Вакурин Александр Васильевич




страница1/7
Дата03.05.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Вакурин Александр Васильевич




Аннотация

В работе исследуются структура и динамика экономической преступности и прежде всего преступности в кредитно-финансовой сфере. Раскрывается обусловленность процессов криминализации кредитно-финансовой сферы характером переходной экономики, ошибками в проведении экономической политики, коррупции структур управления. В этой связи выявляется зависимость между состоянием экономики, финансовых рынков, экономической политикой и характерной экономической преступностью.

Особое внимание уделяется анализу криминогенных факторов и криминализации финансово-кредитной сферы и криминализации финансово-кредитной сферы в 1998-2000 годах когда стал применяться Новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Анализ проводится на базе статистических данных по экономической преступности с выявлением характерных тенденций и параметров.

В работе также проведена классификация криминогенных факторов и процессов криминализации по отдельным видам деятельности кредитных учреждений и банковских операций. В этой связи выделен анализ криминализации таких важнейших сфер деятельности кредитных учреждений как: расчетные операции, валютные операции, кредитные операции, операции на рынке ценных бумаг.

Исследованы условия и способы легализации криминальных капиталов, характерные особенности налоговых преступлений, а также те меры, которые были предприняты органами власти для противодействия и нейтрализации. Отдельным вопросом рассмотрены некоторые аспекты экономической безопасности банковской деятельности.
Анализ экономической преступности осуществлен в контексте с проводимыми мерами экономической политики в той или иной сфере. Правовая неработоспособность тех или иных мер является фактором, способствующим росту экономической преступности.

Одним из резульатов работы является то, что экономическая преступность связана не с исторически унаследованным прошлым я является результатом стремления криминальных структур, элементов экономической и политической элиты, менеджерского слоя к захвату ключевых позиций в финансовых учреждениях и на финансовых рынках. Связанные с этим экономические и политические издержки обуславливают криминализацию кредитно-финансовой системы. В этой связи становление институтов и инфраструктуры финансовых рынков при поддержке государства является основным направлением декриминализации кредитно-финансовой системы.


The subject of the research is the structure and dynamics of economic criminality and first of all criminality in sphere of finance and banking. It is crlarified that the criminalization`s process is conditioned by the character of the transitonal economy, errors in economic policy, by the coruption in governing structures.

The factors of criminalisation of the finances and banking are analyzed especially during the 1998-2000 years`s period, when new Penalty Law of Russia has been employed. Analysis is conducted on the base of statistical datas of economic criminality aiming discovering charecteristic tendencies and parametroes.

In the work the factors of criminalisation in a different kind of banking activity and bank’ s operations are classified. In connection with this the most important spheres of banking activity are analysed such as credit operations, operations on stock markets and others.

The conditions and common ways of laundering money, some characteristics of taxes crimes are investigated. The main efforts of money power and of enforsing bodies wich were undertaken to newtralize and to suppress the criminals are regarded.

The economic criminality is analysed as a part of economic and political transformations and reforms actions. The facts and statistics analysed helps to understand that the most important components of criminality include complex mixture of criminal groups, elements of political and economic elits and some elements of technicians and business strata. The criminalisation is a result of aspirations of these organasied criminal groups to catch the key positions in the market and power structureas. In connection with this the creation of adequate institutions and ifrastructures of money’s and stock ‘s market under the strong support of the state is the maine direction of decriminalisation of economy finanse systems.

Financial and banking statistical datas are used to illustrate that economic process correlate with economic criminality. The measures to be taken in defending banking system are divided in the two groups first group includes those are employed on the macroeconomy by Bank of Russia. Second group includes methodes used in banks. The services of internal control must be created in every bank to prevent laundering of money, also internal audit service must control the operations, financial reports to provide economic security.



Преступность в кредитно-финансовой

системе и проблемы экономической

безопасности в банковской деятельности.
Кредитно-финансовую систему России составляют кредитно-денежная система, включающая в себя Центральный и коммерческие банки и кредитные учреждения, финансовую систему, объединяющую государственные финансы и финансы хозяйствующих, негосударственных субъектов. Важнейшей структурной характеристикой кредитно-финансовой системы явилось то, что эти две составные части в течении длительного времени были слабо разделены по характеру оборота, и источников денежных средств, что изначально послужило импульсом для совершения незаконных сделок и криминализации финансовых и кредитных отношений.

На состояние кредитно-финансовой системы и развитие процессов криминализации оказал воздействие ряд факторов, в частности высокий уровень огосударствления кредитно-финансовых отношений, резкое изменение режима хозяйствования, для большинства предприятий и связанные с этим теневые способы адапции, внешнеэкономические шоки ценовых различий в условиях либерализации внешнеэкономических отношений, и получения спекулятивных прибылей, отсутствие адекватной правовой инфраструктуры, обеспечивающей гражданско-правовую и уголовно-правовую защиты интересов государства и хозяйствующих субъектов, разрушение старой системы государственного финансового контроля и задержка с развитием и внедрением новых адекватных рыночным реалиям государственных и негосударственных форм и структур финансового контроля.

На последнюю роль сыграл и внешнеполитических фактор. Как отмечалось в этой связи в докладе экспертной группы по России палаты представителей 106 конгресса США “Олигархия, созданная по совету и при содействии администрации Клинтона, еще более затянула петлю коррупции на шее российского правительства и на огромном секторе якобы “приватизированной” экономики, находящейся под ее контролем. Такая коррупция парализовала деятельность правоохранительных органов и привела к симбиозу коррумпированных правительственных чиновников и оргпреступности, помогая им отмывать деньги и получать иные “легальные доходы”.1

Вместе с тем исходной основой криминализации кредитно-финансовой системы стала стратегия рыночных преобразований на базе либерализации государственной экономики.

Современное состояние кредитно-финансовой системы, во-многом, определяется послекризисной стадией восстановления позиций коммерческих банков в процессе реструктуризации банковской системе. При общем сокращении числа банков почти в два раза продолжает наращиваться ресурсная база банков. Доля предприятий в совокупных пассивах банковской системы увеличилась до 19,9 %. Происходит рост увеличения вкладов населения составили по данным Центрального Банка 65,6 % от предкризисного 1998 года.

Однако наблюдаются черты, которые были характерными для банковской системы в период ее формирования. Низкий уровень кредитования предприятий реального сектора экономики. Доля кредитов реальному сектору в 2000 году по данным Центрального банка не превышает 30% и составляет 82,5 % от предкризисного уровня.2

В условиях сохраняющегося дефицита финансовых ресурсов банки накапливают значительный объем денежных средств на корсчетах в Банке России аккумулировано около 13-14 % банковских активов, а сумма депозитов коммерческих банков размещенных в Ценральном Банке превышает 90 млрд. рублей. По-прежнему сохраняется дисбаланс структуры активов и обязательств по срокам, что существенно снижает ликвидность банковской системы. Объем требований свыше 1 года составляет 9 % общего объема банковских активов.

Еще одной проблемой банковской сферы является недостаточный уровень капитализации, что проявляется в отставании темпов наращивания капитальной базы от темпов роста активов и обязательств банков. Совокупный капитал банковской системы на август 2000 года составлял по данным Центробанка 71 %.

Период реструктуризации банковской системы 1998-2001 годы является по сути, третьей крупной фазой ее развития на протяжении немногим более чем десятилетней истории ее существования. Первая фаза 1989-1994 годы - это фаза становления банковской системы. Вторая фаза охватывает 1995-1998 годы. В первый период были приняты основополагающие банковские законы “О банках и банковской деятельности в РСФСР” 1990 года “О центральном Банке Российской Федерации (Банке России)” 1990 года, созданы первые коммерческие банки. Давая правовую основу становления банков и банковской деятельности эти и другие правовые акты содержали ряд неточных формулировок, результатом чего стало возможным осуществление незаконных банковских операций и банковской деятельности. Банки в этот период формировались по преимуществу как финансовые институты по перекачке средств из государственного сектора в частный. Рыночный сектор существовал и развивался в рамках и за счет государственного сектора, что не могло не иметь криминальных последствий. Банки получали монопольную сверхприбыль на рынке посреднических услуг, привлекая дешевые ресурсы госпредприятий и размещая их на спекулятивных рынках, главным образом валютных. Низкие процентные ставки по обязательствам вкупе с высокими ставками по банковским вложениям обеспечивали высокую банковскую маржу, которая не стимулировала внедрение высокоэффективных современных банковских технологий.

В условиях высокой инфляции банки были более приспособленными для выполнения посреднических функций и вытесняли с финансовых рынков других спекулятивных посредников, таких как финансовые компании и фонды товарной биржи, совместные предприятия, к тому же они изначально пользовались покровительством промышленных и властных структур, которые использовали банки по выражению Е. Гайдара как инструмент в конвертации власти на капитал и собственность.

Несамостоятельность банков, их неукорененность в структуре бизнеса, неотлаженность многих форм банковской деятельности были использованы криминальными структурами, что особенно проявилось в истории с так называемыми авизо, а также с чеками.

С переходом на двухуровневую банковскую систему и реформой межбанковских расчетов были использованы организационные и технические сбои для незаконной эмиссии в расчетную систему подложных документов на сумму порядка около 5 млрд. долларов. Должны были пройти определенные стадии, чтобы были ликвидированы недостатки, благоприятствующие незаконным действиям, однако следствием этого стало то, что криминальный капитал в достаточно больших размерах в условиях недостаточной капитализации банков вторгся в структуру банковского капитала, порождая целый ряд негативных последствий и деформируя еще слабую банковскую систему, субъекты которой не могли воспользоваться методами гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты. Соответствующие нормативно-правовые акты приспособленные к применению с учетом новых реалий появились позднее. Гражданский кодекс РФ I часть появился в 1995 году, Уголовный кодекс РФ в 1996 году.

Не менее значимыми по суммам ущерба оказались и преступления с поддельными чеками “Россис” в тот период. За данный период число коммерческих банков выросло 4 до 2500, а суммарный рост активов достиг уровня 29 % ВВП, в то же время для данного периода характерным было усиление кризиса реального сектора экономики, что подтверждает спекулятивный характер роста банковского сектора. Сама периодизация фазы связана с кризисными явлениями в денежно-финансовой сфере. В 1988 году сильнейший бюджетный кризис, явившийся следствием принятия закона “О государственных предприятиях” и усиление дефицита в системе государственного снабжения, породили взрывной рост теневой экономики и кризис денежных расчетов. А в конце периода в условиях введенного в 1992 году плавающего курса рубля октябрьский валютный кризис 1994 года завершил фазу спекулятивных операций с валютой. Плавающий, а фактически постоянно падающий валютный курс рубля давал возможность банкам реализовать и присваивать спекулятивные прибыли, образующиеся на гигантских разницах внутренних и мировых цен на основные сырьевые ресурсы в условиях слабого валютного контроля и всесилия сырьевых монополий.

Графики развития динамики курса

рубля за 1993 - 1994 гг.

(курс ММВБ по итогам торгов)

Скачок валютного курса на валютной бирже настолько дезорганизовал кредитно-финансовый механизм и исполнение многих операций государственного бюджета, что было признано необходимым перейти с начала 1995 года к введению валютного коридора и увеличению доли резервов в денежной базе. В составе оборота сырьевого экспорта и табачно-водочного импорта значительная и активная часть приходилась на криминальную составляющую, образованную за счет денег от эмиссии фиктивных платежных документов, рэкета, расширяющегося наркосбыта, налоговых и таможенных льгот, выбитых приближенными или образованными властными структурами для коммерческих и общественных фондов и организаций.

Скачок валютного курса был усилен действиями ряда валютных коммерческих банков, имевших возможность использовать инсайдерскую информацию и несовершенство биржевого и валютного законодательства. Валютный кризис 1994 года положил конец спекулятивным операциям на падающем рубле, а значит и определенному способу накопления капиталов коммерческими банками.

Переход к фиксированному курсу означал новую фазу развития коммерческих банков в основе которой лежал иной тип спекулятивных рынков, главным из которых стал рынок ценных бумаг и прежде всего рынок государственных долговых обязательств. При этом стабильность валютного курса, обеспечиваемая сохраняющимися доходами от экспорта сырья была условием эффективности спекулятивных и криминальных операций с ценными бумагами.

Вторая фаза развития банковской системы - охватывает период с 1995 года по августовский кризис 1998 года. Исчерпание потенциала спекулятивных рынков в течение этого периода связано с усилением долгового кризиса, с ухудшением ситуации на финансовых рынках и вероятности резкой девальвации рубля, которое в итоге завершилось принудительной реструктуризацией рублевых гособлигаций, что и реализовалось при применении мировой конъюнктуры цен на нефть.

Для этого периода потенциал кредитной системы формировался за счет возможностей крупнейших финансовых холдингов, образованных при прямой и косвенной поддержке правительственных и региональных структур в ходе приватизации высокодоходных объектов государственной собственности по использованию финансовых рынков и прежде всего рынка государственных долговых обязательств в качестве инструмента перераспределения финансовых ресурсов и государственного сектора в частный.1

Для этого периода характерным является действие ряда криминогенных факторов, которые появились в совершении приватизацитонных сделок с большим числом нарушений приватизационного законодательства.1 Эти сделки могли быть осуществлены как результат коррупционных связей, сложившихся в отношениях некоторого числа банков, возглавивших крупнейшие финансовые группы и занявшие ключевые позиции в обслуживании финансовых потоков преимущественного государственного и внешнеэкономического секторов и ряда отраслевых и региональных управленческих структур. Следствием действия криминогенных факторов объясняются масштабные теневые финансовые потоки, осуществляемые в неденежных формах. Уровень монетизации валового внутреннего продукта упал с 55 % в 1998 году до 15-17 % к 1996 году. Место денег в финансовых взаиморасчетах заняли наличная валюта, бартер, векселя, различные суррогаты ценных бумаг.2 Само использование этих финансовых инструментов давало криминальным структурам возможности для незаконного присвоения денежных средств в форме хищений и мошенничеств в значительных масштабах. Основные держатели денежных ресурсов, крупнейшие компании сырьевого сектора, осуществляли в тот же период масштабный вывоз капитала через подконтрольные коммерческие банки в легальной и нелегальной формах, пользуясь несовершенством валютного контроля на определенный момент времени.3

Для этапа после кризиса 1998 года стали характерными такие виды преступной деятельности в кредитно-финансовой системе, как разворовывание активов банков, невозврат государственных средств вследствие их нецелевого использования и хищения, налоговые преступления, незаконная банковская деятельность, отмывание преступных капиталов и другие. На ежегодном банковском конгрессе в Петербурге в 1999 году заместитель председателя Центрального банка Т. Парамонова заявила что причины кризиса банков следует видить не в государстве, а в самих банках, банки часто кредитовали своих акционеров и связанных с ними заемщиков по заниженным, а часто и нулевым процентным ставкам, т.е., за счет средств частных вкладчиков. Такая деятельность наносила не связанным с банком клиентам прямой ущерб и была фактически воровством. Центральный банк ввел особый норматив для банков, которым ограничил долю выдаваемых их акционерам кредитов в 20 % от величины собственных средств, а совокупная величина кредитов и займов, выданных инсайдерам, начиная с 01.07.97 не может превышать 3 % собственных средств банка. Однако банки обходят этот запрет с помощью подставных фирм. Банковский кризис после 1998 года сделал явными многие ранее скрытые банковские проблемы и деформации ставшие причиной формирования криминогенных ситуаций. Стали очевидными пробелы в банковском законодательстве и прежде всего такая тпроблема как правовое регулирование инсайдерской информации. В настоящее время почти половина всех сделок с акциями на российском рынке совершается на основе эксклюзивных сведений из закрытых для конкурентов источников. Благополучие некоторых ведущих отечественных банков целиком основано на инсайдерской информации, которую они регулярно получали от своих источников во власти. Инсайдерская информация о предстоящем дефолте 18 августа 1998 года, а также об изменениях котировок государственных ценных бумаг на проводившихся ранее аукционов использовались чиновниками различных уровней через подставные фирмы для незаконного обогащения.



Анализ преступной деятельности в процессе

проведения кредитования.

В ходе кредитования совершаемые преступления отличаются по субъективному составу и по способам совершения хищений денежных средств. Виновными в совершении хищений кредитных средств могут быть и работники кредитных организаций как правило совершающие их в соучастии с другими лицами, так и лица, не являющиеся работниками кредитных организаций. В составе последних можно выделить в особую подгруппу инсайдеров, аффилированных лиц в том числе служащих или работников акционерных обществ, учредителей или акционеров банка, а также лица, так или иначе получающие или имеющие доступ к банковской информации о клиентах, в частности аудиторские компании, различные надзорные и контролирующие органы. Если хищения денежных средств совершаются банковскими работниками, т.е. преступная деятельность осуществляется изнутри банковской сферы, то они ка правило имеют форму мошенничеств или путем присвоения вверенного имущества. При осуществлении преступного посягательства извне преимущественным способом их осуществления являются мошенничества, связанные с похищением, подделкой, изготовлением и сбытом документов, бланков, печатей.

Различные варианты хищений денежных средств в ходе кредитования сводятся к невозврату денег являющегося следствием:

- обмана кредиторов путем предоставления недостоверных сведений о кредитоспособности (составление фиктивных отчетов о прибылях и убытках, балансовых ведомостей, расчетно-кассовых документов, документов первичного учета или их подлог);

- умышленного банкротства предприятий после получения кредитов;

- учреждение предприятий на подставных лиц с целью хищения денежных средств, после незаконного их получения эти предприятия прекращают свое существование;

- обмана кредиторов при фальсифицированном представлении залога в качестве обеспечения кредита. За последние годы возможные варианты совершения хищений денежных средств при кредитовании пополнились за счет использования фальсифицированных гарантий, фиктивных страховых свидетельств умышленного приведения к банкротству после получения кредитов, перевода денег в специально созданные предприятия в ходе реструктуризации банка.

По данным МВД России в 1999 году было выявлено 142 факта незаконного получения кредита, что на 20 % больше по сравнению с 1998 годом. Как правило для такого рода преступления характерным является их совершение в крупном или особо крупном размере. Размер причиненного ущерба по невозвращенным кредитам выявленных в 1999 году составил 222,6 млн. рублей.1

Особую опасность с точки зрения криминализации властных структур имеет незаконное получение государственного кредита и его использование не по прямому назначению. В 199 году было выявлено 58 случаев этих преступлений, ущерб от которых составил 139 млн. рублей. Для данного вида преступной деятельности характерным является высокая латентность, которая оценивается экспертами на уровне 90 %.

Криминологический анализ преступлений по невозврату кредита показывает, что основными факторами их предупреждения являются высокий уровень организации службы внутреннего контроля и аудита, организация аналитической работы по тщательному отбору заемщиков на различных стадиях рассмотрения и утверждения кредитной заявки в кредитных отделах банков, защита информации, составляющей банковскую тайну, а также организация банков данных на заемщиков и обмен данными между банками с целью выявления недобросовестных заемщиков на ранних этапах кредитного процесса. Немалое значение имеет и регистрация объектов недвижимости, предоставляемых в качестве залога, а также организация службы внутреннего мониторинга в банках не только до момента выдачи кредита, но и в ходе его использования и формирования источников его погашения.

О растущей опасности данного вида преступлений свидетельствует повышенная тенденция. Так по данным МВД России только за 10 месяцев 2000 года их зарегистрировано 156 фактов невозврата кредитов с общим объемом ущерба 188 220 тысяч рублей. Причем наибольшее число преступлений было совершено в южном федеральном округе, центральном федеральном округе и приволжском федеральном округе (46, 33, 30 соответственно). Темп прироста совершенных и выявленных преступлений данного вида сохраняется стабильно на одном уровне как за 1999 год по сравнению с 1998 годом, так и за 2000 год по сравнению с 1999 годом на уровне 20%. Но если в 1999 году был наложен арест на имущество, имеющих отношение к преступной деятельности на уровне 7% от размера причиненного ущерба в целом, то за 10 месяцев 2000 года этот уровень составил уже свыше 32%, что свидетельствует о росте эффективности правоохранительных органов в борьбе с этим видом преступной деятельности.

Об этом свидетельствует и рост числа привлеченных к уголовной ответственности, 24 человека за 10 месяцев 2000 года против 22 человек за 1999 год.

Что касается незаконного получения государственного кредита и его нецелевого использования, то здесь также наблюдается устойчивые темпы прироста, за 1999 год было выявлено 58 этих преступлений с общим ущербом 139 млн. рублей, темп прироста составил 9,4% к 1998 году, в то время как за 10 месяцев 2000 года этих преступлений было выявлено 63 с темпом прироста в 34% и общим ущербом 88 млн. рублей. Поскольку как правило такие преступления могут быть совершены только организованной группой и по предварительному сговору, то высокую латентность их совершения характеризует отсутствие данных об организованных группах совершивших эти преступления.

О масштабах хищений денежных средств, принадлежащих государству в течение всего этого периода говорит лишь один факт задержания председателя правления столичного банка “Интерглоб” А.Одабашяна сотрудниками оперативно-розыскного бюро УВД Восточного округа Москвы по подозрению в хищении свыше 1 млрд. рублей, которые должны были поступить в Пенсионный государственный фонд. (Коммерсант № 204 от 31 октября 2000 года). По итогам ревизии органами налоговой полиции и инспекции было установлено, что более 40 различных предприятий направили через этот банк платежи, но до получателя они не дошли. Хищение пенсионных денег сопровождалось незаконным выпуском векселей в качестве обеспечения по кредитам, полученным банков.

Этот и ряд других фактов показывают высокую степень уязвимости государственных финансов, в условиях незавершенности бюджетной реформы для преступных посягательств, с целью перекачки объектов государственной собственности в негосударственный сектор экономики.

Так, например, последние три года с 1997 года несколько крупных коммерческих структур вели планомерный захват ключевых позиций в финансовой системе Московской области. В 1997 году областными властями были выпущены облигации на 1 млрд. рублей. Покупателями были зарубежные фирмы. В 1999 году после отказа от оплаты долга (средства от эмиссии облигаций были использованы не по назначению) облигации были скуплены за 20% от номинала оффшорной компанией. В результате некоего сговора Московской областной администрации и Гута-банка долг был погашен из кредита Гута-банка под залог из самых ликвидных промышленных предприятий, при этом долг был погашен в сумме в четыре раза превышающую его рыночную стоимость с обязательством безакцептного списания со счетов администрации в банке процентов по долгу, а реальная рыночная стоимость залогового обеспечения оказалась больше суммы кредита в десятки раз. В результате долги области банку достигли 12,5 млрд. рублей, хотя основным учредителем Гута-банка является “Государственная инвестиционная корпорация”. В этой как и в ряде других сделок типичным является то, что финансовые структуры, созданные на государственные деньги с помощью квазилегальных операций перекачивали, фактически присваивали государственные денежные средства.



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница