Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 "Экономика"




страница1/12
Дата05.05.2016
Размер2.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Автономная некоммерческая организация

высшего образования



«Институт социальных наук»

КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ

Учебное пособие для бакалавров

по направлению подготовки 38.03.01.62 "Экономика"

Москва, 2015 г.

Бианкина А.О., Казенков О.Ю., Орехов В.И., Орехова Т.Р., Яковлев С.С. Контроль и ревизия по направлению подготовки 38.03.01.62 Экономика Учебное пособие для бакалавров. – МИСАО:, 2015 г. - 201.

Данное пособие содержит теоретическую и практическую части занятий по дисциплине « Контроль и ревизия » для бакалавров направления подготовки 38.03.01.62 «Экономика».

Предлагаемый курс может служить в качестве исход­ного для усвоения разнообразных знаний при подготовке профес­сионалов экономистов , а также последующей их специализации по разным отраслям экономики.

Оглавление

Введение 4

Тема1 Теоретические основы и принципы организации контроля 6

Практические задания 19

Тема 2 Организация подготовки, планирования и проведения

контроля 23

Практические задания 70

Тема 3 Система контроля внутрихозяйственного расчета и меры

по ограничению риска хозяйственной деятельности 73


Практические задания 102

Тема 4 Теоретические основы и роль ревизии в управлении

предприятием 104

Практические задания 114

Тема 5 Организация ревизии 116

Практические задания 133

Тема 6 Методы проведения ревизии 139

Практические задания 148


Тема 7Организация ревизионной работы на объектах разных организационно-правовых форм. Обобщающая оценка состояния бухгалтерского учета 157


Практические задания 169

Глоссарий по дисциплине " Контроль и ревизия" 175

Итоговый тест по дисциплине "Контроль и ревизия" 193

Рекомендуемая литература по дисциплине "Контроль и ревизия" 201



Введение

Цели и задачи дисциплины

Контроль и ревизия наряду с планированием, учетом и анализом хозяйственной деятельности является составляющей управления любым хозяйствующим субъектом. В условиях рыночной экономики, функция контроля становится ведущей в государственном управлении.

Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей, менедже­ров; государство гарантирует сохранность собственности граждан и ис­полнение обязательств, которые принимают собственники в отноше­нии наемных работников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга.

Цель дисциплины: изучение методов контроля и ревизии в условиях рыночной экономики, приемов планирования и организации контрольно-ревизионной работы, порядка оформления и использования материалов контроля и ревизии.

Задача дисциплины: обеспечение реализации требований Государственного образовательного стандарта по данной специальности в области организации контроля и ревизии по вопросам:


  • организации государственно-финансового контроля и ревизионной работы;

  • объектов контроля и ревизии;

  • основных объектов и направлений государственного финансового контроля и ревизии;

  • планирования контрольно-ревизионной работы;

  • основных методов контроля и ревизии;

  • документального оформления материалов контрольных и ревизионных проверок.

Требования к результатам освоения дисциплины


-В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • теоретические основы контроля, исторические аспекты его развития;

  • российское законодательство по организации государственного финансового контроля;

  • классификацию видов контроля и видов ревизий;

  • методы и приемы контрольно-ревизионной работы;

  • особенности внешних и внутренних ревизий;

  • правила составления отчетности, акта ревизий;

уметь:

  • правильно классифицировать нарушения и злоупотребления, обнаруживаемые в процессе проведения ревизии;

  • использовать методы компьютерной обработки данных.

владеть:
специальной терминологией в области контрольно-ревизионной работы;

  • принципами и методами ведения контрольно-ревизионной работы на предприятиях различных форм собственности;

  • оформления отчетности и составления актов ревизий.


Тема 01. Теоретические основы и принципы организации контроля

Цели и задачи


Цель: изучение основ и принципов организации контроля.

Задачи:

  • рассмотреть сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи, роль контроля в управлении экономикой;

  • изучить виды контроля;

  • рассмотреть взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии.

Оглавление:


1.1. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой.

1.2. Виды контроля.

1.3. Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии.

Контент

    1. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой


Понятие контроля встречается в различных научных направлениях: философии, теории управления, политике, кибернетике и т.д.

Специалисты по теории управления, выделяя три стадии управленческой деятельности (проектирование и определение цели; организация выполнения принятого решения; контроль исполнения), трактуют контроль как особую стадию цикла управления.

Большинство исследователей рассматривают контроль в качестве одной из функций управления. С этой точки зрения контроль можно рассматривать как деятельность по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям – законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т.д.

Таким образом, контроль как функция управления – это система наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры по улучшению положения дел.

Следовательно, контрольная функция по своему содержанию включает в себя три элемента:


  1. получение необходимой информации;

  2. анализ и оценку информации;

  3. реагирование на выявленные отклонения от установленных правил и требований.

Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.

Контроль может носить правовой, административный характер; большое значение имеет технический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль. Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль.

Финансовый контроль означает проверку исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности. Финансовый контроль предполагает постоянное действие механизма возврата к ранее принятым решениям . Он является объективной необходимостью в сфере деятельности любой экономики, будь то экономика страны или организации.

Экономика страны не может нормально функционировать и развиваться без постоянной системы финансового контроля, который используется ею в качестве основного средства обратной связи.

Функции системы финансового контроля отражаются в деятельности контрольных органов по проверке фирм, концернов, акционерных обществ и государственных организаций на предмет соблюдения нормативно-законодательных актов государства, в то же время финансовый контроль призван обеспечить на основе законности решение задач конкурентной борьбы организаций. Финансовый контроль направлен на всемерное совершенствование организации производства и повышение эффективности его работы ради роста благосостояния работников, инвесторов и государства.

К общепринятым в мире функциям государственного и муниципального финансового контроля относятся:



  • контроль за источниками поступления бюджетных средств;

  • контроль за расходованием бюджетных ресурсов;

  • контроль за использованием государственной и муниципальной собственности, проведением ее приватизации и национализации;

  • контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

  • контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях;

  • контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;

  • пресечение финансовых злоупотреблений.

Государственный финансовый контроль подразделяется по субъектам – Президентский контроль, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления (Счетная палата РФ), контроль, осуществляемый Министерством Финансов РФ, Федеральным казначейством, Центральным банком РФ и т.д.

В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль деятельности предприятий и организаций, достаточно велико. В стране действует не менее 50 только федеральных контролирующих структур, к которым следует добавить контролирующие органы и сугубо регионального уровня. Ряд контрольных функций выполняют и органы местного самоуправления.

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

Функциями государственного контроля наделены практически все федеральные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности.

Деятельность Счетной палаты РФ, осуществляемая на основании Федерального Закона №4-ФЗ от 11 февраля 1995г., связана с контролем использования федеральной собственности и расходования федеральных средств. Контрольным проверкам подлежат все организации и независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, органов управления, если они получают и используют средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также используют или управляют федеральной собственностью или имеют определенные льготы по налогам, предоставленные налоговыми и таможенными службами. Счетная палата имеет право контролировать деятельность Центрального банка России и Правительства РФ по вопросам обслуживания и выполнения обязательств по государственному долгу, эффективности использования иностранных кредитов и займов.

Форма контроля Счетной палаты выражается в организации тематических проверок и ревизий. По результатам проверки и выявленным нарушениям руководителям организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях хищения государственных средств дела передаются в прокуратуру.

Министерство Финансов РФ осуществляет финансовый контроль на всех стадиях формирования и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. В соответствии с Положением «О требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» (Приказ МФ РФ от 25.12.2008 №146н) последующий государственный финансовый контроль осуществляется в виде ревизий и проверок.

Органы Федерального казначейства наряду с Министерством Финансов РФ осуществляют финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов на основании Положения «О Федеральном Казначействе» (Постановление Правительства РФ от 01.12.2004г. №703). Федеральным Казначейством ведется предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей и других участников бюджетного процесса.

Параллельно с деятельностью Министерства Финансов РФ, Федеральным Казначейством и другими организациями отдельные функции контроля по формированию доходной части бюджета выполняет Федеральная налоговая служба, действующая на основании Положения «О Федеральной налоговой службе» (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004г. №506). Контрольные функции этой службы выражаются в виде налоговых проверок, получении объяснений налогоплательщиков, проверке и сборе данных учета, отчетности, осмотре помещений и территорий, используемых для получения дохода и другие формы. Наиболее распространенной формой, безусловно, является налоговая проверка.

Контрольные функции в пределах своей компетенции осуществляют также следующие федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная таможенная служба.

Наряду с финансовым контролем немалую роль в системе управления играет производственно-хозяйственный контроль, который выражается в проверке производства продукции, использовании сырья и материалов, основных фондов и трудовых ресурсов, состояния экологии и т.д.

Контроль со стороны правоохранительных органов МВД, прокуратуры, ФСБ и других направлен на пресечение правонарушений в области экономики.

Общественный контроль осуществляется средствами массовой информации, при наличии законодательных актов существует возможность широкого привлечения к данному процессу различных общественных организаций, партий и отдельных граждан. Общественный контроль должен развиваться в органическом сочетании с государственным контролем и быть направлен на пресечение коррупции чиновников различного уровня.

Резюмируя можно сказать, что общие принципы контрольной деятельности представляют собой прямо закрепленные в нормативных правовых актах или вытекающие из них положения, которые определяют важнейшие свойства этой деятельности.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница