Вопросы к экзамену по микроэкономике 2 семестр (гр дкк) 2015-16




Скачать 76.75 Kb.
Дата04.05.2016
Размер76.75 Kb.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ 2 СЕМЕСТР (гр ДКК) 2015-16

  1. Объект микроэкономики. Экономические субъекты. Экономические блага. Экономические действия.

  2. Предмет микроэкономики. Принципы принятия решений в условиях экономического выбора. Принцип альтернативных затрат.

  3. Методы экономического анализа. Экономический индивидуализм. Рационализм. Маржинализм. Функциональный анализ. Эмпирические методы исследования.

  4. Теория и ее составляющие. Моделирование экономического поведения.

  5. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Поведение потребителя и рациональность. Функция полезности. Блага и наборы благ. Аксиомы теории потребительского выбора.

  6. Проблема измерения полезности. Кардиналистская (количественная) теория полезности. Общая и предельная полезность. Принцип убывания предельной полезности. Бюджет потребителя и правило максимизации полезности.

  7. Ординалистская (порядковая) теория полезности. Выбор из различных комбинаций двух благ, пространство благ и кривые безразличия. Карта кривых безразличия. Свойства кривых безразличия и их форма. Предельная норма замещения.

  8. Бюджетное ограничение и бюджетное множество. Бюджетная линия и ее наклон. Изменения цен и дохода потребителя и их влияние на бюджетное ограничение. Равновесие потребителя, его геометрическая и алгебраическая интерпретации.

  9. Изменение дохода и оптимальный набор благ. Кривые «доход-потребление» и кривые Энгеля. Реакция потребителя на потребление различных видов благ при изменении доходи и форма кривых Энгеля.

  10. Изменение цены и оптимальный набор благ. Кривая «цена-потребление» и кривая индивидуального спроса. Кривые «цена-потребление» для различных товаров.

  11. Эффект дохода и эффект замещения. Товар Гиффена.

  12. Понятие фирмы в экономической теории. Свобода и ограничения в деятельности фирмы. Фирма и рынок. Виды фирм и их характеристика.

  13. Типы конкуренции и структура рынка. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию фирмы на рынке совершенной конкуренции.

  14. Общий, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции. Прибыль фирмы от продажи продукции. Общая, средняя и предельная прибыль. Нормальная прибыль.

  15. Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска в краткосрочном периоде. Получение положительной прибыли и прогнозирование дальнейшей деятельности. Получение нулевой прибыли и ее экономический смысл. Отрицательная экономическая прибыль и минимизация убытков. Прекращение деятельности в краткосрочном периоде.

  16. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде.

  17. Максимизация прибыли и определение оптимального объема производства конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Прекращение деятельности фирмы в долгосрочном периоде. Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Понятие отрасли. Суммирование предложения различных фирм и получение отраслевого предложения.

  18. Долгосрочное предложение конкурентной отрасли. Долгосрочное экономическое равновесие конкурентной отрасли и его характеристики. Экономическая прибыль и долгосрочное конкурентное равновесие.

  19. Предложение конкурентной отрасли в долгосрочном периоде в условиях растущих, постоянных и понижающихся издержек.

  20. Излишек производителя.

  21. Понятие монополии и ее характеристики. Предпосылки появления монополии. Проблемы определения монополии. Виды монополии

  22. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Максимизация прибыли и определения оптимального объема производства монополистом. Равновесие в монополизированной отрасли. Поведение монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах времени

  23. Сравнительный анализ эффективности монополии и совершенной конкуренции. Монополизация и потери эффективности. Социальные последствия монополизации.

  24. Ценовая дискриминация. Сегментирование рынка. Виды ценовой дискриминации и их характеристика. Последствия ценовой дискриминации.

  25. Понятие монополистической конкуренции. Особенности рыночной структуры монополистической конкуренции.

  26. Монополистическая и совершенная конкуренция. Общие черты и различия. Дифференциация продукции. Отрасль в условиях монополистической конкуренции. Товарная группа

  27. Максимизация прибыли и определение оптимального объема производства монополистически конкурентной фирмой. Краткосрочное и долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции
  28. Монополистическая конкуренция и эффективность. Проблема избыточных мощностей при монополистической конкуренции.

  29. Неценовая конкуренция и роль рекламы


  30. Понятие олигополии и ее основные характеристики. Стратегическое поведение фирмы и его предпосылки. Типология моделей олигополии.

  31. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии при изменении издержек. Роль ожиданий в поведении олигополистической фирмы. Модель ломаной кривой спроса и ее недостатки

  32. Модель картеля. Неустойчивость картельных соглашений

  33. Модель Курно

  34. Модель Бертрана

  35. Модель Штакельберга

  36. Модели теории игр. Доминантная стратегия. Равновесие по Нэшу

  37. Рынки факторов производства. Производность спроса на ресурсы

  38. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции. Доход от предельного продукта труда. Спрос на труд. Кривая спроса фирмы на труд. Предельные издержки на труд. Решение о найме. Изменения в спросе на ресурсы.

  39. Отраслевой и рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы и факторы ее определяющие

  40. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Модель выбора между трудом и отдыхом и предложение труда отдельным работником. Эффекты изменения дохода и замещения при изменении заработной платы. Изгибающиеся назад кривые предложения труда. Равновесие конкурентного рынка труда.

  41. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Монопсония на рынке труда. Предельные издержки на ресурсы для монополиста. Решение о найме на монопсоническом рынке. Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью на рынке продукции.

  42. Монопольный рынок труда. Роль профсоюзов на рынке труда. Методы воздействия профсоюзов на спрос на труд. Профсоюзы и их контроль над предложением рабочей силы. Влияние профсоюзов на заработную плату и производительность труда. Двусторонняя монополия.

  43. Дискриминация на рынках труда и пути ее преодоления.

  44. Заработная плата как цена труда и ее формы. Номинальная и реальная заработная плата. Минимальная заработная плата. Общий уровень заработной платы и факторы, его определяющие. Дифференциация заработной платы.

  45. Инвестиции в человеческий капитал. Трудовые отношения и коллективные договоры. Трудовые конфликты и пути их разрешения. Особенности рынка труда в РБ

  46. Рынок капитала и его структура. Рынок капитальных благ. Инвестиции.

  47. Спрос фирмы на капитальные ресурсы. Внутренняя норма окупаемости и кривая спроса фирмы на капитальные ресурсы. Роль процентной ставки. Номинальная и реальная ставка процента. Дифференциация ставок процента. Рынок ссудного капитала.

  48. Особенности формирования предложения капитала. Модель межвременного выбора. Межвременное бюджетное ограничение и временные предпочтения. Межвременное равновесие. Влияние изменения процентной ставки на предложение заемных средств. Кривая предложения заемных средств.

  49. Краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Период окупаемости. Соизмерение разновременных издержек и доходов. Текущая дисконтированная стоимость. Чистая дисконтированная стоимость и принятие решений по долгосрочным инвестициям.

  50. Рынок ценных бумаг и его функции. Структура рынка ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Доходы владельцев акций и облигаций. Спрос и предложение на рынке ценных бумаг, факторы их определяющие. Цены на рынке ценных бумаг. Особенности рынка капитала в РБ

  51. Земля как фактор производства. Земля как возобновляемый ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы.

  52. Рынок земли. Сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю. Производность сельскохозяйственного спроса на землю. Неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию и ее последствия. Государственное регулирование аграрного сектора экономики. Предложение земли и его ограниченность. Равновесие на рынке земли
  53. Земельная рента как плата за пользование земли. Рента и арендная плата. Цена земли.

  54. Разнокачественность земельных участков по плодородию и местоположению. Дифференциальная рента. Формирование рынка земли в РБ


  55. Понятие внешних эффектов. Внешние эффекты в производстве и потреблении. Отрицательные и положительные внешние эффекты.

  56. Внешние эффекты и эффективность распределения ресурсов. Условия появления внешних эффектов. Частные, внешние и общественные предельные издержки. Частные, внешние и общественные предельные выгоды.

  57. Условия разрешения проблемы внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов. Рыночный механизм и внешние эффекты.

  58. Роль прав собственности в решении проблемы внешних эффектов. Трансакционные издержки. Содержание теоремы Коуза и ее значение.

  59. Регулирование внешних эффектов. Роль корректирующих налогов и субсидий.

  60. Использование теории внешних эффектов. Административные метода решения экологических проблем. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Государственное регулирование внешних эффектов в Республике Беларусь.

  61. Понятие неопределенности и условия ее возникновения. Риск и его измерение. Отношение к риску и принятие решения. Способы снижения риска: диверсификация, страхование, преодоление информационной ограниченности. Спрос на рисковые активы.

  62. Ассиметричная информация: понятие, виды, причины. Скрытые характеристики и отрицательный отбор. Отрицательный отбор на рынке страхования. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии. Виды рыночных сигналов.

  63. Скрытые действия и моральный риск. Моральный риск на страховом рынке: понятие, типы. Влияние морального риска на эффективность. Способы снижения морального риска. Проблема: «принципал-агент»: сущность, условия возникновения. Оппортунистическое поведение.

  64. Проблема взаимоотношений нанимателя и работника и варианты ее решения. Теория эффективной зарплаты.
  65. Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования. Роль государства в преодолении асимметричности информации.


  66. Экономические блага и их виды. Чистые частные блага и чистые общественные блага

  67. Свойства чистых общественных благ. Проблема «безбилетника» и ее значение для обеспечения общественными благами

  68. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага. Эффективный объем производства общественных благ. Рыночный механизм обеспечения общественными благами. Перегружаемые и исключаемые общественные блага.

  69. Роль государства в обеспечении общественными благами. Понятие общественного выбора. Важнейшие предпосылки теории общественного выбора.

  70. Принятие решений об объеме производства общественных благ на базе прямой демократии. Представительная демократия. Лоббирование и взаимная поддержка. Эффект специфических интересов и политическая «невидимая рука»


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница