Учебно-методическое пособие ставрополь, 2013




страница1/28
Дата09.05.2016
Размер5.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Предгорненское районное местное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда

«Российский благотворительный фонд «НЕТ АЛКОГОЛИЗМУ И НАРКОМАНИИ»

***

МКУ «Молодёжный центр»

***

Российский Государственный Социальный Университет (филиал в г. Кисловодске)

Технологии проектирования:

от верной диагностики проблемы

к контруктивным решениям


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Ставрополь, 2013

Учебно-методическое пособие: «Технологии проектирования: от верной диагностики проблемы к конструктивным решениям» подготовлено в рамках социального проекта «Центр общественной защиты «Содействие», реализуемого при поддержке Региональной общественной организации «Институт проблем гражданского общества». Автор - Бачков Р.А., Ставрополь, 2013г. – ? с.
Автор: Бачков Р.А., председатель Предгорненского районного местного отделения Общероссийского благотворительного фонда «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании».
Учебно-методическое пособие: «Технологии проектирования: от верной диагностики проблемы к конструктивным решениям» подготовлено в рамках реализации социального проекта «Центр общественной защиты «Содействие».

Проект «Центр общественной защиты «Содействие» направлен на развитие института сети школьных служб примирения, а также создание мобильной общественной приёмной, оказывающей юридическую поддержку населению городов и сельских районов Ставропольского края.

Реализация проекта «Центр общественной защиты «Содействие» способствует профилактике правонарушений и снижения уровня конфликтности и экстремизма в среде молодёжи регионов Северного Кавказа.

Проект реализуется при поддержке Министерства образования Ставропольского края.


При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп.
Распространяется бесплатно
© ПРМО ООБФ «Российский благотворительный фонд

«Нет алкоголизму и наркомании»

Бачков Р.А.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие проекта…………………………………………………………………………………..4

2. Цель проекта………………………………………………………………...…………………….14

3. Задачи проекта………………………………………………………………………………….…17

4. Этапы (механизм реализации) проекта………………………………………………………..20

5. Оценка стоимости проекта………..……………………………………………………………..29

6. Управление рисками проекта…………………………………………………………………...30

7. Критерии оценки проекта………………………………………………………………….…....38

8. Отчёт для грантодателя………………………………………………………………………….43

Приложение. Проект «Центр общественной защиты «Содействие»…………………………44

План

дня


Темы

Длительность

Раздел 1. ПРОЕКТ – ЭТО КОМАНДА

1 день


Информационно-мотивационная основа работы

4 ч

Практика (4 ч)




2 день


Лекция 1.

1.1 ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



Лекция 1 (4 ч)

Практика (1 ч)



ЗАДАНИЕ 1.1.

К каким из нижеприведенных определений относятся следующие характеристики проектной деятельности:



20 мин

ЗАДАНИЕ 1.2.

Определите, какие из ниже перечисленных видов деятельности являются проектными, а какие — функциональными:



20 мин

ЗАДАНИЕ 1.3.

Классифицируйте ваш проект по направлению «Россия для всех».



20 мин

3 день

Лекция 2.

1.2 МЕТАФОРА КОМАНДЫ



Лекция 2 (4 ч)

Практика (145 ч)



ЗАДАНИЕ 2.1.

Примените классификацию форматов коллективного труда (рабочая группа, псевдокоманда, потенциальная команда, команда достижений) к состоянию вашей проектной группы на текущий момент. Аргументируйте.



20 мин

ЗАДАНИЕ 2.2.

Опишите функциональную структуру вашей команды, указав функционал каждого участника.



20 мин

ЗАДАНИЕ 2.3.

Определите характерные черты вашего поведения в групповой работе в соответствие с инструкцией опросника.



20 мин

ЗАДАНИЕ 2.4.

Нарисуйте коллективный портрет вашей команды проекта. Отразите ролевые или функциональные особенности всех участников.



20 мин

ЗАДАНИЕ 2.5.

Оцените работу вашей команды в настоящее время по 8 критериям. Для этого из линейки выберите соответствующий балл и обведите его кружком.



20 мин

4 день

Лекция 3.

1.3 УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРОЕКТА



Лекция 3 (4 ч)

ЗАДАНИЕ 3.1.

Достоверно известно, что теория мотивации А. Маслоу не получила в академических кругах подтверждения и поддержки. Тогда почему, по-вашему, она так широко распространена в среде проект-менеджеров?



20 мин

ЗАДАНИЕ 3.2.

Интервьюируйте участника вашей команды по семи проективным вопросам.

Проанализируйте основные мотиваторы участника команды, используя карту мотиваторов.

На основании данной карты выделите ведущие мотиваторы респондента.



20 мин

Раздел 2 НАВИГАТОР ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ

5 день


Лекция 4.

2.1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА



Лекция 4 (4 ч)

Практика (2 ч)



6 день

Лекция 5.

2.2 МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ



Лекция 5 (2 ч)

Практика (2 ч)



Лекция 6.

2.3 ОКРУЖЕНИЕ ПРОЕКТА



Лекция 6 (2 ч)

Практика (40 мин)



ЗАДАНИЕ 6.1.

Проанализируйте возможные факторы успеха/неуспеха собственного проекта



20 мин

ЗАДАНИЕ 6. 2.

Из предложенных вариантов ответов выберите правильный.



20 мин

8 день

Лекция 7.

2.4. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ -



Лекция 7 (8 ч)

Практика (2 ч)



ЗАДАНИЕ 7. 1.

Из предложенных вариантов ответов выберите правильный.



20 мин

ЗАДАНИЕ 7.2.

Проанализируйте сюжет и сформулируйте:

Обоснование инициации проекта (потребности, из-за которых проект образовался).

Основную цель и продукт проекта, основные характеристики продукта.

Желаемые результаты проекта.

Критерии успеха проекта.



20 мин

ЗАДАНИЕ 7.3.

Проведите структурную декомпозицию работ по сценарию из задания 2.7. Постройте иерархическую структуру работ в проекте по принципу этапов жизненного цикла



20 мин

ЗАДАНИЕ 7.4.

Разработайте сетевую модель своего проекта.



20 мин

ЗАДАНИЕ 7.5.

В рамках сюжета заданий 2.7 - 2.8. создайте календарный план реализации проекта «Съемка корпоративного видеофильма».

Исходите из двух критериев оптимальности — время и стоимость. Добейтесь минимально возможных значений этих параметров с учетом имеющихся ресурсных ограничений.

Рассчитайте стоимость проекта с учетом людских ресурсов. Сформулируйте Ваше коммерческое предложение, указав в нем:

Сроки выполнения проекта

Стоимость проекта



20 мин

ЗАДАНИЕ 7.6.

Из предложенных вариантов ответов выберите правильный.



20 мин

РАЗДЕЛ 3. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА К РЕАЛИЗАЦИИ

9 день

Лекция 8.

3.1 ПОРТФЕЛЬ ФАНДРАЙЗИНГА ПРОЕКТА –



Лекция 8 (4 ч)

Практика (145 ч)



ЗАДАНИЕ 8.1.

Обсудите в проектной команде кандидатуры потенциальных доноров проекта. Опишите их. Почему их может заинтересовать ваша инициатива? Результаты обсуждения представьте в таблице.



20 мин

ЗАДАНИЕ 8.2.

Проранжируйте с позиции привлекательности в вашем регионе десять инструментов фандрайзинга. Оцените свои возможности привлечения этих ресурсов.



20 мин

ЗАДАНИЕ 8.3.

С командой обсудите проблему использования интернета как инструмента фандрайзинга. Сформулируйте способы его возможного применения при поиске ресурсов под ваш проект.



20 мин

ЗАДАНИЕ 8.4.

Составите текст письма-запроса в потенциальный фонд-донор.



20 мин

ЗАДАНИЕ 8.5.

Отыграйте в команде переговоры с предполагаемыми спонсорами, если потенциальный донор имеет следующую иерархию мотивов благотворительности (по убывающей): 1. Потребность признания другими. 2 Потребность самоутверждения. 3. Страх оказаться «в той же шкуре». 4. Неудобно отказать. 5. Из сострадания к социально незащищенным.



20 мин

10 день


Лекция 9.

3.2 ЭФФЕКТ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА –



Лекция 9 (4 ч)

Практика (145 ч)



ЗАДАНИЕ 9.1.

Назовите ваших любимых публичных ораторов. Аргументируйте



20 мин

ЗАДАНИЕ 9.2.

Какие потенциальные помехи вы могли предусмотреть, если бы проводили презентацию в тех условиях, где сейчас находитесь?



20 мин

ЗАДАНИЕ 9.3.

Составьте схему анализа презентации вашего проекта. Самостоятельно задайте критерии для анализа и их интерпретацию.



20 мин

ЗАДАНИЕ 9.4.

Создайте воздействующий слайд (его графическую версию в тетради), чтобы проиллюстрировать наиболее важное конкурентное преимущество продукта или услуги вашего проекта.



20 мин

ЗАДАНИЕ 9.5.

Переделайте раздел текста (из книги, газеты, журнала) так, чтобы он предназначался не для читателя, а для слушателя.



20 мин

Подведение итогов – представление проектов







  1. Понятие проекта

1.1 ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Лекция 1 (4 ч)


Проект (от лат. рroject брошенный вперед) временное предприятие, имеющее своей целью создание уникального продукта, услуги или достижение конкретного результата в заданные сроки, в рамках указанного бюджета.

ЗАДАНИЕ 1.1.

К каким из нижеприведенных определений относятся следующие характеристики проектной деятельности:

«эффективность», «результативность», «оптимальность», «интенсивность»?

.__________________- степень согласованности целей и полученных результатов.

._________________ - экономия затраченного времени и усилий команды при достижении целей.

._________________ - время, затраченное на достижение целей.

._________________ - затраченные усилия со стороны участников процесса для достижения целей и их удовлетворенность полученными результатами.

Не всегда успех продукта и успех проекта сочетаются в одном проекте.


Например, всемирно известное здание оперы в Сиднее является шедевром современной архитектуры, то есть успешным продуктом. Но проект по производству этого продукта был провальным: плановые сроки и затраты были превышены в несколько раз, а архитектора (менеджера проекта) даже отстранили от работ.

Есть и обратные примеры, когда соблюдаются бюджеты и сроки, но продукт, полученный в результате, не решает проблем, из-за которых начинался проект.

За проектным мышлением будущее!

http://im6-tub.yandex.net/i?id=77215606&tov=6



Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это специальная деятельность (уникальная последовательность действий), имеющая начало и конец во времени, направленная на получение заранее определённого результата (достижения определённой) цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, предполагающая целенаправленное улучшение ситуации, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Проект – это инструмент решения проблемы, определенная деятельность с определённым сроком, бюджетом, механизмом реализации. У проекта всегда есть результат.

Среди отличительных особенностей проекта можно выделить:

- наличие проблемы (потребности), для решения которой предпринимается какая-либо последовательная деятельность. При этом важно понимать, что проектная проблема, как правило, шире организационных проблем, которые рождаются внутри организации или группы физических лиц. Она относится к разряду социально-экономических или гражданских проблем, таких, как, например, проблемы доступа к информации, обеспечение равных прав и равных возможностей для разных категорий социальных групп населения, снижение уровня бедности определенных социальных групп, необходимости развития определенных услуг и т.п.;

- четкие сроки начала и окончания работ;

- специально выделенные для осуществления проекта ресурсы;

- предсказуемые, определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.

Именно наличие проекта позволяет перейти от идеи как таковой к ее конкретному воплощению, четко и ясно объяснить единомышленникам, инвесторам, обществу в целом, как и за счет чего произойдут изменения к лучшему.



Особенности функциональной и проектной деятельности

В целом деятельность любого предприятия или организации может быть определена либо как функциональная, либо как проектная (возможны их комбинации).




Рис. 1 Характер протекания функциональной и проектной деятельности

Функциональная деятельность сама по себе не имеет ни начальной, ни конечной даты. Работы повторяются по тиражированию одного и того же продукта (услуги). Проекты всегда ограничены во времени, имеют даты окончания, а их результат (продукт или услуга) всегда будут уникальны (рис. 2)


Рис. 2. Отличительные черты проектной деятельности

Функциональная деятельность и проекты различаются, главным образом тем, что оперативная деятельность — это продолжающийся во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются временными и уникальными.



Отличительные признаки текущей деятельности:

  • эта работа периодически повторяется;

  • не определена дата ее завершения;

  • после достижения поставленных целей получают новые и продолжают выполняться.

Отличительные признаки проектной деятельности:

  • эта работа ограничена по времени;

  • эта работа уникальна

  • эта работа завершается при достижении цели

Примерами проектов могут быть:

  • разработка нового изделия (продукта, услуги);

  • осуществление изменений в структуре управления организации;

  • внедрение нового вида услуг;

  • запуск в производство нового изделия;

  • разработка или приобретение новой или усовершенствованной информационной системы;

  • внедрение новых процедур управления.

Проектами не являются:

  • Контроль и качество выпускаемой продукции;

  • Замена старой оргтехники на новую;

  • Ведение документооборота;

  • Выполнение ежедневных плановых заданий.

Пример.

Руководством железной дороги принято решение о регулярном показе на видео-мониторах ж/д вокзалов рекламных роликов.

Проект это или нет? Это проект.

Какова цель проекта? Опробовать новый вид сервиса, которого раньше не существовало.

Это уникальное предприятие? Да, подобных мероприятий не было раньше. Это вид сервиса, которого раньше не существовало.

Имеет ли этот проект четко ограниченные временные рамки? Да, проект начинается в заранее определенное время и закончится в установленную дату.

Как определить, что проект закрыт? После того, как ролики будут запущены, проект можно считать закрытым.

ЗАДАНИЕ 1.2.

Определите, какие из ниже перечисленных видов деятельности являются проектными, а какие — функциональными:



Деятельность

Виды деятельности

Функциональная

Проектная

1

2

3



4

5

6




Строительство нового фонтана.

Ведение кадровой документации.

Проведение молодежного слета.

Реконструкция исторического здания.

Научно-исследовательский эксперимент по разработке новой логистической схемы грузовых перевозок.

Расчет экономических показателей рентабельности эксплуатации пассажирских вагонов повышенной комфортности в зимнее время.

Установка нового программного обеспечения.

Обучение менеджеров по продажам техникам разрешения конфликтных ситуаций






С точки зрения использования результатов проекты можно разделить на:


  • исследовательские, направленные на дополнительное исследование проблемных ситуаций;

  • пилотные, направленные на разработку новых решений и их апробацию с целью выявления технологических проблем;

  • модельные, направленные на обобщение опыта

и оптимизацию процессов производства и управления;

внедренческие, направленные на достижение экономического эффекта от внедрения отработанных модельных технологий.




Рис. 6. Виды проектов по полученным результатам
Не обращаясь далее к другим подходам и критериям классификации проектов, отметим, что каждый вид проектов имеет свои особенности, ограничения и требования по внедрению, которые необходимо учитывать при разработке структуры проекта.

Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея – проект уже стоит на стадии замысла.

При инициации идеи лучше всего отталкиваться от содержания проблемы, ведь проект обусловлен поиском решения проблемной ситуации в той или иной сфере.

Методика матрицы идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.

С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Из чего состоит проект?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница