Учебно-методический комплекс по уд б езопасность жизнедеятельности




страница1/12
Дата05.05.2016
Размер2.61 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры ______ Зам. директора по УР

_________________________

_________________________ __________ (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от_____20__г. «____» 20___ г.

Зав. кафедрой ___________ (Ф.И.О.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
КОД. Основы безопасности жизнедеятельности

ОПД. 05 Безопасность жизнедеятельности
«общеобразовательный цикл ОПОП»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

050146 Преподавание в начальных классах

Составитель: Данильченко Юрий Натавьевич, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»



Опочка, 2013

Учебно-методический комплекс по УД Безопасность жизнедеятельности составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от « _5__» _ноября_ 2009__ г. № _535____.

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Безопасность жизнедеятельности входит в общеобразовательный цикл ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, разработанной в соответствии с рабочей программой и ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, а также вопросы и задания по промежуточной и итоговой аттестации.
СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

4

2. Образовательный маршрут

8

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа


9

4. Глоссарий

11

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5.1. Текущий контроль

5.2. Итоговый контроль по УД/МДК


181

6. Информационное обеспечение дисциплины

187


  1. ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая сообщения, рефераты.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится зачет.

В зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Зачет выставляется на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим;



Вы должны знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности

их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых

имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):


Название ОК

Результат, который Вы должны получить

После изучения содержания УД (показатели)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Умение объяснять сущность и социальную значимость своей будущей профессии воспитателя дошкольного образовательного учреждения;

- проявление интереса к педагогической литературе и педагогическим инновациям.



ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Обоснование постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;

- самоконтроль своей профессиональной деятельности.



ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- Принятие адекватных решений в стандартных и нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Отбор и практическое использование необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач и профессионального личностного развития специалиста будущего.


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Постановка цели, выбор методов и приемов в планировании, организации и контроле деятельности, направленные на формирование мотивации воспитателя детей;

- анализ своей профессиональной ответственности за качество проведенных воспитательных занятий, развивающих мероприятий.



ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

- Отбор и анализ современных методических материалов в связи с изменяющимися условиями профессиональной деятельности, а также с учетом психолого-педагогических особенностей школьников;

- проявление профессионального интереса к инновационным материалам и современным технологиям в области начального образования.




ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

- Знание способов, форм и методов профилактики травматизма в обеспечении охраны жизни и здоровья дошкольников;

- умение оказания первой помощи с использованием методик здоровье сберегающих технологий.



ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Достойное исполнение воинской обязанности

Содержание дисциплины поможет Вам подготовиться к последующему освоению профессиональных компетенций.

В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины.

Название ПК

Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины (показатели)

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

рациональное распределение времени на все этапы работы

ПК 1.2. Проводить уроки.

Соблюдать технику безопасности

при проведении уроков




Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

В случае если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.



  1. Образовательный маршрут по дисциплине/МДК


Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

лабораторные занятия

-

практические занятия

20

Точки рубежного контроля

-

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет


Желаем Вам удачи!



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Краткое содержание теоретического материала программы.

Раздел 1.

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Назначение и задачи Гражданской Обороны. Организация защиты и жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях. Средства защиты.

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхож­дения. Возможные экологические последствия, защита населения от последс­твий чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей.

Тема 3. Гражданская оборона, ее организация, предназначение и задачи по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.

Тема 4. Характеристика Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и правовые основы обеспечения жизнедеятельности человека в РФ.

Тема 5. Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения детей. Экологическая безопасность.



РАЗДЕЛ 2. Формирование привычек (стереотипа поведения) здорового образа жизни и охрана здоровья детей.

Тема 1. Здоровье и здоровый образ жизни.

Тема 2. Роль учителя в воспитании здорового поколения.

Тема3. Отдельные виды отклонений в состоянии здоровья детей и их профилактика.

Тема 4. Основные направления по воспитанию здорового образа жизни в детском возрасте

РАЗДЕЛ 3. Основы медицинских знаний и правила оказания доврачебной помощи.

Тема 1. Медицинская характеристика состояний, требующих оказания доврачебной помощи.

Тема 2. Характеристика детского травматизма. Доврачебная помощь.

Тема 3. Инфекционные болезни детей, их признаки, действия учителя при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах.

Тема 4. Острые отравления, тепловые и солнечные удары и первая по­мощь.

Тема 5. Первая помощь при массовых поражениях.




    1. Практические занятия (темы, содержание)




практического

занятия




Формы и методы контроля


Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1-2

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхож­дения. Возможные экологические последствия, защита населения от последс­твий чрезвычайных ситуаций.

Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Порядок действия на­селения. Рекомендации по поведению во время чрезвычайных ситуаций.



2




3-4

Тема 2. Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей.

Возможные жизнеопасные ситуации аварийного характера в жилищах. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Чрезвычайные ситуации локального характера на транспор­те. Правила поведения.



2




5-7

Тема 3. Гражданская оборона, ее организация, предназначение и задачи по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.

Гражданская оборона в колледже. Средства индивидуальной защиты.

Приборы радиационной и химической разведки и дозиметри­ческого контроля.


3




8-9

Тема 5. Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения детей. Экологическая безопасность.

Бытовой травматизм. Правила поведения во время подвижных игр.



2




10

РАЗДЕЛ 2. Формирование привычек (стереотипа поведения) здорового образа жизни и охрана здоровья детей.

Тема 1. Здоровье и здоровый образ жизни.

Двигательный режим детей, его значение для профилактики заболеваний. Медицинские и социальные аспекты вредных привычек, влия­ние алкоголя и табачного дыма на организм человека.



1




11

Тема 2. Роль учителя в воспитании здорового поколения.

Роль учителя в воспитании здорового школьника.



1




12

Тема3. Отдельные виды отклонений в состоянии здоровья детей и их профилактика.

Аллергические состояния у детей и их профилактика.




1




13-14

Тема 4. Основные направления по воспитанию здорового образа жизни в детском возрасте.

Основные направления по воспитанию здорового образа жизни в детском возрасте



2




15-16

РАЗДЕЛ 3. Основы медицинских знаний и правила оказания доврачебной помощи.

Тема 1. Медицинская характеристика состояний, требующих оказания доврачебной помощи.

Медицинская характеристика состояний, требующих оказания доврачебной помощи.



2




17-18

Тема 2. Характеристика детского травматизма. Доврачебная помощь.

Характеристика детского травматизма. Доврачебная помощь.




2




19

Тема 3. Инфекционные болезни детей, их признаки, действия учителя при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах.

Действия учителя при возникновении инфекционных заболе­ваний в детских коллективах.




1




20

Тема 4. Острые отравления, тепловые и солнечные удары и первая по­мощь.

Острые отравления, тепловые и солнечные удары и первая по­мощь.





1






ГЛОССАРИЙ

Приведен перечень основных терминов, знание которых необходимо для успешного изучения вопросов программы и сдачи зачета по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.


АВАРИЙНАЯ ЗАЩИТА, комплекс (подсистема) специальных устройств, предназначенных для своевременного реагирования на отклонения от установленных параметров работы системы потенциально опасных объектов и быстрого (как правило, в автоматическом режиме) устранения или недопущения причин и предпосылок возникновения ЧС.

АВАРИЙНАЯ ОБСТАНОВКА, совокупность факторов и условий, сложившихся в результате произошедшей аварии на стационарном объекте, на транспорте или в населенном пункте.

АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ, 1) сочетание условий и обстоятельств, создающих аварийную обстановку, положение; 2) инцидент потери управления источником ионизирующего излучения, который мог привести, но не привел к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды.

АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ НА ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКЕ, состояние ядерной установки, характеризующееся нарушением пределов безопасной эксплуатации, но не перешедшее в аварию.

АВАРИЙНАЯ СРЕДА, среда, образованная действием разрушительных сил (факторов) на объекты в зоне ЧС.

АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ, совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени мероприятий (работ), проводимых разнородными силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, одновременно и последовательно по единому замыслу и плану по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в загородные зоны.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА, совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ, самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного V' уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ, составная часть сил и средств РСЧС, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный срок неотложных работ в зонах ЧС как на территории России, так и за рубежом.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для ЭВМ и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, инструмент, применяемый при ведении работ, направленных на извлечение (разблокирование) пострадавших при выполнении АСДНР.

АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНОЕ ВЕЩЕСТВО (АХОВ), опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах).

АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНОЕ ВЕЩЕСТВО ИНГАЛЯЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ, аварийно химически опасное вещество, при выбросе (разливе) которого может произойти массовое поражение людей ингаляционным путем.

АВАРИЙНЫЙ ВЗРЫВ, взрыв, произошедший в результате нарушения технологии производства, ошибок обслуживающего персонала либо ошибок, допущенных при проектировании.

АВАРИЙНЫЙ ВЫБРОС, непреднамеренный выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (воду, почву, атмосферу) в результате аварий на технических системах, очистных сооружениях и т. гг.

АВАРИЯ, разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и/или выброс опасных веществ. Крупная авария (как правило, с человеческими жертвами) является катастрофой.

АВАРИЯ НА АЭС, нарушение установленного (штатного) режима работы ядерной установки, при котором произошел выход радиоактивных материалов и/или ионизирующих излучений в количествах, приводящих к значительному облучению персонала, населения и радиационному загрязнению окружающей среды.

АВАРИЯ НА МАГИСТРАЛЬНОМ ТРУБОПРОВОДЕ, авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом и выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению ЧС. В зависимости от вида транспортируемого продукта выделяют аварии на газопроводах, нефтепроводах и продуктопроводах.

АВАРИЯ НА ПОДЗЕМНОМ СООРУЖЕНИИ, опасное происшествие на подземной шахте, горной выработке, подземном складе или хранилище, в транспортном тоннеле или рекреационной пещере, связанное с внезапным полным или частичным разрушением сооружений, создающее угрозу жизни и здоровью находящихся в них людей и/или приводящее к материальному ущербу.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА РСЧС, система, предназначенная для сбора, комплексной обработки оперативной информации о ЧС и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации ЧС.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЕДДС, совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированное выполнение задач, возложенных на ЕДДС, и являющихся составной частью местной подсистемы автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.

АКТ ПРАВОВОЙ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ) ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, международное или правительственное решение (конвенция, соглашение, пакт, закон, постановление), решение местных органов государственной власти, ведомственная инструкция и т.п., регулирующие правовые взаимоотношения или устанавливающие ограничения в области охраны окружающей природной среды.

АКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, воздействие на метеорологические и др. геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения причинения возможного вреда от них населению и экономике.

АКЦИЯ ТЕРРОРИЗМА (угол. законод.), совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих угрозу гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно-опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угрозу совершения указанных действий в тех же целях.

АЛЬФА-ИЗЛУЧЕНИЕ, вид ионизирующего излучения - поток положительно заряженных частиц (а-частиц), испускаемых при радиоактивном распаде и ядерных реакциях. Проникающая способность А.-и. невелика (задерживается листом бумаги). Опасно попадание источников А.-и. внутрь организма с пищей, воздухом или через повреждения кожи.

АНАЛИЗ ОПАСНОСТИ, процедура выявления потенциальных событий, влекущих за собой реализацию опасности; анализ механизмов подобных событий, вероятности их возникновения; определение уязвимости территорий и степени риска для общества.

АНАЛИЗ РИСКА, процесс определения угроз безопасности системы и отдельных ее компонентов, определения их характеристик и потенциального ущерба, а также разработка мер защиты.

АНТИДОТЫ (ПРОТИВОЯДИЯ), лекарственные средства для лечения отравлений, способные либо обезвреживать само ядовитое вещество, либо предупреждать или уменьшать его вредное воздействие на организм.

АНТРОПОГЕННАЯ АВАРИЯ, опасное происшествие на объектах экономики с угрозой для жизни и здоровья людей, прямо или косвенно вызванное недостатками (ошибками) в деятельности человека.

АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ, загрязнение, возникающее в результате деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на интенсивность природного загрязнения.

АПТЕЧКА, набор (ассортимент) медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи пораженным (больным).

АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ, выпадающие или конденсированные осадки.

АЭРОЗОЛИ, дисперсные системы, состоящие из жидких или твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газовой среде (обычно в воздухе).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница