Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности) Технология построения урока/занятия




Скачать 158.05 Kb.
Дата11.05.2016
Размер158.05 Kb.
Технологическая карта  урока по географии 11 класс

МБОУ г. Иркутска СОШ №4, учитель географии

Курнышевская Елена Юрьевна


Предмет

География

Класс

11

Тип урока/занятия

Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Технология построения урока/занятия

Информационно-коммуникационные

Тема

Япония. Самобытная страна "экономического чуда"

Цель

  • Закрепить алгоритм изучения населения и экономики страны на примере Японии

  • Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа

Основные термины, понятия

Экономическое чудо, экономическая модель развития, однонациональный состав населения, наукоёмкость производства

Ожидаемый (планируемый) результат

Учащиеся смогут определить отрасли специализации промышленности Японии, ответят на вопрос "Почему это страна экономического чуда?"



Предметные умения

  • Изучить особенности национального состава и размещения населения Японии

  • Сделать анализ обеспе-ченности природными ресурсами, изучить состав отраслей специализации и особенности экономического роста Японии

Личностные УУД: Формирование устойчивой мотивации к анализу, изучению и закреплению нового

Регулятивные УУД: Формирование постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные УУД: Уметь осуществлять синтез и анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков.

Коммуникативные УУД: Определять цели и функции, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений



Организация пространства

Организация здоровьесберегающего пространства: кабинет проветрен, освещение соответствует времени суток, соблюдается температурный режим, учащиеся садятся за парты с учётом особенностей зрения, поддерживается благоприятный психологический климат

Организация рабочего пространства: у учащихся имеются все необходимые источники информации, что обеспечивает доступность получения знаний


Формы работы

Ресурсы

Фронтальная:

Беседа, обсуждение

Работа в парах

Взаимопроверка теста

Индивидуальная:

Подготовка презентации, сообщений, выполнение теста



Книгопечатная продукция:

А.П. Кузнецов, Э.В. Ким География10-11 класс.. Базовый уровень учебник с электронным приложением. Москва. Дрофа 2013

География 10 класс. Атлас, Москва Дрофа 2014

Технические средства обучения:

Мультимедийное оборудование

Интернет: Губанов Д.В., Драговоз Н.П., заяц Д.В. и др. Библиотека электронных наглядных пособий "География 6-10 классы": учебное пособие. Москва 2003год



 

Дидактические задачи этапов урока/занятия

Этапы урока/занятия

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)



  Подготовить учащихся к работе на уроке по теме: Япония. Страна экономического чуда.

Определить цели и задачи урока



Актуализация опорных знаний и умений

 Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с анализом экономической кары страны, картами населения Японии

Постановка учебной проблемы

 Вызвать интерес к сбору учебного материала для ответа на главный вопрос урока: В чём особенности населения Японии? Почему Япония страна экономического чуда?

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Подвести учащихся к осознанию этапов работы по изучению предлагаемого материала

Какие данные необходимо проанализировать, чтоб дать характеристику населения государства и особенностям развития экономики?

Какие информационные ресурсы можно использовать для изучения особенностей населения страны и экономического потенциала?


Открытие нового знания

Учащиеся применяя уже имеющиеся знания и используя информационные ресурсы (атлас, учебник) самостоятельно  оценивают экономико-географичес-кого положения (ЭГП) Японии, особенности населения страны, анализируют сырьевой потенциал, специализацию промышленности и определяют доли импорта и экспорта продукции.

Первичная проверка понимания

 Проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков по теме урока

Учащиеся отвечают на вопрос в чём заключается "японское экономическое чудо"

Применение новых  знаний

 Выполнение теста в пара и взаимопроверка одноклассников по соседней парте, за правильные ответы +, за неправильный -

Рефлексия учебной деятельности

 Учитель задаёт вопросы направленные на осознание полученной информации

 

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Приветствие класса
Здравствуйте! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение Спасибо!

Готовятся к уроку. Приветствие учителя


Актуализация знаний

 Эпиграф к уроку:

На дальних островах в соленых водах


Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так  отличается она.

Цунами берег разрушали, 


И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась, 
И люди гибли в тот же час.

Там своеобразная культура,


Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые -
Не умирало никогда.

Страной восходящего солнца


Назвали соседи её.

Учитель открывает на доске изображение государственного флага Японии. Что это за страна?

Сегодня я приглашаю вас  в удивительную страну Японию. В Японии сформировалась очень своеобразная культура и обычаи. Как вы думаете Почему?

Кошки там без хвостов, сады из камней. Пальто подает женщина, обувь оставляют у порога, стихи не имеют рифмы. Письменность неотделима  от рисования и пишут сверху вниз. Национальный костюм- кимоно не зависит  ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста  и комплекции человека.  Спят на полу, а белый цвет является траурным.  Религия синто- утверждает, что все  в мире одушевлено. Именно синтоистская вера  воспитала в людях данной страны  чуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью, искать прекрасное во всём.

Интересным фактом является то, что В 50-70годы прошлого столетия экономика Японии развивалась более высокими темпами, чем экономика других стран мира. Благодаря этому доля Японии в мировом  производстве за этот же период выросла с 3,5 до 9,3 %. Можно ли это назвать экономическим чудом?

Назовите тему урока.

Определите цели урока.


 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Япония


Определяют причины формирования своеобразной культуры Японии: (географическая изоляция территории)

Определяют тему урока

Цель : Изучить особенности населения Японии. Узнать причины (факторы), определяющие высокие темпы роста промышленности Японии.



Постановка  учебной проблемы

Учитель открывает тему урока:

Япония. Самобытная страна "экономического чуда"

Постановка проблемных вопросов

В чём проявляется особенности населения Японии?

Что такое "Японское экономическое чудо? "


Работа в рабочих листах запись темы урока

Формулирование проблемы, планирование

Назовите страны Большой семёрки

Почему выделяют эти государства среди других стран мира?


Какие данные необходимо проанализировать, чтоб дать характеристику населения государства и особенностям развития экономики?


Какие информационные ресурсы можно использовать для изучения особенностей населения страны и экономического потенциала?

Отвечают на вопрос: США, Канада, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания, Италия.
Отвечают на вопрос: Это наиболее развитые в экономическом плане государства мира, имеющие большое политическое влияние и Япония является членом Большой семёрки.
Отвечают на вопрос: ЭГП, особенности размещения населения и национальный состав, обеспеченность минеральными ресурсами и их размещение по территории страны, размещение и специализация промышленных предприятий и АПК.
Атлас, учебник, интернетресурсы.

Открытие нового знания

 1. Дайте характеристику экономико-географического положения (ЭГП) Японии, используя план на стр. 365 в учебнике и карты атласа. Выделите благоприятные и неблагоприятные факторы. Выводы запишите в рабочих листах.

2. Острова находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое соседское положение открывает большие возможности для участия страны в МГРТ (международное географическое разделение труда), в том числе с Россией.  Однако, развитию отношений с Россией мешают территориальные претензии на часть Курильских островов.

3. С помощью карт атласа: Размещение населения мира, Языковые семьи и народы мира дать характеристику национального состава и размещение населения Японии.

4. Оценка природного потенциала Японии.

На слайде высвечиваеются таблицы.

Проанализировать таблицы и экономическую карты в атласе : экономическая карта Японии стр. 35, Минеральные ресурсы мира стр. 13 сделать вывод: обеспечена ли Япония собственными ресурсами и на сколько предприятия Японии зависят от ввоза сырья

Собственные ресурсы:

Сырье

Запасы

Размещение

Уголь

8,7 млрд.т

о-ва Хоккайдо, Кюсю, Хонсю

Нефть

200млн.т

Префектура Акита и Ниигата

Газ

30 млрд.м куб

Префектура Акита и Ниигата

Железные руды

0,2 млрд.т

С-в о. Хонсю

Марганцевые руды

4,5 млн. т

Недалеко от Киото

Медные руды

1,5 млн. т

о Хонсю, о Сикоку

Свинцовые руды

1,9 млн.т

О. Хонсю, о  Сикоку

Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья (в %)



Железная руда

99 %

 Цинк

85,3%

Марганец

100%

Никель

100%

Хромиты

100%

Кобальт

100%

Бокситы

99%

Вольфрам

100%

Свинец

94,5%

Олово

100%

медь

99,9%

фосфаты

100%

Проведите анализ экономической карты Японии стр. 35 в атласе и определите какие отрасли являются отраслями специализации страны. Вывод запишите в рабочий лист
Сделайте анализ статистического материала и карты Обрабатывающая промышленность мира стр.18-19 в атласе и ответьте на вопрос: Какова доля продукции обрабатывающей промышленности Японии в экспорте страны?
Действительно Япония  ввозит почти все сырье и топливо, необходимое для её экономики  обогащая  это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость в 10 раз. Экспорт готовой продукции дает значительную прибыль, нежели страна тратит на закупку минерального сырья. По данным японского министерства экономики: 35% прибыли компании Японии тратят на автоматизацию производства.

Проанализируйте рисунок 173 в учебнике на стр.238 и ответьте на вопрос: В чём секрет японского экономического чуда?

Запишите вывод в рабочий лист

После экономического кризиса 1973-1974 гг. в Японии начинается глубокая перестройка экономики в направлении создания структуры наукоёмкого типа производства с низкой энерго- и материалаоёмкостью, т.е. начинается технологическая и информационная революция



Опережающее задание.

Сообщение учащегося (4 минуты). Япония-страна восходящего солнца (общие сведения, история названия, государственное устройство, исторический факт участия Японии во Второй Мировой войне, итоги, нанесение атомных ударов по городам Японии США)
Учащиеся делают записи в рабочих листах. Учащиеся называют особенности ЭГП Японии.

Островное положение

Удаленность от других регионов

Омывается…

Соседское положение с Китаем, НИС, Россией

В центре Азиатско-Тихоокеанского региона



Вывод:

Благоприятные условия:

выход к морям и океану;

близость к восточно-азиатским  странам в том числе и к России.

Неблагоприятные условия:

изолированность (островная страна);

удаленность от рынков сырья и сбыта.
Опережающее задание.

Сообщение учащегося (3 минуты)

«Проблема Северных территорий»

Учащиеся делают записи в рабочих листах. Учащиеся называют особенности национального состава и размещения населения Японии.

1. На территории Японии распространено население, относящееся к одной языковой семье -алтайской.

2. Это одонациональная страна, где распространён один язык - японский

3. Большая часть населения Японии проживает в крупных городах на Тихоокеанском побережье.


Учащиеся делают вывод, записывают в рабочий лист и один из учащихся по желанию называет его:

 Япония мало обеспечена собственными минеральными ресурсами, почти все сырье и топливо, необходимое для её экономики  ввозится из-за границы.

Учащиеся отвечают на вопрос:

Черная и цветная металлургия

Машиностроение: бытовая техника, автомобили, судостроение, электроника, робототехника, компьютерные технологии, диагностическое оборудование, индустрия видеоигр.

Химическая промышленность: парфюмерия и косметика, фармацевтика, нефтепереработка

Легкая промышленность: одежда

Рыбная промышленность

Записывают в рабочий лист.

Учащиеся отвечают на вопрос:

Доля продукции обрабатывающей промышленности (готовая продукция)в экспорте страны составляет 95%

Записывают вывод в рабочий лист.


Учащиеся называют факторы, определившие быстрый рост экономики Японии в 60-90-е годы прошлого столетия и поддерживающие его в настоящее время.

1. Дешёвая и высококвалифицированная рабочая сила

2. Рост производительности труда за счёт модернизации производства

3. Благоприятные внешнеэкономические условия (дешёвое сырьё)

4. Небольшие военные расходы

5. Гибкая государственная экономическая политика

6. Рациональное использование иностранных технологий и привлечение передовых учёных мира

7. Развитие своей научно-технической базы

Записывают вывод в рабочий лист


Применение нового знания

 Вы сегодня познакомились с особенностями населения Японии и структурой её экономики, сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую тестовую работу в парах и провести взаимопроверку с одноклассниками по соседней парте, за правильные ответы поставьте +, за неправильный -

Учащиеся выполняют тест и проводят взаимопроверку

Вопрос №1

Самый крупный остров Японии

А. Хокадо Б. Хонсю В. Косю

Г. Сикоку

Вопрос №2

Где сосредоточены основные промышленные предприятия Японии

А. На севере страны Б. на западном побережье В. на Тихоокеанском побережье

Вопрос №3

Какие предприятия промышленности являются ведущими в Японии



А. Обрабатывающие Б. Добывающие

Вопрос №4

 Укажите государственное устройство Японии.

А. абсолютная монархия Б. конституционная монархия В. унитарная республика

Тесты сдают учителю


Рефлексия учебной деятельности

 Какова тема сегодняшнего урока?

Как бы вы могли озаглавить данный урок?

Что было самым интересным на уроке?

Ответили ли мы на вопрос урока: Что такое "Японское экономическое чудо? "



 Отвечают на вопросы

Рабочий лист учащегося__________ ________________класс _______

Тема урока_____________________________________________________________________________________
Особенности ЭГП Японии

Благоприятные факторы

Неблагоприятные факторы












Общий вывод


Особенности национального состава и размещения населения Японии









Отраслями специализации страны














Общий вывод


Факторы, определившие быстрый рост экономики Японии в 60-90-е годы прошлого столетия и поддерживающие его в настоящее время

















База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница