Виды и методы государственного регулирования международной торговли услугами




Скачать 216.19 Kb.
Дата05.05.2016
Размер216.19 Kb.
А. А. КОЗЛОВ,

аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

факультет экономики и государственного регулирования

рыночного хозяйства




ВИДЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Несмотря на большое количество методов государственного регулирования международных услуг, для повышения эффективности контроля и регулирования многие государства заключают между собой экономические соглашения, международные договоры или создают международные союзы и вступают в них.
Ключевые слова: организация статистической отчетности, рынок товаров, монополизация, международная торговля, ценовой контроль.
A.A. KOZLOV,

post-graduate student of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, the faculty of economy and state regulation market economy
TYPES AND METHODS OF STATE REGULATION

OF INTERNATIONAL TRADE IN SERVICES
Despite the large number of methods of state regulation of international services for increasing the effectiveness of the control and regulation of many States shall sign an economic agreement, international treaties or create international alliances and enter into them.
Key words: organization of statistical reporting, the market of goods, monopolization, international trade, price controls.
Плановая экономика в известной мере создавала государственной статистике комфортные условия, поскольку все ее субъекты были обязаны представлять в установленные сроки любую требуемую информацию. Основным методом сбора информации о торговых процессах была организация статистической отчетности; методы выборочного наблюдения использовались весьма ограниченно.

Если опираться на особую природу услуги и свойственные ей признаки, то легко выявить особенности рынка услуг. Исследователи-экономисты выделяют следующие отличительные характеристики рынка услуг: этот вид рынка меньше, чем, например, рынок товаров, поддается монополизации, так как производство услуг рассредоточено в территориальном аспекте; сфере услуг присуща сильная конъюнктурность и непредсказуемость относительно результативности деятельности субъектов; рынок отличается значительной степенью регионализации и привязанности к определенной личности; рынок услуг отличается высоким динамизмом, гибкостью и чувствительностью к экономическим и политическим переменам в обществе; на рынке услуг широко распространено оказание разовых и нестандартных услуг, т.е. здесь проявляются особенности индивидуального спроса.

Методологически важно и то, что труд услугодателя проявляется по преимуществу как живой труд. Услуга не овеществляется и угасает вместе с окончанием процесса непосредственного потребления. Отсюда вытекает еще одна специфика рынка услуг: если потребитель материальных товаров имеет возможность на рынке сравнивать их качество с аналогичными и более избирательно подходить к их выбору, то потребитель услуги такой возможности не имеет, поскольку о свойствах услуги можно судить лишь в ходе ее потребления. Данное обстоятельство обусловливает следующий подход: в отношении услуг рыночные механизмы работают менее эффективно, чем по отношению к обороту товаров. Например, услуги невозможно складировать, следовательно, услугодатель лишен возможности оперативно формировать их предложение, регулировать цены на них. Так как главным средством производства услуг является рабочая сила человека, то это, во-первых, значительно затрудняет внедрение в этот процесс результатов научно-технического прогресса, во-вторых, приводит к высокой трудоемкости услуг и не позволяет снижать цены на них. Главной причиной подобной метаморфозы выступает то, что основной составляющей себестоимости услуги является заработная плата услугодателя1.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли (free trade) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм (protectionism) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Дилемма: что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет сравнивать национальные издержки производства с международными, – предмет многовекового спора экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, однако, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50–60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция: страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это – области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися это – экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – товары традиционного экспорта.

Большинство стран мира проводит ограничительную политику в отношении зарубежных поставщиков услуг и импорта услуг. Нередко отдельные сферы услуг полностью закрыты или сохраняют отраслевые ограничения. Вместе с тем регулирование торговли услугами ничем не отличается от методов регулирования международной торговли товарами и включает субсидии, пошлины, налоги, квоты, технические стандарты. В то же время существует трудность применения пограничных мер регулирования торговли услугами, особенно таможенных пошлин. Причина связана с трудностью определения момента, когда услуги пересекают таможенную границу. Стоимость или объем любых сделок с услугами невозможно определить до факта их предоставления или потребления, если он становится известен таможенным чиновникам.

Условно меры регулирования международной торговли услугами делят на две группы – средства прямого регулирования и средства скрытого регулирования.

К прямым мерам относятся барьеры, ограничивающие объем торговли услугами. Напротив, скрытые средства непосредственно не влияют на объем торговли услугами. Каждая группа подразделяется на дискриминационные и недискриминационные меры (т.е. средства, которые ограничивают доступ и деятельность поставщиков услуг независимо от их национальности, а значит, не носят дискриминационного характера по отношению к зарубежным компаниям). Применение прямых дискриминационных средств регулирования торговли услугами связано с защитой политических, общественных и культурных интересов и во многом зависит от масштаба применения принципа национального режима и наличия исключений (отраслей, закрытых для допуска зарубежных поставщиков услуг). Исключения могут носить общий (достижение общенациональных целей, например противодействие угрозе национальной безопасности) или избирательный характер (в отношении отдельных чувствительных к импорту товаров).

К данной группе барьеров можно отнести количественные ограничения; пошлины и таможенные сборы; требования об обязательном содержании местного компонента (например, в сфере телевещания или радиовещания); запреты на отдельные виды профессиональных услуг, оказываемых иностранными физическими лицами; ограничения на долю зарубежного участия в капитале местных компаний; ограничения на организацию финансовых институтов нерезидентами.

Количественные ограничения (квотирование) применяются в отношении процесса производства услуги, а не как таковой услуги, что вызвано спецификой рассматриваемого объекта – зачастую его нематериальным характером, во многих случаях невозможностью складировать и прочее. В качестве примера можно привести двусторонние соглашения в сфере воздушного транспорта, которые регулируют международную торговлю в области авиационных услуг.

Такие соглашения определяют, какие компании могут пользоваться действующими маршрутами; количество посадочных мест или полетов, разрешенных в течение определенного периода времени; суммарный объем посадочных мест и полетов авиакомпаниями третьих государств, допущенных к пользованию конкретным маршрутом. В целом эти соглашения исходят из принципа взаимных обязательств и учитывают специфику авиакомпаний другой договаривающейся стороны, т.е. страна «А» предоставляет право на полеты над своей территорией по определенному маршруту компаниям страны «Б» при условии, что последняя разрешает авиакомпаниям государства «А» пользоваться своими воздушными маршрутами.

В международной торговле услугами широко распространена практика прямого запрета перевозки товаров зарубежными фирмами внутри страны воздушным, водным, сухопутным транспортом, а также предоставления телекоммуникационных услуг (например, голосовая телефонная связь). Эти отрасли резервируются исключительно за национальными компаниями. Во многих странах разрешение на право оказания разного рода услуг предоставляется только резидентам – национальным юридическим и физическим лицам, например, в правовой сфере, страховании, образовании, консультировании в инвестиционной области. При этом запрет может применяться по сугубо политическим причинам.

К группе прямых дискриминационных барьеров в торговле услугами относят таможенные сборы, взимаемые при перемещении физических лиц. Это – сборы за получение визы, въезд или выезд, дискриминационные портовые сборы и другое. По своему эффекту эти сборы равнозначны пошлинам, так как являются средством ценовой защиты внутреннего рынка услуг от доступа зарубежных поставщиков. Во многих странах размер сборов невысокий, что повышает значение количественных ограничений и иммиграционной политики в качестве главных мер ограничения доступа зарубежных фирм на внутренний рынок.

Пошлины, старейшее средство регулирования торговли товарами, также применяются в торговле услугами. Их дискриминационный характер наиболее важен в отношении ввоза товаров, используемых при оказании услуг или ввоза компонентов для производства услуг. В качестве примера товаров первого рода можно назвать кинофильмы, телевизионные программы, программное обеспечение на компакт-дисках или на других носителях. По данным ОЭСР, от 2/5 до 3/5 государственных дотаций имеет отраслевой характер, при котором государство поддерживает отрасли «нижних этажей» производственного комплекса – сталелитейную, судостроение, горнодобывающую промышленность. Максимальные субсидии предоставляются железнодорожному транспорту в размере до 180% совокупной добавленной стоимости в этой отрасли. В государствах – членах Европейского союза субсидирование железнодорожного транспорта оценивается на уровне примерно 40% добавленной стоимости.

Прямые барьеры в сфере международной торговли услугами также могут не преследовать дискриминационных целей в отношении зарубежных поставщиков. К данной группе относятся средства, связанные со сложившейся национальной практикой регулирования сферы услуг, в том числе государственная монополия в сферах железнодорожного транспорта и телекоммуникаций, когда государство ограничивает допуск зарубежных (и национальных) частных предпринимателей на конкретный рынок, наличие государственного целевого контроля за оказываемые услуги.

В последнем случае государственные органы определяют ставки на оказание той или иной услуги (при этом размер ставок может лимитировать конкурентные преимущества зарубежной фирмы), проводя мониторинг цен, требуя предварительного одобрения правительственными органами пределов цен, устанавливаемых отраслями на продукцию своего производства. Ценовой контроль по эффекту аналогичен количественным ограничениям и должен создать впечатление, что цены не являются монопольными (при условии, что поставщик услуг занимает монопольное положение на рынке). Этот барьер часто применяется в сфере воздушных перевозок, финансовых услуг, телекоммуникаций и в ряде других областей, в которых правительственные органы устанавливают минимальные или максимальные уровни цен, разрабатывают методику подсчета цен или требуют фиксирования цен.

В качестве примера можно привести деятельность Международного союза электросвязи, главной целью которого является распределения сфер влияния (а значит, и доходов) между национальными телефонами, почтовыми и телеграфными компаниями, ведущими международные операции. В 1895 году была разработана система определения ставок на международные услуги в данной области. Она представляла собой механизм по распределению доходов между странами происхождения, транзитными странами и странами назначения международных телекоммуникационных услуг, оказываемых монополистами. Это – схема двойных цен, когда поставщик страны, из которой происходит звонок, взимает розничный тариф (инкассовый сбор) с местного потребителя и определяет оптовую цену (расчетную цену) с провайдера услуг страны, в которую звонок поступает. В случае нарушения баланса между количеством входящих и исходящих звонков между двумя государствами поставщик услуги компенсирует партнеру понесенные затраты для достижения нетто-баланса (как правило, сумма компенсации равна половине действующего тарифа). Устанавливаемые расчетные цены представляют собой минимальный уровень для определения различных цен в данном государстве в отношении международных услуг связи. Подобное картерное соглашение в сфере телефонной связи по определению международных тарифов создает барьеры на пути либерализации, так как нацелено на поддержание сверхприбыли фирм-монополистов.

Скрытые средства регулирования международной торговли услугами, имеющие дискриминационный характер в отношении зарубежных поставщиков услуг, ограничивают международное перемещение капиталов, лиц, информации. Они включают в себя ограничения на миграцию или временное пребывание иностранцев с целью сократить уровень занятости иностранной рабочей силы в принимающей стране; общие ограничения на зарубежные капиталовложения (не специально в отношении сферы услуг); контроль над переводом средств за рубеж и другое.

К скрытым дискриминационным барьерам также относится система правительственных закупок, которая ограничивает допуск зарубежным фирмам к правительственным контрактам. На них приходится значительная доля рынков отдельных видов услуг, что дискриминирует зарубежные компании. При этом явно протекционистский характер преференциальных правительственных контрактов оказывает большое влияние на торговлю услугами.

В целом дискриминационный характер системы правительственных заказов или закупок зависит от уровня прозрачности, т.е. осведомленности зарубежных фирм о предстоящих тендерах, о критериях выбора поставщика и др.2 Дискриминационный характер правительственных контрактов наиболее четко проявляется в сфере услуг, так как на долю государственных компаний приходится значительная часть совокупного спроса. Это относится к таким сферам услуг, как образование, обработка данных, строительство, немедицинские профессиональные услуги, в том числе консультационные услуги. Так, например, 30% консультационных услуг в Великобритании предоставляется государственными органами.

Появление частных и акционерных предприятий столкнуло статистику с проблемой коммерческой тайны, попытками ряда фирм, занимающихся продажей и сбытом товаров и услуг, уклоняться от представления информации о своей деятельности. Коммерческие структуры не смогут успешно функционировать, если не создадут собственные системы учета и отчетности в соответствии с потребностями маркетинга. Кроме того, налоговая служба обязывает коммерческие фирмы иметь и представлять информацию, которая может быть одновременно использована и в целях формирования информационного банка статистики рынка (как это было в русской торговой статистике до 1917 г.). Актуальной задачей государственной статистики является полный переход на выборочную систему отчетности с позиций разумной достаточности и периодичности представляемых сведений.

Можно представить себе следующую примерную схему и иерархию информационной базы государственной статистики рынка товаров и услуг:

- обязательная отчетность по кругу главных показателей, представляемая всеми лицензированными предприятиями и объединениями (фирмами, кооперативами и т. п.), занимающимися куплей-продажей (сбытом) товаров, оказанием услуг;

- отчетность по более широкому кругу показателей, представляемая предприятиями (фирмами), попавшими в выборочную совокупность;

- единовременные обследования (торговые переписи, сплошные, выборочные обследования) по кругу показателей, не требующих регулярного изучения, а также необходимых для проведения каких-либо государственных акций или для контрольных целей;

- данные статистики семейных бюджетов и других обследований населения; - данные различных экспертных оценок.

Определенной частью информации, необходимой коммерческим структурам для оценки рыночной ситуации, будет располагать только государственная статистика, как-то:



  1. Информация о состоянии рынка в целом (здесь конкурентом государственной статистики могут явиться крупные специализированные маркетинговые фирмы или альтернативные статистические и конъюнктурные службы), тогда как коммерческая фирма обычно располагает информацией, касающейся сравнительно узкого сегмента рынка.

  2. Сводная информация о состоянии и изменении цен.

  3. Демографическая информация.

  4. Информация о доходах и расходах всего населения и ряд других данных, которые не могут получить информационные службы фирм.

Подобная информация может быть предоставлена маркетинговым пользователям на коммерческой основе, как это делается в зарубежной практике. В ряде зарубежных стран существуют специализированные фирмы, которые собирают, разрабатывают и продают клиентам экономическую и статистическую информацию, прогнозы, оценки и другие материалы. Базы данных продаются в форме таблиц, обзоров, графиков, компьютерных дискет, а также через телефонное подключение с использованием персональных ЭВМ.

Наивысшей степени экономическая интеграция достигла в Европейском союзе (ЕС), где в рамках Общего рынка сняты все ограничения на взаимную торговлю как товарами, так и услугами.

ЕС, включающий в свой состав 25 государств, является «уникальным, всеобъемлющим интеграционным, в большой степени государствоподобным международным объединением с элементами наднациональности и почти универсальной компетенцией»3. Экономическое право ЕС базируется на четырех основополагающих принципах: свободе перемещения лиц (включая свободу учреждения), свободе оказания услуг, свободе перемещения товаров, свободе перемещения капитала. Эти свободы были предусмотрены Римским договором об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. Общие положения о предоставлении услуг установлены в гл. 3 указанного Договора, конкретизированы и развиты директивами Совета ЕС 77/249 от 22 марта 1977 г., № 89/48 от 21 декабря 1988 г. и др.

Согласно Договору, под услугами подразумеваются те услуги, которые обычно предоставляются за вознаграждение, при условии, что они не регулируются положениями, относящимися к свободному движению товаров, капиталов и лиц. В соответствии со ст. 50 (бывшей ст. 60), это понятие, в частности, включает в себя деятельность промышленного характера; деятельность торгового характера; деятельность ремесленников; деятельность лиц свободных профессий. Позднее к ним были добавлены туристская деятельность и радиосообщения, включая рекламу по радио4.

Как видно из определения, понятие «услуги» используется здесь довольно узко и исключительно для регулирования деятельности, охватываемой гл. 3 Договора. Определение понятия «услуга» в договоре отсутствует, что вызвано разнообразием услуг и влечет за собой разное толкование этого термина национальным законодательством. Поэтому, на наш взгляд, можно согласиться с утверждением, что «такой подход вполне соответствует провозглашенному принципу субсидиарности права Европейского союза», однако стоит отметить, что он вызван объективными причинами и по мере развития правового регулирования торговли услугами может быть изменен. В этой связи нужно обратить внимание на то, что проблема, не решенная на универсальном уровне в рамках Генерального соглашения по торговле услугами, остается неурегулированной и на уровне Европейской интеграции.

Можно выделить следующие режимы торговли услугами в рамках Общего рынка ЕС:

1) режим торговли услугами, предусмотренный для деятельности, охватываемой ст. 50 Договора;

2) режим торговли услугами, предоставляемыми в рамках реализации свободы учреждения и не регулируемыми гл. 3 Договора, включающий определенные дополнительные требования к поставщикам услуг и специфические гарантии их деятельности;

3) режим торговли услугами, связанными с движением капитала, в частности банковскими и страховыми, установленный в рамках положений Договора о свободном движении капиталов и платежей (глава 4 Договора);

4) режим торговли услугами, регулирующимися положениями, относящимися к свободному движению товаров;

5) режим торговли транспортными услугами (раздел V Договора).

В рамках этих общих режимов, установленных Римским договором, существуют специальные режимы торговли отдельными видами услуг, установленные различными Директивами Совета ЕС. Рассмотрим режимы более подробно.



1. Режим торговли услугами, предусмотренный для деятельности, охватываемой ст. 50 Договора.

Договором предусматривается отмена ограничений в области свободного оказания услуг в рамках Сообщества. Статья 49 Договора гласит, что в рамках гл. 3 Договора «ограничения на свободное предоставление услуг в Сообществе подлежат отмене применительно к гражданам государств- членов, обосновавшихся в государстве – члене Сообщества ином, чем то, гражданам которого предоставляются услуги». Суд Европейских сообществ, осуществив толкование этих норм Договора, указал, что государства-члены обязаны отменить любые правила, дискриминирующие между иностранцами – гражданами ЕС, предоставляющими услуги на их территории, и своими гражданами, предоставляющими те же услуги. Они также должны отменить любые ограничительные правила, применяемые ко всем лицам, предоставляющим услуги, без дискриминации. Подобные правила являются препятствием для предоставления услуг лицом, находящимся в другом государстве-члене h имеющем право предоставлять их на законных основаниях5.

В соответствии с абз. 3 ст. 50 Договора лицо, предоставляющее услуги, может временно осуществлять свою деятельность в том государстве, где эти услуги предоставляются, на тех же условиях, которые установлены для граждан данного государства, если это не нарушает положений главы, регулирующей свободу учреждения и экономической деятельности.

Запрет дискриминации по национальному признаку нашел отражение в ряде судебных решений. В частности, определенный интерес представляет дело Гаэтано Дона против Марио Монтеро, в котором были исследованы правила Итальянской федерации футбола. В соответствии с этими правилами только члены указанной федерации могут принимать участие в профессиональных и полупрофессиональных соревнованиях. Однако суд пришел к выводу, что поскольку профессиональные футболисты предоставляют свои услуги за плату, то их деятельность является экономической и относится к деятельности по оказанию услуг, регулируемой правом Сообщества. Суд, удовлетворяя иск о запрещении дискриминации, указал в решении, что в соответствии с нормами и духом Римского договора запрещается любая дискриминация по национальному признаку и что данное положение распространяется на всех физических лиц, граждан государств – членов ЕС, оказывающих услуги6.

В соответствии с Директивой Совета ЕС № 73/148/ЕЭС об отмене ограничений на въезд и пребывание граждан государств – членов ЕС в пределах Сообщества в области свободы предпринимательской деятельности и предоставления услуг государства – члены ЕС не только не могут чинить препятствия гражданам, предоставляющим услуги на территории другой страны или имеющим такое намерение, но и должны оказывать им поддержку и помощь, в частности, в вопросах обустройства в стране временного пребывания. Кроме того, льготный режим, предоставляемый таким гражданам, распространяется и на членов их семей. При въезде на территорию государства – члена ЕС и при выезде с его территории граждане, оказывающие услуги, и члены их семей предоставляют лишь паспорта или иные удостоверения личности. Оформления въездных и выездных виз и других дополнительных документов не требуется7. Граждане, предоставляющие услуги, и члены их семей получают «удостоверение личности гражданина государства – члена ЕС», которое выдается на срок не менее пяти лет, а по истечении этого срока автоматически возобновляется. Они также имеют право на постоянное проживание в той стране, где оказывают услуги, которое сохраняется и в случае выезда из страны на срок не более шести месяцев либо в связи с необходимостью исполнения воинского долга.

В соответствии со ст. 47 Договора было принято множество директив Совета, обеспечивающих взаимное признание дипломов, сертификатов и иных документов, подтверждающих квалификацию, а также лицензий.



Основные принципы в сфере требований к образованию были заложены Директивой 89/48 о взаимном признании высшего образования, вступившей в силу с января 1991 г. Директивой установлено, что иностранец из страны ЕЭС должен быть допущен к профессии, требующей обучения в течение не менее трех лет с получением стандартного диплома о высшем образовании, при условии, что у него имеется эквивалентный диплом своей страны, по которому он может получить в ней аналогичную работу. Однако Директива предусматривает, что, если имеющийся диплом не учитывает особенности работы, на которую претендует указанное лицо, ему может быть предложено либо сдать соответствующий экзамен для занятия должности, либо пройти повышение квалификации в срок, не превышающий трех лет. Например, чтобы осуществлять деятельность по предоставлению юридических услуг, мигранту необходимо пройти стажировку и сдать соответствующие экзамены. Более того, ст. 5 Директивы Совета 77/249 от 22 марта 1977 г. по содействию эффективному использованию юристами свободы предоставления услуг предусматривает, что принимающее государство может обусловить деятельность приезжающего юриста в отношении предоставления клиента в процессуальных действиях требованием действовать во взаимодействии с юристом принимающего государства. Суд ЕС в решении по делу 427/85 Comission v. Germany и по делу 294/89 Comission v. France указал на то, что требование действовать совместно с местным юристом должно минимально ограничивать право приезжающего юриста на предоставление услуг.

Суд, в частности, установил, что, если местное законодательство не требует представления интересов стороны юристом, но разрешает лицу представлять свои интересы самостоятельно или при помощи не юриста, на приезжающего юриста не может быть возложена обязанность действовать совместно с местным юристом. Однако ограничительное толкование судом указанной статьи Директивы не устранило неравенства между местными юристами и юристами – иностранцами8. Таким образом, некоторые профессии имеют особое регулирование, что приводит к отсутствию полного равенства между местными специалистами и специалистами-мигрантами, осуществляющими деятельность по «регулируемой» профессии. Нужно отметить, что право ЕС применяется при лицензировании лишь в отдельных сферах торговли услугами, в частности, в сфере телекоммуникаций и банковских услуг. В других случаях выдача лицензий осуществляется органами государственного управления стран-членов, что представляет собой сложный процесс, учитывая различные правила лицензирования в тех или иных видах деятельности9. Итак, государство использует следующие методы государственного регулирования, в том числе экономические, законодательные, социальные, международной торговли услугами:

Ограничение торговли услугами. Допустим, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внутреннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и в конечном счете на потребителей импортных услуг. Перевозка экспортных грузов и, в особенности, каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплено за национальными транспортными компаниями.

Введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией иностранных радиостанций; или ограничение количества иностранных фильмов, которые могут быть закуплены или показаны по национальным телевизионным каналам в течение определенного периода времени.

Ограничение на создание во внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен. Такое законодательство используется, когда необходимо защитить неокрепших местных производителей соответствующих услуг. Хотя из общей теории международной торговли известно, что наиболее предпочтительной формой защиты в этом случае является внутреннее субсидирование местных и обложение налогом иностранных производителей услуг.

Ограничение передвижения производителей услуг. Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импорта с прохождением бюрократических процедур и с оплатой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой. И в этом случае какая-либо форма местной субсидии или, по крайней мере, тарифа на импорт является предпочтительной по сравнению с квотой на въезд.

Ограничение передвижения потребителей услуг. Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени.

Несмотря на большое количество методов государственного регулирования международных услуг, для повышения эффективности контроля и регулирования многие государства заключают между собой экономические соглашения, международные договоры или создают международные союзы и вступают в них.


Библиографический список:


  1. Губин Е.П. Государственное регулирование экономики в странах ЕС, лицензирование экономической деятельности. Материалы семинара «Преподавание права Европейского союза в российских вузах». М.: Статут, 2001. С. 129–133.

  2. Дубинкина С.Н. Международно-правовое регулирование международной торговли услугами: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 66.

  3. Музюкин Д.В. Правовое обеспечение рынка юридических услуг: Дисс. … канд. юрид. наук. Новосибирск, 2007. С. 41, 42.

  4. Право Европейского союза, правовое регулирование торгового оборота: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Безбаха, доц. А.Я. Капустина, проф. В.К. Пучинского. M.: ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 225.

  5. Право Европейского союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрист, 2004. С. 27.




1 См.: Музюкин Д.В. Правовое обеспечение рынка юридических услуг: Дисс. … канд. юрид. наук. Новосибирск, 2007. С. 41, 42.

2 Так, согласно широко известному закону США «Покупай американское», правительство предоставляет 12%-ную скидку американским малым компаниям и частным предпринимателям, расположенным в регионах с высоким уровнем безработицы и поставляющим товары и услуги на местный рынок, и 50%-ную скидку – при выделении оборонных контрактов. При этом действует запрет на использование зарубежных компонентов при производстве соответствующих товаров и услуг.

3 Право Европейского союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрист, 2004. С. 27.

4 См.: Дубинкина С.Н. Международно-правовое регулирование международной торговли услугами: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 66.

5 Case С-76/90, Sager v Dennemeycr & Со Ltd, [1991] ECR 1-4221.

6 См.: Право Европейского союза, правовое регулирование торгового оборота: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Безбаха, доц. А.Я. Капустина, проф. В.К. Пучинского. M.: ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 225.

7 См.: Дубинкина С.Н. Международно-правовое регулирование международной торговли услугами: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 69.

8 Там же.

9 Подробнее см.: Губин Е.П. Государственное регулирование экономики в странах ЕС, лицензирование экономической деятельности. Материалы семинара «Преподавание права Европейского союза в российских вузах». М.: Статут, 2001. С. 129–133.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница