Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 22. 00. 08 Социология управления




Скачать 93.33 Kb.
Дата10.05.2016
Размер93.33 Kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности

22.00.08 Социология управления

  1. Основные социологические парадигмы управления.

  2. Объект и предмет социологии управления как отраслевой социологической
    дисциплины. Основные задачи социологии управления. Функции социологии управления. Междисциплинарный характер социологии управления.

  3. История развития отечественных и зарубежных социологических концепций управления.

  4. Понятийно-категориальный аппарат социологии управления как результат ее междисциплинарного развития.

  5. Концептуальные и эмпирические исследовательские методы и процедуры в социологии управления. Эмпирическое и теоретическое знание в социологии управления. Возможности
    эмпирических методов в изучении управленческих взаимодействий.

  6. Количественные и качественные методы исследования в социологии
    управления.

  7. Институциональный уровень управления как особый вид социального взаимодействия.

  8. Принципы, структуры, функции и методы управления в основных институтах административно-политической деятельности.

  9. Содержание, функции и структура культуры управления. Влияние управленческой культуры на реальное поведение людей.

  10. Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа.

  11. Социокультурные и социально-политические факторы развития управленческой культуры.

  12. Управленческая деятельность в структурах публичной власти:
    особенности организации, принципы рациональности, проблемы внутриорганизационной демократии.

  13. Социология организаций как наука. Объект, предмет и основные понятия социологии организаций.

  14. Социальные технологии в системе управления: сущность, формы и особенности.

  15. Типологические модели управленческого процесса: признаки, характер управленческих отношений, стили руководства.

  16. Проблемы эффективности управленческой деятельности.

  17. Сущность, уровни и типы социального прогнозирования.

  18. Социальное проектирование: сущность, методы и практика. Социальное проектирование и технологии реализации проектов. Системные основания проектирования.

  19. Социальная программа как область реализации управленческих ресурсов. Социальные программы организаций. Социальный отчет компании.

  20. Социальное прогнозирование. Предмет и объект социологического прогнозирования (цивилизация, общество, социальная группа).

  21. Социальное планирование как механизм комплексного решения проблем социального развития.

  22. Инновации в системе управления: источники, типы, уровни. Социологический анализ принципов, методов и социальных результатов управленческих инноваций.

  23. Социальный эксперимент в управлении.

  24. Проблема стилей, мотивации и участия в управлении.

  25. Ценности, мотивы и ориентации личности в системе управления. Мотивация в системе управления. Неформальные отношения в ситуациях управленческого взаимодействия.

  26. Местное самоуправление как ресурс общественного развития.

  27. Кризисное управление и управленческие конфликты. Управление конфликтами в организации: природа, типы конфликтов, методы преодоления. Организационный конфликт, методы решения.

  28. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение управленческого процесса.

  29. Социально-диагностические технологии в управлении.

  30. Символические взаимодействия в управленческой практике. Роль бренда.

  31. Методы сбора, анализа и оценки социальной информации в системе управления.

  32. Эмпирические исследования в системе управления.

  33. Политические и электоральные исследования.

  34. Понятие общественного мнения. Особенности изучения общественного мнения. Формирование общественного мнения. Манипулирование общественным мнением. Прогнозные возможности изучения общественного мнения.

  35. Особенности построения выборочной совокупности социологического исследования управления.

  36. Управление и проблемы информационной безопасности общества, государства, корпорации и личности.

  37. Управленческий труд. Умственный, косвенно производительный труд и работа с людьми. Функциональное, иерархическое, должностное, квалификационное, профессиональное, технологическое разделение управленческого труда.

  38. Организация как система. Взаимозависимость элементов организации. Клиентная среда организации. Организация в современной конкурентной среде. Организация и макросоциальная среда. Миссия организации.

  39. Организация как объект управления в трудах Ф. Т. Тейлора, А. Файоля, Т. Форда, Э. Мейо и др.

  40. Теория организаций в трудах Э. Дюркгейма, И. Вебера, Т. Парсонса.

  41. Корпорация как организация. Кодекс корпоративного поведения. Внедрение кодекса корпоративного поведения в деятельность компании. Корпоративная культура. Системно-структурный подход к пониманию корпорации и корпоративного управления (системы "дальнего и ближнего" окружения, внутренняя подсистема корпорации). Взаимодействие корпорации и стейкхолдеров (Г. Саймон). Национальные модели управления корпорацией.

  42. Функционирование организаций на международном рынке. Многонациональные корпорации и особенности построения системы управления.

  43. Вклад российских ученых в развитие социологии организаций: П. Сорокин, А.Богданов, Д. И. Гвишиани, В. Г. Подмарков, А. И. Пригожин, В.В.Щербина.

  44. Нововведения в организации. Исследование сопротивления персонала нововведениям в организации: технические причины – отсутствие ресурсов, коммуникаций, разобщенность организации, неопределенность целей и результатов, отсутствие планов; политические причины сопротивления изменениям.

  45. Социологические основы управления качеством в организации. Качество управления организации.

  46. Ограничения, нормы и стандарты как основания системы управления организацией.

  47. Внутренняя среда организаций. Экономическая и социальная подструктуры организации. Структурно-функциональный подход к анализу деятельности организаций.

  48. Виды организационных структур (линейная, функциональная, линейно- функциональная, дивизионная и матричная). Этапы жизненного цикла организации.

  49. Персонал организаций. Поиск, собеседование, адаптация и аттестация персонала в организации. Рынок рекрутиногвых услуг. Построение карьеры работника в организации.

  50. Принятие управленческих решений. Организационные, запрограммированные, интуитивные решения. Этапы принятия управленческих решений. Планирование, организация, взаимодействие, контроль за исполнением решений.

  51. Социальная ответственность и этика менеджмента. Нравственные основы организации и социальная ответственность бизнеса.

  52. Организационная культура. Прагматический и феноменологический подходы к анализу оргкультуры.

  53. Управление социальным развитием предприятия. План социального развития предприятия. Методология и методика социального планирования.

  54. Руководство и лидерство. Формальные и неформальные группы. Социальные аспекты власти. Формальные и неформальные отношения в управленческом взаимодействии. Межличностные отношения и их роль в системе управления

  55. Менеджмент как наука и искусство. Менеджер в системе управления.

  56. Школы научного управления (Ф.У. Тейлор, А. Файоль.) Теория человеческих отношений. Хотторнский эксперимент. (А. Маслоу, Ф.Херцберг).

  57. Теория социального действия. Бюрократия как идеальная и эффективная система управления (М. Вебер).

  58. Основы общей теории систем. Предпосылки системного подхода в управлении (Г. Спенсер, А.А. Богданов, Берталанфи). Системный анализ в управлении.

  59. Структурно-функциональный (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский) и ситуационный (П. Друкер) подходы в управлении.

  60. Построение организаций. Проектирование и создание организационных структур.

  61. Функции руководителя: планирование, организация, координирование, мотивирование, контроль. Различия между менеджером и предпринимателем.

  62. Влияние внешней среды на стиль и методы руководства. Адаптация организации к реальной внешней среде. "Прозрачный", "серый" и "теневой" стиль ведения дел и предпринимательства.

  63. Социологическая служба предприятия. Управление социальным развитием предприятия. Исследование удовлетворенности персонала системой управления организацией.

  64. Стратегическое планирование развития организации. Социальная ответственность бизнеса. Нравственные принципы ведения предпринимательской деятельности.

  65. Управление проектами. Социолого-маркетинговые исследования и их роль для экспертной оценки проекта.

  66. Социометрические исследования в организации (Морено). Формальный и неформальный лидер. Ядро сплоченности в неформальной организации.

  67. Социальные проблемы: понятие и классификация. Значение социальных целей в управлении. Программно-целевое планирование в управлении социальными процессами.

  68. Управленческое консультирование. Рынок консалтинговых услуг. Основные направления управленческого консультирования организаций.

  69. Работа М. Вебера «Политика как призвание и профессия», ее основные идеи и
    значение для развития социологии управления. М. Вебер о рационализации управленческой деятельности.

  70. Идеи управления в современных социологических теориях социального обмена
    (Э. Эмерсон, Дж. Коулмен).

  71. Связь микро- и макроуровней социальной организации. Принципы системного
    анализа социальной группы в книге Дж. Хоманса «Человеческая группа».
    Управленческие «постулаты Хоманса».

  72. П. Блау о применении теории социального обмена к управлению формальных
    макроструктур, их значение для управления.

  73. Р. Эмерсон об обмене в социальных сетях. Власть и доверие в социальных
    сетях.

  74. Проблемы управления в теории рационального выбора Дж. Коулмена.
    Концепция асимметричного общества. Проблемы управления
    взаимодействиями между коллективными и корпоративными акторами.

  75. Деловые игры в сфере управления. Инновационные и имитационные игры и семинары. Тренинги..

  76. Социальная политика государства. Модели социальной политики. Понятие социальной сферы. Управление социальной сферой.

  77. Социальная и государственная реклама. Социологические основы формирования рекламной кампании.

Литература

Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. — М.: МГУ,1994.

Бобосов ЕМ. Социология управления. — Минск, 2000.

Вебер М. Избранные произведения. - М.: «Прогресс», 1990.

Зарубина Н.И. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М.:ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

Зарубина НИ Социология хозяйственной жизни. — М: Логос, 2006.

Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. — М.: Гардарики., 2004.

Зубков В.И. Социологическая теория риска. - М: Изд-во РУДН, 2003.

История теоретической социологии. В 4 Т. - М.: Наука, Канон; СПб.: РХГИ, 1995 - 2000.

История социологии в Западной Европе и США // Ответственный редактор – академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательская группа: НОРМА-ИНФРА ■ М, 1999.

История менеджмента. Учебное пособие. / Под ред. Д.В. Валового. — М.: ИНФРА-М,1997.

Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. — М, 1995.

Кравченко А.И., Тюрина И. О. Социология управления. - М.: Академический Проект, 2004

Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения.Учебник для вузов. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: Экзамен, 2004.

Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. Более 10000 словарных статей. - М.: Астрель, ACT, Транзиткнига, 2004.

Кравченко С.А., Красиков С.А. Социология риска: полипарадигмальный подход. - М.: Анкил,2004.

Костин В.А. Теория управления. — Екатеринбург: 2001.

Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник. - М.:Изд-во МГСУ «Союз», 2000.

Лапина СВ. Социологический анализ проблем формирования современных лидеров. //Проблемы управления, 2001.

Мескон М.Х., Аяьюберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело ЛТД», 1994.

Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ ВШЭ, 1998, 2005.

Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. - М.: ИздательствоРАГС. 2003.

Социальный менеджмент: Учебник. / Афанасьев B.C., Баглай М.В. и др. М.. 2000.

Стратегия динамичного развития России: единство самоорганизации и управления.

Материалы Первой международной научно-практической конференции. - М.: «Проспект»,2004.



Фепепко Ю.В. Социология управления. - М.: МГИМО, 2005.

Дополнительная литература

  1. Вахрушее В. Принципы японского управления. М, 1992.

  1. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ).-М.:РОССПЭН,2000.

  2. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность(социологический анализ). 1992-2002 гт.-М: РОССПЭН, 2003.

  1. Грейсон Дж., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М, 1992.

  1. Дмитриев А.В. Общая социология: Учебное пособие. - М: Современный гуманитарный университет, 2001.

  2. Добренькое В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды). - М, 2003.

  1. Здраеомыслое А.Г. Социология конфликта. -М: Аспект Пресс, 1995.

  1. Романов В.Л. Проблемы административного реформирования (социосинергетический поиск). - М.: Издательство РАГС, 2004

  2. Россия: риски и опасности «переходного» общества / Под ред. О.Н. Яницкого. - М.:Институт социологии РАН, 1998.

  1. Россия: трансформирующееся общество. - М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001

  2. ТощенкоЖ.Т. Парадоксальный человек.-М.: Гардарики, 2001.

  3. ТощенкоЖ.Т. Социология: общий курс. -М, 1998.

  4. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1992

  5. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996.

  6. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. - М: Логос, 2005

  1. Ядов В.А. И все же умом Россию понять можно. - Россия: трансформирующееся общество.М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.

  2. Ядов В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества. - В кн.: Россия реформирующаяся. - М.: Academia, 2003.

  1. Японский феномен. — М: РИО Ин-та востоковедения РАН, 1999.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница