Влияние интеграционных процессов в азиатско-тихоокеанском регионе (атр) на региональную стабильность и военную безопасность




Скачать 56.42 Kb.
Дата10.05.2016
Размер56.42 Kb.

УДК 001(06) Международное научно-технологическое сотрудничество


Д.Б. КАЛЁНОВ1, Б.М. ТУЛИНОВ1, С.В. ЧЕМЕЗОВ

1Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

ФГУП «Рособоронэкспорт», Москва
ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (АТР)
НА РЕГИОНАЛЬНУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ И ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Нарастающие интеграционные процессы в АТР оказывают существенное влияние на стабильность и безопасность в регионе. И хотя многие специалисты считают, что основными «интеграторами» в регионе являются США и Япония, «закручивающие интеграционную спираль вокруг собственных экономик», к ним следует добавить Китай и Россию, также играющих значимую роль в решении региональных проблем безопасности.
США всеми мерами пытаются сохранить геостратегический контроль над Азиатско-Тихоокеанским регионом.

К основным задачам США в АТР можно отнести:

1) достижение глобального лидерства через укрепление доминирующего положения в АТР и других регионах;

2) недопущение вытеснения США и снижение веса других государств АТР;

3) закрепление экономического и технологического преимущества в АТР;

4) закрепление военного присутствия по линии многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами региона (Японией, Кореей и др.).

Япония в новых геополитических условиях также пытается усилить свои позиции. Надо сказать, сотрудничество США и Японии отличается совпадением интересов в политической и военной областях при наличии существенных противоречий в сфере экономики.

Однако главным фактором, влияющим на стабильность и безопасность в АТР постепенно становится Китай. Следует отметить, что китайский подход к современным реалиям и, прежде всего, к глобализации основывается на принципе разделения экономики и политики. В экономической сфере он стремится использовать глобализацию для решения народнохозяйствен­ных и финансовых задач, в первую очередь обеспечить свои потребности в природных ресурсах, получить выход на товарные рынки развитых стран, доступ к их капиталам и современным технологиям. В политическом плане Китай видит в глобализации угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела и тракту­ет ее не иначе, как опасный для него вариант гегемонизма. Отсюда вытека­ет неприемлемость концепции однополюсного мира и противопоставле­ние ей многополярного мироустройства.

Можно предположить, что КНР формирует свой интеграционный центр, свой полюс через кон­цепцию «Большого Китая». Глобализация по-китайски нацелена на интеграцию с Гонконгом, Тайванем, Ма­као, Сингапуром и другими странами конфуцианско-буддистского ареала. Мощь такого образования, базирующаяся на экономике стран с преобладанием китайской нации, подкрепляется доминирующими позициями в них этнических китайцев. «Большой Китай» может вырасти в новую мировую сверх­державу, которая при существующих темпах роста ВВП уже в ближайшие десятилетия оставит позади и Евросоюз, и США. Действительно, Китай постепенно становится лидером АТР, все более влияющим на обстановку в регионе.

Тем самым, можно сделать вывод, что при сохранении нынешних темпов развития Китай, исповедующий политику многополярного мира и неприятия «гегемонизма», может стать основным экономическим, политическим и военным конкурентом США и его союзников в АТР.

Главной особенностью и отличием от европейской безопасности в АТР является отсутствие (уже ставшее традиционным) системы коллективной безопасности. Во многом это обстоятельство связано отсутствием общей для всех стран угрозы. Противоречия здесь носили почти всегда двусторонний характер, а потому и не сложилось чет­кого разделения государств на военно-политические коалиции типа НАТО и Организации Варшавского Договора. К примеру, созданные США союзы (в первую очередь с Японией и Южной Кореей) предназначались для сдерживания СССР и Китая, и носят двусторонний характер.

В этих условиях России, чья экономическая и военная мощь за последние десятилетия резко снизились, непросто участвовать в поддержании необходимого геостратегического баланса.

Российская Федерация, являясь одним из крупнейших государств АТР, жизненно заинтересована в мире, стабильности, безопасности и процветании этого района земного шара. К основным направлениям обеспечения безопасности России на ее восточных границах относятся следующие:

1. Скорейшее и конструктивное решение проблем социально-экономического и культурного развития наших дальневосточных районов, повышение жизненного уровня населения. В этой связи имеется безусловная потребность в равноправном, взаимовыгодном, эффективном сотрудничестве с США, Китаем, Японией, Южной Кореей, КНДР, другими азиатско-тихоокеанскими государствами и в развитии российского Дальнего Востока с целью его интеграции в региональную систему международной кооперации.

2. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации на Дальнем Востоке путем поддержания и развития прочных всесторонних отношений со всеми соседями, в том числе в военной области и в сфере военно-технического сотрудничества. Высокотехнологичная продукция военного назначения, выпускаемая на дальневосточных предприятиях представляет собой возможность равноправного участия в торгово-экономических азиатско-тихоокеанских интеграционных процессах.

3. Формирование здесь эффективной многосторонней системы безопасности и сотрудничества, ликвидация очагов напряженности, политическое урегулирования спорных проблем, разработка и реализация мер доверия в военной области.

Так, Российская Федерация участвует в решении острой проблемы Корейского полуострова, обусловленной непрекращающейся военно-политической конфронтацией между Севером и Югом страны. Россия является последовательной сторонницей мирного воссоединения корейской нации в тех формах и в те сроки, которые будут избраны самим корейским народом. Однако процесс объединения, по-видимому, потребует определенного периода постепенного сближения двух государств. Представляется полезным, чтобы в интересах этого сближения, а также в целях укрепления взаимного доверия между Севером и Югом Кореи, Россия, Соединенные Штаты, Китай и Япония могли обсудить с двумя корейскими государствами возможность предоставления им перекрестных гарантий безопасности на период до объединения страны. Многостороннее соглашение такого рода явилось бы одновременно и своеобразным каркасом системы безопасности на Дальнем Востоке. Наличие международных гарантий безопасности могло бы позволить Северу и Югу Кореи разработать меры по снижению уровня военного противостояния.

Россия и Республика Корея договорились координировать усилия по обеспечению мира, стабильности, безопасности и процветания в АТР в рамках АРФ, АТЭС и других региональных организаций.

Усилия России, направленные на укрепление стабильности и безопасности в АТР, приносят результаты несмотря на военно-экономические трудности. Наглядным свидетельством этому является активное участие России в деятельности Шанхайской организации сотрудничества (включает шесть государств – Китай, РФ, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан).

Что касается нынешних взаимоотношений Соединенных Штатов с постепенно набирающими силу Россией, Индией и Китаем, то в Америке и вынуждены сти­мулировать свои двусторонние связи с каждым из них в отдельности. Наряду с позитивным влиянием таких связей, когда, например, элементы милитаризации внедря­ются в национальные экономики для их подрыва. Такая проявляется в последние годы по отношению к Индии.



В этой обстановке США стремятся использовать в своих интересах ситуацию в мире, сло­жившуюся после терактов 11 сентября 2001 года, временную слабость России, противоречия в исламских странах, усиливают свое влияние в Центральной Азии, пытаются закрепиться в экономически перспективном, геополитически и геостратегически важном регионе, находящемся в непосредственной близости с Китаем. Такие действия вполне вписываются в их концепцию глобализации и концепцию по­строения однополюсного мира, подтверждают стремление сохранить геополитический контроль в Азии, в том числе в Северо-Восточной, и в целом в АТР.
Список литературы


  1. Клименко А.Ф., «Особенности интеграционных процессов в Азии и их влияние на безопасность в регионе» - Военная мысль, 2003, №6.

  2. Арнин О., «Стратегические контуры Восточной Азии в ХХI в. Россия: ни шагу вперед». – М.: Альянс, 2001.

  3. Ваничкин П. «США: опасения экспертов, что лидером в АТР становится Китай. Тихоокеанский вектор России» - Компас: комментарии, прогнозы, анализ, события. Вестник иностранной информации ИТАР-ТАСС, №46, 14.11.2005.




ISBN 978-5-7262-0883-1. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2008. Том 15


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница