Учиться и учить по-новому: вызовы времени




страница1/15
Дата10.05.2016
Размер2.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ИММАНУИЛА КАНТА

УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ ПО-НОВОМУ:

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Материалы

X Международной научно-практической конференции
Часть 1

Издательство

Российского государственного университета им. Иммануила Канта

2011




УДК 372.893

ББК 74.266.3

C568
Редакционная коллегия



А. П. Клемешев, д-р полит. наук, профессор, ректор РГУ им. И. Канта

(ответственный редактор); И. Ю. Кукса, канд. филол. наук, доцент,

проректор по учебной работе РГУ им. И. Канта; Н. Ю. Никулина,

канд. ист. наук, доцент, директор ИСОТ РГУ им. И. Канта;



Т. Б. Гребенюк, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики

и психологии ИСОТ РГУ им. И. Канта; Е. И. Мычко, д-р пед. наук,

профессор, зав. кафедрой образовательных технологий ИСОТ РГУ

им. И. Канта; Л. Хурло, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой

дидактики и истории образования Варминьско-Мазурского

университета (Польша); Н. В. Старовойт, канд. пед. наук, доцент,

зам. директора по довузовской подготовке ИСОТ РГУ им. И. Канта

C568 Учиться и учить по-новому: вызовы времени: материа­лы X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. А. П. Кле­ме­шев. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2011. — Ч. 1. — 203 с.

ISBN 978-5-9971-0127-5
Основу сборника статей составили доклады X Международной научно-практической конференции «Учиться и учить по-новому: вызовы времени». Рассматриваются проблемы интеграции в научном и образовательном про­странстве в России и за рубежом, ключевые вопросы профессиональной дея­тельности, оценки ее качества, укрепления здоровья и повышения ква­ли­фи­кации учителей в условиях модернизации образования.
УДК 372.893

ББК 74.266.3


© Коллектив авторов, 2011

ISBN 978-5-9971-0127-5 © РГУ им. И. Канта, 2011


ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Н. Ю. Никулина

Российский государственный университет им. И. Канта,

Калининград
Основные стратегии педагогического образования

в современных условиях
Классической дидактике, связанной с именем великого педагога Я. А. Коменского и его удивительной книгой «Великая дидактика» (1633 г.), около четырех столетий. Все это время, какие бы новые педагогические теории не появлялись, какие реформы не изменяли образование, центральными всегда были вопросы: чему учить, как учить и кто должен учить. Если два первых из них рассматриваются как основные в дидактике, то третий связан с подготовкой учителя.

К сожалению, многие проблемы подготовки и трудоустройства преподавателей еще не решены.

Нормативно-правовая база не позволяет установить единую це­левую систему подготовки и переподготовки педагогических кадров. Нет возможности заключать трехсторонние договоры со студентом (Министерство образования или Комитет по образованию г. Кали­нин­града, РГУ им. И. Канта и студент-целевик). Опросы уча­щихся по­казывают желание работать в системе образования. Так, из 94 вы­пуск­ников Института современных образовательных техноло­гий РГУ им. И. Канта 2009 года 41 работает в этой области (44 %), из 24 сту­дентов-магистрантов по направлению «Педагогика» 19 закан­чи­вали наш институт (более 90 %). Из 47 выпускников 2010 года в об­разовательных учреждениях планируют работать и уже ра­ботают 34 человека (около 73 %).

Эффективная система поддержки молодого учителя только скла­дывается (Ассоциация молодых учителей, профессиональные кон­курсы «Дебют», возрождающееся наставничество в школах и др.). Необходима системная работа по поддержке начинающих педагогов. Подобная программа создается в Институте современных образова­тельных технологий РГУ им. И. Канта.

В последние годы возникла проблема трудоустройства выпуск­ников педагогических специальностей. Прошлым летом в образова­тельных учреждениях вакансий не было, они появились только в сентябре. С работодателями следует проводить конкретную работу. Сегодня они есть в университете — это члены государственных ат­тестационных комиссий, некоторые из них выступают как препода­ватели.

Проблема старения кадров затронула все уровни образования. Однако не всегда пожилым учителям должны уступить место моло­дым. Получается противоречие, которое влияет на морально-психо­логическую атмосферу в школе.

Демографическая проблема на сегодняшний день коснулась ос­новной, старшей и высшей школы. Необходим прогноз на будущее, чтобы просчитать, какие и сколько педагогических кадров должно быть обучено для региона.

Подготовка учителей в университете продолжается на факульте­тах по специальностям и в рамках получения дополнительной ква­лификации «преподаватель». Более того, студент сам выбирает, хо­чет он или нет получить профессию учителя. В 2010 году учащиеся писали заявления о своем желании осваивать ее. Сегодня на специа­литете постигают азы учительского труда 648 студентов. Только у историков и филологов такая подготовка осуществляется не допол­нительно, а в рамках стандарта основной образовательной програм­мы. Некоторые студенты, например политологи, отказались от по­добной возможности.

Пятый год университет обучает по направлению «Педагогика» в рам­ках уровневой системы «бакалавр — магистр» в Институте со­вре­менных образовательных технологий. Учебный процесс препо­да­ва­тели здесь стремятся строить на базе новейших технологий.

Все преподаватели прошли повышение квалификации по ис­пользованию технических средств обучения, стали включать презен­тации в свою работу, но «мыслить информационно», «плавать» в Интернете в поисках сведений на таком же, как и ученики уровне, мы не способны. В научной литературе даже появился термин «ин­формационные мигранты», а наши дети «живут» в этом поле, они настоящие «аборигены».

В учебный процесс института введены курсы по применению программных продуктов: «Информационно-коммуникационные тех­нологии в педагогическом образовании», «Социальные сервисы Ин­тернета», «Цифровые образовательные ресурсы». В рамках указан­ных дисциплин студенты разрабатывают творческие проекты, кото­рые формируют важные личностные качества: чувство ответствен­ности, волю, сопричастность к глобальной образовательной среде, умение жить в информационном обществе.

Переход на новые государственные стандарты требует иных подходов в содержании, повышает уровень ответственности и пере­водит обучение в другое русло. С 2011 года вводятся модульные об­разовательные программы, студенты получат реальную возможность выбрать собственную образовательную траекторию. Сейчас в Инсти­туте современных образовательных технологий этот выбор реализу­ется на заочной форме обучения.

Нужно понимать, что бакалавр и магистр — профессионалы, ко­торые сегодня владеют компетентностями, положенными в основу проекта новых образовательных стандартов педагогического образо­вания.

Бакалаврские образовательные программы не предполагают по­лучения дополнительной квалификации «преподаватель». Какие су­ществуют пути для тех студентов, кто захочет ее достигнуть?

После окончания первого бакалавриата (физика, математика, география и т. д.) желающие освоить педагогический стандарт могут продлить обучение еще на один год, чтобы получить степень бака­лавра по направлению «Педагогика». Это возможно при условии создания соответствующей нормативной базы — пока из нее есть только письмо Министерства образования и науки. Также студенты могут сразу пойти учиться в магистратуру по направлению «Педаго­гика». Закон позволяет выпускникам любых бакалаврских программ поступать на любые магистерские программы, в том числе и на рас­сматриваемую. Магистерские программы (физика, математика, гео­графия и др.) предусматривают педагогическую подготовку в рам­ках своих направлений.

Сегодня мы готовы выполнять заказы Министерства образова­ния Калининградской области и Комитета по образованию админи­страции городского округа «Город Калининград». Так, в городе и области не хватало специалистов для дошкольных образовательных учреждений. Кадры образовательных учреждений по профилям «Детская практическая психология», «Управление дошкольным об­разованием» пополнили выпускники направления «Педагогика». Мно­гие из них уже работают руководителями образовательных уч­реж­дений, а их дипломные проекты внедряются в жизнь. В 2010 го­ду впервые выпускники-бакалавры профиля «Педагогика и психо­ло­гия домашнего образования» попробуют себя в работе.

По заказу Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» открыто направление «Физико-матема­тическое образование», профиль «Информатика», подготовлены до­кументы для лицензирования магистерской специализированной программы по этому направлению. Учебные планы основных обра­зовательных программ созданы исходя из конкретных запросов об­разовательных учреждений региона.

В учебном процессе подготовка учителя ориентирована на фор­мирование его профессиональной компетентности, умения осущест­влять осознанный выбор своего образовательного и профессиональ­ного пути, развития самостоятельности. Студенты — равноправные участники учебно-воспитательного процесса. Концепция воспита­тельной работы позволяет взаимодействовать как с абитуриентами, так и со студентами. Учащиеся института — инициаторы проведе­ния большого количества акций. Так, психолого-педагогический ма­рафон «Твори, выдумывай, пробуй!», волонтерская работа с учени­ками школы дистанционного обучения, деятельность в клубе вожа­тых, педагогическая олимпиада — это все мероприятия, где студен­ты совершенствуют профессиональные компетенции, вырабатывают навыки общения с аудиторией, стремятся проявить эмпатию, креа­тивность и т. д. Психолого-педагогический марафон собрал более 400 выпускников школ. В педагогическую среду через школу вожа­тых включаются студенты многих факультетов РГУ им. И. Канта, КГТУ, БГА, колледжей. Прошла ярмарка вакансий при поддержке Министерства образования Калининградской области. Директора оздоровительных лагерей встретились с вожатыми и набрали себе кадры. В конце марта состоялся очередной выпуск школы вожатых, созданы педагогические отряды для работы с детьми в лагерях.

Через международные программы с Германией, Данией, Поль­шей, Швецией студенты знакомятся с зарубежными системами обра­зования.

Эффективность деятельности учителя можно рассматривать в связи со всеми общественными факторами.

Таким образом, мы видим реальные проблемы, намечаем пути их решения, стремимся сохранить и совершенствовать педагогиче­скую подготовку. Только образованное общество может с уверенно­стью смотреть в будущее.



О. Н. Максимович

«Учительская газета», Москва
Что заботит педагогов в Год учителя?

Главные темы обсуждения

на страницах «Учительской газеты»
В октябре 2009 года «Учительской газете» исполнилось 85 лет. Все эти годы ее создавало несколько поколений журналистов, чита­ли и выписывали многие учителя.

В настоящее время газета выходит на 24 страницах раз в неделю. Каждый номер — это главные новости системы образования, не только материалы о «болевых точках», но и публикации о лучшем педагогическом опыте, сельских и городских школах, вузах, это лица и судьбы тех, кто сегодня учит и воспитывает детей.

В данной статье затронуты основные темы, которые в Год учи­теля обсуждались на страницах федеральной «Учительской газеты», приводятся мнения педагогов российских школ.

Одна из самых дискуссионных тем — Профессиональный кодекс учителя. Широкое обсуждение этого проекта состоялось 21 января 2010 года на Первой педагогической ассамблее в старейшем вузе страны — Российском государственном педагогическом университе­те имени Герцена, где прошла торжественная церемония открытия Года учителя в нашей стране.

Слово взяла учительница из Омска (лицей № 64) Татьяна Уг­лирж: «Считаю очень своевременным появление Профессионально­го кодекса учителя, — сказала она. — Врачи дают клятву Гиппокра­та, военные приносят присягу, миссия учителя не менее важна, ведь именно в школе формируются жизненные цели и приоритеты». Татьяна Александровна призвала всех русских учителей включиться в обсуждение Кодекса, в котором определяются источники и прин­ципы этики учителя, требования к его личности, а также регламен­тируются отношения педагога с учениками, их родителями, с педа­гогическим сообществом, социумом в целом и государством.

Кодекс вызвал полярные мнения. По мнению Любови Вараки­ной, директора сырковской средней школы Новгородской области, школам такого документа не хватает. Особенно он был бы полезен начинающим учителям, поскольку устанавливает обязанности и нормы этики в рамках профессии.

Директор ермолинской средней школы Новгородской области Лю­бовь Павлова высказывает противоположное мнение: «…Пред­ла­га­емый проект Кодекса дублирует уже существующие документы, которыми руководствуется в своей жизни педагогиче­ский коллектив и в основу которых положен Трудовой кодекс, — трудовой договор, правила внутреннего трудового распорядка школы, должностную инструкцию. …Нам необходим совсем другой документ — такой кодекс учителя, в котором нашлось бы место вдохновенным словам, который звал бы молодого педагога к высо­ким достижениям в из­бранной профессии, каждая строчка которого оставалась бы в памя­ти, как стихи».

В феврале 2010 года в «Учительской газете» было опубликовано открытое письмо деятелей культуры и науки о том, что художест­венно-эстетический цикл предметов в школе — музыка и изобрази­тельное искусство — под угрозой. Среди авторов послания ува­жа­е­мые и хорошо известные люди в России — М. Плисецкая, Б. Ах­ма­ду­лина, Н. Пахмутова и др. Поводом к открытому обращению стали не­одно­кратные заявления Министерства образования и науки России о на­мерениях перевести эти дисциплины во вторую половину дня, что по существу означает выведение их из учебной сетки часов.

Публикация открытого письма вызвала настоящий шквал откли­ков: из различных регионов страны мы получили около тысячи отве­тов. Один из них подписали 46 учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры Новгородской об­ласти. Вот несколько строчек: «На протяжении всей истории челове­чества в самых различных странах успешно доказывалось, что ак­тивное занятие музыкой, живописью, так же как и другими видами искусства, служит развитию творческих сил человека, эмоциональ­ному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию. ''Вы­дав­ливание'' этих предметов из базисного учебного плана обще­го об­ра­зования недопустимо».

В Год учителя педагогов особенно печалили многие проблемы. Школы подключили к Интернету, но оплата трафика перешла с фе­дерального на региональный бюджеты, и в Сети постоянно происхо­дят сбои. Кроме того, Интернет в школах, как говорят сами учителя, медленный. Выплаты за классное руководство после перекладыва­ния этой обязанности на региональный бюджет постепенно сходят на нет, премии лучшим школам с миллиона рублей весьма сущест­венно снизились, например в Смоленской области — до 300 тысяч рублей.

Острой остается, по мнению педагогического сообщества, ситу­ация с автономными учреждениями. После введения закона о них не обнаружилось огромного числа школ, желающих поменять статус. Ав­тономные учреждения, пишут в нашу газету учителя, по­являются чаще всего там, где власти оказывают сильный нажим.

Преподавателей высшей школы заботят прогнозы о грядущем сокращении вузов, в том числе и педагогических. По неизвестной причине не предлагается другая стратегия — эффективного исполь­зования высшей школы и сохранения ее до выхода из демографиче­ского кризиса с помощью широкого внедрения образовательных программ для взрослых. В стране немало людей, которые хотели бы получить не только первое, но и второе высшее образование, пройти переподготовку, освоить новую профессию. Соответствующие прог­раммы могли бы существенно поддержать и сохранить отечествен­ные вузы.

Сегодня серьезно поставлен вопрос о стимулировании работы учителя, но пока все еще нет четких общих критериев оценки его труда.

С января 2005 года в России нет единого образовательного про­странства, которое бы реализовало общие правила в установлении размеров и условий оплаты труда работников образования. В каж­дом регионе свой размер оплаты труда и принципы определения того, сколько и за что должен получать педагог. В результате есть различия (и весьма существенные) в зарплате, например, учителей литературы или математики, которые имеют одинаковую категорию, удовлетворяют одним и тем же требованиям к качеству образования.

Очень беспокоит педагогов проблема сохранения льгот сельским учителям. Они пишут нам, что коммунальные платежи скоро срав­няются с их зарплатой. Как ни парадоксально, но отмена льгот по коммунальным платежам на законодательном уровне может про­изойти именно в Год учителя. В Госдуме сейчас обсуждается такой законопроект.

Уже не первый год постоянная тема обсуждения — единый го­сударственный экзамен. В 2009 году согласно закону он вошел в штатный режим, чему предшествовали восемь лет эксперимента. Педагоги соглашаются с тем, что ЕГЭ привнес ряд положительных моментов в систему итоговой аттестации — он устраняет субъекти­визм в оценивании, когда нелюбимым ученикам отметку можно было занизить, а любимчикам, наоборот, подтянуть; он позволяет поступить в вузы страны, не выезжая из своего города, нужно только отправить необходимые документы почтой. Но учителя боятся дру­гого. Учебный процесс в 11-м классе превратился в натаскивание к ЕГЭ, целью становится не образование и развитие, а исключительно подготовка к этому экзамену.

Волнует педагогов и проблема введения новых стандартов. На­пример, начальные школы страны должны будут начать преподава­ние по ним с сентября 2011 года. Здесь комплекс проблем — за этот срок нужно переподготовить учителей, освоить учебники, которые, как обещают разработчики, появятся только в декабре 2010 года. Неизвестно, будет ли введение стандартов второго поколения обес­печено необходимым финансированием.

В заключение приведем ответ Елены Мейснер, заместителя ди­рек­тора гимназии города Краснослободска Волгоградской области, учи­теля года — 2003, на вопрос «Изменится ли, на ваш взгляд, по­ло­же­ние учителя в Год учителя?» (опубликовано в «Учительской газе­те» № 3 от 26 января 2010 года): «Статус учителя, конечно, должен из­мениться, но это дело не одного дня и даже года. Уверена, что ав­то­ритет учителя в обществе поднимется и отношение к нему начнет меняться в лучшую сторону. И дело не только в Годе учителя, но и в тех грандиозных переменах, которые произошли в школе в послед­нее время и к которым мы еще только готовимся. Я имею в виду реализацию нацпроекта ''Образование'', затем КПМО, теперь вступ­ление в новый проект ''Наша новая школа''. В центре этих больших государственных программ — фигура учителя, и это не может не сказаться на развитии образования».





О. В. Акулова

Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Престиж профессии учителя в современном обществе
В Год учителя, объявленный президентом, в Санкт-Петербурге в Рос­сий­ском государственном педагогическом университете им. А. И. Гер­це­на усилия были направлены на поднятие статуса и повышение прес­ти­жа в обществе представителя самой массовой в нашей стране про­фессии — учителя, привлечение в школу талантливой молодежи.

Каким же образом поднять престиж профессии учителя? Он за­висит от качества работы педагога. Сегодня компетентностный учи­тель — это человек, способный распознавать («видеть») индивиду­альность учащихся и сложности учебного процесса; реагировать на различные потребности школьников, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику; улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат; принять ответственность за качество своей деятельности.

Результаты международного исследования PISA свидетельству­ют о том, что ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможно­стей, ни один другой фактор не дали такой жесткой корреляции с ре­зультатами учащихся, как качество преподавательских кадров.

С целью повышения престижа профессии учителя предлагается:



  • изменить статус студента педагогического вуза, поднять сти­пендию до прожиточного минимума работающего человека, то есть больше, чем в четыре раза;

  • в педагогических вузах должны в первую очередь строиться и ремонтироваться общежития, спортивные сооружения и культур­ные комплексы;

  • материально поддерживать начинающих учителей через вы­де­ление специальных грантов;

  • возобновить работу по законопроекту о статусе педагогиче­ского работника. Ключевой идеей было бы приравнивание их по оп­лате труда и социальным гарантиям к государственным служащим.

Что можно изменить в подготовке будущего учителя сегодня? Важно выйти с инициативой от разных регионов об освобождении учреждений, предприятий и организаций системы образования от всех видов на­логов, сборов и пошлин и направлении этих сумм на развитие науч­ной и учебной деятельности, укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений. Такая ме­ра позво­лит, и в том числе педагогическим университетам, соз­дать студентам максимально благоприятные условия для получения образователь­ной практики, изменить построение процесса обучения, сде­лать его вариативным, обеспеченным новейшими достижениями. Бу­ду­щему учителю должны быть доступны все современные техно­ло­ги­ческие достижения.

Каковы пути повышения качества профессиональ­ной деятель­но­сти учителя? Анализ опыта зарубежных стран показы­вает, что наи­бо­лее эффективные системы школьного образования преду­смат­ри­ва­ют наем учителей из высшей по успеваемости трети выпускников школ: из 5 % лучших выпускников — в Южной Корее, из 10 % — в Фин­ляндии, из 30 % — в Сингапуре и Гонконге.

При процедуре отбора особое внимание уделяется академиче­ским достижениям кандидатов, их коммуникативным умениям и на­выкам, мотивации к учительской работе. Во многих государствах введен экзамен на должность учителя.

В нашей стране медики и юристы должны получить лицензию на свою деятельность и с этой целью сдать внешний экзамен. Педаго­гам же достаточно для вступления в профессию только оценок своих профессоров и преподавателей. Внешний экзамен для получения ли­цензии у них отсутствует.

Поскольку от учителей не требуется периодического возобнов­ле­ния лицензии на профессиональную деятельность, они не ощуща­ют настоятельной потребности в знании новейших научных разрабо­ток.

Законодательное собрание Ленинградской области намерено инициировать разработку национальной программы «Отбор кадров на должность учителя».

В вопросе обеспечения качества педагогических исследований надо отметить реальный потенциал педагогических вузов как иссле­довательских центров. В условиях «вызовов времени», появления непредсказуемых нестандартных ситуаций важно постоянное изуче­ние проблем образования. Именно результаты этого изучения на­правлены на преодоление так называемых гуманитарного голодания, бездетной педагогики. Самоопределение человека рассматривается в педагогическом процессе, «не вырванном» из контекста его жизнен­ного пути. Но для того чтобы исследования были масштабными и современными, необходима координация, поддержка педагогиче­ских университетов, создание специальной инфраструктуры вуза. Рос­сийский государственный педагогический университет им. А. И. Гер­цена выступил с инициативой создания сетевого университета, обес­пе­чивающего подготовку педагогических кадров, которая была под­дер­жана 40 вузами.

Наряду с качественной фундаментальной подготовкой учителя должны иметь возможность для непрерывного повышения своей квалификации, которая учитывала бы индивидуальные потребности самих педагогов, а также специфику школ, где они работают. В этой связи следует сформировать условия для их постоянного обучения.

Важно поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, ин­терактивных методических кабинетов, специальных фондов для ор­ганизации стажировок, повышения квалификации за рубежом учи­те­лей, аспирантов, преподавателей, научно-педагогических ра­бот­ни­ков — словом, всего того, что формирует профессиональную среду.



СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ — ПУТЬ К УСПЕХУ

Е. В. Андриенко

Институт физико-математического

и информационно-экономического образования НГПУ,

Новосибирский государственный педагогический университет

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница