Ученым Советом Орелгту в качестве учебного пособия Васильева Т. Н. Экономическая теория учебное пособие




страница1/5
Дата07.05.2016
Размер0.73 Mb.
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

университет

Факультет Дистанционного Обучения


Т.Н. Васильева
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(часть I)

Орел – 1999

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


УДК 330. 101

Утверждено

Ученым Советом ОрелГТУ

в качестве учебного пособия

Васильева Т.Н. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов. Часть 1. / Под общ. ред. профессора Л.П. Коренева.- Орел.: ОрелГТУ, 1999.- 3,5 усл. печ. л. Тираж - 200 экз.
АННОТАЦИЯ
Учебное пособие по экономической теории (часть 1) разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом и предназначено для студентов экономических и юридических специальностей дистанционной (заочной) формы обучения. В пособии даются методические указания студентам по самостоятельному изучению курса экономической теории. Пособие целесообразно использовать вместе с рабочей программой курса экономической теории (часть 1).

РЕЦЕНЗЕНТЫ:


зав. каф. «Экономическая теория»

доктор эконом. наук, профессор В.Т. Смирнов


канд. эконом. наук, доцент

Орловского коммерческого института В.П. Бордовский

 - ОрелГТУ,

 - Васильева Татьяна Николаевна


Отпечатано на полиграфической базе ОрелГТУ, Заказ № ________
СОДЕРЖАНИЕ

стр.


I. Теоретические основы экономического анализа 6

1. Предмет и метод экономической теории 6

1.1 Основные школы экономической мысли 6

1.2 Структура и функции экономической теории 7

1.3 Методы экономического анализа 7

1.4 Ключевые термины и понятия 7

2. Общественное воспроизводство – основа социально-

экономического прогресса 9

2.1 Производство: типы и структура. Ресурсы производства и

производственные возможности 9

2.2 Экономический оборот и общественное воспроизводство 10

2.3 Социально-экономический прогресс и периодизация

экономической истории 11

2.4 Ключевые термины и понятия 12

3. Человеческий капитал и качество жизни 12

3.1 Постиндустриальное общество и роль человеческого

капитала в экономике 12

3.2 Формирование, оценка и накопление человеческого

капитала 13

3.3 Качество жизни: оценка и сравнительный анализ 14

3.4 Ключевые термины и понятия 15

4. Собственность и модели экономических систем 15

4.1 Собственность, её экономические и правовые аспекты 15

4.2 Формы собственности и качество менеджмента 16

4.3 Чистый капитализм, командная и смешанная экономика:

сравнительный анализ 17

4.4 Ключевые термины и понятия 18

5. Становление и развитие рыночной экономики.

Закон стоимости и цена. 18

5.1 Условия возникновения и этапы развития рыночной

экономики 18

5.2 Товар и его свойства. Качество продукта и пути его

повышения 19

5.3 Закон стоимости и цена 20

5.4 Деньги и денежное обращение 21

5.5 Ключевые термины и понятия 22

6. Анализ рынков. Конкуренция и развитие деловой

активности населения. 23

6.1 Анализ рынков. Спрос, предложение и факторы их

изменений. 23

6.2 Эластичность цен и прогноз ёмкости рынка 25

6.3 Конкуренция и ей роль в развитии деловой активности

населения 25

6.4 Ключевые термины и понятия 27



II Введение в микроэкономику 27

7. Индивидуальный спрос и потребительский выбор 27

7.1 Индивидуальный спрос и поведение потребителей 27

7.2 Потребительский выбор и теории полезности 28

7.3 Маркетинг: концепции и назначения 30

7.4 Ключевые термины и понятия 31

8. Предпринимательство и его формы. Предприятие и

оборот капитала 31

8.1 Предпринимательство, его принципы и формы 31

8.2 Предприятие: функции, организационно-правовые

формы, жизненный цикл 32

8.3 Формирование и оборот капитала предприятия.

Основной и оборотный капитал 33

8.4 Ключевые термины и понятия 34

9. Издержки производства и себестоимость продукции.

Рыночные цены 34

9.1 Издержки предприятий в краткосрочном и долгосрочном

периодах 38

9.2 Структура затрат на производство и реализацию продукции.

Себестоимость товара и обоснование цены продукции. 38

9.3 Цена и её функции. Ценовая политика фирмы 39

9.4 Ключевые термины и понятия 40

10. Источники и распределение доходов предприятия: прибыль,

предпринимательский доход, заработная плата 41

10.1 Доходы предприятий. Прибыль, её оценка, факторы и

пути повышения 41

10.2 Предпринимательский доход, его источники, виды,

ограничения 42

10.3 Заработная плата: принципы организации и регулирование.

Тарифная система оплаты труда и пути повышения

заработков персонала 43

10.4 Ключевые термины и понятия 45

11. Предприятия социальных услуг и воспроизводство

индивидуального человеческого капитала 45

11.1 Предприятия социально-культурной сферы 45

11.2 Качество социальных услуг и социальные технологии 46

11.3 Воспроизводство индивидуального человеческого капитала 47

11.4 Ключевые термины и понятия 48

12. Информатизация экономики и роль информационного

бизнеса 49

12.1 Информатизация экономики и тенденции развития рынка

информационных продуктов и услуг 49

12.2 Особенности организации и эффективность предприятий

информатики и связи 50

12.3 Качество информационных продуктов и услуг. Структура

и границы цен на информацию 52

12.4 Ключевые термины и показатели 53

13. Венчурный капитал и развитие инновационных

предприятий 54

13.1 Научно-техническая революция и развитие венчурного

капитала 54

13.2 Оценка инновационных проектов и фирм 55

13.3 Оценка риска и доли инвестора в капитале и доходе от

инноваций 56

13.4 Ключевые термины и понятия 58

14. Природопользование и особенности аграрно-

промышленных предприятий. Теория ренты 58

14.1 Пределы и технологии природопользования 59

14.2 Особенности аграрно-промышленных предприятий: 59

14.3 Рента и её виды. Земельная рента 62

14.4 Ключевые термины и понятия 63

15. Литература 64



I. Теоретические основы экономического анализа

1. Предмет и метод экономической теории
Экономическая теория занимается исследованием поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг при ограниченных ресурсах. Так как совокупность материальных потребностей людей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов в обществе, экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека и всего общества.

Объект изучения экономической теории сложился постепенно в ходе накопления знаний об обществе различными школами экономической мысли.
1.1. Основные школы экономической мысли
Меркантилизм – идеология господства торгового капитала. Купить, чтобы продать дороже – исходный принцип. В теории меркантилисты искали закономерности в сфере обращения, в торговле и в денежном обороте. Экономическую политику сводили к всемерному накоплению драгоценных металлов в стране и в государственной казне. Представители меркантилизма: Томас Манн (1571–1641) в Англии, министр короля Франции Жак Кольбер (1619–1683), русский писатель и экономист Т.Посошков (1652–1726).

Физиократы – идеология земледельческого капитала. Основные идеи физиократов: собственность священна; земледельцы – производительный класс; провозглашали свободу действий; выступали против вмешательства государства в экономику. Представители физиократов: врач Ф.Кенэ (1694–1774), французский учёный и государственный деятель Жак Тюрго (1727–1781).

Классическая экономическая теория придала экономической науке вид целостной, теоретической системы. Основные идеи классической экономической теории: труд – источник богатства и основа ценности товаров; национальный доход есть разница между доходом и расходами страны; разделение труда и обмен – форма общественной связи и др. Представители классической экономической теории: англичане Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823).

Историческая школа разработала исторический метод в политической экономии. Основные идеи исторической школы: каждая нация – это особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью; нации присущи органичная целостность и преемственность от прошлого к настоящему и будущему; она не может и не должна жить только текущим потреблением, не заботясь о благе будущих поколений. Представители исторической школы: немецкие учёные А.Мюллер (1779–1829), Ф.Лист (1798–1846), Г.Шмоллер (1838–1917), В.Зомбарт (1863–1941), М.Вебер (1864–1920).

Политическая экономия трудящихся отстаивала интересы трудящихся, рабочего класса. Доказала историческую ограниченность капитализма, основанного на эксплуатации и наживе, необходимость социалистической революции, постепенного утверждения коммунистического способа производства. Представители политической экономии трудящихся: К.Маркс (1818–1883), Ф.Энгельс (1820–1895), В.И.Ленин.

Социально – институциональное направление экономической мысли развивалось в работах Т.Веблена (1857–1929), Дж.Р.Коммонса (1862–1945), Дж.Гэлбрейта (родился в 1909 году) и др. Дж.Коммонс показал значение “институтов” – государства, семьи, моральных и правовых норм, корпораций, профсоюзов и политических партий. Эти институты выступают регуляторами экономического поведения людей. В книгах Дж.Гэлбрейта раскрыта роль крупных корпораций и государства в экономике.

Кейнсианство как направление экономической мысли обязано трудам Дж.М.Кейнса (1883–1946). Его книга “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) стала манифестом регулируемого капитализма.

Монетаризм – модное нынче течение экономической мысли. Представитель монетаризма М.Фридмэн (родился в 1912 г.) призывал к полной свободе действия рыночных сил, сводил роль государства к минимуму, считал, что регулируя спрос на деньги, можно воздействовать на рост или подавление деловой активности.

Неоклассический синтез в экономической теории совершили Дж.Хикс, П.Самуэльсон и др. Им удалось найти взаимосвязи микроэкономики и макроэкономики, меру сочетания свободы конкуренции с государственным регулированием.

1.2. Структура и функции экономической теории
Структура экономической теории включает четыре раздела:

 основы экономической теории;



  • микроэкономика;

  • макроэкономика;

  • мировая экономика.

Функции экономической теории:

  • познавательная;

  • практическая;

  • прогностическая.

См. учебно-методическое пособие Молоканова В.Д., Смирнова В.Т.
1.3. Методы экономического анализа
Экономический анализ необходим для решения конкретных экономических и управленческих проблем. Существует два подхода к экономическому анализу: эмпирический (опытный) и теоретический (экспертный). Экономист – эксперт отбирает факты по данным оперативного и бухгалтерского учёта, по статистическим отчётам, по историческим обзорам и публикациям. Эти данные классифицируются, анализируются и сводятся в аналитические таблицы или на графики.

На основе экономической теории этим данным даётся конкретная интерпретация, делаются определённые выводы и рекомендации по решению проблемы. Если рекомендации эксперта способствуют решению проблемы и повышению эффективности практики, то значит экономический анализ проведён теоретически верно.

Наука получает завершённый вид лишь тогда, когда формулирует закономерности развития и функционирования своего объекта, которые учитываются при осуществлении экономической политики.

См. учебно-методическое пособие Молоканова В.Д., Смирнова В.Т.


1.4. Ключевые термины и понятия
Экономика; объект экономической теории; меркантилизм; физиократы; классическая экономическая теория; историческая школа; политическая экономия трудящихся; социально–институциональное направление; кейнсианство; монетаризм; неоклассический синтез; микроэкономика; макроэкономика; функции экономики; методы экономического анализа; категории; закономерности.
1.5. Рекомендуемая для изучения литература
По первому вопросу студент должен прочитать источники /2/, /17/. По второму вопросу – источники /2/, /17/.

По третьему вопросу - источники /2/, /17/.

По четвёртому вопросу – источники /2/, /17/.

Для углубления знаний по данной теме студенту рекомендуется изучить учебно–методическое пособие Молоканова В.Д., Смирнова В.Т. Предмет экономической теории и методы экономического анализа /2/.



2. Общественное воспроизводство – основа социально-экономического прогресса
2.1 Производство: типы и структура. Ресурсы производства и производственные возможности
Производство есть, с одной стороны, процесс взаимодействия человека с природой, а с другой – совокупность экономических отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Различают простое и расширенное, материальное и нематериальное производство.

Материальное производство объединяет отрасли, создающие материальные блага: промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.

Нематериальное производство объединяет те отрасли, которые предоставляют услуги населению: транспорт, связь, торговля, управление, финансы, кредит, образование, здравоохранение и др.

В свою очередь, отрасли нематериального производства подразделяют на производственную инфраструктуру (транспорт, связь, торговля, управление, кредит, финансы) и социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, учреждения культуры, науки, искусства).

Производство благ и услуг требует использования экономических ресурсов. К ним относятся: труд, капитал, земля, предпринимательские способности. Ресурсы имеют цену, которая определяется на рынках ресурсов, где собственники ресурсов, продают их и получают от этой сделки денежный доход в виде заработной платы, процента, ренты и предпринимательского дохода.

Р
есурсы редки и ограничены
. Поэтому экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативными вариантами их ис-

Рис. 2.1 Кривая производственных возможностей
пользования. Проблему выбора и сущность альтернативных издержек иллюстрирует кривая производственных возможностей. См. рис. 2.1.

Количество продукта А, от которого следует отказаться, чтобы получить определённое количество продукта В, называется альтернативными издержками продукта В.
2.2 Экономический оборот и общественное

воспроизводство
Воспроизводство есть непрерывный процесс производства благ и услуг, кругооборот дохода, ресурсов и продукта.

Процесс воспроизводства может быть простым и расширенным.



Простое воспроизводство – это процесс производства, возобновляемый в неизменных размерах (весь доход потребляется).

Расширенное воспроизводства – это процесс производства, возобновляемый в увеличенном размере за счёт накопления части дохода.

Расширение производства может осуществляться экстенсивным и интенсивным путём.



Экстенсивный путь характеризуется ростом общественного продукта за счёт вовлечения в процесс производства большего количества ресурсов того же качества.

Интенсивный путь характеризуется ростом общественного продукта за счёт повышения производительности труда, то есть использования в процессе производства более эффективной технологии и продуктивного капитала.
2.3 Социально-экономический прогресс и периодизация

экономической истории
Существуют два подхода, используемые для периодизации общественного развития: формационный и цивилизационный.

Формационный подход объясняет развитие истории путём смены одной, менее развитой общественно-экономической формации, более развитой. Представители формационного подхода: К.Маркс и Ф.Энгельс.

Последователи цивилизационного подхода за основу периодизации общества берут технический прогресс, и, в зависимости от степени его развития, выделяют в истории человечества три качественных этапа:


  • аграрную экономику;

  • индустриальную экономику и

  • постиндустриальную экономику.

Представители цивилизационного подхода: У.Ростоу, Т.Стоуньер, Д.Белл и др.

Общественное воспроизводство – основа социального и экономического прогресса. Ежегодный рост общественного продукта позволяет обществу решать проблемы бедности, загрязнения окружающей среды, повышения качества человеческого капитала.

2.4 Ключевые термины и понятия
Производство; простое производство; расширенное производство; материальное и нематериальное производство; производственная и социальная инфраструктура; экономические ресурсы; редкость и ограниченность ресурсов; альтернативные издержки; кривая производственных возможностей; воспроизводство; экстенсивный и интенсивный путь расширенного воспроизводства; формационный и цивилизационный подходы; социально-экономический прогресс.
2.5 Рекомендуемая для изучения литература
По первому вопросу необходимо прочитать источник /3/, главу 3, параграф 3; источник /1/, раздел 1, главу 2, параграфы 1 и 2.

По второму вопросу – источник /3/, главу 2.

По третьему вопросу – источник /3/, главу 3.

Затем переходим к изучению человеческого капитала, как главного ресурса общества.


3. Человеческий капитал и качество жизни
3.1 Постиндустриальное общество и роль человеческого

капитала в экономике
Человечество в своём развитии проходит три стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. В постиндустриальном обществе повышается роль человеческого капитала в экономике; возрастает роль человеческих способностей, человеческого капитала как накопленного запаса здоровья, знаний, способностей, культуры, опыта, целесообразно используемые для производственной деятельности по созданию продукции и услуг.

Виды человеческого капитала:



  • капитал здоровья,

  • трудовой капитал,

  • интеллектуальный капитал,

  • организационно–предпринимательский капитал,

  • культурно–нравственный капитал.

3.2 Формирование, оценка и накопление человеческого

капитала
Жизненный цикл формирования человеческого капитала состоит из следующих этапов:

Этап 1. До 7 лет идёт социализация ребёнка, формирование костно–мышечной системы, биохимических механизмов, всех подсистем организма как основы здоровья и силы. В этом возрасте осваиваются начала культуры – язык, речь, основные принципы поведения и общения.

Этап 2. С 7 до 17-18 лет дети учатся в школе. Цель школы – сформировать основы культурно-нравственного капитала, выявить и закрепить способности детей. Общее среднее образование закладывает базовый объём знаний в области естественных, общественных и гуманитарных наук. Одновременно завершается социализация личности и к 14-18 годам человек получает гражданские права, что формально выражается в получении паспорта.

Этап 3. С 16 до 25 лет через производственное обучение, профтехучилища, техникумы, высшее учебное заведение формируется трудовой капитал человека, совокупность способностей к конкретному труду. Одновременно на этом этапе жизненного цикла происходит формирование организационно-предпринимательского и интеллектуального капитала.



Основные показатели оценки разных видов человеческого капитала:

  • капитала здоровья – состояние здоровья по итогам медицинского обследования, заболеваемость как частота и перечень перенесённых заболеваний за прожитые годы, потери рабочего времени на болезни, лечение и оздоровление, потенциал предстоящей активной жизни;

  • культурно-нравственного капитала – уровень образования (начальное, среднее, высшее), оценки интеллекта, эрудиции и культуры, факты отклоняющегося поведения и проступки;

  • трудового капитала – уровень профессионального образования, профессиональный опыт, профессиональные достижения и рост, совмещение профессий;

  • интеллектуального капитала – перечень интеллектуальной собственности и формы закрепления авторских прав (патент, авторское свидетельство, специальные документы), интенсивность использования интеллектуальной собственности (тиражи, частоты, доходы), рейтинг интеллектуальных продуктов;

  • организационно-предпринимательского капитала – собственный капитал предпринимателя (форма и оценка), права собственности на ограниченные ресурсы (земля, полезные ископаемые, проекты), организационные привилегии и коммерческие секреты (ноу-хау), рейтинг организаторского опыта и достижений.


3.3 Качество жизни: оценка и сравнительный анализ
Смысл и назначение экономической деятельности состоит в повышении качества жизни населения, каждой семьи, каждого человека. При определении качества жизни в качестве базовой используется концепция и рекомендации ООН (Организация Объединённых Наций). По этой концепции качество жизни характеризуется следующей системой показателей:

  • продолжительность предстоящей жизни;

  • размеры и состав домашних хозяйств;

  • уровень профессионального образования;

  • занятия;

  • положение в занятии;

  • социально-экономические группы;

  • состав и динамика населения;

  • населённые пункты, жильё и географическое распределение населения;

  • домашние хозяйства и семьи, брачное состояние, фертильность;

  • здоровье населения;

  • медицинское обслуживание и ресурсы;

  • питание;

  • уровень образования и неграмотности;

  • педагогические кадры и расходы;

  • участие в труде и экономически неактивное население;

  • занятость и безработица;

  • вознаграждение за труд, работающих по найму;

  • условия труда и подготовка кадров;

  • социально-экономические группы и социальная мобильность;

  • доходы, потребление и благосостояние;

  • уровень, рост и структура потребления;

  • распределения доходов и потребления;

  • социальное обеспечение и социальная помощь;

  • досуг и культура, коммуникации;

  • общественный порядок и безопасность.

Качество жизни изучается с позиции:

  • аксиологического подхода,

  • поведенческого подхода,

  • социально-бытового подхода.

В современных условиях в любой отрасли экономической деятельности человеческий капитал, его объём, качество, и формы использования выступают главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и эффективности.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница