«Учет и аудит затрат на производство в строительной организации




страница1/5
Дата05.05.2016
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Финансового менеджмента ___________


Кафедра Бухгалтерского учета и аудита
Специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Специализация
Отделение очно-заочное___________________

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А


на тему: «Учет и аудит затрат на производство в строительной
организации (на примере ООО «ЭЛГАД Мост»)

СТУДЕНТ ________ Миронова О.М._____________________


(подпись) (фамилия, инициалы)

РУКОВОДИТЕЛЬ д.э.н., проф. Н.А. Адамов____________


(подпись) (ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

КОНСУЛЬТАНТ


(подпись) (ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

Допустить к защите


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ д.э.н., проф. Т.М. Рогуленко
(подпись) (ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

«____» ______________ г.


Москва
Оглавление


Введение
3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА И АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
§1.1. Основные нормативные документы, регламентирующие учет и аудит затрат на производство в строительстве 7
§1.2. Понятийная основа, используемая при организации учета в строительстве
12
§1.3. Номенклатура статей затрат в строительстве
21
§1.4. Особенности организации и технологии проведения аудита в строительных организациях
35
II. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ УЧЕТА И АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛГАД Мост»
§2.1. Характеристика организации ООО «ЭЛГАД Мост» 40
§2.2. Организация учета затрат на производство в ООО «ЭЛГАД Мост»
45
§2.3. Организация аудита затрат на производство в ООО «ЭЛГАД Мост»
67
Выводы по результатам проведенного анализа учета и аудита затрат на производство в ООО «ЭЛГАД Мост»
80
III. РЕКОМЕНДАЦИИ И РАЗРАБОТКИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА И АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В ООО «ЭЛГАД Мост»
§3.1. Совершенствование учетной политики в части учета материалов
82
§3.2. Организация учета затрат по центрам ответственности
86
§3.3. Анализ затрат
93
§3.4. Анализ безубыточности
95
§3.5. Рекомендации по повышению эффективности аудита в ООО «ЭЛГАД Мост»
97
Заключение
106
Список литературы
110
Приложения
116
Введение
Строительство как важнейшая отрасль экономики во многом определяет уровень развития общества и его производительных сил. Оно тесно связано с процессом инвестирования капитала из различных источников. Организации строительного комплекса осуществляют обновление производственных фондов российской экономики, обеспечивают развитие социальной сферы и техническое перевооружение произ¬водства материальных благ.
Для успешного управления строительной организацией необходимо знать, что строить, в каком количестве и во что обходится выполнение определенных строительных работ (возведение объекта строительства) и т.д. В то же время, чтобы оптимально использовать трудовые, материальные, денежные, финансовые ресурсы строительной организации, следует наблюдать, измерять, контролировать и регистрировать все факты ее хозяйственной жизни. Такие сведения наиболее полно и достоверно можно получить с помощью системного бухгалтерского учета, в котором хозяйственные процессы, имеющие место в деятельности строительной организации, отражаются не только с количественной, но и с качественной стороны. Например, определяется не только объем выполненных работ, но и их себестоимость, затраты, полученный доход и т.д. Таким образом, учет является одной из функций управления организацией.
В настоящее время важнейшей целью бухгалтерского учета является формирование качественной (полной, достоверной) и своевременной информации по учету затрат на производство, необходимой управленческому персоналу для подготовки, обоснования и принятия решений. Существующая в строительстве информационная система не основывается на современной концепции развития системного бухгалтерского учета, в связи с чем не удовлетворяет управленческие потребности менеджмента. Кроме того, методология организации бухгалтерского учета во многом устарела и не отвечает современным рыночным требованиям. Поэтому проблемы эффективной организации учета затрат на производство в строительных организациях, повышения достоверности, оперативности и аналитичности учета тесно связаны с улучшением системы управления субъектами строительно-инвестиционной деятельности.
Сегодня строительные предприятия функционируют в условиях постоянного роста издержек производства из-за роста цен на сырь¬евые и топливно-энергетические ресурсы, повышения заработной платы, недостаточности государственного финансирования строи¬тельного комплекса. При этом проблема усугубляется задержкой утверждения индексов удорожания строительных работ, несовер¬шенством и сложностью бухгалтерского и налогового учета.
Отличительной особенностью строительства от всех других от¬раслей является то, что конечный продукт всегда неподвижен отно¬сительно земли, индивидуален (даже если объекты построены по од¬ному и тому же проекту), рассчитан на длительную эксплуатацию.
Особенности организации строительного производства обуслов-ливают определенный порядок ценообразования в строительстве и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложную, обычно многоступенчатую, систему расчетов между участниками процесса строительства объекта недвижимости.
Эффективная организация системы учета расходов становится в настоящее время насущной проблемой многих строительных предпри-ятий, требующей оперативного решения. Необходимость планирова¬ния, четкого учета и контроля расходов на осуществление капитального строительства наряду с пониманием того, что деятельность строи-тельных организаций должна быть прозрачной, обусловили повыше¬ние требований к системе, позволяющей получить оперативную и дос-товерную информацию для принятия соответствующих решений.
Особенно остро испытывают потребность в такой информации субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие финанси-рование капитального строительства, т.е. предприятия-инвесторы. Самостоятельное проведение контроля за ходом строительного процес-са и получение достоверной информации о величине реальных рас¬ходов на осуществление строительства инвесторами в основном характеризуется незначительным экономическим эффек¬том. За помощью в решении подобной проблемы строительные предприятия все чаще обращаются в аудиторские компании.
Не менее важным представляется использование данных по расходам на осуществление строительства в качестве значимой составляющей обязательного аудита. Это связано с тем, что многие строительные организации попадают под экономиче¬ский критерий деятельности предприятия, по которому отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.
Востребованность контроля со стороны аудиторов за правильностью калькулирования расходов на строительство позволяет говорить о целесообразности выделения данного раздела аудита в качестве самостоятельной услуги.
Создание методики проведения аудита расходов на осуществление капитального строительства является тем более актуальным, что до настоящего времени мы не располагаем достаточными научно-практическими исследованиями по данному вопросу. Теоретически не обобщены принципы организации и не определены методические подходы к проведению аудита расходов строительных организаций. Количество публикаций по предмету исследования весьма ограничено.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что существует необходимость разработки, совершенствования и детализации методики проведения аудита расходов на осуществление строительства.
В соответствии с вышесказанным, целью настоящей работы является исследование, разработка и дальнейшее совершенствование методологических основ учета и аудита затрат на производство в строительной организации с ориентацией на использование российских и международных стандартов учета и финансовой отчетности.
В соответствии с поставленной целью, в работе решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методологические основы учета и аудита затрат на производство в строительной организации.
проанализировано состояние учета и аудита организации ООО «ЭЛГАД Мост», занимающейся осуществлением строительно-монтажных работ.
разработаны предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и аудита затрат на производство в ООО «ЭЛГАД Мост».
Теоретической и методологической основой работы служили научные и практические исследования теории, методологии и организации бухгалтерского учета, труды отечественных и зарубежных экономистов, результаты научных исследований кафедры бухгалтерского учета и аудита Государственного Университета Управления.
Практическая часть работы выполнена на основании данных бухгалтерского учета и отчетности Общества с ограниченной ответственностью «ЭЛГАД Мост».
ООО «ЭЛГАД Мост» в процессе хозяйственных отношений играет роль подрядчика. Работы выполняются по предоставленным заказчиками проектам. Сметные работы могут быть осуществлены как силами заказчиков, так и сметным отделом ООО «ЭЛГАД Мост».

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА И АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


§1.1. Основные нормативные документы, регламентирующие учет и аудит затрат на производство в строительстве
Базу нормативного регулирования строительной деятельности условно можно подразделить на четыре группы:
 первая группа – законодательство Российской Федерации:
Гражданский кодекс РФ. Часть I (Федеральный закон № 51-ФЗ от 30. 11.94 г., ред. от 10.01.03г.); Часть 2 (Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.96 г., ред. от 26.03.03 г.).
Налоговый кодекс РФ. Часть 1 (Федеральный закон № 146-ФЗ от 31.07.98 г., ред. от 07.07.03г.); Часть 2 (Федеральный закон № 117-ФЗ, ред. от 07.07.03 г.) с изм. и доп., внесенными федеральными зако¬нами № 118-ФЗ от 05.08.00г. (в ред. федерального закона от 24.03.01г. № 33-ФЗ) и № 57-ФЗ от 29.05.02 г. (в ред. федеральных законов от 24.07.02 г. № 104-ФЗ, от 06.06.03 г. № 65-ФЗ).
Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон № 7-ФЗ от 30.12.01 г., ред. от 30.06.03 г.).
Федеральный закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учете».
Федеральный закон РФ № 122-ФЗ от 21.07.97 г. «О государствен-ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 11.04.02г.).
Федеральный закон РФ № 119-ФЗ от 07.08.01 г. «Об аудиторской деятельности».
Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.01 г. «О лицензировании
отдельных видов деятельности» (ред. от 21.03.02 г.) [1-7].
 вторая группа – указы Президента и постановления, а также распоряжения Правительства Российской Федерации:
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.02г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.01г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004гг.)».
Постановление Правительства РФ № 914 от 02.12.00 г. «Об утвер-ждении Правил ведения журналов учета полученных и выставлен-ных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (ред. от 27.07.02 г.).
Постановление Правительства РФ № 696 от 23.09.02 г. «Об утвержде¬нии федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Постановление Правительства РФ № 814 от 12.11.02г. «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей».
Постановление Правительства РФ от 04.07.03 г. № 405 «О внесении
дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской дея-тельности» [8-10].
 третья группа – нормативно-правовые документы, разрабатываемые Минфином России, Госкомстатом, Госстроем Российской Федерации и другими Федеральными отраслевыми органами управления (министерствами и ведомствами):
Приказ Минфина Российской Федерации от 20.12.94г. № 167 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету», «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94.
Положение Минфина России по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций № 160 от 30.12.93г.
Постановление Госкомстата России от 19.08.03г. № 77 «Об утверждении статистического инструмента для организации статистического наблюдения на 2004 год».
Указание по составлению сводной текущей отчетности по строительной и инвестиционной деятельности в 2003 г. Постановление Госкомстата РФ от 22.01.03 г. №МС-10-24/202.
Постановление Госстроя РФ от 29.04.98 г. № 18-43 (ред. от 19.03.01 г.) «Об обязательной сертификации продукции и услуг (ра¬бот) в строительстве».
Постановление Госстроя РФ от 26.04.99 г. № 31 «Об утверждении методических указаний по определению стоимости строительной продукции».
Постановление Госстроя РФ от 17.12.99 г. № 76 «Об утверждении методических указаний по определению величины накладных рас-ходов в строительстве (МДС 81-4.99 г.)».
Постановление Госстроя РФ от 17.12.99 г. № 81 «Об утверждении Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (МДС 81-3.99 г.).
Постановление Госстроя РФ от 28.02.01 г. № 15 «Об утверждении Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.01 г.).
Постановление Госстроя РФ от 23.07.01 г. № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНИП 12-03-2001. Формы первичных учетных документов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.01 г. № 2862).
Постановление Госстроя РФ от 17.09.02г. № 123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНИП 12-04-02» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.10.02 г. № 3880).
Постановление Госстроя РФ от 07.08.02 г. № 102 «Об утверждении общих указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства».
Постановление Госкомстата РФ от 30.10.97 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации».
Постановление Госкомстата РФ от 28.11.97 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ на автомо¬бильном транспорте».
Постановление Госкомстата РФ от 11.11.99 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ».
Постановление Госкомстата РФ от 26.11.01 г. № 87 «Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
Постановление Госкомстата № 89 от 30.11.01 г. «Об утверждении инструкции по заполнению унифицированных форм федерального госу¬дарственного статистического наблюдения № П-1, № П-2, № П-3, № П-4» (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 25.11.02 г. № 215).
Постановление Госкомстата РФ от 04.03.02 г. № 20 «Об утвержде-нии инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов» и дополнения к инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № С-2 «Сведения о ходе строительства важнейших объектов».
Приказ Минфина РФ № 32н от 06.05.99 г. «Об утверждении поло-жения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)».
Приказ Минфина РФ № 33н от 06.05.99 г. «Об утверждении поло-жения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ10/99)» (ред. 30.03.01 г.).
Приказ Минфина РФ от 06.06.99 г. № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».
Приказ Минфина РФ от 30.12.99 г. № 107н «Об утверждении по-ложения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1-98)».
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.99 г. Протокол № 6) [11-19].
 четвертая группа – рабочие документы организации, определяющие внутренние правила ведения и учета строительных работ, формирования договорной стоимости объектов строительства, расчетов и обязательств, базирующихся на документах предыдущих групп. В эту группу входят:
Учетная политика предприятия (приказ руководителя).
Нормы и нормативы, разработанные строительной организацией собственными силами, как элементы нормативного учета.
Принятые в строительной организации методы выявления свободных (договорных цен).
Правила и положения, утвержденные руководителем, касающиеся ведения основной деятельности строительной организации и т.п.

§1.2. Понятийная основа, используемая при организации учета в строительстве


В действующем законодательстве не дана четкая трактовка по¬нятий и терминов, используемых в строительстве. На практи¬ке, теории и методологии бухгалтерского учета целесообразно придерживаться следующих определений:
Инвесторы — юридические или физические лица, осуществляющие капиталь¬ные вложения собственных и/или привлеченных средств в соответствии с законо¬дательством Российской Федерации. Инвесторами также могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные субъекты предпринимательской деятельности (ино¬странные инвесторы).
Заказчики — физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами проводить реализацию инвестиционных проектов. Заказчики осуществляют свою деятельность на основании договоров на выполнение функций заказчика, за¬ключаемых с инвесторами. Функции заказчиков по организации строительства объектов лицензируются в соответствии с Положением о лицензировании дея¬тельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.02 г. № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.02 г. № 731).
Заказчики в своей деятельности по организации строительства руководству¬ются Положением о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Госстроя России от 08.06.01 г. № 58. В данном Положении определены основные функции заказчиков в части предпроектной проработки, подготовки и использо¬вания площадки для строительства, контроля и надзора хода строительства, фи¬нансирования строительства, учета и отчетности. Основополагающей функцией, определяющей принадлежность организации к категории «заказчика», является ведение бухгалтерского учета капитальных затрат и источников финансирования по строительству объектов.
Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и/или государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с Феде¬ральным законом. Подрядчики осуществляют свою деятельность на основании дого¬воров строительного подряда, заключаемых с заказчиками (генеральных договоров) и с привлеченными субподрядными организациями (субподрядных договоров).
Застройщик — сторона, принимающая участие в реализации инвестиционного проекта, выделяющая под строительство земельный участок. В инвестиционном контракте стороны оговаривают условия предоставления застройщиком земель¬ного участка и компенсации ему в связи с изъятием участка под строительство в виде доли собственности либо иным образом.
В отдельных нормативно-методических документах используется термин «стро¬ительство под ключ», под которым понимается возведение и ввод в эксплуатацию полностью законченного объекта. Данный термин в российском законодательстве отсутствует.
Капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные сред¬ства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и дру¬гие затраты.
Инвентарная стоимость объекта — совокупность капитальных затрат по стро¬ительству объекта, которая определяется отдельно по зданиям и сооружениям и смонтированному оборудованию. Инвентарная стоимость зданий и сооруже¬ний складывается из стоимости строительных и монтажных работ и стоимости приходящихся на них прочих работ и затрат.
Здание — строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов.
Инвесторская смета (расчет, калькуляция затрат) — комплект документов в составе предпроектной или проектно-сметной документации по стройке, пред¬назначенных для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства на различных этапах определения размера капитальных вложений, подготовки подрядных торгов или для переговоров с подрядчиком.
Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве — это отношение текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ре¬сурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих. Индексы выражаются в безразмерных величи¬нах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой.
Ресурсно-технологическая модель (РТМ) на продукцию капитального строитель¬ства в целом или на ее отдельные составляющие — это унифицированный набор ресурсов, характеризующий базисный уровень расхода материалов, изделий, конструкций, строительных машин, энергоресурсов, труда работников строительства и др. РТМ могут быть отраслевыми (подотраслевыми), по видам зданий (сооруже-ний), видам работ и конструктивным элементам, по отдельным калькуляционным элементам и статьям затрат.
Незавершенное строительство — фактически произведенные затраты застрой¬щика по строящимся объектам с начала строительства до ввода их в эксплуатацию. Эти затраты слагаются из стоимости выполненных строительных, монтажных и других работ, стоимости установленного оборудования и оборудования, находя¬щегося в монтаже на этих объектах, затрат по освоению территории застройки и других расходов, связанных со строительством указанных объектов. К объектам не-завершенного строительства в соответствии с действующим законодательством от¬носятся: объекты, строительство которых продолжается; объекты, строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, но не списано в установленном порядке, а также находящиеся в эксплуатации объекты, по которым акты приемки еще не оформлены в установленном порядке.
Объект строительства — каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими рабо¬тами и затратами), на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение которого должен быть составлен отдельный проект и смета. В том случае, если на строительной площадке по проекту (рабочему проекту) возводится только один объект основного значения, без строительства подсобных и вспомога¬тельных объектов (например, в промышленности — здание цеха основного назна¬чения, на транспорте — здание железнодорожного вокзала, в жилищно-гражданском строительстве — жилой дом, кинотеатр, магазин и т. п.), то понятие объекта строительства совпадает с понятием стройки. При строительстве предприятий, жилых поселков, научных городков наружные обслуживающие и вспомогательные сооружения (сети водоснабжения, подъездные пути и т. п.) являются отдельными объектами строительства, входящими в состав стройки. Здание (корпус), в кото¬ром размещаются несколько цехов, считается одним объектом.
Очередь строительства — определенная проектом (рабочим проектом) часть предприятия, обеспечивающая выпуск продукции или оказание услуг; она может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов.
Подрядный способ строительства — одна из организационных форм выполне¬ния строительно-монтажных работ, при которой строительство объектов ведется специализированными строительно-монтажными организациями на основе до¬говоров подряда, заключаемых с заказчиком.
Подрядные работы — работы, выполняемые подрядчиком, в состав которых входят строительные, монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооруже¬ний, а также другие виды работ согласно договору на строительство.
Прибыль сметная (плановые накопления, нормативная прибыль) — сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций, не относимых на себестоимость работ.
Проектно-сметная документация — техническая документация, необходимая для осуществления нового строительства или реконструкции действующего объек¬та. В ее состав входят: проект (типовой или индивидуальный), сметно-финансовые расчеты и рабочие чертежи.
Прогнозный уровень стоимости — это стоимость, определяемая на основе цен, которые прогнозируются на будущий период, когда намечается осуществлять рас¬четы на строительную продукцию.
Расчет (смета, калькуляция затрат производства) подрядчика — комплект документов, предназначенных для обоснования подрядчиком своих предложе¬ний по свободной (договорной) цене на строительную продукцию. В нем приво¬дится стоимость работ и затрат, предлагаемых подрядчиком к исполнению в со¬ответствии с заключаемым договором подряда.
Расширение действующих предприятий — строительство дополнительных произ¬водств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примы¬кающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производ¬ственных мощностей. К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Если в процессе про¬ектной проработки выявились необходимость и экономическая целесообразность одновременно с расширением предприятия осуществлять реконструкцию действую¬щих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, соот¬ветствующие работы и затраты включаются в состав проекта на расширение пред¬приятия, но выделяются в сводном сметном расчете отдельной строкой.
Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) — это орга¬низации, созданные в субъектах Российской Федерации для проведения политики ценообразования в условиях рыночных отношений, включая информационное обеспечение участников инвестиционного процесса данными о текущем измене¬нии цен на строительную продукцию.
Реконструкция действующих предприятий — переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как пра¬вило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту реконструк¬ции предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции в основном без уве¬личения численности работающих при одновременном улучшении условий тру¬да и охраны окружающей среды.
Сводная (договорная) цена на строительную продукцию (выполнение подряд¬ных работ или оказание услуг) — это цена, устанавливаемая инвестором (заказчи¬ком) и генподрядчиком (генподрядчиком и субподрядчиком) на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строитель¬ство или капитальный ремонт зданий и сооружений (договора субподряда), в том числе по результатам проведения конкурсов (подрядных торгов). Эта цена формируется с учетом спроса и предложения на строительную продукцию, складыва¬ющихся условий на рынке труда, конъюнктуры стоимости и материалов, применя¬емых машин и оборудования, а также обеспечения прибыли подрядной организа¬ции для расширенного производства.
Сметно-нормативная (нормативно-информационная) база системы ценообра¬зования и сметного нормирования в строительстве — комплекс сборников смет¬ных нормативов (государственных сметных норм и цен).
Сметная норма — совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конст¬рукциях и т. п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Главной функцией сметных норм является определение норма¬тивного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений — это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных цен) на строительную продукцию, расчетов за выполнен-ные подрядные (строительно-монтажные) работы, оплаты расходов по приобрете¬нию оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. На основе сметной документации осуществляются также учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков. Исходя из сметной стоимости в установленном порядке определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.
Строительство новое — строительство комплекса объектов основного, подсоб¬ного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий, со¬оружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, осуществляемое на новых площадках в целях создания производственной мощности. Если стро-ительство предприятия или сооружения намечается осуществлять очередями, то к новому строительству относятся первая и последующие очереди до ввода в действие всех запроектированных мощностей. Строительство на новой площадке предприятия такой же или большей мощности (производительности, пропуск¬ной способности, вместимости здания или сооружения) взамен ликвидируемого предприятия, дальнейшая эксплуатация которого по техническим и экономиче¬ским условиям признана нецелесообразной, а также в связи с необходимостью, вызываемой производственно-технологическими или санитарно-техническими требованиями.
Стройка — совокупность создаваемых зданий и сооружений (объектов), строи¬тельство, расширение и реконструкция которых осуществляется, как правило, по единой проектно-сметной документации, на которую в установленном порядке ут¬верждается отдельный титул стройки (или заменяющий его документ). Если строи-тельство, расширение или реконструкция предприятия осуществляются по проектам и сметам на отдельные объекты, то стройкой является совокупность строящихся, расширяемых и реконструируемых объектов производственного назначения незави¬симо от того, располагаются они на одной или нескольких стройплощадках. Проектно-сметные показатели такой стройки определяются путем суммирования показате-лей по объектам и затратам. В тех случаях, когда проектно-сметная документация на жилищное и коммунальное строительство и строительство объектов народного образования, культуры и здравоохранения разработана отдельно, независимо от проектно-сметной документации на строительство предприятия, то стройкой является:
• совокупность объектов непроизводственного назначения, строительство которых предусмотрено проектом комплексной застройки;
• отдельные здания или сооружения (жилой дом, школа, театр и т. п.) в тех
случаях, когда на строительство такого здания или сооружения разработана отдельная документация.
Текущий уровень стоимости строительной продукции — это стоимость, опреде¬ляемая на основе цен, действующих на момент определения стоимости строитель¬ной продукции.
Тендерная документация — комплект документов, содержащих исходную ин¬формацию о технических, коммерческих, организационных и иных характерис¬тиках объектов строительства и предметов торга, а также об условиях и процеду¬ре торгов.
Техническое перевооружение действующих предприятий — комплекс мероприя¬тий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совер¬шенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб. При этом допускается частичная перестройка и расширение существующих производствен¬ных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового обо¬рудования, и расширение существующих или строительство новых объектов под¬собного и обслуживающего назначения (например объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению.
Хозяйственный способ строительства — одна из организационных форм вы¬полнения строительно-монтажных работ, при которой строительство объектов ведется самой организацией без привлечения подрядчиков [66].

§1.3. Номенклатура статей затрат в строительстве


В связи с введением в действие гл. 25 НК РФ с 01.01.02 г. утратили силу Типовые методические рекомендации по планированию и учету строительных работ, утвер¬жденные письмом № БЕ-11-260/7 от 04.12.95 г. Минстроя России. В Типовых ме¬тодических рекомендациях излагались принципы классификации затрат, а также методы планирования и учета себестоимости строительных работ. В них был при¬веден порядок планирования себестоимости в строительстве, организации учета затрат на производство строительных работ, распределения по объектам учета прямых затрат и накладных расходов, оценки незавершенного производства, опреде¬ления финансовых результатов. Также в качестве приложения к Типовым методи¬ческим рекомендациям был разработан подробный состав статей затрат накладных расходов, применяемых в строительстве.
Таким образом, с 2002 г. для целей налогообложения учет необходимо вести, руководствуясь гл. 25 НК РФ, а для целей бухгалтерского учета применяются ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» [50].
Между тем в настоящее время отсутствует отраслевое регулирование калькули¬рования себестоимости строительной продукции, а документы, формирующие си¬стему нормативного регулирования бухгалтерского учета, определяют лишь общие для всех организаций требования, принципы, правила и способы отражения от¬дельных активов, обязательств и фактов хозяйственной жизни строительной орга¬низации.
В настоящее время номенклатуру статей затрат на производство и калькулиро¬вание себестоимости строительных работ строительно-монтажные организации определяют самостоятельно, исходя из потребностей менеджмента на разных уров¬нях управления. Другими словами, руководство строительной организации долж¬но самостоятельно принять решения, связанные, в частности:
• с уровнем детализации затрат;
• с используемым методом учета затрат;
• с распределением косвенных затрат.
В связи со сложившейся ситуацией и, как следует из письма Правительства Рос¬сийской Федерации от 13.04.01 г. № КА-ШЗ-06573, одобряющего Программу рефор¬мирования бухгалтерского учета в 2001-2005 гг., до завершения разработки и утвер¬ждения Госстроем России соответствующих отраслевых рекомендаций по вопросам организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости необ¬ходимо применять прежние Типовые отраслевые рекомендации [20].
В зависимости от видов объектов учета затраты на производство строи¬тельных работ могут вестись по позаказному методу или методу накопления затрат за определенный период времени с применением элементов норма¬тивной системы учета и контроля за использованием материальных, трудо¬вых и финансовых ресурсов.
Основным методом учета затрат на производство строительных работ явля¬ется позаказный метод, при котором объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с дого¬вором, заключенным с заказчиком на производство работ, по которому ведется учет затрат нарастающим итогом до окончания выполнения работ по заказу.
Строительная организация, выполняющая однородные специальные ви¬ды работ или осуществляющая строительство однотипных объектов с незна¬чительной продолжительностью их строительства, может вести учет методом накопления затрат за определенный период времени по видам работ и мес¬там возникновения затрат.
В этом случае себестоимость сданных заказчику строительных работ оп¬ределяется расчетным путем исходя из процента, исчисленного как отноше¬ние фактических затрат по производству работ, находящихся в незавершен¬ном производстве, к их договорной стоимости, и договорной стоимости сда¬ваемых работ или с помощью других экономически обоснованных методов, установленных организацией при формировании учетной политики [26].
При учете затрат по методу накопления финансовый результат может выявляться по отдельным завершенным работам на конструктивных элемен¬тах или этапах. В этом случае финансовый результат выявляется как разница между договорной стоимостью и себестоимостью выполненных работ на конструктивных элементах или этапах. Этот метод может быть использован с достаточной степенью эффективности только в условиях ритмичного финан¬сирования и своевременной оплаты работ заказчиками. В иных условиях ин-формация о финансовых результатах может быть существенно искажена.
Применение нормативного метода учета может быть затруднено тем обстоятельством, что при этом в строительной организации должна быть созда¬на система прогрессивных норм и нормативов и на ее основе рассчитаны калькуляции нормативной себестоимости работ. В условиях нестабильных рыночных цен, как на строительную продукцию, так и на материально-производственные ресурсы, разработка такой системы вряд ли возможна [21].
Как показывает практика, строительно-монтажные организации в качестве типо¬вой используют группировку затрат на производство строительных работ по следу¬ющим статьям затрат:
• «Материалы»;
• «Расходы на оплату труда рабочих»;
• «Расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов»;
• «Накладные расходы».
В статью «Материалы» включаются затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, дета¬ли, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды материальных ресурсов.
Указанные затраты определяются исходя из стоимости приобретения этих ре¬сурсов, расходов на их доставку до приобъектного склада и заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию материалов, осуществляемую конторами материально-технического снабжения или управлением производ¬ственно-технологической комплектации.
Стоимость приобретения материальных ресурсов определяется по действую¬щим ценам (без налога на добавленную стоимость) с учетом:
• оплаты процентов за кредит, предоставляемый поставщиком того или иного вида материальных ресурсов в соответствии с договором поставки;
• наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям;
• оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги,
• таможенных пошлин.
Расходы на доставку материальных ресурсов до приобъектного склада состоят из провозной платы до станции (порта, пристани) назначения со всеми дополни¬тельными сборами.
В составе заготовительно-складских расходов находят отражение затраты, свя¬занные:
а) с содержанием:
♦ материальных базисных, участковых и приобъектных складов, включая содержание работников складского хозяйства;
♦ отделов и контор материально-технического снабжения или управлений производственно-технологической комплектации;
♦ ведомственной и вневедомственной, пожарной и сторожевой охраны, осуществляющей охрану материальных ценностей;
♦ агентов, занятых заготовкой материальных ценностей;
б) с оплатой сборов за извещение о прибытии и за взвешивание грузов;
в) с потерями от недостач материалов за время в пути и на складах в пределах установленных норм естественной убыли и сверх норм, когда виновные не установлены;
г) с другими расходами.
Продукция подсобных производств, а также обслуживающих и прочих хозяйств строительно-монтажных организаций, не выделенных на самостоятельный баланс, используемая в качестве материальных ресурсов при выполнении строительных работ, отражается в затратах на производство этих работ по себестоимости ее изго¬товления (производства) с учетом транспортных и заготовительно-складских рас-ходов.
Затраты на покупную энергию состоят из расходов на ее оплату по тарифам, а также расходов на трансформацию и передачу до подстанций или внешних вводов.
По статье «Материалы» не отражаются затраты на материалы, запасные части, энергию и смазочные материалы, предназначенные для содержания и эксплуата¬ции строительных машин и механизмов; затраты на материалы, используемые в подсобных производствах, обслуживающих и прочих хозяйствах строительной организации, а также затраты на материалы, идущие на административно-хозяй-ственные нужды строительства, предусматриваемые в составе накладных расходов [20].
Синтетический учет материалов осуществляется на счете 10 «Материалы». К счету 10 могут быть открыты субсчета:
«Сырье и материалы»;
«Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
«Тара и тарные материалы»;
«Запасные части»;
«Прочие материалы»;
«Материалы, переданные в переработку на сторону»;
«Строительные материалы»;
«Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и другие, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации разнородных материально-производственных запасов.
Аналитический учет по счету 10 ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.п.).
По дебету счета 10 отражается увеличение активов организации, связан¬ное с поступлением материалов от поставщиков, учредителей (участников), в режиме безвозмездного получения и из других источников.
По кредиту счета 10 отражается выбытие материалов из хозяйственного оборота организации в связи с отпуском (списанием) их на производствен¬ные нужды, нужды управления организацией, продажей на сторону и другими направлениями выбытия.
Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций по движению материалов производится на основании первичных документов по учету мате¬риалов.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка про¬изводится организацией одним из следующих способов:
1) по себестоимости каждой единицы;
2) по средней себестоимости;
3) по себестоимости первых по времени приобретения материалов (спо¬соб ФИФО);
4) по себестоимости последних по времени приобретения материалов (способ ЛИФО).
Способы оценки материалов могут применяться в организациях при со¬блюдении двух ограничений:
1) выбранный способ закреплен в учетной политике и действует в течение всего отчетного (финансового) года;
2) способ должен быть единым для группы (вида) материалов (запасных частей, топлива и т.п.) [44].

По статье «Расходы на оплату труда рабочих» отражаются все расходы по оп¬лате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бри¬гад), занятых непосредственно на строительных работах, исчисленные по приня¬тым в строительной организации системам и формам оплаты труда.


В состав расходов на оплату труда по принятым системам и формам, в частно¬сти, включаются:
• выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;
• стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;
• выплаты стимулирующего характера следующих видов: премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты, в том чис¬ле премии за ввод объектов в эксплуатацию, и вознаграждения по итогам ра¬боты за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т. д.;
• выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и усло¬виями труда, в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окла¬дам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за рабо¬ту в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, доплаты за подвиж¬ной и разъездной характер работ и т. д., осуществляемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
• выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о тру¬де, за непроработанное на производстве (неявочное) время: оплата очередных и дополнительных отпусков; компенсация за неиспользованный отпуск; оп¬лата проезда к месту использования отпуска и обратно, включая оплату про¬воза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; оплата льготных часов подростков;
• оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей;
• единовременные вознаграждения за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
• выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том чис¬ле: выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответ¬ствии с законодательством Российской Федерации; надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством Российской Федерации за не¬прерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
• суммы, выплачиваемые работникам (при выполнении работ вахтовым мето¬дом) за дни в пути от места нахождения организации к месту работы и об¬ратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям и вине транспортных организаций;
• суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в организации согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы), как выданные непосред¬ственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям;
• заработная плата по основному месту работы рабочим и линейному персоналу в случае включения в состав бригад — за время обучения с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кад¬ров;
• оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних спе¬циальных и профессионально-технических учебных заведений, работающих в составе студенческих отрядов;
• оплата труда работников, не состоящих в штате организации, за выполненные ими работы по заключенным договорам гражданско-правового характе¬ра (включая договор подряда), если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно в самой организации; при этом раз¬мер средств на оплату труда работников за выполнение работ по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ и платеж¬ных документов;
• другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов по оплате труда, финан¬сируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, и дру¬гих целевых поступлений).
По данной статье отражаются также расходы по оплате труда рабочих, осуще¬ствляющих перемещение строительных материалов и оборудования в пределах рабочей зоны, т. е. от приобъектного склада до места их укладки в дело, если это перемещение производится вручную.
В составе данной статьи не отражается оплата труда рабочих вспомогательных производств; обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации; ра¬бочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механиз¬мов; рабочих, занятых на некапитальных работах (включая работы по возведе¬нию временных зданий и сооружений) и других работах, осуществляемых за счет накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объек¬та стройки к сдаче и др.), а также оплата труда рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе [22].

В статью «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» включаются:


• затраты по принятым в строительной организации системам и формам
оплаты труда работников: рабочих, занятых управлением строительными машинами и механизмами (механиков, машинистов, мотористов и др.), и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад);
• затраты материальных ресурсов, включая топливо и энергию, на эксплуатационные цели;
• амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин и механизмов, а также производственных приспособлений и оборудо¬вания, учитываемых в составе основных средств;
• арендная плата (включая лизинговые платежи) за пользование арендованными строительными машинами и механизмами в размерах, установленных договором;
• затраты:
♦ на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов;
♦ на проведение всех видов ремонтов строительных машин и механизмов, производственных приспособлений и оборудования; в случае образова¬ния резервов — отчисления в ремонтный фонд или в резерв на ремонт;
♦ на перебазирование строительных машин и механизмов или отчисления в резерв;
♦ на содержание и ремонт рельсовых и безрельсовых путей;
♦ на перевозку и перемещение материалов и строительных конструкций в пределах стройки (объекта), включая заработную плату рабочих, заня¬тых на погрузке и разгрузке, а также расходы на вывоз и ввоз грунта;
♦ прочие, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.
Затраты по эксплуатации собственных и арендованных машин и меха¬низмов в строительной организации (структурном подразделении) учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по видам или группам машин и механизмов и ежемесячно списываются на соответствующие счета учета их использования (производства и др.). К счету 25 открывается дополнительный субсчет более низкого порядка для отражения именно этого вид затрат.
Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, используемых на работах, выполняемых не по договорам на строительство, а также расходы на содержание строительных машин и механизмов, сданных в аренду, в себестои¬мость строительных работ не включаются [49].

В статью «Накладные расходы» включаются следующие затраты:


• административно-хозяйственные расходы;
• расходы на обслуживание работников строительства;
• расходы на организацию работ на строительных площадках;
• прочие накладные расходы;
• те, которые не учитываются в нормах накладных расходов, но относятся на накладные расходы.
Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
Отдельные виды расходов, включаемых в накладные расходы в пределах установленных норм, рассчитываемых от объемных показателей (на представительские расходы, рекламу, повышение квалификации), определяются в установленном порядке в целом по строительной организации с последующим распределением лимита по структурным подразделениям [25].
Синтетический учет накладных расходов ведется по счету 26 «Общехозяйственные (накладные) расходы» раздельно по накладным расходам, относящимся к основному производству, и по расходам, относящимся к вспомогательным производствам.
Накладные расходы, связанные с содержанием непроизводственной сферы, учитываются непосредственно на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Накладные расходы основного производства в строительных организациях ежемесячно пропорционально прямым затратам относятся к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете 20 «Основное производство».
Накладные расходы вспомогательных производств учитываются на дан¬ном счете отдельно от накладных расходов основного производства и отно¬сятся на себестоимость продукции, работ и услуг этих производств. В этих це¬лях к счету 26 «Общехозяйственные расходы» рекомендуется открывать, как минимум, два субсчета [45].

Одно из главных условий получения достоверной информации о себестоимо¬сти строительных работ — это четкое определение состава производственных затрат. Принятие своевременных и обоснованных управленческих решений в значи¬тельной мере зависит от регламентации процессов формирования статей затрат и установления их оптимального состава. В ходе проведенного исследования уста¬новлено, что способы группировки статей затрат строительно-монтажных орга¬низаций не в полной мере соответствуют возросшим потребностям менеджмента строительного производства, а применяемые в настоящее время группировки за¬трат по калькуляционным статьям имеют ряд недостатков. Так, порядок включе¬ния расходов в отдельные статьи затрат, применяемый в настоящее время, в ряде случаев искажает реальную структуру затрат на производство и калькулирова¬ние себестоимости в строительстве. Это замечание, в частности, касается форми¬рования затрат основного строительного производства средних и крупных строи¬тельно-монтажных организаций, имеющих многоотраслевую структуру, когда в их составе находятся вспомогательные производства. Действующий порядок отражения затрат искажает реальную структуру затрат, так как в качестве критерия распределения затрат выступает не только их экономическое содержание, но и место их осуществления и назначение, т. е. происходит смешение классификаци¬онных характеристик [59].


Действующая классификация не позволяет получать исчерпывающую инфор¬мацию, необходимую для управления строительной организацией и принятия ка¬чественных решений.
В строительстве в отличие от промышленности применяется ограниченное количество калькуляционных статей, причем отдельные укрупненные статьи включают расходы, которые имеют различное экономическое содержание и на¬значение.
Недостатки существующих вариантов классификации затрат сводят¬ся к следующему:
• во-первых, не уделено должного внимания вопросам налогообложения и от¬числениям во внебюджетные фонды;
• во-вторых, затруднено выделение таких понятий, как «налоговая себестоимость» и «бухгалтерская себестоимость», что актуально и важно для при¬нятия решений руководством строительной организации; это связано с на¬личием существенных противоречий в нормативной базе, регулирующей ведение бухгалтерского учета, и законодательстве в области налогообло¬жения;
• в-третьих, не предоставляется возможность получить своевременную и подробную информацию о формировании затрат на производство строительной продукции [20].
Все вышеизложенное обусловливает необходимость разработки такой классификации статей затрат, которая позволит установить достоверную связь между затратами и определяющими их производственными процессами. Как уже было отмечено, эту проблему строительно-монтажные организации в настоящее время вынужде¬ны решать самостоятельно.

§1.4. Особенности организации и технологии проведения аудита в строительных организациях


Аудиторская проверка организаций, занимающихся строительством, проводится исходя из общих принципов, но имеет свою специфику.
В зависимости от поставленных перед аудитором задач выбираются основные направления и участки проверки, способ проведения (сплошной или выборочный), объем проверки. При проведении аудиторской проверки расходов в строительной организации все вышеперечисленные факторы находятся в зависимости от конкретных обстоятельств.
Основная задача аудитора при разработке методики проведения аудиторской проверки конкретной организации состоит в выявлении наиболее перспективных направлений проверки, для чего приходится сочетать отдельные элементы из различных методик аудита.. При аудите строительного комплекса аудитору необходи¬мы как знание бухгалтерского учета, юриспруденции, так и знания в области строительства (СНиП и других специальных нормативных актов) [31].
Аудиторские проверки организаций, занимающихся строительством, начинаются с ознакомления с их финансово-хозяйственной деятельностью, изучения учетной политики, регламентирующей порядок организации бухгалтерского учета, оценки систем внутреннего контроля.
На начальном этапе аудитор начинает сбор общих сведений о проверяемой организации: ее месте на региональном рынке строительства, организационной структуре, хозяйственных связях организации.
На этапе предварительного планирования можно использовать, следующую систему тестирования строительной организации.
На основе информации анкетных листов теста (Приложение 1) аудитору следует изучить особенности финансово-хозяйственной деятельности строительной организации по следующим направлениям:
 степень выполнения договорных обязательств;
 уровень использования имеющихся производственных мощностей;
 состояние строительного задела;
 уровень ритмичности производства;
 качество выполняемых строительных работ.
Количественный критерий вариантов ответов: 5-7 — низкий уровень аудиторского риска; 7-10 — средний уровень аудиторского риска; 10-15 — высокий уровень аудиторского риска [57].
Реализация подобных тестовых заданий позволяет:
• экономить время аудитора на поиск и систематизацию исходной информации, а также на составление описания объекта исследования;
• изучать ключевые моменты исследуемого объекта, играющие важную роль в процессе принятия решений относительно выбора направлений проверки, и сразу идентифицировать основные проблемы;
• равномерно распределить аналитические функции между работниками аудиторской организации.
Ознакомившись с учетной политикой и изучив схему документооборота и подотчетности кадров, необходимо перейти к проведению экспресс-опроса кадрового состава в соответствии с анкетами тестов по выбранным объектам аудита. Различают тесты проверки средств контроля и тесты проверки оборотов и сальдо по счетам.
При проведении анкетирования с использованием тестов проверки оборотов и сальдо по счетам учета материальных расходов на осуществление строительства для определения уровня состояния систем учета и внутреннего контроля по данному разделу
предлагается пользоваться системой цифр от нуля до трех, означающих:
0 - учет вообще отсутствует;
1 - низкий уровень учета;
2 - средний уровень учета;
3 - высокий уровень состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Аналогичные анкеты тестов разрабатываются и по другим статьям расходов - по содержанию и эксплуатации строительных ма¬шин и механизмов, по накладным расходам.
Проведение предварительного тестирования позволит реально оценить состояние систем внутреннего контроля и учета строительного предприятия и уровень влияния возможных нарушений на достоверность отражения в данных учета совершенных хозяйственных операций [24].
Одним из основных недостатков системы учета расходов на строительных предприятиях является отсутствие фактического контроля за движением материальных ценностей. Поэтому особо важное значение имеет процедура проведения выборочной инвентаризации с участием аудитора. При этом в объем выборки включаются дорогостоящие, легко реализуемые материалы.
Исследуя практику проведения аудиторских проверок расходов на строительство, следует отметить, что инвентаризация как метод получения аудиторских доказательств, безусловно имеет свою отраслевую специфику. При проведении подобной проверки аудиторами осуществляется инвентаризация путем натурального измерения отдельных элементов строительных объектов, т.е. обмеров.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости. Для этого должна использоваться соответствующая техническая документация: чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты, акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих перио¬дов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой [52].
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Принцип документирования затрат определяет задачу аудитора - подтвердить наличие оправдательных документов для обоснования затрат, а также проверить правильность отражения этих операций в бухгалтер¬ском учете.
Цель аудита учета затрат на производство - проверка законности отнесения затрат на производство, правильности документального отражения затрат; неизменности выбранного на год метода учета затрат и калькулирования; списания сумм накладных расходов и способов их распределения по объектам калькуляционных затрат.
В процессе проверки затрат на производство аудитору необходимо решить следующие задачи:
- оценить обоснованность применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводствен¬ных и общехозяйственных расходов;
- подтвердить достоверность оформления и отражения в учете пря-мых и накладных (косвенных) расходов;
- оценить качество инвентаризаций незавершенного производства;
- произвести арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство [62].
Источники информации: Положение об учетной политике; карточки (ведомости) по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, отчислений ЕСН, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, нематериальных активов); ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов; расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) инвентаризации незавершенного производства; ведомости сводного учета затрат на производство; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) по счетам 20, 23, 25, 26, 28, 29, 97, 96 и др., Главная книга, баланс и др.

II. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ УЧЕТА И АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛГАД Мост»


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница