Учебно-методическое пособие для студентов специальности 100101. 65 «Сервис» Пятигорск 2011г. Ббк 85. 11 Ш 65




страница1/7
Дата06.05.2016
Размер1.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

(ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

Кавминводский институт сервиса (филиал)


    1. (КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)





Шиховцова Н.Н.

«Инфраструктура городской среды»


учебно-методическое пособие для студентов специальности 100101.65 «Сервис»

Пятигорск 2011г.



УДК 711.4

ББК 85.11

Ш 65
Кафедра «Сервис»
Составитель:

к.пед.н., доцент кафедры «Сервис» Шиховцова Н.Н.



Рецензент:

к.т.н., доцент кафедры «Сервис» Богданов В.И.



Шиховцова Н.Н.

Инфраструктура городской среды: Учебно-методическое пособие.- Пятигорск: РИО КМВИС,2011г.-107с.


Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебным планом программы ОПО и ПК «Сервис в жилищной и коммунально-бытовой сферах» и ставит своей целью приобретение студентами (слушателями) необходимых знаний и навыков организации и комплексного развития инфраструктуры жилищной и коммунально-бытовой сферы.

Содержание пособия выступает в качестве системы теоретико-методических и организационно-практических основ, определяющих уровень теоретических знаний и практических навыков, позволяющих студенту (слушателю) иметь целостное представление о механизме функционирования инфраструктуры жилищной и коммунально-бытовой сферы.

Печатается по решению Методического совета КМВИС для внутривузовского издания (протокол №4 от 19.12.2011г.)

© КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»

© Шиховцова Н.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические и методологические основы организации инфраструктуры

Территориальная организация сферы обслуживания

Территориальная организация жилых районов города

Территориальная организация инженерной инфраструктуры города

Территориальная организация отраслей коммунального хозяйства города

Территориальная организация бытового обслуживания населения



Лекция 1. Теоретические и методологические основы организации инфраструктуры

1.1. Понятие, содержание, свойства и особенности инфраструктуры

Термин «инфраструктура» пришел в экономику из строительного дела, где означал основание, фундамент, нижнее строение. В переносном смысле это слово стало обозначать совокупность внешних, по отношению к рассматриваемому производству (отрасли) сооружений, например на железнодорожном транспорте под инфраструктурой понимают совокупность станционных и пристанционных сооружений.

В экономической литературе понятие «инфраструктура» стало широко применяться в начале 50-х годов в работах американских ученых. Одним из исследователей, который впервые применил этот термин, был Розенштейн-Родан, определивший инфраструктуру как комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности населения. Он выделил два основных вида инфраструктуры: хозяйственную (производственную) и социальную.

Несмотря на то, что понятие «инфраструктура» в мировой экономической литературе употребляется более 50 лет, до сих пор нет единого мнения о конкретном его содержании. Розенштейн-Родан выделил в составе социальной инфраструктуры так называемую институциональную инфраструктуру, т.е. органы управления, другие исследователи считают, что управление не является обслуживающей системой и не может быть оторвано от сферы или отрасли хозяйства, в рамках которых оно функционирует.

Видный отечественный экономист А.Е. Пробст определил инфраструктуру как «фундамент для развития всех остальные отраслей хозяйства, как базу, обслуживающую их и обеспечивающую их функционирование и развитие, как базу для дальнейшего хозяйственного освоения территории и создания на ней соответствующих производственно-территориальных комплексов».

Сходное понимание инфраструктуры дается и в энциклопедическом словаре географических терминов, инфраструктура определяется как часть национального богатства, не относящаяся непосредственно к той или иной отрасли, но имеющая большое значение для всего народного хозяйства.

В рамках настоящего курса правомерно использовать определение, данное в словаре Э.Б. Алаева «Экономико-географическая терминология». Инфраструктура — это сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем, прямо не относящихся к производству материальных благ, но необходимых: как для самого процесса производства (производственная инфраструктура), так и для обеспечения повседневной жизни, населения (социальная инфраструктура).

Инфраструктура представляет собой систему, состоящую не только из определенного числа отраслей и подотраслей, но и совокупность иерархических территориальных систем. Таким образом, в состав инфраструктурно-территориального комплекса входят следующие элементы.

1. Производственная инфраструктура: железнодорожный, автомобильный, речной, морской, трубопроводный и воздушный транспорт, система газоснабжения, система связи, энергетическая система, система водоснабжения и канализации, материально-техническое обеспечение.

2. Социальная инфраструктура: жилищное и коммунальное обслуживание, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, общее образование, детские дошкольные учреждения, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и обслуживание, рекреационное обслуживание, обслуживание культурных потребностей, кредитно-страховое обслуживание, охрана имущества и прав граждан, услуги связи (в части обслуживания населения) пассажирский транспорт.

3. Институциональная инфраструктура: государственные учреждения, высшие учебные и научно-исследовательские институты, биржи и др.

Разграничение социальной и производственной инфраструктуры определяется тем, что уровень развития первой связан с численностью населения, а второй – с ростом производственных мощностей. Уровень развития производственной инфраструктуры сопоставим с общим экономическим потенциалом страны, региона, тогда как уровень развития социальной инфраструктуры больше свидетельствует о жизненном уровне населения. Если проектирование элементов социальной инфраструктуры ведется из расчета на душу населения по нормативам, то проектирование элементов производственной инфраструктуры ведется в основном из расчета уровня развития производительных сил страны, региона.

Институциональная инфраструктура, хотя и имеет важное значение, значительно уступает первым двум по значимости и особенно по фондоемкости.

При планировании, проектировании и обосновании развития элементов инфраструктурного комплекса необходимо рассматривать его как целостную единую систему. Инфраструктура является важным звеном территориально-производственных комплексов (ТПК) регионов, призванным планировочно организовать все элементы инфраструктуры в единое целое. Связать промышленные, агропромышленные и рекреационные комплексы с селитебной территорией, создать комфортные условия труда, быта и отдыха населения, а также обеспечить четкое управление территориальными комплексами и системами.

Инфраструктура создает объективные условия для решения региональных научно-технических проблем. Развитие систем инфраструктуры повышают уровень информационной обеспеченности, позволяют оптимизировать процессы распределения, обращения и потребления общественного производства. Темпы будущего роста производства и повышение его экономической активности во многом зависят от следующих свойств и особенностей инфраструктуры:

– все составляющие ее отрасли не создают новых материальных ценностей, а затраты на создание инфраструктуры окупаются продукцией производственных отраслей ТПК, которые она обслуживает (промышленность, сельское хозяйство и др.);

– плотность размещения объектов инфраструктуры очень неравномерна, но различия между экономически развитыми и отсталыми районами по уровню оснащенности элементами инфраструктуры менее резкие, чем по уровню общего экономического развития;

– уровень развития инфраструктуры, особенно социальной способствует закреплению трудовых ресурсов, сокращению текучести кадров;

– подавляющая часть элементов инфраструктуры поддается количественной оценке (мощность, протяженность, стоимость, пропускная способность, емкость и др.);

– инфраструктура в значительной степени определяет хозяйственный потенциал района и его народнохозяйственную емкость, т.е. способность принять новые предприятия и отрасли без существенных сопряженных затрат;

– уровень, масштабы и темпы формирования и развития инфраструктуры в каждом регионе определяется взаимодействием комплекса отраслевых и региональных условий и факторов, как природных, так и социальных.

Все это создает возможности конструктивного подхода к организации инфраструктуры, который учитывает временной промежуток между принятием инвестиционных решений и осуществлением проектов развития элементов инфраструктуры и их систем, которые влияют на пространственную структуру народнохозяйственного комплекса региона.

Одной из особенностей инфраструктуры является большая инерционность, которая определяется не только большими сроками эксплуатации объектов (железных и автомобильных дорог, трубопроводов), но и наращиванием новых элементов на уже сложившемся каркасе (строительство ЛЭП и др.). Причем наращивание отдельных ее звеньев осуществляется почти при полной сохранности основного каркаса.

Эта инерционность часто ограничивает проведение прогрессивных оптимальных пространственных преобразований. Коренная реконструкция инфраструктуры вызвала бы огромные затраты труда и материальных средств, поэтому существующая система региональной инфраструктуры является стержнем для развития и реконструкции ее элементов.

Общим свойством различных групп инфраструктуры является то, что их функции, как правило, межотраслевые.
1.2. Инфраструктура региона: сущность, особенности развития и размещения

В экономической литературе выделяют инфраструктуру магистральную, региональную и локально-производственную. Магистральная инфраструктура создает возможности для бесперебойного функционирования всего народнохозяйственного комплекса. Она является его материальной основой. В хозяйственной практике к ней относятся объекты, обеспечивающие межрегиональный обмен и общехозяйственные связи.

Локальная инфраструктура обеспечивает воспроизводство в рамках предприятия (объединения), к ней относят объекты, находящееся в подчинении предприятия, состоящие на его балансе, но обладающие определенной хозяйственной самостоятельностью.

Региональная производственная инфраструктура - понятие более сложное. Поэтому для определения ее сущности и особенностей развития дадим характеристику экономического положения региона в системе общественного воспроизводства. Экономическое положение региона определяется двумя основными факторами. Во-первых, развитием его хозяйства, которое, в свою очередь, обусловлено экономико-географическим положением, природными условиями и ресурсами. Во-вторых, спецификой взаимодействия производительных сил и производственных отношений в границах региона.

Под регионами в экономической литературе понимается крупная территория страны, обладающая целостным специализированным народнохозяйственным комплексом, сформировавшимся на основе общественного разделения труда и местных природных ресурсов, а также развитой административной, хозяйственной и общественной инфраструктурой. Регион, как основная единица территориального планирования, должен вписываться в административно-территориальное устройство страны и иметь достаточно сложную систему управления экономическим и социальным развитием.

Основой региона является его хозяйственный комплекс, который и определяет место региона в общественном производстве, его внешние и внутренние связи. Характерными чертами регионального комплекса являются.

1. Сравнительно узкая специализация, основанная на потребностях общественного разделения труда и использовании местных природных ресурсов.

2. Определенная завершенность и замкнутость межотраслевых и межрайонных связей.

3. Относительная экономическая обособленность и наличие особого экономического интереса.

4. Наличие особенного хозяйственного механизма, отличающегося содержанием и функциями от соответствующих категорий на других уровнях управления.

5. Общность и взаимосвязь экономического и социального развития.

Функционирование регионального комплекса определяется внешними и внутренними факторами и связями. Можно сказать, что внешние связи обеспечивает магистральная инфраструктура, а внутренние связи обеспечивает – региональная инфраструктура. При этом в состав региональной инфраструктуры входят как объекты местного подчинения, так и вышестоящего подчинения. Однако, в каждом конкретном регионе как внешние, так и внутренние связи могут обеспечивать одни и те же предприятия и организации. Часто все находящиеся на территории региона объекты инфраструктуры подчиняются органам управления, расположенными за его границами.

Поэтому к региональной инфраструктуре следует относить все объекты, участвующие в региональном воспроизводстве:

- объекты магистральной народнохозяйственной инфраструктуры, осуществляющие транзитные связи (эти объекты в народнохозяйственный комплекс не включаются, а учитываются при планировании как внешняя среда);

- объекты универсальной инфраструктуры, обеспечивающие выполнение функций его территориальной специализации (эти объекты могут быть объединены в особый региональный комплекс и планировать свою деятельность должны на основе заявок всех предприятий и организаций региона);

- объекты магистральной и локальной инфраструктуры специального назначения (эти объекты должны быть непосредственно или условно распределены по конкретным целевым комплексам региона: лесопромышленному, агропромышленному, машиностроительному и др., и строить свою деятельность на основе их технологических связей).

Объекты инфраструктуры неразрывно связаны с территорией. Переносить их с одного места на другое – или нецелесообразно, или вовсе невозможно, это обстоятельство обязывает очень продуманно подходить к их размещению, т.к. исправление допущенных ошибок потребует значительных непроизводительных затрат труда, средств, материалов.

Территориальная организация систем инфраструктуры выражается в таком подборе состава элементов, который позволяет компактно разместить их в определенных районах и направлениях. Свое материальное выражение территориальная организация систем инфраструктуры находит в комплексных схемах развития инфраструктуры и в районных планировках.

Размещение производственной инфраструктуры в районной планировке – первый этап проектирования. На этом этапе разрабатывают только принципиальную схему размещения всех элементов инфраструктуры. При детальном проектировании границы отведенных в районной планировке земельных участков могут быть изменены, но это изменение должно быть незначительным, и не нарушать принципиальную схему остальных запланированных объектов, материалы планировки могут быть приняты за основу проектного задания на строительство каждого элемента.

Опыт регионального планирования и разработок схем и проектов районной планировки подтвердил необходимость разработки специального проектного документа – комплексной схемы инфраструктуры региона (области) и технико-экономического доклада комплексного развития инфраструктуры. Основной задачей этих документов является детализация и уточнение отдельных положений схем регионального планирования, районных планировок в инфраструктурном аспекте (транспорт, водоснабжение и др.), более глубокое экономическое и техническое обоснование комплексного развития всех элементов инфраструктуры в тесной связи с развитием отдельных отраслей народного хозяйства.

Многие вопросы региональной инфраструктуры решаются районной планировкой. Она должна обеспечивать:

– взаимоувязанное размещение и развитие каждого элемента инфраструктуры и всей системы в целом;

– пространственную компоновку элементов и всей системы;

– оптимальную конфигурацию, структуру и конструкцию сетей;

– выделение для систем инфраструктуры необходимых территорий, таких как «коридоры» для производственной инфраструктуры.

Районная планировка включает технико-экономические решения совокупности задач по размещению в районе хозяйственных комплексов, систем населенных пунктов и систем инфраструктуры. В схемах и проектах районной планировки разрабатываются системы научно-технического обслуживания и образования, которые в современных условиях особенно важны для обеспечения высокого технического уровня развития районов с учетом их специфических особенностей и природных условий.

Районной планировке принадлежит важная роль в проектировании и обосновании территориальной сопряженности и синхронности создания инфраструктуры, особенно на вновь осваиваемых территориях.

Из всего сказанного следует, что главной задачей территориальной организации инфраструктуры является изучение экономических пространственных систем инфраструктуры с целью их комплексного размещения, развития элементов сетей и систем, рационального использования территорий, снижения стоимости изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации.

Одной из основных задач является анализ частных и специальных планировок, отраслевых, экономических и инженерных решений по размещению и развитию инфраструктуры и выработки синтетических решений по комплексному ее размещению и развитию.

Одной из первоочередных задач является разработка комплексных целевых программ инфраструктуры региона и всей страны.


1.3. Понятие производственной инфраструктуры и необходимость ее комплексного развития

Производственная инфраструктура – это совокупность организационно обособленных структурных подразделений и соответствующих технических устройств, конечным результатом деятельности которых, является обслуживание и обеспечение основной деятельности предприятий, организаций и отраслей материального производства и непроизводственной сферы. В соответствии с этим определением в состав производственной инфраструктуры включаются все виды транспорта, кроме промышленного, связь, материально-техническое обеспечение, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение и другие.

Средства производства инфраструктуры значительно отличаются от средств производства, которые она обслуживает, например, средства труда производственной инфраструктуры кроме механических содержат значительную часть сосудистых, служащих для хранения и передвижения предметов труда (контейнеры, трубопроводы и т.д.). К ним относятся и всеобщие средства труда; предварительно подвергшиеся процессу труда (каналы, дороги, мосты).

В связи с этим можно выделить две группы элементов, составляющих средства труда производственной инфраструктуры.

Элементы инфраструктуры, обеспечивающие осуществление процесса воспроизводства в пространстве: автомобильные и железные дороги, трубопроводы, электрические сети, системы газоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения, линии связи, система мелиоративных, канализационных и очистных сооружений.

Элементы системы материально-технического обеспечения, хранения и заготовки (элеваторы, склады, порты, железнодорожные станции, газохранилища и нефтехранилища).

Инфраструктура, осуществляя свои функции, решает задачи на всех уровнях хозяйственной деятельности: народнохозяйственном, региональном, локальном. В целом эти задачи можно свести к следующему:

- обеспечение многосторонних и все усложняющихся связей хозяйственной организации и сфер деятельности;

- создание условий для развития разделения и кооперации труда через освобождение отраслей производства от функций самообслуживания основной деятельности процесса производства;

- обеспечение сохранения массы и потребительских свойств продукции;

- ускорение процесса воспроизводства, через сокращение времени обращения общественного продукта.

- обеспечение прочих общих условий деятельности хозяйственной кооперации труда.

Развитие систем производственной инфраструктуры должно основываться на комплексном подходе. Комплексное развитие производственной инфраструктуры предполагает:

- обеспечение технологической согласованности и сбалансированности ее элементов (транспорта, связи и других составляющих);

- обеспечение согласованности ее иерархически связанных объектов (магистральных, региональных, локальных), расположенных на данной территории;

- согласованность функционирования и развития объектов инфраструктуры в ведомственном плане, т.е. сбалансированность в развитии транспорта, связи, материально-технического обеспечения, находящихся в подчинении различных министерств и ведомств.

С учётом этих обстоятельств комплексное развитие производственной инфраструктуры должно основываться на сочетании отраслевого и территориального аспектов. В настоящее время преобладает ведомственный подход, как в планировании, так и в управлении отраслями производственной инфраструктуры. На практике необходимо усиление именно территориального подхода. Это вызвано следующими обстоятельствами.

Производственная инфраструктура жестко привязана к определенной территории и не обладает свойством территориальной взаимозаменяемости, таким образом, она превращается в один из своеобразных видов ресурсов. Поэтому комплексное и эффективное использование этого ресурса возможно только в рамках территориального планирования и управления. Региональная производственная инфраструктура является фактором комплексного хозяйствования в пределах определенной территории, что невозможно полностью учесть в отраслевых планах.

Производственная инфраструктура является ресурсом межотраслевого назначения. Все хозяйственные субъекты на данной территории пользуются инфраструктурными объектами. Поэтому, неизбежны столкновения интересов по поводу потребления инфраструктурных услуг. В этих условиях правильные и эффективные решения могут обеспечить территориальные плановые и управленческие органы, а не многочисленные инфраструктурные ведомства. Это объясняется тем, что территориальные органы располагают полной информацией о месте данного региона в народнохозяйственном разделении труда и долгосрочной концепции его развития.

Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей и отдельных видов производств. Планирование инфраструктуры характеризуется огромной ведомственной разобщенностью даже на народнохозяйственном уровне, а на уровне области эта разобщенность еще больше. С другой стороны, именно на региональном уровне в первую очередь проявляется комплексный характер производственной инфраструктуры. Поэтому на региональном уровне требуется координация планирования и управления инфраструктурных отраслей. Это должно стать задачей территориальных органов.

Однако, территориальное планирование производственной инфраструктуры не должно дублировать отраслевое планирование. За отраслевым планированием остается установление единой технологической и технической политики в отрасли, распределение капиталовложений по направлениям и объектам, подготовка кадров, решение вопросов организации производства и т.д.

Территориальные органы, в области планирования производственной инфраструктуры, решают следующие задачи:

- установление для хозяйственных организаций и предприятий региона приоритетов по использованию инфраструктурных мощностей на долгосрочную перспективу;

- определение потребностей регионального хозяйства в основных видах инфраструктурных услуг на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- балансовая увязка региональных потребностей и производственных мощностей инфраструктурных отраслей на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- планирование организациями и предприятиями региона лимитов потребления основных видов инфраструктурных услуг (среднесрочное и годовое);

- комплексная увязка функционирования и развития основных инфраструктурных отраслей (среднесрочное и годовое планирование).

Сочетание отраслевого и территориального подхода в планировании производственной инфраструктуры возможно в рамках следующей схемы. Все организации и предприятия, расположенные в регионе, представляют в территориальный плановый орган показатели потребности в основных инфраструктурных услугах на плановый период. В свою очередь, инфраструктурные региональные ведомства представляют в этот орган проекты развития подведомственных отраслей на тот же период с тем, чтобы территориальный орган имел возможность повариантного рассмотрения этих показателей.

Затем территориальный орган осуществляет балансовую увязку, с одной стороны, потребностей региональной экономики с развитием инфраструктурных отраслей, с другой – функционирования и развития самих инфраструктурных отраслей между собой.

Далее, на основе установленной системы приоритетов распределяются лимиты инфраструктурного обслуживания для базисных отраслей, а также корректируются показатели развития инфраструктурных объектов. Отраслевые органы пересматривают предварительные планы с учетом информации территориальных органов и принимают уточняющие решения.

В конфликтных ситуациях компромиссное решение должно приниматься правительством соответствующей территории, которое может определить, что в данном случае более выгодно: сократить производство в отрасли, участвующей в конфликте, или наращивать производственные мощности инфраструктурных объектов, по обслуживанию этой отрасли в данном регионе.

Реализация этой схемы требует разработки конкретного методического аппарата, как для территориальных, так и для отраслевых органов управления. Первоначально необходима разработка методик расчетов норм, нормативов системы показателей и т.п. Эта организационная схема должна быть закреплена правовыми нормами и актами. Основной вопрос в том, как обеспечить действенность решений территориальных органов. Пока он не решен, территориальные планы так и будут оставаться простой сводкой ведомственных показателей, уже утвержденных и не подлежащих пересмотру.

Рассмотрим проблему методического обеспечения территориального планирования производственной инфраструктуры. Основной вопрос - это разработка системы показателей инфраструктурой деятельности. Показатели, которые используются в отдельных инфраструктурных отраслях, не всегда пригодны для территориального планирования. Большинство объемных показателей инфраструктурной деятельности не могут в непосредственном виде измерить функциональную потребность, а это значит, что величина такого показателя не свидетельствует о степени удовлетворения потребности в соответствующем виде инфраструктурных услуг. Отсюда следует, что большую часть показателей инфраструктурной деятельности нельзя нормировать. Это возможно только там, где существует способ соизмерения потребности и наличия мощностей по удовлетворению этой потребности.

Важнейшим направлением комплексности в планировании инфраструктуры также является согласованность ее динамики с развитием базисных отраслей, которые она обслуживает.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница