Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины




Скачать 470.02 Kb.
страница1/3
Дата11.05.2016
Размер470.02 Kb.
  1   2   3








Содержание

стр
1. Цели освоения дисциплины. ………………………………………… 4

  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО. …………………………4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………. 4

4. Структура и содержание дисциплины………………………………. 5

5. Образовательные технологии. ……………………………………….11

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………...12

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины. ……………………………………………………………… 29

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. ………………30


1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экономика» является формирование у студентов основы экономического мышления путем изучения главных разделов экономической науки.

Задачи, вытекающие из данной цели: передать знания об основных экономических концепциях, понятиях и терминах; обучить решению экономических задач и упражнений, закрепив тем самым знания экономической теории; сформировать основные компетенции студентов в сфере экономической науки.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть часть.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.

Место учебной дисциплины - в системе пропедевтических курсов - в совокупности дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, изучающих человека в разных гранях.

Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как история, философия, иностранный язык (преимущественно английский). В свою очередь, изучение дисциплины «Основы экономической теории» является необходимой основой для овладения знаниями по таким дисциплинам как экономика предприятия, маркетинг, финансы, экономика труда, менеджмент и др.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономика»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:



  • основные понятия, категории (в том числе их английские эквиваленты) и модели экономической науки - компетенции

  • закономерности функционирования современной экономики как на микро-, так и на макроуровне

  • теоретические основы государственного регулирования экономики и особенности экономической политики российского государства

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат и методы экономической науки в профессиональной деятельности

  • использовать принципы, законы и модели экономической теории для анализа отрасли (рынка), а также внешней и внутренней среды бизнеса

(организации)

  • логически стройно и четко строить устную и письменную профессиональную речь, формулировать и аргументировать свою позицию, грамотно использовать иностранные экономические термины



В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен обладать:

- владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

готовностью работать с нормативно-распорядительной документацией и применять основы экономических и правовых знаний для реализации профессиональных функций в области здравоохранения (ПК-11);



способностью и готовностью к реализации правовой компетентности, соблюдению норм в области профессиональной деятельности и оказанию помощи в защите прав и интересов пациента (ПК-12);



  • 4. Структура и содержание дисциплины.



Вид учебной работы

Всего часов

очная

Очно-заочная

заочная

Аудиторные занятия (всего)

36

20

10

В том числе:










Лекции

18

10

6

Практические занятия. Семинары

18

10

4

Самостоятельная работа студента (всего)

36

52

62

Вид промежуточной аттестации

зачет

3 сем

5 сем

2 сем



Тематический план дисциплины

«Экономика»

очная форма обучения


п/п

Раздел дисциплины

Max нагрузка

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

СРС



Экономика как наука, ее предмет и метод. Рынок как объективная закономерность общественного развития.

8

2

2

4

реферат, устный опрос



Теория спроса и предложения

8

2

2

4

тестирование



Государство в рыночной экономике

8

2

2

4

письменный опрос



Отношения собственности в рыночной экономике. Приватизация или разгосударствление как условие формирования рыночной экономики

8

2

2

4

реферат



Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике

8

2

2

4

Доклады, тестирование, опрос



Национальное хозяйство как объект экономического анализа

8

2

2

4

Доклады, тестирование, опрос



Макроэкономическая нестабильность: сущность и основные проявления

8

2

2

4

Доклады, тестирование, опрос



Мировое хозяйство и современные тенденции его развития.

16

4

4

8

Доклады, тестирование, опрос




Итого

72

18

18

36




Форма итогового контроля

Зачет

Тематический план дисциплины

«Экономика»

Заочная форма обучения


п/п

Раздел дисциплины

Max нагрузка

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

СРС



Экономика как наука, ее предмет и метод. Рынок как объективная закономерность общественного развития.

9

2




7

реферат, устный опрос



Теория спроса и предложения

9




2

7

тестирование



Государство в рыночной экономике

9

2




7

письменный опрос



Отношения собственности в рыночной экономике. Приватизация или разгосударствление как условие формирования рыночной экономики

7







7

реферат



Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике

7







7

Доклады, тестирование, опрос



Национальное хозяйство как объект экономического анализа

9

2




7

Доклады, тестирование, опрос



Макроэкономическая нестабильность: сущность и основные проявления

12







10

Доклады, тестирование, опрос



Мировое хозяйство и современные тенденции его развития.

12




2

10

Доклады, тестирование, опрос




Итого

72

6

4

62




Форма итогового контроля

Зачет


Тематический план дисциплины

«Экономика»

Очно-заочная форма обучения


п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

СРС



Экономика как наука, ее предмет и метод. Рынок как объективная закономерность общественного развития.

9

2

2

7

реферат, устный опрос



Теория спроса и предложения

9

2




7

тестирование



Государство в рыночной экономике

11

2

2

7

письменный опрос



Отношения собственности в рыночной экономике. Приватизация или разгосударствление как условие формирования рыночной экономики

9




2

7

реферат



Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике

9




2

7

Доклады, тестирование, опрос



Национальное хозяйство как объект экономического анализа

9

2




7

Доклады, тестирование, опрос



Макроэкономическая нестабильность: сущность и основные проявления

9

2




7

Доклады, тестирование, опрос



Мировое хозяйство и современные тенденции его развития.

5




2

3

Доклады, тестирование, опрос




Итого

72

10

10

52




Форма итогового контроля

Зачет

4.2. Содержание дисциплины.
1. Экономика как наука, ее предмет и метод. Рынок как объективная закономерность общественного развития.
На лекции рассматривается возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки. Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории. Метод экономической теории. Микро- и макроанализ. Позитивная и нормативная экономика. Особенности экономического познания. Экономические категории, законы, закономерности.

Рынок – это такой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги. При этом рынки принимаю самые различные формы. Все ситуации которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Рынки могут быть локальными (магазин спорттоваров), национальными или международными. В данной работе нас будут интересовать функционирование чисто конкурентных рынков, то есть рынков, где предполагается большое число независимо действующих участников, заинтересованных в обмене стандартных продуктов. Рынков типа зерновой биржи, фондовой биржи, валютной биржи. То есть таких рынков, где равновесная цена выявляется посредством согласованных решений продавца и покупателя.
2. Теория спроса и предложения.
Спрос описывается шкалой, отражающей готовность покупателей покупать данный продукт в течение определенного периода по каждой из разных цен, по которым его могут продавать. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. 

Предложение описывается шкалой, показывающей количество продукта, которое производители готовы предлагать к продаже на рынке в течение определенного периода по каждой из возможных цен, по которой он может быть продан.
3. Государство в рыночной экономике.
Анализ функционирования экономики на микро- мезо- и макроуровнях, требует рассмотрения роли государства в рыночной системе. Теперь необходимо обобщить части изученного материалы и сформировать целостное представление о месте государства в современной экономике. Для этого будут рассмотрены следующие основные проблемы:

    • необходимость и цели государственного регулирования экономики;

    • методы, способы воздействия государства на экономику;

    • основные проблемы вмешательства государства в экономическую систему;

    • модели государственного регулирования.



4. Отношения собственности в рыночной экономике. Приватизация или разгосударствление как условие формирования рыночной экономики.
В данном разделе дисциплины раскрывается ряд следующих вопросов:

1. Понятия приватизации и разгосударствления.

2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.

3. Приватизация в России и странах Западной Европы – во Франции, в Германии, в Испании.




5. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.
Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.
6. Национальное хозяйство как объект экономического анализа
В данном разделе рассматривается национальная экономика в качестве объекта исследования. Экономическая теория на определенном уровне анализа может абстрагироваться от ее национально-государственных особенностей, выделяя в ней наиболее типичные, характерные черты и признаки, позволяющие определить принадлежность национальной экономики к тому или иному типу хозяйства. Это, в свою очередь, помогает лучше видеть национальную специфику хозяйств и выделять национальные модели экономики: американскую, японскую, германскую и т.д.

Обращение к национальному хозяйству как к объекту экономической теории обусловило выделение государства в качестве особого субъекта экономики. Эта особенность определяется тем, что изначально государство было институтом политической системы общества, выступающей в виде внешней среды экономики. Но в современных условиях оно является составной частью экономики, способной оказывать весьма существенное воздействие на все общественное хозяйство.
7. Макроэкономическая нестабильность: сущность и основные проявления.
Макроэкономика в отличие от микроэкономики сосредотачивает свое внимание на изучение экономики в целом, т.е. экономического состояния страны в целом. Идеальная экономика должна быть в состоянии равновесия, т.е. слаженности и устойчивости, базирующихся на совокупной пропорциональности, гармоничном взаимодействии составляющих ее процессов и явлении. Однако очевидно, что такое равновесное состояние далеко от реальной действительности. Вместо устойчивого роста производство движется циклически через подъемы и спады. При общей тенденции к росту показатель занятости испытывает существенные колебания. 
8. Мировое хозяйство и современные тенденции его развития.
На современном этапе эволюции мирового хозяйства происходят заметные сдвиги в соотношении сил между основными его силовыми центрами. Кроме того, ряд стран и региональных группировок смогли добиться серьезного прогресса на пути экономического развития и, продолжая укреплять свои позиции в мировом сообществе, стали оказывать довольно заметное влияние на процессы совершенствования мирохозяйственных связей. В мире практически уже не осталось стран, не взаимодействующих между собой в экономической и прочих сферах, не находящихся на разных ступенях подключения к сложной системе мирохозяйственных связей и взаимозависимости.

Основная цель данного раздела дисциплины состоит в исследовании состояния мирового хозяйства и перспектив его развития.

В соответствии с данной целью в данном разделе были рассмотрены следующие задачи:

1. Определить понятие мирового хозяйства и показать основные тенденции его развития.

2. Раскрыть основные формы мирохозяйственных связей.

3. Рассмотреть перспективы развития мировой экономики.



5. Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины «Экономика» используются следующие методы обучения и формы организации занятий:

  • лекции;

  • семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

  • компьютерные занятия;

  • письменные или устные домашние задания;

  • расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;

  • обсуждение подготовленных студентами эссе;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

При реализации программы «Экономика» используются следующие образовательные технологии:



  • деловые игры для более глубокого освоения моделей рыночного равновесия, поведения потребителей и фирм;

  • ролевые игры в ходе сравнительного анализа различных экономических концепций и школ;

- разбор конкретных ситуаций как для иллюстрации той или иной теоретической модели, так и в целях выработки навыков применения теории при анализе реальных экономических проблем;

  • экономические тренинги в виде «мозгового штурма» при решении проблем и задач экономической теории;

  • внеаудиторная работа в форме обязательных консультаций и индивидуальных занятий со студентами (помощь в понимании тех или иных моделей и концепций, подготовка рефератов и эссе, а также тезисов для студенческих конференций и

т.д.).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница