Урок по историческому краеведению в разделе «Проектная деятельность» Тема урока «Большая Добринка. Итоги иперспективы»




Скачать 149.84 Kb.
Дата09.05.2016
Размер149.84 Kb.
Открытый урок по историческому краеведению

в разделе « Проектная деятельность»


Тема урока « Большая Добринка. Итоги иперспективы»

Цель работы:

- сформировать у учащихся знания о том, как активная жизненная позиция населения оказывает огромное влияние на жизнь поселения.



Задачи:

-воспитывать чувства любви и уважения к своей «малой» Родине, как части огромной России.

- способствовать развитию интереса учащихся к истории родного края.

-сформировать знания о работе структуры местного самоуправления и возможность самим участвовать и влиять на них.

-формировать активную жизненную позицию учеников.

Актуальность проблемы, поднятой в данной работе, заключается в том, что судьба множества муниципальных поселений на данный момент вызывает глубокое чувство тревоги. Перед многими из поселении этот вопрос стоит очень остро, даже критически. На «кону» судьба данного поселения, будет оно существовать или умрет. Многие из сел умирают, не- которые существуют и совсем не многие развиваются и процветают .В ходе данного проекта мы попытаемся разобраться почему это происходит.

Гипотезы:

1.Продолжение исследовательской работы по изучению истории села Б.Добринка, пополнение экспонатов школьного краеведческого музея, с целью сохранения традиций и обычаев жизни односельчан.

2. Создание инициативной группы для реализации данного проекта .

3. Разработка методов и форм работы в ходе проекта.

4. Сбор статистической информации о хозяйстве села, демографической ситуации, их участии в жизни села, анкетирование и анализ собранной информации.

5.Взаимодействие в ходе работы с сельской администрации и хозяйством 3АО «Восток»

6.Проведение дискуссии на основе собранных материалов.

7.Выработка возможных решений данной проблемы исходя из реальных возможностей объектом изучения нашей работы является Б.- Добринское сельское поселение. История ее становления, развитие и потенциал развития на будущее.

Ход работы:

1. Выбор темы, постановка проблемы .

2.Выдвижение гипотез- путей решения проблемы.

3.Пути решения:

-сбор и озвучивание информации.

-анкетирование.

-сравнение, анализ, выводы.

4.Обормление результатов исследования.

5. Создание проектной работы.

6. Работа над презентаций.

7.Защита проекта.

Практическая направленность проекта - воспитание социально активного поколения, видящего проблему своей «малой» Родины, пути решения этой проблемы, имеющего свою гражданскую позицию.

Вступление:

В современной России остро стоит проблема небольших сел, деревень, поселков с численностью населения около 1000 человек. Россия испокон веков являлась страной аграрной, сельской, но на данный момент таковой назвать ее уже нельзя. Во второй половине XX века состав населения России стал меняться в сторону увеличения городских жителей. Но этот процесс начался еще задолго да этого. Нормальному развитию села во все времена мешали какие-либо факторы - то крепостное право, то временно обязанные отношения (XIX век), не эффективная система управления, Сталинская коллективизация (XX век). Уровень жизни сельского населения в течение длительного времени был ниже уровня жизни населения городов. И село начало умирать. Особенно катастрофические размеры этот процесс принял во второй половине XX века. Советское правительство пыталось остановить этот процесс. Советский Союз инвестировал колоссальные средства в сельское хозяйство. Сельским жителям давались различные льготы и дотации, принимались такие меры как укрупнение села (центральных усадеб), но остановить умирание села оказалось практически невозможным, процесс шел по нарастающей.

Конечно, можно сказать, что эта тенденция характерна не только для России, она не имеет границ. Во всех промышленно развитых странах идет процесс урбанизации. Есть множество причин, которые влияют на этот процесс. Например, с развитием сельскохозяйственных технологий интенсивность хозяйств возросла и не требует такого количества рабочих рук. Но ведь есть Америка «малых городов». Небольшие города численностью от 500 человек в США прекрасно существуют. Создают свой неописуемый самобытный колорит, в экономической сфере они рентабельны и самодостаточны. Конечно же у них есть свои проблемы, но в основном там прослеживается тенденция к их росту, а не упадку. Про Россию даже в глазах иностранцев сложился стереотип, что это страна земледельцев, крестьян. Так оно и было испокон веков. А сейчас, глядя на заброшенные деревни, у людей меняется даже менталитет, чувство привязанности к земле, понимание своего родства с ней. Н. С. Михалков снял цикл передач об умирании деревни в Центральной России. И по окончанию этого цикла он делает вывод, что с умиранием деревни умирает и память народа, чувство самосознания и собственного достоинства. Он говорит, что допустить полного развала села невозможно и недопустимо, потому что это приведет к вымиранию нации, потери собственной идентичности. Предлагает свои меры и методы, взывая к морали, нравственности. Но нежели «русское село» и «Америка малых городов» не конкурентноспособны. Почему «малая Америка» процветает, а «русское село» вымирает в большинстве случаев. Каковы причины? Ведь есть яркие примеры, когда село или какое-либо другое небольшое поселение процветает, развивается. В ходе данной работы мы и постараемся выяснить в меру возможности эти факторы процветания. Хотя можно сказать изначально:

– это экономическая база;

- эффективная система управления.

- социальная защищенность населения

-культурно – досуговый момент

Так почему же в одних поселениях это на высоком уровне, а в других на более низком?

Какие факторы на это влияют.

Учащиеся были разделены на 4 микрогруппы, которые были поставлены следующие задачи:

1.Собрать данные по истории поселения, его жителей их родословной и т.д. (краеведческий материал).

2.Собрать данные (опросы, анкета) по экономической базе населения за период начала 80- х городов XX века по сегодняшний день.

3.Проанализировать развитие демографической обстановки в поселении за период начала 80 х годов XX века по современность (статистические данные, анкета).

4.Проявление гражданской позиции граждан в ходе выборов центральных и местных органов власти, явка избирателей, проявление их активной пассивной позиции в жизни села.

Первая микрогруппа занималась историей села Б.Добринка. Она самостоятельно работала в школьном краеведческом музее, беседовала со сторожилами села, собирала и систематизировала информацию.

Село Большая – Добринка располагается на реке Большой Эртиль. Основано в начале XX века переселенцами из села Добринка, Липецкой области.



Сначала оно называлось Добринскими выселками. А само название происходило от села Доброе, которое на данный момент является районным центром Липецкой области. В селе имелась деревянная церковь, была разрушена, но в 2012 году на этом месте был возведен новый храм. В 1920-1921 годах значительная часть населения поддержала Антоновское восстание. К 1920 году село насчитывало 31 двор и 194 жителя. В годы коллективизации наиболее экономически сильные крестьянские семьи были раскулачены и высланы из села. В 1929 году был организован первый колхоз. А вскоре на территории поселков Платоновка, Щучье, Березовка и Красный (Красинка) были организованы еще 4 колхоза: имени Андреева, Пролетарская победа, имени Молотова, имени Горького. В селе Б.- Добринка в первом колхозе было 135 дворов. Колхозы были небольшие, на начальной стадии имели: 5-7 лошадей , 3-5 коров. В 1932 году появился первый трактор, в 1934 году первые автомобили. В годы Великой Отечественной войны большинство мужского населения было мобилизовано на фронт. Вся тяжесть по работе колхоза легла на плечи женщин, пожилых людей, подростков. Из воспоминаний жительницы села, труженицы тыла Захаровой О. М. «В войну было тяжело. Голодно. Еды не хватало. Работали от темна до темна. С Великой Отечественной войны не вернулось 132 человека. В начале 1957 года 4 колхоза были слиты в один колхоз имени Карла Марса с центральной усадьбой в селе Б.Добринка. Здесь же находился и сельсовет. В 1970 году было организованно межхозяйственное предприятие по откорму скота «Восток», которое в 90х годах стало ЗАО «Восток» . В 1970 году были построены начальная и восьмилетняя школы.

Открыт дом культуры на 200 мест, в селе был магазин, а в 1972 году построено новое здание сельсовета с отделением связи.

В конце 1970-1980 годы шло укрупнение колхозов, села Платоновка,

Красинка, Щучье, Березовка перестали существовать. Значительное количество их жителей переселились в центральную усадьбу. Были построены не просто дома, а целые улицы- новостройки. В 1991 году открылась новая школа среднего образования.




Но и политика укрепления принесла совсем не тот результат, на который рассчитывали. В середине 80 х годов из села в город массово начала уезжать молодежь, потому что жизнь в городе казалась более легкой и перспективной. В 80 х годах этот процесс значительно ускорился. Этот процесс характерен не только для села Б.Добринка. Участники группы поработали и собрали статистические данные по демографической обстановке в селе. На основе этих данных они составили графические таблицы. На диаграмме 1 мы видим, как изменилось численность населения за последние 10 лет. За 10 лет население села уменьшилось на 105 человек, а рост населения в некоторые годы был не за счет рождаемости, а за счет людей, переехавших из близлежащих сел, как Воронежской так и Тамбовской области.


На следующей диаграмме число жителей пенсионного возраста. Можно легко сделать вывод, что за пять лет число жителей пенсионного возраста сократилось на 30 человек.

На диаграмме три показано число жителей до 18 лет в течение ряда лет. Отсюда делается вывод, что число детей в возрасте от (0 до 16) уменьшилось на 20 человек, за последние годы, то есть более чем на 20 %.


Количество мужчин трудоспособного возраста от 16 до 59 лет уменьшилось со 187 человек в 2006 году до 165 человек на 29 января 2014 года. А вот данные анкетирования проводимого в старших классах Б - Добринской школы. На вопрос, кто из учеников школы хотел бы остаться в селе. Из 32человек собираются остаться только 5 человек( менее 10%). Остальные ответили, что постараются уехать в город и там устроиться на работу. А опрос анкетирования в IX классе в 2016 году показал, что из 6 человек, все постараются после школы в село не возвращаться (100%)

Из этого можно сделать вывод, что демографическая проблема стоит не менее остро, чем другие проблемы. И даже выходит на 1 место. О каком развитии или жизни поселения можно говорить, если в нем нет населения? Как решить эту проблему? Решать ее нужно, одновременно с другими. Прекратиться отток населения - село будет жить.

Вторая микрогруппа занималась экономической базой Больше – Добринского муниципального обеспечения. Основу экономической базы на данный момент составляет ЗАО «Восток». Основной деятельностью данного хозяйства является земледелие. ЗАО «Восток» создано на основе бывшего колхоза имени «Карла Марса». В ходе политики укрупнения села в 70-80 годы XX века, жители сел Платоновка, Красинка, Березовка были переселены на центральную усадьбу в село Большая - Добринка. На сегодняшний момент эти села прекратили свое существование.

Естественно основным видом хозяйственной деятельности колхоза Карла Марса было сельское хозяйство: земледелие и животноводство. Особое внимание уделялось мясному животноводству, колхоз имел филиал «спецхоз», который занимался откормом скота. На территории спецхоза единовременно откармливались 1200 голов крупного рогатого скота.


В начале 90 х годов в связи с реформами колхоз был переобразован в ЗАО «Восток». Вообще 80 годы были очень тяжелыми в жизни хозяйства ЗАО «Восток» пришлось отказаться от « Спецхоза», таким образом и от мясного животноводства. Остро стояла проблема выживания хозяйства .

На данный момент ЗАО «Восток» вышло кризиса . Удалось сохранить все пахотные земли и молочнотоварное производство. Сейчас хозяйство находится в стадии развития: построена новая зерносушилка, новые воловни для скота (увеличенного поголовье скота), проходит новая технология, строятся зернохранилища. В сельском поселении открыта частная хлебопекарня. Хлеб реализуется не только на территории района, но даже в других районах области. Если говорить о наличии рабочих мест на территории поселения то их приблизительно 91.



Рабочие места: 40-45 ЗАО «Восток»

25 мест – хлебопекарня

6-администрация Б-Добринского поселения

5- клуб

5-школа


Занятость поселения впоследствии будет нужна нам при проведении анализа, как численность населения влияет на наличие рабочих мест. Отсюда можно сделать вывод, что экономическая жизнь Б - Добринского поселения находится в стадии его развития.

Гражданская позиция – это позиция, когда человек проявляет себя как гражданин данной страны, выказываю что его судьба и судьба его страны не разделимы. Она может проявиться в различных аспектах жизнедеятельности. Наиболее распространенным проявлением гражданской позиции являются выборы в органы местных и центральных органов власти. При этом человек проявляет еще и свою активную жизненную позицию, показывая тем самым, что ему не безразлична судьба его «большой» и «малой» Родины.

Четвертая микрогруппа занималась сбором и анализом данных об участии в выборах жителей села, их политических предпочтениях и ожиданных от пройденных выборов.

Как и по всей России сельские жители всегда голосуют намного активнее чем городские, село Большая – Добринка в этом отношении не исключение. Поэтому участники группы собрали данные о явке избирателей на выборах в центральные и местные органы власти в период с 1993 года по современность. По итогам явки был составлен график и замечены следующие особенности. Высокой до 78% была явка в 1993 – 1996 году, потом интерес населения к выборам несколько спал 2004-2008 года, и на последних выборах явка избирателей достигла уровня первой половины 90 х годов.

Также среди опрошенных граждан старались узнать, что ждут от выборов (прошедших и будущих) избиратели, разделив их на категории:

1. Пенсионеры. Эта категория граждан ждет от выборов центральных органов власти повышения пенсии, от местных органов власти - решение бытовых проблем: вода, дороги и так далее.

2. Люди среднего возраста:

Ждут то выборов центральной органов власти:

А) повышение зарплат;

Б) снижение цен;

Это наиболее важные вопросы, которые волнуют эту группу населения. От выборов местных органов власти их волнуют те же вопросы, что и старшую возрастную группу.

3.Молодежь - для этой возрастной группы характерны следующие ожидания:

А) рабочие места;

Б) достойная зарплата;

от выборов центральных органов власти ожидания те же, что и в предыдущих возрастных группах, но добавляются еще одно ожидание - это организация досуга.

В принципе если посмотреть и сделать вывод, то ожидания избирателей села Б - Добринка мало, чем отличаются от ожиданий жителей других сел и деревень по всей России.

Если посмотреть активность избирателей по возрастному принципу, то здесь тоже статистические данные, по Б - Добринскому сельскому поселению мало чем отличаются от статистических данных по стране:

1. место – люди предпенсионного возраста

2. место – люди среднего возраста

3. место- молодежь в возрасте от 18 – до 25 лет.

По политическим предпочтениям ситуация менялась с периодами времени и возрастом голосовавших. Были опрошены респонденты различных возрастных категорий и проанализированы данные по выборам в различные годы, но ситуация в целом такова: жители села голосуют в основном за три партии:

1. «Единую Россию»

2. КПРФ.

3. ЛДПР.


Кроме того, проводился опрос: ходили ли, (ходите) на выборы и почему? Естественно, большинство опрашиваемых ответило, что они ходят на выборы.

Но понятие активная жизненная позиция в мире, чем понятие гражданской позиции. Она подразумевает проявление инициативы, самодеятельности, новаторства в различных сферах деятельности: самоуправление, самоорганизация – это отсутствие застоя и рутины в повседневной жизни. Среди учащихся школы и молодых жителей села было проведено анкетирование, с целью выяснить их интересы и пожелания на проведение ими свободного времени.

Вопросы:

1.возраст

А)14-18

Б)18-25


2.пол

А) женский

Б) мужской

3.Нравиться ли вам проживать в селе Большая - Добринка

А) да

Б) нет


4. Как проходит ваш досуг?

А) многообразно

Б) однообразно

5. Устраивает ли вас то, как вы проводите свободное время

А) да

Б) нет


6.Чтобы вы хотели изменить?

7. Лично вы проявите инициативу и станете организатором какого-либо мероприятия команды

А) да

Б) нет


Было опрошено 25 человек. Из них 10 лиц женского пола, лиц мужского пола - 15 .Только 5 молодым людям нравится проживать в селе Большая - Добринка. Это 20 от общего количества опрошенных. Из них 20 человек (80%) проводят свободное время однообразно и их это устраивает. Все 100% опрошенных хотели бы изменить проведение свободного времени ,но как изменить реально, смутно представляют. Предложения разные: организация команды по какому – либо виду спорта, работа какого – либо кружка, но не один из опрошенных стать организатором, инициатором данного мероприятия стать не хотел бы.

После того, как все группы выполнили поставленные перед ними задачи, было решено провести крупный спор и в ходе дискуссии выявить причины, которые влияют на жизнь поселения (его рост или упадок) и выработать меры, которые могли бы эти причины устранить. При этом реально оценивая силы и средства участников проекта.

Из проведенной раннее работы стало ясно, что огромное влияние на жизнь поселения оказывает экономический и социальный факторы. Оценивая экономические фактор участники проекта пришли к следующим заключениям:

Несмотря на то, что основное сельхозпредприятие села Б – Добринка на данный момент развивается и появились рабочие места на других предприятиях в целом ситуация с занятостью населения не совсем благополучно. Более чем на 350 человек трудоспособного населения в селе имеется 85-90 рабочих мест. За трудоспособное население брались женщины в возрасте 18-55 лет, и мужчины в возрасте 18-60 лет. То есть только ¼ жителей села Б – Добринка могут найти работу непосредственно в поселении. Нехватку рабочих мест в неполной мере обеспечивает город Эртиль , благо город находится рядом и его с поселение связывает асфальтированная дорога в удовлетворительном состоянии . Кроме того существует маршрутное автобусное сообщение, город сам испытывает недостаток в рабочих местах . Поэтому проблемы занятости стоит очень остро .

Понятно что на уровне села решить данную проблему мы не в силах , но вот проблему занятости учеников старших классов во время летних каникул попытаться решить можно , сотрудничая с администрацией поселения и хозяйством ЗАО «Восток» можно было бы создать детские бригады , которые в летнее время каникул могли бы работать на «посильной» их возрасту работе . И такой опыт сотрудничества уже был. Этим решается проблема занятости молодежи во время летних каникул. Кроме того в ЗАО «Восток» можно было бы готовить кадры для хозяйства из числа выпускников Б - Добринской школы, то есть местные кадры. Этим решалось бы и демографическая ситуация в селе. В сельском поселении действительно ощущается нехватка специалистов некоторых профессий поэтому не плохо было бы и хозяйству ЗАО «Восток», и администрации поселения, и школе заранее готовить специалистов из местной молодежи.

Еще одним аспектом жизни села является проведение досуга. Здесь огромную роль играет сотрудничество между администрацией поселения, сельским клубом, школой и самим населением. И такое сотрудничество уже существует.

Исходя из данных анкетирования, молодежь на селе живет рутинно и однообразно, но сама организовать свой досуг она либо не может, либо не хочет. Поэтому в ходе обсуждения и дискуссии, ее участники нашли такое решение. В тесном сотрудничестве с органами власти и хозяйством поселения нужно создавать активную группу, которая занималось бы организацией досуга (соревнования, вечера, организация команд и так далее). Но это возможно, если этому «активу» будет оказана всесторонняя поддержка. А задачей этого актива будет «втянуть» как можно больше населения села.

В селе значительное количество жителей пенсионного возраста. Им живется очень не просто. Потому им нужно уделять внимание. Проводить одноразовые акции помощи старикам, сделать эту работу постоянной. Форм такой работы множество и организовать ее несложно - было бы желание.

В Б – Добринке активность молодежи, как и при голосовании по всей России ниже, чем активность других возрастных групп. Поэтому еще со школы у молодых людей нужно формировать понимание, что голосование это не простая формальность, а это их выбор. Они выбирают, как им жить дальше. Еще со школы во время уроков, мероприятий нужно прививать правовую культуру, что в принципе и делается.

На последних выборах в органы местного самоуправления был кандидат 1991 года рождения. Молодежь должна уметь пользоваться своим пассивным и активным избирательным правом и если чувствует в себе силы, то идти во власть. В совокупности именно все эти меры должны принести положительный результат. Именно комплексный подход к проблемам села и должен решить проблему небольших сельских поселений, а по сути и России.



Ожидаемые результаты работы:

В ходе работы над проектом пополнить коллекцию школьного краеведческого музея.

Участники проекта работают над созданием «Книги памяти» Большедобринского сельского поселения, для этого подробно узнают историю села, его проблемы и перспективы.

Продолжают сотрудничать с Больше - Добринской сельской администрацией, узнают ее формы, методы работы, проблемы.

Администрация села пообещала способствовать занятости учащихся во время летних каникул, привлекая их к посильной оплачиваемой работе.

Наладить сотрудничество с хозяйством ЗАО « Восток», которое тоже обещало подумать над занятостью учащихся, а также помогать им финансово при проведении каких- либо мероприятий.

Создать группы по оказанию помощи престарелым жителям села.

Наладить сотрудничество с сельским домом культуры при проведении культурных мероприятий.

Инициативная группа участников проекта разработает программу занятости молодежи во время досуга.

17 февраля 2015 года в Большедобринском сельском поселении прошел сход граждан. Присутствовали жители поселения, глава и представители районной администрации. Второй год подряд Большедобринское сельское поселение занимает первое место средипоселений района. В поселении с другими селами района хорошая экономическая и социальная ситуация. Поэтому будущее поселения в руках его жителей и в первую очередь подрастающего поколения.


Литература:

  1. Е.М. Бердинкова «Формы внеклассной работы по истории М «Просвещение» 2005год.

  2. А.Н. Хмелев «Основы краеведения» М «Просвещение» 2007 год.

  3. Л.С. Зазнобина «Педагогическая деятельность внеклассная работа. М «Просвещение»2001 год.

  4. В.П. Гуськов «Внеклассная работа по истории и обществознанию» М «Просвещение» 2010 год.

  5. В.И. Панова «Историческое краеведение» Воронежской области город Воронеж Центр духовного возрождения Черноземного края 2012 год.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница