В. Н. Гонин уклонение от уплаты налогов как фактор снижения экономической безопасности малого предпринимательства монография




страница1/9
Дата22.04.2016
Размер2.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
В.Ю. Буров, Л.А. Бурова, В.Н. Гонин


УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

МОНОГРАФИЯ
http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=d1782baa82e3f8c&mb=imgdb_preview_67

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Монография

Чита


Забайкальский государственный университет

2014


УДК

ББК


ББК
Рекомендовано к изданию

советом по научной и инновационной деятельности

Забайкальского государственного университета
Ответственный за выпуск:

Н. Н. Ханчук, канд. истор. наук, проф. кафедры антикризисного управления, финансов и кредита Забайкальского государственного университета.
Рецензенты:

Д. Ю. Федотов, д-р экон. наук, доцент, декан факультета налогов и таможенного дела, профессор кафедры налогов и таможенного дела БГУЭП г. Иркутск

В. П. Бауэр, д-р экон. наук, доцент, директор научно-исследовательского центра ФГОБУ ВПО «Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации» г. Москва
Авторы:

В.Ю. Буров, Л.А. Бурова, В.Н. Гонин
Уклонение от уплаты налогов как фактор снижения экономической безопасности малого предпринимательства: монография / В. Ю. Буров, Л. А. Бурова, В. Н. Гонин ; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2014. – 188 с.

ISBN
В монографии представлены результаты, отражающие вопросы теории и методологии исследования уклонения от уплаты налогов зарубежными и отечественными учеными. Проведена оценка тенденций развития системы налогообложения малого предпринимательства и анализ их налоговой нагрузки.

Рассмотрены особенности и проблемы обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности с учетом фактора теневой экономики.

В качестве прикладного характера исследован генезис развития малого предпринимательства в России и их теневые экономические отношения.

Предложена модель налогового стимулирования развития официальной предпринимательской деятельности и механизм совершенствования экономической безопасности субъектов малого предпринимательства с минимизацией использования теневых отношений.

Материалы монографии будут полезны преподавателям, научным работникам, государственным служащим, специалистам организаций и учреждений, а также студентам, магистрантам и аспирантам.


УДК

ББК


ББК
ISBN ЗабГУ, 2014
Содержание

Введение…………………………………………………………….

4

Глава 1. Малое предпринимательство в России: проблемы становления……………………………………………………………

11

1.1. История развития современного Российского малого предпринимательства……………………………………..…

11

1.2. Теневые экономические отношения в секторе малого предпринимательства: закономерности и тенденции …….

35

1.3. Особенности и проблемы обеспечения экономической безопасности с учетом фактора теневой деятельности малых предприятий ……………………………………………

53

Глава 2. Налогообложение малых предприятий…………………

81

2.1. Анализ и оценка тенденций развития системы налогообложения малого предпринимательства ……..…

81

2.2. Практика уклонения от налогов малых предприятий и способы их выявления …..………………………………

96

2.3. Оптимизация системы налогообложения малого предпринимательства………………………........................

117

Глава 3. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства …………………………....

133

3.1. Модель налогового стимулирования развития официальной предпринимательской деятельности ……

133

3.2. Механизм совершенствования экономической безопасности субъектов малого предпринимательства с минимизацией использования теневых отношений …..…

139


Заключение………………………………………………………….

148

Библиографический список ………………………………………..

153

Приложения…………………………………………………………

167


Введение

Анализ экономической ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли малого предпринимательства, как важнейшего стратегического ресурса, способного обеспечить экономический рост, эффективность экономических взаимодействий и повышение уровня экономической безопасности, что приобретает особую актуальность в условиях экономического кризиса.

В период трансформационных преобразований развитие сектора малого предпринимательства способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах. Эффективное малое предпринимательство является одной из перспектив развития Российской Федерации, активным источником создания среднего класса – основного гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Важность анализа становления и развития современного Российского малого предпринимательства связаны с переходом к рыночным отношениям, что вызвало необходимость изменения финансовых отношений, и в частности, создания по сути новой налоговой системы, отвечающей современным требованиям.

Основное противоречие становления и развития института современного Российского малого предпринимательства проявляется в том, что с одной стороны, государство признало значимость малого предпринимательства в становлении и развитии рыночной экономики, с другой стороны, оказываемая государством поддержка малого предпринимательства является неэффективной и декларативной в силу неадекватных экономических условий, отсутствия эффективной нормативно-правовой базы, направленной на поддержку и защиту малых предприятий, наличия высоких административных барьеров, высокого уровня коррупционных отношений, имеющих тенденцию к постоянному росту, что напрямую связано с государственной поддержкой.

Одним из приоритетов Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в настоящее время и в ближайшей перспективе (2014 – 2016 гг.) является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Особенно хочется отметить неэффективную налоговую политику в отношении субъектов малого предпринимательства, проявляющуюся, в т.ч., в налоговых режимах и величине налоговых ставок (единые страховые взносы, НДФЛ, НДС).

В условиях углубляющего экономического кризиса оптимизация системы налогообложения рассматривается как важнейший экономический регулятор и основа сохранения эффективного финансово-кредитного механизма регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения сектора малого предпринимательства, зависит и эффективное функционирование экономики страны в целом. В контексте изложенного представляется важной проблемой исследование альтернатив применения специальных налоговых режимов, правил перехода от одного режима налогообложения к другому.

Одной из основных экономических функций присущих малым предприятиям, является обслуживание крупных предприятий. При этом обнаруживается противоречивость налоговой системы, проявляющаяся в несоответствии налоговых режимов, применяемых крупными и малыми предприятиями: при общей системе налогообложения возникают обязательства по уплате НДС (налога на добавленную стоимость), чего нет при применении специальных налоговых режимов. Следствием этого является переориентация субъектами малого предпринимательства своей деятельности в неофициальный сектор экономики, что порождает теневые экономические отношения и напрямую негативно влияет на обеспечение экономической безопасности.

В настоящее время проблема экономической безопасности становится чрезвычайно актуальной в силу ряда причин, к которым относятся мировой экономический кризис и принятые США и Евросоюзом экономические санкции против России. Поэтому очень важно определить, за счет каких факторов ее можно обеспечить, учитывая, что экономическая безопасность является фундаментом национальной безопасности. Мировой опыт подтверждает, что государства, не способные обеспечить экономическую безопасность, нередко попадают не только в экономическую, но и политическую зависимость от развитых стран.

В современных условиях экономическая безопасность способствует социально-экономическому развитию и является важным элементом национальной безопасности государства, что напрямую связано с уровнем развития сектора малого предпринимательства.

На макроуровне экономическая безопасность выступает интегрированным результатом сохранения и повышения уровня экономической безопасности субъектов сектора малого предпринимательства. Это определяет необходимость теоретического обоснования проблемы экономической безопасности государства с точки зрения исследования и разработки подходов и механизмов обеспечения экономической безопасности малого предпринимательства в целом.

Существенный вклад в разработку научных проблем определения категории экономической безопасности внесли отечественные и зарубежные экономисты. В зарубежной науке проблемы экономической безопасности рассматривали такие ученые, как: А. Вестинг, Дж. Гэлбрейт, С. Гудвин, В. Кейбл, Ф. Лист, Д. Рикардо, А. Смит, и др.

В российской науке проблему экономической безопасности рассматривали такие ученые, как: Л.И. Абалкин, С.А. Афонцев, В.П. Бауэр, Н.М. Блинов, Г.С. Вечканов, С.Ю. Глазьев, А. Городецкий, А.А. Илларионов, Г.В. Коржов, Е.Д. Кормишкин, В. Медведев, Д.И. Менделеев, Л.А. Миэринь, И.Н. Петренко, В.А Плотников, А. Пороховский, Е.Е. Румянцева, В.К. Сенчагов, А.И. Татаркин, и др.

Теоретико-методические аспекты развития налогообложения субъектов малого предпринимательства представлены в работах Н.Г. Агурбаш, В.В. Буева, М.В. Васильевой, Е.С. Вылковой, Е.Н. Евстигнеева, В.П. Ермакова, СБ. Зангеевой, А.Д. Иоффе, В.Ш. Каганова, А.П. Кириенко, И.И. Кучерова, И.А. Коростелкиной, М.Г. Лапусты, К.И. Оганяна, Л.П. Павловой, Л.В. Поповой, Е.М. Романовой, В.Г. Садкова, Ю.Л. Старостина, Д.Ю. Федотова, Ж.С. Фоминой и др.

В разработку теоретических основ налогообложения большой вклад внесли исследования следующих зарубежных авторов: А. Вагнера, О. Гура, Д. Кейнса, А. Маршалла, А. Смита, Д. Рикардо, У. Петти, П. Самуэльсона, М. Фридмена и др. Значительную лепту в развитие теории налогов внесли такие российские ученые, как В.А. Альтшулер, С.Ю. Витте, В.А. Лебедев, Н.И. Тургенев, А.А. Тривус, Д.Г. Черник и др.

Исследованию практики налогообложения субъектов малого предпринимательства посвящены работы и некоторых российских ученых (Л.А. Аносовой, С.В. Барулина, А.В. Брызгалина, В.В. Гусева, А.З. Дадашева, А.Н. Мельниченко, В.Д. Новодворского, В.Г. Панскова, А.Б. Паскачева, С.Г. Пепеляева, А.П. Починка и др.), в которых анализируется: российский и зарубежный опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства, влияние изменений налогового законодательства на тенденции развития малого бизнеса, эффективность систем налогообложения малого предпринимательства в различных отраслях.

Практическому использованию упрощенной системы налогообложения посвящены исследования И.М. Андреева, М.В. Истратовой, Н.И. Малис, М.А. Пархачевой, А.Б. Паскачева, Ю.В. Подпорина, А.А. Ябуганова и др.



Целью настоящей работы является исследование теории и методологии развития современного российского малого предпринимательства и его теневых экономических отношений с акцентом на практику уклонения от уплаты налогов и их влияние на обеспечение экономической безопасности на микро и макроуровнях.

Объектом исследования являются теневые экономические отношения субъектов малого предпринимательства и их экономическая безопасность.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе минимизации теневых экономических отношений с целью обеспечения экономической безопасности.

Монография состоит из трех глав. В первой главе проанализирована история развития современного российского малого предпринимательства, рассмотрены методологические подходы к зарождению и развитию теневых экономических отношений в секторе малого предпринимательства. Показаны особенности и проблемы обеспечения экономической безопасности с учетом фактора теневой деятельности малых предприятий.

Во второй главе авторами проведена оценка тенденций развития системы налогообложения малого предпринимательства в современной России. Проанализирована практика уклонения от уплаты налогов малыми предприятиями и способы их выявления. Предложены пути оптимизации системы налогообложения малого предпринимательства.

В третьей главе рассмотрены вопросы совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства. Разработана модель налогового стимулирования развития официальной предпринимательской деятельности. Предложен механизм совершенствования экономической безопасности субъектов малого предпринимательства с минимизацией использования теневых отношений.


Глава 1. Малое предпринимательство в России:

проблемы становления

1.1. История становления современного российского малого предпринимательства

Проблема становления и развития предпринимательства в экономике любой страны принадлежит к числу особенно актуальных, поскольку связана с уровнем развития среднего класса, инновационной направленности экономики, числом рабочих мест и т.д.

Малое предпринимательство играет особую роль в экономическом росте для стран с переходной экономикой. В настоящее время не вызывает сомнений необходимость коренных сдвигов в формировании конкурентоспособного сектора малого предпринимательства, усилении его влияния в решении актуальных проблем экономического и социального развития общества.

В научной литературе постоянно идет дискуссия, что следует понимать под определением «малое предпринимательство».

Исследователи и бизнес – консультанты при описании малого предпринимательства используют взаимозаменяемую терминологию: «микро предпринимательство», «малый бизнес», «мелкие фирмы», «маломасштабное предпринимательство», «мелкие и средние предприятия», «маломасштабная промышленность» и ряд. В середине 70-х годов ХХ века в разных странах насчитывалось более 50 различных определений. Необходимо отметить, что часто переплетаются между собой два, на первый взгляд, синонима «малый бизнес» и «малое предпринимательство». Однако, это не синонимы и не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия. Бизнес шире, чем предпринимательство, потому что охватывает отношения, которые возникли между всеми участниками рыночной экономики и включает не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры [66].

Этой же позиции придерживается Г.В. Козаченко: «...в свете установленных отношений между малым бизнесом и малым предпринимательством, дается возможность утверждать, что наиболее целесообразно сегодня использовать понятие малого бизнеса и, соответственно предприятий малого бизнеса» [73, С.12-14].

Мы не разделяем такую позицию и считаем, что под малым предпринимательством необходимо считать малые формы хозяйственной деятельности, которые осуществляют официально-зарегистрированную деятельность, ведут учет и отчитываются перед государством.

Развитие малого предпринимательства в России имеет глубокие исторические корни и без анализа истории развития предпринимательства в целом, нельзя понять сущность современного этапа становления и развития малого предпринимательства.



Зарождение и становление малого предпринимательства в дореволюционной России.

Зарождение малого предпринимательства в древней Руси напрямую связано с разложением первобытнообщинного строя, что было связано общественным разделением труда – разделение земледельческого и скотоводческого типов хозяйства, выделением ремесла и торговли и появления прибавочного продукта.

Так, Н.Ю. Иванова считает, что «… исторически малый бизнес возник в недрах феодального общества, когда технологический базис производства был основан на ремесленных орудиях труда и общественное разделение труда носило продуктовый характер» [62].

«Глубинные истоки предпринимательства связаны с ранними торговыми обменами, ремесленным производством, ростовщичеством, промыслами и т.п.» [27, c. 146-148].

Становление и развитие предпринимательства в России на протяжении всех веков шло в рамках общецивилизационного процесса, хотя и имело свои отличительные способности. По мнению А.А. Тимофеевой «…влияние на зарождения малого предпринимательства оказала хозяйственная культура восточных славян, которая в значительной мере формировалась под влиянием ландшафта, климатических условий и соседних цивилизаций» [119].

На зарождение и развитие предпринимательства влияли специфические черты самой России и ее народа (табл. 1)



Таблица 1

Исторические факторы, влияющие на развитие предпринимательства в России

Фактор

Формы проявления фактора

Последствия

Геополитическое положение России

Государство выступало в качестве транзитного, контролирующего основные международные торговые пути регулятора.

Развитие земледелия и скотоводства. Появление новых городов.

Православный фактор

Дух православия не способствующий деловой активности человека

Снижение инициативы и экономической независимости. Увеличение предпринимательского риска.

Постоянные войны, которые была вынуждена вести Россия

Низкая покупательская способность основной массы населения России – крестьянства.

Снижение предпринимательской активности.*

Татаро-монгольское иго

Освоение новых территорий Сибири

Переселение крестьян в Сибирь, с целью освоения новых земель.

Послужило мощнейшим стимулятором предпринимательской деятельности.

Отмена крепостного права

Российские крестьяне получили, свободу и немного земли.

Повлекло формирование рынка рабочей силы.

Взаимоотношение с государством

Система централизованной государственной власти была законодательно закреплена, как и принципы экономической политики в области землевладения, финансов, торговли с созданием специальных учреждений (приказов).

Доминирование государственного предпринимательства над частным.

*Например, в результате Крымской войны (1853-1856 гг.) в тринадцать раз сократился вывоз хлеба, в восемь – льна. В десять раз уменьшился импорт машин, в два с половиной – хлопка и Россия оказалась в состоянии фактически неплатежеспособного должника. Государственный долг достиг 1 млрд. рублей. Бюджетный дефицит возрос в шесть раз – с 52 до 307 млн. рублей [95]
Проведенный нами анализ работ известных ученых (А.А. Тимофеева [119], А.А. Бессолицын [28, с. 56], Л.А. Николаева [95], М.И. Туган-Барановский [120], Н.М. Арсентьев [18, С.42] показывает, что становление дореволюционного Российского предпринимательства характеризовалось специфическими особенностями дореволюционной России, что оказало существенное влияние на зарождение, становление и развитие современного малого предпринимательства:

  • большая территория России;

  • сложная геополитическая ситуация;

  • православный фактор;

  • низкая покупательская способность основной массы населения России – крестьянства;

  • длительное существование крепостного права;

  • не развитая транспортная инфраструктура;

  • «общинный» характер русского человека;

  • доминирование государственного предпринимательства над частным.

Под развитием предпринимательства в России мы понимаем именно развитие малого предпринимательства, что обусловлено малыми формами хозяйствующих субъектов, исходя из их количественных и качественных характеристик:

  • небольшое количество работающих;

  • небольшие обороты;

  • низкий уровень организации труда;

  • несовершенные применяемые технологии и слабая технологическая база.

Такой же позиции придерживается и О.О. Юшков: «Под малым предпринимательством в дореволюционной России мы понимаем кустарное и ремесленное производство, которые были самой распространенной формой организации трудовой деятельности в России» [130, с. 24].

Например, до первой мировой воины в 40 губерниях европейской части России насчитывалось 2 044 801 мелких сельских промыслов. Данные о численности мелких промыслов свидетельствуют о повсеместном их распространении, однако наибольшее их количество было сосредоточено в Вятской – 774,1 на 1 000 сельского населения, Московской – 766,3, Вологодской – 712,8 и Владимирской губерниях – 617 [129.].

Состояние историко-экономической мысли в дореволюционной историографии отражает долгие и бесплодные споры по вопросу о содержании понятия «кустарная промышленность». В частности, это проявлялось в деятельности Особой Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, работавшей в 1872 – 1885 гг.

К малым или средним формам предпринимательства можно отнести и артель. Артель как форма организации коллективно-хозяйственной деятельности была известна в России с древних времен. Факты ее существования в Древней Руси были зафиксированы и нашли свое толкование в научной литературе дореволюционной России.

Стоит отдельно отметить, что и в Сибири главную роль играло среднее и мелкое предпринимательство. «Такое положение было обусловлено количеством и составом местного населения. Сравнительно немногочисленное сибирское население в основном состояло из крестьян и посадских людей, которые не нуждались в дорогих промышленных товарах и хозяйство которых во многом носило натуральный характер. Земельный простор, богатство сырьевых ресурсов Сибири позволяло вести хозяйство, не вкладывая значительных финансовых средств в усовершенствованные орудия труда. До начала массового переселения в Сибирь в начале XX в. сибирские крестьяне не ведали нужды в земле и размеры своих полей определяли возможностью их обработать» [114, С. 15].

Развитие малого предпринимательства в СССР и современной России (1917-2014 гг.)

Мы считаем, что исследование зарождения и развития современного российского малого предпринимательства необходимо проводить с учетом его состояния в период революционных преобразований и СССР, которое характеризовалось:

Во-первых, резким сокращением предпринимательской активности после 1917 г., связанной с процессом ликвидации частной собственности фактическим запретом на предпринимательскую деятельность. Исчезли экономические стимулы к труду. Нарушились производственные связи [36].

Во-вторых, практически полной ликвидацией сектора малого предпринимательства в период построения командно-административной экономики, что повлекло частичную его переориентацию в теневой сектор экономики.

В период безраздельного господства административно-командной системы из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику [19, С. 15].

Конец 20-начало 30-х гг. ознаменовались коренным поворотом в экономической политике. Был взят курс на структурную перестройку экономики путем индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства.

Реорганизация хозяйственного механизма в промышленности связана с реформами 1929 – 1932 гг., которые продолжили и завершили процесс ограничения сферы товарно-денежных отношений и расширения организационно-распределительных отношений, обозначившийся с середины 20-х годов

В начале 30-х гг. происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. Что касается общего состояния сектора предпринимательства, то уже в 1933 г. удельный вес частнопредпринимательского сектора сократился в официальной экономике в результате насильственных преобразований по сравнению с 1928 г.: в розничной торговле – с 24 % до 0 %, в промышленности – с 38 до 0,5 %, в сельском хозяйстве – с 97 до 20 % [119].

Были ликвидированы более 3 млн индивидуальных хозяйств, кулаки (а туда «перекочевало» немало и середняков) были объявлены классовыми врагами и подвергнуты репрессиям, под которые попало более 20 млн человек. Официальная статистика указывает, что в январе 1932 г. в спецпоселках находилось 1,4 млн высланных «кулаков» и членов их семей [47].

«Реформы» советского государства конца 20 – начала 30-х гг. привели к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название «государственного социализма», которой были присущи характерные черты:



  • формальное обобществление труда и производства;

  • полное огосударствление производства;

  • ликвидация частной собственности;

  • тоталитарный характер государства;

  • однопартийная система.

Следует отметить, что советская экономика почти всегда находилась в экстремальных условиях: война, «военный коммунизм», нэп, экстремальные условия индустриализации и коллективизации, и снова война, и снова восстановление народного хозяйства.

С началом экономических реформ 1965 г. и почти до конца 1980-х годов предпринимательство получило определенный стимул к своему развитию – постепенное расширение прав предприятий при сохранении приоритета государственного плана.

В аспекте государственного контроля по развитию предпринимательства можно говорить о том, что советское (социалистическое) предпринимательство, стало прямым продолжением дореволюционного государственного с той только разницей, что теперь советское предпринимательство включало в себя фактически все народное хозяйство страны. Механизмом перевода в государственную собственность стала национализация, что особенно ударило по представителям малого предпринимательства.

За годы Советской власти в обществе сформировалось предвзятое отношение к малому бизнесу и предпринимателям. Население страны приучили к тотальному дефициту, низкокачественным товарам, полупустым прилавкам и нескончаемым очередям. Тех же, кто занимался реализацией каких-либо товаров или созданной своим трудом продукции, в том числе сельскохозяйственной, называли «барыгами», «спекулянтами», «мешочниками». Их преследовали и наказывали в административном и уголовном порядке [38].

Зарождение современного Российского малого предпринимательства напрямую связано с демократическими и экономическими преобразованиями (перестройка) и с трансформацией основных институтов экономической системы: отношений собственности, потребностей, экономических интересов и мотивов деятельности во время проведения рыночных реформ.

Исследование Ю. Г. Чернышевой подтверждает, что главными предпосылками становления малого предпринимательства в России являются появление различных форм частной собственности, либерализация цен, развитие маломасштабного производства, рост безработицы среди квалифицированных работников в результате падения объемов производства на крупных и средних предприятиях, пропаганда нового экономического мышления в отношении предпринимательства, характеризующие особенности возникновения малого бизнеса в стране [126].

Демократические и экономические преобразования в 1985-1990 гг. способствовали становлению и развитию современного малого предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике.

Толчком развитию малого предпринимательства послужила легализация частной предпринимательской деятельности в ряде производственных областей и сфере услуг (ноябрь 1986 г., май 1988 г.), что повлекло и расширение теневого сектора экономики.

В литературе выделяют экспериментальный этап развития современного российского предпринимательства (1985 – 1987 гг.). В этот период в качестве форм реализации предпринимательской деятельности выступали:


    • центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ);

    • временные творческие коллективы (ВТК);

    • индивидуальное предпринимательство, развитие которого связано с принятием Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.).

Как отмечает Е. Ф. Чеберко: «С принятием закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовалось явление, уже имевшее в стране широкое распространение. По оценкам экономистов, до 1986 года «теневиками» ремонтировалась половина всей обуви, почти половина квартир, более 2/3 автомобилей и 1/3 сложной бытовой техники. К середине 80-х годов в сфере обслуживания было занято около 2 миллионов человек. Тех же, кто от случая к случаю подрабатывал на обслуживании, насчитывалось 17-18 миллионов человек» [124].

С принятием Закона «О кооперации» (1988 год) начался стремительный рост кооперативного движения, получивший мощный стимул к развитию и в частности это сильно проявилось в сельском хозяйстве, особенно с введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства.

Этот период характеризуется двойственностью развития малых форм хозяйствования. С одной стороны, по оценке исследователей, «наблюдается интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятиях наблюдались элементы предпринимательства)» [108].

С другой стороны, видна непоследовательность государства в вопросе развития малого бизнеса – отсутствие гибкой экономической и правовой политики в этой области, ужесточение и регламентация, а то и запрещение деятельности кооперативов привели к усилению теневого сектора экономики.

В начале 90-х годов в кооперативном секторе малого предпринимательства наблюдается полная стагнация, что во многом это объяснялось объективными причинами – не сложившейся рыночной средой и специфическими социально-политическими условиями, приспособленными к административно-командной системе. Аналогичную участь постигла и индивидуальная трудовая деятельность.

Стадия модернизации экономики страны в 1985 – 1990 годах не соответствовала такой новации: появление первых фактически частных малых предприятий на основании изданных законов и их появление противоречило действующей в то время Конституции СССР от 1977 г. – в последней не было предусмотрено право владения имуществом.

Можно отметить, что развитие сектора современного малого предпринимательства в 1991 – 1994 годах происходило в период радикальных экономических реформ и перехода к рынку, связанных с комплексом нерешенных экономических и социальных проблем, а так же характеризовался продвижением вперед в понимании сути становления и развития малого предпринимательства – значение его роли и места в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы,

На данном этапе была сделана попытка разработки основ концепции поддержки малого предпринимательства в контексте нормативно-правовой базы (НПБ) [8., 11, 9., 2., 12, 13].

Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признавалась одним из важнейших направлений экономической реформы. Реализация указов и постановлений предусматривала: отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работы; выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия, организация сети специальных банков с участием государственных средств, страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако эти постановления остались только декларацией, т.е. не была заложена основа нормативно-правовой базы, регламентирующая на государственном уровне развитие малого предпринимательства.

Экономический кризис в стране в начале и середине 90-х годов прошлого столетия, отсутствие четкой правовой базы, регламентирующей становление предпринимательства на первом его этапе развития, всеобщая нарастающая коррумпированность, деградация культуры и ценностной ориентации отдельных представителей общества, психологическая неготовность самого населения жить и заниматься предпринимательской деятельностью в новых условиях – привело к тому, что сам процесс образования предпринимательских структур приобрел нецивилизованные, искаженные и частично незаконные методы и предопределило теневую направленность развития предпринимательства на постсоветском пространстве.

Исследование зарождения и становления постсоветского предпринимательства позволил выявить типы предпринимательских структур по выделенным признакам (табл. 2).

Таблица 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница