Выступление на родительской конференции «Психолого-педагогические аспекты трудового воспитания»




Скачать 76.65 Kb.
Дата05.05.2016
Размер76.65 Kb.
Выступление на родительской конференции

«Психолого-педагогические аспекты трудового воспитания» (07.02.2014 г.)

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд обучающихся имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организовывается, прежде всего, с воспитательными целями.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, обучающиеся должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Формирование у обучающегося психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подержание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать те же самые дела. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

Центром внешкольной работы было проведено анкетирование среди обучающихся творческих объединений и их родителей с целью изучения обязанностей, которые выполняют дети в семье и их отношения к труду. В анкетировании приняли участие 595 обучающихся и 404 родителя. По результатам опроса выявилось, что 89% детей помогают родителям по дому, 11% - нет.

Наиболее предпочтительным трудом для ребенка родители считают:

совместный

помощь по дому и хозяйству

любой посильный

мыть посуду

заботиться о других членах семьи

ухаживать за животными, цветами

вязание.

Среди прочих был ответ - успеет наработаться.



70% детей занимаются самообслуживанием, 14% - по ситуации, бывает, редко и 16% нет.

Самыми распространенными ответами были: убирают за собой, в комнате, моют посуду, варят, накрывают на стол, стирают и гладят белье, выполняют гигиенические процедуры, пылесосят, сами встают и собираются в школу, делают уроки, убирают свою комнату, полное самообслуживание.



От 91% детей родители требуют качественного выполнения работы, от 5% опрошенных не требуют, и 4% сказали, что иногда требуют.

Я провела сравнительный анализ ответов детей и родителей и вот что получилось.



Есть ли у ребенка постоянная обязанность в семье?




Дети

Родители

Да

85%

97%

Нет

15%

3%




уборка в доме, в своей комнате, мытье пола,

помощь по хозяйству,

уход за животными, летом полоть огород, зимой чистить снег,

покупать продукты,

присматривать за младшими в семье.


уборка дома

уход за животными

покупка продуктов

носить воду

уход за другими членами семьи


С удовольствием ли ребенок выполняет свои обязанности?




Дети

Родители

Да

63%

45%

Нет

18%

7%

Иногда

19%

48%

Всегда ли дети выполняют просьбу родителей о помощи в домашних делах и приходится ли родителям повторять просьбу?




Всегда ли выполняете просьбу родителей о помощи в домашних делах

Приходится ли Вам повторять просьбу?




Дети

Родители

Да

81%

42%

Нет

6%

40%

Иногда

13%

18%

Поощряют ли родители ребенка за хорошо выполненную работу?




Дети

Родители

Да

85%

48%

Нет

7%

13%

Иногда

8%

40%




разрешают играть в компьютер дольше обычного,

обещают купить подарки, сладости, игрушки, телефон, компьютер, что-нибудь из одежды и т.п., дают карманные деньги, разрешают гулять на улице, сходить к друзьям, разрешают смотреть телевизор,

хвалят,

обещают совместную поездку,



много обещают, но ничего не делают.




Наказывают ли родители ребенка за невыполнение поручения?




Дети

Родители

Да

87%

57%

Нет

13%

28%

Иногда

0%

15%




лишают компьютера, телефона,

отказывают в карманных деньгах,

запрещают гулять,

запрещают посещать занятия в творческих объединениях,

ругают, делают замечание, бьют ремнем,

дают больше работы.



лишают компьютера, телевизора,

лишают карманных денег,

отказывают детям в покупках,

не отпускают на кружки и секции,

не отпускают на улицу, на дискотеку,

не разрешают приглашать домой друзей,

отказывают детям в организации дня рождения


89% родителей привлекают своего ребенка к совместной работе, 7% - не привлекают и иногда привлекают 4%.

Дети отметили следующие виды работы, которые они выполняют вместе с родителями:

Помощь по уходу за подсобным хозяйством

Работа на кухне: приготовление пищи, мытье посуды

Уход за животными

Уборка в доме

Ремонтные/строительные работы в доме

Помощь во всех делах/в любых

Поход в магазин

Делают уроки

Вязание

Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

Да ответили 35% родителей

Нет - 64%

Иногда – 1%

Анализируя результаты анкет, хочу сказать, радует то, что у многих детей есть обязанности в семье, и они в большинстве выполняют эти обязанности с удовольствием.

Я хочу акцентировать внимание на одном вопросе – это вопрос о наказании за невыполнение обязанности ребенка. Среди ответов на этот вопрос был ответ – запрещают посещать занятия в творческих объединениях.

У меня возник вопрос, как такой запрет может сказаться на ребенке? Ведь что такое занятия в творческих объединениях?

Это, прежде всего, смена вида деятельности. На занятиях дети занимаются только тем, что им нравится, тем, что их интересует.


Это смена стиля общения. Как правило, в творческих объединениях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине.

Это смена круга общения. Внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных группах и ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе.

Также это смена обстановки. Занятия в творческих объединениях проводят с учетом интересов ребенка. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами.

В результате своим запретом на выполнение значимой для ребенка деятельности отдаляют его от труда, ведь в творческих объединениях дети также учатся трудиться, они постепенно научаются организовывать свое время, у них вырабатываются такие качества как ответственность, усидчивость, стремление добиться успеха.

Основная цель труда ребёнка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Для формирования трудовых привычек чрезвычайно важны следующие требования:

1. Определить детям в семье постоянные трудовые обязательности, которые будут им по силам.

2. Не скупиться на благодарность и похвалу, если ребёнок хорошо потрудился, выполняя домашнюю работу.

3. Приучать детей к бережливости; учить ценить и свой, и чужой труд.

4. Не платить детям деньги за выполнение повседневных дел.

5. Не прибегать к наказанию трудом.

6. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.

7. Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых, раскрывать практическую значимость труда.

Помните. Если родители не воспитают трудолюбие с детства, в более зрелые годы наверстать будет сложно, а порой и невозможно.

Вы любите своего ребёнка? Вы желаете ему добра? Хотите, чтобы его любили в детстве и уважали, когда он станет взрослым? Тогда возьмите себе в помощники ТРУД. Без умения увлечённо трудиться не может быть у человека ни людского уважения, ни личного счастья.

Итак, успехов вам и вашим воспитанникам.



Воспитание ребёнка – это труд, труд каждодневный и непрерывный, без выходных и отпусков.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница