Учебно-методический комплекс «Современный терроризм: сущность, причины, модели и механизмы противодействия»




Скачать 28.13 Mb.
страница1/129
Дата30.04.2016
Размер28.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   129


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

контракт №144/СВ-476 от 04 июля 2008 г. (КНИР «Импульс»)
раздел II


Учебно-методический комплекс

«Современный терроризм: сущность, причины, модели и механизмы противодействия»
Часть I

Москва, 2008 г.


Учебно-методический комплекс

«Современный терроризм: сущность, причины, модели и механизмы противодействия»

Часть I
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2

РАЗДЕЛЫ УМК


  1. Теоретические и исторические основания терроризма……….……………………..10

  2. Терроризм в контексте языка и культуры ………………………………………….140

  3. История терроризма в России………………………………………………………..392

  4. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с терроризмом: опыт, тенденции ………………………………………………………………………………………….643

  5. Новые формы политических и вооруженных конфликтов в современном мире…688

  6. Терроризм: правовые основы противодействия…………………………………….853

  7. Последствия терроризма для финансового сектора………………..……………...1030

  8. Регионалистика терроризма…………………………………………………………1263

  9. От стабилизации к реконструкции: опыт и перспективы урегулирования положения на Северном Кавказе .………………...…………………………………...………...1522

  10. Формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности в детском и подростковом возрасте ……………………………………………………………1673

  11. Психологическая подготовка специалистов, участвующих в проведении антитеррористических операций.…………………………………………………...1752

  12. Журналистика и средства массовой информации в условиях противостояния терроризму……………………………………………………………………………1833

  13. Оценка рисков террористических актов……………………………………………2020

ВВЕДЕНИЕ
Важным направлением повышения эффективности противодействия терроризму является разработка инновационных программ профессионального образования, имеющих целью подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере информационно-аналитического обеспечения антитеррористической деятельности. Основой для разработки и реализации таких образовательных программ является формирование их учебно-методической и нормативной базы. Данная задача носит междисциплинарный характер, поскольку проблема борьбы с терроризмом включает экономический, социальный, культурологический, психологический, правовой и другие аспекты.

Для решения подобной сложной и многоаспектной проблемы в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова было консолидировано экспертное сообщество, включающее ведущих специалистов ряда факультетов: государственного управления, экономического, юридического, философского, факультетов журналистики и психологии.

Центральное место в системе проектных мероприятий было отведено разработке модульного учебно-методического комплекса (УМК) «Современный терроризм: сущность, причины, модели и механизмы противодействия» как методической основе инновационных образовательных программ различного уровня в области аналитического обеспечения антитеррористической деятельности.

Модульный характер подготовленного учебно-методического комплекса позволяет на его основе проводить обучение по образовательным программам различных уровней (магистерским программам; программам повышения квалификации и переподготовки, программам подготовки специалистов) с учётом конкретных запросов определённых целевых аудиторий различных регионов Российской Федерации.

При разработке учебно-методического комплекса впервые была поставлена новаторская цель провести системный теоретический анализ и дать практические рекомендации по различным аспектам аналитического обеспечения антитеррористической деятельности. Данная работа опиралась на всесторонний анализ результатов как российских, так и зарубежных исследований в области антитеррористической деятельности.

Подготовка учебно-методических материалов велась в разрезе тематических модулей УМК. Каждый раздел комплекса включает описание компетенций, на формирование которых направлен учебный процесс (что будет знать, уметь и какими навыками овладеет обучающийся), перечень тем, аннотацию содержания темы, тексты лекций, контрольные вопросы, а также библиографию по разделу (список рекомендуемой литературы и интернет-источников). Дополнительно в комплекс входят другие учебно-методические материалы (например, задания для практических занятий, кейсы, тесты, перечень тем курсовых и дипломных работ, учебных проектов и т.п.).

Общий объём учебно-методических материалов, представленных в рамках разработанного методического комплекса составляет 2828 страниц. Структурно в рамках УМК выделены две части. В первой части (2048 страниц) представлены разделы, теоретическая и практическая разработка которых позволяет полно и всесторонне рассмотреть соответствующие проблемы аналитического обеспечения антитеррористической деятельности в ходе учебного процесса. Эта часть включает следующие разделы:


  1. Теоретические и исторические основания терроризма

  2. Терроризм в контексте языка и культуры

  3. История терроризма в России

  4. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с терроризмом: опыт, тенденции

  5. Новые формы политических и вооруженных конфликтов в современном мире

  6. Терроризм: правовые основы противодействия

  7. Последствия терроризма для финансового сектора

  8. Регионалистика терроризма

  9. От стабилизации к реконструкции: опыт и перспективы урегулирования ситуации на Северном Кавказе

  10. Формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности в детском и подростковом возрасте

  11. Психологическая подготовка специалистов, участвующих в проведении антитеррористических операций

  12. Журналистика и СМИ в условиях противостояния терроризму

  13. Страхование рисков террористических актов

Во второй части учебно-методического комплекса (780 страниц) представлены разделы по перспективным, недостаточно изученным в настоящее время темам аналитического обеспечения антитеррористической деятельности. Эти учебные материалы создают основу для дальнейшего расширения проблематики противодействия терроризму и разработки новых инновационных образовательных программ в этой области. Во вторую часть включены следующие разделы:

  1. Стратегии и методики обеспечения антитеррористической готовности современного государства в информационную эпоху

  2. Психология межэтнической напряжённости

  3. Социально-психологические аспекты противодействия терроризму

  4. Клинические аспекты психологии терроризма и антитеррористической деятельности

  5. Методологические проблемы психологии терроризма и контртеррористической деятельности

  6. Влияние глобализации на международный терроризм и меры по его преодолению

Содержание разделов, включенных в учебно-методический комплекс, отражает разнообразные проблемы антитеррористической деятельности, затрагивающие правовые, экономические, психологические, политико-управленческие, социокультурные и иные аспекты.

В разделе «Теоретические и исторические основания терроризма» описаны концептуальные основы феномена терроризма, приведена типология форм современного терроризма, дан обзор современных террористических организаций, их структура, формы и направления деятельности, проанализированы причины и факторы террористической деятельности.

Эксперты факультета государственного управления разработали модули, посвященные вопросам организационно-пропагандистских и информационных технологий противодействия террористическим организациям, информационно-аналитического обеспечения принятия решений в области безопасности и антитеррористической деятельности современного государства, стратегиям и методикам обеспечения антитеррористической готовности современного государства. Отдельный модуль посвящен исследованию феномена «терроризм» в контексте языка и культуры. Отдельное внимание было уделено проблемам социально-культурных основ терроризма в современной России, изучение опыта и перспектив урегулирования положения на Северном Кавказе. Раздел «Регионалистика терроризма» призван сформировать у обучающихся не только систему знаний об основных проблемах регионализации террористической деятельности, понимание процессов региональной трансформации терроризма, знание региональных особенностей террористической деятельности и региональной специфики террористических угроз. На основе отечественного и мирового опыта содействовать выработке общенаучных, организационно-управленческих и профессиональных компетенций, включающих формирование умений и навыков анализировать угрозы террористической деятельности в региональном контексте, составлять прогнозы возникновения региональных угроз терроризма.

Экспертами юридического факультета разработан раздел, посвящённый вопросам правовых основ противодействия терроризму. В данный раздел включены темы, затрагивающие уголовно-процессуальные аспекты борьбы с террористической деятельностью. При этом предпринята попытка дать криминологическую характеристику явления. В рамках данного раздела предусмотрено изучение природы, форм и практики терроризма в современном мире, различных подходов к борьбе с ним; формирование четкого понимания основных направлений текущей политики Российской Федерации в сфере уголовно-правового противодействия терроризму; получение твердых знаний о конкретных составах преступлений, носящих террористический характер; получение представления об основных проблемах квалификации данных составов преступлений. Наравне с этим происходит изучение норм международного уголовного права в области борьбы с терроризмом; рассмотрение норм зарубежного законодательства и анализ опыта борьбы с терроризмом в других государствах; уяснение идеологии и причинности терроризма. В результате у обучающихся вырабатываются умения самостоятельно анализировать проблему терроризма в национальном, региональном и глобальном контексте.

Экономические аспекты представлены в модуле «Оценка рисков террористических актов» (с привлечением достижений международного опыта страхования риска террористических актов), который логически дополняется разделом «Последствия терроризма для финансового сектора», направленным на развитие у слушателей способности оценивать возможные изменения на финансовых рынках и в ходе реализации инвестиционных проектов в случае совершения террористических актов, вырабатывать обоснованные административные и управленческие решения для минимизации негативных последствий.

Содержание модулей «Влияние глобализации на международный терроризм и меры по его преодолению», «Международное и межгосударственное сотрудничество в борьбе с терроризмом» отражает нарастающий темп процессов глобализации.

Учебно-методический модуль «Религиозный экстремизм» как результат работы экспертной группы философского факультета акцентирует внимание на необходимости изучения данного явления с целью формирования этнорелигиозной толерантности как фактора утверждения гражданского согласия в полиэтническом и поликонфессиональном государстве.

Практическую направленность имеет раздел «Психологическая подготовка специалистов, участвующих в проведении антитеррористических операций», разработанный специалистами факультета психологии. Он преследует цель реализации комплексной программы обучения психологическим методам и навыкам активного психологического воздействия на состояние человека и повышения индивидуальной устойчивости к стрессу разных категорий сотрудников спецподразделений, принимающих непосредственное участие в проведении антитеррористических операций и ликвидации последствий террористических актов. Формирование указанных навыков и умений является необходимым компонентом в составе профессионально-значимых личностных качеств специалистов соответствующего профиля, способствующих эффективному выполнению трудовых задач в экстремальных условиях и оказанию действенной помощи населению в зоне террористической активности (в том числе лицам, пострадавших от террористических актов).

Кроме того, представлены учебные темы, посвященные психологии межэтнической напряженности и профилактики терроризма, онтогенезу формирования асоциальной и антисоциальной направленности личности, а также клиническим аспектам психологии терроризма и антитеррористической деятельности.
Полученные результаты создают фундамент для дальнейшего развития работ в данном направлении. В качестве перспективных направлений развития учебно-методической базы по аналитическому обеспечению антитеррористической деятельности представляются такие проблемы, как вопросы моделирования террористических угроз и антикризисных действий, применения современных информационно-коммуникационных технологий в информационно-аналитическом обеспечении антитеррористической деятельности. Дополнительного анализа требует и целый ряд экономических и социальных вопросов деятельности по противодействию терроризму; географический аспект антитеррористической деятельности, включая анализ истоков и методов противодействия морскому терроризму, анализ природных и социокультурных комплексов горных территорий как среды развития терроризма.

Поскольку в настоящее время можно говорить об ограниченности доступа обучающихся и преподавателей в некоторых регионах к актуальным ценным библиографическим источникам, постольку в качестве перспективного направления совершенствования учебно-методической базы представляется создание специализированного Интернет-портала, обеспечивающего интеграцию и эффективный доступ к существующим разнообразным информационным и образовательным ресурсам в области антитеррористической деятельности.

Для реализации учебного процесса на основе подготовленных учебно-методических материалов была разработана соответствующая нормативная база, включающая шесть магистерских программ и учебных планов по информационно-аналитическому обеспечению антитеррористической деятельности, проект государственного стандарта по специальности высшего профессионального образования, а также проект паспорта научной специальности

Разработанный учебно-методический комплекс «Современный терроризм: сущность, причины, модели и механизмы противодействия» позволяет проводить обучение по инновационным образовательным программам различного уровня (по подготовке магистров, специалистов, повышению квалификации и переподготовки) как на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, так и при консультационной поддержке в других образовательных учреждениях, расположенных в различных субъектах РФ. Разработанная учебно-методическая база создает основу для дистанционного обучения на основе современных информационных технологий.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   129


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница