Условия формирования свободных цен на потребительском рынке




Скачать 66.25 Kb.
Дата04.05.2016
Размер66.25 Kb.
Условия формирования свободных цен на потребительском рынке.
Цены классифицируются на свободные и регулируемые.

Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов.

Проводя налоговую, таможенную, кредитную политику и т.д. государство оказывает косвенное влияние на формирование этих цен. С 1992 года большая часть цен в России - свободная. Все юридические лица, расположенные на территории страны, независимо от форм собственности, имеют право самостоятельно устанавливать цены и тарифы на всю продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, кроме продукции (работ, услуг), по которым законодательством РФ предусмотрено государственное регулирование цены (это тарифы на ж/д перевозки, услуги некоторых видов связи, цены на нефть и нефтепродукты, газ, отдельные социально значимые товары (медикаменты), коммунальные услуги).

Министерством экономики РФ разработаны "Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги" (Письмо от 20.12.95 N 7--1026), не распространяющиеся только на продукцию, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов (п.1.3 Методических рекомендаций).

Они могут быть применены всеми хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, изготавливающими (оказывающими) и реализующими на территории Российской Федерации продукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации.

Методические рекомендации предусматривают порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех видов, по которым согласно действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также кроме импортной продукции (товаров).


II. Формирование свободных оптовых и отпускных цен

на продукцию производственно-технического назначения,

товары народного потребления и тарифов на услуги
Свободные оптовые и отпускные цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями - изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг).

В свободные отпускные цены включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.



Учитываемая в свободных оптовых и отпускных ценах и тарифах на продукцию (товары, услуги) себестоимость рассчитывается в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ, а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
III. Формирование свободных цен (тарифов)

на продукцию (товары, услуги), реализуемую через

снабженческо-сбытовые и другие посреднические

предприятия и организации
Снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, предприятия и организации оптовой торговли и другие юридические лица, осуществляющие функции по закупке, хранению и продаже продукции (товаров), реализуют ее по свободным ценам, устанавливаемым указанными предприятиями и организациями по согласованию с потребителем исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции (товаров). При этом в свободной цене продукции (товара) учитываются свободная отпускная цена предприятия - изготовителя, а также затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, транспортировке и реализации и необходимая прибыль.

В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции (товаров), а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.



При получении товаров от поставщиков, находящихся в странах СНГ, и при уплате в случаях, установленных действующим законодательством, таможенным службам России таможенных пошлин, сборов (платежей) за таможенные процедуры формирование свободных цен производится путем добавления регулируемых снабженческо-сбытовых надбавок к свободным ценам закупки, увеличенным на указанные таможенные пошлины, сборы (платежи).

IV. Формирование и применение свободных

розничных цен и тарифов на продукцию, товары и

услуги, реализуемые (оказываемые) населению
Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия - изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и налога на добавленную стоимость.


В качестве примера: калькуляция стоимости хлеба 1 сорта (0,650 кг) на предприятии ОАО «Кизлярхлебозавод». Из таблицы видно, что отпускная цена установлена в размере 15,8руб. за шт. Торговая надбавка составляет 1,2 руб. и продажная цена установлена в сумме 17 руб. за шт.
Торговая наценка в крупных сетевых магазинах на основные продукты питания не превышает 15 процентов. Однако между производителями и торговыми сетями есть посредники. Доход посредников всегда максимально возможный и регулируется лишь рыночными механизмами. Производители продовольствия небезосновательно подозревают, что некоторые фирмы-посредники принадлежат самим сетям. Соответственно разница между ценой производителя и ценой на полке магазина определяется уже десятками процентов.

Посредники вклиниваются на всех стадиях движения товаров: от товаропроизводителя - к товаропроизводителю, от товаропроизводителя – к оптовому продавцу, между оптовыми продавцами и т.д.

Вторая, не менее значимая составляющая нынешнего роста цен на продовольствие — колебания мирового рынка в связи с финансово-экономическим кризисом. Не надо забывать, что значительную долю необходимого продовольствия Россия сегодня импортирует, ввозит из-за рубежа, а значит, таможенные пошлины, курс валют, биржевые цены на нефть и зерно, — всё это отражается на ценниках российских магазинов и рынков.

Вероятно, самая фундаментальная составляющая нынешнего роста продовольственных, да и не только продовольственных, цен — гигантский разрыв между реальным объёмом производимых товаров и услуг, с одной стороны, и номинальным объёмом денежной массы, циркулирующей в современном мире, — с другой.

Вторая превосходит первую уже в 22,5 раза. То есть реальная покупательная способность среднемировой валютной единицы (доллара прежде всего) завышена в несколько раз. И пока вся эта виртуальная денежная масса "крутится" на таких же виртуальных, фиктивных, спекулятивных рынках, ничего катастрофического в мировой экономике как будто не происходит. Но стоит ей прекратить свои виртуальные приключения, потребовать натурального обеспечения и хотя бы частично просочиться в запретную для себя зону реальной экономики, — взлёт цен обеспечен и может длиться чрезвычайно долго.

Высокие цены на нашу продукцию – это то, что ставит нас в заведомо невыгодную и проигрышную позицию не только на внешних рынках, но теперь, в связи с вступлением России в ВТО, и на внутреннем рынке нашим товаропроизводителям придется сложно конкурировать с импортной продукцией.

На внутренний рынок республики начнет поступать дешевая импортная продукция, что, с одной стороны, послужит стимулом отечественным производителям повышать конкурентоспособность своей продукции, с другой стороны, в такой ситуации наши производители заранее обречены на худшие условия для своих продовольственных товаров. Сельскому хозяйству республики будет сложно конкурировать с ценами стран-участниц ВТО. В этой связи необходимо проработать механизмы максимального снижения негативных последствий для отечественных производителей.

Меры по снижению негативных последствий от вступления в ВТО:

- поддержка экспортноориентированных отраслей АПК и создание условий для повышения конкурентоспособности тех отраслей АПК, где имеются возможности выхода на внешний рынок;

- эффективная таможенно-тарифная политика для поддержки экспорта продовольствия и защиты от неэффективного импорта на основе совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования продовольственного рынка;

- разработка и реализация государственной целевой программы развития инфраструктуры продовольственного рынка (рекламные агентства, маркетинговые центры, ярмарки, выставки);

- формирование эффективной системы оптовой торговли продовольственными товарами с учетом логистики товародвижения и возможностей информационных технологий.



На сегодняшний день хозяйствующие субъекты, функционирующие на продовольственном рынке, большая часть которых относится к числу средних и малых предприятий, не имеют возможности самостоятельно проводить полноценные исследования рынка. Отсутствие же необходимой и достоверной информации о состоянии рынка не позволяет принимать субъектам решения, обеспечивающие повышение их конкурентоспособности. Для изменения существующего положения необходимо совершенствование информационной инфраструктуры продовольственного рынка и в первую очередь его статистической составляющей.







База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница