Военно-гражданские отношения: возможности совершенствования и развития




Скачать 171.3 Kb.
Дата09.05.2016
Размер171.3 Kb.
ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ:

ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Термин «военно-гражданские отношения», используется для обозначения общественно-политического социального явления, которое представляет систему функциональных взаимосвязей, выстраиваемых между гражданским обществом и вооруженными силами (далее – армия), как институтом государства, на разных этапах его становления и развития во всех сферах общественной жизни по поводу реализации основных жизненно важных интересов личности, общества и государства в контексте обеспечения военной безопасности. По-сути военно-гражданские отношения предполагают проявление гражданского контроля не только в отношении принятия государственных решений в оборонной сфере, но и собственно говоря, речь идет о проявлении гражданского контроля во всех сферах взаимодействия гражданского общества с военной организацией государства.

Практические задачи реформирования России, выработка новой политики обеспечения национальной безопасности1, требуют качественно иную политическую модель взаимодействия гражданского общества и армии по обеспечению жизненно важных интересов государства в иных геополитических, политических, экономических, социокультурных и правовых условиях, что связано с формированием рыночной экономики в стране.

Формирование нового российского геополитического пространства принесло россиянам ощущение своей незащищённости перед системой угроз интересам военной безопасности России, что обусловливалось необходимостью укрепления российских границ по всему периметру страны, в связи с ростом вероятности возникновения военных конфликтов в непосредственной близости у границ России, продвижением НАТО к её территории, распространением наркотрафика, незаконной миграции, и проникновением международного терроризма в пределы Российской Федерации.

Военной силе в настоящее время отводится если не главная, то весьма важная роль в определении современного миропорядка. На этом внешнеполитическом фоне Россия концентрирует усилия для обеспечения своего устойчивого развития, повышая свою конкурентоспособность на мировом рынке, одновременно выступая за сотрудничество в освоении мировых энергоресурсов.

Возрастание роли Вооруженных Сил, по-сути, обуславливается возрождением российской государственности, а значит, непреложный характер приобретают политико-правовые проблемы обеспечения гармоничного развития военно-гражданских отношений в Российской Федерации, приобретающих в новых условиях иное содержание и форму. Эти обстоятельства определяют внешний аспект необходимости модернизации военно-гражданских отношений в интересах обеспечения национальной безопасности страны.

Однако сегодня когда кардинально меняется сам характер угроз интересам национальной безопасности государства, а значит усложняются и задачи, стоящие перед гражданским обществом и армией, по их своевременному выявлению, предупреждению и нейтрализации.

Среди угроз национальной безопасности для Российской Федерации по оценке специалистов будут, по всей видимости, доминировать внутренние угрозы и опасности, обусловленные, прежде всего, социально-политическими и экономическими противоречиями в российском обществе:

дифференциация доходов населения;

стагнацией социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей;

падение привлекательности военной службы;

необходимость изменения военнослужебных отношений в армии в ходе ее реформирования и др. 2
Вместе с тем, необходимость решения в стране социально-экономических проблем, а также противодействия терроризму, вооружённому экстремизму в свою очередь определяют внутренний аспект совершенствования политико-правовых основ военно-гражданских отношений в российском обществе, который становиться одним из главных направлений военно-социальной, и в целом, социальной политики3, Российской Федерации.

Таким образом, совершенствование военно-гражданских отношений в современных условиях предполагает разработку целенаправленной военно-социальной политики включающую конкретные меры по политическому, социально-экономическому, правовому, информационно-коммуникативному обеспечению взаимодействия гражданского общества и армии в новых рыночных условиях.

Переосмысление сущности и характера военно-гражданских отношений в России, проведение системного, критического их анализа и выработку на этой основе комплексных мер, в том числе политико-правового характера, направленных на оптимизацию и развитие взаимодействия в системе «гражданское общество – армия», когда уравнительные подходы, характерные для советского периода развития государства, уходят в прошлое, потребует переоценки в социальной политике отношения к особой категории населения – военнослужащим и членам их семей. Сложность их социально-экономического положения в современной России выдвигает на первый план задачу активного поиска механизмов повышения эффективности военно-гражданских отношений в стране в новых условиях ее развития.

С деградацией старой модели военно-гражданских отношений обострились проблемы социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей ввиду резкого сокращения бюджетных ассигнований в сферу обороны страны, хронического недофинансирования потребностей Вооруженных Сил (рис.1).






Рис.1. Динамика удовлетворенности различных категорий офицерского состава, прапорщиков (мичманов) уровнем материального обеспечения

в Вооруженных Силах в 2005-2006 годах (в %).

Попытки как-то адаптировать старую «советскую» модель военно-гражданских отношений к новым условиям оказались малоэффективными. На фоне общего экономического подъема в стране резко снизился престиж армии и привлекательность военной службы в российском обществе, а действующая система взаимоотношений между гражданским обществом и армией не удовлетворяет потребностям ни большинства населения страны, ни военнослужащих и членов их семей

Бедственное положении семей военнослужащих полностью подтверждается результатами опросов независимых российских социологических организаций. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ) 40 процентов опрошенных россиян независимо от социального происхождения, политических пристрастий, принадлежности к тому или иному социальному слою, уровню доходов и места жительства признало, что семьи военнослужащих в настоящее время живут бедно, ниже средне российского уровня, а большинство - 58 процентов россиян считают, что социально-экономическое положение военнослужащих должно находиться выше общероссийского среднестатистического уровня.

С другой стороны, возрастание общественно-политической значимости военной службы и Вооруженных Сил в обеспечении безопасности личности, общества и государства, обуславливают высокий социально-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которые в интересах политической стабильности российского общества и государства по уровню своего материального положения должны соответствовать среднему классу.

Обострение этих социальных проблем4 в военно-политической сфере ведет к снижению способности армии эффективно выполнять возложенные на нее государственные функции по обеспечению безопасности развития Российской Федерации и сдерживанию потенциальных угроз национальной безопасности (рис.2)

.


min


Рис. 2. Изменение индекса «престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»5 в 2004-2005 годах
На фоне экономического укрепления Российской Федерации, улучшения благосостояния и роста доходов населения результаты ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих показывают, что уровень материального достатка их семей не адекватен затратам воинского труда, опасностям и лишениям военной службы. Отрицательное социальное самочувствие не стимулирует продление военнослужащими контрактов о прохождении военной службы.

Темпы роста текущих доходов семей военнослужащих их денежного довольствия уступают темпам роста аналогичных показателей для населения страны. Военнослужащие устойчиво полагают, что уровень жизни населения выше, чем у военнослужащих. О чем свидетельствуют оценки военнослужащих и членов их семей (рис. 3).



Рис. 3 Сравнительная оценка социально-экономического положения населения

и военнослужащих в районах дислокации воинских частей в 2005–2006 годах

(по мнению военнослужащих, в %)
По-сути, реформирующиеся Россия столкнулось в своем развитии с серьезной социальной проблемой – необходимостью в интересах эффективного обеспечения национальной безопасности формировать новую политическую модель военно-гражданских отношений.

При этом следует рассматривать проявления военно-гражданских отношений во всех областях общественной жизни:



В политической сфере военно-гражданские отношения характеризуются состоянием гражданского контроля над вооруженными силами, что во многом определяет устойчивость политической стабильности общества.

Политический опыт свидетельствует, что обеспечение политической стабильности общества во многом обусловлена реализацией принципов объективного гражданского контроля над вооруженными силами, такими как:

обеспечение соответствия военной политики, военной доктрины, состояния вооруженных сил объективным потребностям военной безопасности государства;

исключение возможности незаконного использования армии для вмешательства в дела общества и государства;

обеспечение достойного социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

обеспечение развития военно-служебных отношений на гуманной и правовой основах, соблюдения прав и свобод военнослужащих;

обеспечение воспитания военнослужащих в духе верности идеалам Конституции.

Успешное функционирование гражданского контроля над вооруженными силами возможно только в правовом государстве, когда осуществление властных функций государства основано на законах, которые выражают волю и защищают интересы гражданского общества.



В социально-экономической сфере в настоящее время необходима переориентация военно-социальной политики государства с реализации функции социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, которая основана на обеспечении «защиты» минимальных жизненных стандартов и превратилась в главную ее цель на военно-социальную политику, которая в условиях становления и развития рыночной экономики в стране должна иметь «наступательный» характер.
Воинский труд, содержание которого непосредственно связано с обеспечением военной безопасности государства, общества и личности каждого гражданина должен получить адекватную социально-экономическую оценку в Российской Федерации.

Одним из принципиальных вопросов является участие военнослужащих и членов их семей в формировании среднего класса в России, как значительной группы населения, поддерживающей государственную политику в связи с наличием собственного (в первую очередь - имущественного) интереса и готового в связи с этим играть по правилам, установленным государственной властью. Опыт материального обеспечения военнослужащих развитых стран показывает, что важной целью военно-социальной политики государства является превращение военнослужащих и членов их семей в такую социальную группу населения, которая бы отвечала признанным стандартам среднего класса. К среднему классу традиционно относят государственных служащих и военнослужащих. Отсутствие среднего класса считается предпосылкой для нарушения социального равновесия и социальных катаклизмов. В современных обществах ввиду очевидности даже не дискутируется вопрос о необходимости отнесения военнослужащих к среднему классу.

В этой связи, за период строительства новой российской армии определилась общественная потребность к безотлагательному принятию мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, а также ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В социально-правовой и финансовой сферах важнейшим условием социальных преобразований в Вооруженных Силах является их финансовое обеспечение. Анализ динамики военных расходов, структуры расходов бюджета за период 1999 – 2006 годы свидетельствует о том, что социально-экономическое обеспечение, несмотря на относительный рост расходов на содержание военнослужащих финансировалось по остаточному принципу, а поэтому нет четкости в обосновании целей военно-социальной политики.

Вместе с тем требуется программно-целевое распределение, планирование и использование ресурсов, выделяемых на нужды социально-экономического обеспечения военнослужащих и членов их семей (Таблица 1)


Таблица 1. Динамика доли расходов на оборону и содержание

Вооруженных Сил в 2004–2007 годах (в %)


ПОКАЗАТЕЛИ

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Доля расходов на оборону в ВВП…………….…………..

2,8

2,84

2,74

2,63

Доля расходов на оборону в расходах федерального бюджета……...........................................................................

15,7

15,4

15,6

15,0

Доля расходов на содержание Вооруженных Сил в расходах федерального бюджета……...…………………

14,9

12,9

12,7

10,9

В настоящее время, по сути, стоит вопрос об усилении социальной направленности военного строительства, под которой уместно понимать, главным образом, три ее аспекта:

1. Создание социальных механизмов стимулирования добросовестной службы военнослужащих, восстановления и поддержания на необходимом уровне их морально-психологического и физиологического потенциалов;

2. Обеспечение определенного перераспределения доходов в пользу военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, для обеспечения их достаточного жизненного уровня.

3. Создание условий для развития военно-служебных отношений в строгом соответствии с законами и строгая дифференциация в предоставлении льгот, гарантий, компенсаций и других социальных благ в зависимости, от характера выполняемых военнослужащим задач, сложности, напряженности и интенсивности воинского труда.

Защищая социально-экономические интересы военнослужащих и членов их семей, следует основывать свою позицию на конституционном положении о недопустимости ухудшения их социально-экономического и правового положения в результате проведения социальных реформ в стране.

В этой связи социализация всей системы экономических отношений, изменение приоритетов социальной политики государства в направлении развития «человеческого капитала» - объективная закономерность формировании современной модели социального рыночного хозяйства.

Роль и значение рыночных механизмов и институтов в системе удовлетворения социально-экономических потребностей военнослужащих и членов их семей постоянно возрастает, причем эти тенденции совпадают с интересами государства и общества в повышении боеспособности Вооруженных Сил и престижа военной службы в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Так, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 - 2008 годы определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации.

Основная цель: достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.6 Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста должны предполагать соответствующие качественные изменения военно-социальной политики и, следовательно, военно-гражданских отношений.

Это значит, что в условиях развития военно-гражданских отношений в связи с формированием рыночной экономики система денежного довольствия Вооруженных Сил, должно стать одним из основных инструментов повышения привлекательности военной службы.



В социокультурный сфере следует отметить, что в современных публикациях доминирует точка зрения, согласно которой в укладе русской жизни исторически всегда доминировало военное начало. Еще Г.Спенсер в своих «принципах социологии» даже отнес Россию к категории «военных государств», каким в древности была Спарта.

Вместе с тем специфическим для русского менталитета и русской культурно-исторической традиции является не столько собственно военное начало, сколько начало служения – службы своей Родине. Соответственно российское государство следует рассматривать не столько как специфическую военную организацию, а как гигантскую служебную организацию. В России армия всегда выступала надежным каналом восходящей социальной мобильности.

Российское общество в социокультурном отношении всегда отличила крайняя неоднородность, причем разнородность ценностных ориентаций во многом создают профессиональные устои деятельности военнослужащих, которые призваны защищать государство и его институты, независимо от его типологических политических особенностей.

В тоже время, наоборот, для гражданских лиц в политической жизни значимы именно особенности государства, такие как разновидность государственного устройства, формы организации власти, характер правления, имеют особое значение. Военнослужащие и гражданские лица по-разному реагируют на проявление проблем в военно-гражданских отношениях. Так, если военнослужащих большей степени затрагивают структурные изменения армии¸ снижение боевой готовности войск, ухудшение их социально-экономического и правового положения, социальные проблемы семей военнослужащих, то гражданское общество острее реагирует на проявления негативных социальных явлений в воинских коллективах - «дедовщины» и суицидов среди военнослужащих, факты превышения командованием должностных служебных полномочий, а также военные неудачи.

«При этом и те, и другие приоритеты существенно деформируют привычные представления военных и граждан о государстве и армии, разрушают многие характерные для них нормы профессиональной деятельности и гражданского сознания».7

В результате этих социокультурных особенностей в системе военно-гражданских отношений в настоящее время имеется ряд проблемных проявлений между гражданским обществом и армией, как относительно самостоятельной субкультуры. К примеру, это проблемы объективного гражданского контроля за военной сферой, полноценного освещения средствами массовой информации военной реформы, противодействия нарушениям прав законности в армии, состояние патриотического воспитания населения, отношение к военной службе и др.

Однако в последнее десятилетие складываются новые тенденции в военно-гражданских отношениях, где роль социокультурных факторов становиться весьма значительной. В связи возрастанием созидательной роли государства образ (имидж) российской армии с приходом В.В.Путина на пост Президента Российской Федерации поменялся в общественном сознании к лучшему.

В военной сфере переход к комплектованию воинских должностей в Вооруженных Силах преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, следует рассматривать в контексте объективного процесса военного строительства, затрагивающего в целом всю военную организацию государства.

Суть этих изменений заключаются в переходе Вооруженных Сил, как ядра военной организации государства, к сугубо профессиональной форме своего функционирования.

Перед военным строительством в Российской Федерации стоит задача формирования эффективного организационно-правового и социально-экономического механизма, который позволил бы привести в соответствии с жизненно важными национальными интересами страны, ее геополитическими особенностями и военной доктриной государства структуру и организацию Вооруженных Сил, а затем, в свою очередь, саму военную организацию государства – с ресурсами на ее создание и совершенствование.

Принцип комплектования является исходным для определения формы организации армии, так как в нем, с одной стороны, проявляются все насущные проблемы развития Вооруженных Сил государства, а с другой – он тесно увязан с уровнем развития самого общества, с конкретными историческими условиями и политикой, проводимой государством в сфере обеспечения национальной безопасности. Основная проблема, связанная с переходом к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, заключается с необходимостью совершенствования и развития военно-гражданских отношений в социальной системе «армия-общество».

Соблюдение прав человека является одним из принципиальных положений, на которых строятся взаимоотношения между профессиональной армией, как части государства и обществом. Высокий социальный уровень и престиж профессиональной армии обосновывается тем, что общество как бы «делегирует» государству через профессиональную армию право на свою защиту, а армия гарантированно профессионально оказывает эту «услугу», обеспечивая мир, стабильность и процветание нации.

В долгосрочной перспективе профессиональная армия в условиях укрепления демократии и права в общественных отношениях становиться все больше связующим звеном между государством и гражданским обществом, так как в профессиональной армии создаются все условия по обеспечению социальных гарантий воинского труда, обеспечении его приоритетности, значимости и престижности, в создании благоприятных возможностей для саморазвития и самоутверждения личности воина.

В конечном итоге, социальная политика государства должна ориентироваться на то, чтобы могли сложиться все необходимые предпосылки формирования на базе социальной группы представленной военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, такой социальной группы, которая имела бы относительно высокие доходы и определенную собственность, гарантирующей ей достойное защитников Отечества положение в обществе.

Леонид Певень, кандидат философских наук



1 Возжеников А.В.Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: Изд-во РАГС, 2002. – С.4.

2 Гацко М.Ф.Правовое обеспечение военной безопасности России (теоретико-правовое исследование). – М., 2006. С.6.

3 Социальную политика - деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации общества. Базовыми целями социальной политики является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма общества при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы. См.: Политология. Энциклопедический словарь. – М.:Publishers, 1993. – С.358.

4 Словосочетание «социальная проблема» появилась в западноевропейских обществах в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы – неравномерного распределения богатства (См.:Schwartz, H. On the Origin of the Phrase “Social Problems” // Social Problems. Vol. 44, N 2, May 1997. – P. 276 – 296). Понятие социальной проблемы рассматривалась как нежелательная социальная ситуация, которую можно и нужно изменить.

5 Для анализа и визуализации данных, полученных в ходе исследований, используются индексы, рассчитываемые как разница между суммой положительных и средних оценок и суммой отрицательных оценок, увеличенная с учетом коэффициентов k1-5=(+1,0;+0,5;+0,33;-0,5;-1,0), которые приведены к предельным значениям интервала (от max = +1,0 до min = –1,0).

Таким образом, индекс престижа военной службы (Ipvs) выражается формулой:



(Ipvs) =[(A х k1) + ( B х k2) + (C х k3) + (D х k4) + (E х k5)] / 100 где:

A, B, C, D, E – значения ответов респондентов в процентах, а k1-5 - коэффициенты (вес значений).

6 См. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р.

7 См.: Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России: Материалы международной научной конференции / Соловьев А.И. Социокультурные проблемы развития военно-гражданских отношений. – М.: Научный эксперт, 2005. – С.44.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница