В. А. Кашин, д э. н., государственный советник налоговой службы II ранга, руководитель Центра исследований проблем экономической безопасности России при Институте проблем рынка ран, профессор рэу им. Г. В. Плеханова




Скачать 69.22 Kb.
Дата24.04.2016
Размер69.22 Kb.


В.А. Кашин, д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга,

руководитель Центра исследований проблем экономической безопасности

России при Институте проблем рынка РАН, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова

М.Д. Абрамов, к.т.н., вице-президент ЭАЦ «Модернизация», профессор

Московского налогового института
О проблемах экономики и мерах по ее развитию
В Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. В.В. Путин поставил следующие задачи:

«Надо вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение трёх-четырёх лет выйти на темпы роста выше среднемировых… При этом эффективность национальной экономики также должна расти. Необходимо ориентироваться на ежегодный рост производительности труда не менее чем на пять процентов… Разумное, именно разумное импортозамещение – это наш долгосрочный приоритет независимо от внешних обстоятельств. Более того, программы импортозамещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках».

К сожалению, способы решения указанных задач, предложенные В.В. Путиным, звучали не очень убедительно. Дело в том, что те, кто готовил Послание Президента, сами не знают что и как надо делать. А если бы знали, то давно бы делали, и наша страна не оказалась бы в сегодняшней ситуации. Не зря же численность персонала машиностроения в России сократилась с 9,7 млн. чел. (в т.ч. 7,5 млн. рабочих) в 1990 г. до 2,6 млн. чел. в 2013 г., т.е. в 3,7 раза. Поэтому поставленные задачи вряд ли будут выполнены, как до сих пор не выполнялись и многие другие задания Президента. Причиной невыполнения заданий является некомпетентность правительства и неверные теоретические установки, которыми оно руководствуется. Низкое качество налоговой, кредитно-финансовой и судебной систем России и, наконец, обрушение рубля – также следствия некомпетентности.

Ситуация плохая, но поправимая. Многие не поверят, но главным звеном, за которое можно вытащить всю цепь, является налоговая система. С ее помощью могут быть решены проблемы коррупции, теневой экономики, оффшоров и др. Именно существующая налоговая система является главным тормозом экономического развития нашей страны и причиной разрушения российской промышленности. Между тем, наличие мощной промышленности и, в частности, машиностроения – условие социально-экономического развития нашей страны, ее независимости и обороноспособности.

Высокие налоги снижают конкурентоспособность отечественной продукции в сравнении с зарубежной, а также делают неконкурентоспособными на рынке труда внутри страны производственные предприятия в сравнении с предприятиями, продукция которых конкуренцию с зарубежной продукцией не испытывает – банки, предприятия сырьевого и финансового секторов, производители услуг населению, торговля и т.п.

Действующая в России налоговая система создает вопиющее социальное неравенство, одно из самых высоких в мире – доходы 1% граждан соизмеримы с доходами остальных 99%. Это, в свою очередь, создает социальную напряженность в стране и может стать причиной социального взрыва. При этом повод может быть любым.

В России производить невыгодно. Например, тракторный завод, принадлежащий объединению «Ростсельмаш», находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере $16,4 млн., в российских условиях имел бы убыток $21,7 млн., т.е. не мог бы работать. Это показали расчеты, выполненные по заданию В.В. Путина. Именно налоги – главная статья, определяющая убыточность предприятия в России. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн.; в России такой завод должен заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше.

Аналогичные результаты получены при сопоставлении налогового бремени на предприятия в России и США. В США нет НДС (у нас – 18%; существующий в США Налог с продаж – в разных Штатах от 5% до 11% – производственников не касается), в США нет налога на имущество (у нас – 2,2%), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн. в год в США списывается на себестоимость (у нас – сначала заплати 20% налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй), социальные взносы у них – 13,3% (у нас – 30%), в США прогрессивный налог на прибыль (от 15% до 39%) и прогрессивный подоходный налог (до 39,6%) – чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Предприятию дают «подняться», а лишь потом разумно «стригут». Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас вопреки Конституции РФ (п. 2 Статьи 7) берут 13% даже с доходов ниже прожиточного минимума.

Используемые международные рейтинги, по которым оценивают качество ведения бизнеса в России и качество российской налоговой системы, в большей части не имеют смысла и вводят руководство нашей страны в заблуждение.

Фискальные задачи Минфин тоже решает неудовлетворительно – народ от уплаты налогов успешно уклоняется. Проблема в том, что одни уклоняются, чтобы выжить, другие из принципа – «зачем платить, если можно не платить».

Например, в 2012 году в России собрали подоходный налог в сумме 2,26 трлн. руб. и страховые социальные сборы – 4,1 трлн. руб. Налоговой базой этих налогов являются доходы населения, которые легко посчитать, зная сумму собранного НДФЛ и его эффективную ставку, которая, по данным Минфина, при номинале 13%, благодаря льготам и вычетам, равна 10,79%. Это соответствует доходу населения 2,26:0,1079 = 21,0 трлн. руб. Между тем, потребительские расходы наших граждан внутри страны и за рубежом в 2012 году превысили 43 трлн. руб. Таким образом, собираемость НДФЛ и страховых взносов не превышает 50%. А по сути, у нас не подоходный налог, а налог на фонд оплаты труда предприятия.

Еще хуже обстоит дело с собираемостью НДС. Вычеты НДС за экспорт в 2012 году составили 1335 млрд. руб. При этом за 2000 – 2012 годы при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз. Общая сумма незаконного возмещения НДС в 2012 г. составила не менее 1,5-2,0 трлн. руб. Половины этих средств хватило бы для удвоения расходов бюджета на культуру, кинематографию, образование и науку. Министр финансов А. Силуанов сообщил, что собираемость НДС в России составляет 94%, и он хочет повысить ее до 98%. Министра ввели в заблуждение. На самом собираемость НДС в России не превышает 30-40%.

Сложность процедур – одна из коренных проблем всех сторон нашей жизни. И все же процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов и с налоговой отчетностью, следует выделить особо. Ведь ценой ошибки оформления может стать разорение предприятия или уголовное преследование его руководителей и даже рядовых работников бухгалтерии. Переход на электронную отчетность проблему не снимает.

Между тем, налоговую отчетность можно существенно упростить и объем декларации (налогового отчета) можно сократить с 40-50 до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, налоговые вычеты, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Проект такой декларации имеется.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога – обязательное условие социально-экономического развития России.

Расчеты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала, то ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности.

Объяснение очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые тратят в России ровно столько, сколько надо на достойное существование, а основные средства хранят за рубежом и там же покупают недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.). Или занимаются бизнесом, т.е. на выкачанные из России деньги развивают экономику других стран, что также не способствует росту производства и ВВП в России.

Наличие покупательского спроса – главный фактор экономического развития. Именно прогрессивная шкала позволяет наполнять бюджет, перераспределять доходы наиболее оптимальным образом и снижать имущественное неравенство.

С учетом мирового опыта и российского менталитета мы предлагаем на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% оставить для дохода до 260 тыс. руб. в месяц. Минимальный необлагаемый налогом доход должен быть хотя бы 15 тыс. руб. в месяц, как в Китае, при том, что ВВП на душу населения в Китае в 2 раза меньше, чем в России. В Бразилии не облагают подоходным налогом 24 тыс. руб., в странах Европы – около 30,0 тыс. руб. в месяц. Для дохода от 260 тыс. до 1 млн. руб. мы предлагаем ставку налога 30%; свыше 1 млн. руб. в месяц – 50% (как, например, в Англии, Израиле и др.; в Китае – 45%, в Швеции – 57%, в Дании – 65%; в США сейчас – 39,6%, но с 1934 по 1964 год был 91%).

Благодаря необлагаемому налогом доходу в 15 тыс. руб. в месяц, снижение налоговой нагрузки почувствует большинство россиян, и лишь около 1% должны будут платить повышенный налог. А главной задачей налогового инспектора должно стать выявление и налогообложение скрываемых доходов. Глядишь, и коррупции станет меньше.

Российского среднего класса предлагаемая шкала не коснется. Месячная зарплата $8 тыс. долларов (по курсу на 01.01.14 г. $1=32,5 руб.) по всем меркам выше доходов среднего класса. Например, в США верхняя планка доходов среднего класса $95 тыс. в год. И никто никуда не убежит – все, что можно вывести за рубеж, выводится и при сегодняшней ставке. К тому же, благодаря вычетам, наполовину сократится число плательщиков подоходного налога и будет проще контролировать большие зарплаты, которые получают топменеджеры госсектора, который дает более половины ВВП России.

В совершенствовании нуждается НДС. Мы предлагаем:

- снизить ставку НДС до 10% и сократить льготы, под которые сегодня подпадает более половины добавленной стоимости России;

- считать НДС, подлежащий уплате в бюджет, «прямым» способом как произведение ставки налога на добавленную стоимость (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов) – в этом случае возмещения НДС будут не нужны;

- 50% НДС оставлять регионам;

- отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортерам сырья и полусырья (нефти и нефтепродуктов, газа, удобрений, лесоматериалов, металлов), составляющего более 90% нашего экспорта.

Реализация предлагаемого варианта существенно повысит поступления НДС в бюджет, сократит число дотационных регионов, упростит проверку правильности начисления и уплаты налога, исключит проблемы уплаты НДС с авансов (платить не надо, т.к. авансы не являются добавленной стоимостью) и незаконных возмещений, сделает ненужными книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам и т.д. Одновременно почувствуют облегчение тысячи предпринимателей, которые не могут возместить НДС, и которым грозят уголовной ответственностью за «неправильные» счета-фактуры, полученные от поставщиков.



Заключение. Российская налоговая система тормозит рост экономики, не дает развиваться производству и плохо выполняет фискальные функции. Ее надо срочно менять. Дальнейшее промедление угрожает безопасности России. Необходимо немедленно приступить к разработке нового Налогового Кодекса (НК РФ). Все новации необходимо широко обсуждать в экспертном сообществе. Эффективность новаций следует проверять в одном-двух регионах, например, в Крыму и на Дальнем Востоке.

Мы, авторы статьи, много лет профессионально занимаемся проблемами налогов и промышленной политики. Мы знаем что и как надо делать. К сожалению, не можем найти «Заказчика», найти того, кому это надо. Это надо В.В. Путину, но до него, как до неба.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница