Вестник №2 Филиала Северо-западной Академии государственной службы в г. Пскове псков 2008




страница1/15
Дата09.05.2016
Размер1.82 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ВЕСТНИК №2

Филиала Северо-западной Академии государственной службы в г. Пскове

ПСКОВ 2008


67.301

ББК -------------------

В 38


Журнал по теории и практике государственного управления,

становлению и развитию системы местного самоуправления,

проблемам подготовки профессиональных кадров в сфере

государственной и муниципальной службы
Редакционная коллегия:

А.В. Селиверстов (главный редактор)

В.И. Кобыжча (ответственный секретарь)

А.А. Андреев, П.В. Киселев, А.С. Тургаев

ISBN 978-5-89781-288-2
СОДЕРЖАНИЕ
А.А. КОТОВ

Актуальные вопросы муниципальной реформы

на территории Псковской области………………………………………………………….5
А.Я. ТРОФИМОВ.

Проблемы реформирования местного самоуправления

Псковской области на современном этапе…………………………………………………12
А.В. СЕЛИВЕРСТОВ

Государственные гражданские служащие Псковской области

и реформа государственного управления

(на материалах социологических опросов)………………………………………………..16
И.А. БОРОДАЙ

Анализ взаимодействия органов местного самоуправления

и местного сообщества……………………………………………………………………….31
А.В. СТРИКУНОВ, Л.И. СТРИКУНОВА

Интеграционные процессы

в агропромышленном производстве………………………………………………………..41
В.В. ПОЛУПАНОВ

Доступность жилья должна быть реальной……………………………………..………..46
П.В. КИСЕЛЕВ

Некоторые аспекты реформирования ЖКХ

в муниципальных образованиях Псковской области……………………………………55
В.И КОБЫЖЧА

Особенности оптового и рыночного рынка

нефтепродуктов Псковской области………………………………………………………..70
И.С.ЧЕРЕДОВА

Практика применения в Псковской области

законодательства о государственных закупках - первые итоги…………..……………77
В.И.ФИЛИМОНОВ, А.В. ХОРОШУНОВ

Анализ структуры и динамики

чрезвычайных ситуаций в Псковской области…………………………………………...81
П.В. КИСЕЛЕВ

Оценка неоднородностей уровней социально-экономического развития

муниципальных образований Псковской области……………………………………….85

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ НА ТЕРРИТОРИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



А.А.КОТОВ

Заместитель губернатора области
С принятием нового Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», целого ряда других федеральных и областных правовых актов заметно повысилась роль местного самоуправления в жизни российского общества и населения Псковской области.

В результате применения норм Федерального закона на территории области с 1 января 2006 года действуют 244 муниципальных образования, из них: 2 городских округа (гг. Псков и Великие Луки), 24 муниципальных района и 218 сельских и городских поселений. Законом области № 490-ОЗ от 05.12.2005 года «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006-2008 годы» был установлен единый ограниченный перечень вопросов местного значения (с изменениями и дополнениями № 550-ОЗ от 04.05.2006 и № 609-ОЗ от 04.12.2006), составляющий 12 вопросов. Анализ сведений, представленный муниципальными районами, показывает, что в 2007 году по каждому из вопросов местного значения наблюдался рост количества городских (сельских) поселений, решающих тот или иной вопрос местного значения с учетом переданных Соглашениями. Все это указывает на укрепление позиций местного самоуправления, улучшение социально-экономических показателей развития, получение в собственность муниципального имущества, необходимого для качественного исполнения собственных полномочий.

И в этой связи вопрос обеспечения муниципалитетов достаточной финансовой и материальной базой остается основополагающим в реализации государственной политики Администрации области для того, чтобы местное самоуправление обрело постепенно реальную самостоятельность. Для этого необходимо четко и ясно определить зону ответственности каждого уровня власти, их права и обязанности, прежде всего в сфере финансовых взаимоотношений. Имеющиеся проблемы в этой области усугубляются тем, что увеличение количества вопросов местного значения и объема полномочий в муниципальных районах по их решению не сопровождается адекватными изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве.

В части развития межбюджетных отношений, Администрацией области осуществлены мероприятия по оценке доходных возможностей по закрепленным доходным источникам действующих и вновь образованных муниципальных образований. Внесены изменения в законы области «О межбюджетных отношениях Псковской области», «О бюджетном процессе в Псковской области». Основными инструментами межбюджетного регулирования, применяющимися в области в 2007-2008 годах, в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются межбюджетные трансферты (дотации и субвенции) из регионального бюджета. Помимо дотаций из регионального фонда выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субвенций из регионального фонда компенсаций и иных межбюджетных трансфертов, Администрацией области утверждены объемы финансирования из регионального фонда софинансирования расходов местных бюджетов. Такой подход служит повышению заинтересованности органов местного самоуправления в проведении бюджетной политики, согласующейся с приоритетами, установленными на региональном уровне.

Из аналитической записки Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО «Об основных показателях исполнения бюджетов СЗФО в 2007 году» следует, что темп роста собственных доходов местных бюджетов муниципальных образований Псковской области, по сравнению с 2006 годом, составил 47,3 процента. В основе структуры налоговых доходов местных бюджетов 100 процентов составили закрепленные Бюджетным кодексом Российской Федерации за местными бюджетами налоговые поступления. Удельный вес налоговых доходов в объеме собственных доходов составил 40,7 процента. Распределение налоговых доходов между региональным бюджетом и местными бюджетами составляет, соответственно, 79,5 и 20,7 процента. Доля межбюджетных трансфертов (без учёта средств Регионального фонда компенсаций) и собственных доходов местных бюджетов в 2007 году равна 39,2 процента.

Характеристика общего положения свидетельствует о том, что сокращаются различия по уровню бюджетной обеспеченности муниципальных образований области. Распределение средств идет в пользу местного бюджета. Вместе с тем нам еще нужно разобраться с теми налогами, из которых непосредственно формируется местный бюджет: на землю и на недвижимость. Закрепление за местными бюджетами данных видов налогов фактически дает средств намного меньше ожидаемого и не покрывает значительную часть расходных обязательств. Стоит задача завершить процесс кадастровой оценки земли и доработать методики оценки недвижимости. До настоящего времени не использован инструмент замены дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и закрепления за местными бюджетами дополнительных нормативов отчислений от любых федеральных и региональных налогов и сборов (налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль организаций, налога на игорный бизнес, акцизов), подлежащих зачислению в региональный бюджет, что безусловно должно послужить дополнительным стимулом для увеличения налоговой базы органов местного самоуправления.

В тоже время органы местного самоуправления муниципальных образований должны сами искать пути, как к увеличению доходов местных бюджетов, так и к повышению качества услуг населению. Нам необходимо сделать все для того, чтобы местное самоуправление обрело реальную самостоятельность. Органы местного самоуправления являются публичной властью, которая содержится за счет средств налогоплательщиков и должна отвечать, прежде всего, интересам налогоплательщиков, жителей населенных пунктов.

В общем перечне задач реформирования местного самоуправления на 2008 год стоит вопрос завершения разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района.

Положениями Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены новые принципы формирования муниципальной собственности.

Согласно данным принципам в муниципальной собственности может находиться только имущество, предназначенное для решения публичных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Однако к 2008 году произошло определенное отступление от принципа установления «закрытого» перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. В частности,  установлено право органов местного самоуправления решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов (городских округов), и иметь в собственности муниципальных образований имущество, необходимое для решения указанных вопросов.

Другим принципом формирования муниципальной собственности является принцип эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, реализация  которого в значительной мере зависит от применения обеспечивающих качественное предоставление услуг населению организационно-правовых форм организаций, за которыми закрепляется муниципальное имущество.

Основы разграничения муниципальной собственности содержатся в ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Данная норма устанавливает конкретный перечень категорий имущества, которое может находиться в муниципальной собственности разных видов муниципальных образований.

Порядок разграничения муниципальной собственности между разными типами муниципальных образований в общих чертах изложен также в п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Вместе с тем, вопросы формирования муниципальной собственности возникают в основном в связи с двумя проблемами.

Во-первых, перечни вопросов местного значения муниципальных образований сходны по их формулировкам, что вызывает неопределенность при установлении перечня имущества, с использованием которого исполняется соответствующий вопрос местного значения.

Во-вторых, общей проблемой является отсутствие правоустанавливающих документов на объекты муниципальной собственности, документов об инвентаризации имущества и документов о государственной регистрации.

Решение указанных проблем отчасти возможно изданием закона области, определяющим порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований и перечень документов, необходимых для принятия закона области о разграничении имущества.

Еще один из вопросов, на который обратил внимание Президент Российской Федерации В.В.Путин на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, 23 октября 2007 года. Это незамедлительное решение проблем, связанных с генеральными планами, схемами территориального планирования муниципальных районов. Территориальное планирование – это планирование развития территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Документами территориального планирования муниципальных образований в свою очередь, являются:



  • схемы территориального планирования муниципальных районов;

  • генеральные планы поселений;

  • генеральные планы городских округов.

Разработка документов территориального планирования ведется во исполнение требований Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», установлены сроки разработки документов территориального планирования субъектов и поселений Российской Федерации. С 1 января 2010 года при отсутствии документов территориального планирования субъектов Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии (в том числе путем выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.

В Псковской области схема территориального планирования регламентируется Законом области от 27.12.2007 года № 740-ОЗ «О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования и внесении изменений в схему территориального планирования Псковской области». В соответствии с Законом работа над проектом схемы территориального планирования осуществляется применительно ко всей территории области на основании акта Администрации области, в котором устанавливаются органы исполнительной власти области, ответственные за подготовку проекта схемы территориального планирования, и сроки разработки материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования.

Проект схемы территориального планирования подлежит опубликованию в газете «Псковская правда» не менее чем за три месяца до ее утверждения и размещается на официальном сайте «Администрации области, чтобы органы государственной власти области, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица в месячный срок после опубликования схемы могли представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования.

Особую озабоченность вызывает слабая подготовленность муниципального уровня управления к решению задачи разработки документов территориального планирования. В настоящее время в области только 5 муниципальных образований (городских поселений) имеют утвержденный в соответствие с Градостроительным кодексом РФ Генеральный план.

Основные причины этого – нехватка средств, отсутствие квалифицированных кадров и недостаточное внимание должностных лиц муниципалитетов к важности выполнения требований Градостроительного кодекса.

Для исправления ситуации, в первую очередь, необходимо в течение I полугодия 2008 года в муниципальных районах области назначить конкурсы на определение организации – подрядчика по разработке документов территориального планирования муниципального района, а также предусмотреть средства в местных бюджетах на проведение данных работ.

Изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ предусматривают формирование системы показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 года пока определен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации основных положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15.06.2007 года Минэкономразвития России, Минрегион России и Минфин России начали разработку системы показателей оценки эффективности органов местного самоуправления.

В ряде субъектов Российской Федерации такая работа проводится в основном через проведение конкурса «Лучшее муниципальное образование». Определенная деятельность в этом направлении осуществляется и в нашей области. Разрабатываемая методика будет определять порядок комплексной оценки деятельности муниципальных районов по развитию своих территорий. Для определения уровня развития территорий используются два основных показателя:

оценка, характеризующая эффективность деятельности органов местного самоуправления области по обеспечению комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;

оценка, характеризующая качество управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Мониторинг сведений по социально-экономическим показателям будет осуществляться органами исполнительной власти области, по финансам и платежеспособности - Главным государственным финансовым управлением области.

Таким образом, предоставляется возможность выработать ясные критерии, которые позволили бы судить без предвзятости о развитии территории муниципального образования, участии должностных лиц в обеспечении вопросов жизнедеятельности населения. Применительно к местному уровню такой подход может рассматриваться как:

механизм контроля со стороны органов государственной власти за качеством социальных услуг, предоставляемых муниципальной властью, и за формами ее деятельности по оказанию этих услуг;

средство повышения ответственности и улучшения самоконтроля органов муниципальной власти за оказываемые услуги.

В области сегодня активно накапливаются знания и опыт в ходе переходного периода реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С 1 января 2009 года в полном объеме приступают к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления городских (сельских) поселений. Общая задача своевременно подготовится к разрешению актуальных вопросов, связанных с устойчивым развитием каждого муниципального образования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница