Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению




страница1/7
Дата27.04.2016
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7




Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению
Подборка по материалам ИБ "Вопросы-ответы", ИБ "Финансист"

справочной правовой системы КонсультантПлюс

Вопрос: Организация является дилером по продажам автомобилей, запасных частей и аксессуаров. Товары приобретаются по договору поставки с поставщиком. Соглашением с поставщиком предусмотрено предоставление ретроспективной скидки на реализованные товары. Скидка предоставляется организации-покупателю в последующие отчетные периоды после отгрузки и полной оплаты товара. На дату предоставления скидки оформляется акт на предоставление ретроспективной скидки, в котором указывается только общий размер скидки. Корректировка первичных документов (товарных накладных по форме N ТОРГ-12), подтверждающих стоимость приобретенных организацией товаров, не производится.

Таким образом, в периоде оприходования и реализации товаров право на скидку у организации-покупателя еще не возникает. Основания для изменения данных налогового учета о стоимости приобретенных товаров отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет ведется на основании данных первичных учетных документов.

Организация учитывает полученную скидку в целях исчисления налога на прибыль в составе внереализационных доходов в периоде оформления первичных документов, подтверждающих предоставление скидки (по дате составления акта на предоставление ретроспективной скидки).

Правомерен ли такой порядок учета?
Ответ: На основании ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Согласно ст. 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

При этом на основании ст. 250 Кодекса премии (скидки), полученные покупателем вследствие выполнения определенных условий договора (в частности, объема покупок), не связанных с изменением цены единицы товара, учитываются в целях налога на прибыль в составе внереализационных доходов, перечень которых является открытым.

В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

При этом на основании ст. 271 Кодекса при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Согласно пп. 1 п. 4 ст. 271 Кодекса датой получения внереализационных доходов для доходов в виде безвозмездно полученного имущества признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг).


Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/506
Вопрос: Статьей 1005 ГК РФ предусмотрено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Согласно ст. 1008 ГК РФ, если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.

В соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного согласно условиям заключенных договоров.

Какая из сторон агентского договора (агент или принципал, обе стороны) в ситуации, когда агент для исполнения своих функций по агентскому договору привлекает займы, имеет право учесть в составе расходов по налогу на прибыль суммы процентов, начисленных по таким займам, при условии, что агентский договор предусматривает возмещение принципалом агенту расходов в виде процентов по привлеченным займам?

Подлежит ли применению ст. 269 НК РФ при включении в состав расходов по налогу на прибыль суммы процентов, начисленных по займам, привлеченным агентом для исполнения своих функций по агентскому договору?
Ответ: На основании п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Пунктом 9 ст. 270 Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Налоговый учет доходов и расходов организации-агента предопределяется условиями заключенного агентского договора.

Таким образом, агент вправе включать в состав расходов для целей налогообложения прибыли затраты, понесенные в рамках агентской деятельности, если такие затраты отвечают требованиям ст. 252 Кодекса и не возмещаются принципалом в соответствии с условиями агентского договора, а также не отражаются в налоговом учете принципала.

Если агентским договором предусмотрена обязанность принципала возместить агенту проценты по привлеченным займам, то суммы указанных процентов включаются в налоговую базу по налогу на прибыль у принципала.

Порядок учета для целей налогообложения прибыли расходов в виде процентов по долговым обязательствам установлен ст. 269 Кодекса.

Расходы агента, которые он совершил в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, если такие затраты подлежат включению в состав расходов принципала, не учитываются в составе расходов агента.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/501
Вопрос: ООО реорганизуется в форме преобразования в ЗАО. Момент завершения реорганизации и внесения записи в ЕГРЮЛ - 03.09.2012.

1. Каков порядок определения последнего налогового периода для ООО и первого налогового периода для ЗАО с целью представления налоговых деклараций в налоговые органы?

2. Предусмотрены ли особый порядок и сроки подтверждения ставки 0% по НДС и по акцизам при экспорте товаров для реорганизованной организации?

3. Каков порядок представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на прибыль при реорганизации ОАО в форме преобразования в ЗАО?

Существуют ли в таком случае особенности при исчислении авансов по налогу на прибыль?

4. Каковы порядок и сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций, налоговый период по которым установлен как календарный год с отчетными периодами квартал, полугодие, девять месяцев года, по следующим налогам:

- налогу на имущество организаций;

- транспортному налогу;

- земельному налогу?

5. Каковы порядок и сроки представления в налоговые органы сведений по форме 2-НДФЛ по доходам, выплаченным ООО и ЗАО?

Есть ли необходимость сдавать отчетность по НДФЛ после завершения реорганизации на дату 02.09.2012 или возможно отчитаться по итогам налогового периода - 2012 г. по сроку 01.04.2013?
Ответ: 1. В соответствии со ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.

Согласно п. 3 ст. 50 Кодекса реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.

По общему правилу налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по истечении соответствующего налогового периода.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 55 Кодекса в случае, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года для дня завершения ликвидации (реорганизации).

В случае если реорганизуемой организацией не будут исполнены обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и уплате налогов за последний налоговый период, эти обязанности должны быть исполнены правопреемником реорганизованной организации.

2. В соответствии с п. 9.1 ст. 165 Кодекса правопреемник (правопреемники) представляет (представляют) в налоговый орган по месту учета документы, в том числе с реквизитами реорганизованной (реорганизуемой) организации, предусмотренные ст. 165 Кодекса в отношении операций по реализации указанных в п. 1 ст. 164 Кодекса товаров (работ, услуг), которые были осуществлены реорганизованной (реорганизуемой) организацией, если на момент завершения реорганизации право на применение налоговой ставки 0 процентов по таким операциям не подтверждено.

Главой 22 Кодекса не предусмотрены особенности, связанные с порядком подтверждения правомерности применения освобождения от акцизов экспортируемых подакцизных товаров в случае реорганизации организации.

3. Согласно ст. 285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

В соответствии с п. 1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 289 Кодекса, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеназванной статьей Кодекса.

Главой 25 Кодекса не предусмотрены особенности исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций при реорганизации организации в форме преобразования.

4. По транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу в соответствии со ст. ст. 360, 379 и 393 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Налоговые периоды для реорганизованной организации и вновь возникшей организации определяются в соответствии с гл. 28, 30 и 31 Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных ст. 55 Кодекса.

В случае если окончание налогового периода по налогу на имущество организаций для реорганизуемой организации будет совпадать с окончанием отчетного периода по этому налогу (например, девять месяцев календарного года), указанной организацией в налоговый орган должна быть представлена соответствующая налоговая декларация. При этом налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций по окончании данного отчетного периода в налоговый орган не представляется.

Особенности заполнения форм налоговых деклараций по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу правопреемником за реорганизованную организацию указаны в порядках заполнения соответствующих налоговых деклараций, утвержденных ФНС России.

5. В соответствии с п. 2 ст. 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, утвержденным Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@.

Реорганизация организации не влияет на установленные п. 2 ст. 230 Кодекса сроки представления сведений о доходах физических лиц.

Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ утвержден порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц.


Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 сентября 2012 г. N 03-02-07/1-229
Вопрос: Директор ЗАО является в соответствии с уставом единоличным исполнительным органом, действующим от имени общества без доверенности. На период служебной командировки приказом на двух заместителей были возложены обязанности директора, закрепленные в уставе, с их четким разделением. Является ли лицо, исполняющее обязанности директора на основании приказа без доверенности, уполномоченным представителем налогоплательщика-организации и вправе ли оно участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, согласно п. 1 ст. 26 НК РФ?
Ответ: Согласно п. 3 ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) полномочия представителя налогоплательщика, который может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 Кодекса).

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Пунктом 3 ст. 29 Кодекса установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор).

Кодексом и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ не предусмотрено, что иное лицо без доверенности на основании приказа законного представителя вправе действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы.

Учитывая изложенное, заместители директора общества, на которых приказом возложено исполнение обязанностей директора общества в период его отсутствия в связи со служебной командировкой, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в качестве уполномоченных представителей общества на основании доверенности.


Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 сентября 2012 г. N 03-02-07/1-227
Вопрос: Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", импортирует мебель. Имеет ли право организация для целей исчисления налога, уплачиваемого при применении УСН, учесть в расходах суммы НДС в полном размере после их уплаты таможенному органу или же расходы в виде уплаченной суммы НДС включаются в стоимость товаров и списываются лишь после их фактической реализации?
Ответ: Согласно пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы налогоплательщики учитывают расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам).

Подпунктом 3 п. 2 ст. 346.17 Кодекса установлено, что расходы на уплату налогов и сборов учитываются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в размере фактически уплаченных сумм.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы в виде налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с указанной статьей и ст. 346.17 Кодекса.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса установлено, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при определении налоговой базы по мере реализации указанных товаров.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным для дальнейшей реализации, учитываются по мере реализации таких товаров.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 сентября 2012 г. N 03-11-06/2/128
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", выставил покупателю счет-фактуру с НДС и перечислил сумму НДС в бюджет. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не имеют права на возмещение "входного" НДС согласно ст. 171 НК РФ. Но сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) включается в расходы при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В ст. 346.15 НК РФ указано, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ. Согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Учитывая данный факт, Минфин России в Письме от 29.10.2004 N 03-03-02-04/1/41 пришел к выводу, что суммы НДС, полученные от покупателей, должны учитываться в доходах налогоплательщиков, применяющих УСН. Сумму НДС, уплаченную в бюджет (по выставленному счету-фактуре), налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе включать в состав расходов (Письмо Минфина России от 16.04.2004 N 04-03-11/61). Вправе ли индивидуальный предприниматель учесть в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН, суммы НДС, выделенные в счетах-фактурах?
Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков данного налога, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога на добавленную стоимость, указанная в данном счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Согласно п. 2 ст. 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

Как установлено ст. 346.15 Кодекса, налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, учет доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном ст. 249 Кодекса, а внереализационных доходов - в порядке, установленном ст. 250 Кодекса. При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 249 Кодекса доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Статьями 249 и 251 Кодекса не предусмотрено уменьшение доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную в порядке, установленном пп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса.

Налогоплательщики, применяющие вышеназванный специальный налоговый режим, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Кодекса. Данный перечень расходов является исчерпывающим.

На основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 Кодекса полученные доходы уменьшаются налогоплательщиками на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этой связи при исчислении налоговой базы в составе расходов, уменьшающих доходы, должны учитываться суммы только тех налогов и сборов, от уплаты которых налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождены.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, выделенные в счетах-фактурах, выставленных покупателям товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, и уплаченные ими в бюджет, при определении налоговой базы в составе расходов не учитываются.


Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 сентября 2012 г. N 03-11-11/280
Вопрос: В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница