Вопросы к экзамену по Российскому предпринимательскому праву. 2009-2010 уч год Отношения, регулируемые предпринимательским законодательством




страница1/4
Дата03.05.2016
Размер0.84 Mb.
  1   2   3   4

Оглавление




Вопросы к экзамену по Российскому предпринимательскому праву. 2009-2010 уч. год


  1. Отношения, регулируемые предпринимательским законодательством.


4 группы отношений.

1. Отношения, возникшие в процессе предпринимательской деятельности - горизонтальные отношения.

2. Отношения где предприниматель находится в связи с вертикальной властной структурой. Административно-правовой характер отношений. Имеют собственную окраску, требуют специфического подхода.

3. Диагональные отношения между властью и бизнесом. В основе их лежит соглашение. Это административный договор. ст. 66 НК РФ Договор заключённые между предпринимателем и налоговой инспекцией = договор об инвестиционном налоговом кредите.

4. Некоммерческие отношения складывающиеся в биржевой торговле. биржи приводятся в пример но некоммерч (зубович) относит работу бирж в определ группу в силу специфическ деятельности хотя это подходит под группу.

5. Внутрихозяйственные отношения - отношения м\у различными структурными подразделениями участниками юр лиц, осущ предпр деятельность. носят характер властеотношений но без публичного суб. две группы - корпоративные и членские. центральное звено 1 -4 это предприним деятельность. они искуственно связаны предпринимательской деятельностью.




  1. Понятие предпринимательской деятельности, экономико-правовые признаки предпринимательства, предпринимательство и иные виды экономической деятельности.


Подходы:

  1. Цивилистический - отрицает какую-либо автономию предпринимательского права в российской правовой структуре. (Проф. Суханов и др. считают что наделение ПП автономией является вещью вредной). Дуалистический – активно разрабатывается торговый кодекс.

  2. Хозяйственная концепция – ПП самостоятельная отрасль права (Лаптев, Семиусов). Монистический подход – эти отношения регулируются одной отраслью права – ПП.

  3. ПП комплексная отрасль рос. права. Компромиссный подход – единый предмет регулирования.

Предпринимательское право – комплексная интегрированная отрасль права, совокупность норм связанных предметным единством, регулируемых на основе взаимодействия частно-правовых и публично-правовых начал отношения в сфере организации, осуществления ПД и руководства ею.

Предпринимательская деятельность - самостоятельно осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направлен на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказание услуг лицами зарегистрироваными в этом качестве в установленном законом порядке.

На предпринимательскую деятельность устанавливается особый правовой режим регулирования, проявляется это прежде всего в налоговой сфере. Признаки - носят оценочный характер, зависят от применительной практики.

1. Это самостоятельная деятельность, это юридическая деятельность. Самостоятельная - 2 точки зрения - имущественная и организационная. Самостоятельная - это установлен законом возможность действуя своей властью в своем интересе реализовывать представленные государством права и принимать на себя обязанности. Самостоятельность связана с дееспособностью, м\б только у дееспособного. Вторая точка зрения - это неполный признак. Например, дочернее общество не м\б самостоятельным. Здесь признак самостоятельность носит неполный характер. Независимость от др деятельности. Нельзя часть назвать целым.

2. Это рисковый характер деятельности нужно рассматривать юрид сторону риска. Он связан с ответственностью. Риск - это потенциальная возможность наступления, либо ненаступления события могущего повлечь неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предприним. В отличии от предпринимательской деятельности гос-во потребительскую деятельность охраняет - снимает риски потребителя относя их на риск суб предприним деятельности.

3. Направленость на систематическое получение выгоды - 3 элемента - систематичность, прибыль, получение прибыли. Прибыль как цель а не результат. Направленность отличает предпринимательскую деятельность от другой.

4. Прибыль извлекается из четко указанного перечня действий. Эти действия нужно трактовать максимально расширительно т\к перечень закрытый и не может отразить все возможности получения прибыли - пользование, продажа, выполнение работ, оказание услуг. Если деятельность не зарегистрирована но имеет 1-4 признака то это предпринимательская деятельность. А регистрация - это требование легальности деятельности.

Соотношение:

Экономическая деятельность - пост госстандарта рф 01 ресурсы объединяются в производстве при имеющем целью производство продукции, оказанию услуг.

Экономическая деятельность - деятельность осуществляемая в сфере экономики любыми лицами путем эксплуатации их или на законных основании экономических ресурсов в целях достижения к\л результатов связанных с изменением экономического состояния данных ресурсов.

Хозяйственная деятельность - вид эконом деятельности связанной с порядком ее организации руководством и осуществлением. Деятельность не всегда направлена на прибыль.

Коммерческая деятельность - деятельность по продвижению товара от изготовителя к потребителю.


  1. Общий правовой режим предпринимательской деятельности.

Правовой режим выражает неразрывную связь правовой формы и социального содержания регулируемых отношений, выражает степень детальности правового регулирования, наличие определенных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности.

В этом отношении правовые режимы подразделяются на правовой режим общедозволительного профиля, построенный на диспозитивных началах, и правовой режим разрешительного профиля, построенный на императивных началах.

В основе общедозволительного типа регулирования лежит общее дозволение, используется принцип «дозволено все, кроме...», а значит субъекты, в том числе предприниматели, вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных.

Общедозволительный правовой режим предпринимательства базируется на признании свободы предпринимателя как товаропроизводителя и проявляет себя во всех его элементах: приобретении и прекращении правового статуса предпринимателя, в приобретении, осуществлении и прекращении им конкретных прав (личных, вещных, обязательственных), в осуществлении защиты нарушенных прав.

Принципы ПД:

1. свобода предпринимательской деятельности. КРФ ст. 34. ст. 55 право и свободы м.б ограничены ФЗ в целях защиты основ конст строя, нравственности, здоровья, прав и законн интересов др лиц, свобода ограничив правилами лицензирования.

2. принцип многообразия и юр равноправия форм собствен. - частная, гос., мун. и др. формы собствен. законодателем не могут устанавливаться к\л привилегии или ограничения для тех или иных форм собствен для суб. ведущ. предприним. деятельность с использованием им-ва наход в собствен.

3. единого экономического пространства ст. 74 конст, ст. 55 действует. на терр рф не допускается установление тамож границ, пошлин и к\л иных препятствий для перемещения товара.

4. свободной конкуренции и ограничение монопол деятельности. ст. 34 конст. необходимое условие развития рыночной экономики. закон - о конкур и ограничении монопол деятельности на товарных рынках.

5. гос регулиров предпр деятельности. Соблюдение интересов предприн госва и потребителей.

6. законнности - строгое собл законодательства. правовой режим - совок предусмотренных законом и иными источниками предпр права права и обязан предпринимателя через реализацию которых достигаетсмя установленная гос цель правового регулирования. предпринимателю дается набор прав и обзан он их имеет и соблюдает тем самым госвом созд некий правовой режим.

Выделяют - 1 общий правовой режим - распростран на всех или на подавл большенство предпри. разрешено все что не запрещено 2 спец- дается исключительному колву предпринимателей и связан с осуществлением предприним деятельности - облегченный и усложненный - нужна регистрация и лицензия.




  1. Федеральное законодательство, регулирующее предпринимательские отношения.




  1. КРФ. Ст. 34 КРФ сущностная характеристика права на предпринимательскую деятельность. В КРФ есть ряд гарантий обеспечивающих предпринимательскую деятельность. Зубович - право на предпринимательскую деятельность - субъективное гражданское право, право на предпринимательскую деятельность и его реализация в конст закреплен только базис, а не сущность. Человек желающий заняться предпринимательской деятельностью не сможет это делать руководст конст и фкз. Cт. 34 - это предпосылка к реализации субъективного права, а не самим суб правом. Еще одной предпосылкой является определение сфер в кот предпринимательская деятельность осуществляется - констит. 2 предпосылки из ГК - для конкретн реализ конкретного суб права - обязательные процедуры - регистрация и лицензия. Современая точка зрения - право на пред деят нельзя рассматривать только как суб гражд право. Административное законодат создает условия которые необход выполнять для осущ пр. деят (внутреннее лицензирование в суб) конст суд признал это не конституц - эта точка зрения не состоятельна. Зубовч - лицензирование должно проводится гражд правом а не админ. право предп деят граждан и юр лиц отличается. Физ лицо получает право с момента регистрации но эта регистрация не образует его правосуб, а лишь дополняет ее. Юр лицо - возникает с момента регистр с одновремен возникновением правосуб. Если нет регистрации юр лицо- все сделки будут признаны недействительными. Физ лицо - если он платил налоги то есть шанс распространить режим предприним деятельности на события кот имели место до регистрации. Право на преприним деятельность и созд юр лица различны.

  2. ГК РФ. Закрепляет понятия: - понятие предпринимательской деятельности (ст.2); - форма ведения бизнеса, коммерческих организаций; - положения о сделках, предпринимательских договорах; - защита неимущественных прав предпринимателей; - закрепление правового понятия «фирменное наименование», «коммерческое наименование».

  3. НК РФ. Предпринимательские налоги (на прибыль, НДС)

  4. Градостроительный кодекс. – проектирование, строительство, капитальное строительство.

  5. УК РФ. Преступления в сфере экономики.

  6. КоАП. Административные нарушения в сфере экономики.

  7. ФЗ. 5 групп.

    1. Закрепляют основы рыночной экономики в целом. ФЗ «о защите конкуренции» 2007г.; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002г.; ФЗ «О приватизации гос./мун. имущества» 2001г. и др.

    2. Определяют правовое положение отдельных видов: ФЗ «Об АО», ФЗ «об ООО», ФЗ «о производственных кооперативах»

    3. Устанавливают особенности правового регулирования отдельных видов ПД: ФЗ «Об аудиторской деятельности»; ФЗ «О банках и банковской деятельности» и др.

    4. Определяют, закрепляют требования к ПД: ФЗ «о гос регистрации ИП» 2001г., ФЗ «о лицензировании отдельных видов деятельности».

    5. Устанавливают требования к выпускаемой продукции: ФЗ «О техническом регулировании» 2002г., ФЗ «о качестве и безопасности пищевых продуктов».

  8. Подзаконные НПА. Закрепляют принципы лицензирования. Положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Минфин России.



  1. Региональное «экономическое право». Федеральный регистр региональных нормативных правовых актов.


ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» предлагает рад вопросов урегулировать субъектам РФ:

  1. Дополнительные меры областной поддержки, принятие программ развития среднего и малого бизнеса. В ИО нет нормативной базы такого характера.

  2. Поддержка (привлечение инвестиций в экономику регионов, в том числе иностранных). Постановление губернатора ИО регулирует предельные торговые надбавки к отпускным ценам на важнейшие лекарственные средства.

  3. Аспект «прозрачности» этих актов.

Региональная власть порой весьма активно способствует прогрессу в экономических отношениях. Так, в декабре 2006 г. был презентован на совещании губернатора с участием деловых кругов Приангарья проект лесной товарно-сырьевой биржи и биржевой торговли. После совещания вышло постановление губернатора Иркутской области об организации биржевой торговли лесом. С 20 марта 2007 года Байкальская лесная товарная биржа начала вести торги в полном объеме, один раз в неделю по вторникам.

В качестве регуляторов предпринимательской деятельности выступают также акты муниципального законодательства. Например, решением Думы г. Иркутска 30 окт. 2006 г. утвержден Порядок организации транспортного обслуживания населения на территории г. Иркутска, которым, в частности, предусмотрено создание «механизма допуска» перевозчиков к осуществлению регулярных пассажирских перевозок.

Постановлением мэра города утверждаются предельные максимальные тарифы, применяемые в предпринимательской деятельности, см. напр.: Об утверждении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа в автомобильном и электрическом транспорте по городским маршрутам, включая такси

Муниципальные акты нередко нарушают права субъектов предпринимательской деятельности. Важнейшим правовым средством для защиты этих прав сегодня становятся средства прокурорского реагирования.


  1. Локальные нормативные акты хозяйствующих субъектов, регулирующие их экономическую деятельность. Обычаи делового оборота.


Локальные нормативные акты - это акты, принимаемые органами управления юридического лица или индивидуальными предпринимателями. В них содержатся нормы, регулирующие «типичные ситуации или вид отношений, имеющих место в корпорации», «сфера действия корпоративных норм ограничивается принадлежностью субъекта к коллективу или членством, возникающим по различным основаниям»

Например, положением о филиале и представительстве конкретизируются вещные права этих обособленных подразделений на закрепленное за ними имущество юридического лица, а приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации определяется учетная политика организации.

Следует обратить внимание, что некоторые локальные акты, принимаемые органами управления юридического лица, на практике распространяют сферу своего действия на неопределенный круг лиц, так или иначе вовлеченных в сферу взаимодействия с этим юридическим лицом. Так, ОАО «Российские железные дороги» издает распоряжения, содержащие прямые предписания и запреты, которые адресуются, по сути, не только подразделениям этого единого хозяйствующего субъекта, но и всем контрагентам железной дороги.
Обычаи делового оборота – сложившиеся в предпринимательской практике и широко применяемые правила поведения не предусмотренные в действующем законодательстве.

обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ) также могут восполнять пробелы в правовом регулировании предпринимательства. Студенту необходимо вспомнить местные правовые обычаи делового оборота, действие которых обнаруживается в нашей жизни практически на каждом шагу. Так, правовой пробел в установлении момента оплаты за проезд в городских маршрутных такси успешно восполняется обычаями делового оборота.

Деловые обыкновения – сложившиеся правила поведения которые не носят нормативного характера, должны носить длительный характер чтобы приобрести статус обычая делового оборота.

Сложившееся и широко применяемое в практике предпринимательской деятельности правило поведения (обычай делового оборога) предписывает оплатить проезд - в Иркутске - при выходе из маршрутного такси, в Москве, Санкт-Петербурге, Ангарске - оплачивать проезд необходимо сразу же после посадки в такси.

Следует учитывать, что среди обычаев делового оборота, действующих в российской предпринимательской практике, сегодня весьма распространены «антиправовые» обычаи (например, обычай расчетов «черным налом», обычай «обмывать» удачную торговую сделку в рабочее время и т. п.). Однако, обычаи делового оборота, противоречащие обязательным положениям законодательства, применяться не должны (п. 2 ст. 5 ГК РФ), подчиняясь таким обычаям, предприниматели совершают правонарушение, влекущее применение мер юридической ответственности.

Вопреки распространенному в цивилистике мнению, понятия «обычай делового оборота» и «обычай торгового оборота» - это не синонимы.

Действие обычаев делового оборота выходит за сферу торговли, они регулируют всю деловую сферу. Так, в налоговых отношениях предпринимателя действуют обычаи, определяющие экономическую целесообразность затрат, а также обычаи оформления деловой документации (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ), обычаи делового оборота определяют сегодня во многом деловые взаимоотношения в бизнес-группах (напр., материнских и дочерних обществах); обычаем делового оборота следует признать сложившийся в предпринимательской практике претензионный порядок урегулирования экономических (а не только торговых) споров; верно отмечается, что обычаи широко используются в морских перевозках.




  1. Состояние российского экономического законодательства.


Можно констатировать, что сегодня правовая среда российской экономики в основном создана. Вместе с тем, имеются объективные трудности в правовом регулировании экономики, к числу основных из них можно отнести:

Конфликт нормативной правовой базы и поведения субъектов хозяйствования, ведущий к следованию неписаным нормам, отличающихся также неустойчивостью и локальностью.

Импорт нормативной базы порождает негативное последствие - абстрактный характер норм, несоотнесенность их с реальными интересами экономических операторов.

Неэффективность (декларативность) экономического права, обусловленная зачастую неэффективностью юридических санкций.

Относительная выгодность отклонений от требований правовых норм, которой способствует невключение в национальных условиях механизмов социального остракизма правонарушителя.

И, наконец, на региональном уровне - конфликт нормативной базы многих региональных законодателей и федерального экономического законодательства.

Экономическое законодательство России, как бы то ни было, работает, при этом постоянно обновляется и совершенствуется. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные его характеристики. Количественно - за годы российских реформ принят третий закон о приватизации, третий закон о банкротстве, третий АПК РФ и т. д.

Качественно - совершенствование экономического законодательства глобально идет в целом по пути дальнейшей либерализации правового регулирования. Направление качественного совершенствования российского экономического законодательства в целом совпадает с направленностью, духом «конституции экономической свободы», как порой называют Соглашения ГАТТ/ВТО.

Диалектика здесь очевидна. Инициатива законодателя приводит к жизни правовые нормы, создающие новые рыночные механизмы. Становление, развитие рыночных отношений в России, в свою очередь, позволяет сделать адекватным рыночным условиям российское экономическое законодательство.

Вот почему важен для сегодняшней России новый импульс дальнейшего развития правовой системы (иногда говорят: «экономика России нуждается в обновленной правовой среде»). Без этого импульса весьма вероятна «пробуксовка» действующей экономико-правовой системы при переходе на новый качественный уровень либерализации.

Такой импульс возможен при присоединении России к Всемирной Торговой Организации (ВТО), ибо каждый участник ВТО должен «обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных решений своим обязательствам», вытекающим из Соглашений ГАТТ/ВТО (см. п. 4 ст. XVI Марракеш-ского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации).

Необходимо понять, что развитие предпринимательского законодательства (как комплексной отрасли законодательства) на современном этапе допускает, прежде всего, возможность его частичной кодификации. Сегодня обсуждаются варианты кодификации по отдельным направлениям предпринимательской деятельности - например, предлагаются разработка и создание Инвестиционного кодекса РФ, Банковского кодекса РФ, Туристского кодекса РФ, Торгового кодекса РФ. Если же говорить о долгосрочной перспективе, по мере постепенной кодификации предпринимательского законодательства по отдельным отраслям экономики, может быть разработан и принят Предпринимательский кодекс РФ.




  1. Концепция хозяйственного (предпринимательского) права.



  1. Предпринимательский кодекс: предлагаемая структура, возможность принятия.

Кодификация - возможность принятия ПК для регулирования всего право отношений. Он будет сомостоят кодиф актом т.е не будет исп-ть нормы гражд права. либо хоз кодекс + гр кодекс. возник ряд предложен кодифицир отдельные отношения (валютный кодекс, банк кодекс).




  1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития - как основа для развития предпринимательского законодательства.

Осуществляется на основе ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития».



Государственно прогнозирование – система научно-обоснованных представлений о направленности социально-экономического развития России, основанная на законах рыночного хозяйства.

Результаты гос. прогнозирования используются при принятии органами законодательной исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономических отношений. На их основе создаются планы законопроектной деятельности. Но это не НПА, а программные документы.

План-закон - прогнозирование является нормативно обязательным. (в основном в КНР). Устанавливаются экономические показатели для предпринимателя. Цель – удержание роста продукции.


  1. Классификации субъектов предпринимательской деятельности. Критерии для выбора организационно-правовой формы ведения бизнеса.

Субъекты ПП и субъекты ПД часто отождествляются.

Субъекты ПП - лица наделенные определёнными правами и обязанностями для участия в сфере отношений регулиро предприним законодательством. сложно выделить для них единую правосуб.

Субхекты ПД – лица, которым в соответствии с гражданским законодательством дано право осуществлять ПД. Это физически лица индивид предприниматели юр лица имеющие право занимться предприним деятельностью.

Классификация СПД - 1 по сферам - сф соцбытовой внутринац, нешнеэкономич делятся оп классификатору оквэд. 2 индивид предприниматели и ч\з юр лица - по форме организации. 3 по форме собств на основе частой собствен гос собствен мун собствен. 4 по источнику регулирован гк и гк и др отраслевые источники. 5 - по численности для разграничения суб предпринимдо 100, 100 и более 7. по организац правовой форме 8 по наличию в устан капитале доли госва - есть и нет.9 по степени зависимости предпр зависимые - дочерние прелпри и самостоят 10 - по наличию в уставн капитале иностран капиталов имеющ и не имеющ.

критерии - 7 критериев - степень ограничения имущ ответствен участников ооовыгодно. 2 степень включенности юр лица в управленческую систему государства. 3 степень связи труда и капитала 4 степень затрат на управление 5 степень стабильности опф 6 степень налогового и иного льготирования 7 психологический критерий.




  1. Система коммерческих юридических лиц в предпринимательской практике.

3 группы:



  1. То, что не используется (Хозяйственные товарищества, ОДО)

    1. ОДО. Общество с дополнительной ответственностью как форма ведения бизнеса практически идентична ООО, за исключением отличия в ответственности участников. Так, участники ОДО могут потерять часть своего имущества, кратную размеру внесенного ими вклада, правда, при условии солидарной ответственности (ст. 95 ГК РФ). В принципе, это не так обременительно. Но предприниматели практически не используют возможность создания организации в форме общества с дополнительной ответственностью. За три года в Иркутской области было зарегистрировано только одно ОДО, столько же, сколько и полных товариществ, хотя в полном товариществе предусмотрена ответственность участников всем своим имуществом. С чем же может быть связан такой низкий уровень востребованности этой формы? Речь может идти о низкой осведомленности предпринимателей о возможностях этой формы, в частности, в составе неформальных бизнес-групп.

  2. Организации пользующиеся спросом для ведения бизнеса (ООО, ОАО, ЗАО)

    1. ООО. Степень регулировании государством очень низкая. ФЗ «об ООО» - нормы преимущественно-диспозитивные. На практике в ООО не создаются советы директоров, хотя эта форма предусмотрена в законе. Подавляющее большинство предпринимателей выбирают именно эту форму ведения бизнеса. Как видно из характеристики ООО, такая организация помимо минимальных рисков имущественных потерь для своих участников имеет довольно простое управление (может полностью управляться одним лицом) и менее контролируема со стороны государства, чем акционерное общество.

    2. ОАО. Деятельности АО присущ особый публично-правовой режим по определенным ее направлениям: 1) акционерные общества любого типа (как эмитенты ценных бумаг) дополнительно контролируются со стороны федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР); 2) сведения об учредителях акционерного общества должны быть опубликованы, что также не всегда приветствуется предпринимателями; 3) в законодательстве закрепляется требование о публичности бухгалтерской отчетности и акционерного общества открытого типа, а в некоторых случаях - для закрытого АО, публичности проводимых общих собраний акционеров и иных существенных юридических фактов ОАО.

    3. ЗАО. Применяется для ведения мелкого и среднего бизнеса. Это более стабильная форма ведения бизнеса.

  3. Организации, которые слабо пользуются спросом для ведения бизнеса (Производственные кооперативы, народные предприятия). Используются в сельской местности. Принцип личного трудового участия. Принцип сочетания труда и капитала. Государство навязывает эту форму при реорганизации колхозов.




  1. Система некоммерческих юридических лиц в предпринимательской практике. Государственные корпорации в экономике.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница