В. Лапердина Модернизация экономики кнр* Экономические реформы в кнр являются частью общей программы модернизации. План модернизации, или как он назывался «Четырех модернизаций»




Скачать 229.73 Kb.
Дата10.05.2016
Размер229.73 Kb.


В. Лапердина

Модернизация экономики КНР*
Экономические реформы в КНР являются частью общей программы модернизации. План модернизации, или как он назывался «Четырех модернизаций» (превратить Китай в мощное социалистическое государство с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной и современной наукой и техникой), выдвинутый при Мао Цзэдуне и премьере Чжоу Эньлае в 1975 г., формировался и приобретал свои очертания постепенно на протяжении 80-х и 90-х годов 20-го века.

Направление развития Китая с 1949 г. не изменилось, система управления государством также сохранилась, остались и прежние цели развития. Однако экономические результаты тридцатилетия председательства Мао вряд ли можно сравнить по успехам с тридцатилетием реформ и открытости.

В 2007 г. Китай вышел на 2 место в мире по объему ВВП, рассчитанного по паритетам покупательной способности (более 7 трлн долл.) 1, и на 4 место по ВВП, рассчитанному по текущему курсу валют (3,4 трлн долл.) 2. Доля Китая в мировом ВВП (по обменному курсу) в 2007 г. составила 6%. На протяжении периода реформ темпы прироста ВВП в среднем составляли 9,6% в год 3. С 2003 г. темпы экономического роста превышали 10%, в 2007 г., по первоначальным оценкам, ВВП страны составил 24,7 трлн юаней, что больше 2006 г. на 11,4% 4. Внешнеторговый оборот в 2007 г. приблизился к 2,2 трлн долл., то есть увеличился на 23,5% по сравнению с 2006 г. Доля Китая в мировом экспорте в 2006 г. составила около 8% 5.

Суть и история экономических преобразований в Китае

Значительные успехи экономического строительства в Китае стали возможны, в первую очередь, благодаря изменениям в экономической политике, направленным на обеспечение экономического роста. Можно сказать, что в Китае сочетание преобразований и экономического роста (его стабильности и темпов) было оптимальным для развития страны. Выбранная модель трансформации экономической системы при сохранении политического строя позволила развивать и поддерживать на протяжении трех десятилетий высокие стабтльные темпы экономического роста в стране. Стратегию преобразований в Китае можно отнести к стратегии «догоняющего развития», реализованную ранее в Японии и новых индустриальных странах. Одними из основных ее типичных особенностей являются ведущая роль правительства, высокий уровень сбережений, поддержка национального производителя при развитии экспорториентированного производства, поощрение экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, привлечение иностранных инвестиций, создание стабильной макроэкономической обстановки в стране.

Что касается перехода к рынку, до 1992 г. плановая система лишь дополнялась рыночной, в 1992 г. было объявлено о строительстве социалистической рыночной экономики. Переход к ней происходит не через замену плановой системы рыночной, а через постепенное вытеснение частным сектором и рыночными процессами государственного планирования и контроля, сопровождающееся созданием механизма косвенного макроэкономического регулирования со стороны государства. Ход реформ свидетельствует о подобной трансформации.

Анализируя процесс проведения реформ, возникает впечатление об авторитарной роли государства. Естественно ни о каких «преобразованиях снизу» (как указывают некоторые авторы6), говорить не приходится.

Начало реформ обозначают концом 1978 г. (3-ий пленум 11-го созыва ЦК КПК), но если рассматривать периодизацию реформ вне решений съездов и пятилетних планов, можно сказать, что изменения начались сразу после ухода Мао в 1976 г. Не опираясь на пятилетки, период проведения реформ можно разделить либо в соответствии с политическими установками каждого отрезка, либо на более крупные этапы по характеру проводимых преобразований.

Наиболее используемым в Китае7 является деление на: 1978-1984 гг., 1984-1989 гг., 1989-1992 гг., 1992 г. - настоящее время. Согласно делению на крупные этапы реформы, можно обозначить следующие: конец 1970-х годов-1992 г., 1992-2000 гг., 2000 г. - настоящее время.

Период конца 1970-х – 1992 гг. характеризуется как экспериментальный, к нему подходит определение «переходить реку, нащупывая ногами камни» – данная Дэн Сяопином характеристика всему процессу реформ. Экспериментальная система подряда в деревне, постепенное наделение правами на самостоятельную деятельность предприятий, затем введение системы ответственности на предприятиях открытие некоторых городов для внешней торговли дали толчок развитию, способствовали оживлению народного хозяйства (учитывая низкий стартовый уровень после «культурной революции»). Стремительно появились и увеличились в числе предприятия поселков и волостей, которые имели право торговать продукцией по рыночным ценам и распоряжаться прибылью самостоятельно. Одними из основных целей создания этих предприятий стало обеспечение занятости избыточной рабочей силы в деревне, трансформация государственных предприятий. Закреплена система двухколейных цен в сельском хозяйстве (на установленную часть продукции действовали жесткие государственные закупочные цены, избыток продукции крестьяне могли продавать по рыночным ценам).

Легкая промышленность начала обгонять тяжелую, их темпы прироста составили 11,7% и 6,6% соответственно. В 1984 г. введена двухколейная система цен на промышленные товары, но к 1988 г. более 50% товаров продавалось по рыночным ценам8.

Государство повышает закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличивает инвестиции в первичный сектор. К концу 1980-х годов в Китае было много крупномасштабных объектов инвестирования, находящихся в процессе строительства, существовала нехватка капитала для их финансирования. Потребительский спрос был огромным, покупательная способность населения намного превышала предложение товаров. Государственные расходы были больше доходов, размеры кредитов увеличились, выпущено слишком много валюты. В результате несоответствия спроса предложению, появился дисбаланс экономической структуры, развитие сельского хозяйства затормозилось, ограниченные ресурсы вкладывались в обрабатывающую промышленность и непроизводственные объекты, в условиях быстрого роста производства обострились проблемы дефицита энергии, ресурсов и транспортных мощностей. В 1988 г. показатели инфляции стали двузначными, индекс розничных цен достиг 18,5%, увеличивающиеся инвестиции подстегивали повышение цен, который в 1989 г. составил 17,9%9.

Положение усугубили несбалансированное развитие города и деревни, злоупотребления управленцев и чиновников, сохранение прежней системы «даньвэй» (государственное предприятие), при которой предприятие обеспечивало все стороны жизни работника – занятость, жилье, питание, лечение, пенсии, образование. Дисбаланс в экономической сфере вызвал социальную нестабильность, протесты населения, самым мощным из которых стало выступление на площади Тяньаньмэнь в 1989 г.

Правительство вынуждено было прибегнуть к мерам по «охлаждению» экономики: сокращены объемы капиталовложений, сбалансирована инвестиционная структура, поставлено под контроль потребление, ограничена покупательная способность некоторых общественных объединений, были дважды повышены сберегательные ставки, введена система долгосрочных вкладов в юанях, установлен строгий надзор за сбытом основных видов продукции.

Была также проведена политическая кампания по усмирению протестовавших.



1992-2000 гг. С начала восстановительного периода (1989-1992 гг.) предпринимались меры по реформированию госпредприятий, которые по своей сути можно отнести к последовательной системной трансформации госсектора: разделение функций правительства и предприятий, чиновников и управляющих, усовершенствование системы подряда на предприятиях, распространение процедуры акционирования, развернута реформа системы оплаты труда. Уже в 1992 г. 21% работников госпредприятий работали на контрактной основе, разработана система страхования безработных. В то же время правительство усилило борьбу с проявлениями разложения в бюрократической среде.

В предыдущем периоде, несмотря на его экспериментальный характер и окончание, отмеченное выступлением на площади Тяньаньмэнь, были заложена база для быстрого роста в будущем. В 1992 г. выдвинуты цели построения «социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой» и курса дальнейшего проведения всемерной открытости, которые обозначили начало нового этапа реформы и модернизации. Основными направлениями стали:



  • одновременное развитие разных форм собственности при главенствующей роли общественной сектора;

  • продолжение трансформации хозяйственного механизма госпредприятий, создание «системы современных предприятий» (оптимизация управления предприятий, решение проблемы долгов, рационализация инвестирования);

  • формирование системы открытых рынков, соединяющей городской рынок с сельским, внутренний – с мировым;

  • пересмотр правительственных функций по управлению экономикой для усовершенствования макрорегулирования, опирающегося на косвенные меры;

  • создание системы справедливого распределения доходов, достижение всеобщей зажиточности, при поощрении обогащения одних районов и людей раньше других;

  • разработка многоступенчатой системы социального обеспечения;

  • стимулирование экономического развития и сохранение общественной стабильности.

Кроме того, была дана установка на поддержание стабильных высоких темпов роста.

Характерной чертой данного периода является стратегия экспорториентированного производства и экспорториентированной экономики.

Опора на внешнеэкономическое сотрудничество стала играть особенно важную роль в период дефляции в середине 1990-х годов. Предложение на многие товары на внутреннем рынке превысило спрос. Другой важной проблемой стали избыточные производственные мощности, сократились масштабы инвестирования. Многие предприятия торговли вынуждены продавать товары по ценам ниже себестоимости, процент прибыли поставщиков стал ниже банковского процента. Следующим явлением стало последствие азиатского финансового кризиса – снижение спроса на внешнем рынке, что усложнило ситуацию с перенасыщением внутреннего.

Эти явления свидетельствовали о переходе экономических сложностей Китая из области производства в область сбыта. Рынок продавца превратился в рынок покупателя, возросла зависимость страны от мирового рынка.



Современный этап с 2000 г. характеризуется отказом в официальных планах развития от погони за темпами роста, тем не менее, темпы прироста ВВП с 2003 г. превышают 10% в год. Правительство возвращается к преобразованиям в области создания системы современных предприятий. Развитие сельского хозяйства, поддержка крестьянства и деревни, строительство «гармоничного общества» на основе среднезажиточного уровня жизни, усиление внимания к охране окружающей среды, повышение внутреннего спроса вместо расширения экспорториентированной экономики, развитие системы социального обеспечения выходят на первый план.

Правительство обратилось к проблемам сельского хозяйства, деревни и крестьянства: принят закон о земельном подряде как основной форме земельных отношений, подряд может быть передан подрядчиком другим лицам в пользование. Правительство задумалось об установлении минимума цен на сельскохозяйственную продукцию, на экспериментальной основе проводятся преобразования системы сельскохозяйственного налогообложения, в ряду важнейших мер – отмена сельскохозяйственного налога с 2006 г.10 Служившее долгое время интересам города сельское хозяйство получает новый стимул к развитию. Вместе с ростом спроса на сельскохозяйственную продукцию, дефицитом природных ресурсов, в первую очередь, земли, повышается себестоимость рабочей силы в деревне. В 2007 г. выросли цены на продовольствие. Положительным следствием этого повышения цен стал рост доходов крестьян, отрицательным – повышение цен на другие товары народного потребления. Учитывая бум на фондовом рынке, стремительный рост цен на недвижимость, повышение курса юаня (переход от политики фиксированного курса к регулируемому произошел в 2005 г.), угроза серьезной инфляции в Китае сохранится на ближайшее будущее.

В рамках создания системы современных предприятий правительство поручило решение проблемы «плохих долгов» специальным компаниям по управлению активами. Проведены первичные публичные размещения акций крупнейших китайских банков.

Значительное внимание уделяется формированию и развитию системы социального обеспечения, ее распространению на сельское население, совершенствуется трудовое законодательство. Для «среднезажиточного» общества обозначены стандарты: к 2020 г. доля городского населения должна быть выше 60%, уровень безработицы – 3-6%, разрыв в доходах населения города и деревни сокращен до трехкратного. «Гармонизация» развития общества вынесена в докладе Ху Цзиньтао на 17-ом съезде КПК в качестве основного направления экономической политики.

В начале нового века активно разрабатывалась концепция «идти вовне», включающая восполнение недостатка сырья, вывоз и ввоз новой техники и оборудования, развитие новых отраслей, формирование собственных транснациональных корпораций, содействие экономическому развитию стран третьего мира. Китай превращается в активного инвестора на мировом рынке. Этому способствуют стремительно возросшие после отмены фиксированного курса юаня золотовалютные резервы страны. В то же время правительство начало ограничивать присутствие иностранного капитала в стране.

Вступление в ВТО – один из показателей присутствия страны в мировой системе наравне со стремлением лидировать в региональном сотрудничестве и с усилением роли в глобальных экономических процессах. Правительство Китая неоднократно заявляло о необходимости перехода от обеспечения мирного окружения к активному формированию внешних условий, естественно, мирным путем.

Реформы в Китае, бесспорно, относятся к градуалистским преобразованиям. Постепенность реформ и гибкость правительства к изменению обстоятельств в значительной степени обусловили положительные результаты.
Факторы успеха экономических преобразований

Наиважнейшим условием успешности проведения реформ стал выбор руководителем страны команды людей, которые на начальном этапе лояльно отнеслись к спонтанным преобразованиям в деревне, а в последующий период тщательно прорабатывали применимость теоретически возможных моделей роста, а также практически реализованных в других странах, создавали планы дальнейшего развития. К сожалению, деятельность многих из них закончилась после выступлений 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, однако стиль работы был унаследован следующими поколениями руководителей страны. Отслеживание внутренней и международной ситуации, гибкость и оперативность в принятии решений, жесткость в отстаивании интересов развития как внутри страны, так и в мире в настоящее время имеют первостепенное значение для настоящего и дальнейшего стабильного развития Китая.

Спонтанное планирование в начале реформ и отсутствие четких количественных целей экономического роста в процессе продвижения по пути преобразований уступили место развитой системе продуманного планирования. Оно реализуется через принятие долгосрочной стратегии развития. Так, на сегодняшний день в КНР существует стратегия развития до 2050 г. с индикативными показателями социально-экономического развития для каждого этапа от года «пятилетки» до десятилетия «шага модернизации».

Ни одно преобразование невозможно без первоначального капитала. Правительство сумело получить и реализовать средства для инвестиций. Хотя к началу реформ Китай подошел в бедственном состоянии, у него не было значительного внешнего долга, «благодаря» закрытости страны и политике опоры на собственные силы, существовала определенная промышленная база и огромное население, в 1978 г. примерно 44% ВВП создано в промышленности, население было более 960 млн человек, из них занятых – менее половины.

Многие специалисты указывают на создание роста в Китае в основном за счет мощного вливания инвестиций. В период реформ прирост инвестиций обеспечил около 60% темпов прироста ВВП, труд – 5%, остальные факторы – около 35%11. Рост Китая в период реформ был инвестиционным, осуществлялся за счет расширенного привлечения капитала при снижении эффективности его использования. Важную роль в наращивании экономической мощи сыграли природные ресурсы. Увеличение численности рабочей силы не стало важным фактором роста, но производительность труда повысилась. Роль научно-технической составляющей, при включении в нее показателей развития человеческого капитала, использования зарубежных технологий и опыта управления, возросла. В целом экстенсивные факторы имели значительный вес в темпах прироста валового продукта.

Государство, создав благоприятные условия для роста сбережения граждан, и без того склонных к накоплению и в согласии с традиционными представлениями, и по привитой коммунистами привычке экономить, копить и жить скромно, получило в свое распоряжение средства. Норма сбережений на протяжении периода реформ, по различным расчетам, превышала 35% ВВП12. Этот капитал, естественно, не всегда используется максимально эффективно и целесообразно рационально, но появилась схема работы, сформировались доверительные отношения между государством и населением. Сейчас произошло много изменений в финансовой сфере страны, население стало более грамотным в этой области. Кроме того, эта сфера – наиболее сложная для контроля и регулирования, и здесь, вероятно, лежат наибольшие риски, угрожающие дальнейшему стабильному развитию страны.

Что касается основной массы населения, при определенной свободе, предоставленной государством, природном трудолюбии и предпринимательских способностях, которые приходится развивать в условиях сильнейшей конкуренции, и при желании работать части населения удалось выйти из нищеты, части – скопить некоторый капитал, части – обогатиться. Отдельную роль в успехе реформ можно отвести институту посредничества, традиционно развитому и приветствуемому в Китае, оно способствует и распространению информации, и налаживает связь между различными участниками народнохозяйственной деятельности.

Важной отличительной чертой рыночных преобразований в Китае называют отсутствие широкомасштабной приватизации13. Фактически постепенная приватизация была проведена и продолжается до сих пор. Мелкие и средние предприятия проданы, превращены в управляемые персоналом акционерные компании, многие крупные и сверхкрупные государственные предприятия акционированы, реструктуризированы, слиты с другими. В настоящее время частный сектор производит большую часть продукции. В 2005 г. около 70% ВВП было произведено вне государственного сектора14. Активность частного сектора создала конкурентные условия для государственных предприятий. Правительство Китая, начав проводить приватизацию в 1980-х годах, притормозило процесс в начале 1990-х годов, но впоследствии значительная часть предприятий была фактически приватизирована. Возможно, термин «приватизация» не вполне описывает процессы, происходившие в государственном секторе, так как до сих пор в Китае делается акцент на перераспределении полномочий по управлению активами предприятий государственного сектора, нежели на абсолютном установлении прав собственности на государственное имущество. В процессе перераспределения обязанностей по управлению активами некоторые из них были переведены в собственность околономенклатурных кругов. Однако этот негативный процесс, в целом, способствовал становлению частного сектора.

В начале периода у населения не было возможностей осуществления крупных инвестиций. Большинство государственных предприятий по-прежнему находились на полном попечении государства. В этой ситуации правительство принимает решение об открытии Китая внешнему миру. Огромные средства были вложены в создание благоприятного инвестиционного климата, выстроены свободные экономические зоны. Капитал, в первую очередь, поступил от хуацяо (китайских мигрантов за границей) из большого Китая, от хуацяо с Запада. В настоящее время весомую часть иностранных инвестиций приносят контакты с большим Китаем. Те, кто ранее по разным причинам покинул Китай, забрав свое или государственное имущество (как это было при перемещении Гоминьдана на Тайвань), после открытия Китая начали размещать свой капитал в КНР. Поощрение правительством притока иностранного капитала стимулировало внутренних инвесторов открывать свое дело в стране, а не вывозить капитал за границу. Естественно, существовали валютные ограничения, жесткий контроль за перемещениями средств, также препятствовавшие оттоку средств из страны. Интересно, что после распада СССР бывшие республики не устремились со своими капиталами в Россию, которая во многом способствовала становлению их экономик, внутренние потенциальные инвесторы не сразу обратились к внутреннему рынку. В случае с Китаем огромную роль сыграл фактор национальной культуры и менталитета.

Вместе с иностранным капиталом у Китая появился зарубежный опыт ведения бизнеса, производства, который был с энтузиазмом заимствован и применен. В основе китайской традиционной системы обучения, элементы которой и в настоящее время активно используются, лежат запоминание, копирование, имитация, воспроизведение, поэтому проблем с обработкой иностранного опыта не возникло.

Страна значительно повысила уровень технической оснащенности. Развитию технической сферы в Китае в рамках политики модернизации уделяется важнейшее значение. По данным Национального научного фонда США, индикатор технической конкурентоспособности Китая в 1995 г. был 180 единиц, в 2005 г. вырос до 270 единиц (0 – наименьший показатель, оценивается по национальной политике в области НИОКР, состоянию социальных и экономических институтов, развитию научно-технических институтов, производственным мощностям на основе экспертных обследований и статистических данных)15. Разработанные и изготовленные Китаем пилотируемые космические корабли успешно совершили полеты. В 2007 г. на НИОКР выделено 366 млрд юаней, что составило 1,49% ВВП страны. Цель китайского правительства – к 2050 г. довести долю расходов на НИОКР, по меньшей мере, до 3% ВВП. При этом вклад науки и техники в экономическое развитие должен составить 60-70%. В настоящее время технический прогресс, включая развитие человеческого капитала, привлечение иностранных технологий дают до 30% экономического роста.

В связи с усилением Китая на мировом рынке можно упомянуть концепцию «идти вовне», включенность в международные организации, активное экономическое сотрудничество не только с развитыми странами, но и со странами третьего мира. Новые меры по ограничению деятельности иностранных компаний в Китае, в том числе сокращение ряда льгот для иностранного капитала, принятие единого закона на имущество предприятий, введение экологических стандартов, обязательных для соблюдения всеми компаниями, также относятся к политике защиты интересов развития страны. В Китае эти меры важны в современных условиях постепенного отхода от экспорториентированной стратегии и стимулирования развития внутреннего рынка.

Интересы развития страны, прежде всего, сопряжены с благоденствием населения. Рассматривая внутреннее устройство жизни в стране, можно заметить, что в бытовой сфере постоянно происходят изменения, целью которых является создание удобных условий жизни для населения. Это проявляется и в обеспеченности каждого района необходимой инфраструктурой, и в доступности бытовой информации, не только в плане ее поиска, но и степени разъяснения, и в огромном количестве различных мелких правил, которые, с одной стороны, усложняют жизнь, но с другой стороны, упорядочивают ее. В настоящее время система социального обеспечения недостаточно развита в Китае, в последние годы правительство предпринимает меры по ее усовершенствованию. Численность населения города и деревни, охваченного различными видами социального страхования, ежегодно увеличивается.

Надо отметить в целом скоординированную работу властей разного уровня. Возможно, это следствие не только жесткого контроля и давления конкуренции, но и традиционных представлений о субординации.

К важным факторам успеха реформ относится контроль и направляющая роль государства. Дезориентация и свобода огромного по численности населения могут привести к непредсказуемым последствиям не только для Китая, но и для всего мира.

Представляется, что системные факторы в первую очередь повлияли на экономический рост за счет изменения модели и приоритетов развития. В случае Китая, политика реформ – важнейшее условие роста. До политики реформ и открытости основные силы были направлены на развитие тяжелой промышленности, инвестиции централизованно вкладывались в ключевые отрасли. Индивидуальное предпринимательство ограничивалось. Политический фактор – основополагающий в развитии страны в годы реформ в целом. После начала реформ, благодаря системным факторам изменения политики и перераспределения ресурсов, началось развитие товарных и ресурсных рынков, появилась предпринимательская свобода, улучшились структура инвестирования и условия привлечения иностранного капитала, расширилась внешняя торговля. Все эти условия стимулировали рост экономики, позволили сделать капиталовложения основным фактором роста.

Государство играет лидирующую роль в направлении развития, распределении ресурсов, осуществлении контроля, планировании социально-экономического развития. Во всех изменениях можно проследить ведущую роль центральных властей. Хотя многие исследователи говорят о важном направлении экономических реформ – децентрализации16, контроль за происходящими изменениями по-прежнему остается достаточно жестким. В настоящее время при усилении рыночных процессов в стране, при растущей интеграции в мировую экономику роль государства в координировании экономических реформ и событий, вероятно, останется решающей.

Модель развития Китая в условиях глобального кризиса

Экономический рост в 2009 г., несмотря на усилия по стимулированию потребления, оставался инвестиционным. Однако при помощи мер, направленных на расширение потребления, удалось сгладить негативное влияние сужения внешнего спроса. Стремительное сокращение экспорта, замещенное расширением внутреннего рынка, не привело к серьезному замедлению темпов экономического роста. Китай по-прежнему по темпам роста экономики опережает даже самые динамичные развивающиеся страны. В долгосрочном периоде при сохранении настоящих темпов внешнего спроса и достаточно медленного роста внутреннего потребления (население стремится значительную часть средств сберегать) в условиях растущей капиталоемкости экономический рост будет замедляться. В стране пытаются найти новые стимулы для роста, сочетая долгосрочные и краткосрочные программы содействия росту.

Основные четыре направления антикризисной экономической политики 2009 г. включали меры по поддержанию экономического роста, расширению внутреннего спроса, рационализации структуры производства, улучшению жизни населения17. В 2010 г. в рамках антикризисной политики были созданы рабочие группы, занимающиеся разработкой предупредительных антикризисных мер; согласована политика Центрального банка Китая и финансовая политика Гонконга; установлены более тесные контакты с другими странами в области противодействия кризису; поставлен под контроль фондовый рынок; продолжали проводиться меры по поддержке населения; рост цен поставлен под строгий контроль; сокращены объемы краткосрочных внешних заимствований, досрочно выплачены некоторые внешние долги; разведывательные органы усилили работу в экономической сфере; сокращена покупка американских ГКО, часть средств переброшена на приобретение других активов.

Правительству в результате грамотных и оперативных действий в 2009 г. удалось вывести темпы экономического роста за год, точнее с марта 2009 г., на докризисный уровень. Большую роль в экономическом росте сыграло расширение внутреннего спроса, замещение внешнего спроса внутренним. Что касается урегулирования структуры производства, в этой области обнародованы планы по развитию десяти регионов и возрождению одиннадцати отраслей, созданию семи новых стратегических отраслей. Большие средства пошли на поддержку образования и культуры, медицинское и социальное обеспечение, создание новых рабочих мест, выделение социального жилья, прямые дотации населению.

Отметим, что на очередном Центральном совещании по экономической работе в конце 2009 г., уже не ставилась цель наращивания роста в 2010 г. Это также говорит о корректировке курса. От индикатора 8% для годового прироста ВВП не отказываются, правда, формулировка изменилась с «поддержания 8%» на «стабилизацию на уровне 8%». В новой формулировке заключены два значения: добившись 8% роста в 2009 г., удерживать этот показатель и в 2010 г., не позволяя ему резко снизиться; стабилизировав уровень экономического роста на отметке 8%, не допускать резкого повышения темпов в течение длительного периода.

Ведущие китайские экономисты, рассматривая приоритеты развития в 2010 г., задавали вопрос: «Что важнее для развития экономики в 2010 г. – расти или меняться?». Удержание 8% темпов роста по-прежнему остается основной задачей экономического строительства, - подчеркнул премьер Госсовета Вэнь Цзябао, - но акцентом развития должно стать стимулирование трансформации модели развития18.

Какие факторы и особенности настоящей модели развития делают подобные меры возможными и «работающими»?

Высокая склонность населения к сбережению, его доверие к государству позволяют рассчитывать на значительные инвестиции и в инфраструктурные объекты, и в целях поддержки мелкого и среднего производства, а также социально незащищенных групп населения. Модель потребления населения – не жить в кредит, привычка к сбережению позволяет правительству поддерживать баланс финансовой системы, не создавать финансовые пустоты. Высокая конкуренция практически во всех отраслях производства не дает образовываться огромным состояниям за короткие сроки, что также положительно влияет на соотношение реального и финансового секторов.

Контролирующая роль государства, его незамедлительная реакция на все процессы, активное вмешательство в условиях кризиса, а также нераспространение и замалчивание некоторой информации не позволяют распространиться панике, что имеет важнейшее значение для стабильности развития.

Кризис негативно влияет на возможность сохранения высоких темпов экономического роста. В сложившихся условиях значительно замедлилось развитие экспорториентированных отраслей Китая, хотя, это не означает, что китайский экспорт вовсе не будет пользоваться спросом. Вряд ли развитые страны откажутся от дешевых товаров народного потребления, которые сейчас для всего мира производит Китай. Падение внешнего спроса заставит искать точки роста, лежащие внутри своей экономики. Как заявляет руководство страны, подобная ситуация благоприятна для развития внутреннего рынка. С начала нового века правительство начало искать пути изменения модели роста, переключения с экспорториентированного роста на развитие за счет расширения внутреннего рынка. Получается, мировой кризис станет катализатором в этом процессе. Торможение экспортных видов деятельности позволит «перекинуть» силы и средства в область формирования и развития внутреннего рынка.

Внутренний рынок не может начать внезапно развиваться быстрыми темпами без существенного роста доходов населения. Они росли на протяжении последнего периода, в городе – даже внушительными темпами, но бумов потребления не случалось. Перед правительством стоит задача сделать так, чтобы у населения были деньги, и оно хотело их потратить. Граждане предпочитали сберегать средства на лечение, старость, образование детей. Причиной этому является в том числе отсутствие общедоступной системы социального обеспечения. Государство приступило к созданию системы социального обеспечения, чтобы высвободить средства для потребления. Однако эта задача долгосрочная, которая не даст ощутимых результатов в ближайшем будущем и не простимулирует рост ВВП уже в этом году. Кроме того, населению нужна уверенность в стабильности экономики, а также в качестве товаров, на которые они могли бы потратить свои средства. Все эти проблемы также не могут быть решены в течение краткого периода. В настоящее время Китай рассчитывает на инвестиционный рост, экономика будет развиваться за счет государства.

Правительство Китая всегда было ориентировано на долгосрочное развитие, однако в силу особенностей экономики, необходимо поддерживать и высокие темпы экономического роста в краткосрочном периоде. Можно заметить, что в 2010 г. задаче по поддержанию экономического роста уделяется большее значение, нежели проблеме стимулирования трансформации модели роста. Рост цен, который необходимо контролировать также не позволяет отодвинуть задачи экономического роста на второе место. Выбрав курс на замедление темпов экономического роста при настоящей значительной экономической мощи, правительство может выбрать ориентиры «супер долгосрочного» развития, сделав основную ставку на развитие высоких технологий, разработку новых источников энергии и новейших материалов. Подобная смена амплуа «фабрики мира» на «инновационного гиганта» потребует больших затрат, и роль государства в проведении данного курса будет направляющей.

Для Китая на современном этапе потенциал, главным образом, зависит от человеческих ресурсов, высокой нормы накопления и капитала, а также производственных мощностей при самостоятельном обеспечении зерном. Усовершенствование системы социалистической рыночной экономики, научно-технический прогресс, завершение индустриализации, ускорение урбанизации, стабилизация социальной политики представляют собой условия наращивания этого потенциала. Настоящая модель развития, базирующаяся на экстенсивном экономическом росте, не позволяет максимизировать эффективность вышеуказанных процессов. Одна из основных сложностей настоящего развития заключается в противоречии невозможности продолжения энергичного экономического роста при исчерпании его источников и необходимости его поддержания во избежание усугубления существующих проблем социально-экономического развития. Несоответствие новым условиям структуры производства, разрыв в уровне развития между городом и деревней, между различными регионами, растущее расслоение населения по доходам, экологические последствия промышленного бума – проблемы, решение которых будет проводиться правительством одновременно с переходом к эффективной модели роста.

Из опыта мирового развития можно заключить, что новый тип роста соответствует инновационной модели развития, к которой Китаю, находящемуся на пути модернизации, предстоит перейти. Сложность заключается в том, что возможности инновационного развития в значительной степени связаны с социальным развитием, социальным прогрессом. Китай только начал продвигаться в сторону решения социальных проблем, а следовательно, формирования инновационного потенциала. Какой период займет этот процесс, сказать сложно. В настоящее время невозможно оценить уровень развития инновационной культуры Китая. Бесспорно, в области перехода к инновационному развитию существуют организационно-управленческие импульсы со стороны государства, но, представляется, что в Китае на современном этапе стимулировать инновационное развитие гораздо сложнее, нежели экстенсивный экономический рост.





* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Грант РГНФ 10-02-00305а.

1 http://siteresources.worldbank.org/DATASTATISTICS/Resources/GDP_PPP.pdf

2 http://www.chinadaily.net/china/2008-01/24/content_6418067.htm

3 Zhongguo tongji nianjian 2007 (Статистический ежегодник Китая 2007). Table 3-3.

42007 nian guominjingji he shehui fazhan tongji gongbao. 28.02.2008 (Статистическая сводка о социально-экономическом развитии страны в 2007 г.), http://www.stats.gov.cn/tjgb/ndtjgb/qgndtjgb/t20080228_402464933.htm

5http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/DATASTATISTICS/0,,contentMDK:20394937~isCURL:Y~menuPK:1192714~pagePK:64133150~piPK:64133175~theSitePK:239419,00.html

6 Szelenyi I. A Theory of Transitions // Modern China. Volume 34. No. 1. January, 2008.

7 Wang Xun, Yu Qiuhua. Zhongguo jinxiandai jingjishi (Современная экономическая история Китая). Dalian, 2004. Р. 216-271

8 Китай на пути модернизации и реформ. М., 1999. С. 199.

9 Hu Angang. Zhongguo jingji bodong baogao (Доклад о цикличности экономического роста Китая). Beijing, 1994. С. 238, 250, 252.

10 Китай: факты и цифры 2006.

11 См.: Hu Angang, Wang Yahua. Guoqing yu fazhan (Ситуация в стране и развитие). Beijing, 2005. P. 160-163, Zhongguo fazhan baogao 2006 (Доклад о развитии Китая 2006 г.). Beijing, 2005. P. 223-230, Wang Yan, Yao Yudong. Sources of China's Economic Growth, 1952-1999. 2001. World Bank Working Papers, 2001.



12 Nanto D., Sinha R. China: a Major Economic Power? / Post-Communist Economies. Vol. 13, No. 3. 2001. P. 348.

13 Lin Yifu. Fazhan zhanlue yu jingji gaige (Стратегия развития и экономическая реформа). Beijing, 2004. P. 36-47.

14 http://www.businessweek.com/magazine/content/05_34/b3948478.htm

15 Leading indicators of technoligical competitiveness 1996, 2006 (http://www.nsf.gov/statistics/seind93/chap6/atab/at63093.xls, http://www.nsf.gov/statistics/seind98/frames.htm), использованы оценки, представленные в J. David Roessner, The Capacity for Modernization Among Selected Nations of Asia and the Pacific Rim.

16He Canfei, Zhu Shengjun. Economic Transition and Industrial Restructuring in China: Structural Convergence or Divergence? // Post-Communist Economies. Vol. 19, No. 3. September, 2007.

17 2009 Zhongguo jingji fazhan baogao: V xing Zhongguo // Liaowang.24.12.2009 (Доклад об экономическом развитии в 2009 г.: V-образный Китай // Обозрение 24.12.2009). См.: http://info.coatings.hc360.com/2009/12/240600157408.shtml

18 http://news.cnnb.com.cn/system/2010/09/17/006681533.shtml



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница