Урок по обществознанию «современный терроризм: поиск решения проблемы»




Скачать 195.53 Kb.
Дата10.05.2016
Размер195.53 Kb.
УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ: ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»

Р.Р.Нематуллаева,

победитель ПНПО в 2006 году

МОУ СОШ №10, г. Лениногорск, Республика Татарстан
Урок является составной частью темы «Глобальные проблемы современности» и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ «О противодействии терроризму», статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма.

Задачи урока:

- углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;

- определить причины и цели международного терроризма; осуществить поиск путей решения данной проблемы;

- совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;

- продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;

- воспитывать чувство ответственности учащихся за судьбу человечества.



Оборудование урока:

- рабочие тетради учащихся;

- компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся;

- текст ФЗ РФ «О противодействии терроризму», текст Уголовного кодекса РФ;

- специально оформленная классная доска.

Основные понятия и термины:

- глобальные проблемы современности, террор, терроризм.



Форма урока: групповая работа учащихся, защита проектов.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация темы урока.

  3. Формирование основных понятий.

  4. Групповая работа с текстом документов.

  5. Презентация проектов учащихся.

  6. Подведение итогов.

«Терроризм – главная угроза безопасности человечества в XXI веке»

(В.В. Путин)


  1. Приветственное слово учителя, определение темы урока. Целесообразно, чтобы учащиеся самостоятельно поставили задачи, которые будут решаться на уроке.

  2. Вводное слово учителя: В последнее десятилетие мы все чаще слышим слово «терроризм». О террористических актах нам рассказываю средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века. Постараемся разобраться в причинах и истоках терроризма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.

  3. Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях.

Учащимися могут быть предложены следующие определения:

Терроризм – это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.

Террор (от лат. « terror» - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.

«Терроризм – есть мотивированное насилие с политическими целями» (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).

« Терроризм – это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе» (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).

« Терроризм – это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей» (Е.П. Кожушко).

Учащиеся делают выводы о том, что оружие террора – репрессии, оружие терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.



  1. На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона « О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. По окончании работы оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы. Учащимся могут быть предложены следующие задания:

Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назовите преступления террористического характера.

Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.

Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.

Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.

  1. Данный этап урока посвящен презентации групповых проектов учащихся. Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.

Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочники «Основные типы и виды терроризма», «Крупные террористические акты начала XXI века» и др.

Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газеты, посвященной проблеме терроризма.

Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».

Группа «Художники» защищает политические плакаты и карикатуры о терроризме.

  1. В конце урока проводится обсуждение проектов учащихся, оценивается вклад каждого ученика в создание проекта, подводятся итоги урока и выставляются оценки.

Использованная литература

Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. - Мн.: Харвест,2000.-448 с.



Вариант технологической карты проекта «Современный терроризм: поиск решения проблемы»


Этапы работы

Деятельность учащихся

Деятельность руководителя

Вводный этап.

Цели и задачи проектной деятельности. Выбор жанров и типов будущих проектов.



Подбор и изучение справочной литературы, поиск информации, в том числе в Интернете. Создание проектных микрогрупп.

Консультации руководителя для участников групп по технологии выполнения проектов, обсуждение идей и типов проектов.

Поисково-исследовательский этап. Поиск и сбор информации.

Работа микрогрупп с книгами Кожушко Е.П. «Современный терроризм: анализ основных направлений», справочниками. Выстраивание структуры проектов, выделение основной содержательной линии. Обсуждение полученных данных. Оформление модели проектов.

Консультирование учащихся по содержанию проектов; ознакомление с алгоритмами специальных способов работы с информацией: поиска в Интернете, СМИ. Помощь в работе с компьютерными программами Microsoft Publisher, Power point. Оценивание промежуточных результатов работы.

Итоговый этап.

Оформление результатов проектной деятельности. Презентация проектов.



Создание справочников «Основные типы и виды терроризма», «Террористы и террористические организации» и др. Проект программы молодежной организации «Молодежь Татарстана против терроризма», памятка для школьников, электронный вариант специального выпуска школьной газеты «Взгляд», посвященной проблеме терроризма; плакаты, рисунки. Устная и мультимедийная презентации. Обсуждение, подведение итогов работы.

Консультирование руководителя проекта по обобщению материалов. Помощь в подготовке презентации проектов. Экспертная оценка и анализ деятельности каждого члена проектной группы. Помощь в оформлении информационного стенда.

Использованная литература

Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. - Мн.: Харвест,2000.-448 с.

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ: ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»

Р.Р.Нематуллаева,

СОШ №10, г. Лениногорск, Республика Татарстан
Урок является составной частью темы «Глобальные проблемы современности» и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ «О противодействии терроризму», статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма.

Задачи урока:

- углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;

- определить причины и цели международного терроризма; осуществить поиск путей решения данной проблемы;

- совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;

- продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;

- воспитывать чувство ответственности учащихся за судьбу человечества.



Оборудование урока:

- рабочие тетради учащихся;

- компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся;

- текст ФЗ РФ «О противодействии терроризму», текст Уголовного кодекса РФ;

- специально оформленная классная доска.

Основные понятия и термины:

- глобальные проблемы современности, террор, терроризм.



Форма урока: групповая работа учащихся, защита проектов.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация темы урока.

  3. Формирование основных понятий.

  4. Групповая работа с текстом документов.

  5. Презентация проектов учащихся.

  6. Подведение итогов.

«Терроризм – главная угроза безопасности человечества в XXI веке»

(В.В. Путин)


  1. Приветственное слово учителя, определение темы урока. Целесообразно, чтобы учащиеся самостоятельно поставили задачи, которые будут решаться на уроке.

  2. Вводное слово учителя: В последнее десятилетие мы все чаще слышим слово «терроризм». О террористических актах нам рассказываю средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века. Постараемся разобраться в причинах и истоках терроризма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.

  3. Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях.

Учащимися могут быть предложены следующие определения:

Терроризм – это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.

Террор (от лат. « terror» - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.

«Терроризм – есть мотивированное насилие с политическими целями» (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).

« Терроризм – это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе» (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).

« Терроризм – это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей» (Е.П. Кожушко).

Учащиеся делают выводы о том, что оружие террора – репрессии, оружие терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.



  1. На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона « О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. По окончании работы оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы. Учащимся могут быть предложены следующие задания:

Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назовите преступления террористического характера.

Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.

Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.

Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.

  1. Данный этап урока посвящен презентации групповых проектов учащихся. Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.

Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочники «Основные типы и виды терроризма», «Крупные террористические акты начала XXI века» и др.

Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газеты, посвященной проблеме терроризма.

Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».

Группа «Художники» защищает политические плакаты и карикатуры о терроризме.

  1. В конце урока проводится обсуждение проектов учащихся, оценивается вклад каждого ученика в создание проекта, подводятся итоги урока и выставляются оценки.



Вариант технологической карты проекта «Современный терроризм: поиск решения проблемы»


Этапы работы

Деятельность учащихся

Деятельность руководителя

Вводный этап.

Цели и задачи проектной деятельности. Выбор жанров и типов будущих проектов.



Подбор и изучение справочной литературы, поиск информации, в том числе в Интернете. Создание проектных микрогрупп.

Консультации руководителя для участников групп по технологии выполнения проектов, обсуждение идей и типов проектов.

Поисково-исследовательский этап. Поиск и сбор информации.

Работа микрогрупп с книгами Кожушко Е.П. «Современный терроризм: анализ основных направлений», справочниками. Выстраивание структуры проектов, выделение основной содержательной линии. Обсуждение полученных данных. Оформление модели проектов.

Консультирование учащихся по содержанию проектов; ознакомление с алгоритмами специальных способов работы с информацией: поиска в Интернете, СМИ. Помощь в работе с компьютерными программами Microsoft Publisher, Power point. Оценивание промежуточных результатов работы.

Итоговый этап.

Оформление результатов проектной деятельности. Презентация проектов.



Создание справочников «Основные типы и виды терроризма», «Террористы и террористические организации» и др. Проект программы молодежной организации «Молодежь Татарстана против терроризма», памятка для школьников, электронный вариант специального выпуска школьной газеты «Взгляд», посвященной проблеме терроризма; плакаты, рисунки. Устная и мультимедийная презентации. Обсуждение, подведение итогов работы.

Консультирование руководителя проекта по обобщению материалов. Помощь в подготовке презентации проектов. Экспертная оценка и анализ деятельности каждого члена проектной группы. Помощь в оформлении информационного стенда.

Использованная литература

Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. - Мн.: Харвест,2000.-448 с.



Нематуллаева Римма Рустемовна, учитель истории и

обществознания МОУ СОШ №10 города Лениногорска Лениногорского муниципального района

Республики Татарстан, победитель ПНПО 2006 года.


Методические приемы формирования умений, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы).
Обществознание – интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук – наук о человеке и обществе – учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе. Задача учителя – помочь учащимся в овладении этими знаниями, сформировать необходимые умения и навыки, научить выполнять весь комплекс заданий трех уровней сложности.

Осуществляя ежегодно анализ результатов участия в ЕГЭ своих учеников и в целом по Республике Татарстан и Российской Федерации, учитывая методические рекомендации ведущих специалистов МО РТ и МО РФ, разработчиков контрольных измерительных материалов ФИПИ, я работаю над формированием системы подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию на уроках и во внеурочное время.

В данной статье я представлю опыт формирования умений выпускников решать некоторые задания части С. Одно из самых сложных заданий части С ЕГЭ по обществознанию – задание-задача (С7). Оно имеет четкую структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия). Иными словами, в основе задачи лежит определенное противоречие между известным знанием и тем, которое требуется установить. Для того, чтобы научить ребят решать такие задачи необходимо сформировать следующие умения:

- анализировать условие и требование задачи;

- определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде;

- выявлять область, из которой следует привлечь недостающие знания (в контексте данной проблемы);

- переформулировать задачу: на основе привлечения дополнительной информации преобразовывать требование, выделяя новые свойства объекта через соединение явного с привнесенными данными;

- находить способы решения задачи;

- составлять план решения;

- аргументировать промежуточные выводы;

- выделять обобщенный алгоритм решения;

- осуществлять ретроспективный анализ после нахождения верного решения.

Учащимся предлагаются несколько разновидностей заданий-задач с разнообразным условием.


  1. В основе задачи лежат суждения, высказывания ученого, писателя, философа, выраженные в афористической форме.

Пример: Американский ученый Ф.Фукуяма в работе «Конец истории» выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.


  1. Задача построена на выражении некой позиции, сложившейся в общественном мнении, на расхожих суждениях и оценках.

Пример: В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный опыт приведите три аргумента в опровержение данного тезиса.


  1. В условии задачи представлены показатели развития, статистические данные.

Пример: Весной 2004 года компания Siemens заявила о намерении сократить 10 тысяч рабочих мест и вынести значительную часть производства в Венгрию (за предыдущие три года компания сократила 35 тысяч рабочих мест). Сейчас безработица в Германии превышает 10%.

Каковы причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс, проявлением которого служат приведенные и аналогичные факты.





  1. Условие задачи содержит реальные факты общественной жизни.

Пример: Страна N – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако с каждым годом в стране N растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней.

Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.




  1. В условии задачи моделируется ситуация, отражающая существенные черты, механизм реализации определенного общественного явления, процесса.

Пример: Цены на товары и услуги растут. Люди стремятся «тратить деньги сейчас», предприятия также покупают дорогостоящие товары. Учитывая возросшую стоимость жизни, рабочие требуют и получают более высокую заработную плату. Администрация фирмы компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены на свою продукцию. О каком экономическом явлении идет речь? Укажите его основные причины.


  1. В условии представлена конкретная общественная ситуация правового, экономического, социального, бытового и иного характера.

Пример: Гражданин А. находясь в разводе со своей женой. Платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем. Что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать материальную помощь отцу? Приведите два аргумента в обоснование соей позиции.


  1. Условие задачи содержит описание структуры, системы, обобщенные характеристики объекта, процесса.

Пример: Согласно нормам права, закон обратной силы не имеет. Это означает, что он действует только с момента вступления в силу, в настоящем и будущем. На события, имевшие место в прошлом, закон не распространяется.

Чем обусловлено возникновение этой нормы? Приведите три аргумента.



8. Задание содержит сопоставимый ряд теоретических положений.

Пример: Сформулируйте критерий различения двух подходов к общественному развитию – формационного и цивилизационного. Завершите таблицу. Укажите другие критерии.



Критерии выделения

Формационный подход

Цивилизационный подход




Объективные законы общественного развития носят всеобщий характер, непреложны и прокладывают путь через сознательную деятельность людей

Человек – это единственный творец истории. Главное – деятельность человека и ее результаты.

Разнообразны задания и по виду требований, который определяет характер познавательной деятельности учащихся в ходе выполнения задачи. Остановимся на примере задачи №7. Для того, чтобы выполнить задание правильно, учащиеся должны рассуждать от общего к частному. Опираясь на полученные знания, ученики могут вспомнить, что нормы права – это формально определенные, общеобязательные правила поведения, установленные государством и обеспеченные его принудительной силой. Далее, конкретизируя выделенные положения о том, что закон действует только с момента вступления в силу, в настоящем и будущем и не распространяется на события, имевшие место в прошлом, делают выводы о том, чем было обусловлено возникновение этой нормы, приводя аргументы:

- данная норма необходима, так как право по своей природе должно быть абсолютно определенным, ясным, бесспорным;

- если бы закон обладал обратной силой, то право не могло бы выполнять такую важную функцию в обществе как предупреждение и профилактика правонарушений;

- данная норма соответствует представлениям о справедливости.

Учащимся можно предложить и специальный алгоритм решения познавательных задач (на основе памятки, разработанной авторским коллективом под руководством Л.Н.Боголюбова).

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания и умения определять смысл неизвестного понятия или термина с опорой на известные понятия, связанные с неизвестным).

2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4. наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5. продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса задачи;

- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следуют ли из условия задачи какие-либо выводы, помимо тех, которые намечены вами.


В проекте ЕГЭ-2010 по обществознанию произошло изменение количества заданий в частях А и С. Часть А теперь включает в себя 24 тестовых задания, а в части С количество заданий увеличилось (с 8 до 9). При этом появилось задание нового типа (С8), проверяющее умения учащихся подготовить развернутый ответ выступления по определенной теме, составленный в виде плана, в соответствии с которым будет освещаться данная тема. Учитывая новые требования к ЕГЭ, я предлагаю учащимся в качестве тренировочных заданий составить развернутый план по следующим темам:

- «Международная защита прав человека в мирное и военное время»

- «Массовая культура: плюсы и минусы»

- «Познание как деятельность»

- «Экологический кризис как глобальная проблема современности»

- «Каналы социальной мобильности»

- «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

- «Преступление и наказание»

- «Проблема социального неравенства»

- «Роль государства в экономике»

- «Слагаемые успеха в бизнесе»

- «Роль денег в экономике»

- «Социальный статус человека»

- «Субъекты политических отношений» и др.

Для выполнения задания такого типа учащимся предлагается алгоритм составления сложного плана:


  1. Внимательно прочитайте название темы, по которой вам предстоит подготовить выступление.

  2. Мысленно представьте материал, который необходим для более полного раскрытия темы.

  3. Разделите его на смысловые части и выделите в каждой главную мысль.

  4. Озаглавьте смысловые части (пункты плана).

  5. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).

  6. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание материала.

  7. Запишите план.

Запомните требования к плану:

А) план должен полностью охватывать

содержание темы;

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться



сходные формулировки.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница