Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Национальная экономика»




Скачать 82.71 Kb.
Дата05.05.2016
Размер82.71 Kb.

Форма



Ф-Вопросы к экзамену/зачету по учебной дисциплине






Вопросы к экзамену по учебной дисциплине

«Национальная экономика»

  1. Предмет и метод научной дисциплины «национальная экономика».

  2. Отраслевая и территориальная формы национальной экономики.

  3. Структура национальной экономики, ее элементы и задачи преобразования.

  4. Состав населения, его экономические группировки, индексы и прогнозы.

  5. Потенциалы народнохозяйственной системы.

  6. Суть и состав совокупного экономического потенциала страны.

  7. Потенциал управления экономикой. Основные макроэкономические показатели (ВВП, ВНП, ЧНП, НД, ЛД, РД) и методы их расчета.

  8. Социально-экономическое прогнозирование экономики страны. Виды прогнозов.

  9. Показатели занятости населения, их взаимосвязь. Значение среднего состава семьи.

  10. Экономические реформы 1957-1965, 1987-1991 годов – причины, акценты, роли.

  11. Элементы национального богатства страны, их взаимосвязь и значение.

  12. Нефинансовые производственные активы страны – фундамент экономики.

  13. Структура нефинансовых непроизведенных активов страны

  14. Финансовые активы отрасли: понятие, состав, методы оценки.

  15. Природно-ресурсный потенциал национальной экономики.

  16. Методы оценки запасов природных ресурсов (на примере России).

  17. Трудовой потенциал национальной экономики.

  18. Потребительский комплекс, его состав, значение и факторы развития.

  19. Рекреационные ресурсы, их классификация, характеристика.

  20. Уровень и качество жизни населения России.

  21. Тенденции социально-экономической политики России.

  22. Инвестиционно-инновационный климат и потенциал национальной экономики.

  23. Госбюджет: функции, уровни регулирования, профицит, секвестр, дефицит.

  24. Понятие «внешнеэкономический потенциал экономики»: структура, значение.

  25. Товарная структура импорта и экспорта России.

  26. Понятие, структура, проблемы роста и значение научного комплекса страны.

  27. Понятие «экономическая безопасность страны». Механизм ее обеспечения.

  28. Типы национальных экономик.

  29. Виды функциональных экономических систем в России.

  30. Сбалансированность экономики: понятие, виды балансировки.

  31. Пропорциональность производства и использования продукции.

  32. Пропорции первичных факторов экономики.

  33. Модели роста развитых, развивающихся и догоняющих экономик.

  34. Либеральное, европейское, японское и олигархическое развитие стран.

  35. Особенности развития стран с переходной экономикой.

  36. Деформация экономики в России за переходный период. Макроэкономическая нестабильность и формы её проявления.

  37. Национальное экономическое мышление (в отличие от классового, националистского и индивидуалистского)

  38. Последствия глобализации для развития национальных экономик.

  39. Устойчивое развитие экономики стран: понятие, парадигмы, индикаторы.

  40. Формирование конкурентной среды и демонополизация в России.


Практические вопросы и задачи (третий элемент билета)

  1. В чем сходство и различие функций национальной экономики, как научной дисциплины, с другими экономическими науками: макро- и микроэкономикой, эконополитикой, эконогеографией и экономисторией.

  2. Опишите экономику России, используя ряд признаков: экономический потенциал, характер и динамика воспроизводства на различных уровнях функционирования, тип экономического роста, уровень благосостояния населения, конкурентоспособность и рейтинг страны в мире, степень защиты национальной безопасности.

  3. Каковы особенности развития России на различных уровнях ее функционирования: мега-, макро-, мезо-, микро-, мини- и нанохозяйственном.

  4. Охарактеризуйте экономику России с точки зрения одного из подходов к анализу общественного развития (формационного, цивилизационного, эволюционно-институционального, информационно-антропологического, синерго-системного, социокультурного).

  5. Охарактеризуйте экономику России (на выбор) по уровню экономического развития, по способу координации хозяйствующих субъектов, по движущей силе развития рыночных отношений, по степени развития рыночных отношений, по степени участия государства в экономике.

  6. Приведите конкретные примеры, показывающие неустойчивость и, альтернативность переходной экономики в России.

  7. Приведите примеры наличия и функционирования особых переходных форм в экономике России.

  8. Приведите примеры, показывающие особую противоречивость в экономических отношениях, увеличение значимости социокультурных связей в переходной экономике России.

  9. Выделите источники развития экономики России, основываясь на одном из подходов к анализу общественного развития (на выбор: формационном, цивилизационном, эволюционно-институциональном, информационно-антропологическом, синерго-системном, социокультурном).

  10. Определите основные факторы развития для (на выбор одной:) американской, шведской, германской, японской, китайской или исламской национальных моделей экономики.

  11. Определите возможности и ограничения для инновационного развития экономики России, обусловленные особенностями национальной психологии и религиозно- этическим фактором.

  12. Определите возможности и ограничения инновационного развития экономики России, обусловленные географо-климатическим фактором.

  13. Определите возможности и ограничения для инновационного развития экономики России, обусловленные национальными традициями государственного регулирования, предпринимательства и труда

  14. Каким условиям должны отвечать свойства и элементы воспроизводственного процесса для обеспечения его расширенной динамики?

  15. Определите проблемы доходов в воспроизводственном процессе в России:.

  16. Назовите проблемы оборотного и основного капитала в воспроизводственном процессе в России.

  17. Определите проблемы кадрового и технологического потенциала в воспроизводственном процессе в России.

  18. Определите проблемы информационно-инновационного цикла.

  19. На основе базового контура воспроизводства изобразите схему модели экспортно-сырьевого типа воспроизводства.

  20. На основе базового контура воспроизводства дайте модель замещающего импорт типа воспроизводства.

  21. Приведите конкретные примеры угроз экономической безопасности, основываясь на их классификации по характеру угрозы.

  22. Приведите примеры угроз экономической безопасности, наибольших по величине возможного ущерба.

  23. Дайте конкретные примеры внутренних угроз экономической безопасности России, которые можно устранить на стратегическом уровне.

  24. Какие внутренние угрозы способствуют проявлению внешних угроз экономической безопасности России.

  25. Каким образом методы и формы внешнеэкономического давления могут воспрепятствовать процессу модернизации российской экономики?

  26. Соотнесите критерии и индикаторы экономической безопасности.

  27. Каким образом можно сгладить воспроизводственные диспропорции в экономике России за счет эффектов компенсации и замещения?

  28. Как решить проблемы взаимодействия экономических субъектов в России?

  29. Каковы условия роста и улучшения человеческого капитала в России?

  30. Какие функции выполняет в нацхозяйстве экономическая инфраструктура и каким образом она может воздействовать на свойства воспроизводства (целевая ориентированность, непрерывность, адаптивность, эффективность, динамическое равновесие)?

  31. Каким образом экономическая инфраструктура может способствовать сглаживанию воспроизводственных диспропорций?

  32. Как экономическая инфраструктура может способствовать активизации инновационного процесса в национальном хозяйстве?

  33. По каким критериям выделяются стратегические секторы в нацэкономике и роль этих секторов в инновационном развитии?

  34. Определите причины возникновения «ресурсного проклятия» и способы его преодоления (см. справку ниже).

  35. Соотнесите основные черты российской модели нацхозяйства с внутренними и внешними угрозами экономической безопасности России.

  36. Какими чертами должна обладать российская модель нацхозяйства для поддержания инновационного типа экономического развития? Каковы возможности и ограничения «имперской» модели модернизации?

  37. В чем заключаются условия эффективной эксплуатации нацбогатства современной Россией?.

  38. Определите основные проблемы развития топливно-энергетического, и комплексов в современной России.

  39. Назовите основные проблемы развития отечественного аграрно-промышленного комплекса.

  40. Оцените возможности и ограничения новой модели российского научно-технологического комплекса.

Справка. Термин «ресурсное проклятие» был введен в 1993 году географом-экономистом Ричардом Аути в результате изучения зависимости ВВП от цен на нефть. Оказалось, что ресурсное богатство стран, вопреки обыденным представлениям, порой приводит к отставанию в экономическом развитии из-за снижения конкурентоспособности других секторов экономики, увеличения курса нацвалюты, а также изменчивости доходов от экспорта. Возникают ошибки в госрегулировании, с притоком «лёгких» денег в страну ширится коррупция.

Доходы бюджета сырьевых стран мало предсказуемы, а это мешает добиться долгосрочного стабильного роста. Так, падение мировых цен на нефть сделало неизбежным кризис 1998 года в России, а их последующий рост до небывалых значений привел к удорожанию рубля и снижению конкурентоспособности российской промышленности.

Другой эффект «ресурсного проклятия» – «голландская болезнь». После открытия Голландией месторождений природного газа в 1959 году рост экспорта газа привел к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 70-х гг. Рост цен на нефть в 1970-1980 годы вызвал такой эффект и в Саудовской Аравии, Нигерии и Мексике.
Указание по тематике контрольной работы.
Название работы у каждого – «Краткая экономическая характеристика страны» (по стране, о которой Вам поручено сообщение на практических занятиях).

В первой половине работы должны быть приведены абсолютные и относительные величины ВВП (в сравнении с российским, место в мире и темп изменения), нацдохода (общего и на душу населения), численности занятого в экономике населения (и его доли в общей численности), размера территории, в том числе – сельхозугодий, место в мире по запасам основных природных ресурсов. Следует оценить выгодность географо-экономического положения и соседства страны с перечислением конкретных преимуществ и недостатков. Важно привести данные о товарообороте с нашей страной, обоюдных инвестициях, наличии совместных предприятий (примеры). Другие сведения зависят от специфики экономики каждой страны.

Показатель, по которому Вы оценивали на практических занятиях Россию, следует рассмотреть во второй половине КР применительно к характеризуемой стране. Не только его количественную динамику, но и качественную сторону. Приведите как можно больше сравнений и ранжирования анализируемой в данном отношении страны.

Общий объем КР – от 8 (минимум) до 15 (максимум) печатных страниц формата А4 с текстом шрифта Times Roman, размером
14 пикселей и одинарным интервалом.

Ссылки на источники данных обязательны. Оглавление не требуется. Введение и заключение допускаются, но не обязательны. Сам текст должен быть лаконичным итоговым перечнем умозаключений с иллюстративным включением некоторых доводов.


доцент___________ ______________ (Примов Л.Н.)

наименование должности подпись ФИО




Форма А

стр. из





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница