Выпускная работа по «Основам информационных технологий»




Скачать 314.67 Kb.
Дата22.04.2016
Размер314.67 Kb.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»



Магистрант

кафедры банковской

и финансовой экономики

Гафуров Руслан Альбертович

Руководители:

ст. пр. Кожич Павел Павлович

ассистент Поздняков Андрей Михайлович

Минск – 2010 г.

Оглавление





Оглавление 3

Список обозначений ко всей выпускной работе 4

Реферат на тему «Применение информационных технологий в сфере разработки и координации валютной политики НБ РБ» 5

Введение 5

1. Обзор литературы в предметной области 7

Глава 2. Методологические основы исследования 9

Глава 3. Использование информационных технологий при разработке валютной политики НБ РБ 10

Глава 4. Обсуждение результатов 15

Заключение 18

Список литературы к реферату 20

Интернет ресурсы в предметной области исследования 24

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) 26

Граф научных интересов 27

Презентация магистерской диссертации 28

Список литературы к выпускной работе 31



Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии

ИБС – интегрированная банковская система

НБ РБ – Национальный банк Республики Беларусь

СУР – система управления рисками

СУБД – система управления базами данных

CRM – Customer Relationship Management

Реферат на тему «Применение информационных технологий в сфере разработки и координации валютной политики НБ РБ»




Введение

С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет валютная политика государства.

Значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики как регулятора экономической деятельности очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ.

Тема реферата является очень актуальной на сегодняшний день. Правильно подобранная экономическая политика является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. В тоже время при разработке и координации валютной политики не обойтись без применения современных информационных технологий.

Цель работы – показать необходимость применения ИТ в сфере разработки и координации валютной политики в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:



  • раскрытие сущности понятий «валютная политика»;

  • проведение анализа проблем, возникающих при реализации валютной политики в Республике Беларусь на современном этапе развития;

  • выбор наиболее оптимальных мероприятий, направленных на преодоление существующих в настоящее время проблем координации политики.

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной валютной политики и построения финансовой системы, обеспечивающей стабильный экономический рост. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций:

  • поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства;

  • снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам.

Совершенствование таких составляющих системы государственного регулирования экономики Республики Беларусь как денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика должно производиться исходя из повышения их роли в регулировании экономики и необходимости обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития государства в целом, а также роста благосостояния населения.

В настоящее время реализация валютной политики в Республике Беларусь осуществляется в целом успешно; результатом реализации которой является рост ВВП, выполнение бюджета Республики Беларусь в 2010 г., постепенное снижение ставки рефинансирования и налоговой нагрузки на предприятия, сдерживание темпов инфляции, стабильное положение государства на фоне мирового финансового кризиса, стабильность курса национальной валюты.


1. Обзор литературы в предметной области

В последние годы вопросам выбора оптимального вектора валютной политики государства посвящается значительное количество публикаций.

Ряд последних исследований в этой области опять же подтверждают взаимосвязь между финансами и экономическим ростом, но в то же время основной упор делают на различия в типах финансовых систем и возможные, в связи с этим, различия в механизме воздействия разных типов систем на экономический рост.

Таким образом, в литературе в области денежно-кредитной и валютной политики существует консенсус относительно основных положений:



  • Валютная политика – совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых государственными организациями, центральными банковскими и финансовыми учреждениями, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютных отношений.

На основе трудов ученых, таких как Алехин Б.И., Квачук Л.П, Кравцова Г.И., Селищев А.С., Шипунов М.М., и ряда других были раскрыты теоретические вопросы, такие как:

  • Понятие и сущность денежно-кредитной политики государства

  • Сущность, роль и значение валютной политики

  • Механизм государственного регулирования экономики посредством валютной политики

  • Применение ИТ в сфере разработки и координации валютной политики НБ РБ

На основе законодательства Республики Беларусь, а также информации, полученной с сайтов Национального Банка Республики Беларусь, а также правовых новостных порталов были раскрыты основные эмпирические вопросы, относительно разработки и координации валютной политики Национального банка Республики Беларусь. К таким вопросам относятся:

  • Основные направления денежно-кредитной Республики Беларусь

  • Достижение прогнозных экономических показателей денежно-кредитной политики Республики Беларусь

  • Валютная политика: необходимость и предпосылки координации в Республики Беларусь

  • Внедрение современных технологий на этапах разработки и координации валютной политики НБ РБ

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Достижения устойчивого экономического роста в Республике Беларусь важное значение имеет совершенствование бюджетно-налоговой политики, ее адаптация к изменяющимся условиям ведения бизнеса при условии достижения поставленных задач, решаемых посредством фискальной политики.

В современных условиях на базе новых технологий возникают новые виды производства товаров и услуг, новые виды ведения бизнеса (инновационное предпринимательство, электронный бизнес, электронные операции), т.е. меняется структура хозяйства, возникает новый сектор экономики и трансформируется традиционный сектор. Это все оказывает большое влияние на цели и методы государственного регулирования экономики, включая и бюджетно-налоговую политику. Формируются новые элементы национального и международного налогообложения, возникающие в условиях глобализации, которые касаются стимулирования инновационного предпринимательства, налогообложения электронной коммерции.

Сегодня государство при проведении своей экономической политики должно учитывать приоритеты развития глобальных рынков, правила и нормы глобальной конкуренции. В условиях электронной прозрачности географических границ государств, широкого использования Интернет, электронных средств ведения бизнеса правительственным органам сложно практически контролировать деятельность своих граждан-налогоплательщиков, занимающихся бизнесом в Интернет-пространстве. Возникает проблема налогообложения субъектов электронного бизнеса, которые могут осуществлять минимизацию своего налогообложения. В таких условиях остро стоит вопрос о юрисдикции Интернета, виртуального бизнес-пространства.


Глава 2. Методологические основы исследования

В методологии, как системе наиболее общих принципов и положений, составляющих основу любой научной дисциплины, существует большое количество методов, позволяющих осуществить в рамках исследования сбор необходимых данных, анализ полученной информации, оценку результатов.

Методологической основой исследования послужили теоретические положения и методологические подходы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, занимающихся вопросами формирования системы риск-менеджмента финансово-кредитных институтов, основанные на синергетическом, институциональном подходе к реализации стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие банковской системы, а также нормативные документы РБ, касающиеся внедрения информационных технологий в банковскую деятельность.

Теоретической основой для написания работы послужили разработки направлений экономической науки в области координации валютной политики, методов оценки курса валют на основе корзины валют, а также биржевой торговли. Информационной базой работы послужили информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб, экспертные оценки и расчеты научных и практических работников, материалы периодической печати, источники Интернета.




Глава 3. Использование информационных технологий при разработке валютной политики НБ РБ

Система управления валютной политикой – надлежащим образом сформированный и функционирующий организационно-правовой механизм, обеспечивающий снижение вероятности возникновения недопустимых потерь в результате осуществления центральным банком своей деятельности [11].

История развития ИТ в банках может быть не столь интересна с практической точки зрения, но стоит отметить, что мы подошли к этапу, когда большинство базовых или стандартных банковских процессов и операций в их традиционном понимании уже автоматизировано.

Стало быть, возникает вопрос куда мы движемся, и что же наши банки, в том числе и Национальный банк, считают перспективными технологиями. И не просто считают перспективными сами по себе, а планируют к внедрению. Объединив два исследования: «Ежегодный отчет удовлетворенности потребителей», проводимый в 2008 году компанией СофтКлуб, и ежегодное исследование ассоциации «Инфопарк» и Ассоциации белорусских банков «Состояние, тенденции и перспективы развития информационных технологий в банковском секторе» получаем следующую картину:



  • Автоматизация документооборота;

  • Электронные архивы;

  • Автоматизация инкассации (НДО);

  • Интернет-банкинг;

  • Контакт-центры;

  • Скоринг;

  • Банкоматы cash-in;

  • Технологии быстрого ввода и маркировки документов;

  • Автоматизация управления персоналом;

  • CRM;

  • Управление рисками;

  • Финансовое планирование и бюджетирование.

Однако, с точки зрения новизны большинство из этих технологий скорее не новые, а уже достаточно хорошо апробированные и доказавшие свою эффективность. Просто в силу ряда причин они в наших банках пока не внедрены.

Планируемый переход Национального банка к риск-ориентированному надзору, внедрение в практику банковской системы международных соглашений Basel II по оценке достаточности капитала, ориентация на оказание массовых финансовых услуг населению и связанный с этим рост объема операций и другие факторы ставят перед Национальным банком и банками Республики Беларусь задачу обеспечения анализа и контроля за рисками.

Выполнение поставленной задачи невозможно без создания современной автоматизированной системы управления рисками.

Создание Национальным банком автоматизированной системы управления рисками даст возможность более точно моделировать ситуации, качественно и количественно оценивать последствия и вероятность, выполнять анализ риска с большей точностью. Создание автоматизированной системы управления рисками позволит также осуществлять мониторинг рисков, как для страны в целом, так и отдельно по каждому банку, проводить стоимостную оценку риска, оперативно реагировать на появление и развитие риска, вести статистику нарушений и рисковых событий. 

Так как для создания современной автоматизированной системы управления рисками необходимы большие финансовые и людские ресурсы, что достаточно обременительно для средних и мелких банков, то при создании системы необходимо предусмотреть возможность предоставления ресурсов системы в аутсорсинг.

Таким образом, ожидаемыми результатами создания автоматизированной системы управления валютной политики являются:

формирование современной и эффективной системы управления валютными рисками;

повышение эффективности банковского надзора;

возможность использования банками системы на принципах аутсорсинга услуг [3].

Для единого понимания банками целей, задач и направлений развития автоматизированных систем оценки и управления рисками необходима также разработка соответствующей концепции.

Так, ЗАО «СОФТКЛУБ – Центр разработки» предлагает разработку программных технологий и комплексных прикладных программных продуктов для автоматизации деятельности финансовых и других предприятий и организаций, а также оказание сопутствующих услуг (внедрение, эксплуатация, включая обучение пользователей) в отношении разработанного программного обеспечения. Одним из продуктов является интегрированная банковская система «SC-BANK NT», которая построена на основе технологии единого информационного пространства и современной платформе СУБД ORACLE и обеспечивает автоматизацию операционной, учетной, управленческой и аналитической деятельности многофилиального банка.

В основу ИБС «SC-BANK NT» положен модульный принцип построения системы, который позволяет гибко настраивать и адаптировать систему в текущую информационную среду банка и обеспечить интеграцию системы с программными комплексами других разработчиков. Таким образом, обеспечивается комплексная автоматизация всех основных бизнес-процессов банка.

ИБС «SC-BANK NT» обеспечивает:


  • Централизованное управление банком: ведение единой нормативно-справочной информации и единой картотеки клиентов банка

  • Автоматизацию основных бизнес-процессов работы с клиентами

  • Обслуживание документооборота

  • Ведение бухгалтерского и управленческого учета

  • Обслуживание кредитного и депозитного портфеля

  • Взаимодействие с платежными системами

  • Обработку операций казначейства

  • Мониторинг и управление банковскими рисками

  • Управление персоналом

  • Подготовку и формирование нормативной и управленческой аналитической отчетности

  • Ведение финансового планирования и бюджетирования банка.

Преимущества ИБС «SC-BANK NT» — гибкость и адаптируемость, функциональная насыщенность, высокий уровень информационной безопасности, аналитические возможности, удобство работы с интерфейсом — позволяют повысить конкурентоспособность банка, уменьшить банковские риски и снизить себестоимость банковских услуг.

В соответствии со специальным соглашением с компанией Oracle предприятие ООО «СОФТКЛУБ» имеет право на совместное льготное лицензирование ИБС «SC-BANK NT» с базовыми технологиями компании Oracle, а также оказание технической поддержки совместного пролицензированного программного обеспечения, что предоставляет банку дополнительные конкурентные преимущества по оптимизации финансовых издержек на построение современной, эффективной и надежной информационной среды банка.

В программные комплексы (модули) в составе продукта входит комплекс управления рисками, который включает следующие программные модули: кредитные риски и резервы, кредитные риски: классификация активов и регулирование резервов, кредитные риски: условные обязательства и резервы, мониторинг валютной позиции, мониторинг денежных потоков, мониторинг индикативных параметров, мониторинг лимитов на банки-контрагенты.

Так, например, программный модуль «Кредитные риски и резервы» из состава комплекса управления рисками интегрированной банковской системы «SC-BANK NT», построенной на технологии единого информационного пространства на платформе СУБД Oracle, и предназначен для оценки степени риска неисполнения контрагентом своих обязательств по договорам на основе анализа совокупной задолженности по активам и условным обязательствам, подверженным кредитным рискам. Модуль обеспечивает оценку уровня кредитного риска по активам и условным обязательствам с учетом качества обеспечения по договорам и регулированию величины специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе.


Решаемые задачи:

  • Ведение категорий финансовой неустойчивости по контрагентам.

  • Ведение признаков наличия негативной информации о контрагенте.

  • Расчет величины требуемого специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску на основе дифференцированных ставок по группам риска в разрезе типов субъектов хозяйствования, установленных банком.

  • Расчет величины требуемого специального резерва на покрытие возможных убытков по условным обязательствам, подверженным кредитному риску на основе дифференцированных ставок по группам риска в разрезе типов субъектов хозяйствования.

  • Оценка степени риска неисполнения по контрагентам на основе анализа совокупной задолженности контрагента по активам, подверженным кредитному риску.

  • Оценка уровня кредитного риска по активам и по условным обязательствам по каждому отдельному договору с учетом качества обеспечения исполнения обязательств.

  • Определение степени риска неисполнения по контрагенту по критерию наихудшего значения при оценке совокупной задолженности контрагента с учетом длительности просроченной задолженности и наличия признаков финансовой неустойчивости и иной негативной информации по контрагенту.

  • Обеспечение единого подхода к классификации активов и условных обязательств, подверженных кредитному риску.

  • Анализ степени риска неисполнения контрагентом своих обязательств по заданным параметрам.

  • Анализ достаточности созданного специального резерва на покрытие возможных убытков отдельно по активам и условным обязательствам по заданным параметрам.

Использование передовых технологий и идей подразумевает степень использования актуальных, сложных методик и решений для анализа и моделирования в сфере рынка, капитала, рисков.

Широта возможностей с позиции конечного потребителя заключается в степени охвата решением различных областей управления основными рисками, капиталом [9].

Наиболее перспективной группой являются программные решения, предлагающие интегрированный подход к построению автоматизированной системы управления рисками. Данные решения также отличаются достаточно сложными аналитическими моделями и моделями данных, имеют наилучшие возможности для интеграции с существующими банковскими системами на базе своей платформы. Именно они являются наиболее приемлемыми для контроля лимитов, так как позволяют реализовать комплексное решение совместно с автоматизированной банковской системой. Данные решения основаны на использовании интеграционной платформы, базирующейся на сервис-ориентированной архитектуре.

Другая группа, которую также следует выделить, выглядит слабее в интегрированном подходе, видя основной задачей разработку более совершенных техник для управления рисками в области экономических моделей капитал-менеджмента.

Третья группа решений характеризуется более четким позиционированием и доминированием по отдельным рискам. Решения этой группы целесообразно использовать в комплексе с решениями, обладающими интеграционными возможностями для дополнения функциональности основного решения.

Исходя из сказанного внедрение комплексных автоматизированных систем управления рисками сопряжено с освоением интеграционных платформ, переходом к сервисно-ориентированной архитектуре, с построением сквозных бизнес-процессов, требует наличия статистических данных для построения моделей оценки рисков, согласования терминов и классификации рисков.


Глава 4. Обсуждение результатов

Решения по применению информационных технологий в современном банковском бизнесе становятся одним из главных элементов стратегии развития банка, в том числе и Национального банка, поскольку уровень и качество поддерживающих деятельность банка информационных технологий определяет в конечном итоге качество предоставляемых услуг, уровень менеджмента и надежность функционирования финансового института.

Часть банковских процессов не подлежит автоматизации в силу высокой стоимости ее проведения и отсутствия явной экономической (либо другого характера) выгоды от результатов, другая часть − по причине наличия организационной структуры, не подлежащей автоматизации. В данной связи необходим пересмотр действующих организационно-распорядительных документов с целью усовершенствования и упрощения действующих процедур управления [12].

На данный момент национальный банк Республики Беларусь прошел основные этапы автоматизации, в частности, внедрены системы, непосредственно связанные с автоматизацией банковского бизнеса, деятельностью финансовых структур и подразделений, построены телекоммуникационные сети, резервные вычислительные центры. В случае отсутствия либо несоответствия используемых программно-технических комплексов современным показателям эффективности функционирования системы организации координации валютной политики, проводится активная работа в направлении приобретения новых и усовершенствования существующих локальных информационных систем.

Однако следует отметить проблемы взаимодействия большинства систем друг с другом, так как часть из них приобретена у различных сторонних разработчиков, часть разработана либо разрабатывается собственными силами. Результатом возникающих проблем интеграции является дублирование информации в базах данных, увеличение объема обрабатываемой информации, несогласованность, несвоевременность внесения изменений в базы данных и, как следствие, снижение скорости выполнения операций, появление ошибок, сложность дополнительных разработок.

Несогласованность можно также отметить и на более высоком уровне – информационное взаимодействие банков между собой, с Национальным банком, взаимодействие банковской системы с государственными органами поставлено, как правило, на уровне односторонней отчетности и порой не соответствует реальным потребностям каждой из сторон.

В основном данная проблема связана с отсутствием стандартов для различных частей систем автоматизации, регламентированных сценариев электронного взаимодействия между локальными банковскими системами и системами контролирующих сторонних организаций, клиентов.

Большинством банков вырабатываются собственные стратегии развития информационных технологий, определяющие ключевую политику банка в области автоматизации локальных информационных процессов. Задача организации автоматизированного межбанковского, информационного взаимодействия на данный момент решается в индивидуальном порядке каждым банком.

Развитие информационных технологий в банках в первую очередь осуществляется для удовлетворения информационных потребностей пользователей банковских услуг.

Автоматизация банковского процесса может также быть сопряжена с изменением нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих расчетно-информационное взаимодействие посредством электронных средств. Процесс изменения может занять длительное время и привести к большим убыткам, то есть, имея средства и возможности, не всегда можно осуществить внедрение программного продукта.

Кроме того, отсутствие стандартов формирования и функционирования различных частей информационных систем препятствует созданию интегрированных информационных систем, систем на уровне межбанковского взаимодействия, взаимодействия с государственными органами [15].

Основными целями развития и применения информационных технологий в банковской системе являются:



  • повышение качества и увеличение количества услуг, предоставляемых клиентам банковской системы;

  • обеспечение доступности качественных услуг, независимо от территориальной принадлежности клиентов;

  • повышение эффективности функционирования и потенциала развития банковской системы.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:

    • развитие единого информационного пространства банковской системы Республики Беларусь;

    • интеграция единого информационного пространства банковской системы с информационными системами государственных органов, в том числе обеспечивающими обслуживание по принципу ”одно окно“, а также в целях информационного взаимодействия с надзорными и контролирующими органами;

    • использование банками централизованной архитектуры автоматизированных банковских систем;

    • внедрение современных технологий управления банковскими рисками;

    • внедрение форм дистанционного обслуживания, включая Интернет-банкинг и мобильный банкинг;

    • внедрение клиентоориентированных технологий и решений, таких, как контакт-центры и системы поддержки взаимоотношений с клиентами (Customer Relationship Management – CRM);

    • создание условий для применения банками аутсорсинга в сфере информационных технологий;

    • создание системы сертификации программных и аппаратных средств и внедрение системы аттестации поставщиков для критичных банковских процессов;

    • популяризация применения дистанционных форм обслуживания в среде пользователей банковских услуг;

    • внедрение эффективных методов управления проектами создания межбанковских автоматизированных информационных систем, систем качества на предприятиях-разработчиках;

    • создание эффективной системы организационного, научно-методического и кадрового обеспечения использования информационных технологий в банках Республики Беларусь.

Для предоставления банкам возможностей использования современных технологий управления рисками деятельности при снижении необходимости отвлечения значительных объемов собственных средств на эти цели и уменьшении операционных расходов, а также решения задач повышения эффективности банковского надзора целесообразно создание в Республике Беларусь АСУР по централизованной модели на базе формируемого открытого акционерного общества ”Центр банковских технологий“.


Заключение

Таким образом, Национальным банком в основном разработана локальная нормативная правовая база по вопросам управления валютной политикой. Однако принятие внутренних нормативных актов по разработке политики зачастую не подкрепляется выстраиванием последовательного, функционирующего на практике процесса, где не только правильно определены ответственные за исполнение отдельных его элементов специалисты, но и каждым из них постоянно в соответствии с закрепленными функциями осуществляется работа, наполненная реальным и достаточным содержанием. Наряду с этим требует совершенствования организация взаимодействия между внутренним аудитом, осуществляющим контроль за системами управления валютной политикой, риск-менеджерами и топ-менеджментом банков на основе оперативного обмена информацией достаточного содержания.

Большинство банков не обладают достаточным количеством специалистов, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы, и при этом не уделяют должного внимания обучению сотрудников в этой области.

Создание СУР в банках характеризуется недостаточным применением при создании систем управления рисками соответствующих программных продуктов.

Низкий уровень автоматизации управления рисками в первую очередь снижает качество внедряемых методологических разработок, включая стратегии, политики и процедуры управления рисками. Кроме того, данный фактор препятствует организации полномасштабной и эффективной работы по сбору и систематизации информации, относящейся к базовым элементам процесса управления рисками, в которой использовались бы все доступные внутренние и внешние источники. Отсутствие такой накопленной информации не просто снижает достоверность идентификации и оценки принимаемых рисков, препятствует использованию современных форм их моделирования, но и делает невозможным создание СУР, соответствующих требуемому уровню в современных условиях.

Вместе с тем создание современных СУР предполагает необходимость обработки при управлении рисками огромных массивов информации, осуществления сложных математических вычислений, обеспечения оперативного и надежного обмена информацией между различными подразделениями, что требует должного сопровождения систем управления рисками со стороны информационных технологий.

На мировом рынке автоматизированных систем управления валютной политикой представлены разнообразные по архитектуре и составу программные продукты, учитывающие опыт использования организационных и методологических подходов к управлению денежно-кредитной и валютной политикой на основе мирового опыта.

Большинство решений позволяет проводить обработку необходимого объема информации и осуществлять расчеты, необходимые для оценки, мониторинга и контроля над проведением валютной политики.

Основные различия представленных программных решений заключаются в использовании передовых технологий и идей и в широте возможностей с позиции конечного потребителя.

Использование передовых технологий и идей подразумевает степень использования актуальных, сложных методик и решений для анализа и моделирования в сфере рынка, капитала, рисков.

Широта возможностей с позиции конечного потребителя заключается в степени охвата решением различных областей управления основными рисками, капиталом.

При создании и приобретении программных продуктов и технических средств в банковской системе Республики Беларусь целесообразно ориентироваться на наилучшие мировые практики автоматизации банковской деятельности, учитывающие международные стандарты ISO (International Organization for Standardization) и ECBS (European Committee for Banking Standards) либо стандарты, разработанные на их основе.



Большое значение в данных условиях приобретает проведение обзоров международного опыта в части новизны технических разработок, внедрения новых форм и методов обслуживания клиентов.

Список литературы к реферату





  1. Алехин Б.И. Денежно-кредитная политика / Б.И. Алехин. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 135 с.

  2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. №441-З [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk0000441 Дата доступа: 20.11.2010.

  3. Биггс Б. Вышел хеджер из тумана... / Б. Биггс – Пер. с англ. М. - СПб., 2007

  4. Василевич Г.А. Комментарий к закону «О нормативно-правовых актах в Республике Беларусь» / Г.А.  Василевич – Мн.: Право и экономика, 2006. – 466с.

  5. Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 г. №73-З «О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2010 год». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.

  6. Каллаур П. Механизм трансмиссии монетарной политики в экономике Беларуси / П. Каллаур, В. Комков, В. Черноокий // Белорусский экономический журнал, № 3., 2005.

  7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. –48 с.

  8. Кравцова Г.И.  Деньги, кредит, банки / Г.И.  Кравцова  Г.С. Кузьменко  Е.И.  Кравцов – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527с.

  9. Красавина Л.Н. Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика / Красивина Л.Н. // Деньги и кредит, 6/2002

  10. Лоскутов В.И. Основы современной экономической теории / В.И.  Лоскутов – СПб.: Питер Пресс, 2006. – 204с.

  11. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю – Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940с.

  12. Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. / Т.Ю. Матвеева– М.: Приор, 2007. – 511c.

  13. Масич Н.М. Государственное регулирование экономики и экономическая политика / Н.М. Масич – М.: МОУ «Современный гуманитарный институт», 2002. – 88с.

  14. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Ф. Мишкин – Пер с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко – М.: Аспект Пресс, 1999. – 820с.

  15. Мэнкью Н. Г. Принципы макроэкономики / Н. Г. Мэнкью – 2-е изд. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 576с.

  16. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.09.2010.

  17. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/data/data7.php#1 Дата доступа: 23.10.2010

  18. Прокопович П.П. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году / П.П. Прокопович // Банкаўскі веснiк – люты 2010.

  19. Прядкина О.А. Фискальная политика как инструмент регулирования межбюджетных отношений / О.А.  Прядкина – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2000. – 26 с.

  20. Розинский И. Международные финансовые центры: мировой опыт и возможности для России / И. Розинский // Вопросы экономики. 2008. N 9.

  21. Сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nbrb.by Дата доступа: 06.10.2010

  22. Селищев А.С. Деньги, кредит, банки / А.С.  Селищев – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 427 с.

  23. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки / В.И.  Тарасов – Мн.: Мисанта, 2003. – 512 с.

  24. Указ Президента Республики Беларусь от 07.12.2009г. № 591. «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год». Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/2010/ondkp-2010.pdf Дата доступа: 03.03.2010

  25. Фридмен М. Основы монетаризма / М. Фридмен – Под науч. ред. Д.А. Козлова. – М.: ТЕИС, 2002. – 175 с.

  26. Экономическая теория: Учеб. Пособие / Н.И. Базыелев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.; БГЭУ, 2002. – 432 с.

  27. Bernanke В. Should Central Banks Respond to Movements in Asset Prices? / В. Bernanke, M.Gertler [Электронный ресурс] Режим доступа: www.princeton.edu/~bernanke/currentpapers.htm. Дата доступа: 04.04.2010

  28. Buiter W. Central Banks and Financial Crises / W. Buiter [Electronic resource] Режим доступа: www.federalreserve.com Дата доступа: 04.04.2010

  29. DeLisle Worrell. Monetary and Fiskal Coordination in Small Open Economies / DeLisle Worrell. – IMF Working Paper, International Monetary Fund, 2000.

  30. Goodhart Ch. What Weight Should Be Given to Asset Prices in the Measurement of Inflation / Ch. Goodhart // Economic Journal. 2001. Vol. III, June. P. 335.

  31. Kruk D. The Channels of Monetary Transmission in Belarus / D. Kruk. – Mimeo, 2006.

  32. Levine R. Bank-based or market-based financial systems: which is better / Levine R. – Journal of Financial Intermediation 11, 2002 – 398 - 428.

  33. Roubini N. Why Central Banks Should Burst Bubbles / N. Roubini [Электронный ресурс] Mode of access: www.rgemonitor.com Date of access: 04.04.2010

Предметный указатель к реферату

А

АСУР 6, 16

Автоматизация 6, 9-11, 14-18

Аутсорстинг 10, 16



П

Программный модуль (комплекс) 10, 11, 14

Продукт 4, 10, 11, 15, 17, 18


Б

Базель II 9, 17,18



Р

Резерв 11-14



В

Внедрение 6, 8-10, 13, 15, 16



С

Скоринг 8, 9

Стандарт 18

СУБД 10, 11

СУР 4, 5, 7


И

ИТ 6, 7, 9

ИБС 10, 11


К

Контрагент 11, 12



Ф

Финансовый риск 4, 6, 8



М

Модуль 10, 11

Мониторинг 10, 14, 18


Э

Электронный архив 9



Эффективность 4, 9, 10, 14-16


Интернет ресурсы в предметной области исследования





п/п

Адрес ресурса в Internet

Краткое описание

1

http://www.nbj.ru/publs/banki-i-biznes/2010/05/04/it-kak-tsentr-pribyli/index.html

Сайт «Национального банковского журнала», содержит комментарии и анализ новых задач, стоящие перед банками в посткризисный период, которые заставляют руководство банков уделять больше внимания современным высоким технологиям ради повышения эффективности бизнеса.

2

http://www.cbt.by

Сайт ОАО "Центр банковских технологий", основным предметом деятельности которого является развитие информационных технологий в денежно-кредитной системе Республики Беларусь, в том числе автоматизация деятельности Национального банка Республики Беларусь, его учреждений и предприятий.

3

http://www.bankit.by

Сайт Международного форума по банковским информационным технологиям, содержит презентации новых разработок и прикладных решений, обсуждения практики их интеграции и перехода информационных систем на новые платформы.

4

http://softclub.by

Сайт ЗАО «СОФТКЛУБ – Центр разработки», содержит информацию по программным продуктам и решениям для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

5

http://www.nbrb.by

Сайт Национального банка Республики Беларусь. Структура сайта следующая: банк сегодня, монетарная политика, законодательство, статистика, банковская система, платежная система, публикации, банкноты и монеты.

6

http://www.nestor.minsk.by/sr/2005/08/sr50803.html

Сайт издательства «Нестор», содержит большой архив статей различного характера, в т.ч. по внедрению информационных технологий при управлении рисками.

7

http://www.infobank.by/

Сайт содержит большое количество статей о финансовой деятельности в Республике Беларусь.

8

http://www.finance.tut.by/

Сайт содержит большое количество статей о финансовой деятельности в Республике Беларусь.

9

http://www.select.by/

Сайт содержит большое количество статей о финансовой деятельности в Республике Беларусь.

10








Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка)



http://ra-gafurov.narod.ru/

Граф научных интересов


Магистрант Гафуров Р.А. Экономический факультет

Специальность Финансы, денежное обращение и кредит




Смежные специальности

08.00.01 – экономическая теория

  1. Методология экономического исследования

  2. Экономические законы и закономерности.

  3. Экономические отношения.

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

  1. Менеджмент как управление людьми в организациях

  2. Экономика инноваций

  3. Экономика и организация труда

08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики

  1. Методы принятия оптимальных решений

  2. Оценка экономической эффективности использования новых моделей и информационных технологий

08.00.14 – мировая экономика

  1. Мировые валютно-финансовые рынки и международные финансовые отношения; инвестиционные процессы

  2. Глобальные проблемы экономики и возможности их решения




Основная специальность

08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

  1. разработка теории финансов;

  2. финансы предприятий и отраслей народного хозяйства

  3. (промышленности, агропромышленного комплекса и других отраслей и комплексов);

  4. финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры и др.);

  5. страхование;

  6. государственный бюджет;

  7. налоги, сборы и другие платежи в бюджет;

  8. финансы внешнеэкономической деятельности, финансово-кредитные системы зарубежных стран;

  9. деньги и денежные системы;

  10. разработка теории и практики кредита;

  11. банки, специальные кредитно-финансовые институты и их операции;

  12. инвестиции;

  13. формирование и применение цен, государственное регулирование ценообразования;

  14. ценовая политика в системе маркетинга;

  15. ценообразование в различных областях и сферах экономики и во внешней торговле.




сопутствующие

01.01.05 – теория вероятностей и математическая статистика

  1. Статистические выводы и анализ данных

  2. Вероятностно-статистическое моделирование

01.01.09 – дискретная математика и математическая кибернетика

Методы оптимального управления, наблюдения и идентификации; оптимизация динамических систем в условиях неопределенности, конструктивные методы решения задач вариационного типа и их приложения в механике, экономике и других областях естествознания

12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Правовое регулирование отдельных видов хозяйственной деятельности (биржевой деятельности, банковской деятельности, деятельности с ценными бумагами, инвестиционной деятельности, внешнеэкономической деятельности и валютных операций и др.)

12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения

Правовое регулирование охраны прав граждан в сфере социального обеспечения





Презентация магистерской диссертации

http://ra-gafurov.narod.ru/PresentationGafurov.pptx




h:\информатика\presentationgafurov\слайд1.jpg


h:\информатика\presentationgafurov\слайд2.jpg

h:\информатика\presentationgafurov\слайд3.jpg


h:\информатика\presentationgafurov\слайд4.jpg

h:\информатика\presentationgafurov\слайд5.jpg


h:\информатика\presentationgafurov\слайд6.jpg

h:\информатика\presentationgafurov\слайд7.jpg


h:\информатика\presentationgafurov\слайд8.jpg

h:\информатика\presentationgafurov\слайд9.jpg


h:\информатика\presentationgafurov\слайд10.jpg

h:\информатика\presentationgafurov\слайд11.jpg


h:\информатика\presentationgafurov\слайд12.jpg

h:\информатика\presentationgafurov\слайд13.jpg




Список литературы к выпускной работе





  1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. №441-З [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk0000441 Дата доступа: 20.10.2010.

  2. Биггс Б. Вышел хеджер из тумана... / Б. Биггс – Пер. с англ. М. - СПб., 2007

  3. Бобко А. Фискальная и монетарная политики: необходимость и предпосылки координации / А. Бобко // Банковский вестник. – 2009. - №9. – С. 48-52.

  4. Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 г. №73-З «О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2010 год». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.

  5. Каллаур П. Механизм трансмиссии монетарной политики в экономике Беларуси / П. Каллаур, В. Комков, В. Черноокий // Белорусский экономический журнал, № 3., 2005.

  6. Квачук Л.П. Фискальная политика государства в условиях рыночных преобразований в Республике Беларусь / Л.П. Квачук – Мн.: БГАТУ, 2003. – 53с.

  7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. –48 с.

  8. Королев, М.И. Информационные системы в банковском деле: учеб. пособие / М.И. Королев, Д.М. Королев. – Белгород: БелГУ, 2004. – 158 с.

  9. Кравцова Г.И.  Деньги, кредит, банки / Г.И.  Кравцова  Г.С. Кузьменко  Е.И.  Кравцов – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527с.

  10. Красавина Л.Н. Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика / Красивина Л.Н. // Деньги и кредит, 6/2002

  11. Лоскутов В.И. Основы современной экономической теории / В.И.  Лоскутов – СПб.: Питер Пресс, 2006. – 204с.

  12. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю – Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940с.

  13. Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. / Т.Ю. Матвеева– М.: Приор, 2007. – 511c.

  14. Масич Н.М. Государственное регулирование экономики и экономическая политика / Н.М. Масич – М.: МОУ «Современный гуманитарный институт», 2002. – 88с.

  15. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Ф. Мишкин – Пер с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко – М.: Аспект Пресс, 1999. – 820с.

  16. Мэнкью Н. Г. Принципы макроэкономики / Н. Г. Мэнкью – 2-е изд. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 576с.

  17. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.10.2010.

  18. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/data/data7.php#1 Дата доступа: 23.10.2010

  19. Прокопович П.П. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году / П.П. Прокопович // Банкаўскі веснiк – люты 2010.

  20. Прядкина О.А. Фискальная политика как инструмент регулирования межбюджетных отношений / О.А.  Прядкина – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2000. – 26 с.

  21. Розинский И. Международные финансовые центры: мировой опыт и возможности для России / И. Розинский // Вопросы экономики. 2008. N 9.

  22. Сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nbrb.by Дата доступа: 06.03.2010

  23. Селищев А.С. Деньги, кредит, банки / А.С.  Селищев – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 427 с.

  24. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки / В.И.  Тарасов – Мн.: Мисанта, 2003. – 512 с.

  25. Указ Президента Республики Беларусь от 29.08.2008г. № 460. «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год». Режим доступа :http://law.sb.by/739/ Дата доступа: 24.10.2010

  26. Указ Президента Республики Беларусь от 07.12.2009г. № 591. «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год». Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/2010/ondkp-2010.pdf Дата доступа: 03.10.2010

  27. Фридмен М. Основы монетаризма / М. Фридмен – Под науч. ред. Д.А. Козлова. – М.: ТЕИС, 2002. – 175 с.

  28. Экономическая теория: Учеб. Пособие / Н.И. Базыелев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.; БГЭУ, 2002. – 432 с.

  29. Bernanke В. Should Central Banks Respond to Movements in Asset Prices? / В. Bernanke, M.Gertler [Электронный ресурс] Режим доступа: www.princeton.edu/~bernanke/currentpapers.htm. Дата доступа: 04.10.2010

  30. Buiter W. Central Banks and Financial Crises / W. Buiter [Electronic resource] Режим доступа: www.federalreserve.com Дата доступа: 04.10.2010

  31. Goodhart Ch. What Weight Should Be Given to Asset Prices in the Measurement of Inflation / Ch. Goodhart // Economic Journal. 2001. Vol. III, June. P. 335.

  32. Kruk D. The Channels of Monetary Transmission in Belarus / D. Kruk. – Mimeo, 2006.

  33. Levine R. Bank-based or market-based financial systems: which is better / Levine R. – Journal of Financial Intermediation 11, 2002 – 398 - 428.

  34. Roubini N. Why Central Banks Should Burst Bubbles / N. Roubini [Электронный ресурс] Mode of access: www.rgemonitor.com Date of access: 04.10.2010


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница