доход выращивающих опийный мак (0.56 млрд долларов США) был сопоставим с 20 % объема афганской незаконной опийной экономики.




    1. Динамика опийной экономики в Афганистане привела к двум изменениям в тенденциях производства: значительное увеличение числа опиатов и рост обработки героина в Афганистане. В результате, транзитные страны столкнулись с качественно новой проблемой, поскольку наркозависимые лица стали употреблять героин, обостряя проблему злоупотребления в этих странах, а также с эпидемией ВИЧ.




    1. От 70 % до 90 % героина, обнаруженного в Европе было произведено в Афганистане или переработано в героин в процессе траспортировки афганского опия. Около полумиллиона человек вдоль маршрутов транспортировки наркотиков было вовлечено в торговлю афганскими опиатами на уровне от крупномасштабных преступных картелей до мелких индивидуальных групп. Оборот международной незаконной торговли афганскими опиатами оценивается в более 40 млрд долларов США ежегодно.




    1. Незаконный оборот афганских опиатов приобрел глобальные масштабы, в сущности, вовлекая тем или иным образом все страны. Последствия наиболее разрушительны для Афганистана и транзитных государств, в которых незаконный оборот наркотиков подрывает экономическое развитие и повышает угрозу превращения транзитных стран в потребителей в связи с колоссальными количествами проходящего через них афганского героина.


1.10. Поскольку афганские опиаты направляются в основном на прибыльные европейские рынки, это значительно способствует распространению наркопреступлений и злоупотребления в странах и регионах транзита и имеет серьезные последствия для их законной, политической, экономической и социальной стабильности, усугубляет проблемы, с которыми сталкивается большинство транзитных стран, в т.ч. институциональное ослабление, политическая нестабильность и коррупция. Связи между наркотрафикантами и местной организованной преступностью в странах транзита снижают уровень эффективности усилий правоохранительных органов, дестабилизируют процесс реформ и подкрепляют коррупцию, которая подрывает общественное доверие правительству.
1.11. Международные преступники, оперирующие вдоль машрутов наркотрафика пытаются проникать и оказывать влияние на слабую экономику и национальную политику стран и в некоторых случаях провоцируют националистические конфликты и этнические трения. Посредством доходов, полученных нелегальным путем, они способны разжигать сепаратистские настроения и вооруженные конфликты в странах транзита. Многие предметы торговли, в т.ч. огнестрельное оружие, обмениваются на наркотики в доль самых уязвимых маршрутов наркотрафика. Серьезной проблемой сегодня является возникшая взаимосвзяь между преступностью, терроризмом и наркоторговлей.


    1. Наркодельцы также пытаются использовать легальную торговлю для своих незаконных операций. Согласно Международной Ассоциации Портов и Гаваней, количество контейнерных перевозок увеличиться к 2012 году вдвое по сравнению с 1999 годом. В настоящее время более 220 миллионов морских контейнеров перемещаются по миру в год, причем примерно 90 % мировых грузоперевозок являются контейнерными. Имеются данные, подтверждающие что система мировой торговли также используется для контрабанды афганских наркотиков, сокрытых в коммерческих грузах. Кроме того, воздействие терроризма еще больше обостряет потенциальные риски использования контейнерных перевозок, а также важность обеспечения безопасности.




    1. Необходимо принять серьезные меры по борьбе с подрывающим воздействием афганских опиатов на транзитные страны и решением проблемы во всех ее проявлениях.




    1. Правительство Российской Федерации, в настоящее время председательствующее в Группе Восьми, провело 26-28 июня 2006 года Вторую Министерскую конференцию «О путях доставки наркотиков из Афганистана» («Париж 2 – Москва 1») в целях дальнейшего продвижения процесса Парижского Пакта и разработки и рекомендации эффективных антинаркотических мер.




    1. 26 и 27 июня делегаты трех рабочих групп рассмотрели следующие вопросы:




  1. Пограничный контроль. Оборот наркотиков и прекурсоров.

  2. Региональное и международное сотрудничество

  3. Вопросы здравоохранения и Социальные проблемы

и сформулировали ряд конкретных рекомендаций. Эти рекомендации изложены ниже для внимания и возможного принятия Министерским Сегментом.




2. Участники Министерского Сегмента приняли к сведению следующие рекомендации:
1. Пограничный контроль. Оборот наркотиков и прекурсоров.


    1. Пограничный Контроль

Уязвимость границ представляет собой большую проблему в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, решить которую возможно путем обеспечения более тесного взаимодействия транзитных государств как со странами-производителями наркотиков, так и со странами-потребителями наркотиков. Эффективный и комплексный пограничный контроль является ключевым фактором для успешного осуществления правоохранительной деятельности в этой области.


Необходимо рассматривать пограничный контроль с позиции регионального подхода, поскольку оборот наркотиков и прекурсоров осуществляется не только через границы между двумя государствами, но и сквозь целые регионы.
Внедряя мероприятия по обеспечению эффективного пограничного контроля, важно оптимизировать использование ограниченных ресурсов с помощью целевого подхода.
Добиться более эффективного пограничного контроля возможно путем развития межведомственного сотрудничества полиции, таможенных, пограничных структур, разведывательной и миграционной служб каждой страны с целью обмена информацией между ними и осуществления совместных оперативных мероприятий. В этой связи необходимо, чтобы взаимодействие ведомств было обеспечено на полическом уровне, а также чтобы политические и оперативные приоритеты страны соответствовали бы друг другу. Межведомственное сотрудничество должно быть дополнено развитием международного сотрудничества между соседствующими странами.
Использование международных офицеров связи подтвердило свою эффективность для расширения обмена информацией между странами и развития оперативного сотрудничества между их правоохранительными структурами.
Рекомендация: Странам следует рассмотреть возможность дальнейшего развития сотрудничества в рамках Зарубежного Антинаркотического Сообщества (FANC). В этом отношении размещение офицеров связи в пограничных регионах, а не только в столицах государства могло бы оказаться особенно эффективным.
Было отмечено важное значение региональных организаций, т.к. Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) и ее Координационное подразделение по контролю за наркотиками, Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Центральноазиатская Организация Сотрудничества (ЦОС) и Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), в деле развития трансграничного сотрудничества между транзитными странами, а также со странами- поставщиками наркотиков.
Отмечалось, что усилия по обеспечению пограничного контроля на национальном, региональном и международном уровнях могли бы быть укреплены путем развития партнерств\эффективных рабочих контактов с организациями и структурами, такими как Интерпол, ВТО, Европол, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ШОС, Центр SECI, Мини Дублинские Группы, Центр Джорджа Маршала, НАТО.
Среди других вопросов, которые необходимо рассмотреть в рамках развития эффективной Комплексной Стратегии по Управлению Границами :


  • Профессиональная оценка рисков

  • Использование более современной техники по обнаружению наркотиков на всех границах, в т.ч. при обеспечении контроля за движением прекурсоров

  • Борьба с коррупцией

  • Развитие сотрудничества между пограничными постами

  • Обучение сотрудников внутри страны

  • Подписание меморандумов о взаимопонимании в случае необходимости

В ходе дальнейших экспертных круглых столов в рамках Парижского Пакта должна продолжиться работа по исследованию ситуации на границах, расположенных вдоль маршрутов наркотраффика. На основе полученных результатов необходимо разработать предложения по мероприятиям, необходимым для улучшения ситуации в тех или иных регионах, таким как создание мобильных контрольных пунктов, структур для обмена информации и развитие инфраструктуры для применения современных правоохранительных методик, анализа и профайлинга, проведения операций контролируемых поставок и обучения с использованием компьютерных технологий.


Необходимо проводить анализ методов сокрытия наркотиков. Траффику незаконных наркотиков, сокрытых в торговых грузах, должно быть уделено особое внимание.
Приоритетным направлением приложения усилий должны стать незащищенные границы государств. Необходимо уделить внимание неконтролируемым и не достаточно контролируемым границам.
Важно чтобы в дальнейшем была продолжена практика проведения региональных консультаций, таких как та, что состоялась в мае 2006 года в Дохе, Катар, поскольку они позволяют партнерам по Парижскому Пакту расширять междунароную коалицию против оборота наркотиков из Афганистана и прекурсоров, поставляемых в Афганистан.
Совместные Декларации подобные той, которая была недавно подписана Ираном, Пакистаном, Китаем и Афганистаном, полезны для расширения регионального сотрудничества. Необходимо продолжать работу по подписанию соглашений о сотрудничестве между странами при участии Афганистана. Декларация о «Добрососедских Отношениях» предлагает структуру для разработки подобных соглашений.
Международная помощь, направленная на воссоздание и подготовку национальной пограничной полиции и таможенной службы в Афганистане, была ключевым фактором, с помощью которого были реализованы мероприятия по управлению границами Афганистана и развитию пограничной инфраструктуры. Кроме того, несмотря на усилия Таджикских властей по расширению контроля вдоль Афганской границы после вывода российских пограничных войск была выявлена необходимость в дальнейшем оказании помощи в т.ч. по обеспечению обучения таджикских пограничников и развитию сети офицеров связи. Дополнительные меры включают в себя развитие мобильных контрольных групп вдоль границ, оснащение лабораторий, развитие исследовательских возможностей, а также использование служебных собак.
Ввиду наличия ресурсов необходимо как можно скорее запустить проект УНП ООН по обеспечению комплексного пограничного контроля в Иране, который подлежит согласованию Иранским Правительством.
Отмечалось,что легальная торговля может служить каналом для осуществления нелегальной торговли по тем же самым маршрутам. Следовательно, такие соглашения, как ТИР (Международная Дорожная Перевозка) и АТТА (Соглашение по транзитной торговле Афганистана) будут полезны для стимулирования торговли. Однако, правоохранительные структуры должны учитывать необходимость контроля за негативными аспектами этой же торговли и использовать механизмы по управлению рисками.
Рекомендация: Следует пересмотреть соглашения ТИР и АТТА, чтобы включить в них индикаторы риска и мониторинг результатов с точки зрения обеспечения безопасности.
Создание Пограничных Бюро Связи (ПБС) был рассмотрен как практическое средство для создания доверительных отношений и диалога между ведомствами пограничного контроля стран по вопросам общих границ, позволяющих им своевременно принимать меры в ответ на просьбы по оказанию взаимной помощи или обмену информации без необходимости обращаться в Штаб-квартиру для принятия всех решений.
Использование ПБС будет способствовать проведению регулярных встреч между старшим персоналом обеих сторон, расширению обмена информацией о движении товаров, транспортных средств и подозреваемых лиц через общие границы; разработке совместных операций, проведению патрулирования, наблюдения за общими объектами наркотраффика.
Рекомендация: В сфере траффика прекурсоров, используемых для производства героина как в странах транзита наркотиков, так и в Афганистане, необходимо обеспечить систематический обмен информацией по проникновению прекурсоров в незаконные каналы оборота, включающий в себя наблюдение за задекларированными грузами на основе анализа рисков, обмен информацией разведовательных служб, проведению слежки в ходе операций по изъятию наркотиков и контролируемых поставок.
Большое значение придавалось деятельности Международного комитета по контролю за наркотиками (МККН) по координации международных усилий по контролю и предотвращению использования ангидрида уксусной кислоты, основного прекурсора, используемого в производстве героина, под эгидой проекта «Сплоченность» (совместные опреации «Топаз» и «Пурпур»).
Рекомендация: Следует оказать широкую поддержку усилиям МККН и странам-участницам в отношении проекта «Сплоченность» и предстоящей операции «Транзит» («Трансшипмент»), которая будет проводиться в июле 2006 года в Средней Азии.
Были отмечены значимые успехи операции «Канал», проводимой Федеральной Службой РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) совместно с Организацией Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), а также операции «Галид», прекрасно организованной РИЛО Всемирной Таможенной Организации под эгидой Российской таможенной службой. Была подчеркнута важность координации данных операций. В данном контексте было рекомендовано, что Центрально-азиатский региональный информационно-координационный центр (ЦАРИКЦ), как только он начнет функционировать, стал бы важным и основным контактным пунктом для таких операций совместно с МККН, ФСКН РФ и другими ведомствами. Было одобрено участие стран, находящихся под влиянием транзита наркотиков и химических прекурсоров, в оказании поддержки таким операциям.
Были отмечены усилия Администрации Афганистана по изъятию и уничтожению незаконных партий прекурсоров.
Должен быть расширен и стать регулярной практикой обмен информацией о международной торговле и партиях химикатов и прекурсоров, которые могли бы быть использованы для производства героина. Необходимо рассмотреть возможности для организации скоординированной международной операции на афганской границе для воспрепятствования незаконному ввозу прекурсоров в страну.
Повышение квалификации кадров правоохранительных органов в области конроля над прекурсорами должно стать приоритетом. Условия Международного Центра повышения квалификации в Домодедово (Россия) и ТАДОК (Турция) должны быть использованы для повышения уровня знаний сотрудников правоохранительных органов по параметрам и контролю за химическими прекурсорами.
Инициатива ЕС о запуске проекта, нацеленного на усиление контроля за прекурсорами в Афганистане и соседних государствах, была одобрена.
1.2. Центрально-азиатский региональный информационннн-координационный центр (ЦАРИКЦ)
Были отмечены достижения УНП ООН по открытию Центрально-азиатского регионального информационного и координационного центра (ЦАРИКЦ). Центр был создан для расширения обмена информацией и сотрудничества ведомств правоохранительных органов Киргизстана, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, а также Российской Федерации и Азербайджана в отношении наркотрафика из Афганистана.
В состав ЦАРИКЦ войдут офицеры связи от каждой из участвующих стран. Центр будут действовать в качестве координатора по обеспечению эффективного обмена информацией и координации оперативных действий между различными правоохранительными органами региона. На встрече высокого уровня в Ташкенте в феврале 2006 года было решено, что местом расположения Центра станет Алма-Ата, Казахстан. В настоящее время, здание занято другим государственным ведомством, но один этаж будет передан влястями Казахстана, для того, чтобы УНП ООН начало ремонтные работы к концу июня 2006 года. Остальные этажи будут освобождены к концу 2006 года.
Соглашение ЦАРИКЦ пока еще не было подписано странами-участницами на высшем уровне.
Рекомендация: Странам-участницам следует рассмотреть возможность в приоритетном порядке принять срочные меры для подписания соглашения ЦАРИКЦ, а также другие соответствующие меры для того, чтобы Центр был создан и начал функционировать.
Была отмечена необходимость обеспечения дополнительного финансирования для гарантии устойчивого развития Центра и для рассмотрения расширения состава участников ЦАРИКЦ, с целью включения в его состав Афганистана, Пакистана и других стран.
1.3. Пилотная программа глобального контроля за контейнерными перевозками
На конференции были отмечены достижения в отношении совместного проекта пилотной программы УНП ООН / ВТО по контролю за контейнерными перевозками. Было определено место проведения проекта - порты Эквадора (Манта и Гуаякил) и Сенегал (Дакар) при формировании Совместных подразделений портового контроля, состоящих из сотрудников правоохранительных органов полиции, таможни и портовых властей. Эти подразделения работали с бизнес-сообществом для повышения уровня распознавания грузов повышенного риска среди потока морских грузовых контейнеров, перевозящих легальные грузы для импорта или экспорта. Были введены в действие усовершенствованные система профайлинга для предотвращения использования морских контейнеров в незаконных целях - для перевозки наркотиков, оружия, взрывчатых веществ, торговли людьми или терроризма, которые в то же время не вредили бы легальной торговле. Были сделаны заметные успехи, особенно в отношении изъятий кокаина в Эквадоре. В этом году к осуществлению проекта должны будут подключиться порты в Пакистане и Гане.

2. Региональное и международное сотрудничество
2.1. Наркоситуация и усилия международного сообщества в борьбе
с незаконным оборотом наркотических средств в Афганистане

В Афганистане необходимость борьбы с проблемой, связанной с наркотиками, признается на самом высоком политическом уровне. Международное сообщество должно оказывать дальнейшую поддержку Афганистану в осуществлении Национальной стратегии контроля за наркотиками, направленной на:

  • Выявление лиц, занимающихся незаконной торговлей наркотиками

  • Создание альтернативных источников средств к существованию

  • Наращивание сил и средств учреждений по борьбе с наркотрафиком, включая пограничную службу

  • Реформирование системы уголовной юстиции

  • Повышение уровня информированности общественности

  • Сокращение спроса на наркотики внутри страны

  • Обеспечение лечения потребителей наркотиков

  • Поддержку участия Афганистана в региональном сотрудничестве по борьбе с наркотиками.

Существование незаконной наркоэкономики в Афганистане имеет самые разрушительные последствия как для экономики страны, так и для транзитных государств, в которых наркотрафик тормозит экономическое развитие и процесс реформ.


Необходим комплексный подход для сдерживания этой проблемы у ее источника. В Афганистане этот подход характеризуется интеграцией помощи в развитии и обеспечении альтернативных источников жизнеобеспечения с правоохранительными мерами, с одновременным усилением государственного управления, государственных учреждений и национальных сил и средств.
Альтернативное развитие должно происходить параллельно с укреплением законности и правопорядка. Следует реализовывать проекты, приносящие быстрые результаты в виде создания новых трудовых возможностей для афганских крестьян. Необходимо создавать системы ирригации и транспортную инфраструктуру для обеспечения легкого доступа к рынкам законной сельскохозяйственнй продукции. Отмечалась помощь Индии, Исламской Республики Иран и других государств в области обеспечения возможностей альтернативного развития. Любая деятельность по развитию в Афганистане должна, по мере возможности, вносить вклад в борьбу с наркотиками в стране.
Необходимо сосредоточить внимание на улучшении координации деятельности различных агентств внутри страны во избежание дублирования осуществляемых в стране мероприятий; на деятельности на уровне провинций и взаимодействии с местными властями; на наращивании антикоррупционных сил, средств и мероприятий.
Несмотря на то, что партнерские отношения Афганистана с такими государствами как как Великобритания, Германия, Италия, Япония и США, развиваются успешно, необходимы более широкомасштабные международные усилия для борьбы с наркоугрозой в Афганистане, в особенности, в развитии регионального и трансграничного сотрудничества. Решение этой задачи может быть значительно облегчено благодаря Декларации о добрососедских отношениях. В этом контексте круглый стол рамках инициативы Парижского Пакта, состоявшийся в апреле 2006 г. в Душанбе, дал возможность определить конкретные меры для развития трансграничного сотрудничества.
Поощряются дальнейшие взносы в Доверительные фонды «по борьбе против наркотиков» и «за закон и порядок» в Афганистане. УНП ООН следует продолжить осуществление проектов технической помощи в Афганистане и регине в целом, а также проектов с целью проведения опросов, аналитической и исследовательской работы.
Коренящаяся в Афганистане проблема с наркотиками и ее влияние на внутреннюю безопасность полностью принимаются во внимание Международными силами содействия безопасности (ISAF) в Афганистане под руководством НАТО. Кроме того, НАТО оказывает поддержку афганскому правительству в поддержании безопасности и стабильности в стране. Более того, НАТО содействует развитию процедур военного командования и контроля для эффективного взаимодействия, координации и устранения коллизий при осуществлении партнерами антинаркотических мер; содействует подготовке сотрудников сил национальной безопасности Афганистана для проведения анти-наркотических мероприятий; осуществляет материально-техническое и медицинское обеспечение деятельности органов по борьбе с наркотиками Афганистана и международного сообщества в целом. НАТО/Международные силы содействия безопасности (ISAF) напрямую не участвует ни в уничтожении незаконных посевов, ни иных прямых анти-наркотических мер в Афганистане.
Совместный пилотный проект Россия-НАТО был разработан с целью обеспечить должностных лиц среднего звена Афганистана и Центральной Азии возможностью получения основных анти-наркотических навыков. В ходе обучающего процесса Пилотный проект предоставит возможность координации при участии должностных лиц высшего звена региона, таким образом развивая региональное сотрудничество в рамках анти-наркотических стратегий. Обучение будет проводиться экспертами по борьбе с наркотиками государств-участников НАТО и России, с использованием как мобильных обучающих групп, размещенных в регионе, так и трех образовательных учреждений: Российского Института повышения квалификации МВД России (ВИПК Домодедово), Турецкой Международной Академии по борьбе с наркотиками и организованной преступностью (TADOC) и Полицейской Академии Афганистана в Кабуле.
На конференции были представлены подробности недавних изъятий наркотиков
и прекурсоров, осуществленных афганскими властями. Однако информации об этих оперативных действиях ранее в Интерпол не поступало. Была подчеркнута важность информирования Интерпола и УПН ООН о произвденных наркоизъятиях.
Рекомендация:Афганским властям следует сообщать детальную информацию об изъятиях наркотиков и прекурсоров в УНП ООН и штаб-квартиру Интерпола через Национальное центральное бюро (NCB) в Кабуле. Было бы также полезно информировать соседние страны о произведенных изъятиях.
Прозвучало предложение о необходимости дальнейших действий в рамках всего региона, включая укрепление сотрудничества между транзитными странами и соблюдение комплексного сбалансированного подхода в обеспечении закона и правопорядка и снижении спроса на наркотики.
2.2. Выполнение и перспективы региональных инициатив по противодействию афганским наркотикам, включая правоохранительные операции
Рабочая Группа была проинформирована о ряде региональных инициатив, включая деятельность СЕКИ Центра, Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), Организации Договора о коллективной безопсности (ОДКБ), Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ), Интерпола, Всемирной Таможенной Организации (ВТО) и Европейской Комиссии.
Весьма конкретные шаги были предприняты в последние годы в целях улучшения контроля за наркотиками. Очевидно, что необходимо укрепить предпринимаемые усилия с тем, чтобы адекватно отвечать объемам торговли наркотиками и предпринимать меры по борьбе с ней.
Поскольку целый ряд крупных инициатив проводится в регионе, было признано необходимым принять коллективную региональную стратегию, которая бы содействовала координации и взаимосвязи различных инициатив.
Рекомендация: Следует согласовать региональную стратегию между государствами-участниками и международными организациями в целях более скоординированного ответа на проблему незаконного оборота наркотиков.
Рабочая Группа признал наличие тесной связи между международным терроризмом, транснациональнйо организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и его интернационализации и появления иных видов незаконной торговли, таких как торговля людьми, торговля легким стрелковым оружием и иной преступной деятельности. Была упомянута Резолюция Совета Безопасности ООН 1373 (2001), которая с тревогой отметила наличие этой связи.
Интерпол отметил сложности с опреацией НОМАК в Центральной Азии. Эта операция была начата для определения способов контрабанды, новых тенденций и способов сокрытия. Серьезные опасения были выражены в отношении незначительных успехов этой операции в связи с тем, что несколько партнеров проекта не предоставили данные по изъятиям в Интерпол. Проблемы, возникшие при осуществлении этой Операции, выявили препятствия для предоставления информации, которые были бы преодолены государствами-членами, при условии успешного функционирования ЦАРИКЦ.

Рекомендация: Государствам-членам следует обеспечить предоставление своевремнных данных Интерполу и ЦАРИКЦ (как только Центр будет создан) с целью оказания надлежащей аналитечкой и оперативной поддержки.
Что касается Операции «Канал», то самый последний ее этап был проведен в мае 2006 года Федеральной Службой РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) совместно с Организацией Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) и подтвердил исключительную успешность операции, привлекая и координируя усилия 14 государств. В результате операции было изъято значительное количество наркотиков, прекурсоров и огнестрельного оружия. Другим очевидным положительным результатом опреациии стало развитие доверия и сотрудничества между праоохранительными ведомтсвами, что сделало процесс обмена информацией более эффективным.
Рекомендация: Следует продолжить осуществление операции «Канал». Более широкий круг участников следует привлечь для ее реализации.
Администрация США по борьбе наркотиками (ДЕА) профинансировала операцию «Заслон» подтвердила важность расширения информационного обмена и укрепления доверия между участниками операции. Первые две операции были успешно завершены, после чего было предложено, чтобы операция «Заслон-3» должна состояться в течение 2006 года. Результаты этой операции будут доступны для ЦАРИКЦ, как только он начнет работать.
Представитель Европейской Комиссии проинформировал о различных программах и инициативах в регионе, включая Программу по укреплению пограничного режима в Центральной Азии (БОМКА), которая способствует эффективному разитию торговли и в то же время предусматривает меры по предупреждению наркооборота в рамках программы по борьбе с наркотиками в Центральной Азии (КАДАП), анти-наркотической программы Южного Кавказа и БУМАД.
Было отмечено, что ОБСЕ также осуществляет мероприятия по укреплению пограничного контроля в регионе.
Важность обеспечения профессиональной подготовки кадров для правоохранительных органов была особенно отмечена, вместе с успешными усилиями Международного центра подготовки в Домодедово, который предлагает широкий спектр услуг по обучению офицеров зарубежных правоохранительных органов.
Для дальнейшего развития международного сотрудничества и стимулирования практической поддержки между правоохранительными структурами, была отмечена важность ратификации и осуществления Конвенции ООН против Транснациональной Организованной Преступности. Кроме того, для обеспечения принятия мер по борьбе с коррупцией , отмечалась необходимость ратификации и применения Конвенции ООН против Коррупции.
Рекомендация: Государствам-членам следует принять меры по ратификации и эффективной реализации как Конвенции ООН против Транснациональной Организованной Преступности, так и Конвенции ООН против Коррупции.
3. Вопросы здравоохранения и Социальные проблемы

3.1. Злоупотребление наркотиками: профилактика, лечение, реабилитация

Рост потоков опиатов из Афганистана привел, как следствие, к увеличению потребления героина и наркозависимости в соседних с Афганистаном странах и в странах, расположенных вдоль маршрутов перемещения наркотиков. Зависимость от героина приводит к увеличению распространенности и росту случаев заражения ВИЧ/СПИДом, инъекционного употребления наркотиков и связанную с этим преступность, нацеленную на получение средств для приобретения наркотиков. Более того, эпидемия ВИЧ негативно воздействует на экономическое благосостояние общества. На этом фоне делегаты приветствовали возможность обсуждения вопроса по сокращению спроса в рамках расширенной повестки дня Парижского пакта. Также были сделаны предложения о включении этого вопроса в повестку Парижского пакта в будущем, но по этому вопросу консенсус не был достигнут.

По результатам ряда докладов было достигнуто общее согласие, что для отражения вызовов двойной эпидемии инъекционного использования наркотиков и ВИЧ/СПИДа необходимы институциональная приверженность делу борьбы с этими явлениями как на национальном, так и местном уровнях, привлечение гражданского общества и более широких слоев общественности к планированию и осуществлению мероприятий в этой области, проведение обучающих программ для приобретения новых навыков, увеличение доступа к широкому спектру услуг, доказательной практики и создание эффективных систем мониторинга и оценки.

Рекомендация: Государствам, еще не осуществляющих соответствующие меры, следует разработать и реализовать всесторонние меры профилактики, лечения и реабилитации. Подобные меры могут включать:

  • Профилактику употребления наркотиков и ВИЧ, особенно среди молодежи, заключенных и других групп высокого риска.

  • Обеспечение и облегчение доступа к эффективному лечению (включая заместительную терапию в случаях опиоидной зависимости) и, при необходимости, антиретровирусной терапии.

  • Создание эффективных аутрич- услуг для привлечения инъекционных потребителей наркотиков к участию в реализации стратегий профилактики ВИЧ с целью защиты их самих и их партнеров от инфицирования вирусом и побуждения их к прохождению лечения от наркотической зависимости.

Участники обсудили вопрос снижения вреда, но по этому вопросу консенсус не был достигнут.

Участники признали роль СМИ в увеличении общественной осведомленности о рисках, связанных с употреблением наркотиков, а также положительное воздействие целевых информационных кампаний по этим проблемам. Низкий уровень осведомленности широких кругов общества о проблемах злоупотребления наркотиками и ВИЧ/СПИДа, и недостаточное знание мер профилактики не редко приводят к дискриминации и стигматизации.

Рекомендация: Государствам следует работать в партнерстве со СМИ для разработки эффективных, последовательных и целенаправленных информационных кампаний.

Был поднят вопрос о сборе данных о масштабах наркопроблемы, на основе которых будет происходить выработка соответствующих мер для ее решения. Важно добиться лучшего понимания возникающих тенденций и моделей ВИЧ, злоупотребления алкоголем и наркотиками, применяя передовой международный опыт. Сбор данных также существенно важен для разработки соответствующих программ и проектов с целью достижения существенных и поддающихся количественной оценке результатов.

Рекомендация: Странам следует пересмотреть и, при необходимости, усовершенствовать свои национальные системы сбора данных. В национальных системах сбора данных следует использовать ряд стандартизированных исследовательских методик,таких как опросы по месту жительства и целевые исследовательские проекты среди потребителей наркотиков.

Была подчеркнута важность реализации эффективных программ профилактики злоупотребления наркотиками. Особо была выделена необходимость адаптирования успешных программ к условиям местной культуры, привлечения к участию в них местного населения; необходимо, чтобы эти программы были всесторонними с опорой на обучение жизненным навыкам.

Рекомендация: Государствам-членам рекомендуется осуществлять комплексные программы по первичной профилактке в рамках их национальных стратегий.

Ряд участников упомянул эффективность метадоновой терапии. Среди успешных результатов применения метадоновой терапии - сокращение потребления героина, улучшение состояния здоровья и нормального функционирования общества, сокращение числа правонарушений и случаев поведения, связанного с риском инфицирования ВИЧ. Несмотря на обилие литературы, посвященной метадону – опубликовано несколько тысяч исследований по различным аспектам применения метадона – некоторые правительства, с осторожностью подходящие к результатам исследований, отказались разрабатывать метадоновые программы, даже в качестве пилотных проектов. С учетом этого факта и особой озабоченности выдающегося российского нарколога, некоторые делегаты отметили необходимость потребности в более подробной проработке доказательной базы для метадоновых программ.

Рекомендация: В рамках продолжающегося в регионе обсуждения проблемы метадоновой терапии рекомендуется, чтобы сторонники введения экспериментальных метадоновых программ предприняли дополнительные усилия для более четкого изложения доводов в пользу эффективности таких программ.

Рекомендация: Следуя предложениям российских наркологов, рекомендуется дальнейшее рассмотрение идеи назначения метадона инъекционным потребителям наркотиков, страдающим от СПИДа.

Другие рекомендации, выработанные Рабочей группой III, таковы:

Рекомендация: Рабочая группа сочла весьма ценным опыт, накопленный неправительственными организациями (НПО) в сфере профилактики наркомании. Государствам следует рассмотреть возможность более тесного сотрудничеста с НПО и использования их практических наработок в применении новых технологий.

Рекомендация: Государствам следует обеспечить стимулирование гражданского общества к исполнению более активной роли в разработке политики по борьбе со злоупотреблением наркотиками и ВИЧ.






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница