Учетная политика. Бухгалтерский и налоговый учет в 2009 году с учетом новых пбу




Скачать 148.1 Kb.
Дата29.04.2016
Размер148.1 Kb.





ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ

ООО «УЧЕТНЫЕ ЦЕНТРЫ»


Ответы на вопросы участников

Семинара на тему:

« УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В 2009 ГОДУ С УЧЕТОМ НОВЫХ ПБУ».
Москва, 2009




ВОПРОС

Главный бухгалтер в приказе об учетной политике установил уровень существенности, при превышении которого те или иные показатели нужно отражать или учитывать отдельно, на уровне 4 процентов. Вправе ли он установить такой уровень существенности?



ОТВЕТ

Решение вопроса, является ли тот или иной показатель существенным, принимается организацией самостоятельно. Минфин лишь рекомендует использовать ставку на уровне не ниже 5 процентов (основание п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.)



ВОПРОС

В течение 2008 года ООО применяло в налоговом учете линейный метод амортизации ко всем своим основным средствам, включая здания (девятая амортизационная группа). В 2009 году планируется применять нелинейный метод. Вправе ли организация так поступить?



ОТВЕТ

Да, но за исключением зданий.

Переходить с одного метода амортизации на другой новая редакция Налогового кодекса РФ разрешает с начала очередного налогового периода. Применять его компания обязана по отношению ко всему амортизируемому имуществу. Однако здания, которые относятся к восьмой-десятой амортизационным группам, нужно амортизировать только линейным методом (основание п.3 ст. 259 НК РФ)

ВОПРОС

Обязана ли организация в составе бухгалтерской отчетности за 2008 год представить в налоговую инспекцию приказ об учетной политике это?



ОТВЕТ

Нет, такого требования законодательство не содержит


ВОПРОС

Организация провела переоценку своих основных средства на начало 2009 г. С какой периодичностью в дальнейшем необходимо будет проводить переоценку?



ОТВЕТ

Если организация приняла решение переоценить группы однородных объектов основных средств, в последующем они переоцениваются регулярно. Это необходимо для того, чтобы стоимость, по которой основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. ПБУ 6/01 требует проводить переоценку основных средств не чаще одного раза в год (п. 15 ПБУ 6/01).


ВОПРОС

ЗАО в 1 квартале 2009 г. привлекло кредитные средства. При этом, между датой заключения договора и получением средств получился временной разрыв. Если на отчетную дату деньги так и не будут получены полностью, какую сумму нужно указывать в бухгалтерской отчетности?



ОТВЕТ

В отчетности нужно показать ту сумму, на которую заключен кредитный договор.

Пункт 2 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».
Требует учитывать основную сумму долга по полученному займу или кредиту в сумме, указанной в договоре. Поэтому в учетной политике к счетам 66 и 67 нужно предусмотреть специальные субсчета с примерными названиями «Полученные кредитные средства» и «Недополученные кредитные средства».


ВОПРОС

На каком счете следует учитывать расходы по внесению изменений в учредительные документы и можно ли их учесть в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.



ОТВЕТ

Напомним, что налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе расходов он отнесет затраты, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли расходы по перерегистрации организация вправе признать либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) (поскольку, без учредительных документов организация не может осуществлять свою деятельность), либо в составе внереализационных расходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Для отражения в бухгалтерском учете могут быть использованы счета 26, 44 или 91.


ВОПРОС

Как понять, являемся мы малым предприятием и нужно ли регистрироваться в качестве малого предприятия?



ОТВЕТ

Согласно ст.4 ФЗ № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:

- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно Постановлению Правительства РФ т 22.07.2008 № 556 предельное значение выручки для микро предприятий - 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб.


ВОПРОС

Мы сдам помещение в аренду. Арендатор малое предприятие и просит дать ему существенную скидку? Обязаны ли мы ему ее предоставить и нужно ли это отмечать в учетной политике?



ОТВЕТ

Предоставлять скидку организации только потому, что она является субъектом малого предпринимательства, вы не обязаны. Если вы планируете все же предоставлять своим арендаторам скидки, то рекомендуем регламентировать порядок их предоставления распорядительными документами, а так же учесть положения ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», т.к. при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени налоговые органы могут потребовать обоснования.


ВОПРОС

Как в учете отразить сверхнормативные экологические платежи и можно ли уменьшить на них налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?



ОТВЕТ

Согласно п. 4 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде сумм платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не учитываются. В учете можно отразить на счетах затрат как не принимаемые для целей налогообложения.


ВОПРОС

Можно ли расходы на питьевую воду отнести к представительским расходам и учесть для налога на прибыль?



ОТВЕТ

Согласно п.2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Если расходы на питьевую воду не имеют отношения к перечисленным выше мероприятиям, то учесть их в составе расходов уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль нельзя.

ВОПРОС

Строительная организация приобрела патент на технологию. Срок полезного использования нематериального актива – 10 лет. Вправе ли организация использовать нелинейный метод начисления амортизации?



ОТВЕТ

Согласно п. 3 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно объединяется в пятую амортизационную группу.

В соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих

В отношении нематериального актива, срок полезного использования которого равен 10 годам и входящего в пятую амортизационную группу, организация может применять нелинейный метод начисления амортизации (см. так же письмо Минфина от 24.02.2009 № 03-03-06/1/79).


ВОПРОС

До какого числа необходимо представить в налоговый орган приказ об учетной политике для целей налогообложения?



ОТВЕТ

Законодательством не определено, в какой срок организация обязана представлять в налоговый орган учетную политику для целей налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Согласно п. 2 ст. 87 НК РФ целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что учетная политика для целей налогообложения является документом, необходимым для осуществления указанного контроля.

В соответствии п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (основание п. 3 ст. 93 НК РФ).

С учетом выше изложенного можно сделать вывод, что, в этот срок (10 дней) и представляется в налоговый орган приказ об учетной политике для целей налогообложения (если такое требование возникнет).



ВОПРОС

Можно ли уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам, если такой резерв учетной политикой для целей налогообложения не предусмотрен?



ОТВЕТ

Если в налоговой учетной политике не сказано о создании резерва по сомнительным долгам, а резерв Вы решили сформировать, то это, может привести к спору с проверяющими органами. Поэтому, лучше сразу предусмотреть создание резервов в учетной политике для целей налогообложения.



ВОПРОС

Относится ли учетная политика для целей налогообложения к документам, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации?



ОТВЕТ

НК РФ не установлено, что учетная политика для целей налогообложения относится к документам, которые в соответствии с положениями НК должны прилагаться к налоговой декларации. О документе, прилагаемом к налоговой декларации, говорится только в п. 5 ст. 80 (это копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации) и в п. 4 ст. 218 НК РФ (это заявление налогоплательщика).



ВОПРОС

В ходе налоговой проверки организации проверяющие посчитали неправомерным при исчислении налога на прибыль применение амортизационной премии при расчете суммы амортизации по производственному оборудованию, т.к. применение данной премии не предусмотрено учетной политикой. Правомерны ли выводы проверяющих?


ОТВЕТ

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя (основание ст. 313 НК РФ).

Амортизационная премия, установленная п. 1.1 ст. 259 НК РФ, представляет собой особый порядок учета сумм амортизации, в соответствии с которым налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств или расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Таким образом, поскольку амортизационная премия, установленная п. 1.1 ст. 259 НК РФ, представляет собой особый способ определения расходов в целях налогообложения прибыли, возможность его применения должна быть отражена в учетной политике для целей налогообложения. Такой вывод непосредственно следует из норм ст. ст. 11 и 313 НК РФ.



ВОПРОС

Что понимается под постоянными и временными разницами, формирующими бухгалтерскую прибыль (убыток)? Устанавливает ли законодательство порядок отражения постоянных и временных разниц в учетной политике?



ОТВЕТ

Согласно п. 4 ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются доходы и расходы:

- формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;

-учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Согласно п. 8 ПБУ 18/02 под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

Согласно п. 3 ПБУ 18/02 разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством РФ о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.

Информация о постоянных и временных разницах формируется в бухгалтерском учете либо на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета, либо в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно. Постоянные и временные разницы подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. В аналитическом учете временные разницы учитываются по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница.

Поэтому организация вправе самостоятельно определить, в каком порядке необходимо отражать постоянные и переменные разницы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода для целей налогообложения по налогу на прибыль.

Также необходимо отметить, что Приказ Минфина России от 11.02.2008 № 23н вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2008 г. (п. 2 Приказа Минфина России от 11.02.2008 № 23н) и организации при составлении учетной политики на 2008 г. должны были в ней отразить способ учета постоянных и временных разниц.

ВОПРОС


Наша организация переходит на автоматизированную систему учета. Можем ли мы в течение налогового периода внести изменения в учетную политику для целей исчисления налога на прибыль, в частности изменить метод оценки материалов?



ОТВЕТ

В связи с переходом на автоматизированную систему учета организация не может в течение налогового периода изменить метод учета материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли. То есть до конца года организация обязана применять установленный учетной политикой на текущий налоговый период метод оценки материально-производственных запасов (см. Письмо УФНС по г. Москве от 25 января 2008 г. № 20-12/005962)



ВОПРОС

Как отразить в отчетности организации за 2008 г. наличие и движение средств целевого финансирования (государственной помощи, полученной в виде субвенций на приобретение объектов основных средств, а также на ремонт основных средств)?



ОТВЕТ

Средства целевого финансирования, в том числе субвенции, полученные из бюджета на приобретение объектов основных средств и на финансирование текущих расходов (ремонт), учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».

Информация о наличии и движении средств целевого финансирования отражается в следующих формах бухгалтерской отчетности:

- в Бухгалтерском балансе (форма № 1);

- в Отчете об изменениях капитала (форма № 3);

- в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

В Бухгалтерском балансе остаток средств целевого финансирования в виде предоставленных организации бюджетных средств отражается в Бухгалтерском балансе в дополнительно введенной строки в разд. V «Целевое бюджетное финансирование» (с кодом, например, 680). Данные об остатках средств целевого бюджетного финансирования на начало и конец года заполняются на основе аналитических данных о кредитовом сальдо по счету 86.

Заметим, что данные об использованных средствах целевого финансирования, признанных в составе доходов будущих периодов, но не отнесенных на конец отчетного периода на финансовые результаты организации, формируют показатель строки.



ВОПРОС

После сдачи бухгалтерской отчетности была обнаружена ошибка. Можно ли сдать исправительный баланс?


ОТВЕТ

Понятия как «исправительный баланс» или «уточненный баланс» на сегодняшний день действующее законодательство не содержит. Поэтому сдать его невозможно.

Правила исправления ошибок изложены в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (п. 11; Указания утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н).

Если ошибки обнаружены в текущих операциях до окончания отчетного года, исправления вносятся в момент выявления искажений. Когда ошибка отчетного года обнаружена после его завершения, но годовая отчетность еще не утверждена, исправления можно сделать записями декабря. Если же годовая отчетность уже утверждена, то исправления вносятся в текущем году.



ВОПРОС

Каков порядок применения ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) в части оценки финансовых вложений для целей отражения в годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г.



ОТВЕТ

В случае, если установленные п. 20 ПБУ 19/02 правила последующей оценки объекта финансовых вложений в период с 1 июля по 31 декабря 2008 г. не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, такой объект отражается в годовой бухгалтерской отчетности организации за 2008 г. по стоимости его последней оценки в бухгалтерском учете (например, в оценке по состоянию на 30 июня 2008 г. - для объектов, приобретенных до 1 июля 2008 г., по первоначальной стоимости - для объектов, приобретенных после 30 июня 2008 г.). При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» о данном факте должно быть сообщено в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г. с соответствующим обоснованием (см. та же письмо Минфина № 07-05-06/266 от 24.12.20208).



ВОПРОС

Облагается ли налогом на имущество ксерокс стоимостью 7000 руб.? В учетной политике лимит отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности активов в составе МПЗ установлен в размере 10 000 рублей.


ОТВЕТ

Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В соответствии с ПБУ 6/01 активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС при одновременном выполнении условий, предусмотренных п. 4 ПБУ 6/01.

В, п. 5 ПБУ 6/01 определено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ.

Если учетной политикой организации предусмотрен лимит отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности активов в составе МПЗ в пределах стоимости не более 10 000 руб. за единицу, то приобретенный актив (в частности, ксерокс) стоимостью ниже установленного лимита (7000 руб.) может не отражаться в бухгалтерском учете в составе ОС на счете бухгалтерского учета 01 «Основные средства», и, следовательно, данное имущество не должно признаваться объектом обложения налогом на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ.






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница