Учебное пособие по дисциплине «Стратегический менеджмент базовый курс»




страница1/39
Дата26.04.2016
Размер2.35 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Учебное пособие

Стратегический менеджмент

базовый курс

Попова Инна Викторовна

Владивосток

2015

ББК 65.290



УДК

Учебное пособие по дисциплине «Стратегический менеджмент базовый курс» предназначено для закрепления теоретических знаний и практических навыков. Теоретический и практический материал учебного пособия помогает в формировании навыков и умений в проведении анализа внешней и внутренней сред организации, определении видения, миссии и целей, выбора, разработке и реализации соответствующей стратегии, способной привести организацию к желаемому состоянию.

Студентам всех форм обучения по программе бакалаврской подготовки 38.03.02 Менеджмент (по профилям).

Автор Попова И.В., канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента.




Оглавление


Введение 4

1 Стратегическое управление в системе менеджмента организации 6

1.1 Понятие и сущность стратегического управления 6

1.2 Этапы процесса стратегического менеджмента 11

1.3 Функции стратегического менеджмента 14

1.4 Виды стратегического управления 16

1.5 Уровни стратегии и объекты стратегического управления 18

1.6 Контрольные вопросы 21

1.7 Тесты 21

1.8 Упражнения и ситуации для анализа 23

2. Разработка стратегии бизнес-уровня 26

2.1 Виды конкурентных преимуществ организации 26

2.2 Сущность деловой стратегии 26

2.3 Базовые стратегии по М. Портеру 28

2.4 Прочие деловые стратегии 33

2.5 Контрольные вопросы 36

2.6 Тесты 37

2.7 Упражнения и ситуации для анализа 39

3. Разработка стратегии на корпоративном уровне 44

3.1 Понятие, сущность и виды корпоративных стратегий 44

3.2 Стратегии стабильности 45

3.3 Виды корпоративного роста 45

3.4 Стратегии интенсивного роста 46

3.5 Стратегии интеграционного роста 47

3.6 Стратегии диверсификационного роста 48

3.7 Стратегии сокращения 51

3.8 Контрольные вопросы 53

3.9 Тесты 54

3.10 Упражнения и ситуации для анализа 55

4. Функциональные стратегии предприятия 60

4.1. Понятие, сущность и виды функциональных стратегий 60

4.2. Маркетинговая стратегия 62

4.3. Производственная стратегия 65

4.4. Инновационная стратегия 67

4.5. Финансовая стратегия 69

4.6. Социальная стратегия 70

4.7. Стратегия организационных изменений 71

4.8. Стратегия внешнеэкономической деятельности 72

4.9. Экологическая стратегия 73

4.10. Контрольные вопросы 74

4.11. Тесты 75

4.12. Упражнения и ситуации для анализа 77

5. Роль миссии и целей организации в стратегическом управлении 80

5.1. Видение организации и его роль в стратегическом менеджменте 80

5.2. Роль миссии в стратегическом управлении 82

5.3. Постановка стратегических целей 85

5.4.Дерево целей 88

5.5. Контрольные вопросы 92

5.6. Тесты 93

5.7. Упражнения и ситуации для анализа 95

6. Стратегический анализ внешней среды организации 98

6.1. Характеристика и цели анализа внешней среды организации 98

6.2. PEST-анализ макросреды 99

6.3. Отраслевой анализ микросреды 101

6.4. Контрольные вопросы 115

6.5. Тесты 115

6.6. Упражнения и ситуации для анализа 117

7. Стратегический анализ внутренней среды организации 120

7.1. Сущность, цели и принципы анализа внутренней среды организации 120

7.2. Элементы анализа внутренней среды 121

7.3. Цепочка ценностей М. Портера 124

7.4. Срезы внутренней среды организации 128

7.5. SNW-анализ 132

7.6. Контрольные вопросы 133

7.7. Тесты 134

7.8. Упражнения и ситуации для анализа 136

8. Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии 139

8.1. Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии 139

8.2. Варианты стратегии в зависимости от масштабов деятельности 141

8.3. Стратегии на различных этапах жизненного цикла отрасли 146

8.4. Варианты стратегии в зависимости от рыночной позиции предприятия 147

8.5. Портфельный анализ как методы выбора стратегии 149

8.6. Контрольные вопросы 157

8.7. Тесты 158

8.8. Упражнения и ситуации для анализа 160

9. Реализация стратегии 167

9.1. Основы выполнения стратегии 167

9.2. Организационные изменения 168

9.3. Формирование организационной культуры, соответствующей стратегическим изменениям 170

9.4. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией 173

9.5. Контрольные вопросы 174

9.6. Тесты 175

9.7. Упражнения и ситуации для анализа 177

Глоссарий 181

Литература 191



Введение


Стратегический менеджмент – основа управления предприятием. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент, как концепция управления фирмой, позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство. С ростом уровня нестабильности условий предпринимательской деятельности возрастает потребность фирм в ориентации на стратегическое управление.

В центре внимания дисциплины «Стратегический менеджмент» находятся вопросы долгосрочного целеполагания, анализа внешней и внутренней сред организации, разработки и реализации стратегии, направленной на достижение поставленной цели.

Целью дисциплины является формирование у студентов базовых теоретических знаний и основных практических навыков в области стратегического управления организациями. Задачи курса:

сформировать представления об особенностях стратегического управления предприятием или организацией в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды;

приобрести теоретические знания и практические навыки по определению возникающих возможностей и по оценке угроз предприятию, исходя из анализа внешней среды и особенностей (сильных и слабых сторон) предприятий;

выработать умение формулировать миссию и цели предприятия на основе стратегического анализа;

изучить возможные варианты стратегий, методы разработки стратегических альтернатив и выбора конкретной стратегии предприятия или организации;

сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации стратегии с учетом возможности сопротивления изменениям;

изучить методы стратегического контроля и разработки систем контроля реализации стратегии.

способствовать усилению креативной составляющей личности студента путем организации дискуссий, обсуждения кейсов и стратегического анализа ситуаций.

«Стратегический менеджмент базовый курс» является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику организации, финансовый менеджмент, информационные технологии. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического менеджмента достаточно индивидуальна, поэтому его трудно изучать. Комплексно рассмотрены все методы стратегического менеджмента: анализ внешней среды, внутренних возможностей организации, подходы и методы разработки стратегических альтернатив, стратегических решений, способы и алгоритмы реализации стратегических решений в современных условиях Российской Федерации.

Учебное пособие состоит из 9 глав, охватывающих основные вопросы стратегического управления. К каждой главе прилагается список контрольных вопросов, тесты для самопроверки, упражнения и ситуации для анализа, способствующие закреплению изученного теоретического материала.

Содержание учебного пособия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.

В ходе изучения дисциплины «Стратегический менеджмент базовый курс» студенты должны приобрести следующие компетенции:

способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;

владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;

знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница