В. од. 1 Методы моделирования и прогнозирования экономики




Скачать 89.63 Kb.
Дата05.05.2016
Размер89.63 Kb.
Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Факультет Математической экономики и информатики

Кафедра Математические методы в экономике


АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Б2.В.ОД.1 Методы моделирования и прогнозирования экономики


Направление подготовки: 080100-62 Экономика
Профиль подготовки: Математические методы в экономике

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр


Москва - 2012




  1. Цель дисциплины

Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по вопросам разработки и использования экономико-математических моделей и методов моделирования и прогнозирования экономических процессов.

Предметом дисциплины является изучение и анализ свойств и решений, возникающих при моделировании экономических процессов. В качестве объектов моделирования рассматриваются экономические системы, предприятия различных сфер деятельности, рынки товаров и услуг и финансовые рынки, кредитные учреждения, корпоративные финансы, спрос и предложение, микро- и макроэкономические процессы, научно-технический прогресс, а также социальные структуры и процессы.

Учебные задачи дисциплины


При изучении курса должны быть решены следующие задачи:

  • расширение и углубление теоретических знаний об основных методах и моделях анализа экономических систем и моделирования экономических процессов в народном хозяйстве на различных уровнях иерархии;

  • ознакомление с основными методами прогнозирования;

  • овладение методическими приемами моделирования экономики, построения прогноза и анализа полученных результатов.

Методы преподавания дисциплины и исследования и образовательные технологии:

В процессе преподавания дисциплины используются следующие педагогические методы обучения и образовательные технологии:



  • лекции;

  • семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

  • компьютерные занятия;

  • обсуждение подготовленных студентами эссе;

  • круглые столы;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.
  1. Место дисциплины в структуре ООП.

Процесс изучения дисциплины базируется на комплексе знаний, полученных студентами при изучении курсов математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, линейная алгебра, методы оптимальных решений, а также предполагает владение современными компьютерными технологиями.

Курс «Методы моделирования и прогнозирования экономики» является одним из основных в блоке Б2 (математический и естественно научный цикл). После изучения данного курса студенты могут более глубоко осваивать материал дисциплин профессионального цикла.


Учебная дисциплина способствует профессиональной подготовке выпускника в качестве будущего руководителя и ведущего специалиста производственных и финансовых фирм. Исходя из особенностей подготовки, в рамках соответствующего направления основное внимание в дисциплине уделяется изложению теоретических основ экономико-математического моделирования и прогнозирования, а также привитию практических навыков по принятию на этой основе управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Дисциплина состоит из десяти тем. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия, проводимые в компьютерном классе.

При проведении занятий используется комплекс технических средств обучения: специализированные классы, компьютеры, иллюстрационные материалы.

Дисциплина изучается в 4 семестре.


  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):



ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-13 - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

расчетно-экономическая деятельность



ПК-1 - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

аналитическая, научно-исследовательская деятельность



ПК-4 - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

ПК-5 - способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

ПК-6 - способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

ПК-9 – способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

ПК-10 - способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
В результате изучения дисциплины студент должен

1. Знать:

1.1. принципы, закономерности и методы экономико-математического моделирования (ОК=1, ОК-4, ОК-13, ПК-1);

1.2. модели экономических систем и процессов, процедуру разработки моделей и оценки их адекватности (ПК-1, ПК-6);

1.3. основы поиска оптимальных решений в рамках экономико-математических моделей (ПК-4, ПК-10);

1.4. макроэкономическое моделирование, связывающее между собой укрупненные материальные и финансовые показатели: ВВП, потребление, инвестиции, занятость, процентную ставку, спрос, предложение, равновесные цены (ПК-1, ПК-6, ПК-10);

1.5. моделирование макроэкономических процессов: темпов и пропорций народного хозяйства (ПК-9, ПК-10);

1.6. микроэкономические модели, описывающие взаимодействие структурных и функциональных составляющих экономики (ПК-5, ПК-9, ПК-10).

2. Уметь:

2.1. разрабатывать экономико-математические модели и осуществлять с их помощью анализ и прогнозирование экономических и финансовых процессов (ПК-4, ПК-5, ПК-6);

2.2. формировать оптимальные решения на основе экономико-математических моделей (ПК-6, ПК-9);

2.3. оценивать параметры функционирования конкретного экономического объекта и формулировать рекомендации для принятия практических решений в условиях риска (ПК-1, ПК-5);

2.4. осуществлять комплексное экономико-математическое моделирование (ПК-9, ПК-10).

владеть:

3.1. современными компьютерными технологиями моделирования (ПК-5, ПК-10) ;

3.2. моделированием в макро- и микроэкономических исследованиях (ПК-9);

3.3. методами экономико-математического моделирования и прогнозирования (ОК-13, ПК-6, ПК-9, ПК-10).


  1. Содержание дисциплины:





п/п

Наименование

разделов

и тем

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (формы, часы)

Интерак-тивные формы обучения

Формы текущего контроля

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Лабораторные работы

Всего










1.

Тема 1. Введение в методы моделирования и прогнозирования экономики.

2





2




4


4,


лит


опрос

2.

Тема 2. Экспертные, статистические и аналитические методы прогнозирования

2




2



4

4,

лит, Р.а.з.


2

а.д.с.



опрос

3.

Тема 3. Методы эконометрического прогнозирования.

2




2




4

4,

лит, Р.а.з.


2

а.д.с.



Проверка эссе, рефератов или докладов по теме

4.

Тема 4. Математические модели микроэкономики. Задачи оптимизации производства.

2




2




4

4,

лит


2

а.д.с.


Проверка эссе, рефератов или докладов по теме

5.

Тема 5. Линейные и нелинейные динамические модели макроэкономики

2




2




6

6,

лит, Р.а.з.



2

а.д.с.


Проверка эссе, рефератов или докладов по теме

6.

Тема 6. Модели анализа, прогнозирования и регулирования экономики. Модели рыночной экономики

2





4





6


6,


лит

2

Комп.з.



Контроль заданий

7.

Тема 7. Моделирование инфляции и государственного регулирования экономики

2




4




6

6,

лит


2

Комп.з.


П.з.

8.

Тема 8. Моделирование внешней торговли

2




4




6

6,

лит


4

Комп.з.


П.з.

9.

Тема 9. Моделирование цели общественного развития

2




4




6

6,

лит


4

Комп.сим.



П.з.

10.

Тема 10. Модели и методы оптимального управления в экономике.

2




4




6

8,

лит



4

Комп.з.


П.з.




Итого:

20




30




50

52

24/ 48%

6

Текущий контроль освоения курса «Методы моделирования и прогнозирования» осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в виде:



  • опроса по теории;

  • контрольных работ;

  • письменных домашних заданий;

  • индивидуальных проектов;

  • промежуточного тестирования по отдельным разделам дисциплины.

Результаты текущего и итогового контроля формируют рейтинговую оценку работы студента.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для проведения занятий по дисциплине используются:



    • наборы слайдов;

    • CD-ROM диски;

    • текстовые файлы Word с теоретическим материалом;

    • файлы Excel, позволяющие решать практические задачи;

    • демонстрационные средства и интерактивная доска.

    • компьютерные классы;

    • Internet-ресурсы;

    • программные пакеты StatgraphicsPlus, MathCad



Разработчики:

Кафедра Математические методы в экономике доцент А.Ф. Грибов




Заведующий кафедрой ________________ Н.П. Тихомиров


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница