Внешний долг




Скачать 72.67 Kb.
Дата04.05.2016
Размер72.67 Kb.
Внешний долг Российской Федерации: динамика и структура.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (В соответствии с 6 статьей № 145-ФЗ БК РФ 31.07.1998 ( в послед. ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)

Динамика внешнего долга РФ, млрд. долларов США (на 1 января периода)




2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Общий внешний долг (государственный и частный)


178,60

161,40

150,80

153,20

185,70

214,50

258,50

309,70

459,6

Государственный

внешний долг



158,70

143,7

133,5

125,7

121,7

114,1

76,5

52,0

46,4

Динамика государственного внешнего долга России

Внешние долги России - в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.

Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял $37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня 1995г.), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.

В течение своего второго президентского срока российский президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил лишь 53 млрд (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

До 1998 года у аналитиков складывалось впечатление, что Российское правительство живёт одним днём. В подтверждение этим словам можно привести ситуацию с внутренним долгом, которая была рассказана в предыдущей главе. Августовский кризис 1998 г. переломил эту тенденцию - уже действовавшие программы кредитования были заморожены, финансовые организации стали требовать возврата долгов. Для РФ настали трудные времена, усугубившиеся резким уменьшением притока нефтедолларов из-за упавших цен на черное золото. К этому добавилась политическая нестабильность в стране, выразившаяся в смене менее чем за год четырех правительств, что дополнительно отпугивало кредиторов и инвесторов.

В 1999 году проблема платежей по государственным долгам достигла своего апогея. Нужно было выбирать из двух, как говорится, зол: не платить по долгам – что приведёт к ещё большему недоверию инвесторов и осуждению мировым сообществом, или платить, но так как свободных денег в экономике нет, то придётся выплачивать за счёт резервов Центробанка. Из двух зол правительство выбрало меньшее, а точнее вариант номер 2. Но, как мы помним, Центробанк истратил огромную часть своих золотовалютных резервов в 1998 году на погашение внутреннего долга, и к 1999 году они находились всего лишь на уровне $13 млрд. Ничего не оставалось делать, как «включить печатный станок», что привело к взлёту инфляционных процессов и удорожанию американской валюты. В 1999-2000 гг. Центробанк профинансировал $6,9 млрд.1 в качестве платы по долгам Российской Федерации.

Достигнутая в начале 2000 г. договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием вызвала у некоторых представителей российских властей надежду на повторение подобного успеха в отношениях с Парижским клубом. В рамках осуществления такого плана в бюджет 2001 г. не были включены необходимые финансовые средства, а в начале 2001 г. была предпринята попытка в одностороннем порядке прекратить платежи Парижскому клубу в части долга, унаследованного от бывшего СССР. Угроза применения санкций со стороны официальных кредиторов вынудила российские власти отказаться от дальнейшего осуществления этого плана. 19 января 2001 г. они официально заявили о проведении политики обслуживания и погашения долга в соответствии с официальным графиком платежей.



Структура гос внеш долга РФ (на нач года в млрд долл США , с сайта Минфин)

м/н фин орг-и на 05 год: МВФ – нет, осн – Мир банк, ЕБРР

Опубликованные 9 апреля первые данные Банка России о структуре внешнего долга демонстрируют снизившиеся на 40% за квартал темпы погашения банковских и корпоративных кредитов. Внешний долг негосударственного сектора за I квартал 2009 года снизился на $28,9 млрд, кварталом ранее — на $47,4 млрд.

Вчера Банк России опубликовал первую оценку изменений внешнего долга РФ по состоянию на 1 апреля. Согласно статистике ЦБ, с 1 января он сократился с $484,7 млрд до $453,5 млрд, на $31,2 млрд. Пика совокупный внешний долг РФ достиг в III квартале 2008 года — $542,1 млрд, из них на 1 октября 2008 года $499,3 млрд приходилось на частный сектор (39,5% — банковский сектор, 60,1% — небанковские структуры). За первый кризисный квартал сокращение частного внешнего долга составило $47,4 млрд (на $31,8 млрд уменьшился совокупный внешний долг небанковского сектора, на $15,6 млрд — банковского), государственного — 2,2% (кварталом ранее — $10,1 млрд).

В январе—марте 2009 года темпы сокращения внешнего долга РФ упали вдвое. Напомним, накануне, отвечая на вопросы депутатов Госдумы после парламентского отчета, премьер-министр Владимир Путин заявил, имея в виду частный внешний долг ("около $500 млрд"), что "сегодня корпоративный долг сократился на треть": реструктурировано и погашено, по словам премьер-министра, $174 млрд. В цифрах ЦБ подтверждений этим сведениям нет. С III квартала 2008 года по I квартал 2009 года частный внешний долг сократился на $88,6 млрд. Реструктуризации частного внешнего долга в IV квартале 2008 года оценивалась аналитиками не более чем в $25-30 млрд. Таким образом, если данные премьер-министра о "сокращении и реструктуризации" компаниями долга на треть верна, сама по себе реструктуризация частного внешнего долга РФ затронула кредитов и обязательств на сумму порядка $65-70 млрд — то есть около 13-14%, или четыре пятых от текущих платежей по долгу всего 2009 года. При этом сокращение частного внешнего долга за полгода составило около 18% от их общей суммы.

За полемикой вокруг закрытых цифр реструктуризации частного внешнего долга стоит проблема непрозрачности данных и операций с корпоративными кредитами частному сектору РФ. Напомним, заявления правительства об отказе помогать компаниям в досрочных погашениях внешнего долга, решении проблем margin calls и изменений в графиках выплат кредитов в связи с кризисом делаются на фоне усиления роли Сбербанка, ВЭБа, ВТБ и Газпромбанка и в банковском, и в корпоративном секторе. Иностранные кредиторы российских компаний, как правило, ведут переговоры о реструктуризациях, однако в этом процессе государственные банки — не на их стороне. Сигналы российского государства, в том числе и отказ от гарантирования внешнего долга через ВЭБ из Фонда будущих поколений на $50 млрд, и заявления о разрешении входить в капитал компаний-должников, для них крайне противоречивы — ни цифра Владимира Путина, ни его выступление ситуацию не прояснили.



Перспективы внешнего долга РФ

Согласно Бюджету на 2008-2010 гг. в будущем доля внешнего госдолга в общей структуре государственной задолженности будет сокращаться. Через 3 года она снизится до 2,5% от ВВП.

Россия рассчитывает частично погасить долг перед Всемирным банком летом 2008 (3 млрд. долларов из оставшихся 4,5 млрд.), согласно заявлению замминистра финансов РФ Дмитрия Панкина.

Россия намерена в целом погасить долги бывшего СССР, доставшиеся по наследству и составившие на 1 января 2008 года около 7,2 миллиарда долларов, к концу 2012 года. Предельным сроком выплат по государственному внешнему долгу является 2030 год, отмечают в Минфине.




Внешний долг частного сектора России, млрд. долл.




2005

2006

2007

2008

Банки

32,2

49,9

100,8

162,4

Прочие секторы

65,5

112,6

139,6

225,4

Итого

97,7

162,5

240,4

387,8

Валют резервы

124,5

182,2

303,7

476,4

Стабфонд







89,1

156,8

Доля иностранных обязательств в пассивах российской банковской системы, 1993-2007 (в %):

2005 ≈ 16,5%; 2006 ≈ 21,5 %; 2007 ≈ 23%.

Минфин и Центробанк озабочены неуправляемым ростом внешнего долга, размеры которого угрожают стабильности финансовой системы и экономики. В связи с этим российский Минфин объявил в 2007 г. о подготовке к мониторингу заимствований, за которым могут последовать и определенные меры по ограничению заимствований.



1 По данным РосБизнесКонсалтинг.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница